Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР [груз. ] (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью ; большинство из них - ученики основателя монашества в Тао-Кларджети (историческая область Юго-Зап. Грузии) прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) либо их последователи. Долгое время история Кларджетской пуст. и деятельность прп. Григория оставались неизвестными груз. историографии; имя преподобного и день его памяти были зафиксированы лишь в грузинских святцах. В груз. источниках сохранились сведения о подвижниках Кларджети царе-мученике Ашоте I Великом († 826/9), авторе антиеретических сочинений католикосе Картли свт. Арсении I Великом (860-887) и его духовном брате чудотворце митр. Ацкурском, свт. Ефреме Великом († 895). В 1902 г. Н. Я. Марр обнаружил в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме рукопись Жития прп. Григория Ханцтели (Hieros. Patr. georg. 2, XI в.; опубл. в 1911), где были подробно описаны не только деятельность преподобного, его учеников, местных правителей и священноначалия, но и приведены сведения об истории региона, строительстве монастырей и устройстве пустыни. Стало очевидно, что ГПЦ предстоит прославить в лике святых еще неск. десятков кларджетских подвижников, однако события 1917 г. и последующие десятилетия гонения Церкви отодвинули это решение. В сер.- 2-й пол. XX в. (очевидно, при католикосах-патриархах всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) (1932-1952) и Ефреме II (Сидамонидзе) (1960-1972)) без проведения чина канонизации в церковный календарь ГПЦ были вписаны имена нек-рых подвижников Кларджети (напр., Ашота I Великого и др.). Канонизацию К. п. с занесением в святцы имен всех святых, упоминаемых в Житии прп. Григория, ГПЦ осуществила в 2003 г., при Католикосе-Патриархе всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . Празднование К. п. было приурочено к 5 окт., дню памяти прп. Григория, нек-рые святые имеют почитание также в др. день.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

В начале IX в., воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, он захватил часть Шида-Картли и стал владельцем земель «от Кларджети до Ксани» Сумбат Давитисдзе неправильно считает, что граница его земель доходила до Бардави. Тао-Кларджетское царство Ашота приобретало новую силу. Правители разрозненных частей Грузии, прилагая немалые усилия для объединения страны, стали собираться под его предводительством. В Кларджети возрождалась прерванная церковно-монастырская жизнь, инициатором которой был святой Григорий Хандзтийский со сподвижниками, которых благоверный царь приблизил к себе. Благодаря их усилиям строились церкви и монастыри, формировались литературные школы. Царь Ашот даровал лучшие земли царства, включая Шарбети, подвижникам Хандзтийского монастыря. Впоследствии, его дети и наследники Адарнерсе, Баграт и Гуарам пожертвовали немало богатств для восстановления монастырей Кларджетийской пустыни. Спустя некоторое время царь Ашот уклонился от своей праведной жизни и, полюбив некую женщину, презрел законы и приличия, поселив её в Артануджи в покоях для царицы. Узнав об этом, святой Григорий призвал царя одуматься, и тот обещал разорвать порочную связь, но не мог заставить себя. Тогда святой Григорий, не сказав об этом Ашоту, сам увел женщину в монастырь в Мере и передал её настоятельнице игуменье Февроньи. Когда Ашот обнаружил это, он долго упрашивал настоятельницу вернуть женщину, но та отказалась, после чего Ашот наконец смирился, раскаялся и вернулся к богобоязненному житию. Был убит в 826 или 829 году. Похоронен в придворной церкви святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели Обстоятельства смерти Ашота Куропалата источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе сообщает, что царь Ашот намеревался вернуть себе власть в Картли, но мусульманский предводитель Халиль опередил его, вторгнувшись в этот край. Готовясь к битве царь разослал гонцов для сбора воинов, но арабы напали до того как войско было собрано, и царь направился в долину Нигали, надеясь собрать вокруг себя силы грузин. Но среди пришедших под его знамена нашлись изменники, и царь слишком поздно догадался об этом. Царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в церкви святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем По другим сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя.

