Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловецкую землю. 1997 г. Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловецкую землю. 1997 г. 1 мая 1998 г., в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских , у стен Николо-Корельского мон-ря (ныне находится на территории ПО «Севмаш» Северодвинска) впервые после 1917 г. еп. Тихон совершил водосвятный молебен, с тех пор молебен совершается ежегодно 1 мая. 25 июля 1999 г. состоялось освящение закладного камня Михаило-Архангельского кафедрального собора Архангельска, 13 июля 2001 г. утвержден проект храма. В июне 2000 г. священнослужители епархии совершили крестный ход, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на пароходе «Н. В. Гоголь», прошедшем по Сев. Двине от Северодвинска до Котласа. Во время крестного хода устанавливали поклонные кресты, служили молебны, совершали таинства Крещения, Покаяния, Причащения. В окт. 2000 г. состоялась 10-дневная миссионерская поездка по Архангельской земле священнослужителей и студентов Белгородской миссионерской семинарии на специальном поезде с храмом-вагоном. За время поездки Крещение приняли 1874 чел., было совершено 9 литургий, за к-рыми причастились 180 чел., и 3 крестных хода по поселкам, прочитано 10 лекций духовно-нравственного содержания и организовано столько же концертов духовной музыки. Жителям области было передано ок. 5 тонн медикаментов, тысячи нательных крестов, икон и правосл. печатных изданий. В 1998-2001 гг. по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона неоднократно совершались миссионерские поездки по удаленным от церковных центров районам А. и Х. е., возглавляемые священниками и преподавателями ПСТБИ. В ходе этих поездок более 2 тыс. чел. приняли св. Крещение, на походных антиминсах совершались литургии, организовывались просветительские беседы с народом, концерты духовной музыки, проводились многочисленные исповеди и др. требы. В февр. 2001 г. в А. и Х. е. проходили торжества, посвященные 5-летию преобразования Архангельской и Мурманской епархии в Архангельскую и Холмогорскую. Празднование открылось литургией в Илиинском кафедральном соборе, к-рую возглавил митр. Солнечногорский Сергий (Фомин) , ему сослужили архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) , архиеп. Верейский Евгений (Решетников) , еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов). Впервые в истории епархии служили 5 архиереев. Еп. Тихон и настоятель Антониева Сийского мон-ря архим. Трифон (Плотников) были награждены гос. орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Учебный процесс был организован по принципу деления устных и письменных предметов. По распоряжению еп. Питирима во все воскресные дни и церковные праздники ученики должны были посещать богослужения, читать псалмы и каноны, петь на клиросе. В 1730 г. архиеп. Питирим открыл еще одну школу - в Юрьевце-Повольском. В 1738 г. архиеп. Питирим провел реорганизацию церковных школ и открыл при архиерейском доме единую грамматическую славяно-лат. школу, к-рая и стала именоваться Нижегородской ДС. Одновременно было открыто 13 начальных школ в Работкинской, Лысковской, Терюшевской и Курмышской пятинах епархии, а также в Арзамасе, Балахне, Гороховце, Вязниковской слободе, Юрьевце-Повольском и в Галичском у. В нач. 40-х гг. XVIII в., при еп. Иоанне (Дубинском), численность учеников семинарии увеличилась до 214 чел., для преподавания были приглашены учителя из Киева и Чернигова, выпускники академии в Москве (см. Славяно-греко-латинская академия ), было заложено новое здание семинарии. Еп. Димитрий (Сеченов) в 1743 г. выкупил дом на В. Посаде, куда была переведена семинария, способствовал постройке церкви при ней. С 1745 г. в семинарии были введены курсы риторики и пиитики, началось преподавание философии. После переезда семинарии в новое здание при ней открылось Нижегородское уездно-приходское уч-ще, в форме неск. начальных школ, по окончании которых можно было продолжить обучение в семинарии. Еп. Феофан (Чарнуцкий) ужесточил наказание для священников и диаконов, вовремя не отдавших детей на обучение,- им запрещалось священнодействовать. Это резко увеличило число учеников семинарии и позволило открыть в ней самостоятельный класс философии. В 1762 г. была построена новая семинарская церковь. Указом от 5 янв. 1765 г. Нижегородская семинария, как и прочие, перешла на содержание за счет гос. казны. На ее содержание из Коллегии экономии было определено 816 р. 3 к. в год, с 1780 г.- 2 тыс. р. в год, с 1796 г.