Древние подвижники Египта, Нитрийской пустыни 7 и Нубии 8 обрели своего дееписателя в преподобном отце Палладии, который облагодетельствовал нас, составив для препозита Лавса обширное сочинение (откуда и название его – «Лавсаик») – сборник исторических известий, доныне услаждающее наш слух в первые дни Святой Четыредесятницы 9 . Никто не станет отрицать, что тысячелетняя история монашеского государства Афон до сих пор не нашла своего Палладия. Приступая к сему малому труду, объемлющему весьма непродолжительное время, надеемся, что просвещенный ум иных братьев-агиоритов 10 окажется в подобном делании успешнее нас, и тогда скромное предприятие наше будет расценено как почин для более мудрых. Нынешний же снисходительный читатель пусть довольствуется предложенным, твердо веря, что единственной целью писателя было указать связь современного монашества с древним, явить славу Святой Горы и доставить пользу возлюбленым во Христе братиям. Золота или серебра ни от кого мы не пожелали (ср.: Деян. 20, 33 ). Подобно новому «Эвергетину», «Лавсаик Святой Горы» является безвозмездным даром, сделанным ради поддержания «Святогорской библиотеки» в благой надежде, что он, как и труд преподобного Палладия, удостоится благосклонной оценки читателей. Священная обитель святого Дионисия 3 апреля 1953 г. Архимандрит Гавриил, игумен Часть I. Святая Гора Взявшись с Божией помощью в наше время за начертание духовной панорамы Святоименной Горы, позаботимся предпослать частностям посильное обозрение общих черт. В природном отношении священный полуостров Афон слывет бесплодным и со стороны моря недоступным, ибо местность здесь по преимуществу гористая, с долинами и лесными чащами, а у берегов нет безопасной гавани, не считая бухт, пригодных для малых суденышек, и искусственных заливов, где устроены постоянные причалы судов и лодок Святой Горы. Уединенное местоположение и малолюдность Афона привлекали сюда монахов, вытесняемых из монастырей Палестины, Египта и Малой Азии набегами сарацин и агарян. Примерно с X века жизнь святогорского монашества становится более упорядоченной, возникает орган управления администрации во главе с протом в Карее (откуда и название «Протат»), а некоторое время спустя, благодаря царским пожалованиям, устраиваются и монастыри, в том числе Великая Лавра, Ивирон, Дохиар и Ватопед.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отдельного разговора требуют труды старца по обличению нововведений в греческой Церкви и его борьба с экуменическим движением в период правления патриарха Афинагора. Богомудрый афонский подвижник отец Гавриил имел ясный и богопросвещенный взгляд на проблемы, с которыми сталкивается светское общество. В его наставлениях мы находим действенное руководство по спасению наших душ. Батюшка трудился не покладая рук и не теряя надежды на спасение, сохраняя истинное христианское упование. В одной из последних книг он написал следующее: «По милости Божьей тяжкие годы чужеземной оккупации и партизанщины сменились временем политического и гражданского умиротворения. Среди обнадеживающих перемен можно различить и те, что особо благоприятны для нашего святоименного места. После горького опыта нестроений и смут, приходящих извне, молодежь возвращается к чистым родникам веры. Под влиянием знаменитого Катехизического движения мужает новое поколение христиан, впитывая идеалы верности Богу и Его Церкви, народу и семье. Приступает работать Господу – сознательно, а не на стихийном порыве, как и не в силу обстоятельств – новая поросль воинов Христовых, готовых отречься ветхого человека и имеющих в себе огонь, который пришел низвести на землю Сам Спаситель (см. Лк.12:49 ). И дивный поток сей будет день ото дня расширяться после того, как распахнет свои двери прославленная Афониада 33 . Твердо веруйте, что наши испытания преходящи, что посетит Господь людей Своих, что Всесвятая Владычица ходатайствует пред Ним за Свой удел, что печаль наша в радость будет и радости этой никто не отнимет от нас ( Ин.16:20,22 ). На благо обители Как прекраснейшая среди пустыннолюбивых горлиц, водружена обитель святого Дионисия между небом и землей на скалистом и омываемом волнами берегу (не имеющем, к слову сказать, ни на стопу ноги ( Деян.7:5 ) плодородной земли), где немалым искусством и тяжкими трудами разбит небольшой виноградник для утешения братии. устремленный к небу и в лице своей братии помышляющий только о горнем, монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Начальное образование Георгий получил в родной деревне: сначала в начальной школе, а затем в сколархионе – трехклассной школе того времени, являвшейся промежуточным звеном