великих Псалтырях напечатано явствует. февр. 12. Лука 24, зач. 114, ст. 50 и зач 113, ст. 30, и Евангельская стихера 5. Древняя история о принесенной на Тихвину святыню ангелами по воздуху богородичн. иконы. Минея праздничная в каноне иконы Тихвинския, в 3-м тропаре 5-й песнь. Таже и в прочих службах явлению богородичных икон, в месячных минеях, напечатанных в Москве при древних царех и патриархах. Св. Максим Грек в сл. 40. Таже во Псалтыре со возследованием, в слове о крестном знамении, и в Катихизисе великом, и в прочих древлепечатных книгах. Иоанн I, зач. I, ст. 1 Псалтирь со возследованием, в слове о крестном знамении. Св. Максим Грек в слове 40, таже и во Псалтыри со возследованием. Номоканон свят. Отец Афонския горы, в правилах о вселетнем посте. Кормчая от правил св. Апосгол 69, и прочих свят, соборов. Книга Сборник, от многосложного свитка восточных свят. отец числом 1455 подписавшихся, гл. 28, л. 391. В Евангелии новом, святий Леонтий папа Римский, в неделю 1-ю поста. Беседа 1-я на посл. 1-е в Галатам, зач. 199, ст.1477, гл. 1,ст.7, 8 и 9. †) Соборник гл. 28, л. 389. Лука гл. 15, зач. 78, ст. 4, 5 и 6. Иоанн гл.10, зач. 36, ст. 16. Стих тотже. 1 Исключению подвергаются главным образом многочисленные, приводимые в тексте и особенно в примечаниях, подлинные выписки из раскольнических и иных сочинений, на основании коих излагается ход событий; исключаются также все примечания, в которых опровергаются неверные, большею частью самоизмышленные сказания о повествуемых событиях автора „Исторических очерков поповщины “ г. Мельникова. Считаем достаточным сделать здесь общее замечание для читателей, чтобы они с осторожностью пользовались собственно историческими произведениями сейчас названного автора, который был необыкновенно талантливым беллетристом, но не особенно дорожившим историческою истиною историком. 2 Кроме Павла Коломенского, по уверению раскольников, были против соборного исправления церковно-богослужебных книг, и вообще приняли будто бы сторону раскола, епископы: Макарий Новгородский, Маркелл Вологодский и Александр Вятский (Денис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Безпоповцы будут доказывать, что теперь нет священства, так как царствует антихрист, а беглопоповцы и австрийцы, – что и без епископов Церковь Христова временно может оставаться. Беседа переходит на другие предметы: с безпоповцами об антихристе, а с австрийцами и беглопоповцами о незаконности их священства. II. О последнем антихристе Вопрос о последнем антихристе тесно связан с вопросом о пришествии на землю пророков Илии и Еноха, обличителей последнего антихриста, а посему прежде всего следует объяснить слушателям, что Енох и Илия были люди чувственные, подобные нам, за свою богоугодную жизнь взяты на небо живыми (Бытия гл. 5, 4Царств гл. 2, Иисуса Сирах гл. 48), и будут посланы на землю «прежде пришествия дне Господня великаго» (Малах. гл. 4; св. Ипполита «слово об антихристе»). Объяснив это, спросить раскольника: приходили ли на землю пророки Илия и Енох для обличения антихриста? Раскольник ответит, что приходили, как сказано в Евангелии Мф. зач. 71. Но всем христианам известно, что в Писании указывается два пришествия Господня, – св. Иоанн тоже предтеча, но только первого, как и Илия второго, пришествия Господня (Благ. Ев. Мф. зач. 77, л. 145; 39 зач. Мк. л. 50 об.): называется же Иоанн Илиею «общаго ради их служения» (Злат. толк. на 71 зач. Мф.). Раскольник возражает, что под пророками следует разуметь не чувственных лиц, а законы: Енох – закон естественный, Илия – писанный ветхозаветный и Иоанн Богослов – новоблагодатный (кн. о вере). Но в «книге о вере» не сказано, что сии пророки суть законы, а говорится, что, пришедши на землю, пророки будут обличать антихриста сими законами. А что пророки, действительно, приидут чувственно и пострадают от антихриста, об этом сказано в толк. на Апокал. св. Андрея Кесарийского (слово 10, зач. 30), Благовест. Ев. Иоанна (зач. 67), Богосл. Иоанна Дамаскина (гл. 26), кн. Кирилловой (л. 47), в службе св. пророку (20 июля). Илия будет последним мучеником из пророков, как св. Стефан первым из апостолов (Пролог 20 июля). Если допустить мысль о духовном страдании Илии, то должно согласиться, вопреки священному повествованию кн. Деяний, что и Стефан не принял мученической кончины телесно. Если же св. Стефан пострадал «телесно», «чувственно», то так же «чувственно» придут и пророки и так же явится последний антихрист.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

