Отдел IX. Служение Преосв. Филарета в Рязани Глава XXVI. Трёхлетнее управления Рязанской епархиею. Возведение в сан Архиепископа. Вызов его в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде «Вообще нам там хорошо всегда, и не может быть лучше, где Сам Господь нас поставит, нежели где бы мы сами предустроили... Потому-то и не толкуйте и вы, что при таком-де Архиерее было то и то, а при другом не так-то…» 508 . «Один отец скончался, зато другой жив остался» 509 . «Велит ли Бог мне ещё увидеть тебя, моя возлюбленная паства Рязанская?! Нет и нет!» 510 Служение Высокопр. Филарета в Рязанской Епархии, сравнительно со всеми другими местами его епископства, было весьма непродолжительно. Рязанской епархией он управлял всего три года; а как в продолжение этого времени он был вызываем в Петербург для присутствования в Св. Синоде, то личное его пребывание на кафедре епархиальной продолжалось всего один год и девять месяцев 511 . По Высочайше утверждённому докладу Св. Синода, в 25 день Февраля 1828 г. Преосвящ. Филарет перемещён был в Казанскую Епархию. Относительно подобных скоровременных перемещений Святителей из одной Епархии в другую существуют мнения, высказывавшиеся и в печати, не в пользу этого обычая и порядка. Представляют обыкновенно, что в подобных случаях дело не может обходиться без ущерба и для благосостояния епархий, в которых, в одно, напр. десятилетие, переменится иногда два-три Епископа, и для самых лиц переменяемых. Таковы мнения особенно о тех Епископах, которые поступают на епархию с самого первого времени принятия сана святительского, следовательно, приемлют свою паству как первенца своего духовно-благодатного рождения и воспитания, или как невесту обручённую им... 512 . Естественно, что такие Святители с первого раза всегда готовы бывают особенно возлюбить свою паству, соединиться с нею всеми узами духа, жизни и всех пастырских отношений, – и потому обращаются к ней со всей энергией, посвящая все силы, усердие, умение, чтобы упрочить всё своё влияние на неё, имея в виду именно долгое в ней пребывание. Между тем, когда вдруг, воспоследует перемещение, – многие истинно благие начинания редко-редко не остаются без желанных плодов; а на новых паствах те же Святители могут быть менее энергичны. И самые паствы, так часто, по буквальному церковно-каноническому выражению вдовствующие, естественно могут вообще терять или ослаблять в себе силу чувств к пастырям при частых их переменах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

204 Акт. Зап. Рос. т. I 26. Вести. Зап. Росс. 1868 г. кн. 8-я. Архив Юго-Зап. России т. I ч. 4 стр. 46. Похилевич, ibid. стр. 254. 208 В «Записи» читаем об этих селах следующее: «Истобьчане и Нежиловьцы 2 колоде меду, у Нежиловичох постольищина»; у «Мигальчдчах ведро меду дают»; «у в Унине Павел дает корайман меду, Захарья дает корайман меду, Ходыка ведро меду дает, Агафоник дает ведро меду»; «у Вельи шесть корайманов меду, а седьмой корайман, это коли берет». 209 Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 248. 642. Пр. Лебединцев, 17–24. Похилевич, 178. 204. 206. 208. 209. 233. 235. 210 А. 3. Р. I. 26. Арх. Ю.-З. Рос. т. 4 ч. 1 стр. 335. т. I ч. 4 стр. 47. Похилевич, 220. 191. 212 А. 3. Р. т. I, 26. Пр. Лебединцев, 17–24 «Из прежних ревизий явствует, что г. г. Тыши на собственной митрополита земле основали следующия имения: прежде всего местечко Ходорков и село Кривое, а княжна Рожинская на этом же месте оселила Соколец». 213 «Дедкович дает 4 ведра меду»; «у Нородичох с Хотиновьской земли ведро меду дают»; «у Ноздриши с Полочаньской земли полтора ведра меду и поданье»; «у Сорокошичох 4 ведра меду дают»; «с Няневщины люди дают четырьнядное лукно, и тивуньщина и поданьа»; «у Булгаковичох 2 лукне чотырьпядных, а третее пятипядное»; «у Селци з Межирецькой земли 2 ведре меду и поданье»; «у Кодне Петр Дияков 2 кораймоны меду дает»; «у Чюднови з Дедковьщины 3 ведра меду». 227 Несомненно известно, что в начале XVI в. Слоним принадлежал к митрополичьей епархии. А. З. Р. И. 77. 228 При поставлении Романа в митрополиты для Литвы Новогрудок был сделан его кафедральным городом (Acta Patriarch. Constant. I, 426). А м. Киприан в письме к преп. Сергию выражается о Новогрудке уже так: «Новый городок Литовский давно отпал»… (Прав. Собесед. 1860 г. II, стр. 97). 229 «Одное зимы митрополит Иона Глезнь в Менску бях» и дальше. Вилен. Арх. Сбор. т. VI, 4, стр. 10. 