между начальной и средней школой (гимназией). Там он заслуженно занял первое место среди учеников, благодаря своему усердию и природной одаренности. В то время все греческие юноши подлежали призыву в армию. Добросовестно отслужив свой срок, в возрасте двадцати четырех лет, следуя своей внутренней тяге к монашеской жизни, Георгий Казазис пришел на Святую Гору Афон, о подвижниках которой слышал с детства. Юноша держал путь в Касокаливский скит, к известным ему подвижникам, но Промысл Божий привел его в Дионисиат, где судил ему Господь стать настоятелем. Позже отец Гавриил так рассказывал об этом периоде и выборе обители в своей книге «Лавсаик Святой Горы». «Был февраль 1910 года, когда благодать Божия известила сердце, что мне надлежит идти на место безмолвия и молитвы. Я имел горячее желание отправиться в Кавсокаливийский скит, где некогда подвизался мой земляк Акакий, и где проходили и доселе проходят иноческое жительство два других моих земляка – родные братья-иеромонахи, чей духовник отец Пантелеимон, известный своим благочестием и добродетелью (в ту пору старец ста трех лет), считался старейшим из всех здравствовавших тогда агиоритов. Твердо вознамерившись сразу по прибытии на Святую Гору идти в Кавсокаливу, я прямо из Дафни отправился туда сушей. Но, зайдя по пути в Дионисиат и увидев погребение старца-иеродиакона, был пленен благочинием тамошних отцов, их аскетическим обликом и местоположением обители, после чего возложил надежду своего спасения на Всеблагого Бога и честного Предтечу Иоанна 17 ». Начало двадцатого столетия было временем подъема афонского монашества. И юный Георгий успел стать свидетелем подвигов удивительных подвижников и святых иерархов, оставивших почетное правление и взыскавших тернистой тропы в Небесные селения. О некоторых из них он повествует в воспоминаниях. «Как тоскует душа монаха по временам, когда в скитах, келлиях и кафизмах 18 подвизались аскеты и рачители безмолвия – живой пример добродетельного жития для монастырских отцов! Одного из них, монаха Корнилия, я встретил вскоре после своего пострига, в 1911 году, когда с другими братиями нашего монастыря пришел в Эсфигмен на праздник Вознесения Господня, справлявшийся здесь с великой пышностью, – и пришел, как оказалось, не только ради наслаждения святым торжеством, но и для встречи с благоговейнейшим и смиреннейшим подвижником.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В то время политическая ситуация не благоприятствовала православным грекам. Находясь в рассеянии на территории мусульманского государства Турции, греческое Православие постоянно терпело притеснения, особенно в период кипрского кризиса 1955 года. Взрыв в Фесалонике турецкого консульства, разрушивший дом, где родился Кемаль Ататюрк, вызвал антигреческий погром в Стамбуле, во время которого были сожжены 56 православных храмов, учинены насилия над священниками (один убит), разграблены и разрушены 2,5 тысяч греческих жилых домов и магазинов. Экстремисты проводили провокационные демонстрации у патриаршей резиденции. Власти не давали разрешения на постройку нового здания Патриархии взамен сгоревшего в 1941 году (оно было получено лишь через пятьдесят лет). В 1964 году была закрыта патриаршая типография, прекратилось издание церковной периодики, в том числе журнала «Православие» и основанного Афинагором в 1951 году еженедельника «Апостол Андрей»; в 1971 году было закрыто Халкинское богословское училище, существовавшее с 1844 года. В связи с этими событиями, а также из-за своих либеральных экуменистических воззрений патриарх Афинагор стал проводить политику сближения с Ватиканом. Подобные попытки уже были в греческой истории. Показателен пример флорентийской унии, не принесшей эллинам ничего, кроме новых потерь. Богомудрый старец отец Гавриил видел, что патриарх идет по ложному пути, принеся православные догматы в жертву внешнему благополучию греческого народа. Духовным зрением он проникал в будущее и видел, что греки оказались в опасности: им угрожали не только внешние враги, но и лжеучителя, советующие отречься от истин Православия в угоду папизму. Борьба блаженного Гавриила против экуменизма патриарха Афинагора началась с заявления, которое было опубликовано в декабре 1963 года в афинской религиозной газете «Православная пресса» под заголовком «Мы не допустим предательства Православия. Воззвание православных монахов». Оно было подписано Филофеем (Зервакосом), игуменом монастыря Логгобарда на острове Парос, Гавриилом, игуменом монастыря Дионисиат, и Харалампосом (Василопулосом), настоятелем монастыря Петраки в Афинах, основателем и издателем «Православной