Без принятия благодати Божией в церковных таинствах  нечего и думать  быть истинным христианином. Благодать Божия, по неизреченной милости Божией, в силу искупительной Жертвы Христовой, принесенной за наши грехи на кресте, дается нам  туне – даром,  без каких бы то ни было заслуг с нашей стороны... но... для привлечения этой благодати Божией необходима, с нашей стороны,  добрая воля, стремление к получению ее и наши собственные труды и усилия к получению и сохранению ее. Никто не может стать христианином и спастись так сказать автоматически, как какая-то бездушная пешка, без проявления своей доброй воли и собственных трудов и усилий. Таково, вопреки извращенному лжеучению разных сектантов, ясное учение Слова Божия о спасении – таково учение нашей Св. Православной Церкви, ни в чем не отступающей от учения Слова Божия. Отсюда и явствует безусловная необходимость тех трудов и подвигов – того « аскетизма», который так характерен для истинного христианства – Святой Православной Веры. Так ясно и убедительно говорит о необходимости этого аскетизма св. Апостол Павел в своем 1-ом послании к Коринфянам, употребляя хорошо знакомое им образное сравнение христианского аскетизма с тренировкой тех, которые участвуют в спортивных состязаниях (Коринф славился своими «истмийскими играми»):  «не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленнаго, а мы – нетленнаго. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»  ( I Kop. 9, 24–27 ). Вот ясное законоположение христианского аскетизма, который состоит в упражнении в подвиге воздержания! Зачем нужен этот подвиг воздержания? И это разъясняет нам тот же. св. ап. Павел в другом своем послании:  «ибо плоть желает противнаго духу, а дух – противнаго плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы»   ( Галат. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вопрос 39. А если кто, послушавшись, станет роптать? Ответ. Поелику Апостол сказал: «Всё делайте без ропота и сомнения» (Филп.2, 14); то и сам ропщущий отчуждается от единения с братиею, и дело его изъемлется из их употребленья. Явно же, что такой человек страждет и неверием, и колебанием в уповании. Вопрос 114. Поелику Господь заповедал: «кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Матф.5, 41), и Апостол учит повиноваться «друг другу в страхе» Христовом (Ефес.5, 21); то должно ли оказывать послушание всякому, и приказывающему что бы то ни было? Ответ. Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе. Но поелику есть не малая разность в самых приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедью, иные же, хотя по видимому и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди): то необходимо помнить сказанное Апостолом: «Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Солун. 5, 20—22). И еще:»ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10, 4—5). Итак, если нам приказывают что либо согласное с заповедью Господнею, или содействующее ей: то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию, исполняя сказанное: «долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» Христовою (Ефес. 4, 2). Когда же приказывает нам кто–нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную; тогда благовременно сказать: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29), помня Господа, Который говорит: «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». (Иоан.10, 5), и Апостола, который для нашей безопасности осмелился коснуться и самих Ангелов, сказав: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Галат.1, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Глава 3-я Начав с 15 ст. 2-й гл. речь об оправдании, верой и раскрыв пред читателями учение о том, что при вере обрядовый Моисеев закон не обязателен, апостол в З-й главе раскрывает истинное значение закона Моисеева в деле получения благодатных даров св. Духа и значение его вообще в деле спасения людей. 1 ст. О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый? В справедливом негодовании на Галатов за уклонение их в сторону, ставшего уже не нужным, закона Моисеева, апостол называет их, несмысленными. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас, т. е. обманным образом склонил вас, не покоряться истине, т. е. уклониться от возвещенной вам Евангельской истины, что спасение дается чрез веру в Иисуса Христа, а не чрез закон. Кто обманно склонил уклониться от истины вас, которые с такой радостью, приняли Евангельское благовествование, что Христос, как бы живой предносился пред глазами вашими, вы, как бы своими собственными глазами, видели распятого Господа. И несмотря на все это, вы уклонились в сторону закона Моисеева. 2 ст. Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Об одном только бы я хотел спросить вас, узнать от вас: что, благодатные-то дарования св. Духа, так обильно излитые на вас, вы получили, когда стали исполнять требования обрядового закона Моисеева или когда, услышавши Евангельское благовествование, уверовали во Христа и крестились? «Так посудите же сами, «не крайнего ли безумия дело – оставить веру, толикия блага вам даровавшую, и обратиться к закону, который ничего подобного не дал вам?» (Св. Злат. см. Еписк. Феофан. Толк. посл. Галат.). 3 ст. Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотью? Ужели вы так неразумны, что, начавши духом, т. е. верой во Христа, оканчиваете плотью, т. е. переходом на сторону Моисеева закона, т. е. вообразили, что этими внешними делами закона, и можно спастись. Жизнь под руководством закона Моисеева апостол назвал плотью, ибо весьма многое, в этом законе касалось именно плоти: разного рода омовения, очищения, самое обрезание и мн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

