На серадском съезде 1383 г. дело долго колебалось между соперниками и, наконец, решено было в пользу Ядвиги, признанной королевой Польши. После избрания ее на престол, снова начались волнения из-за искания руки царственной девицы различными владетельными князьями. Претендентами были: Владислав опольский и Земовит мазовецкий; но к сердцу Ядвиги ближе всех был Вильгельм, сын Леопольда австрийского, обрученный с ней еще в детстве. Между тем в Краков явились послы от великого князя литовского просить руки Ядвиги, с обещанием, что, в случае согласия ее, весь народ литовский примет христианскую веру. Юная королева, ревностная католичка, и дальновидная мать ее Елисавета, решили в пользу Ягайла. В 1386 году он прибыл в Краков, принял крещение и, женившись на Ядвиге, сделался королем польским. – Галицкая земля, остававшаяся под властью венгерской королевы Марии, в 1387 году признала над собой власть Польши, но с сохранением всех своих прав и привилегий. В это время она еще не была присоединена к Польше и управлялась русскими старостами. Часть ее, земля Жидачевская, находилась в 1421–1430 гг. во владении князя Федора Любартовича, бывшего наследником владимирско-луцкого княжества. 54 Но в 1432 (или 1434) году Галиция окончательно присоединена к Польше и получила устройство по образцу прочих польских провинций. – Таким образом, Червонная или Галицкая Русь первая из русских земель подпала под владычество Польши. Судьба ее была в высшей степени печальна. Короли не защищали своего отдаленного владения. Между тем, не говоря уже об уграх и волохах, крымские татары и турки постоянно делали на нее набеги, разоряя и сжигая города и уводя множество пленных. В одном 1498 г. бусурмане – а это был 15-й их набег на Русь с 1442 года – пленили более 100000 душ, так что Фракия, Македония, Скифия и Азия наполнены были русскими невольниками. В 1506 году (20-й набег) крымские татары увели с собой также до 100.000 пленных 55 . – В сорокалетнее царствование Сигизмунда I (1509–1548) множество польских панов осело в Галицкой Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

И когда переправились за Мерлу, встретились с половцами – ехал Обовлы Костукович с четырехстами воинами воевать на Русь, и тут помчались им навстречу на конях. Половцы же, по повелению Божьему, обратились в бегство, и русские погнались за ними, и победили их тут, и возвратились восвояси. В это же время Владимир Ярославич Галицкий, шурин Игорев, находился у Игоря, так как был изгнан отцом своим из Галича. Тот Владимир прежде всего отправился во Владимир к Роману, но Роман, боясь его отца, не разрешил ему поселиться у себя. Оттуда направился к Ингварю в Дорогобуж, и тот, из страха перед отцом его, не принял Владимира. И он оттуда поехал в Туров, к Святополку, и тот также не пустил его, к Давиду в Смоленск – и Давыд его не пустил, в Суздаль к Всеволоду, дяде своему, но и там Владимир Галицкий не обрел покоя и пришел в Путивль, к зятю своему Игорю Святославичу. Тот же встретил его радушно и с честью великою и два года держал у себя, а на третий год примирил его с отцом и послал с ним сына своего, зятя Рюрикова, Святослава. В год 6692 (1184) . Двинулся окаянный и безбожный и трижды проклятый Кончак с бесчисленными полками половецкими на Русь, надеясь захватить и пожечь огнем города русские, ибо нашел он некоего мужа басурманина, который стрелял живым огнем. Были у них и луки-самострелы, едва пятьдесят человек могли натянуть у них тетиву. Но всемилостивый Господь Бог противится гордецам и козни их разрушает. Кончак же, придя, стал на Хороле и послал с хитростью к Ярославу Всеволодичу, предлагая ему мир. Ярослав же, не подозревая обмана, направил к половцам мужа своего Ольстина Олексича. А Святослав Всеволодич послал к Ярославу, говоря ему: «Брат мой, не верь им и своего мужа не посылай, я на них войной иду». Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич со всеми полками своими без промедления двинулись на половцев. Рюрик и Святослав отрядили Владимира Глебовича в передовой полк и Мстислава Романовича с ним, а сами Рюрик и Святослав двинулись следом за ними. Когда они были в пути, встретились им купцы, шедшие навстречу из Половецкой земли, и сказали, что половцы стоят на Хороле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же 1238 г. были опустошены Муром, Гороховец, Нижний Новгород, в 1239 г.