Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане; груз. , ], прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), чудотворец, настоятель монастыря Хандзта (IX в.), ученик и последователь прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Сведения о нем содержатся в «Жизнеописании святого Григола Ханцтели» (Hieros. Iber. 2, XI в.). Е., один из первых учеников прп. Григория, покинув Тбилиси, пришел в опустошенную арабами Кларджети (Юж. Грузия, ныне территория Турции), где под руководством прп. Григория возрождалась монашеская жизнь. В Житии прп. Григория Е. назван Великим; о нем сказано, что он «своей скромностью достиг степени своего наставника», который «благословил его на место настоятеля основанного Григорием монастыря» ( Мерчуле. 1963. С. 291, 293). В этом же источнике подробно описываются чудеса Е.: исцеление умиравшего 7-летнего мальчика близ горы Хорасуни, глухонемого и слабоумного от рождения 10-летнего отрока, изгнание бесов из женщины и др. (Там же. С. 291-292). В одном из эпизодов Жития описано, как прп. Григорий продемонстрировал гостям из мон-ря Недзви, основанного учеником прп. Григория прп. Феодором, чрезмерную скромность Е. и его полное послушание учителю: святой благословил Е. облачиться и совершить литургию. Когда литургия началась, прп. Григорий ударил жезлом Е. по голове, приказав прекратить богослужение и разоблачиться. Е. безропотно исполнил все и вернулся к прп. Григорию, который повторно благословил Е. облачиться и продолжить службу (Там же. С. 293). Место погребения Е. неизвестно; полагают, что он был похоронен в мон-ре Хандзта. Е. причислен к лику святых Синодом ГПЦ в 2002 г., его имя включено в Собор Кларджетских преподобных отцов и жен. Ист.: Мерчуле. Житие. 1911. С. 1-82 (груз. текст), 83-151 (рус. пер.); он же. Труд и деяния достойной жизни святого и блаженного отца нашего Григория, архимандрита, создателя Ханцты и Шатберди, и упоминание вместе c ним множества блаженных отцов//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/190065.html

Г. Х. пользовался авторитетом не только среди духовенства, но и среди представителей светского общества и царского двора. Когда на церковном Соборе в Джавахети (Юж. Грузия) по политическим причинам хотели сместить с Патриаршего престола ученика Г. Х. католикоса-патриарха свт. Арсения I Великого , ссылаясь на неканоничность его избрания и юный возраст, речь, произнесенная Г. Х., в защиту патриарха стала решающей. Преподобный предвидел его великие деяния и призвал Собор поддержать молодого католикоса. В Житии описываются многочисленные чудеса, совершенные Г. Х. Так, мн. насельники мон-ря видели свет в его келье, а также его самого светящегося, «подобно солнцу», во время молитвы. По его молитве совершалось много исцелений. Г. Х. имел власть не только над людьми, но и над дикой природой и животными. Однажды монахи собирали бревна и спускали их по оледеневшему склону. Одно сорвалось над проходившим внизу старым монахом. Г. Х. осенил бревно крестным знамением, и оно остановилось. Др. чудо произошло в горах вблизи Шатберди. Перед Г. Х. и монахами внезапно предстал олень, преследуемый охотниками. Обойдя остальных, он подбежал к Г. Х. и положил ему голову на плечо. Святой погладил его и сказал: «Именем Христа, тебя не смогут обидеть твои враги, не бойся», затем отпустил оленя, благословил охотников, восхваливших Бога (Памятники. Т. 1. С. 301-302). Ставленник тбилисского эмира Сахака, некий Цкири, самовольно занял кафедру в Анчи. Г. Х. неоднократно обличал его за неблаговидные поступки и призывал оставить кафедру. Цкири решил расправиться с Г. Х. и нанял убийцу. Предвидя опасность, преподобный вышел из кельи. Увидев яркий свет, исходивший от святого, убийца оцепенел от страха, его рука повисла как плеть. Только по молитве Г. Х. Он исцелился от недуга. Цкири был отлучен от Церкви и собирался с помощью войска разгромить Хандзту. Г. Х. и братия просили воинов позволить им закончить литургию. Когда служба подошла к концу, Цкири внезапно умер. В Житии также описываются многочисленные чудеса учеников Г. Х., святых Епифания , еп. Захария Анчийского , Февронии .