http://pravicon.com/info-1870

К этому же периоду относится мученичество св. Або Тбилисского († 786), араба по происхождению: по приказу тбилисского эмира он был обезглавлен. Тело святого было сожжено, а пепел сброшен в р. Мтквари (Кура) в том месте, где позже были возведены храм Метехи и часовня св. Або, считающегося покровителем Тбилиси. В 720-744 гг. католикосом Картли был свт. Мамай . В 70-х гг. VIII в. католикосом стал свт. Сармеан . В кон. VIII в. в связи с междоусобицами в Арабском халифате создались благоприятные условия для сопротивления арабам: отдельные провинции постепенно освобождались от араб. ига, образовались независимые самтаврства (княжества) и царства Кахети и Эрети. Ист.: Иоанн Сабанисдзе. Мученичество Або// Кекелидзе. Агиогр. лит. С. 29-60. Лит.: Кирион [Садзагелов], еп. Св. Або, мученик тифлисский. Тифлис, 1899; Хелидзе Г. Л. , свящ. Моцаметский мон-рь и житие св. мч. и кн. Давида и Константина. Кутаис, 19024; Лордкипанидзе М. Характер араб. владычества в Грузии//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1963. Вып. 35; она же. Политич. объединение феодальной Грузии: АКД. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); Сихарулидзе Э. Из арабо-груз. отношений//Тр. ТГУ. 1973. Т. 73 (на груз. яз.). Н. Т.-М. Картлийская Церковь в IX-X вв.: 2-й этап монастырского строительства Борьбу с арабами в 20-х гг. IX в. в Картли возглавил основоположник груз. царской династии Багратионов св. блгв. царь Ашот I Великий . Потерпев поражение, он был вынужден перебраться в Шавшет-Кларджети (Юж. Грузия); г. Артануджи стал столицей Картвельского царства, где началось духовное возрождение Грузии, связанное с именами прп. Григория Хандзтийского и его учеников. В кон. VIII в. они основали здесь 6 муж. и 2 жен. мон-ря, ставших не только духовными центрами, но и очагами груз. культуры и письменности. По представлению кн. Габриела Дапанчули прп. Григорий был приглашен во дворец. Св. царь Ашот пожертвовал мон-рю Хандзта пахотные земли, в т. ч. местность Шатберди, где прп. Григорий основал мон-рь. Св. Ашотом был восстановлен город-крепость Артануджи, внутри к-рого царь воздвиг ц. во имя апостолов Петра и Павла. 29 янв. св. царь Ашот был убит арабами перед алтарем церкви в Долискане (по др. версии, в алтаре церкви в Гардабани). Прп. Григорий Хандзтийский, оплакивая царя, называл его «крепостью церквей» и «оградой христиан» ( Мерчуле. Житие. С. 98). Сыновья царя Ашота - Адарнасе, Баграт и Гуарам - продолжали оказывать поддержку Церкви. После завершения строительства мон-ря Шатберди они по предложению прп. Григория собрались в Хандзте, где присутствовали также ученики преподобного: еп. Анчийский Захария, настоятель Мидзнадзорского мон-ря Давид, строитель и настоятель мон-ря Цкаростави Иларион, настоятель Баретелтского мон-ря Захария. Сыновья царя Ашота осмотрели новый мон-рь и сделали пожертвования мон-рям Джмерки, Берта, Даба, Опиза, Хандзта, Шатберди и др.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Юж. церковь выстроена на склоне ниже северной. Она стоит на субструкции, возведенной для выравнивания пологого склона. Это 3-нефная базилика с 2 парами прямоугольных в плане столбов. По сторонам глубокой алтарной апсиды расположены узкие помещения. Церковь имела 2 входа - с запада и юга. Из-за обвала склона ныне оба неприступны, но первоначально перед зап. входом находилась небольшая площадка, к к-рой спускались ступени. Под юж. дверью сохранились гнезда балок, свидетельствующие о существовании деревянной лестничной площадки с этой стороны. Строительная техника базилики в целом лучше, чем зальной церкви. Лицевая кладка стен состоит из равномерных камней правильной формы. На вост. и зап. фасадах использован своеобразный художественный прием - чередование высоких и низких рядов кладки, состоящих соответственно из вертикально и горизонтально поставленных продолговатых камней. На основании анализа архитектурных особенностей базилика датируется рубежом IX и X вв. По-видимому, к этому времени число монахов в П. выросло настолько, что небольшая зальная церковь не отвечала потребностям мон-ря. План церкви имеет близкие параллели с 2 др. базиликами региона, выстроенными примерно в то же время,- Сатле (ныне Шавшат) и Свети. В 