" Исцелить душу " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Державной иконы Божией Матери " Поздравляю вас с престольным праздником и с памятью святителя Григория Паламы, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня, в Неделю вторую Великого поста, нам преподаются для назидания евангельские примеры, чтобы мы так же устраивали свою жизнь. Все деяния Спасителя на земле были продиктованы любовью к роду человеческому. Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает, как Господь находился в Капернауме у кого-то в доме и беседовал о вечной жизни. В это время четверо друзей пытались поднести к Нему расслабленного на носилках. Дом был плотно окружен людьми, и они не могли войти в дверь. Тогда они решили спустить его через крышу: разобрали кровлю, опустили носилки и положили больного к ногам Спасителя. Обычно, прежде чем совершить чудо, Господь спрашивал, верует человек в Него или нет, и если верует, исцелял. Но здесь Господь не спрашивал, потому что видел их веру на деле. Вера без дел мертва, а когда показана делами, это живая вера. Когда приход наполняется народом, у народа живая вера. Вот и Господь увидел, что эти люди имеют веру, и сказал: " Чадо! прощаются тебе грехи твои " (Мк. 2:5). Рядом были книжники и фарисеи, они возмутились: какое Он имеет право прощать грехи? Господь прочитал их мысли и спросил: " Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой " (Мк. 2:9-11). Больной встал, и это было невероятное чудо " . " Господь показал нам для назидания, как важна была вера людей, сострадавших этому человеку, - продолжил архипастырь. - Мы помним другую историю расслабленного, у Силоамской купели: тот человек лежал 38 лет, и у него не было никого, кто бы ему помог (Ин. 5:5-7). А этому человеку повезло, у него были друзья, наверное, он тоже помогал им, когда был здоров.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Итак, восседание Спасителя одесную Бога Отца означает Его продолжение спасения мира путем Его заступничества, посредничества перед Богом Отцом за человеческий род. Как Ходатай Нового Завета Он «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр.7:25, 9:15, 12:24 ). Сила этого посредничества (ходатайства) – в безмерном человеколюбии, которое Спаситель явил Своей Богочеловеческой жертвой за человеческий род. «То, что Спаситель носит тело, – говорит блаженный Феофилакт, – и не сбросил его с Себя, – сие самое и есть заступничество и ходатайство пред Отцем. Ибо, взирая на тело, Отец вспоминает ту любовь к людям, ради которой Его Сын принял тело, и приклоняется к состраданию и милости». Завершив Вознесением Свой искупительный подвиг, Спаситель мог послать ученикам Святого Духа и тем самым исполнить данное им обетование: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин.16:7 ; ср.: Ин.14:16 ). И еще: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ). В день святой Пятидесятницы апостол Петр возвещает: «Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян.2:33 ). Обетование, которое в момент Своего Вознесения Спаситель дал Своим ученикам, а через них и Церкви: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), – Он мог исполнить, исполнил и непрестанно исполняет тем, что как Богочеловек вечно живет, пребывая одесную Бога Отца и молясь за нас (см. Рим.8:34 ). Ибо как Богочеловек Он есть Глава тела Церкви, вся сила, и крепость, и всемогущество которой происходят от Него, Богочеловека (см. Еф.1:22 ; Кол.1:18 ). По слову святого Григория Паламы , «удалившись от Своих учеников телом, Спаситель навсегда пребыл с ними Божеством». Лишь как Глава тела Церкви Господь Иисус есть Спаситель тела Церкви (см. Еф.5:23 ). Вознесшийся Богочеловек, незримо с наднебесных высот оживотворяющий Богочеловеческое тело Церкви, всегда непосредственно и лично есть «Виновник спасения вечного» для каждого человеческого существа, добровольно откликающегося верой на Его Богочеловеческую любовь ( Евр.5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Итак, спасение и оправдание приемлются верой во Христа, а не являются наградой за дела 225 . Апостол пишет, что ныне, независимо от закона, явилась правда