Позитивистская точказрения, признающая неизменность некоторых канонов (в этом она приближается кдуалистической позиции), утверждает, что авторитет канонов зиждется не на том,что Дух Святой изрёк их через Святых отцов, а на общем признании их Церковью.Иными словами, если однажды Церковь утвердила каноны как общеобязательные, то вдругой раз она может многие из них отменить или изменить. Этот выводосновывается на убеждении сторонников этого подхода, что жизнь Церкви не изъятаиз общих законов, которым подчиняются все остальные формы общественной жизни.Политические, социальные, экономические, национальные, психические и бытовыеособенности у всех народов, входящих в Поместные Церкви — разные, и меняются стечением времени. Поэтому для того, чтобы, как считают приверженцы позитивизма,внешняя жизнь Церкви не застаивалась, а постоянно развивалась, изменять каноныне только можно, но зачастую и нужно. Из перечисленных выше мнений повопросу изменяемости канонов видно, что диапазон взглядов здесь очень широк. Вкаком же из этих взглядов заключается истина? На наш взгляд, следует исключить позитивистскуюпозицию, которая своими выводами тесно связана с позитивистским подходом,существующим в светской теории права. Но какое же из двух оставшихся мненийистинно: догматическое или дуалистическое? Точный ответ на этот вопрос непрост — особенно если учитывать противоречивую практику применения канонов иизменение (в дисциплинарном отношении) церковного сознания за прошедшиестолетия. Для того чтобы разобраться во всехтонкостях и сложностях канонов, можно попытаться в самых общих чертах изложить,чем же является канон для Церкви, каковы его признаки и значение. Ведь разницаво взглядах на статус канонов объясняется как раз тем, что канонисты сам канонпредставляют по-разному. Рассмотрению этих общих вопросов и посвящена данная статья.   I.Чmo такое канон? В древности греческое слово «канон»помимо других значений обозначало инструмент (линейку) для проведения прямойлинии, нормальную меру, образец чего-либо. В переносном значении канономназывают любое определение или закон, служащий примером для правильноговыполнения какой-либо задачи и мерилом для проверки правильности ее решения .В аналогичном смысле «канон» встречается и у Святых отцов, и в церковном праве.В Новом Завете это слово употребляется для обозначения правила веры и жизнихристианской (Гал. 6:16, Филип. 3:16). Первые три века христианства канониспользуется как определение не единичного правила, а всей совокупности веры ижизни (у свщмч. Иринея Лионского, Поликрата Эфесского, Оригена, КлиментаАлександрийского и других). Однако одновременно это слово употреблялось и всовременном его понимании — для обозначения «определенной нормы церковной жизнии практики, установленной по определенному вопросу» .

http://bogoslov.ru/article/393089

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Христос весь мир искупил Своею Кровию: 1Ин.2:2 . Он спас всех нас: Тит.3 :б. Но спасенные, мы каждый в отдельности должны облечься в спасающую нас благодать Христову: Гал.3:27 . И кто не уверует во Христа, тот и после Его страданий за мир не спасется: Мк.16:16 . Человек в устроении своего спасения должен всеми силами трудиться сам: Филип.2:12 , и быть твердым и непоколебимым в вере: Кол.1:23 . Если св. Апостол при жизни говорил, что он «за собой ничего не знал», но «тем не оправдывался»: 1Кор.4:4 , и не почитал себя достойным: Фил.3:13–14 , то нам грешным и подавно нельзя вперед хвалиться тем, что мы уже спасены, но как спасенные Кровию Христовой от Адамовой скверны: Рим.5:12 , мы непрестанно должны молиться о том, чтобы избежать греховных напастей и оказаться чистыми на страшном суде: Лк.22:36 ; Мф.25:31–40 . Из книги пророка Даниила Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О храме Дан.1:17–19 . Дан.6:10 , Дан.9:3–23 . Пророк Даниил когда молился, обращал свои взоры к разрушенному Иерусалимскому храму. Во время молитвы он растворил окно в горнице и смотрел в ту сторону, где находится Иерусалим: 6:10. Так поступал Даниил потому, что храмоздатель Соломон, при самом освящении храма, просил Господа внимать молитвам людей, которые и из чужих стран будут обращаться к Иерусалимскому храму, и творить им оправдание: 3Цар.8:44–50 . И три отрока, когда молились в вавилонской пещи огненной, то воссылали молитвы к св. храму с его рукотворенными изображениями херувимов: Дан.3:53–51 . Они помнили обетование Божие ( Исх.25:22 ), обращали свой взор к Господу, седящему на херувимах: 1Цар.4:4 . Значит, все они, если молились Богу не в храме, то причиной этого была явная невозможность для них молиться в храме, к которому они относились с должным почитанием. О царской власти О бодрственном состоянии умерших Об иконопочитании Дан.14:23–24 . Здесь говорится о больном драконе – идоле, которого Вавилоняне чтили за бога и которого Даниил «умертвил», т. е. разбил одним комом смолы: ст.27. Но поскольку св. икона не идол, т. е. изображает не ложного бога, то потому сравнивать священное изображение с идолами и кумирами бессмысленно