– Переяславское княжество и Черниговская земля, а в 1240 г. Батый двинулся на Южную Русь. После ожесточенного штурма 6 декабря был взят Киев, обороной которого руководил воевода Дмитрий, поставленный князем Даниилом Романовичем. Разорив ряд городов Галицко-Волынской Руси, Батый отправился дальше на запад и целый год опустошал Венгрию, Польшу, Чехию. Русь осталась позади, испепеленная и обескровленная. Древнерусская литература откликнулась на монголо-татарское нашествие целым рядом выдающихся произведений, таких, как «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Заслуживают внимания и летописные повести, посвященные этому событию. Составленные в разное время в различных концах Русской земли, летописные своды акцентируют внимание не на всех этапах монголо-татарского нашествия. Если во Владимирских и Ростовских сводах внимание уделяется преимущественно судьбе северо-восточных городов и земель, то южнорусская летопись более подробно сообщает о разорении Киева и городов Галицко-Волынского княжества. В настоящем издании публикуются повести о битве на Калке и о покорении Батыем русских земель в 1237–1240 гг. по двум летописям – Лаврентьевской летописи и Тверскому сборнику. Лаврентьевская летопись переписана в 1377 г. монахом Лаврентием с помощниками по заказу нижегородского князя Дмитрия Константиновича и епископа Дионисия. В это время Нижегородское княжество было одним из наиболее значительных на северо-востоке. Труд Лаврентия, как полагают, объяснялся желанием нижегородского правительства получить материал для составления собственного летописного свода. Лаврентьевская летопись содержит свод 1305 г. (этим годом датируется последнее ее известие), который также лежал в основе Троицкой летописи, погибшей в 1812 г. Начиная с 1206 г. Лаврентьевская летопись представляет собой соединение владимирского и ростовского летописания. Когда произошло это соединение, вскоре после татарского нашествия или в 1280-х гг.,– пока не установлено. Соединением двух традиций объясняется интерес летописца к Юрию Всеволодовичу Владимирскому, с одной стороны, и к Васильку Константиновичу Ростовскому – с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вулацопон – см. Цопон Вулнипрах – см. Варуфорос Вусеград (Вышгород) – княжеский город-крепость под Киевом 148, 159 Вышгород – см. Вусеград Гадейры – Гибралтарский пролив 86 Галатия – область в центральной части Малой Азии 16, 22 Галатия – см. Галлия Галац – город в устье Дуная 73 Галилея – область в Северной Палестине 16 Галица (Галицкая земля, Галичина)Галицкая Русь, Галицкое княжество 259, 260, 261, 266, 267, 275, 276, 280, 281, 304 Галица (Галич) – город в Галицкой Руси, столица Галицкого княжества 251 Галлиполи (Каллиуполь, совр. Гелиболу) – город на побережье пролива Дарданелпы 265, 305 Галлия (Галатия) – область Европы, включавшая территории между Альпами, Средиземным морем, Пиренеями, Атлантическим океаном 17 Гамизграде – см. Акис Ган – гора в Македонии 289 Ганг – река в Индии 199 Гебр (Гевр) – см. Эвр Геих – река Урал 169 Геландри (Звонкий порог, Звонец) – один из днепровских порогов 162 Гелиболу – см. Галлиполи Геллеспонт – пролив, соединяющий Эгейское море с Пропонтидой, совр. Дарданеллы 109,198, 306, 307 Гем (Эм, Балканы) – Балканский хребет 43, 50, 97, 108, 154, 203, 220, 223, 258, 262, 279, 283, 285, 286, 301–303, 305 Гепиды – германское племя 74, 109, 113 Гераклея Фракийская – см. Ираклия Германикия – город в Киликии 122 Германия – 60 Германцы – германские племена; также искаженное «древляне»; немцы 108, 194, 264 Герулы – германские племена 69, 109 Геты – готы, германское племя; у Михаила Пселла – узы или торки 22, 31, 101, 104, 208, 242, 244 Гиазихопон – см. Хопон Гибралтар – см. Гадейры Гиерон – см. Иерон Гила (Хавуксингила) – одна из фем пачинакитов 170, 171 Гиэукаты – крепость 171 Гнездово – деревня на Днепре, в 12 км ниже Смоленска, где открыты множество дружинных курганов, городище и селище 159, 164 Гог – один из двух варварских народов, которые, согласно апокалиптическим пророчествам, в конце времен должны обрушиться на вселенную 129, 190 