л. 82. Между другими прошениями есть следующее: о намъ льсти съшествиемь стго дха. – По стихирах, л. 87., упоминается о Евангелии Иоан. зач. 65. – Молитвы полагаются все теже, какие читаются и ныне, кроме второй на третьем коленопреклонении: «Боже великий и вечный, святый человеколюбивый». Филофеевой молитвы, помещённой в 344., здесь нет. Прочие разности более относятся к порядку стихир. Л. 98. Слуба за отъпуще грвъ. После тропарей покаянных содержит в себе только чтение из Апостола к Ефес. зач. 220. и Евангелия Матф. зач. 30., но никаких молитв нет. Л. 99 об. Слуба за болщаго. После тропарей – чтения из Апостола Иак. зач. 57. и Евангелия Матф. зач. 25., но молитв нет. Л. 101. Слуба за поко. После тропарей – чтения из Апостола к Солун. зач. 270. и Евангелия Иоан. зач. 16., молитв нет. Л. 102 об. Прокимны и аллилуия воскресные на литургии на все 8 гласов. На 2 и 3. положены не те, какие в печ. служебнике. Л. 103 об. Прокимны и аллилуия дневные. В пяток положен прокимен не тот, какой в печ. служебнике. Там же. Без заглавия, две молитвы над артосом; первая в день св. Пасхи, нач. Радостию велиемь прославимъ; вторая в субботу светлой недели, нач. Ги бе на по плотьскому смотрению. Напечат. в требнике 1639 л. 373 об. Л. 104 об. Без заглавия, благодарственная молитва на приобщение св. таин. Нач. Влко ги бе нашь. наполни стл наша радости. Л. 105 об. На ржт. – т.е. молитва славословия на день Рождества Христова. Нач. Влко хе бе на. преже вкъ ца бе-стрти. Л. 106 об. После приписанное дополнение к службе вечерней на день Пятидесятницы см. л. 86. Правописание Русское. 346 по преж. кат. 892 . Служебник, пергам. в 4 д., уставом, 74 л., в. К переплётной доске приклеена бумажка с надписью: слженикъ писа на печатного двора. На первом листе отрывок из указаний утренних воскресных Евангелий, расположенных по гласам октоиха. С л. 2 до 9. Стишаго и блженаго, констнтина, гра, новаго рима вселенскаго патриарха, филеа, зла т стаго, ставъ, бжественыа слжбы, како достоить сщнник съ диаконо слжити.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Когда наставники изъявили на это согласие, я сказал: Мне желательно напомянуть вам о таинстве смотрения Господня, о котором мы часто поем: «услышах Господи смотрения твоего таинство, разумех дела твоя», – или, иначе сказать, о Божием домостроительстве, без которого древние праведники, от Авеля до Иоанна Крестителя, не могли получить спасения, но при всех своих добродетелях шли во ад. Ибо их собственных добродетелей недоставало пред Богом, по глаголу св. апостола Павла: «вси согрешиша и лишени суть славы Божия» (к Римляном зач. 84); но оправдали их заслуги Искупителя, и все они оправдались туне, благодатью Его, как о том пишет тойже апостол: «Егоже (Христа) предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды своея» (тоже 84 зач.). Христос искупил своею кровью живших прежде его креста, он и всем нам, сущим по кресте, дал то же искупление на очищение наших грехов, святую кровь свою, якоже сам глаголет: «се есть кровь Моя нового завета, яже за многи изливаемая во оставление грехов» (от Матф. зач. 108). И в соборном послании Иоанн глаголет: «кровь Иисуса Христа Сына Его очищает нас от всякаго греха» (1 Иоан. зач. 69). Если же древним праведникам недостаточно было на избавление одних собственных добродетелей, хотя они были и столь знамениты, как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и царь Давид, и сам Иоанн Предтеча, – если таковые праведники одними своими добродетелями не могли оправдаться, то подумайте, братие, нам возможно ли надеяться получить оправдание только своими добрыми делами, без Причастия Крови Господней? Если бы могли оправдать нас одни наши добродетели, то для чего нужно было бы Христу проливать за нас кровь свою? Нет, братие, Он не туне пролил за нас кровь, но ею, по апостолу, открыл нам путь во святая, т. е. в небо (к Евреям зач. 324). Наши добродетели необходимо нужны для спасения, ибо все мы, как пишет апостол, «создани во Христе Иисусе на дела благая» (к Ефессеом зач. 220); но одних добрых дел