" Если терпим " , говорит апостол, " с Ним и царствовать будем " (2 Тим. 2:12). Престолы не означают седалища (так как Он один есть сидящий и судящий), но ими означается неизреченная слава и честь. Итак, апостолам обещал Господь эту награду, а всем прочим — живот вечный и сторичную мзду здесь. Но если все прочие, то тем более апостолы должны получить возмездие и там, и в здешнем веке. Так и сбылось. Оставив уду и сети, они имели во власти своей имущества всех людей, их дома, поля и даже самые тела верующих; многие готовы были даже умереть за них, как свидетельствует о том Павел, говоря: " если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне " (Галат. 4:15). Далее, словами: " всякий, кто оставит жену " , Господь не внушает того, чтобы без причины были расторгаемы браки; но, как говоря о душе, что " потерявший душу свою ради Меня сбережет ее " (Матф. 10:39), говорил это не для того, чтобы мы убивали самих себя и тотчас разлучали душу с телом, но для того, чтобы предпочитали всему благочестие, — так и здесь того же требует Он, повелевая оставить жену и братьев. Мне кажется также, что Он говорит здесь еще и о гонениях. В то время многие отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию. Итак, когда они от вас требуют этого, говорит Господь, оставьте и жену, и отца, о чем и Павел говорит: " если же неверующий хочет развестись, пусть разводится " (1 Кор. 7:15). Возвысив, таким образом, апостолов и утвердив их в надежде награды, определенной и им самим и всей вселенной, Господь присоединил: " многие же будут первые последними, и последние первыми " (Матф. 19:30). Слов этих нельзя ограничивать некоторыми только лицами. Они относятся ко многим и другим; впрочем, в них говорится и о верующих, и о непокорных фарисеях, как и прежде о них же говорил Господь, что " многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю " (Матф. 8:11-12). Потом Господь предлагает и притчу, чтобы побудить к большей ревности тех, которые обратились к Нему после других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Женский вопрос снова встал ребром, да простит мне читатель эту филологическую шалость. О дискриминации женщины в православии и Церкви говорят давно, но развернувшаяся на эту тему некоторое время назад дискуссия в соцсети facebook показала, что порой люди умудряются ощутить себя ущемленными в чем-то по самым неожиданным поводам. Не скрою, свою долю смущений в связи с отношением к женщине в церковной среде испытала и автор данной статьи, но, слава Богу, со временем удалось с ними разобраться.      Образ и подобие [«Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галат. 3, 28)] Положение женщины в обществе действительно не всегда было завидным, чего уж тут отрицать. Однако это существовало еще до появления христианства, так что дело вовсе не в нем. Множество факторов влияло и до сих пор влияет на это, и, если не вдаваться в политические, социально-экономические, бытовые и психологические подробности, то можно сказать так: человек способен до неузнаваемости исказить и трансформировать под свои собственные интересы даже самую прекрасную идею. Поэтому книга «Домострой», например, — это вовсе не учебник по православному вероучению, а конкретное сочинение, созданное с конкретными целями и в конкретный исторический период. Тут надо, что называется, зреть в корень. Что же говорит о женщине Священное Писание? «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). Так как оба они сотворены по образу и подобию Божию и оба они соответствуют друг другу, значит, перед Богом они равны. Но, как известно, ни одна система не может существовать без четко определенных сфер деятельности отдельных ее частей. Так изначально по замыслу Божию за мужчиной и женщиной были закреплены разные роли для того, чтобы, дополняя друг друга, они составили «плоть едину» (Быт. 2, 24). Так женщина являлась соответственной мужчине помощницей — о второсортности и уж тем более ущемлении в правах речи быть не может. Затем произошло грехопадение, в котором и Адам, и Ева были виноваты в равной степени, и Господь не приписывает никому из них вину большую. Оба наших прародителя оказались достойны изгнания из рая, и после этого, опять же в соответствии со своими личностными и физиологическими особенностями, получили разное предназначение в жизни уже вне Эдема.