Горзубиты – совр. г. Гурзуф в Крыму 89 Греки – см. Эллины Греция – см. Эллада Грузины – см. Иверы Грузия – страна в западной части Закавказья, на восточном побережье Черного моря 88, 93, 114, 122, 123,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако, большевистский хаос, организованный у Венгрии " посланцем Москвы " Бела Куном, заставил русинов искать другие пути спасения своей государственности в составе нового государства " Чехословакия [ 15 ] " . В него они вошли с конституционным названием " Подкарпатская Русь " , или " Русинско – Русиния " ), согласно решению международного договора на мирной конференции в Сен-Жермене от 10 сентября 1919 года [ 16 ]. Через 20 лет, 22 ноября 1938 года в Праге был принят конституционный закон 328, по которому и Подкарпатской Руси, и Словакии предоставлялась уже не просто административная широкая автономия, а национальная автономия, с правом иметь национальные парламенты, национальное гражданство, правительство, свой государственный национальный флаг, гимн, язык. ЧСР стала в федеративным государством [ 17 ]. 15 марта 1939 года Сойм Подкарпатских Русинов (имя национального парламента русинов) провозгласил автономную национальную территорию русинов на юг от Карпат, как суверенное русинское национальное государство, но только в составе Чехословакии. При этом не совсем легитимно изменено было название страны " Подкарпатская Русь " на " Карпатскую Украину " . Но, в тот же день, Венгрия без промедления оккупировала Подкарпатскую Русь. Премьер-министр Венгрии, заявил, что это не оккупация, а предотвращение угрозы " волынской " резни сечевиками-нацистами местных русинов и венгров. Одновременно, это помощь русинам в возвращении им их автономной государственности, перед лицом очевидной угрозы этнической чистки русинов и венгров галицкими сечевиками-фашистами [ 18 ]. Что это было именно так, показали дальнейшие события. В 1941 году был проведена венграми Перепись населения в Русинской Автономии. Оказалось, что в ней проживает 506 тысяч русинов и несколько сот украинцев, и те…. из числа эмигрантов. Этим была раскрыта берлинско-галицкий заговор и афера галицких сечевиков-нацистов, которые заставили А. Волошина сменить название Подкарпато-русинской Автономии, и провозгласить для местных 506 тысяч русинов чужой для них галицко-украинский язык соседей, государственным для русинов. Это была нацистская афера.

http://pravoslavie.ru/37589.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Малорусский вопрос Геннадий Лукиных   00:08 12.05.2011 765 Время на чтение 6 минут Созданная в XX веке советской властью украинская нация на сегодняшний день фактически представляет собой конгломерат трёх разноустремлённых национально, религиозно и политически субэтносов – малороссов (восток и юг), западноукраинцев (Галиция, Буковина, Волынь) и подкарпатских русинов (Закарпатье), причём последние заявляют о себе, как о четвёртом восточнославянском народе . На востоке и юге государства Украина всё чаще вспоминают о своём малорусском происхождении и, соответственно, былом общерусском единстве в противовес агрессивно навязываемой властями официальной галицко-украинской этнической концепции. Её суть заключается в том, что галичане самые «правильные» украинцы и именно к их европейскому менталитету, греко-католической вере и языку должны стремиться остальные сограждане. Малороссы, малорусы, малороссияне, южнорусы, а наиболее часто просто руськи – исконные исторические и народные самоназвания населения Юго-Западной Руси, отвечающие национальному самосознанию малорусского (малороссийского, южнорусского) народа. Малороссия, Малая Русь, Малая Россия, Южная Русь, Украйна Малороссийская, Украйна – исторические названия юго-западных русских земель. Русь Малая традиционно означает Русь первоначальная, исконная, то есть метрополия. Укрáин (пограничных об­ластей) на Руси, как известно, было много: малороссийская, слободская, си­бирская, зауральская, семиреченская, забайкальская и т.д. Соответственно, укрáинными звали многих жителей Русской земли. Наименование с этнической окраской стало применяться с начала XX века в Австро-Венгрии и имело политический характер.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/12/...

