Наталия 6 января 2021, 18:14 5 января 2021 года, на 67-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался настоятель Свято-Троицкого храма г. Тамбова протоиерей Виктор Шальнев. 5 января 2021 года, на 59-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Шахтинской епархии, настоятель храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона г. Гуково Ростовской области иерей Олег Бурлаков. Наталия 6 января 2021, 18:03 30 декабря 2020 года, на 44-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Краснослободской епархии, клирик Покровского мужского монастыря села Дракино Торбеевского района Республики Мордовия диакон Георгий Вьюшкин. 5 января 2021 года, на 67-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался настоятель Свято-Троицкого храма г. Тамбова протоиерей Виктор Шальнев Наталия 6 января 2021, 18:01 29 дек. 2020 года, на 49-м году жизни, в результате осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался наместник Космо-Дамиановского мужского монастыря в пгт Партенит (Крым, Симферопольская еп.) архимандрит Амфилохий (Осоченко). 1 января 2021 года, на 58-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался клирик Орской епархии, благочинный Гайского округа, настоятель кафедр. собора праведного Иоанна Кронштадтского г. Гая Оренбургской обл. прот. Игорь Никифоров. Наталия 6 января 2021, 17:57 19 декабря отошел ко Господу инок НИКОЛАЙ, насельник Свято-Успенского Свияжского м-ря (причина смерти неизвестна). 19 декабря отошла ко Господу матушка СТЕФАНИДА Ильницкая, ок. 80 лет, супруга прот. Алексия Ильницкого. 21 декабря 2020 года на 91-м году жизни отошел ко Господу настоятель Воскресенского храма поселка Красное (Ярославский район Ярославской области) архимандрит Феогност (Васенин). 29 декабря 2020 года, на 42-м году жизни, от осложн-й, вызванных коронави-ой инфекц-й, скончался клирик Костромской епархии, проректор по воспитательной работе Костромской духовной семинарии, штатный священнослужитель Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы иерей Виталий Бабушкин.

http://pravoslavie.ru/133481.html

24, 29). Подлинность событий, описанных в книге, подтверждается историческими находками, найденными клинописями, которые описывают сношения ханаанских народов во времена Иисуса Навина. Составитель книги нигде не упоминается по имени. Некоторые критики говорят, что книга написана во времена Давида, даже позже, потому что, когда она была написана, евусеи жили в Иерусалиме. Только царю Давиду на 8-м году своего правления их удалось изгнать. Однако, согласно (Нав. 6,16, была жива еще Раав-блудница. Можно допустить, что книга была написана ранее. У нас нет никаких оснований не приписывать ее Иисусу Навину. Библия ясно говорит о том, что Иисус Навин вписал «слова сии в книгу закона Божия.» (Нав. 24,26) Различные места с подробными описаниями указывают, что писавший пережил сам все то, что описал в своей книге. Во всяком случае, Иисус Навин сам записал значительные события, свидетелем которых он являлся. Талмуд также приписывает авторство Иисусу Навину. Только последние пять стихов дописаны позже Иехасом. Подлинность книги подтверждается различными библейскими источниками. Переход через Иордан (упоминается в 113 псалме), падение Иерихона, спасение Раав (Евр.11, 30), проклятие Иерихону (книга Царств), союз Израильтян с гаваонитянами и ряд других событий упоминается в других книгах Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Главная тема книги Иисуса Навина — завоевание земли обетованной. Этим завоеванием Израиль обязан только союзу с Богом и верности Господней. Только Господь претворил завет в жизнь и даровал родину израильскому народу. Поэтому автор книги особо подчеркивает исключительное вмешательство Бога в историю Израиля. Первый раздел — это приготовление к завоеванию, главы 1-5. Сюда входят приготовление к походу, разведка в Иерихон, история с Раав-блудницей, переход через Иордан, обрезание, праздник Пасхи и введение. Второй раздел книги включает главы 6-12 и заключает в себе падение Иерихона, первые препятствия, взятие города Гая, подчинение юга, севера, победы над царями.

