б) Израиль, приступавший к Синайской горе, по всем правам семени Авраамова, составлял из себя истинно собор, церковь ветхозаветную в ее отношении к новозаветной, притом находился в особенно-высоком положении в этот момент синайского законодательства, ибо оно было откровением Божиим для всего мира 289 , кроме того он был при этом (в собирательном смысле) органом откровения Божия миру, как Сын Божий первородный (у 70-ти προττοπος) (Исх. 4:22) избранный между всеми ( Втор. 7:6 ) и таким образом был в этот величайший момент своей истории, момент посвящения своего Богу в Его не отъемлемую собственность из всех народов (сл. Втор. 7:6  и др. с Исх. 19 и Втор. 4–5 ), провозвестником (пророком) воли Божией для мира, был совокупно – «царством священников, и народом святым». Βασλειον ερατευμα, κα θνος γιον по 70-ти соотв. евр. (Исх. 19:6). В столь великий момент, когда с Израилем – семенем Авраама заключался завет ветхий (сл. Исх. 19:5  с 8 и др. Иерем. 31:31 и дал. и Евр. 8:8  и дал.), он истинно служил прообразом и Первородного Сына Божия по человечеству в благодатном царстве Христа (срав. Рим. 8:29  с Мф. 2:15 сл. так же Евр. 2:10–12,16–17 ), – в Котором к нам возглаголал на земле Отец ( Евр. 1:2 ), – священника (ερες) по чину Мелхиседекову ( Евр. 5:6  и др.) и христиан, с которыми заключен Новый Завет ( Евр. 8:8–13; 10:16–17 ), – «торжествующий собор, церковь первородных (προτοτκων), написанных на небесах (срав. толков. бл. Феодорита, стр. 646), населяющих град Бога Живого – небесный Иерусалим ( Евр. 12:23, 22 ) т. е. новозаветное царство благодати (срав. Гал. 4:26 ), провозглашающих новозаветную истину всему миру в качестве светил в нем ( Филип. 2:15 ), – представляющих собой род избранный, царственное священство, народ святой (βασιλεον ερτευμα, θνος γιον), взятый в удел, дабы возвещать (πως ζαγγελητε) совершенства Призвавшего его из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий; никогда не помилованных, а теперь помилованных ( 1Петр. 2:9–10 сн. Осии 2:25 ; Рим. 9:25 ; сн. также 1. Петр. 2:12 с Мф. 5:14,16 с. Фил. 2:15 ). В этот, повторяем, великий момент своей истории ветхозаветный Израиль ближе всего стоял к своему новозаветному первообразу 290 . Св. Церковь наша, созерцая преобразовательное значение народа Израильского при Синае в отношении к новозаветному народу Божию, прекрасно изображает это значение в следующих изречениях: «Сионе Божий, горо святая, и Иерусалим, окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе: се бо приидоша издалеча, поклонится Царю Твоему: мир на Израиля и спасение языком» 291 . Или, как почти в одинаковом тоне в одной из песней на Св. Пасху: «Возведи окрест очи твои Сионе, и виждь: себо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя в тебе благословящая Христа во веки» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если допустить, что и Корнилию по твоему явился тоже обыкновенный человек, который назван Ангелом, то и самого Ап. Петра мы должны считать Ангелом же, не так-ли? Митрич молчал. – «Но такая мысль уничтожается с корнем следующим местом. Когда Петр Ангелом хранителем выведен был из темницы, поспешил к дому, где были Апостолы и стал стучать в запертые ворота; служанка, узнавать по голосу Петра, не отворила, но вбежала в дом и сказала: «Петр стоит у ворот». Апостолы, не зная еще о чудесном избавлении Петра из темницы, не верили ей и говорили: «Это Ангел его» ( Деян. 12:6–15 ), – Ангел-хранитель, который есть у каждого человека. Господь говорит, что в воскресение мертвых, сподобившиеся достигнуть будущего века, «будут равны Ангелам» ( Лк. 20–36 ), т. е. подобны Ангелам. Значит, Ангелы есть существа отдельные от людей; существа высшего порядка, одарены разумом как и человек. Ангелы бесплотные духи, а человек облечен плотью и умален немногим перед ними ( Пс. 8:6 ). Ангелы суть святые служебные духи, посылаемые от Бога ( Евр. 1:14 ). Они покровительствуют людям, охраняют их и ополчаются вокруг боящихся Бога ( Пс. 33:8 ). Как бесплотные святые