Во время Первой мировой войны и прямо перед ее началом в Австро-Венгрии были уничтожены десятки тысяч русских людей. Это была этническая чистка, проведенная австрийскими властями при содействии местных польских администраций, и при полном одобрении со стороны Германии. Тысячи людей были расстреляны, повешены, заколоты штыками и уморены голодом, десятки тысяч перемещены в концлагеря Талергоф и Терезин, сотни тысяч стали беженцами. Почему же произошла эта трагедия? Что стало ее причиной? И от чего мы никогда не слышали об этих страшных событий ни в школе, ни институте, ни по телевидению? Брестская уния Прикарпатские земли со времен Киевской Руси всегда были частью большого и единого мира. Еще при князе Владимире юго-западные княжества назывались Червонной Русью. После бури, пришедшей с Востока, эти русские территории попали под власть поляков и венгров. Галицкая Русь стала провинцией Польского Королевства, а Русь Угорская вошла в состав Венгерского государства. Положение русских людей под властью чужеземцев было непростым. Есть очень страшный мрачный период, который связан с заключением так называемой Брестской унии. В самом конце 16-го века Речь Посполитая и католические власти польско-католического государства, которое тогда называлось Речь Посполитая, при участии иезуитов и по благословлению Римского Папы навязывают населению православной южной Руси так называемую унию. Уния предполагала, прежде всего, отказ от православной веры, православной церкви, она предполагала сохранить внешнюю обрядовую сторону православия при полном подчинении Римской Католической Церкви и Польше, то есть ополячивание населения, и превращение населения в католиков. Она имела двойной гнет и двойную тяжесть, все это в конечном итоге привело к страшной катастрофе. На протяжении столетий православное русское население находилось под страшным гонением. Храмы православные были закрыты, православное священство полностью изгонялось, епископов православных преследовали как государственных преступников. Православие считалось холопской верой, которая была после брестской унии запрещена. Были гонения, напоминающие гонения в Римской Империи ранних христиан. Достаточно сказать, что запрещались крещения, запрещалось отпевать православных, запрещалось причащать даже тяжелобольных. Православных хоронили без отпевания за городом и, несмотря на многочисленные протесты, которые выражались и на сеймах польских, ничего не менялось. Православные считались людьми не то что второго сорта, а просто государственными преступниками, которых следовало уничтожать.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/03/...

В XIII в., как раз в то самое время, когда Русь была ослаблена нашествием татар, в Литве явился мужественный и умный князь по имени Миндовг. Миндовг умом и хитростью возвысился над другими князьями и начал их беспощадно избивать или изгонять. Таким путем он успел соединить в своих руках власть почти над всем литовским народом. В то же самое время он успешно защищал свою землю от немцев и от галицко-русского князя Даниила. Пользуясь тем, что Русь была разорена и ослаблена татарами, Миндовг присоединил к своим владениям часть полоцкой области и некоторые другие русские земли. Миндовг за свою жестокость и хитрость был нелюбим всеми. Он был убит князем Довмонтом, которого он оскорбил и выгнал с родины. Миндовг положил только начало объединению Литвы. Настоящим основателем великого княжества литовского был Гедимин, который управлял Литвою с 1315 по 1340 г. Будучи храбрым воином, Гедимин вместе с тем был умным и правдивым правителем своего государства. Всю свою жизнь он провел в войнах. Он воевал с немцами, галицко-русскими князьями и татарами, нападения которых на свое княжество он успешно отражал. Сам он не любил начинать войны с соседями, а наоборот, старался расширять свои владения мирным путем. Так, при помощи родственных связей, он мирно присоединил к Литве витебскую область и подчинил Волынь своему влиянию. Южно-русские области даже и не противились особенно присоединению их к Литве. Под властью сильного литовского князя русским жилось спокойно, свободно и хорошо. Гедимин не теснил и не обижал русских людей. Вере православной русского народа он оказывал всякое уважение. Он не препятствовал даже и литовцам своим креститься и принимать православие. Многие из его сыновей приняли православие и поженились на русских княжнах. Они скоро выучились говорить по-русски, назывались русскими именами и мало-по-малу становились во всем русскими людьми. Русским людям так хорошо жилось в Литве под властью Гедимина, что многие из них даже добровольно переселялись не только из юго-западной, но и из северо-восточной Руси в Литву.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