и грешно: 2Кор.6:16 ; ибо идол «мерзость» пред Господом: Иез.8:9 , а икона «святыня великая»: Исх.30:29; 40:9 . Признавать после этого идолом или кумиром без разбору всякое религиозное изображение, в том числе св. икону, значит быть полным невеждою относительно Божеств. Писания: 2Петр.3:16 , и значит считать, что идолопоклонству чрез Моисея научил Сам Господь: Прит.19:3 . Из книги пророка Осии Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О жертвоприношении О причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Поликарпа, как сокровище, драгоценнее дорогих камней и чище золота, и положили их…для празднования дня его мученического рождения и в научение и утверждение будущим христианам». Останки святых (в греч, ta l i psona), почитаются независимо от их нетленности, а из преклонения перед святой жизнью или мученической смертью святого, и тем более, когда очевидны знамения исцелений при молитвах святым о предстательстве их перед Богом. Церковные соборы не раз запрещали (напр., Московский собор 1667 г.) признание усопших людей святыми только по одному признаку нетления их тел. Но конечно, нетление тел праведников принимается, как одно из знамений Божиих о святости этих усопших. Путь христианина Крест Христов — путь, сила и знамя Церкви Догматическое учение Церкви имеет самую тесную связь со всем нравственным строем христианской жизни, оно дает ей верное направление. Любое отступление от догматических истин приводит к неправильному пониманию нравственного долга христианина. Вера требует «жизни по вере». Спаситель определил нравственный долг человека кратко в двух заповедях Закона: заповеди о любви к Богу — всем сердцем, всей душой, всей мыслью, всем разумением, — и заповедь о любви к ближнему как к самому себе. Но при этом Спаситель научил, что подлинное исполнение этих заповедей невозможно без самоотречения в той или другой степени, жертвенности: оно требует подвига . Где же верующий найдет силы для подвига? Он получит их через общение со Христом, через любовь ко Христу, побуждающую следовать за Ним . Это следование в подвиге Христос назвал «игом Его». Возьмите иго Мое на себя… иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть. Он назвал его также крестом. Еще задолго до дня Своего распятия на кресте Господь учил: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Матф. 16:24). «Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот не достоин Меня» (Матф. 10:38). Православный путь христианина это — путь креста и подвига . Иными словами говоря, это путь терпения, перенесения скорбей, преследований за имя Христово и опасностью от врагов Христа, пренебрежения благами мира ради Христа, борьбы со своими страстями и похотями. Такой путь следования Христу прошли Его апостолы. «Я сораспялся Христу», пишет ап. Павел. «Я не желаю хвалиться, только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 2:19; 6:14). Следуя путем Христовым, апостолы закончили свой подвиг жизни мученической смертью. К подвигу, в меру своих сил, призываются все верующие: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Нравственная жизнь не обходится без внутренней борьбы, без воздержания. «Ибо многие, — пишет апостол, — о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова: их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Филип. 3:18-19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Глава 3. Как розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно. (Ин.15,5): «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне». Глава 4. Как члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или дарований Святого Духа совершенны, соответственно достоинству Главы, которая есть Христос. (1 Кор.6,15): «не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?». (Еф.4,15–16): «истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Глава 5. Как невеста Христова, которая соблюдает чистоту, сообразуясь с единою волею Жениха. (Ин.3,29): «Имеющий невесту есть жених». (2 Кор.11,2): «обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою». Глава 6. Как Божии храмы, которые святы, чисты и наполнены единственно тем, что принадлежит к служению Богу. (Ин.14,23): «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (2 Кор.6,16): «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить (в них); и буду их Богом, и они будут Моим народом (Лев.26,12)». Глава 7. Как жертва Богу нескверная и беспорочная, которая во всех членах и частях сохраняет здравою богочестие. (Рим.12,1): «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, (для) разумного служения вашего». Глава 8. Как чада Божии, которые преобразуются в образ Божий, по мере дарованной человеку. (Ин.13,33): «Дети! недолго уже быть Мне с вами». (Гал.4,19): «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Глава 9. Как свет в мире; почему и сами не допускают в себя греха, и приближающихся к ним просвещают в познании истины, чтобы они стали, чем должны быть, или обличились, что они такое. (Мф.5,14): «Вы — свет мира». (Филип.2,15): «в котором вы сияете, как светила в мире».