недостаточно для спасения, как тойжо апостол глаголет: «имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений, по богатству благодати Его» (к Ефессеом зач. 217). Поэтому, братие, я вам и советую, согласно божественному Писанию, оставить самонадеяние на свои добродетели, что будто ими вы можете заменить Причастие Крови Господни. Познайте Господне о вас смотрение; смиритесь пред Искупителем нашим; познайте немощь человеческую; взыщите оправдания Кровию Христовою, дабы и на вас капнула капля крови Божией на очищение грехов ваших. А добродетели наши мы должны приносить Богу, как рабы, по долгу и в благодарение за то, что Он дал честную Кровь свою на искупление наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Аще будем иметь сомнение о двуперстном сложении за то, как показано в 6-м вопросе, что в древних книгах имеется о нем аки бы разногласие, тогда уже подобает отвергнути нашему вопросителю и Евангельское учение, ибо и тамо зрится показание у Евангелистов, различное, яко же отсюду показуется: в молитие Господней «Отче наш» Матфей написа: «даждь нам днесь» (глав. 8), Лука написа: «Подавай нам на всяк день» (зач. 18.); Матфей глаголет: «остави нам долги наша», а Лука глаголет: «остави нам грехи наша»; Матфей глаголет: «ибо мы оставляем должником нашим»; а Лука глаголет: «всякому должнику нашему». От сего различия несть изменения в сказании о молитве: тако и в двоеперстном сложении, вк различном изречении о сложении перст, несть различия во учении; ибо вси глаголют исповедати в двух перстах Божество и человечество. Далее зрится сказание во священном Евангелии, имущее не единогласное выражение, о послании от Христа Апостолов на проповедь : св. Матфей пишет: «ничтоже стяжите на путь, рече: ни сапог» (зач. 35). А Марко написа: «токмо жезл един и обувены в сандалие» (зач. 23), Матфей пишет: «исходящу Исусу от Ерихона, се два слепца седяста на пути» (зач. 88), а Марко единого слепца написа, именно Вартемиа (зач. 48); паки: Матфей повествует, яко, «пришедшу Исусови в страну Гергесинскую, сретоша Его два бесна» (зач. 28); а Лука сказует единого бесна (зач. 38): Матфей написа 9 блаженств (глав. 5), а Лука токмо 4 (глав. 6. С. Х. 20). Паки о разбойниках, со Христом распятых, Матфей и Марко пишут, яко оба разбойника поношаста Ему, а Лука глаголет: «един хуляше, а другий моляшеся: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си». Паки Христу воскресшу от мертвых, Матфей и Марко написаста, яко един Ангел явися мироносицам у гроба, Лука же и Иоанн повествует, яко два Ангела явистася. Паки Лука о тех двух Ангелах сказует, яко «се мужа два стаста пред ними в ризах блестящих» ( Лук. 24 ), Иоанн же глаголет, яко «седяста два Ангела в белых ризах, един у главы, а другий у ногу, идеже бе лежало тело Исусовоа ( Иоан. 20 ). Это приводится о разных изречениях евангелистов, и в Розыске Дмитрия Ростовского в 13 главе 1-й части. Пусть наш сопопросник прежде обратит внимание на вышепоказанное разньство во изречениях во святом Евангелии: тогда уже может заподозривать различное речение в древних книгах о двоеперстном сложении. Что же касательно до большого Катихизиса на листу пятом на обороте, яко бы повелевающем творити знамение честного креста тремя персты: то нашему вопросителю следовало бы прочесть ниже того следующие строки: Вопрос. Како сие бывает, скажи ми. Ответ. Три персты равно имети великий со двема малыми вкупе слагаеми; сим образуем святую Троицу; Бог отец, Бог сын, Бог Дух Святый, и прочее. Вот о каких трех перстах творец Большого катихизиса написал. Яве о двоеперстном сложении, понеже в двоеперстии тремя перстами – великим со двема малыми имеется образование св. Троицы, а двумя исповедается Божество и человечество. Замечание на ответ старообрядца

