Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

О деятельности Г. Х. и его учеников Габриел рассказал св. блгв. царю Ашоту I Великому . Преподобный был приглашен во дворец и принят с большими почестями. Царь подарил Г. Х. местность Шатберди, где тот в кон. VIII в. основал обитель. Мон-рь стал церковным скрипторием, часть рукописей, созданных здесь, сохранилась до наст. времени. Щедрые пожертвования мон-рю сделали царевичи Адарнасе, Баграт и Гуарам. В нач. IX в. в Кларджети трудами Г. Х. были основаны муж. мон-ри Недзви (прп. Феодором), Квирикецминда (прп. Христофором), Убиси (св. Иларионом Иерусалимским), жен. мон-рь Мере (ученицей Февронией), восстановлены Мидзнадзори, Цкаростави, кафедральный собор Ишхани и др., тогда как центральные районы Грузии (Картли, Кахети) находились под властью арабов (Тбилисский эмират). Жизнь в мон-рях была основана на строгих правилах, созданных Г. Х. по образцу порядков лавры св. Саввы Освященного. В келье монаха находилась только убогая постель, жесткое ложе и кувшин для воды, не зажигали ни огонь, ни свечи. Г. Х. многое укоренил в кларджетских мон-рях по примеру к-польских. Георгий Мерчуле описывает процесс распределения братии между новооснованными мон-рями по принципу dominium (доли старшего): из всей братии Г. Х. отобрал 13 для Хандзты и Шатберди, а всех остальных распределил по жребию ( Георгий Мерчуле. Житие. С. 112; Памятники. Т. 1. С. 280). В мон-рях Хандзта и Шатберди обучали монахов, переписывали церковные книги, иллюминировали рукописи, украшали золотом и серебром переплеты книг. Там, напр., были созданы Шатбердский сборник (Кекел. S. 1141, ок. 973-976 гг.), содержащий груз. хронику «Обращение Картли», Шатбердское Четвероевангелие (Краеведческий музей г. Местии (Сванети). М 22, 897 г.), Джручское Четвероевангелие (Кекел. Н 1660, 936 г.). В Житии Г. Х. сообщается, что по его распоряжению из Палестины был привезен «устав» лавры св. Саввы Освященного (возможно, речь идет о палестинском монашеском Часослове), а также упоминается некий большой гимнографический сборник - возможно, древний Иадгари (см. ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Богослужение»). Ему приписываются нек-рые гимны из Иадгари Модрекили Микаела X в. (Кекел. S 425).

http://pravenc.ru/text/168081.html

М. П. был уроженцем с. Норгиали в южногруз. пров. Шавшети (ныне на территории Турции). Вначале он подвизался в мон-ре Опиза Кларджетской пуст., затем - в монастыре Мидзнадзори , где принял постриг. Позже, когда был основан мон-рь Хандзта (Ханцта), он стал сподвижником и другом прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели). Желая принять подвиг отшельничества, он по совету прп. Григория вместе с учениками Василием и Маркелом «нашел для себя местопребывание в пещерах Берты» (близ Ханцты) и выстроил там маленькую церковь. В Житии прп. Григория (главы 31-32) рассказывается, что «диавол сильно печалился, видя уменьшение своего успеха от умножения святых мужей. Явно и тайно вызывал он призраки перед Михаилом, чтобы обратить его в бегство из пустыни», но безрезультатно. Однажды, воспользовавшись тем, что М. П. «в некотором нерадении» стоял на высокой скале вдали от своей кельи, бес напал на него и сбросил вниз. С Божией помощью М. П. остался невредим, однако он «обеспокоился постоянною борьбою [с диаволом] изо дня в день» и послал ученика к прп. Григорию. Святой поспешил на помощь, «ободрил его духом» и собственноручно сделал 2 деревянных креста - «печати Христа, дарующие победу». С их помощью он очертил территорию и поставил кресты с 2 сторон от кельи, сказав М. П., что он может безбоязненно находиться среди крестов, но, если выйдет за границу, будет искушаем «хуже прежнего» (цит. по: Георгий Мерчуле. 1911. С. 113-115; То же. 1963. С. 280-281). Как сказано далее в источнике, М. П. «нашел полный покой», т. к. больше не надеялся на свою праведность, а «возложил упование на единого Бога». Позже к М. П. пришли прп. Серапион Зарзмский и его брат Иоанн и стали его учениками - преподобный «приобщил их к монашеской жизни». Однажды во время молитвы М. П. был вознесен на небо, где муж, облеченный в прекрасные священнические ризы, повелел ему отправить прп. Серапиона и его брата основывать монастырь. М. П. получил подробные указания о месте строительства буд. мон-ря. Преподобный описал ученикам увиденное и, благословив их иконой Преображения Господня, отправил в южногруз. историческую пров. Самцхе, где прп. Серапион с 4 др. братьями основал мон-рь Зарзма.