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Такая вера не может быть действием одного естественного слышания проповеди евангелия, или чтения слова Божия, а есть плод внутреннего, неосязаемого, сверх естественного или благодатного воздействия на человека при чтении и слышании слова Божия. Многие видели И. Христа во время земной Его жизни, слышали Его учение, были свидетелями Его дел, но не уверовали в Него, — даже ученики Его, пока не получили Св. Духа. Много званных, мало же избранных (Мф 22, 14). Слово апостолов ο кресте и ο всем деле искупления для одних было соблазном, для других безумием (1 Кор 1, 23), и потому не вси послушаша благовествования (Рим 10, 16). И церковью Христовой широко возвещается евангелие, но не всеми оно принимается. В учении Спасителя и наставлениях апостолов эта вера и изображается, как плод особого воздействия Божия на призываемых ко спасению. Так, Спаситель говорил неверовавшим в Него иудеям в беседе ο хлебе животном: не ропщите между собою: никтоже может приити ко Мне, аще не Отец, пославый Мя, привлечет (λχση) его… Есть писано во пророцех: и будут вси науч е ни Богом. Всяк слышавый от Отца и нав ы к (μαθν — научившийся), приидет ко Мне (Ин 6, 44–45). Нельзя, следовательно, человеку самому собственными силами прийти к Спасителю; для этого нужно не только внешнее научение, проповедь, но и предварительное действие силы Божией, внутреннее влечение падшего человека ко Христу со стороны Самого Отца небесного. Ученикам, также роптавшим и соблазнявшимся учением ο хлебе животном, Он сказал: никто же может приити ко Мне, аще не будет дано ему от Отца Моего (65 ст.). Когда ап. Петр исповедал Его: Ты еси Христос, Сын Бога живаго, Он сказал ему: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех (Мф 16, 17). В кн. Деяний ап. повествуется, что когда Лидия, женщина из г. Фиатир, слушала разговор ап. Павла с собравшимися в молитвенном доме женщинами, Господь отверзе ей сердце внимати глаголемым от Павла, вследствие чего она приняла проповедь апостола, уверовала во Христа и крестилась (Деян 16, 14), т. е. с достижением проповеди до ее внешнего слуха коснулось ее сердца и действие благодати к уразумению и принятию проповеди. По словам ап. Павла, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор 12, 3), т. е. с живой верой. Он же веру, по началу и происхождению ее, называет плодом Духа (Гал 5, 22; сн. Рим 12, 3; 1 Кор 12, 9), данною от Бога (Филип 1, 20; 1 Кор 3, 5 и др.), ο христианах говорит, что они — верующие по действию державной силы Божией (Еф 1, 19; сн. 1 Кор 2, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В этом новозаветном втором значении слова, благодать есть сила, ниспосылаемая свыше, сила Божия, пребывающая в Церкви Христовой, возрождающая, живительная, совершенствующая и приводящая верующего и добродетельного христианина к усвоению спасения, принесенного Господом Иисусом Христом. Апостолы поэтому в своих писаниях употребляют часто греческое слово kharis (благодать) однозначно со словом dynamis (сила). Термин благодать в смысле силы, даруемой свыше для святой жизни, встречаем во многих местах апостольских посланий (2 Петр. 1:3; 3:18; Рим. 5:2; 16:20; 1 Петр. 5:12; 2 Тим. 2:1; 1 Кор. 16:23; 2 Кор. 13:13; Гал. 6:18; Ефес. 6:21 и др.). Ап. Павел пишет: «Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12:9). Различие указанных значений слова «благодать» и преобладающее понимание его в Священном Писании Нового Завета, как силы божественной, важно иметь в виду потому, что в протестантстве утвердилось учение о благодати в общем только значении великого дела нашего искупления от греха через крестный подвиг Спасителя, после чего (по их мнению) человек, уверовавший и получивший отпущение грехов, находится уже в числе спасенных. Между тем Апостолы учат нас, что христианин, имея