Божия... правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе ( Рим. 3, 21–24 ). Бог являет Свою правду в прощении грехов, соделанных прежде... да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса (25–26). Таким образом, в апостольском учении правда Божия по преимуществу понимается в смысле милости, иначе говоря, – благодати Христовой, освящающей и тем самым оправдывающей кающегося грешника. Действительно, Сын Божий пришел не судить мир, но спасти мир ( Ин. 12, 47 ). Если вспомнить евангельские примеры помилования Спасителем мытарей, блудниц, разбойника, которые ничего не могли предложить в свое оправдание, кроме чистосердечного раскаяния, то становится очевидно, что Бог всегда готов освятить и оправдать человека. Правда Божия в конце времен откроется гневом и Судом только для упорствующих в нечестии, за их нераскаянность. Отмечая непостижимое долготерпение Бога к заблудшим и Его преизобильную милость к кающимся, святой Исаак Сирин пишет, что Богу более приличествует имя «благой», нежели имя «правосудный». Он пишет: «Как зерно песку не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим» 226 – и увещает: «Будь проповедником Божией благости... потому что много ты должен Ему, а взыскания Его не видно на тебе, и за малые дела, тобой сделанные, воздает Он тебе великим. Не называй Бога только правдивым к тебе, потому что в твоих делах не дает себя познавать правосудие Его. Хотя Давид именует Его правдивым и правым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и исполнен благостыни. Ибо говорит: благ есть к лукавым и нечестивым... ( Лк. 6, 35 ; Мф. 20, 13–15 ) Почему также человек именует Бога только правдивым, когда в притче о блудном сыне, блудно расточившем богатство, встречает, что при одном показанном им сокрушении притек и пал на выю его, и дал ему власть над всем богатством Своим? Никто другой не сказал сего о Боге, чтобы мы не усомнились о Нем; напротив того, сам Сын Божий засвидетельствовал о Нем это.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Иудейские древности, кн. 18.3:1). Протестанты же никогда не отвергали живопись. Создали немало картин на библейские темы. Имеют дома альбомы с фотографиями близких. В этом нет никакой духовной опасности. Если какая-нибудь протестантка в порыве материнских чувств поцелует фотографию сына, она не станет язычницей и ее никто не обвинит в идолопоклонстве. Иконоборчество, возникшее в Византии в 8 веке, было запоздалым рецидивом иудаизма. Что питает иконоборчество нового и новейшего времени? Сильный дух рационализма в религиозной жизни. Протестантизм явственно выразил тенденцию последних веков к обмирщению духовной жизни. Он оказался неспособным воспринять сакраментальную глубину великого богословского наследия святых отцов (преподобного Иоанна Дамаскина , святителя Григория Паламы и др.), учивших о благодатном воздействии Божественных энергий на тварный, вещественный мир. Нетварный Божественный свет может проникать в этот мир и освящать не только людей, живущих свято, но и связанные с ними предметы. Разве об этом нет в Библии? «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар.13:20–21 ); «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян.19:11–12 ). Человек, который совершает путь к истине, чаще всего встречает непонимание родных. Возникающие несогласия и напряжения бывают порой болезненны. Нужно чутко и с любовью строить с ними отношения, но не жертвовать своим спасением. Родственники и близкие находятся в неведении. Они не знают, что человек, который приходит к истинной вере, помогает своим усопшим предкам, не имевшим истинной веры. Об этом нам говорят святые. Великий старец Амвросий Оптинский по поводу крещения в домовой церкви графа А.П.Толстого черкесского муллы писал: «Если это совершилось, поздравляю вас и с этой радостию, потому что и на небеси бывает радость о едином грешнике кающемся.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К совершенным христианам ранней Церкви обращены слова святого Апостола Иоанна Богослова: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все ... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как. самое cue помазание учит вас всему... то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2, 20–27 ). Вл. Лосский поясняет, что «помазание» (харизма) означает здесь присутствие Духа Святого. Итак, никто не может нас научить истине, если в нас нет этого присутствия, которое открывает нам всякое познание. Это же подчеркивает Блаженный Августин в своем «Внутреннем учителе»: «Я говорил ко всем. Однако те, в которых не говорит внутреннее помазание, те, кто внутренне не научен Духом Святым, всегда уходили так и не наученными... Там, где нет Его помазания, внешние слова лишь напрасно ударяют в слух» 17 . 3. Богословие как слово о Боге А. БОГОСЛОВИЕ И БЕЗМОЛВИЕ Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «не все касательно Божества и Его Домостроительства (Его планов, дел и действий в мире) невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное – выразимое словом, т. е. иное дело говорить, а другое – знать» 18 . Итак, в Боге, во-первых, есть нечто абсолютно непостижимое для человека – Божественная Сущность, во-вторых, имеется область постижимого, но невыразимого в слове, и, в-третьих, в Боге есть нечто не только постигаемое, но и выразимое, хотя и с трудом, в доступных нам словах. О том, что Откровение не всегда может быть выражено в слове, свидетельствует Писание. Апостол, который был вознесен до «третьего неба» и слышал там «неизреченные глаголы», впоследствии возвестил лишь следующее: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Святой Исаак Сирин поясняет, что Апостол, если бы и захотел описать, что он созерцал и какие слышал слова, то не смог бы, «потому что видел это не телесными очами, но духовными» 19 . Что ум воспринимает «телесными чувствами», что посредством их может изъяснить, а что «ощутительно созерцает, или слышит, или чувствует внутри себя в области Духа, того, когда возвращается к телу, не способен пересказать, а только вспоминает, что видел это; но, как видел, не умеет поведать ясно» 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Как бы раскрывая эту мысль, Бердяев говорит «В строгом смысле слова христианского творчества быть не может и невозможна христианская культура. Мы стоим перед проблемою христианского бытия, а не христианской культуры, перед проблемою претворения культуры в бытие, наук и искусств в новую жизнь, в новое небо и новую землю. Христианской культуры по настоящему никогда не было».    Все же из слов того и другого мыслителя не должно делать выводов отрицательных для проблемы творчества, и именно творчества в свете Христовой Проповеди. Если и не стирается наличие трагических конфликтов, то они все же могут быть преодолены в этом свете. Через все Евангелие проходит тоска о «взыскуемом грядущем Граде» и только в озарении этого Небесного Иерусалима оправдывается и осмысливается строительство этого земного града, со всеми его сферами жизни, науками и искусствами. Земного Рая не может и не должно быть. Но приготовить камни для строительства Небесного мы призваны.    Ища в Свящ. Писании ответа на поставленные вопросы о делании человека на земле, мы не найдем утешающего и благополучного решения. Сам Спаситель, как это было выше указано, ответил на слова о красоте зданий Иерусалима: «не останется камня на камне; все будет разрушено» (Лук. XXI:6) и «теплейший» Апостол напомнил всем нам о конце истории: «земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра III:10). Да и не найти иного ответа в Библии. Нельзя не вспомнить однако в этом контексте изумительной по красоте 27-й главы прор. Иезекеиля, этого «гимна человеческой культуре», так как «культура имела для пророка Иезекииля религиозный смысл».    «И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, подними плач о Тире и скажи Тиру, поселившемуся на выступах в море, торгующему с народами на многих языках: так говорит Господь Бог: Тир! ты говоришь: «я совершенство красоты!» Пределы твои — в сердце морей; строители твои усовершили красоту твою…» (XXVII, Î-4).    