230 Последнее известие о Галицком епископе встречается под 1414 г. (А. З. Р. т. I, 12). Около этого же времени в Львове утвердилась резиденция латинского епископа Яна Решовского (Зубрицкий, 238). Поэтому, закрытие Галицкой кафедры относится ко времени около 1414 г. Так как праздным местом заведовала обыкновенно высшая власть и так как Галицкая епископия называлась митрополией, то по упразднении она и составила участок епархии митрополичьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Вообще, чтобы определить всю благотворность изложенных попечительных действий по отношению к местной Семинарии в главных целях поднятия в ней учебно-нравственного состояния воспитанников и приготовления их, как наиболее достойных кандидатов священства, – остается лишь привести себе на память то, что писал высокопр. Филарет в ответном отношении своём к г. Обер-Прокурору Св. Синода Графу А.П. Толстому по предмету доставления местному духовенству безбедного содержания. Приведем здесь те слова, которые прямо относятся к рассматриваемому нами теперь предмету. «При вступлении моем в управление Киевскою Епархиею, к крайнему моему удивлению я нашел только пятую часть (из числа 1213) священников, кончивших курс в Семинарии. Причиною тому была бедность духовенства, но которой не только причётники, но часто и священники не имели способов воспитывать детей своих в училищах и в Семинарии, отчего и число учащихся там было, до моего поступления, крайне ограничено сравнительно с числом причтов в Киевской Епархии. Теперь же, к истинному пастырскому моему удовольствию, осталась одна едва двенадцатая часть священников, не окончивших курса учения, и число учащихся в духовных заведениях почти удвоилось и сделалось вполне соответствующим потребностям Епархии. Изволите, Ваше Сиятельство, видеть благотворность «Положение 1842 г.» об обеспечении духовенства в средствах к содержанию. Сохрани Бог, если Положение сие нарушится. Тогда здешнее Православное духовенство, лишившись опять средств к содержанию своему, лишится вместе с тем и способов к образованию детей своих в учебных заведениях, вследствие чего опять уменьшится и число обучающихся и, следовательно, будущих образованных священников и через это упадёт духовенство и в нравственном отношении». К особой заботливости высокопр. Филарета о Семинарии нужно, наконец, отнести следующий факт. При увеличившемся числе учащихся в Семинарии, естественно, стала сказываться теснота в самых помещениях и для классов (по причине разделения их на два и на три отделения) и для живущих в семинарских зданиях казённокоштных учеников. Чтобы сделать, насколько оказывалось возможным, более простора высокопр. Филарет признал необходимым дать особое помещение для Ректора Семинарии. Итак, как совместно с двором Семинарским находилось Лаврское подворье, состоявшее из каменного двухэтажного довольно большого дома, то высокопр. Филарет и воспользовался этим помещением для квартиры Ректору собственно в верхнем этаже этого дома, с оставлением нижнего для помещения в нём Лаврской книжноторговой лавки. Об этом он представил в Св. Синод, испрашивая разрешение на своё предположенное распоряжение, – каковое разрешение и получил неукоснительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Приведение их к вере Христовой составляло главную заботу нового архиепископа. Этим апостольским делом он занимался особенно ревностно, совершая ежегодные поездки по селениям, беседуя с народом по целым дням под открытым небом, во множестве обращая ко Христу язычников и созидая для них храмы. Для миссионеров своей епархии владыка Филарет написал «Правила для вразумления и укрепления новокрещенов в вере», где подчёркивал, что не так важно количество крещёных, как их основательная подготовка к крещению. Он рекомендовал исходить из богослужения и, опираясь на него, объяснять догматы . Однако главное, по его словам, это постоянное окормление крещёных. Массовое отпадение старо и новокрещёных инородцев от христианства и указ императора 1827 года побудили Святейший Синод 24 декабря 1828 года потребовать от архиепископа Филарета и Тобольского епископа Евгения (Казанцева; † 1871) проектов специальных учреждений для подготовки миссионеров. После получения отчётов от этих архиереев Святейший Синод решил создавать особые миссии для отдельных иноязычных народов. Упомянутый отчёт владыки Филарета был представлен Святейшим Синодом императору. Высокопреосвященный Филарет предлагал, прежде всего, перевести краткий катехизис и богослужебные тексты на все местные языки и заняться основательной языковой подготовкой духовенства, причём татарский, чувашский и черемисский языки были поставлены на первый план. Император