http://pravenc.ru/text/168081.html

С. был вынужден покинуть Двин и недолго жил в К-поле в 653 г. Надежды Н. С. на поддержку имп. Константа не оправдались, и он переехал в Тайк, где большинство населения исповедовало халкидонское православие. Н. С. жил как отшельник в родной дер. Ишхан (ок. 653-659). Этот период жизни и деятельности Н. С., когда он возрождал и развивал монашеское движение не только в Тайке, но и по всему Закавказью, в большей степени отражен в груз. источниках. В IV-VII вв. приграничный с Грузией Тайк являлся владением княжеского дома Мамиконянов. До IX в. здесь в основном жили монахи армяне-халкидониты , бежавшие от репрессий из Центр. и Вост. Армении. Благодаря организаторским способностям, толерантному характеру, увлеченности монашеской аскезой Н. С. построил здесь неск. храмов - 1-м был кафедральный собор католикоса Ишхан, названный в честь его родной деревни. Сведения об этом сохранились у груз. писателя X в. Георгия Мерчуле, автора Жития прп. Григория Хандзтийского. Н. С. был тесно связан и с груз. духовенством Тайка, о чем свидетельствуют и отношение груз. авторов к нему, и его причисление к лику святых в ГПЦ. Вост. Армения во главе с Феодором Рштуни вступила в союз с арабами. Зап. районы страны, оставшиеся верными Византии, возглавил Мавриан. В ходе войны вместе с арабами и византийцами на обеих враждовавших сторонах участвовали арм. княжества. В 654 г. Зап. Армения была разгромлена. Ок. 659 г., после смерти Феодора Рштуни (658), Н. С. как католикос возвратился в Центр. Армению, в Вагаршапат. В Двине в 660 г. он участвовал в съезде князей, на к-ром арм. княжества признали свою зависимость от мусульман. Н. С. покровительствовал строительству храмов в Армении. В 40-х гг. VII в. им был возведен храмовый комплекс Звартноц близ Вагаршапата, куда Н. С., вероятно, предполагал перенести свою резиденцию. Храм был освящен в 652 г. в присутствии имп. Константа II, который выразил желание построить подобный храм в К-поле. Вспомогательные постройки при храме возводились в конце правления Н.

http://pravenc.ru/text/2565080.html

Павла», «Сон ап. Петра», «Видение св. Григория и прения души с телом», а также сведения армянских источников об Адаме и Еве, об Иосифе Прекрасном и Асенефе и др. В 1892 г. М. издал переписку деятелей IX в. К-польского патриарха Фотия I с основателем царства Армения царем Ашотом I Великим и арм. католикосом Захарией. Фундаментальный труд М.- издание Жития груз. писателя V в. еп. Маюмского Петра Ивера (1896). Также М. критически издал переводы на груз. язык нек-рых трудов прп. Ефрема Сирина (1900), св. Иосифа Аримафейского (1900), Ипполита Римского (1901), мон. Антиоха Стратигия (1909), свт. Василия Великого (1904), араб. текст «Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием» (1905). Поездка на Афон послужила основой для ряда публикаций М. о груз. рукописях, хранящихся в Иверском монастыре ; особое внимание ученый уделил Житию св. Варлаама Сирокавказского (1901). В 1926 г. издал на франц. языке текст груз. Синаксаря из Иверского мон-ря. В апр.-нояб. 1902 г. вместе со своим учеником Джавахишвили изучал рукописи в собрании б-ки Иерусалимской Патриархии и Екатерины великомученицы монастыре на Синае . В 1911 г. критически издал обнаруженное в Иерусалиме созданное Георгием Мерчуле Житие прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), снабдив его, по мнению Такаишвили, «самым лучшим, всеобъемлющим и истинно научным описанием Чорохского края. Великолепная книга, и если б даже у него больше ничего не было сделано для грузинской культуры (а он столько чего сделал!), и этого хватило бы, чтобы мы были навеки ему благодарны» ( Такаишвили. 