Богородицы мон-рь (мужской, ныне с. Ферапонт Буйского р-на, основан, вероятно, в XV в., по неизв. причине прекратил существование в 1-й пол. XVI в., возобновлен в 80-90-х гг. XVI в., упразднен в 1764), Тихонов мон-рь (мужской, в Костроме, время основания неизвестно, упразднен до 1628), Зачатиевский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1759), Флоро-Лавровский мон-рь (мужской, на берегу Галичского оз., время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1726), Успенская Жукова пуст. на р. Солде (мужская, ныне дер. Солда Солигаличского р-на, впервые упом. в 1515, упразднена в 1764), Николо-Надеевская пуст. (мужская, близ совр. дер. Паново Антроповского р-на, впервые упом. в 1532, упразднена в 1764 и обращена в приходскую церковь - Никольский погост; в 1826 погост приписан к Кривоезерской Троицкой пуст. Возобновление пустыни начато в 30-х гг. XIX в. С 1856 - самостоятельная обитель. В 1912 из мужской обращена в женскую. Формально закрыта в 1919, фактически закрытие растянулось до 1923), Богоявленский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., упразднен в 1764), Крестовоздвиженский мон-рь (мужской, в Костромском кремле, упом. в 1580, в 1681 обращен в женский, упразднен в 1773), Успенский мон-рь (мужской, у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (ныне дер. Пустынь Костромского р-на), время основания неизв., упразднен до нач. XVII в.), Рождественский мон-рь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (мужской, ныне с. Парфеньево Парфеньевского р-на, предположительно возник в XVI в., упразднен, вероятно, в нач. XVIII в.), Успенская Княжая пуст. (мужская, на р. Княжей, в 25 км к юго-востоку от Кологрива; время возникновения неизв., существовала уже в кон. XVI в., упразднена, вероятно, в сер. XVIII в.), Спасская Унженская пуст., что на Красной горе (мужская, ныне с. Красногорье Макарьевского р-на, известна с кон. XVI в., в 1620 приписана к Макариево-Унженскому мон-рю, упразднена в 1764), Спасо-Подвязный мон-рь (мужской, в Костроме, время возникновения неизв., существовал уже в нач.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Притыкино Шарьинского р-на с 2 восьмериками на четверике, повторяющая тип храмов Варнавинского у. Каменное строительство Церковь в честь Богоявления в с. Красное-на-Волге. 1592 г.. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Богоявления в с. Красное-на-Волге. 1592 г.. Фотография. 10-е гг. XXI в. Древнейший памятник Костромского кремля - Успенский собор (не сохр.) в дореволюционной лит-ре было принято датировать XIII в. и связывать с деятельностью вел. кн. Василия Ярославича. Исследования 1934 г. (Л. К. Любимов, С. С. Чижов, Н. Н. Чудаков) накануне разрушения храма доказали, что он был возведен не ранее нач. XVI в. По реконструкции Чижова (1935), четверик собора с 3 апсидами был поднят на сводчатом подклете, имел позакомарное перекрытие и крупную главу, опиравшуюся на 2 столба и алтарную стену, открытое гульбище. Фасадное убранство было типичным для московского зодчества этого периода: 3-частное членение лопатками, килевидные закомары над нешироким карнизом и полоса килевидных арочек под карнизом апсид и по верху барабана, белокаменные перспективные порталы. Необычна была ориентация алтаря на север, в сторону урочища на Запрудне - места обретения Феодоровской иконы Божией Матери, хранившейся в соборе. Собор дважды расширяли (1678, 1775-1778), в результате чего он стал 4-столпным 5-главым, при последней перестройке был расписан ярославскими мастерами. Рядом с Успенским стоял каменный Троицкий собор, вероятно близкий к нему по времени (разобран в 1773 после пожара). В 1559-1565 гг. ростовские мастера возвели монументальный Богоявленский собор Богоявленско-Анастасиина мон-ря в Костроме, типичный для монастырских соборов грозненского времени. Во 2-й пол. XVI в. преимущественно на средства бояр Годуновых начал формироваться комплекс каменных сооружений Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря. Благодаря существованию в Костроме во 2-й пол. XVI в. Кирпичной слободы и наличию в монастырских вотчинах большого числа ремесленников-строителей к концу столетия все храмы на территории К.