http://sedmitza.ru/lib/text/432114/

Рис. 4. Ворота в Хирбет эль-Макатире 25 В конце 1990-х гг. была предложена другая идентификация Гая, исходящая из новой идентификации Вефиля. Дэвид Ливингстон (David P. Livingston) указал, что точное расстояние от Иерусалима до Бейтина 14, а не 12 римских миль. На расстоянии 12 миль находится другой археологический объект – Эль-Бире (El-Bireh), который и следует рассматривать в качестве Вефиля 26 . Рядом с El-Bireh находится Хирбет эль-Макатир (Khirbet el-Maqatir), где с 1995 г. проводил раскопки Б.Г. Вуд. Вуд пришел к выводу, что Гай располагался в период ранней бронзы на месте et-Tell, и последний, действительно, может быть идентифицирован как Гай – но только времен Авраама ( Быт.12:8 ), в пользу чего говорит и арабское название et-Tell, и библейское (всегда с опр. артиклем), означающие «холм на месте развалин». Позже поселение переместилось на 1 км к западу 27 и находилось на месте современного Хирбет эль-Макатира. Б.Г. Вуд приводит целый ряд соответствий между библейским текстом и археологией Хирбет эль-Макатира, что дает дополнительные аргументы в пользу того, чтобы рассматривать этот объект в качестве кандидата на идентификацию с библейским Гаем: 1) Гай располагался рядом с Беф-Авеном ( Нав.7:2 ), в качестве Беф-Авена при новой идентификации рассматривается Beitin; 2) Гай находился на восток от Вефиля ( Нав.7:2 ), который теперь отождествляется с El-Bireh; 3) местом для засады между Вефилем и Гаем (На.8:9) могла служить глубокая долина Wadi Sheban; 4) холмом на север от Гая, ставшим командным центром Иисуса Навина, мог быть Jebel Abu Ammar в 1,5 км на север от Kh. el-Maqatir; 5) описанная в Библии плоская долина к северу от Гая ( Нав.8:14 ) может быть отождествлена с Wadi Gayeh; 6) крепость времен Иисуса Навина ( Нав.7:3, 5; 8:29; 10:2 ) может быть идентифицирована с крепостью размером 3 акра в Хирбет эль-Макатире (датируется по керамике XV в. до Р.Х.); Рис. 5. Стена крепости в Хирбет эль-Макатире в западной части сохранилась высотой до 1,2 м 28 7) ворота на севере Гая ( Нав.8:11 ) соответствуют северным воротам указанной крепости;

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Таким образом, будет соблюдена и Божественная Троица, и святая проповедь о Единоначалии. Св. Феликс I (S. Felix I) 5.I.269 г.–30. XII.274 г. «...Римского епископа Дионисия, после девятилетнего управления Церковью, сменил Феликс» ( Евсевий Памфил . Церковная история. VII, 30, 23). Согласно Liber Pontificalis, он был римлянином, его отца звали Константин. Сведения о понтификате св. Феликса не сохранились; известно лишь, что он похоронен в катакомбах Каликста. Память св. папы по римскому календарю – 30 мая. Сочинения Во время заседаний III Вселенского (Эфесского) Собора св. Кирилл Александрийский в своей полемике против Иоанна Антиохийского и его единомышленников, ссылаясь на авторитет св. Феликса, привел выдержку из его сочинения, которая затем была помещена и издана в деяниях этого собора. Текст приводится по: Деяния Вселенских Соборов. – Каз. 1892. – т. 2. С. 34. «Что же касается до воплощения Слова и веры, мы веруем в Господа нашего Иисуса Христа, рожденного от Марии Девы, (веруем) что Он есть вечный Сын Божий и Слово, а не человек, воспринятый Богом, так чтобы (человек) был другой от Него; потому что не так воспринял человека Сын Божий, чтобы быть иным от него (существом), но будучи совершенным Богом, сделался вместе и совершенным человеком, воплотившись от Девы». Св. Евтихиан (S. Eutychianus) 4.1.275 г. «Преемником Феликса, пять лет управлявшего Римской Церковью, стал Евтихиан» ( Евсевий Памфил . Церковная история. VII, 32, 1). Liber Pontificalis говорит, что он был родом из италийского