утвердил план владыки Филарета, и затем Святейший Синод сделал эти языки учебными предметами в семинариях, послав к инородцам Казанской епархии хорошо образованных миссионеров. Однако от учреждения специальной миссионерской школы из-за недостатка средств отказались, а систематическую переводческую работу так и не наладили. Во время предстоятельства архиепископа Филарета были крещены 4.348 чувашей, 235 татар и лишь 8 вотяков (удмуртов). Миссионеров среди чувашей было много, они знали их язык и использовали в работе хорошие переводы богослужебных книг и молитвенников, а вот для татар имелся только крайне неудачный перевод катехизиса 1832 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

волостям литовские князья наследовали от покоренных ими смоленских князей. Так, бывало, не в новгородских только областях. Некоторые пограничные места, тянувшие к Литве и Смоленску, платили подать в Тверь, а другие, напротив, принадлежали Твери, а дань платили и Литве, и Смоленску 45 . Понятно, тесная территориальная связь пограничных Новгородской, Тверской и слившейся с Литвой Смоленской областей была одной из главных причин, почему так трудно становилось удерживать за Москвой тамошних князей и иерархов. В пограничных областях сидели родственники и друзья Литвы. К ним преимущественно посылались, особенно при м. Ионе, десятки посланий с убеждением не принимать киевских и литовских митрополитов и не отделяться от Москвы. Там не редко встречали прием незаконные митрополиты, а пограничные жители грабили друг – друга. Грабили безразлично всех и мирных жителей, и проезжих, и купцов, так что слышались постоянные обоюдные жалобы, доходившие до князей и высшего суда 46 . Юго-вост. граница Литовского княжества шла от верховьев р. Зуши, притока верховьев Оки, к верховьям р. Ворсклы, а затем по Ворскле и Днепру к Черному морю и устью Днестра. Днестр был границей между Литвой и Молдавией. В бассейне р. Смотричи (приток Днестра), верховьев Горыни и Стыря, правых притоков Припети, через Буг прямо на Брест и р. Неман проходила западная граница, отделявшая Литву от польских владений в пределах Подолии. Углом с северо-запада в литовские и новгородо-псковские владения врезались земли Ливонского ордена. Его псковские границы совпадали с границами нынешней Псковской губернии и Остзейского края. Они шли от устья Нарвы в Финский залив по левобережью Чудского озера к верховьям р. Льжи и немного не доходили до р. З. Двины. По реке З. Двине к Балтийскому морю шли границы ордена с Литвой и по правобережью Балтийского моря они соприкасались с Польшей. В состав Польши из русских областей входила Галиция с землями по бассейну верховьев Прута, Днестра и Сана до Карпатских гор. Тут были города: Галич, Перемышль, Львов, следовательно и две епархииГаличская и Перемышльская, составлявшие Галицкую митрополию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Если и при существовании уже этой отдельной Симбирской Епархии, когда следовательно всякие действия Епархиального Начальства сократились, по меньшей мере, вдвое чем прежде, и самые отношения к гражданским Властям сделались также вдвое удобнее и непосредственнее, – если говорим, – и в эту пору могли совершаться такие факты, – то можно ли ручаться, что они не были бы еще горшими, когда действия и отношения одного Казанского Епархиального Начальства должны были бы простираться на две и более отдельные губернии 120 , хотя бы и было учреждено в Казанской Епархии Викариатство. Глава VII. Факты обращения инородцев в христианство Удельными Приказами или Головами. Позднейшее положение миссионерского дела, указывающее, что меры, принимавшиеся высокопр. Филаретом, принесли бы пользу и впоследствии. Составленные им же, правила относительно ересей и расколов – общие и частные «Возникшее в последнее время (1866 г.) религиозное отступническое движение крещённых Татар и других инородцев свидетельствует само собою, что как начало и причины его почти совершенно те же, из коих произошло бывшее в 1827 г., так и пути, и меры, и весь образ действования к пресечению его могут быть, по преимуществу, те же, какие были употреблены высокопр. Филаретом, и тем более, что и сами отпадающие помнят прежнее движение и указывают даже, – как и что было сделано в ту пору со стороны Начальства, и этим самым как бы вызывают и просят тех же самых действий для их образумления» 121 . Факты, о которых мы хотим теперь сказать, содержатся в указанной нами прежде статье под заглавием: «Нынешнее религиозное положение крещённых Татар заволжского края», где Автор пишет следующее: «5-го Января (1866 г.), вечером, я был в Батыревском (удельном) Приказе и собрать кое-какие сведения о крещении Чуваш язычников, ведомства этого Приказа в 1857 г. Но еще в конце 1864 г. я был в селе Шемурше и узнал, что в приходской к этому селу деревне есть крещённые Татары, но с давних времен они числятся отпадшими совершенно от христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

