Давид, прозревая свою кончину, собрал всех насельников Гареджи и простился с ними. Преподобный преставился в четверг по Вознесении Господнем. Слепой от рождения монах, прикоснувшись к телу Давида, прозрел. Д. и Л. Г. были погребены в Преображенской ц. Давидгареджийской лавры, их могилы особо почитались на протяжении веков и были местом паломничества. Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер Церковь Преображения Господня в Гареджи. Сер. IX в. Интерьер В VI в. ГПЦ причислила Д. и Л. Г. к лику святых ( Габидзашвили. 2001. С. 96-97). Каждый четверг после 7 мая (за исключением периода Великого поста) на Мтацминде совершали литургию в память Давида, особенно много собиралось молодых женщин и девушек, молившихся преподобному о чадородии и сохранении семейного очага. Усыпальница Давида По данным нарративных источников и монастырской традиции, могила Давида сохранилась почти в первозданном виде: она была высечена в скале под стеной Преображенской церкви и находится возле алтаря, в высоком сводчатом рукаве юго-вост. части. В ее планировке, характерной для регионов христ. Востока раннего средневековья, особенно заметны сир. черты, к-рые впосл. получили широкое распространение в Грузии при сооружении усыпальниц сир. отцов в мон-рях Зедазени , Цилкани , Марткопи , Алаверди , Хирса , Брети , Самтависи , Гареджи (мон-ри св. Додо, Бертубани, Цамебули, Удабно). В сер. IX в. настоятелем Давидгареджийской лавры прп. Иларионом Грузином Преображенская ц. была обновлена и расширена, могила Давида оказалась в юж. части интерьера церкви и была огорожена с севера, т. е. со стороны церковного зала. В период настоятельства «нового строителя Гареджи» прп. Онуфрия Гареджийского (Мачутадзе) (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.) лавра и усыпальница, вероятно, были отремонтированы (Кекел. Ad 87; ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 1830). В гареджийских документах этого периода лавра часто именуется усыпальницей Давида. Вероятно, в это время появились 2 плотно спаянных друг с другом слоя перекрытия раки Давида.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Лит.: Муравьев А. Н. Грузия и Армения. СПб., 1848. Ч. 1. С.55-116; Иоселиани П. Гора св. Давида в Тифлисе. Тифлис, 1858; он же. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 39-53; Алекси-Месхишвили Т. Краткое описание груз. мон-рей//ДВГЭ. 1864. 8. С. 36-50; Бердзенов И. Г. Мон-рь св. Додо//Дроеба. 1881. 10 июня. 118. С. 3; Сабинин М. -Г. Мой ответ И. Г. Бердзенову//Там же. 1881. 27 июня. 133. С. 3(на груз. яз.); Макарий, архим. Письмо в редакцию//Там же. 1881. 170. 3 июля. С. 2 (на груз. яз.); Каллистрат (Цинцадзе), иером. Пустынь св. Давида Гареджели. Тифлис, 1884 (на груз. яз.); Карбелашвили П. , прот. В Давид-Гареджийской пустыни//Иверия. 1895. 179. С. 2 (на груз. яз.); Кирион (Садзаглишвили), еп. Повествование о чудодейственном благодатном камне Давидо-Гареджийской пустыни. Тифлис, 1899; он же. Давид Гареджели и его Лавра. Тифлис, 1901; Какабадзе С. Архетипы житий Сирийских отцов//Исторический сб. Тифлис, 1926. Т. 1: Палеография. С. 1-18, 36-42; Peradse G. Die Anfänge des Mönchtums in Georgien. Gotha, 1927. S. 1-41; Чубинашвили Г. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии Сирийских отцов в Картли// он же. Этюды. 1956. Т. 4. С. 82-107 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. Т. 1. С. 158-162 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972. С. 146-149 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Жития Сирийских отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по древнегруз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Tomekovic S. Les particularités du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe siècles - debut du XIIIe siècle)//Revue des études géorgiennes et caucasiennes. 1986. N 2. P. 113-134; Папуашвили М. По следам информации М. Сабинина по поводу «Джваршемосили»//Гулани: Ист.филол. разыскания. Тбилиси, 1989. С. 271-281 (на груз. яз); Схиртладзе З. К вопросу о системе росписи купольной церкви мон-ря св. Додо в Гареджи//Сообщ. АН ГССР. 1991. Т. 144. 1. С. 109-112 (на груз. яз.); idem. Martyrs and Martyria in the Gareja Desert//Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance. Р., 2006. Р. 61-88; он же. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006 (на рус., англ., груз. яз.); Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Desert Monasticism: Gareja and the Christian East. Tbilisi, 2001. S. 220-239; Схиртладзе З. , Истмонд Е. Цикл жития св. Давида Гареджели в диаконнике главной церкви мон-ря Удабно: Новые данные и наблюдения//Древности Грузии. Тбилиси, 2002. 2. С. 28-49 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/178730.html

Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сир. отцов в Картли// Он же. Этюды. Т. 1. С. 82-107 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); он же. Роспись мартирия в Бертубани//Спектр. Тбилиси, 1998. 1. С. 52-57 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Романоз Эристави и его неизвестное сочинение//Мравалтави. 1973. Вып. 2. С. 75-93 (на груз. яз.); он же. Жития сир. отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по др. груз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи средневек. трапезных Грузии. Тбилиси, 1974. С. 30-97; Tomekovic S. Les particularités du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe siècle - debut du XIIIe siècle)//Revue des études géorgiennes et caucasiennes. 1986. Vol. 2. Р. 114-134; Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Монастырская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ. Восток. Тбилиси, 2001. С. 220-239; Клдиашвили Д. Гареджа и паломничество в раннесредневек. Грузии//Там же. С. 76-104 (на груз. яз.); Надирадзе Э. , Надирадзе Т. Пустынь собравшихся во имя Господа. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Схиртладзе З. , Истмонд Е. Цикл жития св. Давида Гареджели в диаконнике главной церкви мон-ря Удабно: Новые данные и наблюдения//Древности Грузии. Тбилиси, 2002. 2. С. 28-49 (на груз. яз.); Skhirtladze Z. Martyrs and Martyria in the Gareja Desert//Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance/Ed. M. Kaplan. P., 2006. Р. 61-88. (Byzantina Sorbonensia; 23); он же. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006. Д . Клдиашвили, З . Схиртладзе Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Cypr.//BZ. 1998. Bd. 91. N 1. S. 70-91; Palomino E. The Religious Problem in Marlowe " s «The Tragical History of Dr. Faustus» and Calderón " s «El Mágico Prodigioso»//Actas del XXI Congreso Internacional de A. E. D. E. A. N/Ed. F. Toda Iglesia et al. Sevilla, 1999. P. 115-119; Ponzini D. Santa Giustina di Piacenza: Storia, tradizione, culto. Piacenza, 2001; Stokker K. Narratives of Magic and Healing: «Oldtidens Sortebog» in Norway and the New Land//Scandinavian Studies. Menasha, 2001. Vol. 73. N 3. P. 399-416; Delgado M. La melancolía erótica de Cipriano en «El Mágico prodigioso»//Bull. of Spanish Studies. Glasgow, 2004. Vol. 81. N 1. P. 37-48; Sancta martyre Justina, compatrona di Piacenza/Ed. G. Soldi Rondinini. Piacenza, 2004; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 251; 2011. Т. 5. С. 392-393; он же. Словарь ГПЦ. 2007. С. 459; Сщмч. Киприан в Менико/Пер.: М. Харитонова. [Эвриху], 2006; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 69, 71; Bailey R. The Confession of Cyprian of Antioch: Introd., Text and Transl.: Diss. Montreal, 2009; Русские заговоры из рукописных источников XVII - 1-й пол. XIX в./Сост., подгот. текста, ст. и коммент.: А. Л. Топорков. М., 2010. С. 677-680, 748-751; Musajo Somma I. Una Chiesa dell " impero salica: Piacenza nel secolo XI//Reti Medievali Rivista. Florence, 2011. Vol. 12. N 2. P. 103-150 [Электр. ресурс: Jensen B. M. The Story of Justina and Cyprian of Antioch, as Told in a Medieval Lectionary from Piacenza. Stockholm, 2012. В зависимости от прочтения житийного текста К. предстает или зрелым мужчиной с короткой бородой и вьющимися волосами, или седовласым человеком со средней (или чуть ниже среднего) длины клиновидной бородой; в святительском облачении: фелони, с епитрахилью, омофором, в руках - Евангелие. В характеристике И. обычно подчеркивается ее молодость; она облачена в платье и мафорий с обязательным включением красного цвета или его оттенков, являющихся, как и крест в руке, знаком мученического подвига.