города Люни (этот город был разрушен еще в древности и в дальнейшем не восстанавливался), отца его звали Марин. Надгробие св. Евтихиана было найдено в катакомбах Каликста. Его могила была первым захоронением в Папской крипте; на ней сохранилась надпись на греческом языке: EΥTΥXIANOC 75 . Память св. папы Евтихиана отмечается по римскому календарю 7 декабря. Св. Гай (S. Gaius) г. " Евтихиан... оставил свое место Гаю, нашему современнику« ( Евсевий Памфил . Церковная история. VIII, 32). Liber Pontificalis называет родиной св. Гая Далмацию. «Мучение св. Сузанны» говорит о родстве Гая с императором Диоклетианом, но это совершенно лишено исторической достоверности 76 . Похоронен св. Гай на кладбище св. Каликста. Надгробная надпись на греческом языке на его могиле была найдена и восстановлена по фрагментам знаменитым римским археологом де Росси: КАТ ПРО I КАΛ ΜΑΙΩΝ (Положение Гая епископа в 10 календы мая 77 )

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3. В Риме папы Антера и мученика. 4. В Крите Тита, ученика апостольского. В Риме мучеников Приска пресвитера и Прискиллиана и Венедикты и Дафрозы. 5. В Риме св. Телесфора папы и мученика. В Антиохии св. Симеона монаха. 6. Св. Макры девицы при Рикциоваре правителе. Епифания Господа, т.-е. явление, откровение Господа (Крещение). В так называемом иеронимовом римском мартирологе: Января 1. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа по плоти. На востоке Стефана, Никомедии, Евфросия епископа, Примиана и других девяти. В Реции Евентия, Гермета. В Бононии Гая, Ираклия. В Африке Виктора, Феливса, Нарцисса, Аргира и других четырех, Папы, Примиана, Сатурнина. Еще Сатурнина, Виктора, Гонората, Левса, Ермы. В Риме по Аппиевой дороге короны (венчание чрез мученическую кончину) 30 воинов. В Равенне успение св. Севера исповедника. В Августодуне 80 успение блаженного Агриппина епископа. В руспийском граде успение блаженного Фульгенция епископа и исповедника 81 . 2. В Антиохии Сиридона, епископа того же места. Стратоника. Макария аббата (настоятеля), Сатура, Поссессора, Фирма, Максимиана, Акутиона, Тимофея, Гересия, Артаксы, Виталия, Акуты, Товии. И в Ефиопии Рутулы, Клавдии, Авриги, Виталия. В Иерусалиме Стефана. 3. В Геллеспонте в городе Парефии Кирика, Прима, Теогена. И в городе Томах Клавдиона, Евгения, Рода и трех братьев Аргея, Нарцисса и Маркеллина отрока, Христианифила епископа, Евгента, Родона. В Африке Люцидея, Марциала, Статулиана, Константина, Поссессора, Иларина, Пенники, Фирма, Кандида, Рогатиана, Евгении, Акуты. Еще Кандида. В Париже св. Геновезы девы. В Вьене блаженного Флорентия епископа и исповедника. 4. В Африке Акилина, Гермина, Евгента, Марциана, Квинта, Феодота, Трифона. На востоке в Бононии городе Ермы, Агея, Гая, Петра, Марка, Серена, Сенна, Анастасии. 5. В Африке Феликса, Секунда, Гонора, Лукиана, Кандида, Ианнуария, Целесфора, Иокунда, Акута, Петра, Марка, Серена, Сенна, Анастасии. В Иерусалиме Симеона пророка, когда Мария с Иосифом принесла ему Иисуса Христа и успение самого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Херея умер, не дрогнув, под первым же ударом меча. Луп, вследствие своего отчаяния, не так счастливо окончил жизнь свою; ему пришлось нанести повторный удар, так как он недостаточно спокойно подставил свою голову. 