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Из патриархии мы пошли к месту: Се человек. Оно так именуется потому, что на этом месте была претория, в которую привели к Пилату Господа: ведоша Иисуса от Каиафы в претор (Ин. зач. 59). И здесь Пилат, по поругании Господа воинами, извел его к Иудеем, и сказал: се человек (Ин. зач. то же). На этом месте чрез улицу с одной стороны на другую перекинута каменная арка. Возле арки с правой стороны, если смотреть к храму Воскресения, в древние времена была церковь каменная на том месте, на котором воины Пилатовы поругались Господу, как о том повествует евангелист Иоанн: Тогда убо Пилат поят Иисуса, и би его. И воини, сплетше венец от терния, возложиша Ему на главу, и в ризу багряну облекоша Его, и глаголаху: радуйся царю Иудейский, и бияху Его по ланитома (зач. то же). Эта церковь теперь опять обновлена латинами. В ней сохранены некоторые остатки прежнего деревянного здания церкви и в ней же видимы огромные природные скалы. Эти скалы от места, называемого Се человек, саженях в трех, и сим доказывается, что место Се человек есть материк, а не насыпное, как некоторые предполагают, утверждаясь на том, что производимая французами в нескольких саженях отсюда раскопки идут очень глубоко до материка. Но это может объясниться так, что место Се человек на горе, а то, где делаются французские раскопки, в древности было глубокой лощиной и с течением времени постепенно засыпалось. Крестный путь От места: Се человек, мы пошли обратно к Голгофе по крестному пути. Путь сей называется крестным потому, что здесь Господь наш шел от претории, после произнесенного Пилатом осуждения, к Голгофе, неся крест свой, как повествует о сем евангелист Иоанн: и нося (Иисус) крест свой, изыде на глаголемое лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа (зач. 7). На этом пути показывают три места, на которых Господь от изнеможения падал под тяжестью креста, и называют те места первым, вторым и третьим падением. Уже после третьего падения, воины обретоша Симона Киринейского и на него возложиша крест Господа, как о том повествует евангелист Матфей: исходяще же, обретоша человека именем Симона Киринейска, и сему задеша понести крест Его (зач. 112). Можно ли говорить о чувствиях внимающего христианина, когда он идет по оному пути, по которому Владыка нас ради шел на распятие под тяжестью креста Своего? – На крестном пути есть остаток древней стены и врата, которые вели тогда за город, о чем упоминает Апостол, говоря: темже Иисус, да освятит люди Своею кровью, вне врат пострадати изволил (Евр. зач. 334), и св. евангелист Иоанн говорит: яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса (зач. 7). Хотя теперь св. Голгофа и внутри града, но тогда была вне Иерусалима, за вратами. Показывали мне место, где находился дворец Ирода, в который Владыка наш быль приводим от Пилата, но в которой он местности Иерусалима, я из памяти своей опустил: помню только, что недалече от двора Пилатова. Сион

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Так именно свидетельствует о проповеди таковых учителей книга Деяний Апостольских. И нецыи сшедше (во Антиохию) от иудей (уверовавших во Христа), «учаху братию, яко аще не обрежетеся по обычаю Моисееву, не можете спастися». (Деян. зач. 35). «Восташаже нецыи от ереси фарисейския веровавшии, глаголюще,яко подобает обрезати их, завещавати же блюсти закон Моисеев» (Деян. зач. 36), В таковом учении ясно выражается мысль, что веры во Христа и дел веры, споспешествуемых благодатью, преподаваемой в Таинствах, недостаточно для спасения, но требуется еще и оправдание закона. Посему-то апостол и видел в проповеди такого учения, хотя бы оно и настаивало на соблюдении всех требований христианства, превращение благовествования Христова во ино благовествование: «Чуждуся, рече, яко тако скоро прелагается от звавшего вы благодатию Христовою во ино благовествование... иже хотят превратити благовествование Христово» (зач. 199); видел упразднение от Христа, отпадение от благодати: «упразднистеся, рече, от Христа; иже законом оправдаетеся от благодати отпадосте» (зач. 211); видел неверие в силу и спасительность смерти Христовой: «аще законом, рече, правда, убо Христос туне умре» (зач. 204); " се аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся, Христос ничтоже пользует« (зач. 211). Галатяне не поняли, как вредно такое учение, и прельщались им: того ради и поносимы были от апостола сицевым поношением: »о несмыслении Галате, кто вы прельстил есть не покоритися истине, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят?« (зач. 204). Когда галатяне уповали оправдаться верой во искупление смертью Христовой, и благодатью Христовой получить спасение, они имели упование на Христа распятого; а когда поверили проповедавшим обрезание, как необходимое условие спасения, то упование спасения возлагали уже на закон, от которого никто не оправдался, и посему справедливо заслужили поношение: о несмысленнии Галате. Присмотримся, возлюбленная братия, прилежнее, нет ли ныне посреди нас прелестников, подобных тем иудействующим христианам, которые проповедью о соблюдении закона прельстили некогда галатян отступить от благодати, – хотящих и нас привести во ино благовествование и во отпадение от благодати? И несть ли такожде прельщаемых ими и отступающих от благодати? Христово и апостольское учение Святая Церковь доныне соблюдает неизменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Если сочельник случится в субботу или воскресенье, то царские часы в таком случае переносятся на пятницу. Литургии в этот день не бывает. В сочельник в обычное время совершаются часы и литургия св. Иоанна Златоуста . После обычного литургийного отпуста (т.е. «Христос истинный Бог наш...») затворяются царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинается великая вечерня. В Типиконе указывается, что следует петь псалом 103: «Благослови, душе моя, Господа», затем «Блажен муж...» 46 (см. Типикон, под 6 января). Но в практике, поскольку вечерня совершается отдельно от литургии, положено обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, Царю Небесный», Трисвятое и т.д. (см. Богослужебные указания на 1951 г., с. 57 и на 1950 г., с. 84). После входа с Евангелием – «Свете тихий...», прокимен дня и паремии, после которых – малая ектения и возглас: «Яко свят еси Боже наш» (см. К. Никольский , с. 545; Богослужебные указания на 1950 г., с. 85). Трисвятое не поется, но сразу прокимен: «Господь рече ко мне». Затем следует чтение Апостола (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53), ектении: «Рцем вси»; «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним вечернюю молитву», после возгласа сразу «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен Христос Бог наш». Хор: «Аминь», «Утверди, Боже...». Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе...» и отпуст обычный. После вечерни прославление. Краткая схема вечерни в Рождественский сочельник Если нет литургии Если есть литургия После чтения паремий, малой ектении и возгласа – хор: «Аминь» («Святый Боже» не поется), а диакон: «Вонмем». Прокимен: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты...». Следует чтение Апостола (Евр., зач. 303) и Евангелие (Лк., зач. Затем ектения: «Рцем вси», «Сподоби, Господи...» и ектения: «Исполним вечернюю». Возглас «Премудрость и прочее по обычаю и отпуст обычный (но в календаре на 1976 год указан отпуст праздничный). На литургии читаются Апостол (Гал., зач. 207) и Евангелие (Мф., зач. 53).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Неделя святой пятидесятницы (Евангелие от Иоанна, зач. 27, гл. 7, ст. 37–52; гл. 8, ст. 12; Апостольские Деяния, зач. 3, гл. 2, ст. 1–11). 1) Господь – источник воды живой. Вода живая – слово Божие и благодать Святого Духа. Идите к Нему... Не думайте, что Господь откажет в Духе Своем, если пожелаете. Пример Агари в пустыне. Вот она «оглянулась и колодезь воды живой перед нею». 2) Мы жилище Святого Духа. Не будем осквернять тело, в котором живет Дух Божий. Какое общение света ко тьме? Животворящий Дух не может жить в душе грешной, в теле нечистом... 3) Присутствие Святого Духа в человеке обнаруживается, главным образом, истинным просвещением его, чистотою сердца, в духовной крепости сил ( Лк.24:49 ) и в способности духовного утешения. 4) Имеем ли мы Святого Духа? День святого духа (Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10–20; Апостол к Ефесянам, зач. 229, гл. 5, ст. 9–19). 