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Сохранившиеся немногочисленные памятники иконописи XIII-XV вв., бытовавшие на Костромской земле (Феодоровская икона Божией Матери, XIII в., Богоявленский собор в Костроме; «Свт. Николай Чудотворец, с житием» из посада Б. Соли, 1-я пол.- сер. XIV в., ГРМ; «Свт. Николай Чудотворец, с житием», XIV в., из с. Левашёва Костромского у., ЯХМ, и др.), связаны с ростовской художественной традицией. Архаичность художественного языка нек-рых из этих икон не исключает возможности их создания местными мастерами. Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 1-я пол.— сер. XIV в. (ГРМ) Свт. Николай Чудотворец, с житием. Икона. 1-я пол.— сер. XIV в. (ГРМ) Некоторым ранним иконам, происходящим с костромских земель, присуща сложная стилистическая природа, сочетающая ростовские и новгородские черты (напр., «Чудо св. Георгия о змие» из Нерехты, посл. треть XV в., иконное собрание Фонда ап. Андрея Первозванного). О контактах с Новгородом свидетельствует и уникальное посвящение придела древнейшего костромского мон-ря (1-е упом. в 1435) ап. Филиппу и сщмч. Ипатию, еп. Гангрскому, почитание к-рых на Руси связано гл. обр. с Новгородом. Привязанность к традиционно новгородским иконографиям в иконописании Костромы отмечается и в XVI в., когда закреплению этих тенденций в местной культуре способствовало переселение при вел. кн. Василии III Иоанновиче и Иоанне IV Васильевиче Грозном в Кострому и окрестные города новгородских семей. В XVI в. Кострома попала в сферу московского художественного влияния («Свт. Николай Чудотворец, с житием» из с. Кишина Костромского у., 1-я пол. XVI в., КГОИАХМЗ). В становлении собственно костромской традиции иконописания во 2-й пол. XVI в. большую роль сыграли иконные вклады в храмы и монастыри города членами царской семьи и боярского рода Годуновых, что предопределило дальнейшее развитие местной художественной традиции под столичным влиянием. В числе вкладов Иоанна IV в Ипатиевский мон-рь - иконы («Ап. Иоанн Богослов, с 68 клеймами Апокалипсиса» в Богоявленско-Анастасиин мон-рь (1559, КГОИАХМЗ), «Свт. Николай (Никола Великорецкий)») и складни (1561, Костромской церковный историко-археологический музей, далее - ЦИАМ). Семьей Годуновых только к 1589 г. было вложено в Ипатиевский мон-рь 288 окладных икон, в т. ч. соборный иконостас (полностью), от к-рого сохранилась большая часть образов местного ряда: «Св. Троица, со створами со сценами деяний» (ГТГ), «Св. Троица» (ЦИАМ), «Успение, со сценами жития Пресв. Богородицы» (ГТГ), «Вмч. Димитрий Солунский» (ГИМ), «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (ГТГ), «Прп. Сергий Радонежский, с житием» (ЦИАМ), «Вмч. Никита» (ЦИАМ), «Тихвинская икона Божией Матери» («в меру и подобие», Троицкий собор Ипатиевского монастыря). В 1600 г. по заказу Годуновых московский мастер Андрей Новгородец выполнил для Троицкого собора цикл минейных икон (не сохр.). Московский иконник Устин был направлен в с. Красное (ныне пос. Красное-на-Волге близ Костромы) писать иконы для Богоявленского храма, выстроенного в 1592 г. Годуновыми.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Со временем епархии возвратили здания соборов в районных центрах: в 1988 г.- Успенский собор в Кологриве, в 2002 г.- Тихвинский (Александро-Невский) собор в Макарьеве, в 2004 г.- Благовещенский собор в Буе и Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. В 90-х гг. начали восстанавливать старые и строить новые часовни. На 1 янв. 2003 г. в епархии было 23 часовни, на 1 янв. 2008 г.