оправдание даром, по общей благодати искупления является в этой жизни индивидуально еще только «спасаемым» (1 Кор. 18) и требующим поддержки благодатных сил. Мы «верой получили доступ к той благодати, в которой стоим» (Рим.5:21); «мы спасены в надежде» (Рим. 8: 24). Как же действует спасающая благодать Божия? Как духовное рождение, так и дальнейшее духовное возрастание человека происходит чрез взаимное содействие двух начал: одно из них — благодать Духа Святаго; другое — открытие человеком своего сердца для принятия ее , жажда ее, желание воспринять ее, как принимает влагу дождя жаждущая сухая земля: иными словами — личное усилие для получения, хранения, действия в душе Божественных даров. Об этом содействии двух начал говорит ап. Петр: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… то, вы, прилагая к сему все старание…» (2 Петр. 1:39). О том же читаем и у ап. Павла (Филип. 2: 12-13), т. е. сами содействуйте, но помните, что дает вам благодать Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

6 Обращение Солунян и основание там церкви было величайшим чудом милости Божией, необычайно скоро возродившей и почти совершенно изменившей новообращенных. Посему понятно, что Апостол, воспоминая о сем, не мог не благодарить Бога, а вместе с тем он должен был и просить, чтобы Господь подкрепил и духовно возрастил Солунян. Он и молился о них. И свидетельствует им о сем, чтобы они и сами молились, а также и всемерно старались быть в Боге, для чего прежде всего сохраняли себя чистыми от всякаго греха, а потом, по мере сил, достигали и возможного совершенства, содействуя друг другу всякими услугами, наиболее же всего – молитвами. «Благодарение Бога за Солунян есть свидетельство о великом их преуспеянии», говорит св. И. Златоуст. «Апостол не только хвалит их, но и благодарит Бога, как совершителя их преуспеяния. При том он научает их смирению, как-бы говоря, что все это есть дело силы Божией». «Всегда, говорит, благодарим Бога. И это – не преувеличение. Апостол в Боге жил, и молитвенное к Нему обращение не отходило от сердца его. Такова сила апостольского духа, носителя Духа Божия. Благодарение словом, конечно, было не всегда, но оно всегда было в чувстве сердца, готовое изыти и в слово» (преосв. Феофан). К сему новейший наш толковник присовокупляет: «чувство благодарения Бога за успех своего дела составляло постоянное настроение благоговейного духа великого Апостола языков». «Облекшись во Христа, Апостол как-бы умер для мира, и в нем стал жить Сам Христос ( Гал. 2:20 ). Но, при такой преданности Господу, Апостола никогда не оставляло сознание своего собственного бессилия. Вот почему чувство благодарности Богу постоянно наполняло любвеобильное сердце Апостола ( Еф. 5:20 ). Вот почему почти все послания Апостола языков начинаются благодарением к Богу ( Рим. 1:3, 9 . 1Кор. 1:3–4 . Еф. 1:16 . Филип. 1:4 . Кол. 1:3 )» (См. у Ф. Титова , стр. 96–98). 7 Прежде всего Апостол благодарит Бога за процветание в Солунянах основных христианских добродетелей: веры, надежды и любви, причем вера берется в самом ее широком понятии и поэтому называется делом; любовь понимается как подвиг, так-как языческий мир более жил нежели любовию, которая и ныне приобретается с великими победами над противоборствующими ей чувствами и противодействиями многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Такое отвержение собственной воли должно открываться не только в важных и редких случаях, но и в обыкновенных ежедневных делах и занятиях. Важно и трудно правило сие; но совершенства нельзя достигнуть без великого труда. «Начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова» ( Филип.1:6 ). Предмет наставлений и увещаний Предмет для наставлений часто доставляет самая исповедь кающегося; но случается, что на исповеди священник слышит иногда только обыкновенные