http://pravoslavie.ru/92162.html

И зачем Христос совершает ее? Подобно тому, как Он исполнил все прочие требования закона, так поступает и здесь. Поэтому Он и Иоанну говорил: « так надлежит нам исполнить всякую правду » (Матф. 3:15). Итак, ученики хотели приготовить не нашу пасху, а иудейскую. Они приготовили эту пасху, а нашу уготовал Христос, или лучше Он Сам стал пасхой через честные страдания. Для чего идет Он на страдания? Чтобы искупить нас от клятвы закона. Поэтому и Павел восклицал: « Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных » (Галат. 6:4–5). Итак, чтоб не говорил кто–нибудь, будто Он потому отменил закон, что не мог исполнить его, как тягостный, обременительный и трудно исполнимый, Он уничтожил его (лишь) тогда, когда выполнил его весь. Поэтому Он совершил и пасху, так как праздник пасхи был одним из предписаний закона. (А для чего этот праздник) — послушай: иудеи были неблагодарны к Благодетелю и скоро забывали Его благодеяния. И вот тебе доказательство: вышли они из Египта, прошли Чермное море, видели, как разделилось оно и снова соединилось, и немного спустя после этого говорят Аарону: « сделай нам бога, который бы шел перед нами » (Исх. 32:1). Что говоришь ты, неблагодарный иудей? Ты видел такие чудеса и забыл Бога, питающего тебя, и совершенно не помнишь Благодетеля? Итак, так как они забыли о Его благодеяниях, то Бог установлением праздников закрепил воспоминание о дарах, чтобы волей–неволей они держали их постоянно в памяти. Так (праздновали пасху) они. Зачем? Дабы, когда (говорит Писание), спросит тебя сын твой: « что это » (Исх. 12:26), ты сказал, что кровью этого агнца (отцы) помазали косяки дверей и избежали смерти, которую навел (ангел) губитель на всех живущих в Египте, а благодаря этой крови он не мог войти (в их дома) и навести поражение. Итак, у них жертвы не добровольные, здесь же закалается Христос по Своей воле. Почему? Потому, что та жертва была образом жертвы духовной. И чтобы убедиться тебе, смотри, сколько сродства (между той и другой).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Любовь к Богу Господь есть Любовь! Любовь вы познайте. Господь есть Добро! В Добре пребывайте. Господь милосерд! Его призывайте. Господь совершен! Его величайте! Любовь к Богу – это непостижимое, необъяснимое, невыразимое чувство, которое не может быть передано никакими человеческими и ангельскими языками. Оно может быть понятно только тому, кто опытом жизни испытал ее, кто приобрел или хотя бы только вкусил это самое величайшее счастье и блаженство души. Святой Иоанн Златоуст пишет: " Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют уже как бы не двух отдельных лиц, а одного человека " . По отношению к Богу эти слова приобретают еще более острый смысл. Душа, любящая Бога, растворяется с Божеством и становится богоподобной. Апостол Павел пишет: " Любовь Христова объемлет нас " (2 Кор. 5, 14), " И уже не я живу, но живет во мне Христос " (Галат. 2, 20). И еще пишет: " Мы же все... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа " (2 Кор. 3, 18). " Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом " (1 Кор. 6, 17), ибо Господь говорит: " Любящих Меня Я люблю, и ищущие Меня найдут Меня " (Притчи, 8, 17). Человек, душа которого не освободилась еще от привязанности к чему- или кому-либо в мире сем, не может познать любовь Божию во всей ее полноте и не может любить Бога искренно, потому что эта привязанность или любовь к другому является серьезным препятствием для души. Особенно далек от любви к Богу тот человек, который любит только себя. Митрополит Антоний об этом так пишет: " Заповедь Господня о любви требует совершенной от нас жертвы, совершенного отречения от всякой самости, от всякого себялюбия. Когда мы находим в себе чувство осторожности: как бы нас правда Божия не уязвила до смерти и не потребовала у нас последнего, что у нас есть – отречения от самих себя; когда мы находим в себе это чувство, тогда можем измерить, как далеки мы от Господнего духа, от Господней воли, и можем над собой произнести укоризненный суд " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Не утешайтесь, читатель, " заботою " : дело идет об " искоренении " , и барин жалеет только, что так поздно берет кнут. В. Р-в. ______________________ При изыскании мер к устранению незаконности чего-либо - первою и важнейшею мерою является: ясное, точное определение самого закона, который нарушается. Необходимо, чтобы все, кого закон касается, кто должен исполнять его, - все твердо помнили его и ясно сознавали его. Ведь и самый закон Божий -заповеди - дан именно как таковая мера: " Что убо закон? Преступлений ради приложися. Для чего же закон? Он дан после, по причине преступлений " , - говорит Само Слово (Послание ап. Павла к Галат., 3-я гл., 19-я ст.). " Закон положен не для праведника, но для развратных... для блудников... И мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его " (Тимоф. I поел., I гл., 8-я и 9-я ст.). ______________________ Ну, послушайте, нельзя же Богом называть апостола. Это не только безграмотно, но и богохульно. В. Р-в Вот, автор наименовывает " овец " : " Quos ego! " Еще на той странице было: " девицы и юноши, достигшие зрелости " , о которых надо бы позаботиться. Но через 1/4 часа, пока автор исписал страничку, они превратились в " блудных, развратных и беззаконных " . В. Р-в. ______________________ Не в этом ли сущность вопроса? Не от того ли, что у большинства современных людей нет ясного сознания этого самого важного в порядке земной жизни человечества закона, - происходит пренебрежение к нему, нарушение его и искажение? До чего это так, видно из следующего: при обследовании прошений, поданных в одно благотворительное общество, о приеме в приют детей, множество просительниц оказалось в таком положении: " Муж: меня бросил, у меня пять (или 3, или 2) детей, я не могу их пропитывать! " - " А давно замужем? " - " Я девица " . А между тем все, знающие подобных сожителей, называют их не иначе, как муж и жена, - и жильцы того дома, и дворники (прописывающие и паспорта сих сожителей), и хозяева: какая путаница понятий и какое отсутствие сознания истинного закона!