- 4 тыс. р. в год. К 1765 г. семинария имела 10 классов: философии, риторики, пиитики, греч.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Патриарх Феофан присоединил к Киево-Богоявленскому братству странноприимное общество, преобразованное в бурсу, и ввел в братском училище преподавание латинского и греческого языков, чтобы дать православным средство противостоять действиям иезуитов. Но Восточные Патриархи не могли удовлетворить все нужды Киевской братской школы. Поэтому в 1626 г. Киевское братство обратилось с просьбой о помощи к русскому царю Михаилу Феодоровичу. Последние годы этого периода киевское училище делилось на четыре класса, из которых в «русском классе» преподавал уставщик Феодор Москвитянин. В 1627 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры стал знаменитый Петр Могила. Он основал здесь училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 г. перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Могилянской коллегии, которая впоследствии была преобразована в Киевскую Духовную Академию. В дальнейшем братские школы послужили основой научно-богословского просвещения всего православного народа. Из них вышли такие антиуниатские деятели, как митрополит Иов (Борецкий), епископ Леонтий (Карпович), братья Зизании, архимандрит Захария (Копыстенский), иеромонах Кирилл (Транквиллион), иеромонах Памва Берында, иеромонах Тарасий (Земка), игумен Феодосии (Сафонович) и многие другие. Названные школы составляли только часть всех существовавших в западной России Духовных учебных заведений. Упомянем еще о таких школах, как Рогатинская (в Галичине), основанная не позднее 1589 г., Перемышльская (1592 г.), Комарнская (Львовская епархия) (1592 г.), Люблинская (1594 г.), Вельская (1594 г.), Галичская (конец XVI в.), школы в Ельне (1616 г.), Холме (1617 г.). О масштабах школьного обучения в то время можно составить представление по описанию путешествия в Россию Патриарха Антиохийского Макария, сделанному его спутником архидиаконом Павлом Алеппским. В г. Рашкове (на левом берегу Днестра) архидиакон Павел Алеппский под 1654 г. сделал такую запись: «Начиная с этого города и по всей земле русской, т. е. казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковных напевов. Кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами».

http://sedmitza.ru/lib/text/436375/

В 1675 г. патриарх Иоаким поставил М. игуменом Макариева Унженского мон-ря, к-рому покровительствовал царский дом. Царь Феодор Алексеевич и многие бояре (напр., Б. М. Хитрово) присылали М. на устроение мон-ря богатые дары. Известно о личном знакомстве М. с царем. В 1680 г. в обители был освящен каменный Благовещенский храм с трапезной и колокольней. М. пользовался доверием патриарха Иоакима: в 1677 г. по поручению предстоятеля он осуществлял «дозор церквей» в ветлужских селах, собирал старопечатные книги в храмах Галича и Юрьевца-Повольского и в уездах. В 1680 г. из состава Галичской десятины Патриаршей области была выделена Унженская десятина с 94 церквами, управлять ими патриарх поручил М. В 1681 г. М. был призван в Москву на заседания церковного Собора. Одним из решений Собора было учреждение новой Воронежской епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). 2 апр. 1682 г. по желанию царя Феодора Алексеевича патриарх Иоаким с собором 16 архиереев рукоположил М. во епископа Воронежского. Следующие месяцы М. провел в Москве, присутствовал на похоронах царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), а затем стал свидетелем стрелецкого бунта. 25 июня 1682 г. М. принимал участие в чине венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича - подавал патриарху венец Петра (ДАИ. Т. 10. 15. С. 39). 5 июля того же года М. присутствовал в Грановитой палате на прениях о вере с известными расколоучителями Н. К. Добрыниным (Пустосвятом), Сергием и Савватием. М. прибыл в Воронежскую епархию в авг. 1682 г. Первые годы на новой кафедре были сложными: сначала М. с дворовыми людьми жил на постоялом дворе, поскольку архиерейский дом был непригоден для проживания. Больших усилий от святителя требовало создание домовой казны, епархиального двора и прочих служб. М. боролся с церковными нестроениями, с расколом, занимался строительством, уделял внимание просветительству. Свт. Митрофан Воронежский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. (ЦАК МДА) Свт. Митрофан Воронежский. Эмалевая икона. Сер. XIX в. (ЦАК МДА)

http://pravenc.ru/text/2563404.html