12). О сем царстве благодати, наследуемом верою, и сам Спаситель проповедал, глаголя: исполнися время, и приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мар. зач.2); и паки: деньми четыредесятьми являяся им, и глаголя, яже о царствии Божии (Деян, зач.1). «Якоже бо Давыд чувственное царство прият (читаем в Благовестнике), тако и Господь разумное, емуже несть конца» (л. 12 об.). В царстве же своем Господь над верующими поставил епископов, как пастырей, пасущих стадо Его, по писанному: внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь Господа и Бога (Деян. зач.44). Итак Священное Писание ясно показывает, что Христос, как непресекомое имеет царство на небеси, так и на земли непресекомо царствует и будет царствовать (по слову Архангела Гавриила) в дому Иаковли, то есть в верующих, вовеки, и царствию его не будет конца: ибо оное царство и по кончине мира не прекратится, но только преобразится в царство славы, по слову Апостола: иже (Христос) преобразит тело смирения нашего, яко быти ему сообразну телу славы Его (Филип, зач.24). Вы же, все вообще старообрядцы, проповедуете, что благодатное царство Христово в верующих ныне разрушено: ибо проповедуете, что от лет патриарха Никона Дух Св. не поставляет уже пастырей пасти стадо Христово. Несправедливо было бы обвинять вас в том, что вы проповедуете конец царству Христову в будущем веке, или царству славы, – этого не проповедуете вы; но о благодатном царстве Христове, со всеми дарами Св. Духа в дому Иаковли, т.е. в верующих, вы учите, что оно престало, и это учение ваше не согласно содержащемуся в седьмом члене Символа веры : Егоже царствию не будет конца. Станем рассматривать далее. Может ли быть согласно учение и верование ваше и со сказанным в девятом члене Символа веры : (верую) во едину святую, соборную и Апостольскую церковь ? Церковь свою, как выше сказано, Христос создал со всеми чинами священства (Благовест. Луки зач. 95; Кор. зач.125), и со всеми ко спасению потребными таинствами, как пишет Апостол Петр: вся нам божественные силы Его, яже к животу и благочестию, подана (2Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Далее – обычное последование вседневной (субботней) утрени. 3) На литургии: тропари на «Блаженны» берутся из Триоди, песнь 3-я и 6-я, на 8. По входе – тропарь: «Глубиною мудрости...», «Слава» – кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне»: «Тебе и стену и пристанище...». Прокимен, гл. 6: «Души их во благих водворятся». Стих: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...». Апостол – дня (Кор., зач. 146-е) и заупокойный (Сол., зач. 270-е). Евангелие – дня (Лк., зач. 105-е) и заупокойное (Ин., зач. 16-е). Причастный стих: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род» (см.: Триодь Постную). Мясопустная Неделя, как уже было сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. Это воспоминание совершается для того, чтобы грешники – по грубости своей духовной природы – в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в богослужебных стихирах и тропарях этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим. Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог – милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд – праведным и неподкупным испытанием («неумытным истязанием», «неумытным судом»). Все равны будут перед праведным судом Божиим: «В чину своем, монах и иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдовица и дева исправится (будет испытана): и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное». Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели 1. Поминовение усопших в субботу («родительская суббота»). 2. В Неделю на утрени – пение 136-го псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных стихир: «Покаяния отверзи ми двери...» 3. На литургии в воскресенье — прокимен: «Велий Господь...», Апостол — Кор., зач. 140-е. Евангелие (о Страшном суде Христовом) – Мф., зач. 106-е. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой – «Радуйтеся, праведнии...».