духи, они перед человеком имеют множество преимуществ и таких свойств, каких не имеет человек: они видят всегда лице Отца небесного ( Мф. 18:10 ), для них, как для бесплотных духов, ничто – пространство и запоры, они по своему существу невидимы и являются видимым образом лишь по воле Господа, каковых свойств люди, облеченные плотью, не имеют. Если, по твоему, Ангел есть обыкновенный плотский человек, то объясни мне хотя бы такие случаи и явления: Филипп крестил евнуха царицы Ефиопской и, как только совершил над ним крещение, Ангел Господень восхитил Филиппа из вида евнуха, и Филипп оказался в Азоте ( Деян. 8:39–40 ). Судя по твоему, то Филип сам – Ангел, однако, чтобы мгновенно взять его, явился Ангел и он только восхитил и перенес его в Азот. Или, по твоему, и перенесший Филиппа тоже был обыкновенный человек? Вот тебе еще одно место: «поднял Давид глаза свои и увидел Ангела Господня, стоящего между небом и землею, с обнаженным в руке его мечем, простертым на Иерусалим» ( 1Пар. 21:16 ). Скажи, человек это стоял в воздухе, угрожая гневом Божиим Давиду и Иерусалиму? Человек это был? Такой, как ты?.. Перестань же пустословить, Митрич, и покайся перед Господом Богом за свои нечестивые слова! Ты и без меня, знаю я, известен, что Ангелы высшие разумные существа, в бесчисленном множестве окружающие престол Господа ( Дан. 7:10 ), – но уклонился с пути и, чтобы прикрыть непотребства свои, начал кривить Слово Божие и изрыгать хулу на Господа и Его пречистую Матерь… Страшись, Митрич, этого, может Господь и не простить: «Бог поругаем не бывает» ( Гал. 6:7 )! Знай и верь, что чистый бесплотный посланник Божий – Ангел явился, возвестил и объяснил Пресвятой Деве Марии зачатие Ею Сына Божия, а никто либо иной!

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

апостола „Павла видно, что во времена апостольские клятва не почиталась воспрещенною. Для большего доказательства истины своих слов он нередко употреблял такие выражения, которым нужно приписать значение клятвенных уверений (Римл. 1:9. 9, 1. 2 Кор. 1:23. 11,31. Гал. 1:20. Филип. 1:8. 1 Сод. 2, 5, Евр. 6:16).    Св. отцы нигде в своих писаниях не утверждали, что клятва решительно и безусловно воспрещена, и со всею силою красноречия восставали только против злоупотреблений ею – привычки кляться без нужды, лжесвидетельства и клятвопреступления. «Не грех истинно кляться, говорит блаж. Августин, но весьма великий грех ложно кляться, и тем скорее падает тот, кто получил к клятвам привычку». («Прибавл. к твор. св. отцов», Москва, 1853 г. ч. 12. стр. 572). И св. Григорий Богослов дает такой совет: „остерегайся непрестанно, при всяком случае, умножать тяжкие клятвы, поэтому, или вовсе не клянись, или клянись, как можно, реже“. (Там же, стр. 588). Вообще клятва честная и истинная, благонамеренная, ясно обдуманная, благоговейная, данная с решимостию исполнить то, что утверждается ею, не противоречит словам Господа, а посему „не только позволено, по и должно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу». (Сн. изъяснение третьей заповеди в «Простр. катих. правосл. церкви»).     Пятый пример. (Изъяснение учении о несопротивлении злу). Слышасте, яко речено бысть: око за око и зуб за зуб. Аз же глаголю вам: не противитися злу, но аще тя кто ударит в дееную твою ланиту, обрати ему и другую: и хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу, и аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два. Просящему у тебе дай и хотящего от тебе взяти не отврати, или, как у евангелиста Луки, – от взимающего твоя не истязуй (Мф. V:38 – 40). По закону возмездия (Исх. 21:24. Лев:24, 20. Втор. 19:21) дозволялось наказывать за повреждение членов тела повреждением тех же членов, чтобы „опасением потерпеть то же самое предотвратить злое дело».