В завершении юбилейной программы дня архиереи Русской Православной Церкви совершили заупокойную литию на могиле первого управляющего Кемеровской и Новокузнецкой епархией архиепископа Софрония. Богослужение возглавил архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний. А оттуда уже перешли в Знаменский кафедральный собор, где состоялось торжественное всенощное бдение праздника Рождества Пресвятой Богородицы, сообщает сайт епархии . По окончании богослужения Высокопреосвященнейший архиепископ Александр поздравил архиереев-гостей юбилея и прихожан собора с Рождеством Божией Матери, и, от лица Святейшего Патриарха Алексия II, зачитал поздравительное послание с юбилеем епархии. В своем поздравлении Его Святейшество отметил, что «прошедшие пятнадцать лет с очевидностью подтвердили правильность принятого священноначалием Русской Православной Церкви решения об учреждении отдельной архиерейской кафедры в культурной и экономической столице Кузбасса». «За годы, минувшие со дня учреждения Кемеровской епархии, было много сделано, как преосвященными архипастырями, так и духовенством региона, вкупе с церковным народом положившими немало трудов на ниве благоустроения жизни Православия на сибирской земле», — отметил Святейший Патриарх Алексий и выразил надежду, что и «в дальнейшем Кемеровская область останется образцом конструктивных и взаимополезных отношений между государственной властью региона и Русской Православной Церковью». 21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, состоялось освящение пяти кузбасских храмов, в котором примут участие все прибывшие в Кузбасс иерархи. Так, архиепископ Костромской и Галичский Александр вместе с епископом Кемеровским и Новокузнецким Аристархом освятят храм Святой Троицы в Кемерове, а епископ Абаканский и Кызылский Ионафан с архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием — церковь Святой Троицы в пос. Инской г. Белово. Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий вместе с епископом Барнаульским и Алтайским Максимом освятят храм св. мученика Трифона в пос. Металлплощадка Кемеровского района, а теперь уже главный храм Осинниковского благочиния епархии — церковь Святой Троицы — архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий с архиепископом Томским и Асиновским Ростиславом. Придел Двенадцати апостолов главного храма Кузбасса — Знаменского кафедрального собора в Кемерове — освятит архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.

http://pravoslavie.ru/27666.html

Митрополит Кирилл умер в северной Руси, но тело его отвезено было для погребения в Киев, к его кафедре. В 1300 году митрополит Максим формально перенёс столицу митрополии из Киева во Владимир, переселившись из первого во второй «со всем своим житьем», как говорят летописи, и со своими клирошанами или чиновниками. Нет сомнения, что Максим, так же как и Кирилл, с самого начала своего правления признавал очень неудобным то, чтобы столица митрополии оставалась в Киеве; но решение перенести её из последнего во Владимир было вызвано в нём внезапно случившимися обстоятельствами, ибо ещё в 1295 году он поставил во Владимир епископа и, следовательно, не думал о собственном в него переселении. В 1299 Киев подвергся такому разграблению от Татар, что разбежался весь город. Вместе с другими принуждён был бежать и митрополит, – и он решился бежать навсегда 167 ... Максим перенёс кафедру своей митрополии из Киева в стольный город Руси владимирской, а не галичской, как само собой подразумевается, потому, что в первой, а не во второй Руси, – в «Руси Великой», а не «Малой», как уже, может быть, тогда называли, а, во всяком случае, скоро за тем начали называть Греки две Руси – северную и южную, он видел главнейшую и важнейшую часть своей митрополии. Перенесши кафедру митрополии из Киева во Владимир, Максим перевёл здешнего епископа в Ростов, на бывшую тогда праздной кафедру последнего. Что касается до Киева с его собственной епархией, то митрополит не поставил в него епископа, а оставил его за собой, в качестве своей старшей столицы, так что с этого времени у митрополитов стало две епархии, причём епархия киевская начала состоять под ведением их наместников 168 . Между двумя русскими великими княжениями – владимирским и галичским Киев занимал такое, так сказать, нейтральное положение, что, пока столица митрополитов оставалась на своём старом месте, они могли быть митрополитами обоих княжений или всей Руси. Но когда Максим перенёс свою столицу из Киева в стольный город владимирского великого княжения, то великое княжение галичское оказалось в церковном отношении уже не равноправной с первым частью митрополии, а только как бы некоторым к ней придатком.