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Это мнение ваше ясно показует себя в третьем и главном из предложенных здесь вопросов: «совершенность второго закона состоит в жертвоприношении ли, и каком именно?». На сей вопрос ваш ответствую: в жертвоприношении, и именно в приношении тела и крови Господни. Ибо сам Господь назвал кровь свою кровью завета: сия есть кровь Моя нового завета (Мф. зач. 108), назвал и самым заветом: сия чаша новый завет Моею кровью. И сия жертва нового завета есть источник, корень и вина всех добродетелей христианских: без нее истинного совершенства, сподобляющего жизни вечной, достигнуть невозможно; тем паче невозможно заменить оную какою-либо внутренней жертвой. А о том, что новозаветная жертва тела и крови Господни паче и совершеннее всех жертв ветхозаветных, ясно глаголет Апостол Павел: Христос пришед архиерей грядущих благ, большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею, ниже телчею, но своею кровью. (Ниже:) Кольми паче кровь Христова, иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (зач. 321). И паки: приступисте… и к ходатаю новаго завета Иисусу, и крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева (зач. 332). И паки: имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровью Иисус Христовою, путем новым и живым (Евр. зач. 324). Равным образом о немощи жертвы ветхозаветной тот же Апостол пишет: невозможно крови козлей и юнчей отпущати грехи (зач. 323). И паки: дарове и жертвы приносятся, не могущия по совести совершити служащаго, точию в брашнах и питиях и различных омовениях и оправданиях плоти, даже до времени исправления належащая (зач. 321). Так учит Апостол. Вы же, беспоповец, вопреки его учению, совершенства жертвы новозаветной пред ветхозаветными признать не хотите, и крови козлей и юнчей не предпочитаете кровь Христову, очистившую совесть нашу от мертвых дел, и вопиющую за нас паче, нежели кровь Авелева! 47 Посему прилично напомнить вам Апостольское слово: Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих, или трех свидтелях умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Согласно изложению П. Могилы, в чин над бесноватыми входят псалмы – 142, 22 и 27, – ряд молитвенных воззваний к Богу, Богородицей святым всех видов, псалом 90 и затем – «Канон молебный к Господу нашему И. Христу... к всем святым, о избавлении недужнаго от обуревания бесовскаго». Таким образом известность в Русской церкви принятого ныне «Молебного последования» начинается не с выхода новоисправленного Московского Требника, а е изданием Требника II. Могилою. В этом «Молебном каноне», однако, по Могилинской редакции, после 6-й песни вводится чтение Евангелия от Марка, из зачала 71 (гл. XVI, ст. 14–17), а молитва – «Отче святый, врачу душ я телес...» заменена особою молитвою («Господи Иисусе Христе... всея твари творче и содетелю»). После указываемой теперь молитвы, заканчивающей «Молебный канон», священник кропит св. водою бесноватого и всех присутствующих, крестообразно знаменует себя и произносит энергическую заклинательную формулу, знаменает крестом бесноватого с произнесением особой краткой формулы, возлагает на голову мощи или крест, а на голову конец епитрахили и свою правую руку и раздельно читает псалом 67 («Да воскреснет Бог»). Затем, прочее содержание чинопоследования имеет здесь такой вид: а) Первое (из принятых ныне) заклинание св. Василия Великого (с добавлением краткого другого, произносимого при возложении на шею бесноватого «священного» пояса) и Евангелие от Матея – зач. 34 (гл. X, от. 1, 5–8). б) Псалом 53, второе заклинание Василия Великого и Евангелие от Луки, из зач. 51 (гл. X, ст. 17–20). в) Третье запрещение из чина оглашения, псалом 117 и Евангелие от Луки, зач. 57 (гл. XI, ст. 14–22). г) С именем Григория Чудотворца первое запрещение из чина оглашения и Евангелие от Иоанна, зач. 1 (гл. I, ст. 1–17), т. е. читаемое на пасхальной утрени. д) (Чтение Символа веры , молитвы Господней и Богородице Дево и) Первое заклинание с именем Иоанна Златоуста , псалом 34 и Евангелие от Марка, зач. 40 (гл. IX, ст. 17–30). е) Четвертое заклинание с именем Иоанна же Златоуста и Ев. от Марка, из зач. 4 (гл. I, ст. 23–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