прессы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Официальную позицию Святой Горы выражает ее Кинот. В то время многие представители обителей в Киноте были малообразованными. Видное место среди них занимал отец Феоклет, и в те годы его имя было тождественно имени Кинота. Он взял на себя просвещение благочестивых простецов-святогорцев в том, что Церковь не «прекратилась», как неразумно высказывались многие зилоты. В этой борьбе приснопамятный отец Феоклет сыграл главную роль. И действительно, патриарх Афинагор вскоре ушел. Его преемником на престоле стал смиренный Димитрий. Он успокоил верных. Однако остатки зилотства живут и в наши дни. Вместе с учеником своим Феоклетом старец архимандрит Гавриил много проповедовал среди верующих, разъясняя заблуждения патриарха-экумениста Афинагора I. Борьба с экуменизмом В 1948 году под давлением США турецкие власти заменили патриарха Максима, симпатизирующего Русской Православной Церкви на Афинагора, известного своими заявлениями о борьбе со «зверем, пожирающим человечество, – СССР». 26 января 1949 года патриарх Афинагор прибыл в Стамбул из США на борту самолета Президента США Гарри Трумэна, и префект Стамбула выдал ему турецкий паспорт сразу же после прибытия в аэропорт. На следующий день в соборе святого Георгия на Фанаре состоялась его интронизация. На борту самолета Афинагора сопровождал влиятельный американский грек Спирос Скурас, в то время президент кинокомпании 20th Century Fox, по настойчивой рекомендации которого в 1948 году США поддержали кандидатуру Афинагора в качестве Константинопольского патриарха. В известительном послании новый патриарх выразил намерение укреплять отношения с другими Православными поместными Церквами, «чтоб переживаемые современные тяжелые обстоятельства и настоящее совсем неутешительное состояние всего человечества» не привели «к охлаждению самой веры у слабых и простых и не умалили дела Церкви». В 1951 году патриарх заявил о своем намерении созвать «Всеправославный Великий и Святой собор», а также стал активно взаимодействовать с монофизитскими 44 церквами с целью заключить унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24 Евхологий – соединение Служебника с Требником, одна из древнейших богослужебных книг греческой Церкви. – Ред. 25 Херетизмы – воззвания, начинающиеся словом «радуйся» -χαpε (греч.). Так называется и весь акафист. – Ред. 26 Метох – подворье монастыря с сельскохозяйственными угодьями, находящееся вне его пределов. – Ред. 29 П.Троицкий. Борьба Филофеевского монастыря с русскими келлиотами на Афоне по материалам Архива Внешней Политики. М.: Sanktum, 2012. 31 Хрисовул – тип византийских императорских грамот. Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату. Хрисовулы скреплялись печатью (иногда золотой) на шелковом шнуре. В форме хрисовула публиковались законы, государственные договоры с другими державами. Важнейшие жалованные грамоты. – Ред. 32 См. указанную статью О.А. Родионова, преподавателя византийской патрологии ПСТГУ, на сайте – Сост. 34 С 1979 года, когда начальство над монастырем принял старец Харалампий, в обители утвердилась практика более частого причащения (существующая до настоящего времени), которая, собственно говоря, и была изначальной не только в Дионисиате (о чем говорит чуть выше старец Гавриил), но и в общежительных монастырях как таковых. Рассмотрим в связи с этой многократно обсуждавшейся темой два фрагмента «[Малого] Оглашения» преподобного Феодора Студита , а именно: 1) из Оглашения 179-го: «Скорблю и дивлюсь, видя, что не имеем усердия, ревности и расположения приобщаться часто. Разве что по воскресеньям приступаем, в другие же дни, когда совершается [Божественная Литургия], не причащаемся, хотя и надлежит монахам киновии принимать Пречистые Тайны, если возможно, каждый день, и некоторая часть [братии] уже приступает ежедневно. Но говорю сие о чистых душою и телом, а не о том, чтобы причащаться как попало и без испытания [своей совести]»; 2) из Оглашения 168-го: «Разве не приобщаемся мы ежедневно Тела и Крови Христовых? Но что иное слаще Святого Приобщения, доставляющего жизнь вечную тем, кто приобщается с чистой совестью?» (Тексты приведены по книге, изданной в Эрмуполисе в 1887 г.). За восстановление этой традиции ратовали отцы-колливады во главе с преподобным Никодимом Святогорцем – мерилом монашеской добродетели для монахов Дионисиата. Конечно, вопрос достойной подготовки к этому главному Таинству требует самого серьезного внимания. Добавим, что по такому крайне важному вопросу надо, не вдаваясь в полемику (увы, столь частую в наши дни!) с почтенными старцами-простецами, которые усвоили в своих скитах и каливах навык