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity//Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt/Ed. D. Frankfurter. Leiden, 1998. P. 257-279; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Egypte, des Byzantins aux Abbasides: L " apport des inscriptions et de papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 135-136; Innem é e K. C., Rompay L., van. Deir al-Surian (Egypt): New Discoveries of 2001-2002//Hugoye: J. of Syriac Studies. Wash., 2002. Vol. 5. N 2. P. [Электр. ресурс]; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 250, 254-255; 2011. Т. 5. С. 394-395 (на груз. яз.); Neil B. The Miracles of Saints Cyrus and John: the Greek text and its transmissio//Journal of Australian Early Medieval Association. 2006. Vol. 2. P. 183-193; Gascou J. Les origines du culte des saints Cyr et [Электр. ресурс]; idem. Religion et identité communautaire à Alexandrie à la fin de l " époque byzant. d " après les miracles des saints Cyr et Jean//Alexandrie médievale/Éd. J.-Y. Empereur, C. Decobert. Le Caire, 2008. Vol. 3. P. 69-88; Ramez B. Le culte des saints Cyr et Jean chez les Coptes à la lumière des sources hagiographiques arabes//Ibid. P. 115-143. С. А. Моисеева, А. Н. Крюкова, Н. Т.-М., А. А. Королёв, Э. Габидзашвили Гимнография Мч. Иоанн. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Мч. Иоанн. Роспись Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в Полоцке. 60-е гг. XII в. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 216-217, 322), память К. и И. отмечается 31 янв. и 28 июня. 31 янв. описывается праздничное последование: на Пс 50 поется тропарь 1-го гласа Τ θαματα τν γων σο μαρτρων (        ) или плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Η καθαρ το γου Πνεματος χρις (Чистая Святого Духа благодать…); прокимен из Пс 67, Апостол 1 Кор 12. 7-11, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 1, 5-8, причастен Пс 32. 1. 28 июня богослужебное последование К. и И. подробно не описано. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

T. 28. P. 205-223; Esbroeck M., van. Mercurius of Caesarea, Saint//CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1592-1594; MacCoull L. S. B. Sinai Icon B. 49: Egypt and Iconoclasm// Idem. Coptic Perspectives on Late Antiquity. Aldershot, 1993. N 22 [без паг.]; Муравьев А. В. Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого (BHG 260) в связи с житийной традицией последнего//ВДИ. 1997. 2. С. 138-145; idem. (Muraviev A.) The Syriac Julian Romance as a Source of the Life of St. Basil the Great//StPatr. 2001. Vol. 37. P. 240-249; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 145-146. Л. Р. Франгулян, С. А. Моисеева, А. В. Муравьев Почитание в Грузии На груз. языке сохранились кименная (оригинальная), метафрастическая (расширенная) и синаксарная версии Мученичества М. (груз. , , ). Кименная редакция (нач.: «В то время как в стране той правили Деций и Валериан...») помещена в сборниках под 23 нояб. и представлена рукописями XI-XIV вв. из коллекций афонского Иверского монастыря , Екатерины великомученицы монастыря на Синае и Национального центра рукописей Грузии (см. Институт рукописей имени Корнелия Кекелидзе ) (Ath. Iver. georg. 28, 1003 г. Fol. 119-133; НЦРГ. А 95, XI в. Л. 530 об.- 538; Sinait. iber. 91, XIV в. Fol. 98v - 106). Метафрастическая версия (возможно, перевод на груз. язык был выполнен Иоанном Петрици ; нач.: «Когда Деций и Валериан, первый - в римском царском венце, а второй смотрел в сторону Азии...») сохранилась под 22 нояб. в рукописях XII-XIII вв. из коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. А 128. Л. 208 об.- 220 об.; НЦРГ. S 382. Л. 25-29 (неполностью)). Синаксарное сказание (25 нояб.) было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включено им в сб. Великий Синаксарь, к-рый содержится в рукописях XI в. в собраниях Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 24/25), Иверского мон-ря (Ath. Iver. georg. 30), мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. iber. 4) и Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211). Служба М. под 25 нояб., составленная прп. Иосифом Песнописцем , была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем и сохранилась в рукописи Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 124, XI-XII вв. Fol. 324v). Содержит стихиру на «Господи, воззвах» и прокимен, ирмосы 4-го плагального (8-го) гласа («Колесницегонителя фараоня погрузи...»). В совр. календаре Грузинской Православной Церкви память М. указана 24 нояб. Лит.: Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 286-287; 2011. Т. 5. С. 416. Н. Н. К. Почитание М. на Руси Вмч. Меркурий поражает имп. Юлиана Отступника. Икона. Посл. четв. XV в. (Византийский музей, Верия)