К этому же времени относятся и известия о первых контактах русских князей с Римом. Сохранилась булла Григория IX от августа 1231 г., адресованная неизвестному русскому князю . Ссылаясь на сообщения, полученные от прусского епископа, папа выражал радость по поводу желания князя подчиниться апостольскому престолу. Ряд соображений говорит о том, что этим князем был Даниил Галицкий . Именно Даниил Галицкий в 1229–1230 гг. являлся ближайшим союзником патрона епископа — Конрада Мазовецкого. Папа обещал принять русского государя как «любимого сына» (filium specialem), и тем самым мог быть положен конец венгерским походам на Галич. В этом шаге Даниила Галицкого, какими бы мотивами он ни был продиктован, отразилось зародившееся у русских князей (по крайней мере у некоторых) представление о том, что строить свои отношения с западными соседями в новых условиях XIII в., не принимая во внимание интересов курии, становится невозможно. Булла 1231 г. привлекла к себе особое внимание исследователей политики папства в XIII в., т. к. в ней папа, не удовлетворенный выражением «повиновения» со стороны князя, требовал принять «обряды и нравы христиан латинян». В этом нашли выражение унификационные тенденции в политике папства того времени, о которых уже говорилось. В конце 30-х гг. XIII в. произошли события, которым традиционно (и не без основания) отводится важное место в истории отношений Новгорода с его западными соседями. Имеются в виду вторжения в Новгородскую землю шведских войск, а затем и войск Ливонского ордена, которые завершились разгромом захватчиков на реке Неве, а затем на льду Чудского озера. По размаху военных действий и по выявленным в их ходе замыслам завоевания Новгородской земли эти конфликты выделяются из ряда военных конфликтов предыдущих лет. В отечественной исторической науке сложилось довольно устойчивое мнение о том, что указанные выступления шведов и крестоносцев представляли собой крестовый поход против Руси, организованный папской курией, и что именно эти события означали конфессиональный разрыв между Русью и латинским миром. Но, как недавно справедливо отметил И. П. Шаскольский, не имеется каких-либо прямых свидетельств об объявлении курией крестового похода против Руси . Вместе с тем исследователь предположил, что участие курии в организации нападений на Русь может быть установлено по косвенным данным. Вслед за финским исследователем Г. Доннером он обратил внимание на участие папского легата Вильгельма, кардинала Сабинского, в заключении т. н. Стенбийского договора 1238 г., оформившего союз между Ливонским орденом и Данией. По договору датский король Вальдемар в случае совершения походов на «языческие» земли на востоке получал право на 2/3 завоеванных земель . Поскольку на восток от датских владений в Эстонии находились владения Новгорода, исследователь пришел к выводу о том, что действия датско-ливонского союза, заключенного при участии папского легата, будут направлены прежде всего против Руси .

http://sedmitza.ru/lib/text/442952/

Галич примыкает теснее к кругу Южной Руси; до тех пор, не желая подлежать Киеву, Червоноруссы примыкали к отдаленной стороне; но когда в Суздальской Земле явилось поползновение на подчинение всей Южной Руси и в том числе Червоной, Галич уже действует заодно с Киевом и Волынью. Как дело касалось предприятия, имевшего целью интерес всей Южнорусской Земли, – Галич посылал свою помощь. Так в 1166 году Киевляне, Полесчане и Волынцы со своими князьями выходили из Канева для оберегания торгового пути купцов из Греции (дондеже взыде Гречинин и залозник. Ип. Л., стр. 94), – и галицкая помощь находилась с другими ополчениями Южнорусских Земель. Волынь раздробилась тогда на многие мелкие владения: был свой князь в Луцке, были свои князья в Бужске, в Дубровице, Пересопнице. Одни княжества возникали, другие исчезали, не оставляя большого влияния на народную жизнь, не изменяя ее течения. Но при раздроблении Волынской и Польской Земель резко выдавалось единство Червоной Руси и при большем падении Киева политическое значение Галича выказалось силою обстоятельств, даже без задуманного плана. Галич получил значение старейшего города, и князь галицкий, как будто силою обстоятельств, сам доходил к достоинству старейшего князя. Певец Игорев, современник, так характеризовал Ярослава: Галицкы осмомысле Ярославле! высоко седиши на своем златокованнем столе; подпер горы угорскыи своими железными плъкы, заступив королеви путь, затворив Дунаю ворота, меча времены чрез облаки, суды рядя до Дуная. Грады твоя по землям текут, отворяеши Киеву врата, стреляеши с отня злата стола за землями. Ясно из этого, что современники считали галицкого князя могущественным. Галицкая Земля, то есть принадлежавшая Галичу, была обширна и заключала в себе плодородные пространства по Днестру, Сану и Пруту до гор. Дунайское устье было в руках Галича. Вероятно, Бессарабия и берега черноморские принадлежали ему, потому что уже было свободное плавание с Дуная и Днестра по морю и въезд в днепровское устье. Было много условий зажиточностей обитателей. Почва Червоной Руси способна для земледелия и скотоводства; реки, в то время судоходные, вели к сообщению с Дунаем и морем. Это способствовало торговле с Югом. Кроме хлеба, скота и кож, которые отпускала Червоная Русь, важнейшим туземным продуктом была соль из Бакуты. На Черном море у Галичан была пристань Олешье, при устье Днепра; там образовался склад для торговли с Югом; оттуда товары шли по Днестру и снабжали города, густо лежащие один за другим вдоль этой реки. Но положение Галицкой Земли в отношении политической самостоятельности было очень опасно; двое соседей каждочасно готовы были наложить руки на Червоную Русь, – Поляки, уже издавна, то овладевавшие ею, то терявшие ее, и Угры. Быть может, эти обстоятельства сближали Галич с Греческим миром; так одному царевичу греческому дали в управление несколько городов Червонорусской Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010