150 м к востоку от церквей находится полуразрушенная часовня. Д. Хоштария Ист.: Василий Зарзмели. Житие и подвижничество Богоносного и блаженного отца нашего Серапиона//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. Т. 1: V-X вв. С. 319-347; Марр Н. Я. Дневник поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию// Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского. СПб., 1911. С. 189-201. (ТРАГФ; 7); Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели/Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же (изм. загл.: Труд и деятельность жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных)//ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Орбелиани С.-С. Словарь груз. языка/Изд. И. Абуладзе. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Мат-лы по истории Юж. Грузии, XIII-XV вв./Сост.: К. Шарашидзе. Тб., 1982 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2579028.html

и было продолжительно слово между ними, ибо день тот померк и ночь рассвела в бессонной молитве их и пении Богу» 1241 . Житие св. Григория Хандзтийского (прожившего 102 года) написано подвижником того же монастыря Гиорги Мерчулэ (то есть «Учителем Закона Божьего») в 951 г. – 90 лет спустя после преставления Григория. В первоначальном виде произведение до нас не дошло. В 958–966 годах оно было обновлено Багратом Эристави, который включил в него несколько чудес. Полностью опубликовано житие было только в 1911 г. Н. Марром. По оценке Н. Марра, рукопись (единственная) не ранее XII в. Очевидно, что мы не можем исключить интерполяции слов «Боже наш». В таком случае верхняя граница будет определяться датой рукописи (XII в. или позднее). Однако мы не думаем, что у переписчика были какие-то резоны для изменения текста. Если и предполагать вставку, то она могла быть внесенной только Багратом, что дает нам середину X в. При вполне вероятном допущении, что Баграт сохранил текст молитвы в неприкосновенности, а составитель Жития – Гиорги Мерчулэ – пользовался прямыми письменными источниками, сохранившимися в Хандзты, или устной традицией, мы получаем нижнюю дату: конец VIII – первая половина IX в. (время преставления Хведиоса, которое могло бы уточнить датировку, нам неизвестно). Но в любом случае (даже при границах VIII – прибл. XII вв.) текст Жития свидетельствует о распространенности молитвы Иисусовой с обращением «Боже наш» за пределами Афона в южных областях Грузии, что вряд ли было бы возможно при позднем происхождении этого варианта Иисусовой молитвы. В. М. Лурье сделал попытку показать, что молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Сыне Божий, помоги мне!», встречающаяся среди апофтегм аммы Феодоры, может быть подлинной и восходить к IV в. 1248 Однако это изречение В. М. Лурье цитирует по русскому переводу еп. Феофана 1249 , выполненному по рукописи. Доверие к некритическому тексту (использована только одна рукопись неизвестного времени и происхождения), да еще в переводе еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Св. Давид Псалмопевец. Миниатюра из Псалтири. 1494 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Св. Давид Псалмопевец. Миниатюра из Псалтири. 1494 г. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Sinait. iber. 34 - одна (и более полная) из 2 груз. рукописей Часослова (груз. ) старше XI в., а также одна из весьма немногих рукописей (включая греч. и сир.), сохранившая тексты палестинского Часослова в редакции, близкой к первоначальной. Более того, рукопись содержит 2 разных Часослова, Иоанн-Зосим называет один из них «грузинским», а др.- «савваитским» (см.: Хевсуриани. 1980; научное изд. обоих Часословов подготовлено С. Фрёйсховом ( Frøyshov. 2003)). При составлении рукописи помимо греч. источников Иоанн-Зосим пользовался - как это видно из колофона - груз. Часословом традиции мон-ря Шатберди ; порядки этого мон-ря должны были иметь в Грузии в VIII-IX вв. большое распространение благодаря авторитету его основателя прп. Григория Хандзтийского; в частности, из Жития прп. Григория Ханцтели известно, что он посылал одного из своих учеников переписать «устав» прп. Саввы Освященного - вероятно, речь шла о Часослове. «Грузинский» Часослов Иоанна-Зосимы включал в себя 24 службы соответственно 24 часам ночи и дня (в ркп. сохр. только 11-й час дня и все часы ночи); часть этих служб (11-й час дня, т. е. вечерня; 1-й час ночи, т. е. повечерие ; 6-й час ночи, соответствующий 1-й части утрени; 12-й час ночи, соответствующий 2-й части утрени) имеет в начале примечание: (букв.