1) Никого из христиан нельзя презирать (ст. 10), потому что каждый христианин находится под особенным покровительством Божиим ( Притч.14:21 ; Ис.49:13–15 ). Ради спасения каждого христианина пришел на землю Сын Человеческий (ст. 11). Вся жизнь христианина располагается по воле Отца нашего Небесного (ст. 14). 2) Обязанности каждого христианина – заботиться об исправлении недостатков людей близких и согрешающих против него (ст. 15; Иак.5:19–20 ), убеждая и обличая их со всяким долготерпением, пока не истощились все средства (ст. 17; Деян.20:26–27 ). 3) Дух Господень на нас... Но где Он? По чему видно, что мы получили Духа... Если расточили мы святые дары Духа, «живя блудно», затеплим снова в себе святой огонь Святого Духа покаянием и молитвой. Нужна жажда духовная ( Ин.7:37 ). Средства к утолению этой жажды ( Ин.6:35, 54 и 55). 1-я неделя по пятидесятнице, всех святых (Евангелие от Матфея, зач. 38, гл. 10, ст. 32, 33, 37, 38; 19:27–30; Апостол к Евреям, зач. 330, гл. 11, ст. 33–40; гл. 12, ст. 1–2). 1) Изображение свойств истинного христианина (ст. 32 – 19:30): а) его преимущественная и исключительная любовь ко Господу (ст. 37) и стремление Ему Единому угодить ( Гал.1:10 ); б) его открытое исповедание веры пред людьми (ст. 32, 33); в) непривязанность ни к чему земному (ст. 29); г) безропотное несение своего креста (ст. 38); д) совершенное смирение (ст. 30); и е) все это только ради сторичной награды в пакибытии (ст. 28, 29).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Ап. Павел не приводит подробностей относительно тех или иных собраний, но, по-видимому, различает 4 группы, участвовавших в дискуссии. Самую широкую аудиторию составляла собственно иерусалимская община, к-рой ап. Павел представил проповедуемое им Евангелие (Гал 2. 2а). Более узкую группу образовали «знаменитейшие» (возможно, ученики ап. Петра - Theoph. Bulg. In epistolam ad Galatas//PG. 124. Col. 969), с к-рыми он вел беседу «по отдельности, наедине» (Гал 2. 2б). Они не требовали обрезания от Тита (Гал 2. 3) и не возлагали «ничего более» на апостола язычников (Гал 2. 6). Третью группу апостол назвал «лжебратиями», к-рые, очевидно, были недовольны общением с необрезанным Титом (Гал 2. 4). Наконец, решающее значение для ап. Павла имело суждение 3 самых авторитетных фигур Иерусалимской Церкви, к-рых он называет «столпами». Это апостолы Иаков, Кифа (Петр) и Иоанн (Гал 2. 7-10). Кн. Деяний св. апостолов подробно останавливается на решениях И. С. а., изложенных в послании христианам Антиохии, Сирии и Киликии (Деян 15. 23-29). Эти решения рассматриваются как деяние Св. Духа. Слова «угодно Святому Духу и нам», которыми начинается изложение постановлений (Деян 15. 28), стали образцовой формулой для последующих церковных Соборов. В послании речь идет об офиц. признании Иерусалимской Церковью («апостолы, пресвитеры и братия») миссионерской деятельности ап. Павла среди язычников при условии соблюдения самых необходимых требований общения христиан из иудеев с христианами из язычников. Ап. Павел в Гал 2. 6-9 перечисляет результаты переговоров со «знаменитыми» и «столпами». Эти результаты принципиально те же, что и в кн. Деяния св. апостолов, и отличаются от последних только в деталях. «Знаменитые» ничем не ограничили христ. свободу, проповедуемую ап. Павлом: «знаменитые не возложили на меня ничего более» (Гал 2. 6б). «Столпы» признали равноправие и взаимное дополнение миссионерских задач, возложенных Богом на апостолов Петра и Павла (Гал 2. 7). «Столпы», признав Божественное призвание ап. Павла (Гал 2. 9а), символически подали апостолам Павлу и Варнаве руку в знак общения (Гал 2. 9б). Были разделены миссионерские сферы деятельности: апостолы Павел и Варнава благовествуют язычникам, а «столпы» - обрезанным (Гал 2. 9в). Упоминается единственное условие: те апостолы, кто проповедует язычникам, должны «помнить нищих» (Гал 2. 10), т. е. делать сборы пожертвований для Иерусалимской Церкви (ср.: 2 Кор 8-9).

http://pravenc.ru/text/Иерусалимском ...