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Город Угровск или Угровеск (Угореск), который был построен самим Даниилом и в котором была открыта им епархия 88 , служил великому князю столицей вместо Галича, так как в последнем он не хотел иметь пребывания. Вероятно, как епископ фактической столицы великого князя, Иоасаф и поспешил присвоить себе права митрополичьи. Но, весьма оскорблённый его своеволием, Даниил Романович по возвращении домой не только отнял у него права митрополичьи, но даже и совсем лишил его епископского престола. Однако, неудавшееся своеволие Иоасафово всё-таки имело своим следствием то, что кафедра митрополии становилась на некоторое время занятой. Устранив с кафедры кандидата самовольного, Даниил мог находить неудобным оставлять её праздной после бывшего её занятия, и это-то и могло побудить его к тому, чтобы поспешить избранием кандидата законного. Как бы то ни было, только законного кандидата, некоего Кирилла, Даниил избрал ещё до возвращения Батыева из Венгрии,· следовательно – не позднее первой половины 1242 года 89 . Кто такой был этот Кирилл, избранный Даниилом Романовичем в митрополиты русские, остаётся неизвестным. Так как мы с уверенностью можем сказать, что он не был одним из числа епископов области галичско-волынской, то должно предполагать, что он был или из игуменов какого-нибудь монастыря области или же и из простых монахов 90 . Даниил Романович избрал кандидата в митрополиты не с тем, чтобы он и поставлен был в самой России; для посвящения кандидат имел отправиться в Грецию к патриарху. Путешествие к патриарху избранный митрополит предпринял не скоро. Вероятно, Даниил Романович не хотел посылать Кирилла на поставление прежде, чем совершенно не устроит своих отношений к Монголам, а это случилось только в конце 1245 – начале 1246 года, когда он благополучно спутешествовал в Орду к Батыю 91 . Спустя то или другое непродолжительное время после ордынского путешествия Даниилова, из которого князь возвратился в Феврале – Марте второго указанного года, Кирилл отправился к патриарху в Никею, где тот имел тогда пребывание, и возвратился от него на Русь поставленным митрополитом не позднее 1249 года 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Львовская Галичская (Галицкая) епархия основана в 1134 г., когда Галич стал княжеским стольным градом (Петрушевич A. С. О соборной церкви в Галиче//Галицкий исторический сборник. 1853. Т. 1. С. 145). Н.Д. Девятисотлетие... С. 33, в качестве даты основания называет 1141 г., по митрополиту Макарию ( Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. С. 297) – «вновь учреждена или сделалась известной» в 1157 г. Выделена из Владимиро-Волынской епархии. Митрополия с 1303 г. (для юго-западных церковных областей), после того как Всероссийская митрополия переместилась во Вл. на Кл. (Павлов A. С. О начале Галицкой и Литовской митрополии и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV в.//Русское Обозрение. M., 1894. Кн. 3. С. 5; Н.Д. Иерархия... С. 241–360). В общей росписи митрополичьих кафедр Константинопольского Патриархата, составленной в правление императора Андроника Палеолога Старшего (1282–1328) «...значится под 81 и Галицкая с таким замечанием о ее начале: «Галич, бывшая русская епископия, возведен на степень митрополии императором Андроником Палеологом при Святейшем Патриархе Афанасии, в 6811 (1303) году»...» Из росписи русских епископий, подчиненных митрополиту Киевскому и всея Руси, «... к этой новой (Галичской. – Сост.) митрополии отделены были из прежней области Киевского митрополита пять епископий: Владимирская (на Волыни), Перемышльская, Луцкая, Туровская и Холмская...» (Павлов A. С. Там же. С. 5). Галицкие и Литовские князья многократно возбуждали перед Константинопольской Патриархией вопрос о создании на юго-западе Руси самостоятельного церковного центра. «...