- 36, на 1 янв. 2010 г.- 45. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. В 1990 г. был возрожден Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь, в 1991 г.- Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, в 1992 г.- Пахомиево-Нерехтский жен. и Троицкий Ипатиевский мон-ри, в 1993 г.- Макариево-Унженский жен. мон-рь, в 1994 г.- Паисиев жен. мон-рь, в 1995 г.- Иаково-Железноборовский мужской мон-рь. Возникло и несколько новых обителей: Знаменский жен. мон-рь в Костроме, Успенская Тетеринская жен. пуст. (1993), Домнинский во имя св. Царственных страстотерпцев женский монастырь (2004). В ходе ремонта храмов были полностью восстановлены несколько разрушенных колоколен. В 1995-1996 гг. в Галиче отреставрировали шатровую колокольню ц. Василия Великого в Рыбной слободе, в 1995-2001 гг.- колокольню Знаменской ц. в Костроме, на рубеже XX и XXI вв.- 3-ярусную колокольню Никольской ц. в г. Мантурове, на которую в окт. 2003 г. подняли колокола. В нач. XXI в. в епархии заметно увеличилось количество храмов. В 1995 г. их насчитывалось 152, в 1998 г.- 159, в 2003 г.- 185. Наряду с восстановлением старых церквей строились новые. В 1989-2009 гг. появились 38 новых храмов, из них 21 приходский, 16 домовых и кладбищенский. В числе новых церквей - храм во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников и исповедников Российских в Костроме, храм во имя прп. Тихона Лухского в г. Волгореченске, храм во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в пос. Сухоногово Костромского р-на, храм во имя свт. Спиридона Тримифунтского в г. Нее, деревянный Никольский храм в г. Шарье.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

глухие) поставлено на подклет и окружено галереями. Остроту силуэта дополняют одноглавый сев. придел с горкой кокошников и 3 шатровых крыльца с лестницами-всходами. Разнообразен фасадный декор с белокаменными резными вставками; роспись стен «в бриллиантовый руст» и «травами» утрачена в 90-х гг. XX в. Церковь Св. Троицы в Костроме. Ок. 1645 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь Св. Троицы в Костроме. Ок. 1645 г. Фотография. Нач. ХХ в. В сер. XVII в. появился тип двустолпного храма в 2 вариантах. Первый - с главой, сдвинутой к востоку и поставленной на подпружных арках, переброшенных от столбов к вост. стене, был производным от конструкции собора Авраамиева Городецкого мон-ря - костромская ц. в честь Рождества Христова (прор. Илии) на Городище (1649-1652, заказ бояр Г. И. и Ф. П. Морозовых), собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре Нерехты (1678, заказ ярославского жителя И. Аверкиева). Образцом конструкции 2-го варианта послужил Преображенский собор Геннадиева в честь Преображения Господня муж. мон-ря под Любимом (1644-1647) на границе с ярославскими землями. Собор с главой, поставленной между столбами, не имел подклета, обладал приземистыми пропорциями, его зап. фасад был украшен аркатурно-колончатым фризом. К тому же типу двустолпия относятся костромские храмы - собор Вознесенского мон-ря, вскоре превращенный в приходскую ц. Вознесения на Дебре (1654), ц. ап. Иоанна Богослова в Богословской слободе (1681-1687, построена на средства Ипатиевского мон-ря), а также храмы Лухского у. (ныне Ивановская обл.) - Воздвиженский собор (1679) Тихонова Лухского мон-ря и ц. в честь Воскресения (1680) в Лухе (заказ посадского жителя М. Фёдорова, «попова сына»). Все они были 5-главыми, но их объемные композиции отличаются: церковь на Городище (боковые главы разобраны в кон. XVIII в., утраченный сев. придел восстановлен при реставрации в 1985-1990) имела 2 симметричных придела и колокольню, соединенную с храмом маленькой папертью, к собору в Нерехте первоначально примыкала двустолпная трапезная и деревянная шатровая колокольня (заменена новой трапезной в 1833), а Воскресенская ц.