3) Обличение людей, имеющих привычку хвастаться. Как опасно и дурно хвастаться своими качествами и делами! Хвастовство уничтожает даже действительное достоинство доброго дела (ст. 11, 12). 4) Не хуже ли мы фарисея? Он хранил внешний закон, подавал милостыню и однако осужден за то, что считал себя праведным. А мы гордимся, что мы люди крещеные, но не делаем даже то, что делал фарисей. 5) Не следует завидовать житейскому преуспеванию злых и порочных людей на земле! (ст. 13 из Апостольского чтения). Неделя о блудном сыне (Евангелие от Луки, зач. 79, гл. 15, ст. 11–32; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 135, гл. 6, ст. 12–20). 1) Предупреждение юношей об опасностях и искушениях жизни в молодости и наставление им о необходимости вести праведную жизнь с юных лет (ст. 13; Притч.29, 3 ; Еккл.12:1 ; Плач.2:27 ). 2) Мы ушли от Господа. Мы живем на стороне от Него среди товарищества грешного и расточили блудно чистоту души. Но разве не свиные рожцы – наши радости и удовольствия? Вернемся – Господь ждет. 3) Значение недели блудного сына как подготовительной к Великому посту: «Блудник аще кто, яко аз, дерзай, гряди, Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь», (см. Синаксарь). Неделя мясопустная (Евангелие от Матфея, зач. 106, гл. 25, ст. 31–46; Апостол, 1-ое к Коринфянам, зач. 140, гл. 8, ст. 8–13; гл. 9, ст. 1–2). 1) Масленица – преддверие поста. Неуместность разгула, когда церковь читает молитвы Ефрема Сирина . 2) Суд Страшный. В чем он состоит. Разгнутся книги живота, книги совести. Мы увидим все грехи свои, все обиды, какие наносили ближнему. Увидим пред собою пред судом Божиим нищего, которого не накормили, нагого, которого не одели, гибнущего, которого не спасли; и совесть, и Господь осудят нас. 3) Напоминание слушателям о несомненности мздовоздаяния в будущей жизни, хотя в сей жизни многие наши злые дела, по-видимому, остаются без наказания, – и изображение вечности и неизменяемости райского блаженства и адских мучений (ст. 31, 46; Апок.22:12 ). Неделя сыропустная (Евангелие от Матфея, зач. 17, гл. 6, ст. 14–21; Апостол к Римлянам, зач. 112, гл. 13, ст. 11–14; гл. 14, ст. 1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Не остави же ю (Христос церковь ) убогу и не имущу, чем куплю деяти, но десятью мнасами обогати, благодатью Святого Духа, хиротонией епископа, пресвитера и диакона, предав их десяти рабам, трем вышесказанным чинам, имже и куплю деяти повеле, дóндеже приидет. В сих числе и действе совершение священнического чина, и ни меньше, ни больше их быти лепо (Благовестн. от Лк. зач. 95, лист 205). 13 И епископом изобильнейшую даде благодать ( Дионисий Ареопагит о священноначалии) 14 : кроме того (епископа) ниже жертва, ниже иерей, ни жертвенник, ни хиротония, ниже миро святое, ниже убо христиане: чрез того убо истинное христианство и Христовы чрез того все тайны ( Симеон Солунский , книга 1, глава 77: книга 2, глава 88). 15 Без епископа церковь Христова быть не может, и никогда не была (Палинодия, часть 2, раздел 8, артикул 1). 16 Ей же (церкви) в залог вечного спасения, ключи царства небесного Христос поручи (Евангелие от Мф. зач. 67; от Ин. зач. 65; Книга о вере, слово 8, лист 66). 17 И то вручение ключей церкви бысть первее в лице Апостолов, по них же наследуют их власти преемники, сиречь епископы, а чрез них и священники. Вечность же священства Христос с непреложностью утверди, по силе живота своего неразрушаемого (к Евр. зач. 316). 18 Якоже сам Христос не умирает, тако и преданное Им священство не престанет (Книга Кирил. глава 8, лист 77) 19 ; с нимже и вечно пребывать обещал (Кн. о вере, л. 59) 20 , и обещание Его всегда исполняется, еже врата адова не могут одолети церкви, ниже против его Апостольским престолом, то есть епископом (та же Кн. о вере, гл. 19, лист 173 на об.). 21 Златоуст святой о вечности первопрестольства церковного так утверждает: удобнее солнцу угаснути, нежели церкви без вести быти (Маргарит, лист 193) 22 ; Небеса и стихии и вся тварь изменятся, а церкви и Евангелие никогдаже (Благовестн. от Лк. зач. 117; от Мк. зач. 62). 23 Вот в каком виде чинов, силе дарований Святого Духа, действии таин, и с каковыми обетованиями вечности, непреложности, неодолимости Христос церковь свою основал, по собственному Его неложному свидетельству и святых отцов учению! Посмотрим же теперь и старообрядческими наставниками показанную церковь , носит ли она в себе существенные знамения церкви Христовой, или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010