С каким совершенством художественного чутья описана эта картина! Сколько знания архитектурного и иного искусства воплотилось в этом гимне! Тут упомянуты и Сенирские кипарисы для постройки помостов, и Ливанские кедры для сооружения мачт, и Васанские дубы для изготовления весел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лука, Вы правильно отметили сложность вопроса. Но я бы посоветовал обратить внимание на следующее. Если Вы всецело нутром любите Бога и Церковь, и спокойно знаете об этом, не имеете в этом сомнений, то посвятите себя глубокому духовному деланию. Если же некая внутренняя часть не только считает нужным, но и желает посвятить себя земным делам, например, созданию семьи, воспитанию детей, реализации трудовых навыков, то не спешите убегать от мира. Я знаю молодых людей, желающих увидеть в радости своих внуков. И когда ревностно участвуя в Церкви они понимали, что не смогут увидеть внуков (из-за ухода в монашескую жизнь), то принимали здравое решение остаться в миру. Здесь хорошо вспомнить и уяснить пример житийных историй прп. Серафима Саровского , прп. Иоанна Кронштадского, свт. Григория Паламы . Они с раннего возраста знали, что посвящают себя и свою жизнь Богу. Похожие устремления помогут Вам сделать выбор. Бог в помощь! Лука, одна из вещей, которую человеку полезно уяснить для себя, это что все хорошее у него от Бога. “Все из Него, Им и к Нему” ( Рим. 11:36 ). Вот у Вас появилась такая возможность. Искушения, которые удерживали благодать в Вас, отошли, и Вы ничего не можете сделать без благодати. Только это нужно осознать очень глубоко, не теоретически, а на опыте, как бы во внутреннем чувстве, это может занять много лет, даже всю жизнь. Если бы человек не видел постоянно свою немощь, он, забывая прошлое, стал бы гордиться. Отец Димитрий Смирнов (1951–2020) даже говорил в своей программе, что Евангельские заповеди даны нам, чтобы мы их не могли исполнить, т.е. осознавали это, свою немощь, и приходили в смирение. Но чтобы увидеть свою немощь, надо все-таки как-то пытаться исполнить. Не унывать, а еще и еще пытаться. Вот этого от нас ждет Господь. Крайне важно конкретные события в Библии читать в полном контексте: “И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие”.

http://azbyka.ru/vopros/pravilno-li-otno...

«Многостороннее и динамичное учение об образе можно найти в сочинениях св. Григория Паламы . Он почти всегда проводит различие между образом Божиим и тем, что – по образу Божию... Образ Божий есть только Сын Божий, в то время, как человек сотворен по образу Божию, т.е. он есть отличный от Бога образ, тогда как Сын есть идентичный образ» 118 . К сказанному можно приложить и ту мысль, что не только Сын Божий воплотился в образ человеческий, но и человек был сотворен по образу имеющего воплотиться Сына Божия. Т.е. в творении человека действовал не только причинно-следственный детерминистический принцип, но и телеологический. Цель творения определяла образ творения. Богочеловек – Ω-точка творения. Все творение и, в первую очередь, человек, устремлено ко Христу-Омеге, как изошло от Альфы-Христа. Воистину, Он – Альфа и Омега, начало и конец ( Откр. 1:8 ). Человек, по Его образу сотворенный, к Его образу и устремлен 119 . Так и апостол Павел говорит, что Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3:21 ). Апостол говорит о грядущем подобии нашего тела славному телу Его, но это грядущее подобие и, даже, сообразие не предопределено ли изначальным замыслом быть образом Его? Человек – образ Святой Троицы Образ Божий в силах и способностях души человека. Образ Божий – это Сын Божий. Но Бог не говорит Сыну «сотворим человека по образу Моему», а говорит: сотворим человека по образу Нашему. Значит, человек сотворен не только по образу Сына, но и по образу Отца. А где Отец и Сын, там и Святой Дух. Так, святые отцы прозревают в человеке и устроении всех сил и способностей его души, да и всего его существа, образ Святой Троицы. Как говорил св. Епифаний Кипрский , трудно и, где-то даже, бесполезно искать, в чем именно в человеке отпечатлен образ Божий, ведь человек целокупно, весь отражает в себе Его. И, тем не менее, как человеку дано не только веровать в непостижимого Бога, но и постигать Его в явлениях Его ипостасей и свойств, так и святые отцы в тех или иных силах и способностях человека находили особо яркое