6. Несколько дней спустя наступил праздник поминовения усопших, когда римский народ приносит жертвы в память своих покойников 1201 . Тогда же римляне почтили и память Херея, бросив в честь его лепешки в огонь и умоляя его быть милостивым к ним и не воздавать злом на народную неблагодарность. Таков был конец Хереи. Сабин же, которому Клавдий не только простил его вину, но которого он даже утвердил в его прежней должности, счел бесчестным отречься таким образом от прежних своих товарищей по заговору и сам покончил с собой, бросившись на меч, который вонзился в его тело вплоть до самой рукоятки. Глава 5 1. Между тем Клавдий немедленно удалил из войска все ненадежные элементы, а затем издал указ, которым утверждал за Агриппою власть, дарованную ему Гаем, причем отозвался о царе в весьма лестных выражениях. Он прибавил к его владениям все области, которыми правил дед Агриппы, Ирод Великий, а именно Иудею и Самарию. Эти области он отдал ему как принадлежавшие ему по праву рождения. Кроме того, Клавдий предоставил ему еще Авилу 1202 , которою управлял некогда Лизаний, и всю местность в пределах Ливанского хребта. Затем он на Форуме в Риме заключил клятвенный союз с Агриппою. Антиоху он подарил отнятые у него владения, а именно часть Киликии и Коммагену 1203 . Вместе с тем он освободил также алабарха Александра [Лисимаха], который навлек на себя гнев Гая и томился в темнице; он был с ним издавна дружен, тем более, что тот заведовал делами его матери Антонии. Сын этого алабарха женился на дочери Агриппы, Беренике. Когда Марк – так звали сына алабарха – умер, Агриппа выдал его вдову за своего брата Ирода и упросил Клавдия предоставить Ироду царство халкидское. 2. В это время произошли смуты между иудейским и греческим населением города Александрии. Дело в том, что после смерти Гая, под властью которого народ иудейский был очень притесняем и подвергался со стороны александрийцев страшнейшим насилиям, он воспрянул духом и немедленно взялся за оружие. Клавдий приказал египетскому наместнику подавить смуту. Вместе с тем он, по настоянию царей Агриппы и Ирода, отправил в Александрию и в Сирию указ следующего содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 1.2 Стену миновал: Тело убитого императора провезли мимо Нисибина по пути в киликийский Тарс, где оно и было похоронено. 1.4 Аммиан (Amm., res. gest. XXV, 9.1 (E)) сообщает, что персидский штандарт на башне Нисибина водрузил персидский сатрап Бинес. Имя Bineses, видимо, происходит от перс. Beneš. 3.3 Прп. Ефрем упоминает события первой осады в 350 г., когда брешь, пробитая персами в стене, едва не стала причиной падения города. Только отвага защитников и Божия помощь спасли Нисибин от неминуемого захвата. Факт спасения города из весьма опасной ситуации подтверждает и сам Юлиан (Jul., or. II, 63А67А (E1)). 4.1 Мф. 5:37. 4.6 Почти дословная цитата из кн. Бытия: «ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3:19 ). 8.2 Имеется в виду, как это ни странно, император Константий, считавший борьбу с набегами персов в конце жизни своей главной задачей. 8.6 Царем... славных: то есть Иовианом, другом Константия и Константина. 10.4 «Историософская» концепция прп. Ефрема предусматривает, что войско при Константии было заражено язычеством и было достойно погибели, но все же сохранялось «верующими царями» (выражение Мар Афрема). Константию Ефрем был готов простить за его антиязыческие меры даже арианство. 11.6 Ср. Amm., res gest. XXV. 7,14 (Е 2); также Zos., h. e. Ш.30, 5 (E 2). Страдания во время отступления армии были весьма значительными, хотя слова о поедании мертвецов кажутся некоторым преувеличением. 12.1 Гай (): город, который упоминается в Ис. Нав. 7:126 . Иисус Навин послал против этого города небольшое войско. «Жители Гайские убили из них до тридцати шести человек, и преследовали их от ворот до [места] Севарим, и разбили их на спуске с горы; отчего сердце народа растаяло и стало, как вода» (Ис. Нав. 7:5 ). Причиной этой трагедии был некий Ахар (χρ, , сир. ), захвативший себе добычу из заклятого (херема), за что его побили камнями и сожгли. Эпитет «слабые», видимо, свидетельствует о малочисленности населения Гая, хотя Бек дал в переводе ед. ч. «dem machtlosen» (Beck 1957а: CJ, 78 (О 3.2)), несмотря на знак seym.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

27) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 28) Критические издания Н. 3. дают для Тит. 3,10 " после первого и второго вразумления " . В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова " и второго " . 29) См. Пс. 108,8; Деян. 1,20. 30) См. Иоан. 13,25-26; 19,26; 21,20; Матф. 17,1 сл.; Лук. 9,28 сл. 31) Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 32) См. Галат. 2,11 сл. 33) См. 1 Кор. 15,9. 34) См. Иоан. 5,31. 35) См. Деян. 16,3. 36) О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо-востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13,3). 37) Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138-161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161-180). 38) Точнее, Элевтер - епископ Римский в 177-192. Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 39) См. Марк. IV 4. 40) Маркион запрещал брак. 41) Нигидий - видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 42) Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere... 43) Апостольские церкви были основаны самими апостолами - в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20,5; III 15,34. 44) Саддукеи - влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно-политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. - I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22,23; Деян. 23,8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 45) См. Герм. 2-3; 6. 46) Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как " ересь Гая " . Между тем речь несомненно идет о " Каиновой ереси " (см. Крещ. 1, прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6,5). Николаиты сурово осуждаются в " Откровении " Иоанна (2,6; 14; 20) за то, что призывали " любодействовать " и есть " идоложертвенное " (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20,118; III 4,25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29,2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/555/...

Regula fideiздecь, собственно. Символ веры в его начальной редакции. См. след. главу. 296 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: curiosus tecum. 297 Критические издания Н. 3.  дают для Тит. 3:10 «после первого и второго вразумления». В тексте, которым пользовался Тертуллиан, отсутствовали слова «и второго». 298 См. Пс. 108:8; Деян. 1: 20.  299 См. Иоан. 13:25–26; 19:26; 21:20; Матф. 17:1 сл.; Лук. 9:28 сл. 300 Например, манихеи, Маркион, возможно, эвиониты. 301 См. Галат. 2:11 сл. 302 См. 1 Кор. 15: 9.  303 См. Иоан. 5: 31.  304 См. Деян. 16: 3.  305 О том, что Маркион происходил с Понта (область на северо–востоке М. Азии), сообщают Юстин (Апология 26; 58) и Ириней (Против ересей IV 6). Что он был корабельщиком, известно также из сообщения Евсевия (Церковная история V 13:3). 306 Валентин и Маркион жили при императоре Антонине Пие (138–161), а, возможно, и при Марке Аврелии (161–180). 307 Точнее, Элевтер — епископ Римский в 177– 192.  Упоминание Элевтера в данном контексте является анахронизмом. 308 См. Марк. IV 4. 309 Маркион запрещал брак. 310 Нигидий — видимо, гностик; известен только из данного упоминания. Гермогену Тертуллиан посвятил специальный трактат. 311 Текст испорчен. Принимаем чтение Rig.: Sic enim apostohis descripsit, solet facere… 312 Апостольские церкви были основаны самими апостолами — в Коринфе, Филиппах, Фессалонике, Эфес и Риме. (См. ниже, гл. 36.) Евсевий (Церковная история VII 10) присоединяет к ним еще кафедру апостола Иакова в Иерусалиме. О Поликарпе и Клименте см. Евсевий V 20:5; III 15:34. 