Князь Волынския земли совещает совет не благ, восхоте Галицкую епископию в Митрополию претворити...» Так говорит автор жития митрополита Петра и чуть ли не этими словами он первый дал нам известие о существовании Галицкой Митрополии в XIV веке; но этими же словами он дает намек, что прежде в Галиции не было других, кроме Всероссийских Митрополитов...» (Карпов Г Ф. Очерки из истории российской церковной иерархии XIV–XV столетий. M., 1864. С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Путин посетил Ипатьевский мужской монастырь в Костроме Кострома, 24 марта 2005 г. Кострома. Ипатьевский монастырь Президент России Владимир Путин впервые в качестве главы государства посетил вчера Ипатьевский мужской монастырь. Его встречал архиепископ Костромской и Галичский Александр, передает ИТАР-ТАСС. Архиепископ Александр рассказал главе государства о вкладе монастыря в борьбу с так называемой русской смутой, об избрании здесь первого царя – представителя династии Романовых. Президент посетил Романовские палаты, где осмотрел музейные экспонаты, повествующие об истории монастыря. Он подарил монастырю икону Серафима Саровского. Перед выходом из монастыря он сделал запись в книге почетных посетителей. " Ипатьевский монастырь, – говорится в записи, – занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России " . Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был основан в конце XIII века и оставался действующим до 1919 года. Он сыграл заметную роль в истории российского государства – здесь в 1382 году укрылся от набега хана Тохтамыша московский князь Димитрий Донской, в 1435-м заключением перемирия закончилась междоусобная вражда двух удельных князей – Василия Косого и Василия Васильевича. В 1613 году в стенах Ипатьевского монастыря состоялось призвание на русский царский престол боярина Михаила Федоровича Романова в связи с чем позднее его роль в истории определилась как " Колыбель Дома Романовых " . С 1744 года здесь действует Костромская епархия, на территории Ипатьевского монастыря разместилась резиденция Костромского архиерея. Затем по предложению архиепископа, вне рамок программы, президент и сопровождающие его лица посетили Богоявленский монастырь, где хранится икона Федоровская Божией Матери, с которой ходил в походы Александр Невский. Эта икона, как пояснил архиепископ, никогда не покидала церковных стен и осталась целой, даже находясь в зданиях, которые были дотла сожжены. Затем президент прибыл в здание бывшего Дворянского собрания, являющегося ныне одним из зданий костромского государственного художественного музея для участия в совместном заседании президиума Госсовета России и президиума совета при президенте России по культуре и искусству. 24 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13052.html

В то время, для разработки новых прогрессивных законов о религии большое позитивное значение имело избрание священнослужителей народными депутатами СССР. Святейший Патриарх Алексий II, в то время митрополит, был избран депутатом от фонда милосердия и здоровья, что позволило ему активно влиять на выработку нового законодательства о свободе совести. В связи с этим Патриарх говорил: «Депутатство различных уровней – сегодня не тот путь, который необходимо выбрать духовенству для осуществления своей миссии. Но, на первом этапе, когда в нашей стране возродились свободные выборы и нормальная депутатская работа, участие священнослужителей в Верховном Совете России и СССР, работа на съездах народных депутатов имела смысл, например, в связи с обсуждением и принятием нового законодательства о свободе совести. Ведь большинство депутатов просто не представляло себе реального положения Церкви, ее структур в нашем обществе… Они не понимали, например, что предыдущий закон 1929 года был дискриминационным. В принятие нового, значительно более справедливого закона, как в России, так и в СССР, тогда еще существовавшем, депутаты-священнослужители внесли большой вклад. Сегодня ситуация изменилась. Волны политических страстей захлестывают общество с такой силой, что, я думаю, участие в этих сражениях Церкви и ее представителей не имеет смысла: наша задача в другом – в нравственном оздоровлении народа» 434 . В 1990 году на выборах в Костромской Совет народных депутатов уверенно победил епископ Костромской и Галичский Александр и в течение трех лет участвовал в работе Совета 435 . Сам он так вспоминал о своей работе в облсовете: «В те годы это было оправдано. Помню, что ни одного дня заседаний не проходило без обсуждения церковных вопросов. Для многих стало откровением, что в Костроме существует епархия, есть свой епископ, который представляет интересы большой группы верующих. Другим важным этапом оживления церковной жизни стало двухдневное собрание, в котором приняли участие настоятели всех православных храмов области и главы всех районных администраций. Так мало-помалу люди узнавали друг друга, и стена, искусственно возведенная между Церковью и обществом, разрушалась» 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010