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Постави, Господи, законоположителя над ними ) (Пс. 9:20, 21). Итак, если бы Давид был до Моисея, то он естественно умолял бы о Моисее; а если Моисей блистал раньше, Давид же родился после Моисея, то зачем пророк Давид желал призвать иного еще законодателя, когда уже был другой, и зачем он говорил: «поставь, Господи, законодателя над ними»? Над кем, если не над язычниками? Говорит: « Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим » ( воскресни, Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою ). Ведь законодатель дан язычникам. Да узнают язычники, что и они — люди. До законодателя они жили, как бессловесные животные. Если же придет Бог — Слово, то исцелит их, сделав их естество разумным. Итак, Моисей, как я раньше сказал, говорил: «пророка воздвигнет вам Господь Бог, как меня» а Давид: «поставь, Господи, законоположителя над ними». Павел же, придя после Спасителя, будучи Его провозвестником и видя, что те древние должны были ожидать Христа, а после Христа — никого другого, поэтому говорит: « кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема » (Галат. 1:9). Он исключает всякое иное звание и получает ключи царствия. А что после Христова учения не должно ожидать другого, он говорит об этом так: « кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ». И чтобы наложить запрещение не только на обман со стороны других людей, он продолжает состязание и говорит: « и если бы даже мы » (ст. 8). Что же однако, означает это « и если бы даже мы »? Мог ли апостол учить иначе? Ясно, что божественный Павел употребил гиперболу: «Хотя бы меня, — говорит он, — вы услышали проповедующим другое, думайте, что я говорю не от лица Бога». Поэтому он и говорит: « и если бы даже мы ». Человеческий язык — нечто ненадежное, а Божий язык не изменяется. Поэтому и говорит апостол: « и если бы даже мы или Ангел с неба ». Ты не без основания пришел к тому предположению, что ангел с неба имел намерение ввести чуждое учение. Однако апостол предостерегает не от ангелов, но пресекает коварство, диавола: «и если бы даже ангел с неба».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

следовать их примеру: умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Коринф. 4 – 16). – (Ибо) вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас ( 2Сол. 3 – 7 ). подражать их вере: поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13 – 7 ). почитать и уважать их: достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5 – 17 ). – Почитать их преимущественно с любовию за дело их ( 1Сол. 5 – 13 ). молиться за них; умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15 – 30 ). – Молитесь за нас. ( Евр. 13 – 18 ). Правое дело – то, чтобы священнослужители получали награду от верующих: если мы насеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? ( 1Кор. 9 – 11 ). – Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим ( Галат. 6 – 6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей ( I Tuмoф. 4 – 18 ). – (Отправляя 12 апостолов на проповедь, И. Христос сказал ин): «не берите с собою ни золота, ни сребра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10 – 10 ). б) Мысли о пастырстве. I. «Два великие дела предлежат каждому из пастырей церкви: дело первое – спасение собственной души; дело второе, неотдельное от первого – спасение душ, вверенных его водительству. Внимайте себе и всему стяду, в немже вас Дух Святый постави епископы ( Деян. ХХ, 28 ); таково главное правило пастырского служения». (Макарий, м. москов.). II. «Проповедник без добрых дел и без благочинного жития, – который учит, а не творит, не сделает никакой пользы своим слушателям и будет подобен грому без молнии, стрельбе без ядра, луку напряженному без стрелы, греметь будет и стрелять словами только, но страхов Божиим не уязвить сердец слушающих». ( Стефан Яворский) .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010