http://pravenc.ru/text/2563758.html

В сочинении прп. Василия Зарзмского больше сведений о М. П., чем в др. Житии. В отличие от прп. Георгия Мерчуле прп. Василий нигде не указывает на то, что М. П. искал уединения и стремился к подвигу отшельничества; он не называет его Парехели, именуя чудотворцем и Великим Микаелом; в тексте есть аллюзии на библейских персонажей. Агиограф описал неск. чудес М. П. По его сведениям, преподобные Серапион и Василий находились в постоянном общении с М. П., прп. Серапион всегда указывал на то, что он ученик М. П. ( Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 326; Кекелидзе. Этюды. 1974. С. 142, 143, 145). Почувствовав приближение кончины, М. П. отправил в Зарзму, строительство которой уже было закончено к этому времени, 2 учеников и просил прп. Серапиона навестить его в Парехи. Когда тот пришел, М. П. подробно расспросил его о Зарзме, благословил преподобного, братию мон-ря и самцхийского атабага (князя) Георгия Чорчанели, оказавшего материальную помощь в строительстве. Прощаясь, М. П. передал прп. Серапиону засохший росток лютика и посоветовал посадить его близ церкви, предсказав, что он оживет, как жезл Аарона, и это будет свидетельством грядущего процветания Зарзмы. Также М. П. предсказал прп. Серапиону, что его младший брат Иоанн станет основателем др. монастыря (не идентифицирован), посвященного св. Иоанну Предтече. Агиограф описал еще одно духовное прозрение М. П.: святой предвидел, что вскоре в Зарзме случится несчастье, и посоветовал прп. Серапиону не медлить с возвращением. Вернувшись, преподобный стал свидетелем междоусобной брани, которую устроили племянники бездетного кн. Георгия Чорчанели в борьбе за власть. М. П. был похоронен на месте подвижничества, в мон-ре Парехи. Его мощи покоятся рядом с мощами прп. Василия Парехели. Ист.: Георгий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского/Текст, введ., изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 248-319; Груз. лит-ра раннефеод. эпохи/Сост.: К. Кекелидзе. Тифлис, 1935. С. 48-91 (на груз. яз.); Василий Зарзмели. Житие прп. Серапиона Зарзмели//ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 319-347; Вачнадзе Н. Житие Серапиона Зарзмели как ист. источник. Тб., 1975 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563758.html

Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Царь мч. Ашот I Великий подносит мон-рь Опиза Христу. Ктиторский фриз кафоликона мон-ря Опиза. XI в. (ГМИГ) Помимо основателя монашества в Кларджетской пуст. прп. Григория Ханцтели в число К. п. входят: св. Амона, «искуснейший строитель» новой церкви в Хандзте, возведенной при игум. прп. Арсении; отшельник Анатолий (Антоний), который удостоился вместе с деканиссой прп. Феместией (Теместией) видения о кончине чудотворца прп. Матоя; прп. Андрей, 2-й настоятель мон-ря Опиза; прп. Анастасия (в миру Бюрила), дочь местного властителя Баграта Шароели, которая монашеским подвигом «совершенно осрамила дьявола» и исцеляла страждущих; свт. Арсений I Великий, сын властителя Мириана, католикоса Картли, сподвижника свт. Ефрема Великого, митр. Ацкурского; прп. Арсений, настоятель Хандзты; прп. Василий III Кларджетский, настоятель Хандзты, сын служанки матери прп. Григория Ханцтели, в Житии описано его чудесное исцеление прп. Григорием; св. Гавриил (Габриел) Дапанчули, азнаур царя св. Ашота I, сделавший значительные пожертвования на монастырское строительство прп. Григория, благодаря ему в т. ч. был основан жен. мон-рь Гунатле; прп. Гавриил, «учитель, большой подвижник, блаженный святой отец», насельник Хандзты, рассказавший составителям Жития прп. Григория о прп. Василии III; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Георгий Мерчуле , один из составителей Жития прп. Григория; прп. Георгий Опизели , 3-й настоятель мон-ря Опиза (после преподобных Самуила и Андрея), при нем прп. Григорий пришел в Кларджети и поселился в Опизе; свт. Георгий, еп. Ацкурский; прп. Григорий Хандзтийский , сын Липарита, настоятель монастыря Шатберди; прп. Давид, игум. монастыря Мидзнадзори (Миджнадзори), «строитель монастырей»; прп. Димитрий, ученик прп. Февронии, один из первых учеников прп. Григория, назван в Житии «Христоносцем»: его ученики неоднократно видели над ним столп света, поскольку «на нем постоянно покоился Святой Дух»; прп.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