грехи немощи человеческой и неважные проступки. Отец духовный хорошо сделает, если для таких случаев будет иметь готовый предмет (а не слова) наставлений. Таким предметом могут быть обстоятельства времени или места, или особенные потребности и нужды, обязанности, выгоды и опасности для духовной жизни в известном состоянии или звании. Обыкновенный предмет сих наставлений: возбуждение отвращения и ужаса к грехам тяжким и легким, возвышенность добродетели, вера, надежда и любовь к Богу и ближнему, опасности для всех общие, искушения, непостоянство духа человеческого, также благочестивые занятия, сообразные с состоянием и званием. А так как отец духовный при Таинстве покаяния есть наместник Иисуса Христа, то он должен предлагать грешникам слово не свое, но Божие. Известно из опыта, что для многих ученых простые человеческие наставления не имеют никакого значения, а слово Божие всегда сильно и действенно. Бог сего требует; на это воля Божия – и дело решеное. Изречения Священного писания имеют особую силу. «Всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован» ( 2Тим.3:16,17 ). Качества наставлений Наставления и увещания отца духовного кающемуся должны быть: 1) кротки и исполнены любви; в словах и в самом звуке голоса его должны обнаруживаться сострадание к кающемуся грешнику и ревность о его спасении. «Братие, (пишет апостол Павел – от авт. ), аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости» ( Гал.6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

2, 12–13), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца на зло. Действие этой силы Божией, вспомоществующей содеянию спасения, апостол уподобляет таинственному действию силы природы, произращающей растения, которая важнее и выше насаждения и орошения (евангельской проповеди:) аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти! Темже ни насаждаяй есть что, ни напаяй, но возращаяй Бог (1 Кор 3, 6–7). Всякое духовное добро, совершаемое христианином, совершается при содействии этой силы: плод духовный, т. е. Духом Божиим в нашем духе порождаемый, есть люб ы , радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание (Гал 5, 22). Духом Божиим христианин крепко утверждается во внутреннем человеке, т. е. делается сильным по духу и достигает такой веры, которой Христос вселяется в его сердце (Еф 3, 16–17). Дух способствует нам в немощех наших, и закону ума нашего подает силу против закона, сущего во удех наших (Рим 8, 26), помогает преодолевать самые сильные искушения (2 Кор 12, 9), научает нас даже молитве: ο чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует ο нас воздыхании неизглаголанными (Рим 8, 26). Сила Божия, руководя и поддерживая нас в течении всей нашей жизни, и завершает наше спасение. Верующие силою жиею соблюдаеми (есте) через веру во спасение, готовое явитися во время последнее (1 Пет 1, 5). Начный дело благо (обращение) в вас, совершит (будет совершать) е даже до дне Иисус Христова (Филип 1, 6; сн. 1 Кор 1, 8). Понятно отсюда, почему апостолы в своих благожеланиях христианам так часто и первее всего выражают желание ниспослания им спасающей благодати от Бога, напр.: Сам Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем (во всей полноте) , и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего И. Христа да сохранится (1 Сол 5, 23; сн. Рим 15, 13; Евр 13, 21 и др.). § 119. Отношение благодати к свободе Господь И. Христос спас нас, приняв человеческое естество в единую ипостась Свою для того, чтобы обожить, возвысить его до возможной степени, без уничтожения, однако, его свойств и без подавления естественных его проявлений и действий, и тем показал, каков должен быть человек, воссозидаемый по Его образу (Рим 8, 29; Еф 4, 13), и как действует в нас сила Божия, сила Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010