и зримое отпечатление образа Божия и, даже, конкретно Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Молитвами преподобных отец Киево-Печерской Лавры и иже во святых отца нашего Григория Паламы , архиепископа Фессалонитского, Господи Иисусе Хрисет, Боже наш, помилуй нас! Аминь. Слово в Неделю 2ю Великого поста 15 марта 1987 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Мы сделали уже второй шаг в направлении к празднику Святой Пасхи, к этому празднику Воскресшего Христа, поправшего смерть и обещавшего и нам воскресение из мертвых. Послушаем, что говорит Господь Иисус Христос о Вечной Жизни. Все то, что об этом говорил Спаситель, трудно передать в кратком слове. Поэтому послушаем отрывки из Животворящей проповеди Господа: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ). «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Итак, главнейшая для нас деятельность Святой Троицы заключается в том, что Она животворит. Троица – Животворяща. Ее Вечная Жизнь касается и нас в нашем молитвенном и постном подвиге. Эта Вечная Жизнь даруется нам уже теперь, сейчас, в нашей земной жизни. Вот что об этом говорит Христос Спаситель, подчеркивая справедливость Своих слов четырехкратным повторением слова «Аминь», что значит «Истинно». «Аминь, аминь говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24 ). О чем говорит здесь Господь, как не о нашем теперешнем земном существовании, потому что мы теперь здесь, на земле, слушаем слово Господа и веруем в Него. Господь, продолжая дальше Свою речь, приоткрывает нам будущее, касающееся бессмертия нашей души. Вот что Он говорит: «Аминь, аминь говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ). Он объясняет это так: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе… наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:26–29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Монахи призваны жительствовать по образу Святой Троицы Святой Силуан Афонский говорил, что в наше время к Богу будут уже в большей степени образованные люди обращаться. Вот для таких владыка Амфилохий и писал свои многочисленные книги. Он был виднейшим представителем современного ученого монашества. В свое время он защитил диссертацию «Тайна Святой Троицы по учению святого Григория Паламы», – там такая глубина теологического осмысления! Но он мог ее и до простых людей донести, потому что сам жил этими богословскими истинами. Всегда и со всеми готовый вступить в разговор, он не зарывал талантов своего образования, дара слова, миссионерства. И всегда у него всё восходило к жизни Божественной Троицы, – он и нашу эмпирическую жизнь до Божественной высоты поднимал. В последний раз в беседе он нам, братии монастыря Острог, приводил образ Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа: это та жизнь, которую все мы, христиане, а особенно монахи, призваны ежедневно воплощать. Чтобы, мол, не так: этого одного брата я люблю, и с меня хватит! «А ты и второго, и третьего, и всех – люби!» – говорил владыка. Вот как надо. Пресвятая Троица размыкает слабую, эгоистическую любвишку нашу: один, два, – и довольно с меня. Поэтому, кстати, как рассказывал владыка, преподобный Паисий Святогорец мог посоветовать только поступившему в монастырь человеку – не молиться за родных. Чтобы выйти из узкого, привычного круга избирательной любви, разомкнуть его до любви ко всем людям, всему человечеству. Вот именно Третий – Дух Святой – и показует, что твоя любовь обязана распространяться на всех! Третий разрушает этот вымышленный концепт ограниченно-ангажированной любви. «Немного над…», или на голгофу – за наградой Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5: 46–47). Это то, от чего надо уходить. Жизнь Троицы выше торгашеских интенций и обольщений мира. Владыка Амфилохий рассказывал такой эпизод. Вместе с ним к старцу Паисию как-то поехал его одноклассник – писатель, журналист, в общем, из умников-эстетов. И всё восхищался красотой Афона: «Вы же тут можете каждый день эту красотищу: море, горы, небо созерцать!»

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/vladyk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010