были двучастные или четырехконечные. Итак, вот прямое свидетельство о древности последнего вида креста 6 , – свидетельство собора, бывшего, за 100 лет до патр. Никона. Добросовестно ли после этого со стороны старообрядцев – отвергать совершенно древность креста двучастного, считать его «новшеством» Никона и лишь осьмиконечный крест называть древле-православным? Только под конец всех этих действий, по словам Евангелиста, налагается на крест «вина Его написана», т.-е. титло с надписью: «сей есть Иисус, Царь Иудейский». Если бы только один Матфей располагал обстоятельства распятия Христова в таком именно порядке, то старообрядцы имели бы повод говорить, что расположение у Матфея случайное и вовсе не указывает на то, что титло было наложено на крест уже после распятия. Но дело в том, что такое же расположение событий мы находим и у Марка, у Луки и Иоанна ( Мк. 15 , зач. 68, ст. 22–26; Лк. 23 , зач. 111, ст. 33–38; Ин. 19 , зач. 60, ст. 17–22), так что считать это расположение произвольным и случайным нет, кажется, никакого основания. Теперь обратимся, собственно, к рассказу о распятии Христовом у Иоанна; вот его описание: И нося крест Свой изыде на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски, Голгофа: идеже пропята Ею, и с Ним ина два, сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский. Сею же титла мнози чтоша от Иудей, яко близь бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху убо Пилату архиерее иудейстии: не пиши: Царь Иудейский: но яко сам рече: царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат, еже писах, писах ( Ин.19 , зач. 60, ст. 17–22). Здесь еще подробнее описано, как происходило распятие, причем здесь та особенность пред другими Евангелиями, что Иисус Христос представляется сам несущим крест свой. Замечательно при этом выражение: «нося крест Свой», из которого видно, что и до распятия и, следовательно, до наложения на крест титла крест был уже крестом Христовым, а не пустою его сению, как думают старообрядцы; на это же указывают и выражения других Евангелистов – Матфея и Марка, которые, описывая, как воины заставили некоего Симона Киринеянина нести за Иисусом крест, говорят: «и сему задеша понести крест Его» ( Мф. 27 , зач. 112, ст. 32), и: «и задеша мимоходящу некоему Симону Курипею, да возмет крест Его» ( Мк. 15, 67 зач., ст. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

Колико мните горшия сподобится муки, иже (тело) Сына Божия поправый (не предпочтетший оное телцу и агнцу), и кровь заветную скверну (равну козлей и телчей) возмнив,еюже освятися (зач. 324)? Вопрос тринадцатый Пишется в 94 зач. св. Апостола: аз живях кроме закона иногда, прищедшей же заповеди грех убо оживе, аз же умрох, и обретемися заповедь, яже в живот, сия в смерть. Спрашивается: о своей ли личности писал сие св. Апостол, или другой чьей? Какая заповедь и кого умертвила, и почему оживляющее послужило за орудие умерщвления? Ответ Вопрошая о значении слов Апостола Павла: аз живях кроме закона иногда и проч., вы, почтенный беспоповец, и здесь имеете мысль, приравнять закон благодати закону сеновному, – показать, что и сей оживляющий закон может послужить за орудие умерщвления. Значение слов апостольских: «аз живях кроме закона иногда» и проч., по объяснению св. Златоуста, таково: Живяше человек кроме закона письменного, Моисейского (якоже Енох, Ной, Авраам), управляем естественным законом совести; естественному закону дан в помощь закон письменный, да уразумеет, чтó есть грех , и уклонится от греха. Но закон обличаше грех, а силы на добродетель, якоже закон Духа, т.е., новоблагодатный, не подаяше и грехов не очищаше: невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи (Евр. зач. 323). И убо по немощи человеческой, без помощи Духа и без отпущения по обличении грехов, грех умножися. Сотворися же сие, да обличен человек во грехе, притечет к благодати, туне оправдающей его кровью Христовой, якоже Апостол глаголет: оправдаеми туне благодатью (Кор. зач. 84), и якоже Иоанн в соборном послании пишет: кровь Иисуса Христа Сына его очищает нас от всякого ггреха (зач. 68). И паки Апостол Павел: закон Духа жизни свободил мя есть от закона греховного и смерти (Римл. зач. 96). Таков разум приведенных вами апостольских слов. Вы же, почтенный вопросител, не желая знать силы закона Духа и жизни, освободившего нас от закона греховного и смерти, уподобляете его ничтоже совершившей законной сени, яже за неполезное отложена: ничтоже бо совершил есть закон (Евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Темже не бяху овцами Петровыми, но вкупостарейшии и пастырие бяху. Пастырь же у пастыря вкупостарейшаго несть овцею, но споспешным другом и спастырем. Второе: аще святый апостол Петр бяше пастырем апостолов, то убо их пасяше или учением