– Епископские кафедральные соборы были построены задолго до потери Тао-Кларджети. Более того, большая их часть построена еще до Григория Хандзтийского, священноархимандрита Тао-Кларджети. Однако некоторые строил или восстанавливал именно он. Известно, что на территории Тао-Кларджети действовали четыре основных кафедральных собора епархии: Ошки, Ишхани, Артануджи и Отхта Эклессия – это значит Церковь Четырех. Кафедральный собор в Ошки, основанный в 978 году, о котором сейчас идут многочисленные споры, известен тем, что именно здесь был создан так называемый Ошкский кодекс – первый полный перевод Библии на грузинский язык. Это удивительно, потому что многие современные демократические европейские государства только в последние века перевели Библию на свой родной язык. А в Грузии в 978 году уже был перевод Библии. Кроме того, мы знаем, что Георгий Святогорец перевел на грузинский язык и некоторые другие священные книги. Известно, что в Тао-Кларджети, как и по всей Грузии, проповедовали апостолы , и благодать апостольского служения, конечно, есть в тех краях. После захвата этих территорий Турцией христианская жизнь там постепенно угасает, часть населения, в том числе, княжеские роды и дворяне переселяются в Центральную Грузию. И, начиная с XVI века, постепенно происходит насильственная исламизация. Несколько лет тому назад наш Священный Синод причислил к лику святых христиан, принявших в те времена мученическую смерть за веру Христову. – А в каком состоянии находятся сейчас храмы Тао-Кларджети? – К сожалению, за прошедшие годы, особенно за последнее столетие, состояние этих храмов стало плачевным. Есть храмы, возвышающиеся всего на метр – два над землей, они почти полностью разрушены, видны только отдельные фрагменты. В подобном состоянии находится храм в Бана – это известный собор, построенный в форме круга, и разрушенный сейчас практически до основания. Часть храмов находится в полуразрушенном состоянии, они имеют только стены и купол. А вот некоторые сохранились, поскольку там были открыты мечети; например, Пархали, Долис-Хана, Хахули, Урта.

http://pravoslavie.ru/61530.html

1954. С. 749). Гимн был изучен с кодикологической, богословской, историко-филологической, литературно-художественной, идеологической, терминологической и культурологической сторон, однако мн. вопросы до сих пор остаются спорными. Ингороква вначале датировал гимн X в. и приписал некоему гимнографу из лавры прп. Саввы ( Он же. 1939. С. 256-257); позже отодвинул датировку к 1-й пол. IX в. ( Он же. 1954. С. 753). А. Бакрадзе и Л. Патаридзе датировали гимн IV в. Однако большинство ученых (Кекелидзе, Л. Менабде , З. Кикнадзе, З. Гамсахурдиа, Р. Сирадзе, Н. Сулава и др.), учитывая связь текста со скриптологической и с гимнографической сферами деятельности И.-З., считают именно его автором песнопения и относят гимн ко 2-й пол. X в. Гимн посвящен мистическому аспекту груз. языка, в к-ром сокрыта и сохранена «вся тайная суть» груз. народа. В тексте выражена надежда, что груз. язык, подобно евангельскому Лазарю , спящий и находящийся в «унижении» и «неодобрении» (вероятно, в результате визант., араб. либо персид. господства в Грузии, претензий со стороны монофизитской Армянской Церкви и т. п.), непременно воскреснет «в грядущем мире» и Господь именно на нем будет судить мир в день Страшного Суда. Сирадзе считает, что гимн выражает идею многовекового становления (крещения) груз. языка, происходившего в 3 этапа, связанные с крещением Грузии, основанием ГПЦ и образованием к X в. массива церковной лит-ры на груз. языке (переведенные библейские книги и основная святоотеческая лит-ра, оригинальная лит-ра). Сирадзе также отмечает смысловую связь гимна И.-З. и созданного в ту же эпоху Георгием Мерчуле Жития прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) (951), в к-ром также выражена концепция совершенства груз. народа, обладающего божественной триадой: правосл. верой, правосл. отечеством и языком, на к-ром служится правосл. литургия. В этот же период были созданы и др. песнопения, восхвалявшие груз. язык, напр. с акростихом в виде груз. алфавита (Sinait. iber. 65. Л. 75a - 76b; Годичный иадгари Микаела Модрекили, 978-988 гг.//НЦРГ. S 425. Л. 169-171). Гимн связан с церковным календарем, составленным И.-З., где воскрешение Лазаря и др. события трактуются в эсхатологическом аспекте.