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо хотя Он, как Слово, всегда седит вместе с Отцем, и из Него и в Нем существует по природе, но, будучи и с плотью, слушал говорящего: «седи одесную мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих» ( Псал. 109, 1 ). Так мы говорим о поклонении ему от нас самих и от святых ангелов. Притом скажем на это, что совершенно разумно порицал он 5 желающих покланяться с плотью ( συν) одному и тому же Сыну, так как слово μετα есть нечто другое, нежели συν, это и сам он 6 утверждает, как выше сказано, говоря, что должно покланяться Ему с плотью ( μετα), но отвергая сопоклонение ( συν) плоти с божеством. Защищение Кирилла Богодухновенный Павел представляет нас весьма способными к рассуждению, говоря: «себе рассуждайте, аще есте в вере» ( 2Кор. 13, 5 ). Ибо хотя ум человеческий по причине самолюбия иногда, если находится вне правого пути и имеет отступательное движение от догматов истины, некоторым образом ленится и боится убедить себя в разладе своих мыслей: однако очень удобно исправить себя внимательным исследованием трудов св. отцов, которые всеми прославляются за правоту и верность догматов; тогда он правильно определит свою веру. Все, имеющие непорочный ум, стараются следовать мнениям св. отцов: потому что и сами они, наполняя ум свой апостольским и евангельским преданием и очень легко, право и непорочно исправив дело веры священным Писанием, были светилами в мире, содержащими слово жизни, как написано ( Филип. 2, 15–16 ). Итак вечной памяти отец наш и епископ Афанасий пишет о Христе Спасителе всех нас в книгах о воплощения: «исповедуем и то, что Он Сын Божий и Бог по духу, Сын человеческий по плоти; не две природы – одного Сына, одну поклоняемую, а другую непоклоняемую, но одну природу Бога Слова воплотившуюся и поклоняемую с плотью ее единым поклонением; ни двух сынов – одного Сына Божия истинного и поклоняемого, а другого от Марии человека непоклоняемого, но по благодати бывшего Сыном Божиим, как и люди»; и еще между прочим: «итак родившийся от Девы Марии, Сын Божий по естеству и Бог истинный, а не по благодати и по участью; по одной плоти из Марии человек, а по духу сам Сын Божий и Бог»; и еще: «если же кто иначе учит из божественных писаний, говоря об одном Сыне Божием и о другом (сыне) от Марии, усыновленном по благодати, как и мы, как бы было два Сына – один по естеству Сын Божий от Бога, а другой по благодати от Марии человек; или если кто говорит, что плоть нашего Господа свыше, а не от Девы Марии; или, что божество превратилось в плоть, или изменилось, или, что божество Господа страдательно; или, что плоть нашего Господа непоклоняема, как (плоть) человека, а не (учит, что) поклоняема, как плоть Господа и Бога: такого святая и соборная Церковь анафематствует, повинуясь божественному апостолу, который говорит: «аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет» ( Гал. 1, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   4) Крест Христов есть начало и конец нашего спасение (Иоан. III:16 – 17; 36). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы же сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем (Матф. X:38; XVI, 24; 19; Лук. XIV:27; Марк. X:21; XVI, 16). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться (Матф. XX:22 – 23; Мар. Х, 38 – 39; Лук. XII, 50)вовремя нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего (Апок. VII:3; Иезек. IX:4).    5) Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся или гнушающихся креста Христова, для отпадающих из-за него от церкви Христовой и для врагов Божиих (Гал. VI:14, 24; 1 Кор. I:18; Евр. XIII:13; VI, 6; Филип. III:18).    И, наконец, 6) крест Христов есть страшное знамение в день страшного и окончательного Суда Божие для всех противников имени Христова (антихристов) (Мф. XXIV:30).    