- для народа), из чего следует, что только эти службы относились к общественному богослужению, тогда как другие были предназначены для уединенной монашеской молитвы; по предположению Фрёйсхова, «грузинский» Часослов Sinait. iber. 34 представляет собой контаминацию древнего иерусалимского Часослова с монашеской системой 12 псалмов дня и 12 псалмов ночи (см. ст. Двенадцати псалмов чин ), восходящей к практике егип. подвижников. После дневных часов, перед ночными, помещен чин изобразительных - чин причащения Преждеосвященными Св. Дарами. Перед 11-м часом дня выписано 5 молитв (коленопреклонная, на возжжение вечернего светильника, во время ектении на вечерне, молитва святым и молитва у Креста), происходящих из кафедрального богослужения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. От «савваитского» Часослова сохранилось лишь 5 дневных часов. В обоих Часословах зафиксировано пение по одной кафизме Псалтири (к-рая разделена на кафизмы неск. иначе, чем в позднейшей традиции; такой тип деления в груз. рукописях называется «грузинским» в противовес «иерусалимскому», хотя, вероятно, «грузинский» тип деления просто отражает более древнюю иерусалимскую практику; см.: Шанидзе М. 1960) во время часов дня и ночи, так что Псалтирь полностью пропевалась за сутки.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Трапезная мон-ря Удабно в Гареджи Трапезная мон-ря Удабно в Гареджи Настоятели груз. мон-рей не перенимали полностью уставы др. мон-рей. Устав кларджетских мон-рей (кон. VIII в.), созданный прп. Григорием Хандзтийским, в полном виде не сохранился: Георгий Мерчуле в Житии Григория Ханцтели приводит его краткое содержание (ПДГАЛ. Т. 1 (на груз. яз.)). Типикон Иверского мон-ря, «Порядок и уложения», вероятно, был переведен прп. Евфимием Святогорцем в нач. XI в. (1005-1019) ( Георгий Святогорец . Житие Иоанна и Евфимия// Кубанешвили. Хрестоматия. Т. 1. С. 235-240). Приблизительно в 1123 г. прп. Симеон составил Уложение для Шиомгвимского мон-ря, известное под названием «Порядок настоятеля пустыни», также являющееся образцом груз. типикона (ПГП. Т. 3. С. 128). Сохранился отрывок Типикона (ок. 1191-1212) одного из мон-рей Квемо-Картли, принадлежавшего Болнисскому мон-рю или находившемуся напротив него мон-рю Цугругашени (Отрывок из типикона одного из монастырей Квемо-Картли//ПГП. Т. 3. С. 135-153). Единственным, сохранившимся в более или менее полном виде Типиконом древнегруз. мон-ря на территории Грузии является Устав пещерного мон-ря Вахани (между 1204-1234). Сохранился полностью до наст. времени составленный за пределами Грузии Григорием Пакурианом на груз. и греч. языках Типикон Петрицонского мон-ря (1083) (груз. текст см.: Шанидзе А. 1963). Наряду с небольшими груз. мон-рями, где подвизалось неск. десятков насельников, существовали и крупные - лавры. Так, прп. Георгий Святогорец в Житии Иоанна и Евфимия указывает, что в Иверском мон-ре во время настоятельства прп. Евфимия было 300 чел. братии; в Шиомгвимской лавре подвизалось приблизительно столько же человек (Порядок и уложения), в Петрицонском мон-ре, согласно уставу,- 50 монахов, в Ваханском пещерном мон-ре, согласно Типику,- 61 (24 иеромонаха, 20 монахов, 7 иеродиаконов и 10 алтарников). Существовали различия между груз. и визант. мон-рями. Так, в груз. мон-рях за пьянство, растрату церковного имущества, нерадивость в служении и т. д. настоятель карался кребули (духовным собором) более строго, чем монахи. Его могли лишить сана и приравнять к послушнику; при многократных нарушениях настоятелей изгоняли из мон-рей. В Иверском и Петрицонском мон-рях настоятели назначали себе преемников; в Шиомгвимском и Ваханском его выбирала братия путем голосования. Братия делилась на 3 группы. 1-ю составляли эконом (иногда их было двое - большой и малый), надзиратель, привратник, казначей, стольник и ключарь. Во 2-й группе были монахи, в 3-й - послушники и служки (псаломщики, кладовщик, лекарь, пекарь и повар).