или посланием, или повелением, или поучением и обличением. Но ничимже от сих пасяше. Зане сим образом не быша были апостолами, аще бы от святаго апостола Петра учением были пасоми. Се бо свойство апостольско есть от Самаго Бога непосредственне учимым быти, а не от человек. И се есть разнство между иными пастырями и между апостолами. Инии бо пастырие от человек учими бывают, апостоли же от Самого Бога. Се о сем имаши свидетельства от Божественнаго Писания. Сице рече Господь: Утешитель же Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, Той научит вас всему ( Ин.14:26 ; Зач.48). И паки Той же глаголет: Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин.16:13 ; Зач.53). Святый же апостол Павел сице рече: яко несть по человеку ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым. Не пасяше их посыланием ( Гал.1:12 ; Зач.200), ибо святый апостол Петр не посылаше апостолы. Но все от Христа несредственне послани быша равно. И вкупе со святым апостолом Петром прияша силу и власть учения всех язык. Тако, яко новаго посылания от Петра самаго не требоваху. Глаголется во Евангелии еже от Иоанна: Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы ( Ин.20:21 ). Се убо посылает Господь, а не Петр. Не пасяше их повелением. Ибо нигдеже Петр повелеваше апостолом, зане равно вси апостолами бяху. Не пасе их поучением: ни единаго бо от них обличаше. Но паче сам зазорен бе святому апостолу Павлу и обличен. Пишет бо: егда прииде Петр во Антиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе ( Гал.2:11 ; Зач.202). Но речеши, почто убо Господь самому Петру глаголаше? Понеже сам един святый апостол Петр отвержения ради Христа отпа бяше лика апостольскаго. Сего ради паки покаявшагося пред всеми приемлет Христос в первое достояние, да всем явлено будет его паки приятие и удостоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Апостол объявляет анафему (проклятие) всякому, даже ангелу и себе самому, кто посмеет учить о Христе и о пути спасения по-иному, чем это было возвещено им, ап. Павлом ранее ( Гал.1:8 ). Смелость Апостола здесь необычайна, но она справедлива и основательна, ибо он воспринял благовестие не от людей, не от ангелов, но от самого Иисуса Христа. ЗАЩИТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОСЛАНИЯ: Доказательство ап. Павлом своего апостольского авторитета (Гал.1:11–2, 21) 1. Божественный авторитет благовестия ап. Павла (Гал.1:11–24) Для доказательства истины своего учения о свободе от Моисеева закона и о необязательности обрезания, об оправдании только верой во Иисуса Христа, ап. Павел указывает на его богооткровенный источник: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:11–12 ). Поэтому, хотя ап. Павел и не был непосредственным учеником Христа при Его земной жизни, но Самим же Христом был поставлен на один уровень со всеми остальными апостолами и имеет равный с ними авторитет. Сама история обращения Савла в христианство должна показать галатам божественный авторитет его апостольства. До своего обращения он «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» ( Гал.1:13 ), преуспевал в иудействе более своих сверстников, «будучи неумеренным ревнителем отеческих преданий» ( Гал.1:14 ). В этом состояние только Божественная сила могла так изменить внутренний мир Павла, что из гонителя он добровольно стал гонимым, из фарисея – апостолом. За «ревность по Боге» ( Рим.10:2 ) в иудействе, а еще больше в предвидении будущей его ревности в христианстве Бог избрал его «еще от утробы матери» ( Гал.1:15 ), чтобы открыть в нем Сына Своего для благовестия язычникам ( Гал.1:16 ). Ап. Павел указывает, что он даже физически не имел возможности научиться у других апостолов: сразу после обращения он ушел в Аравию, где пробыл неотлучно три года ( Гал.1:16–19 ). Вероятно, в Аравийской пустыне он был посвящен Духом Святым во все тайны христианского учения. Через три года (от обращения) ап. Павел ходил в Иерусалим «видеться с Петром» (тогда же ап. Павел встретился и с ап. Иаковом, «братом Господним» ( Гал.1:19 ), принадлежавшим к числу 70-ти апостолов, автором Соборного послания. Иакову же было явление воскресшего Господа ( 1Кор.15:7 ); он почитался «столпом» Церкви наравне с ап. Петром и Иоанном ( Гал.2:9 ). Он же был епископом Иерусалимской Церкви и председательствовал на Апостольском Соборе ( Деян.15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010