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Создание мон-рей продолжалось и в XVI в. В 80-90-х гг. на северо-западе Костромского края, на р. Монзе (правый приток р. Костромы), прп. Адриан Монзенский основал Благовещенский Ферапонтов мон-рь. Два с лишним года в мон-ре прожил прп. Ферапонт Монзенский . Костромской край является родиной свт. Ионы , митр. Московского. В 1433-1453 гг. территория К. и Г. е. неоднократно подвергалась разорению во время междоусобной войны за московский престол между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и его дядей Георгием (Юрием) Димитриевичем , князем галичским и звенигородским, а впосл.- его сыновьями Василием Георгиевичем Косым и Дмитрием Георгиевичем Шемякой. После поражения Дмитрия Шемяки в битве под Галичем в 1450 г. Галичское княжество было присоединено к Московскому и преобразовано в Галичский у. В XV - 1-й пол. XVI в. в вост. части Галичского у., примыкающей к р. Унже, стали почитать прп. Макария Унженского и Желтоводского, которого местные жители считали защитником от вражеских набегов. После взятия в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казани и покорения Казанского ханства рус. население постепенно освоило Ветлужско-Унженское междуречье, вошедшее в состав Галичского у. Жившие здесь черемисы (марийцы) приняли Православие и постепенно ассимилировались. Во 2-й пол. XVI в. Дмитрий Иванович Годунов и его племянник Борис Феодорович Годунов способствовали расцвету Ипатиевского мон-ря, где находилось родовое кладбище Годуновых. С 1584 г., когда Б. Ф. Годунов стал фактическим правителем гос-ва при царе Феодоре Иоанновиче , в мон-ре развернулись широкомасштабные строительные работы, продолжавшиеся ок. 20 лет. За это время на месте деревянной обители был выстроен каменный мон-рь. С сер. XVI в. в крае началось строительство каменных храмов. Во 2-й пол. XVI в. были возведены 6 храмов: Успенский и Троицкий в Костромском кремле, Богоявленский в Богоявленском мон-ре в Костроме, Троицкий и Богородице-Рождественский в Ипатиевском мон-ре, Богоявленский в с. Красном (ныне пос. Красное-на-Волге Красносельского р-на Костромской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

8-9 июля 1916 г. лазареты в Ипатиевском и Богоявленско-Анастасиином мон-рях и лазарет костромского духовенства в соборном доме посетила прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна. 1917 г., февраль-октябрь После Февральской революции духовенство стало прибегать к новым формам организации церковной жизни. 6 марта 1917 г. в Кинешме общее собрание духовенства избрало Исполнительный комитет духовенства из 5 чел. (3 священника, диакон и псаломщик). 12 марта 1917 г. общее собрание духовенства Костромы совместно с преподавателями духовно-учебных заведений избрало Исполнительный комитет духовенства Костромы из 15 чел. (5 священников, 2 диакона, 5 псаломщиков и 3 представителя духовно-учебных заведений). 16-25 апр. 1917 г. в Костроме прошел Чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян К. и Г. е. 20 апр. на нем был избран Епархиальный исполнительный комитет из 6 чел. (4 священника и 2 мирянина) во главе со свящ. К. Сперанским. 24 апр. съезд принял решение об отстранении от должности ректора Костромской ДС прот. В. Г. Чекана, возглавлявшего ДС с 1906 г. 9-15 июня 1917 г. состоялся очередной епархиальный съезд духовенства и мирян. По решению съезда от 11 июня 1917 г. «Костромские ЕВ» были преобразованы в еженедельный «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии». Его 1-й номер вышел 8 июля 1917 г. 12-14 нояб. 1917 г. в Костромской губ. прошли выборы в Учредительное собрание. В выборах участвовал и список 5 кандидатов в члены Учредительного собрания от духовенства и мирян К. и Г. е., в к-рый входили 7 чел., в т. ч. и В. С. Преображенский (впосл. свт. Василий (Преображенский) , еп. Кинешемский). На выборах за этот список проголосовал 17 901 чел. (3,2% от принявших участие в выборах). 