С значением креста Христова тесно связан вопрос о его форме а изображении крестного знамение рукою. Форма креста Христова в разное время изображалась различно, и древнейшая из них несомненно та, которая употреблялась у римлян язычников для распинаемых на крестах. По некоторым свидетельствам она была трехконечная и очень походила на изображение греческой литеры (Т). А у христиан – та, которая сохранилась и до нашего времени. Эта форма двух видов креста: прямого (†) или четвероконечного и восьмиконечного. И то и другое изображение креста Христова свято и достопочитаемо в силу распятого на кресте Господа Иисуса. Но думаем, самую вернейшую и правильнейшую форму креста Своего показал нам собою Сам распятый на кресте Христос Спас наш, распростерший Свои пречистые руки и чрез то как бы привлекший обоя (т. е. иудеев и язычников) к примерению с Богом и спасению чрез Свои крестные страдание, смерть и воскресение. (См. Ж. Лук. I:71 – 74; I. Хр. по ев. и нар. пред. Скворцева. Киев 1876 г., стр. 205. У Фаррара „Жизнь И. Хр.“ пер. Лопухина, стр. 436. 1885 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Образ посвящения, обязанности служения и облачение священников левитских представляют в себе много сторон прообразовательных. Прообразовательные черты в обряде посвящения жреческого заключаются в омовении посвящаемого, в облечении его во одежды, в помазании, в жертвоприношении, в окроплении жертвенною кровию одежды, уха, руки и ноги посвящаемого. Так иереи духовные – верующие и принимаемые в состав тела Церкви Христовой омываются водою крещения ( Мф. 28:19 ), облекаются правдою Христовою ( Гал. 3:27 ), запечатлеваются помазанием Духа ( 1Ин. 2:20, 27 , 1Петр. 4:6 ), соделываются жертвою благоприятною Богови, ( Рим. 12:1 ) очищаются от грехов кровию Христовою, ( Евр. 9:14 ) и так. образом, соделываются способными к живым впечатлениям слова Божия, к ревностному исполнению заповедей Господних и к непорочному шествию по пути спасения 391 . Приготовленные таким образом на служение, чада Церкви Христовой имеют дерзновение приступать к престолу благодати ( Евр. 4:16 ) и исполнять по силе дарованной им благодати обязанности Своего духовного служения: они должны приносить себя в духовную жертву Богу, ( Рим. 12:1 ) 392 возгревать и питать огнь благодати, в них обитающей, и никогда не угашать Духа ( 2Тим. 1:6 , 1Сол. 5:19 ) 393 , возносить молитвы к престолу Божию ( Апок. 5:8 , 1Сол. 5:17 ) 394 , быть светильниками веры и благочестия для славы Божией и спасения ближних, ( Мф. 5:14 , Ин. 5:35 , Филип. 2:15 ) 395 питаться хлебом небесным для жизни вечной 396 . Облачение священников также было прообразовательно по отношению к членам Церкви Христовой. В Апокалипсисе читаем: и дано бысть ей (жене Агнца т. е. Церкви) облещися в виссон чист и светел: виссон бо оправдания святых есть ( Апок. 19:8 ). И в другом месте: Сии облеченнии в ризы белыя кто суть и откуда приидоша? И рече ми: сии суть, иже приидоша от скорби и испраша ризы своя, и убелиша ризы своя в крови Агнчи (7:13–14). В том и другом месте говорится о избранных чадах Христовой Церкви, служащих Христу день и нощь в Церкви Его (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

6) В виду возражения сектантов, что в Евангелии не сказано об установлении елеосвящения Иисусом Христом, необходимо напомнить, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал. 1:11–12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус ( Мф. 28:20 ) и что внушал Дух Божий ( Иоан. 16:13 ); они называли себя слугами Христовыми и только строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ). 7) На вопрос, почему не все после совершения елеопомазания выздоравливают? ответим, – это зависит, во-первых, от воли Божией, ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею ( Рим. 9:15 ). Во-вторых, это зависит и от того, насколько усердна молитва и крепка вера самого больного и окружающих его («и молитва веры исцелит болящаго...» и " молитесь друг за друга, чтобы исцелиться»). Это видно также из того, что Спаситель, для получения от Него исцеления, требовал от приходящих веры: Мрк. 9:23 ; Мф. 9:22–29 . 8) Елей смешивается с вином по примеру того, как милосердый самарянин помазывал раны избитого разбойниками маслом и вином ( Лук. 10:34 ). 9) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при отрицании таинства елеосвящения: Мрк. 6:12–13 ; Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 1:21; 1  Фесс. 5:23. XXXII. О церковном богослужении 1) Церковным богослужением называется собрание молитвословий священных песнопений, чтений Слова Божия и церковных книг, совершаемых по установленным Церковью правилам. Богослужение совершается «благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ), по чину издревле установленному, чем оно и отличается от вновь появляющихся бесчинных «богослужений» совершаемых разными вновь возникающими сектами. 2) Правила богослужения Св. Церковь установила согласно наставлениям и примеру св. апостолов, так напр.: христианам подобает собираться для общественной молитвы в определенных местах или храмах: Деян. 16:13;20:78 , в положенное время или «час молитвы»: Деян. 3:1 , и притом во главе с поставленными «предстоятелями» или пастырями: 1 Фесс. 5:12. Такая молитва называлась «Служением Господу», Богу, или богослужением (ср. Деян. 13:2 ; Филип. 2:17 ). Богослужение составлено из молитв, песнопений и учения Св. Писания, также на основании примера и учения апостольского (см. Деян. 4:2427.3031 ; 1Тим. 2:1–2 ; Ефесс. 5:19; Колос. 4:16 ). На том же основании в богослужение введены разные молитвенные действия, каковы напр., «преломление» «воздеяние рук» и др. ( Деян. 20:11 ; 1Тим. 2:8 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

15 Уа " ллw – бряцаю, касаюсь рукою струн. 16 Примеч. Что значит слово „евангелие?» Греческое eu=agge " lion (благовестие), сложное из eu – благо и a=ggalion, a=ggeli " a – вестие или весть, в теперешнем богослужебном языке употребллетсл большею частию без перевода (От Матфея святого Евангелия чтение). На классическом языке это слово в единственном и множественном числе имеет два значения: 1) благая, добрая, радостная весть, и 2) награда или дар за добрую вест приносящему оную. В Новом Завете это слово употребляется только в первом значении, т. е. той единственной и глаанейшей радостной вести, от которой зависит, которой совершается и в которой содержится спасение людей воплотившимся Сыном Божиим от греховной смерти и возведение их к вечной и блаженной жизни. Посему оно называется: Евангелием Бога о Сыне Его (Рим. I:1, 3; 1 Петр. IV:17; 2 Тим. 2, 8, 9, 15, 16; 2 Кор. XI:7). – Иисуса Христа Сына Божия (Марк. I:1; Римл. I:9, 15, 19; 1 Кор. IX:12, 18; 2 Кор. II. 12; IX, 13, Х,4; Гал. I:7; Филип. 1:27; I Тим. III:2; 2 Тим. I:8), – Царствия Божия (Мф. IV:23; IX, 35, XXIV, 14; Марк. I:14), – спасения нашего (Еф. I:13), – мира (Еф. VI:15), благодати Божией (Дн. XX, 24), – славы Христовой (2 Кор. IV:4; 1 Тим. 1:11) – евангелием вечным (Апок. XIV:6) и просто евангелием или словом евангельским с подразумеваемыми вышеприведенными определениями (Марк. XIII, 10, Дн. XV, 7). 17 Примечание . В западной церкви существуют две крайности: или произвольное самоличное толкование Св. Писания без руководства церкви (у лютеран), вследствие чего в понимании его явилось много неправильных толкований и образовалось множество религиозных сект; или запрещение мирянам читать Библию, разве с разрешения епископа (у католиков). Произвольное, в добавок невежественное, толкование Св. Писания породило недавно и у вас в России секту штундистов. Появилась она в России лет 20-ть тому назад, прежде всего близ Одессы, затем распространилась в губерниях: Херсонской, Киевской, Таврической, Волынской, Екатеринославской, Могилевской и Бессарабии. Первым распространителем штундизма в России был рефорнатский пастор немецкой колонии Рорбах, близ Одессы, Бонекемпер, сам принадлежавший к братству друзей Божиих, или протестантских пиетистов, основанному в Германии в начале XV в. пробстом Яковом Шпенер. Русский штундизм тождествен с протестантским пиетизмом в соединении с анабаптизмом. Штундасты отрицают провославную церковь и ее иерархию, таинства и прав. обряды, имеют своих пресвитеров, выбранных из старших братьев, которые по своему совершают таинства, и перекрещнвают взрослых, поступающих в их секту. В известные часы (sehtunde – час, отсюда и название – штунда) после обеда и вечером сектанты собираются в частный дом, поют свящ. песнопения и читают Евангелие, объясняя прочитанное по своему пониманию, не следуя объяснению прав. церкви. Сами сектанты называют себя не штундистами, а новообращенным русским братством (Церк. Вестн. 1882 г., 42, 48).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