313 Саддукеи — влиятельная (наряду с фарисеями) религиозно–политическая группировка в Иудее в I в. д.Х. — I в. Объединяла по преимуществу высшие слои жречества. Считалось, что саддукеи отрицали воскресение мертвых и грядущий Суд (см. Матф. 22:23; Деян. 23:8; Терт. Воскр. 2; 36 и др.). 314 См. Герм. 2–3; 6. 315 Caiana haeresis Н. Щеглов переводит неверно как «ересь Гая». Между тем речь несомненно идет о «Каиновой ереси» (см. Крещ. 1:прим. 2). Основателем ереси николаитов считался Николай Антиохийский, поставленный в диаконы самими апостолами (Деян. 6:5). Николаиты сурово осуждаются в «Откровении» Иоанна (2:6; 14; 20) за то, что призывали «любодействовать» и есть «идоложертвенное» (ср. Марк. I 29; Климент Александрийский. Строматы II 20:118; III 4:25). Впрочем, Евсевий (Церковная история III 29:2) и другие считали невозможным, чтобы ересиархом оказался преемник апостолов, и были склонны оправдывать Николая. 316

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Ватикан (Vaticanum, этимология слова – предмет дискуссии 1424 ) – район в северо–западной части римских предместий, между горой Марио и Джаниколо (Яникул), на правом берегу Тибра. На ватиканских холмах в начале 1 в. были расположены сады Агриппины, а затем Нерона, дворец Нерона и цирк Калигулы–Нерона. Во 2 в. на месте цирка был построен круглый мавзолей, превращенный затем в церковь Св. Андрея папой Симмахом (498–514). Он был разрушен по приказу Пия VI (1775–1799), чтобы построить сакристию Св. Петра, которая сейчас служит сокровищницей–музеем. Кладбище Ватикана занимает особое место среди христианских кладбищ Рима, согласно традиции, здесь был похоронен апостол Петр после мученической казни на арене цирка Нерона. На этом месте Константин Великий возвел одну из первых римских базилик (рис. 5,6). Археологические работы, организованные папой Пием XII (1939–1958), охватили пространство длиной в 70 м под западной, алтарной частью базилики. Их вела группа римских специалистов: Бруно Мария Аполлоны Гетти (1905–1989), о. Энгельберт Киршбаум (1902–1970), о. Антонио Ферруа и о. Энрико Джози. Работы были связаны с большими техническими трудностями, поскольку литургическая жизнь в базилике на время раскопок не прекращалась. Общая глубина, до которой дошли раскопщики, достигала 9,3 м от современной поверхности. Археологи открыли свыше двух десятков языческих мавзолеев римской эпохи, расположенных в два ряда вдоль древней Корнелиевой дороги (рис. 7). Среди них только один, самый маленький, признается христианским (мавзолей «М»). Это – самый поздний мавзолей Юлия (3 в. или, по другому мнению, – 1–я пол. 4 в.). Его свод украшен композицией, трудной для расшифровки («Христос–Солнце»? Гелиос?), на стенах сохранились остатки сцен с библейскими сюжетами. Мавзолеи принадлежали состоятельным гражданам – это большие прямоугольные в плане сводчатые сооружения, украшенные настенной живописью, напольными мозаиками, мраморными саркофагами и урнами (рис. 8). С точки зрения изучения культа апостола Петра самым важным было открытие под алтарной частью базилики (confessio) небольшой конструкции, «эдикулы», верхняя часть которой не сохранилась (рис. 9). Ни сама эдикула, ни т.н. красная стена, связанные друг с другом, не содержат точных данных для датировки. Исследователи соотнесли это небольшое сооружение со свидетельством Евсевия Кесарийского , который приводит письмо римского пресвитера Гая (Gaius), написанное в понтификат папы Зефирина (198–217): «Я могу показать трофеи апостолов, если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофеи тех, кто основал эту Церковь » (Hist. eccl. 1, 2, 5–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010