1968. С. 365). В 1914 г. издал синодик груз. Крестового монастыря в Иерусалиме. Во 2-м томе «Известий Кавказского историко-археологического института» (1927) М. опубликовал Житие Иерусалимских мучеников, по происхождению грузин,- Прохора Грузина , Луки Иерусалимского (Мухаисдзе, Абашидзе) и Николая Двали , а также грамоты - царя Грузии Георгия III по поводу восстания князей Орбели (1177), царицы Грузии св. Тамары мон-рю Гелати (1193), патриарха Антиохийского Иоакима IV ибн Джумы львовской пастве (см.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

н. Анчисхати (ныне в ГМИГ). Сильно поврежденное, фрагментированное первоначальное изображение VI-VII вв. скрыто поздними поновлениями, что значительно затрудняет изучение иконы, но строгий лик Христа, с большими, широко распахнутыми глазами и четким темным рисунком черт, позволяет отнести исполненный энкаустикой образ к грузино-сир. художественному кругу ( Амиранашвили Ш. Я. Бека Опизари. Тбилиси, 1956. С. 241-243). Отсутствие в Грузии сохранившихся раннесредневек. памятников иконописи компенсируется данными груз. лит. источников, свидетельствующих о распространении икон в VI-IX вв. и об их значении для церковной жизни страны. Так, в новооткрытой на Синае груз. рукописи X в. Житие св. Иоанна Зедазнели (Sinait. iber. 50) появление в Грузии Нерукотворного образа Спасителя связывается с сир. отцами, учениками прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.) - прп. Исидором Самтависским (Эздериозом Набукели) и Феодосием Урхаели (оба VI в.), чем косвенно подтверждается предание, согласно к-рому в Грузии хранился, по одной версии, Мандилион, по другой - Чрепие ( Алексидзе З. Мандилион и керамион в груз. лит-ре//Academia. 2001. 1. С. 9-15 (на груз. яз.)). Житие св. Григола Ханцтели, написанное Георгием Мерчуле в Х в., содержит свидетельства о распространении икон в Грузии и об их чудотворении. В Житии говорится, что прп. Григорий Хандзтийский (759-861) и его племянник Савва отправились в К-поль для поклонения Животворящему Древу и св. местам. В свой мон-рь Хандзта (Кларджети) паломники привезли мощи и иконы, а также «множество разных евлогий» (Груз. литература. Тбилиси, 1987. Т. 1. С. 600 (на груз. яз.)). Житие повествует также о чуде исцеления женщины, сотворенном иконой Божией Матери. Сохранившийся чеканный оклад (ГМИГ) утраченной иконы «Преображение» из мон-ря Зарзма - одного из древнейших чудотворных образов Грузии - датирован надписью 886 г. ( Чубинашвили. 1959. С. 27-42). В Житии св. Серапиона Зарзмели, составленном в Х в., особое место занимает рассказ о храмовой иконе мон-ря Зарзма «Преображение», ее значении, почитании и совершившихся от нее чудесах.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Мч. Кирик. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мч. Кирик. Роспись наоса ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. К. и И. широко почитаются в Грузии, святым посвящен церковно-народный праздник (Квирикоба). В древности июль, когда праздновали Квирикоба, назывался (месяц Квирике). Очевидно, праздник появился после IX в., когда был сделан перевод на груз. язык Мученичества К. и И., и заменил груз. языческий праздник, посвященный божеству Квириа (), покровителю продолжения рода, размножения животных, плодородия. В народной перцепции, записанной Н. К. Абакелией, И. была бесплодна, но вместе с др. женщинами, желающими крестить младенцев, отправилась в церковь и завернула в пеленки камень. Священник, не заметив подмены, крестил камень, и произошло чудо: камень превратился в младенца, которого назвали Квирике (от груз. - камень). Квирикоба праздновался в разных местах Вост. и