1917-1922 гг. После Октябрьской революции 1917 г. начались гонения на духовенство и верующих епархии. После принятия Совнаркомом декрета от 23 янв. (5 февр.) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»в воскресенье, 28 янв. (10 февр.), во всех церквах епархии было зачитано послание патриарха свт. Тихона от 19 янв. (1 февр.) 1918 г. с анафемой безбожникам. В воскресенье, 11(24) февр. 1918 г., в Костроме состоялся многотысячный крестный ход во главе с еп. Севастианом (Вести) в знак протеста против положений декрета, ставивших Церковь в униженное положение. Подобные крестные ходы в тот день состоялись во всех городах и во мн. селах епархии.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В 20-х гг. власти закрыли монастырские: собор Ново-Троицкого Сумарокова монастыря (1921), 2 собора Ипатиевского мон-ря (1923), Никольский собор Никольского Староторжского мон-ря в Галиче и Богоявленско-Анастасиин собор одноименного мон-ря (оба в 1925). В 1923 г. была окончательно упразднена Николо-Надеевская пуст., в нач. 20-х гг.- Боголюбский мон-рь. В 1924 г. в центре Костромы была разрушена Александровская часовня, возведенная в 1881-1882 гг. в память об убитом имп. Александре II. В 1924 г. в городе был закрыт первый приходский храм - ц. Воскресения на Площадке на бывш. Воскресенской пл. (с 1918 Советская пл.), состоявшая из 2 храмов - Воскресенского и Георгиевского. В 1927 г. в Георгиевской ц. разместился т. н. Дом обороны (Дом Осоавиахима), а в Воскресенской ц. была устроена учебная газовая камера. 7 нояб. 1927 г., к 10-й годовщине революции, в Костроме был открыт Антирелигиозный музей, разместившийся в Богородице-Рождественском соборе Ипатиевского мон-ря (в 1929 из-за малой посещаемости его перевели в ц. Спаса в Рядах, находившуюся в центре города). Летом 1928 г. в Солигаличе в Крестовоздвиженской (Борисоглебской) ц. открылся Дом культуры. Все 5 глав храма были снесены, и до основания разрушена отдельно стоявшая шатровая колокольня XVII в. В 1928 г. были закрыты Николо-Бабаевский и Авраамиево-Городецкий Покровский мон-ри. Согласно постановлению ВЦИК от 14 янв. 1929 г., Костромская губ. вместе с Владимирской, Иваново-Вознесенской и Ярославской губерниями вошла в состав Ивановской промышленной обл. (ИПО). Из-за сложности управления в марте 1936 г. ИПО была поделена на Ивановскую и Ярославскую области. В 30-х гг. К. и Г. е. оставалась в прежних границах. В 1929 г. закрыли 2 последних мон-ря епархии - Макариево-Унженский Троицкий и Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский. 16 июня 1929 г. выездная сессия Буйского районного суда приговорила 5 насельников Иаково-Железноборовского мон-ря во главе с настоятелем иером. Серафимом (Гусевым) к лишению свободы от года до 2 лет. В тот же день в мон-ре состоялось вскрытие находившихся под спудом мощей прп. Иакова Железноборовского. В ходе раскопок в ц. Рождества Пресв. Богородицы мощи преподобного не были обнаружены. 12 дек. 1929 г. при закрытии Макариево-Унженского мон-ря состоялось публичное вскрытие мощей прп. Макария Унженского и Желтоводского, находившихся под спудом в Макариевской ц. (впосл. мощи передали в музей г. Юрьевца).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Паисиево-Галичский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Паисиево-Галичский Успенский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. 13(26) февр. 1918 г. в Солигаличе вспыхнуло антибольшевистское восстание, поводом к к-рому послужила попытка Солигаличского исполкома Совета крестьянских депутатов реквизировать «хлебные излишки» в Богородицко-Феодоровском жен. мон-ре, находящемся в 1 версте от города. После подавления восстания 7 марта 1918 г. карателями был расстрелян 21 чел., в т. ч. настоятель Богородице-Рождественского собора прот. сщмч. Иосиф Смирнов , иерей сщмч. Владимир Ильинский , диакон Богородицко-Феодоровского мон-ря сщмч. Иоанн Касторский и смотритель Солигаличского ДУ мч. И. П. Перебаскин (см. Иоанн Перебаскин ). 