более редкого приобщения, смиренно и со всей ответственностью излагать воззрения святых отцов, советовавших как можно чаще приступать к Святым Тайнам. – Изд. текста на греч. языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 Архимандрит Гавриил Дионисиатский (ум. 25.10.1983) – один из авторитетнейших старцев-игуменов Святой Горы. На Афон пришел в 1910 г. К его мнению прислушивалась не только вся Святая Гора, но и вся Греция. Помимо благодатных даров духовного руководства, незаурядного ума и рассуждения, обладал даром слова в летописании Святой Горы (на греческом языке издано более 5 его книг). Был глубоким «исследователем времен», разрешителем серьезных проблем в отношениях государства и Святой Горы. Как духовник, имел непререкаемый авторитет. 20 Песнописец – сочинитель церковных кондаков, икосов, тропарей, стихир, канонов. Монах Герасим Микроагианнит (1905–1991) – гимнограф Великой Церкви Вселенского Патриархата. Подвизался в Малом скиту святой Анны. Будучи почти самоучкой, оставил после себя сорок семь объемных томов (35442 страницы) сочиненных им церковных последований служб различным святым, праздникам. Уже при жизни, помимо большой славы великого песнотворца, был весьма почитаем и как духоносный старец. 21 Достойно замечания, что отец Ефрем не сам принимает это решение, а посоветовавшись с духоносными старцами, то есть, опять-таки, избирая путь послушания. И старец Гавриил, и старец Герасим не были зилотами и находились в каноническом единстве со Вселенским Патриархатом, и именно поэтому их совет был расценен боговдохновенным. 25 В Страстную пятницу в храмах совершается чин погребения Св. Плащаницы с изображением Иисуса Христа, после распятия лежащего во гробе, с крестным ходом вокруг храма. 26 Из этого следует, что магия есть грех смертный, грех хулы на Духа Святаго и является отречением от Христа и Крещения. 27 Кириакон – главный храм монашеского скита, в котором по воскресным дням и большим праздникам собираются монахи из окрестных калив. В скиту святой Анны кириакон находится высоко и далеко от моря. 28 Ока – мера веса, равная 1280 граммам. В Святой Анне некоторые прибрежные жители калив занимаются ловлей рыбы. 29 Предание рассказывает, что когда Божия Матерь определила Своим уделом Святую Афонскую Гору, то Она пообещала монахам, призывающим Ее в молитвах, быть им Питательницей, Врачевательницей и Утешительницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

174 Судя по контексту, термин «гости» (οι ξνοι) подразумевает здесь не паломников, а монахов, проживавших при обители без зачисления в ее братство. – Перев. 175 В 2002 г. Константинопольский Патриарх объявил братию Эсфигмена пребывающей в расколе ввиду ее многолетнего (с 1974 г.) отказа поминать Вселенского Патриарха. Эсфигмениты же, со своей стороны, числят себя в юрисдикции старостильной Истинно Православной Церкви Греции. – Перев. 176 Или скит Богородицы Ксилургу. По славянскому преданию, основан святым равноапостольным князем Владимиром. Находится в труднодоступном месте на границе с монастырем Пантократор. 177 Скит Новая Фиваида находится между Моноксилитом и Уранополисом. Основан русскими выходцами из богатых семей. В настоящее время этот скит запустел, и кириакон его с прекращением денежных поступлений из России остался недостроенным. [С 1998 г. в Новую Фиваиду перешла община русских монахов, ранее занимавшая Предтеченскую келлию Зографского монастыря.] 181 Монастирия, или Метеора – комплекс наскальных монастырей IV в. в Фессалии (Северная Греция), возведенных на высоте более 600 метров над уровнем моря. В настоящее время из 24 обителей действуют 6.– Перев. 182 Вплоть до 1970-х гг. в архондариках Афона был стол, за которым труженики и гости монастыря получали пищу с маслом даже и в постные дни. 185 Имеется в виду суд над монахиней Мариам Сулакиото, игуменией старостильного Введенского монастыря в афинском пригороде Кератея (1950–1951 гг.). Подсудимая и ее подельники обвинялись в жестоком обращении с сестрами и воспитанниками детского приюта, а также в финансовых злоупотреблениях. Имея, несомненно, и политическую подоплеку (государственное преследование старостильной Истинно Православной Церкви в конце 1940-х – начале 1950-х гг.), процесс приобрел ярко выраженную антицерковную и антиправославную направленность, о чем свидетельствует, кроме приведенных слов прокурора, ряд статей в либеральной печати. Так, газета «Элевферия» утверждала, что «монастыри в большинстве своем – это очаги махрового невежества, человеконенавистничества… и тайного разврата, а все, кто пытается оправдать и увековечить нынешнее их состояние, – отвратительные лицемеры». Не питая симпатий к старостильному движению, архимандрит Гавриил, тем не менее, справедливо видит за этими нападками усиливающийся натиск противохристианских сил. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На протяжении четырех лет мы сподоблялись вкушать их медоточивого слова – плод их многолетнего духовного опыта. И удивительно то, что до самого часа своего исхода они оба сохраняли ясность ума без каких бы то ни было расстройств психики или галлюцинаций, что обычно случается с очень старыми людьми. Первые два-три года эти два святых старца, держа свои старческие жезлы, обходили братий на послушаниях, укрепляя их в трудах. Исполнявшие трудные послушания знают, как точно росой, освежало повара или гостиничника лишь одно присутствие старца. А если из священных уст услышишь и два сладких слова, тогда душа чувствует себя отдохнувшей, молодеет и с двойной ревностью продолжает свой труд. В ушах одного повара, как рассказывал он сам, каждую секунду звучало утешительное слово старца: “Так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Ты, чадо мое, услышишь это от Господа”». Бесспорно то, что братия, работавшие в Моноксилите 45 , всегда сподоблялись особого благоволения великого старца Гавриила. Им он всегда давал двойные благословения: во-первых, потому, что этот святой старец начинал там свой монашеский искус, а во-вторых, потому, что на протяжении всех лет его игуменства это подворье кормило монастырь. Кроме того, служащие там братия, оделенные от остальной монастырской братии, считаются как бы находящимися в «изгнании». Но вскоре из-за продолжительных болезней оба старца, Гавриил и Арсений, попали в монастырскую больницу. «Благодаря ясности ума, которая отличала обоих старцев, больница нашего монастыря стала настоящим духовным центром, куда зачастили все, от игумена до последнего монаха и многие из паломников, – пишет монах Иосиф. – Два медбрата нашего монастыря – отец Иаков и отец Каллиник – без устали по очереди несли свое послушание, хотя у них было благословение ухаживать и за другими престарелыми монахами. Но в данном случае Божия Матерь и святой Иоанн Предтеча оставили их на этом послушании, чтобы они обогатились последними благословениями двух современных нам великих людей афонского монашеского государства. Безусловно, было бы несправедливо умолчать и о добровольной помощи других братьев, таких как монахи Агапий, Нифонт, Серафим и прочие, старавшиеся облегчить ежедневные труды наших медбратьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Решено было не ждать и упредить захватчиков. Отец Гавриил пошел на экстраординарный шаг ради спасения святынь и исконного уклада жизни Святой Горы – он написал письмо Гитлеру с просьбой сохранить монастыри от разрушения и взять Афон под личное покровительство. На немецкий язык письмо перевел монах Герасим из его же монастыря. Письмо было поддержано всеми монастырями, за исключением болгарского Зографа. Письмо гласило: Во Святой Горе. 13/26 апреля 1941. Его Превосходительству канцлеру славного Германского государства господину Адольфу Хитлеру в Берлин Ваше Превосходительство, С глубоким почтением мы, нижеподписавшиеся представители двадцати священных царских, патриарших и ставропигиальных монастырей Святой Горы Афонской, имеем исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству с горячей просьбой соблаговолить взять под свое высокое личное покровительство и попечение священное сие место, игуменами и представителями коего мы являемся, наследуя в этом основателям и благодетелям священного этого места – византийским императорам и их преемникам. Святая Гора, Ваше Превосходительство, сформировалась в IX веке по Рождестве Христовом во всеправославное монашеское государство, где издревле живут в любви и согласии монахи различных православных национальностей, беспрепятственно прибывающие на Святую Гору; духовно она зависит от Вселенского Константинопольского Патриархата, административно самоуправляется Священным Собранием представителей двадцати священных и господствующих монастырей, а в государственном отношении находилась под покровительством и попечением византийских императоров и их наследников. Это автономное государство было ограждено (в своих правах) последовательными уставами и хрисовулами 31 основателей и благодетелей священных монастырей – византийских императоров Василия Македонянина (882), Иоанна Цимисхия (972), Константина Мономаха (1046), Мануила II Палеолога (1406), Стефана Душана (1346) и других славянских и угро-волошских государей, фирманами султанов и, наконец, Уставом 1926 года, коего два экземпляра прилагаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010