Зап. Грузии: в селениях Ламискана (муниципалитет Каспи, Шида-Картли), Ахмета (Кахети, ц. во имя К. и И., XVIII в.), Квирикецминда (муниципалитет Амбролаури, Рача, ц. во имя К. и И., XVI-XVII вв.). Особенно торжественно праздник и по сей день проходит в Сванети. С древних времен его центром является освященная во имя К. и И. ц. Лагурка в сел. Хе (XI в., община Кала, муниципалитет Местиа, В. Сванети), к-рая была расписана в 1111 г. Тевдоре , придворным художником царя св. Давида IV Строителя . На фресках часто повторяются образы К. и И. На праздник близ церкви приносят в жертву быков (после литургии мясо раздают паломникам), пекут ритуальный хлеб лемзири, мужчины состязаются в силе и выносливости. В последние годы в Хе приезжают груз. фольклорные певч. коллективы и проводятся соревнования хоров. Грузины молятся К. и И. о зачатии ребенка, благополучии в семье, здоровье домочадцев. В IX в. один из учеников прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), прп. Христофор , основал монастырь Квирикецмида (недалеко от совр. дер. Двири, муниципалитет Боржоми, Самцхе-Джавахети). Сохранилась 3-нефная базилика IX-X вв. С именем К. связано мн. топонимических названий в Грузии, большая часть к-рых обязана своим наименованием посвящением К. и И. местных церквей, напр. с. Квирикецмида ( (от Квирике) и (святой)) в Раче; сел. Квирикети (, муниципалитет Озургети, Гурия, церковь XIX в.) и т. д. Церкви во имя К. и И. есть также в селениях Думацхови (X-XI вв., муниципалитет Хашури, Шида-Картли), Згудери и Руиси (обе эпохи позднего средневековья; муниципалитет Карели, Шида-Картли), Земо-Ачабети (эпохи позднего средневековья, близ Цхинвали, Шида-Картли) и др. Фрески с изображением К. и И. сохранились также в церквах Кинцвиси , Павниси и др.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

время среди монастырей Греции выделяют неск. крупных обителей, получивших историческое название «лавра». Все они обычно основывались как мон-ри с общежительным уставом, поэтому наименование «лавра» в отношении этих мон-рей следует понимать как почетный титул, указывающий на многочисленность братии и в некоторых случаях предполагающий наличие зависимых скитов. Наиболее известной греч. Л. является Великая Л. прп. Афанасия Афонского, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон, основанный в 963 г. Один из древнейших мон-рей Пелопоннеса Святая лавра , или Калавритская Л., была основана в 961 г. на горе Хелм близ г. Калаврита учеником прп. Афанасия Афонского мон. Евгением. В 1585 г. мон-рь был сожжен турками, в 1600 г. восстановлен и вновь сожжен в 1715 г. В Святой Л. 21 марта 1821 г. было провозглашено начало национально-освободительного восстания в Греции. В 1826 г. мон-рь был разрушен войском Ибрагим-паши. После возрождения независимой Греции в 1850 г. Л. была отстроена заново, но в 1943 г., в период нем. оккупации, вновь была сожжена. В совр. виде мон-рь восстановлен в 1950 г., находится в юрисдикции Элладской Православной Церкви. В Грузии Л. традиционно называются неск. крупных мон-рей. Термин «лавра» (груз. ), применяемый по отношению к груз. обителям, появился в источниках в X-XI вв. и не имеет к.-л. юридического значения, подчеркивающего особый статус мон-ря. В Грузии так именовались и небольшие монастыри, как правило, пещерного типа с полуотшельническим уставом, и крупные общежительные обители. Наибольшую известность получила основанная в сер. VI в. Л. прп. Давида Гареджийского в составе пещерного монастырского комплекса Гареджи . В ранний период существования обители жизнь в ней носила полуотшельнический характер и проходила по правилам, близким к уставу палестинских Л. Монастырь Шатберди, основанный в Тао-Кларджети (на территории совр. Турции) прп. Григорием Хандзтийским († 861), уже в сер. XI в. назывался Л. или Великой Л. (ПГП. Т. 2. С. 161). Монашеская жизнь в Шатберди была устроена на строгих правилах по образцу Устава Великой Л.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