«Весь первый год моего служения на новой пастве так для меня был труден, что я и не чаял и прожить оный, ибо паче меры отяготихся... обаче сила Божия в немощах совершается... И я даже теперь ощущаю в душе моей какую-то приятную свободу, и тягость паствы, меня толико отягощающей, несу с удовольствием. Воистину любы все терпит и превозмогает силою и действием всеконечно Того, о Ком Св. Апостол глаголет: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе, могущем вся творити по преизбыточествию в нас». Но хотя все труды и подвиги высокопр. Филарета явственно благословлялись от Господа успехами, (о чем читатели припомнят в прежде изложенных письмах), ровно через год 105 высокопр. Филарет писал к преосв. Кириллу: «Проекты мои о миссиях и пр. представил я Св. Синоду еще в Ноябре (за пять месяцев перед сим), но ничего в разрешение не получаю. И тут-то присовокупил: «Просил я и об учреждении особой Епископской кафедры в Симбирске, ибо по нынешним обстоятельствам нельзя одному с пользою управлять такою обширною и многосложною епархиею, какова вверенная мне теперь; – но отложили до Сентября месяца. Не знаю, как Господь Бог устроит, на Него же вся надежда, яко могущего устроити всяческая во благое». Наконец, когда дело, отложенное до Сентября (1830 г.), не подвигалось даже до Декабря 1831 г., – то высокопр. Филарет сообщил преосв. Кириллу: «О себе доложу Вашему Преосвященству, что силы мои изнемогают под бременем управления обширною и многосложною паствою моею... Прошу давно у вышних облегчения, но доселе не получаю... вот уже два года скоро кончатся, как представление мое о разделении епархии лежит без действия. Видно Господу Богу угодно смирять меня непотребного. Помолитесь, Владыка Святый, да укрепит Господь немощь мою». «Причиною замедления открытия Симбирской Епархии было, по словам высокопр. Антония, кажется главным образом то, что там у вышних было своего рода опасение, чтобы не повредить, оказывавшимся уже успехам дела и обязанным собственно личному непосредственному действованию Владыки Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Коциловскому. В июне 1933 г. делегацию лемковского духовенства и мирян принял примас Польши кард. Август Глонд. 22 окт. 1933 г. в с. Крыница (ныне г. Крыница-Здруй Малопольского воеводства) группа лемковских священников и мирян (ок. 1 тыс. чел.) вручила Мармаджи петицию с просьбой об отделении Лемковщины от Перемышльской епархии и о создании отдельного епископства для лемков. Однако папа Пий XI не пошел на учреждение отдельной лемковской кафедры, но согласился создать апостольскую администрацию для Лемковщины. Об этом папа объявил 13 янв. 1934 г., принимая в Риме церковную делегацию Лемковщины. Учреждение Л. а. а. было урегулировано 2 документами: заключенной на 10 лет «конвенцией» между Апостольской столицей и правительством Польши от 9 февр. 1934 г. о создании на Лемковщине новой церковной единицы и декретом Конгрегации восточных Церквей «Quo aptius consuleret animarum» от 10 февр. 1934 г. В обоих документах был отмечен временный характер администрации, учрежденной «в интересах восточного обряда». Л. а. а. была непосредственно подчинена папе через апостольского администратора, но формально она оставалась в составе Львовской церковной провинции вост. обряда (Галицкой униат. митрополии). Это особо подчеркнул нунций Мармаджи в письме митр. А. Шептицкому от 12 февр. 1934 г. В том же письме нунций указал, что создание Л. а. а.- вынужденный шаг для преодоления «схизматического движения» в условиях, когда еп. Коциловский из-за слишком большой территории Перемышльской епархии не мог в полной степени осуществлять контроль за приходской жизнью. Тем самым проводилась мысль о возможном упразднении Л. а. а. после стабилизации ситуации. Примечательно, что в декрете от 10 февр. 1934 г., согласно которому 1-м администратором Лемковщины назначался свящ. Николай Нагорянский (с определением ему местопребывания в с. Рыманув (ныне Рыманув-Здруй Кросненского повета)), говорилось о временном характере его полномочий до особых распоряжений папы. Вскоре свящ. Нагорянский отказался от должности администратора.