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Bologna, 1998; idem. Aspetti di polemica antigiudaica nell " opera di Esichio di Gerusalemme (con particolare attenzione al Commentario al Levitico)//Annali di Storia dell " Esegesi. 1999. Vol. 16. N 2. P. 353-358; idem. Influssi alessandrini sul Commentario al Levitico di Esichio di Gerusalemme: Confronti con Origene e con Ciriilo di Alessandria//Origeniana Octava: Origen and the Alexandrian Tradition: Papers of the 8th Intern. Origen Congress, Pisa, 27-31 August 2001. Leuven, 2003. Vol. 2. P. 947-954; idem. Note a partire dal Levitico greco//Adamantius. 2004. Vol. 10. P. 41-43; Zocca E. La lebbra e la sua purificazione nel Commentario al Levitico di Esichio: Un tentativo di confronto con la tradizione esegetica precedente e contemporanea//Annali di Storia dell " Esegesi. 1996. Vol. 13. N 1. P. 179-199; Cataldi Palau A. Un nuovo manoscritto del «Grande Commento» ai Salmi di Esichio di Gerusalemme, Oxford Auct. T. II. 3//Opora: Studi in onore di Mgr. P. Canart per il LXX compleanno/Ed. S. Lucà, L. Perria. Grottaferrata, 1998. Vol. 2. P. 161-183; Getcha J. The Unity of the Mystery of Salvation according to the Festal Homilies of Hesychius of Jerusalem//StPatr. 2001. Vol. 37. P. 472-476; Ткачёв Е. Блаженый пресвитер, второй Богослов//Встреча. 2005. 2 (20). С. 56; он же. Святой Исихий Иерусалимский и его проповедь на воскрешение Лазаря//Там же. 2008. 2 (27). C. 38-39; Габидзашвили Е. Переводные памятники древнегруз. лит-ры: Библиография. Тбилиси, 2009. Т. 4: Библиология. Экзегетика. Апокрифы. С. 312 (на груз. яз.). Е. В. Ткачёв Рубрики: Ключевые слова: ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/674956.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI католикос-патриарх всей Грузии (1-я четв. XII в.). Патриарший престол занял после смерти католикоса-патриарха Василия III (1090-1100). Современник груз. царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), активно поддерживал его политику, направленную на окончательное объединение Грузии и усиление монархии. И. и архиеп. Чкондидский Георгий возглавляли Руис-Урбнисский Собор Грузинской Православной Церкви (1104 или 1105, 1106); в «Уложении» Собора И. назван «вседостойнейшим архиепископом-католикосом и великим патриархом всей Грузии» (Уложение. 1978. С. 184). И. неск. раз упомянут в «Завещании» св. царя Давида IV мон-рю Шиомгвиме (1123/24). Так, царь просит своего сына царевича Димитрия I (см. Дамиан-Димитрий ), в случае если он не доживет до окончания работ по облицовке и росписи возведенной в 1123 г. шиомгвимской ц. Успения Пресв. Богородицы, совершить освящение храма «руками» И. в присутствии всех епископов Вост. и Зап. Грузии (Корпус. 1984. С. 55). Царь также подтвердил дарованные до этого И. мон-рю Шиомгвиме привилегии: судебный иммунитет и неприкосновенность прав мон-ря на владение селами, землями и т. д. (Завещание. 2001. С. 36). И. вместе с другими грузинскими епископами и монахами принимал участие в диспуте с армянскими монофизитами (Житие. 1955. Т. 1. С. 356-357). Его имя упоминается в грамоте царя Грузии Георгия III, данной мон-рю Шиомгвиме в 1170 г. (Корпус. 1984. С. 68). Ист.: Житие царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 356-357; Корпус груз. ист. док-тов/Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава и др. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. С. 55, 68 (на груз. яз.); Уложение Руис-Урбнисского Собора/Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Строителя Шиомгвимской лавре/Ред.: А. Гоголадзе. Тбилиси, 2001. С. 36 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Иоане VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 48-49 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469658.html