лит. язык. Синайский Многоглав (Sinait. iber. 32-57-33, 864 г.) - наиболее ранняя датированная груз. рукопись, переписанная в лавре св. Саввы по инициативе ученика прп. Григория Хандзтийского Макара Лететели; в ее создании также участвовали Пимен Каха, Амон и др. По сведению Георгия Мерчуле, Макар происходил из дер. Летети в Картли и не прекращал общения с прп. Григорием, руководившим его работой из Тао-Кларджети. Многоглав сохранился в неполном виде, в нем представлены 50 сочинений 18 авторов (святителей Григория Неокесарийского, Епифания Кипрского, прп. Ефрема Сирина, святителей Кирилла Иерусалимского, Мелетия Антиохийского, Иоанна Златоуста и др.). В VI-VIII вв. большая часть их была переведена на груз. язык, в основном в лавре св. Саввы. Нек-рые фрагменты отдельных гомилетических произведений рифмованы. В 864 г. Макар Лететели преподнес Многоглав в подарок груз. общине Синайской горы (изд. кафедрой груз. яз. Тбилисского гос. ун-та под рук. А. Шанидзе). В лавре были осуществлены переводы с греч. и араб. языков таких сочинений, как «Учение св. Стефана Сабацминдели, который ходил по поверхности моря», «Рассказ о мученичестве св. отцов, умерщвленных варварами... в лавре святого отца нашего Саввы» Стефана Мансура , «Пленение Иерусалима» и «Житие и судьба св. отцов Стефана и Никона» Антиоха Стратигия , «Житие святых и блаженных отцов, умерщвленных варварами на Синайской горе» Аммония и др. В лавре св. Саввы редактировали раннегруз. переводы отдельных библейских книг, создавали и переводили агиографические, мистико-аскетические и др. сборники, отражавшие национальные особенности. Сабацминдская редакция Четвероевангелия IX в. содержит характерные изменения груз. языка того времени (отказ от ханметных форм). Предположительно Маргвирий Грузин перевел и отредактировал «Повесть покаяния и смирения святого монаха Маргвирия» (Кекел. А 56, VI-VII вв.), неизвестный по имени переводчик создал кименную редакцию Жития св. Саввы Освященного (Кекел. А 119, 134). Во 2-й пол. VIII - 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТОЙ [Груз. ] (VIII-IX вв.), прп. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.- в Кларджетских преподобных отцов и жен Соборе ), духовник жен. мон-ря Мере во имя Пресв. Богородицы в Кларджетской пустыни (юго-зап. груз. историческая пров. Кларджети, ныне на территории Турции), чудотворец, ученик и сподвижник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). О монашеской жизни и подвижничестве М. достаточно подробно рассказано в Житии прп. Григория, созданном Георгием Мерчуле в 951 г. (главы 12, 37-39). В основанном прп. Григорием мон-ре Хандзта (Ханцта) стало увеличиваться число братии, и «прибыли в то время из Картли отец Епифаний и священник Матой», которые «еще прежде были друзьями сего святого и в Хандзту пришли, привлеченные его именем» ( Георгий Мерчуле. 1911. С. 97). Когда скончался священник, окормлявший насельниц мон-ря Мере, к-рый был прислан на это место прп. Григорием из Хандзты, настоятельница Мере прп. Феврония «была озабочена», и «ей было сообщено Богом, что теперь новый священник будет лучше пасти их». Она написала письмо прп. Григорию, и тот благословил М. занять место духовника обители, сказав ему: «Пока воин (букв.