( 2Кор.6,16 ): «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( Лев.26,12 )». Глава 7. Как жертва Богу нескверная и беспорочная, которая во всех членах и частях сохраняет здравою богочестие. ( Рим.12,1 ): «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». Глава 8. Как чада Божии, которые преобразуются в образ Божий, по мере дарованной человеку. ( Ин.13,33 ): «Дети! недолго уже быть Мне с вами». ( Гал.4,19 ): «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Глава 9. Как свет в мире; почему и сами не допускают в себя греха, и приближающихся к ним просвещают в познании истины, чтобы они стали, чем должны быть, или обличились, что они такое. ( Мф.5,14 ): «Вы – свет мира». ( Филип.2,15 ): «в котором вы сияете, как светила в мире». Глава 10. Как соль в земле; почему вступающие с ними в общение обновляются духом в нетление. ( Мф.5,13 ): «Вы – соль земли». Глава 11. Как слово жизни; почему мертвостию к настоящему уверяют в надежде истинной жизни. ( Фил.2,15–16 ): «в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов». Каковы, по требованию Божия слова, должны быть те, которым вверена проповедь Евангельская. Глава 12. Как Апостолы и служители Христовы и верные домостроители Таин Божиих, которые делом и словом неослабно исполняют единственно Господни постановления. ( Мф.10,16 ): «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков». ( Мф.28,19 ): «идите, научите все народы». ( 1Кор.4.1–2 ): «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Глава 13. Как проповедники Царства Небесного к сокрушению имеющего державу смерти в грехе. ( Мф.10,7 ): «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное». ( 2Тим.4.1–2 ): «заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово». Глава 14. Как образец и правило благочестия, чтобы в последующих Господу производить во всем прямизну, а в непокоряющихся чему бы то ни было обличать уклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

г) любить Его. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа ( 1Кор. 16:22 ; срав. Иоан. 14:23 ). д) призывать Его в молитве. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Иоан. 14:13–14 ). Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам ( Иоан. 16:23 ; срав. Рим. 10:13 ; Деян. 22:16 ). е) покланяться Ему. Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр. 1:6 ). Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Филип. 2:10–11 ). ж) исповедовать Его. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Иоан. 4:15 ). Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10:9–10 ). Правда есть в Священном Писании места, которые, на первый взгляд, не согласуются с учением о божестве Сына Божия и Его равенстве со Отцом, и которыми потому издревле пользовались еретики, отвергавшие Божество нашего Спасителя. Но надобно помнить: а) что, по учению Священного Писания, Иисус Христос есть не только Бог, но и человек; б) что, как Бог, Он имеет бытие от Отца, и вследствие того хотя единосущен Ему и совершенно равен, но по личным отношениям есть Сын Отца и занимает второе место в порядке Лиц Пресвятой Троицы; и в) что, наконец, как Искупитель наш, он во дни плоти Своей находился в состоянии добровольного самоуничижения ( Евр. 5:7 ; Фил. 2:6–8 ), соблаго­волив принять на Себя наши грехи, разрешив заклятие, бывшее на нас ( Гал. 3:13 ), и всецело исполнить волю Отца, определившего спасти мир кровью Сына Своего ( Рим. 3:25 ). При свете этих мыслей мы удобно поймем истинный смысл тех мест Священного Писания, на которые во все времена указывали неправомыслящие в опровержение догмата о божестве Господа Иисуса. Так –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010