http://pravenc.ru/text/638558.html

И. занимался исследованиями грузинской гимнографии. В 1913 г. опубликовал сб. «Древнегрузинская духовная поэзия», куда вошел «Сацелицдо Иадгари» (Ежегодник Иадгари) Микаела Модрекили , содержащий сочинения гимнографов Модрекили, Иоанна Минчхи , Иоанна Мтбевари , Стефана Чкондидели (Сананоисдзе), Иоанна (Конкозисдзе) , Езры, Карданаи. К 1920 г. И. подготовил к изданию 2-й т., но не смог его напечатать. Обширная монография «Георгий Мерчуле» (1954, в 2 ч.) стала итогом более чем 20-летних трудов И. в области груз. гимнографии и истории. Первая часть посвящена биографии прп. Георгия Мерчуле (X в.), автора Жития прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), его гимнографическим сочинениям, культурно-политической обстановке эпохи, истории ГПЦ этого периода. И. составил хронологию появления отдельных груз. гос. образований вплоть до X в. (восточногруз. царство Картли, южногруз. Месхети (Земо-Картли), западногруз. Абхазское царство). Во 2-й ч. рассмотрены содержание песнопений и стихотворные формы древнегруз. поэзии; впервые собрано лит. наследие прп. Григория: «Похвала Кларджетской долине» (т. е. Кларджетской пуст. , где находились мн. груз. мон-ри), «Похвала Савве и Сабацминде» (прп. Савве Освященному и основанной им на Св. земле лавре (груз. Сабацминда), где подвизалась также груз. диаспора), «Похвала грузинам и грузинскому языку»; исследовано гимнографическое творчество Мерчуле. Основываясь на том, что в «Сацелицдо Иадгари» к церковным песнопениям есть приписки «Мерчулиулни» и «Мерчулиулни чужие», И. предположил, что во 2-м случае речь идет о песнопениях, написанных в поэтической форме, к-рую разработал Мерчуле ( Ингороква. Георгий Мерчуле. 1954. С. 549-550). В монографии также приведены тексты др. древнегруз. церковных песнопений, рукописи которых И. изучал в Сванети: это ежегодники «Иадгари» (Иельский, Цвирмский), манускрипты из Екатерины вмц. мон-ря на Синае (Sinait. Iber. 60, 977 г.; Sinait. Iber. 59, Sinait. Iber. 65, X в.), из мон-ря Голгофы (Гроба Господня) (НЦРГ. Н 2337, 1049 г.), из Эрушети (нач. XI в.; хранятся в Сванети), из монастыря Опиза (НЦРГ. А 93, 1093 г.). Выделено неск. пластов песнопений.