- «всадник») не вступает в бой, нельзя узнать его победоносность над многочисленными войсками, и не получает он дара от царей». М. сначала отказывался, но затем уступил воле прп. Григория (Там же. С. 117). В источнике М. называется чудотворцем, «великим и славным делами». За 40 лет, что он нес послушание в жен. мон-ре, «никто не слышал от него праздного слова и бесполезного возражения... видевшие его не дерзали праздно развлекаться под влиянием его воздержанной жизни, святости и безукоризненного поведения». М. «сохранил истинную девственность не только плотью, но и душою и словом, слухом и зрением, ибо блаженный говорил, что монашеством называется воздержание», поэтому он даже не брал кадильницы из рук декониссы мон-ря прп. Феместии (Там же. С. 117-118). Мерчуле пишет, что, когда однажды М. сильно заболел, он усилил молитвы, перестал есть, «неослабно преумножал бдение, стояние и коленопреклонение» и в итоге «обессилил врагов духа». В др. эпизоде Жития рассказывается, как М., узнав, что его хотят ограбить, встретил воров с яствами. Когда же предводитель воров «дерзнул было забрать имущество святого», то тотчас «повергнут был наземь злым врагом». Его подельники стали просить за него; М. осенил его крестом, и «тот быстро выздоровел». По словам Мерчуле, М. сотворил много таких чудес.

http://pravenc.ru/text/2562590.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАДГАРИ [груз. ], груз. название гимнографического сборника, использовавшегося в древнем иерусалимском богослужении и перешедшего в богослужебную практику Грузинской Православной Церкви VIII - нач. XI в. Переведенные с греч. языка на грузинский песнопения И. были дополнены произведениями груз. авторов. Содержание термина «И.» понятно не до конца; слово «иадгар» было заимствовано из персид. языка, где встречалось в манихейских памятниках в значении «память», «воспоминание». На этом основании Н. Я. Марр предположил, что термин «И.» означает сборник песнопений на различные памяти церковного календаря. В рукописи Sinait. iber. 11 (X в.) на л. 17v есть уточняющая приписка, выполненная тем же почерком, каким написан текст: «Иадгари - Трополоджин» ( Garitte. 1956. P. 44). Она указывает на вероятное название греч. оригинала И.- Тропологий . Среди сохранившихся греч. литургических рукописей действительно имеется ряд гимнографических сборников, озаглавленных как Тропологий; Г. Гусман показал, что первоначально такие сборники содержали песнопения (в первую очередь тропари) всего литургического года, а со временем из них выделились сборники нового типа - Минея, Триодь и Октоих (Параклитик), к-рые и используются в правосл. Церкви до наст. времени (см.: Husmann. 1972. S. 27-31; Idem. 1975. S. X, 65). До посл. четв. XX в. было известно 19 рукописей И., включая фрагменты; в обнаруженной в 1975 г. новой синайской коллекции насчитывается еще ок. 20 единиц. Рукописи в основном датируются X в., большинство из них переписано в Палестине и на Синае. Рукописи И. типологически делятся на 2 группы, одна из к-рых содержит раннюю редакцию, называемую «Древний Иадгари», другая - редакцию IX-X вв., обозначаемую как «Новый Иадгари». Друг от друга они отличаются самым существенным образом. Древний И. состоит из переводов греч. гимнографических произведений. Соответствующий груз. сборнику греч. памятник не сохранился. Самое раннее свидетельство о бытовании в груз. традиции И. содержится в Житии прп. Григория Хандзтийского (IX в.). По составу Древний И. является универсальным гимнографическим сборником, включающим песнопения всего церковного года: неподвижных праздников, великопостные, периода Пятидесятницы, воскресные, покаянные. История исследований

http://pravenc.ru/text/200125.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010