http://pravenc.ru/text/2463371.html

е. митрополит Андрей Шептицкий: но, несомненно, только то, что положение его и в этом деле весьма двусмысленное, так как он должен обязательно считаться, с одной стороны, с прежними своими отношениями к папе и конгрегации propagandae de fide, а, с другой стороны, и с любовию к нему русского народа и духовенства, желающего видеть его даже своим патриархом. Вообще сказать что-либо определенное относительно направления и характера будущей деятельности митрополита Андрея Шептицкого нельзя пока. Но прежняя его деятельность говорит, безусловно, в его пользу и вполне оправдывает и достаточно объясняет широкую популярность, какою он, несомненно, пользуется в среде галицко-русского духовенства и далее всего народа. Насколько энергична деятельность митрополита Андрея Шептицкого, видно из следующего. Вскоре после своей торжественной интронизации, 11-го февраля 1901 г. митрополит после полудня посетил духовную семинарию, с которой начал свою каноничную визитацию своей епархии, как он выразился. С того дня он стал ежедневно бывать в семинарии, расспрашивал ректора, префектов, профессоров и даже каждого из учеников о их положении, нуждах и желаниях. Последствием этих посещений семинарии явилось уже известное нам послание митрополита по адресу семинарий, обнаруживающее в авторе весьма близкое и всестороннее звание внутренней жизни семинарии. Не менее энергии показывает митрополит Андрей Шептицкий и в деле ревизии церквей своей епархии, о чем мы имели уже повод упоминать выше. Наконец, в пользу митрополита Андрея Шептицкого весьма много говорит и то обстоятельство, что он, сохранял вообще нейтральное положение в отношении к различным борющимся в Галиции русским партиям, видимо, не желает поддаваться давлению, оказываемому па него со стороны украино-фильской партии и больше склоняется на сторону народно-русской партии. В своем последнем послании, изданном по поводу визитации церквей в 1902 году, митрополит решительно осудил политику украино-фильствующих священников, за что он сам и его послание подверглись резкому осуждению со стороны печатных органов украинофильской партии: «Дила» и «Руслана».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

(Зависимость галицко-русской униатской церкви от папы. Отношение к конгрегации propagandae de fide. Галицко-русский митрополит, его права и положение. Сведения о жизни и деятельности нынешнего митрополита Андрея Шептицкого. Вопрос о замещении Станиславовской епархии и патриаршестве в Галиции. Перемышльский епископ. Епархиальная церковная администрация в Галиции). Галицко-русская греко-католическая церковь , по своему управлению и устройству, принадлежит к типу т. и. митрополий, но с существенными отличиями от митрополитальной формы устройства и управления, какая существует в православной церкви. Эта существенная особенность галицко-русской греко-католической митрополии от наших митрополий-церквей заключается в том, что первая не есть автокефальная церковь . Галицко-русская митрополия не только признает римского папу своим главою, что имеет более догматическое, нежели каноническое значение, но и находится в подчинении ему. Римский папа, однако же, управляет галицко-русскою греко-католическою церковью не сам непосредственно, а через посредство особой конгрегации propagandae de fide. Через посредство этой последней конгрегации папа разрешает для галицко-русской церкви редкие, недоуменные или же вообще в каком-либо отношении трудно разрешимые случаи супружеских дел, вопросы о переходах из римско-католического в греко-католический обряд, и наоборот, прошения об «отпустах» для отдельных церквей, наконец, некоторые дела обрядового и чисто литургийного, или дисциплинарного характера. Впрочем, в последние годы, когда галицко-русская церковь , в лице, но крайней мере, базилиан-монахов, поставлена под контроль и опеку о. о. иезуитов, дела литургийного свойства разрешаются преимущественно провинциальным синодом; вопросы о переходе из одного обряда в другой восходят, через посредство пропаганды de fide, на суд папы в тех только случаях, когда римско-католическая и греко-католическая консистории неодинаково выскажутся по этим вопросам. Помимо и без посредничества пропаганды de fide, римский папа только преконизует, т. е. утверждает галицко-русского митрополита в его звании. В случае освобождения места митрополита галицко-русской церкви, министерство исповеданий входит в соглашение с римскою нунциатурою в Австрии и государственным секретариатом, а затем государственный секретариат чрез консисторскую конгрегацию представляет избранного кандидата на утверждение папе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010