13 апр. в Москве во время работы Поместного Собора патриарх Тихон совершил в храме Московской ДС заупокойную литургию по убиенным за веру в Солигаличе. Солигаличские новомученики стали одними из первых жертв большевистского террора в России. В марте 1918 г. был закрыт «Костромской церковно-общественный вестник», а его редакторы арестованы. В мае ликвидировано Александровское братство. В нач. июля исполком Костромского горсовета постановил упразднить Костромскую ДС и Епархиальное жен. училище «ввиду несогласия этих учебных заведений реформироваться в общеобразовательные школы общего типа». Летом были закрыты все 5 ДУ - Костромское, Галичское, Солигаличское, Кинешемское и Макарьевское. В 1919 г. в Костроме были упразднены Ипатиевский и Богоявленско-Анастасиин мон-ри, на их территории разместили рабочие поселки. Проживавшие в Ипатиевском мон-ре правящий и викарный архиереи, еп. Костромской и Галичский Филарет (Никольский) и еп. Кинешемский Севастиан (Вести), в том же году были изгнаны из обители. Также были упразднены Николо-Бабаевский, Никольский Староторжский в Галиче, Паисиев Галичский, Богородицко-Феодоровский, Ново-Троицкий Сумароков, Боголюбский мон-ри, Николо-Надеевская пуст. Благодаря регистрации нек-рых из них в качестве приходов они смогли просуществовать до сер. или кон. 20-х гг. XX в. С 1919 г. власти начали использовать закрытые монастыри под различные нужды: в них размещались детдома, совхозы, сельскохозяйственные коммуны и т. д.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Владельцы дворянских усадеб могли привлечь к работе профессионального архитектора или заказать проект в столице. При всем разнообразии характерной чертой храмов традиционных типов стало стремление к максимальной индивидуализации. В убранстве бесстолпных церквей, как правило увенчанных единственной главой на высокой изогнутой кровле, наряду с развитыми барочными наличниками широко использовали: руст на лопатках и раскреповках, напр. в ц. Вознесения (1775) в с. Рязанове Островского р-на (заказчики Ларионовы) и в ц. Воскресения (1800) в с. Бартеневщине Галичского р-на (заказчик Н. Г. Бартенев); ордерные детали, напр. в церквах Воскресения (1777, не сохр.) в с. Марьинском Нерехтского р-на (заказчики А. В. Сумароков и П. И. Бизеев; не сохр.) и Благовещения (1790-1793) в дер. Неронове Солигаличского р-на (заказчик П. И. Черевин). В ярусных храмах основное внимание уделялось композиции восьмериков, своды к-рых прорезали люкарнами, напр. в ц. Спаса Нерукотворного (1758) в с. Готовцеве Галичского р-на (заказчик К. Ф. Готовцев), или увеличивали его высоту дополнительным аттиковым ярусом, напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (1763) в с. Новом, что в Телякове Галичского у. (ныне Сумароково Сусанинского р-на; восьмерик разрушен (ИИМК РАН. Фототека)). Нередко храмы возводили по повторным проектам. Проект 5-главой бесстолпной ц. Успения (1785) в дер. Качалове Костромского р-на с рустованной центральной частью и углами, барочными наличниками и характерным подвышением карниза под аттиком был повторен в Успенской ц. (1795) в с. Воронье Судиславского р-на и в Вознесенской ц. (1806) в с. Вознесенском на Мезе (ныне дер. Бычиха Костромского р-на). Копиями костромской ц. апостолов Петра и Павла являлись 2-этажные церкви (1795) в Бовыкине Антроповского р-на и в честь Собора Пресв. Богородицы (1797) в с. Коровье (В. Пустынь) Чухломского р-на. Влиянием петербургской архитектуры можно объяснить выбор для сооруженной в 1776 г. ц. в честь Богоявления по заказу Ф. И. Катенина в урочище Борееве Чухломского р-на (не сохр.) типа однонефной базилики, популярного в прибалт.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010