http://pravenc.ru/text/389545.html

В научной лит-ре существует мнение, что М. М.- коренной житель южногруз. пров. Тао-Кларджети. О месте его деятельности высказаны 2 т. зр. Одна группа ученых (Ф. Жордания , Н. Я. Марр , Г. Н. Леонидзе, П. И. Ингороква , М. Бердзнишвили, Метревели, Н. В. Сулава) считает, что М. М. подвизался в мон-ре Шатберди , основанном в Кларджетской пустыни прп. Григорием Хандзтийским , и здесь составил свой Иадгари. По мнению др. ученых (К. Кекелидзе , Л. В. Менабде), М. М. был насельником тао-кларджетского мон-ря Ошки (как и Шатберди, Ошки в источниках называется Великой лаврой) и кроме работы над Иадгари занимался переписыванием Ошкской (Афонской) Библии. Невмированный текст песнопений и фрагмент 1-го завещания Микаела Модрекили. Новый Иадгари. 978–988 гг. Невмированный текст песнопений и фрагмент 1-го завещания Микаела Модрекили. Новый Иадгари. 978–988 гг. Жордания полагал, что М. М. приходился дядей (братом матери) одному из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, прп. Иоанну-Торникию , и одному из строителей этого мон-ря, Иоанну (Иоване) Варазваче, т. е. был родственником преподобных Иоанна Святогорца, Георгия Святогорца и Евфимия Святогорца ( Жордания. Хроники. 1892. Т. 1. С. 112). Кекелидзе сомневался в достоверности этого факта, т. к. «в 978-988 годах, когда Микаел писал свой сборник, Иоване и Торнике были глубокими стариками (Торнике скончался в 985 г.), каким же должен был быть брат их матери, это же что-то немыслимое?» ( Кекелидзе. 1960. Т. 6. С. 175). Очевидно, в источнике речь идет о племянниках М. М. Иоанне-Бераи и Давиде. По мнению Кекелидзе, М. М. являлся сыном Варазваче и старшим братом прп. Евфимия Святогорца, он упомянут как насельник Ошки (978), а в завещании Ошкской (Афонской) Библии о нем говорится: «Микел, сын Варазваче. Внес большой вклад в составление этой книги». По предположению ученого, М. М. был одним из переписчиков Ошкской (Афонской) Библии и «Книги 12 предсказаний». У М. М. и прп. Евфимия Святогорца была сестра, к-рая имела 2 сыновей: Иоанна-Бераи и Давида, и, «таким образом, Микаел Модрекили является деятелем Ошки, братом Евфимия Афонского, и этим можно объяснить, что в нижней части 491-й страницы его сборника написано: «Боже, помилуй Евфимия, великого грешника»» (Там же. С. 175-176).

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский; груз. ], прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, строитель и первый настоятель (1-я пол. IX в.) монастыря Убе (ныне Убиси ) в Зап. Грузии близ Ципского перевала. Сведения об И. У. содержатся в созданном в 951 г. прп. Георгием Мерчуле Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) (Hieros. Patr. 2, XI в.). Агиограф описывает преподобного как старца, «заслуживающего доверия», а также отмечает, что он, подвизаясь в одном из мон-рей Иерусалима, вероятнее всего в лавре св. Саввы Освященного - Сабацминде, где в то время существовала груз. лит. школа (см. «Литературные школы палестинских мон-рей» в разд. «Литературные школы» ст. Грузинская Православная Церковь ), писал «хорошие книги». Затем И. У. поселился в основанном прп. Григорием мон-ре Хандзта (Ханцта) в Кларджетской пуст. Когда движимые желанием основать новые обители ученики прп. Григория - преподобные Феодор и Христофор - тайно покинули мон-рь, И. У., несмотря на преклонный возраст, последовал за ними. Прп. Григорий, отправившийся на поиски учеников, нашел их в Западногрузинском (Абхазском) царстве, у царя Деметре II (825-861). Преподобных Феодора и Христофора учитель забрал в Ханцту, а И. У. разрешил остаться в Убе - в обители, основанной по просьбе царя по благословению прп. Григория, где И. У. впосл. стал настоятелем. В Житии также сообщается, что прп. Григорий отдал в этот мон-рь книги, к-рые имел при себе, а царь Деметре II «исполнился радости от построения монастыря, сделал много пожертвований на его постройку, подарил отцу Григорию и его друзьям десять тысяч драм и наполнил их всяким добром» (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 68). И. У. был причислен к лику святых в 2003 г. Ист.: Григорий Мерчуле. Труд и деяния достойной жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, создателя Ханцты и Шатберди, и вместе с ним память многих блаженных отцов//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 268. Э. Габидзашвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/text/389235.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010