H. Lazarus-Yafeh et al. Wiesbaden, 1999. P. 13-65; idem. The «Life of Theodore of Edessa»: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Vth Cent. to the Present/Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 147-169; PMBZ, N 5003; Vila D. Christian Martyrs in the First Abbasid Century and the Development of an Apologetic against Islam: Diss. St. Louis, 1999. P. 160-177; Lamoreaux J. C. The Biography of Theodore Abu Qurrah Revisited//DOP. 2002. T. 56. P. 25-40; Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 290; Roggema B. The Martyrdom of Michael of Mar Saba//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1. P. 911-915; Моисеева С. А. Сюжет придворного диспута с иудеем в арабо-христианской агиографии//Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2010. Вып. 4(22). С. 32-43. А. Н. Крюкова, С. А. Моисеева Славянское почитание Все сказания о М. С. в древней слав. книжности составлены на основе эпизода из переводного Жития прп. Феодора Эдесского (казнивший М. С. царь назван Адрамелехом). Одна из древнейших рукописей, содержащая это Житие, датируется XIV-XV вв. (РГБ. Ф. 173.I. 45. Л. 7 об.- 8, 9 об.- 16 - повествование о М. С.; см. также факсимильное издание лицевого списка Жития XVI в. (РНБ. Ф. 89): ОЛДП. 1878. Вып. 48; 1879. Вып. 61; 1881. Вып. 72). Житие Феодора Эдесского (вместе с рассказом о М. С.) было включено в состав ВМЧ митр. Макария под 9 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 305-306). В Прологе пространной редакции под 23 мая (после памяти прп. Михаила Синадского) содержится сказание о М. С., составленное по канве сюжета из Жития прп. Феодора Эдесского. В начале сказания добавлены обычные для агиографического канона сведения о родителях М. С., после смерти которых он раздал имущество нищим и ушел в лавру прп. Саввы. Затем довольно кратко передаются диалоги с царицей и царем (неск. наиболее ярких фраз из Жития), далее следует рассказ о мученической кончине М. С. Проложное сказание помещено в соответствующем разделе ВМЧ под 23 мая (ВМЧ. Май. Дни 9-23. С. 1227). В «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского, под 9 июля содержится переработка Жития прп. Феодора Эдесского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 282 об.- 290 об.), в к-рой приводится рассказ и о М. С., однако Житие М. С. под 23 мая свт. Димитрий (Савич (Туптало)) составил на основе проложного сказания, а не на основе своей переработки, лишь слегка дополнив его (Там же. Кн. 3. Л. 492 об.- 493). В том же виде эти сказания вошли и в отредактированные «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского». Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей

http://pravenc.ru/text/2563764.html

Литература: 1 . Амвросий Медиоланский , свт. Изъяснение 118 псалма//Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. М.: Дар, 2011. С. 157. 2 . Афониада – школа на Святой Горе. URL: обращения 08. 01. 2018). 3 . Баришанская M. M. Монастырские школы//Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. Г. Панова. В 2-х т. М: Большая Российская Энциклопедия, 1993–1999. Т. 2. С. 588. 4 . Варнава (Беляев) , еп. Дар ученичества. М.: Руссико, 1993. 5 . Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223. 6 . Василий Кинешемский , сщмч. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Духовное преображение, 2016. 7 . Вишняков С., свящ. О благотворном влиянии древняго православного монашества на общество//Душеполезное чтение. Ч. 1–2. Июнь 1860. С. 138–166; Июль. 1860. Ч. 2. С. 245–284. 8 . Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания//Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52. 9 . Восторгов И. , прот. Подвижничество и монашество//О монашестве. В 2-х т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 405–418, здесь: с. 411. 10 . Восторгов И. , прот. Поучение о том, что такое монастырь для монахов и мирян//Там же. С. 440–455. 11 . В святогорском училище «Афониада» торжественно отметили начало учебного года. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (дата обращения 08. 01. 2018). 12 . Во всей красе блистающего солнца. Преподобный Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей. М.: Издательство сестричества во имя свт. Игнатия (Брянчанинова) , 2007. 13 . Габидзашвили Э., Крашенинникова Н. Н. Георгий Святогорец (1009–1065)//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2006. Т. 11. С. 75–78. 14 . Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. И. Багров и др. 5-е изд., испр. и доп. М. и др.: Российское Отделение Валаамского общества Америки, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010