http://pravenc.ru/text/577940.html

Последние месяцы свой жизни, по преданию, святой Григорий Хандзтийский провел в уединенной келлии, где сподобился благодатных видений. Иноки монастыря видели сияние, озарившее его келлию, и были убеждены, что «не сжигающий огонь, а Дух Божий» осиял праведника, подобно Фаворскому свету. Грузинская Церковь совершает память святого Григория Хандзтийского 5/18 октября, в день его блаженной кончины. Собор святителей Московских Подобно празднованию трем Вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, совершаемому и порознь каждому, и всем вместе в один день, и Русская Церковь, каждого порознь и всех вместе чтит и воспевает святителей Московских: митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Ермогена — заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества. Прежде установления праздника в честь Всероссийских святителей они все совокупно и равночестно называемы были у православных великими чудотворцами и молитвенниками. После монгольского нашествия вставала обновленная Русь, когда архипастырем и духовным вождем ее Господь избрал «смиренного богомудрого Петра» и открыл его духовному взору грядущий жребий Москвы — первопрестольного града, сердца Православной России. Уроженец далекой Волыни, носитель традиционного титула митрополита Киевского и всея Руси, святитель Петр († 1326 г.) завещал похоронить его в заложенном его честными руками Успенском соборе Московского Кремля, и рака святых мощей его сделалась краеугольным камнем, благословением великого дела — собирания Русской земли. Подвиг его продолжил святитель Алексий († 1378 г.) — «правило монашествующих и Церкви утверждение», духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского. Родом из черниговских бояр, постриженник Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству раздираемой междоусобными бранями Руси. «Постникам сподвижник», друг и собеседник богоносного аввы Сергия, богопросвещенный создатель нового славянского перевода Нового Завета, он соединил в себе совершенства духовные с мудростью государственной. Многие годы при юном князе Димитрии он стоял у кормила гражданского правления, мужественно предстательствовал за родную землю пред ордынскими ханами и исцеленной им ханшей Тайдулой. Он не дожил до великой победы на поле Куликовом, но победа эта стала возможной лишь благодаря его неустанным трудам и первосвятительскому молитвенному предстоянию перед Господом Сил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В зап. части храма заметен контраст среднего и боковых пространств, здесь нет хоров и, возможно, нартекса. Юж. церковь представляла собой единое помещение; на востоке завершалась апсидой. Сев. церковь делилась на 3 части: небольшая комната с апсидой с востока и дверью, ведущей в центральную апсиду, прямоугольная комната посередине и связанное с ней квадратное помещение в сев.-зап. углу здания. Средняя церковь сильно вытянута в длину, как в памятниках переходного периода (напр., церковь мон-ря Недзви , воздвигнутая учениками прп. Григория Хандзтийского в IX в.); стены зала разделены 3 парами сильно выступающих двухступенчатых пилястр с перекинутыми на них пристенными арками, имеющих параллели в архитектуре VIII-IX и X вв. (Цвимоети, Эредви). Вост. окна храма окружены глубокими поверхностями, такой декор засвидетельствован в церкви Лыхны и в связанных с ней памятниках. Киачский храм был облицован туфом ширими ( Рчеулишвили. 1988. С. 75-76). По сведениям Арканджело Ламберти, Киачи в нач. XVII в. был «первейшим» мон-рем Самегрело и некогда служил даже епархиальным центром ( Арканджело Ламберти. 1938. С. 120-121). Святыни Из Киачи происходит чеканная сребропозлащенная рипида (35×35 см, ныне в Зугдидском историко-этнографическом музее). На лицевой стороне (центральном квадрате с 4 примыкающими к нему кругами) помещено изображение апокалиптической группы: шестикрылый серафим, лев, телец, орел; сверху в боковых нимбах изображены солнце и луна (снабжены надписями). На обратной стороне рельефными буквами вычеканены имена: св. Рафаил, св. Михаил, херувим, св. Гавриил и предположительно св. Мариам. В 4 углах рипиды помещена пространная груз. надпись о пожертвовании рипиды Киачской церкви царем Георгием. Прав. Евфимий Такаишвили идентифицировал его как царя Грузии Георгия V (1318-1346) или царя Имерети Георгия I (1389-1392) ( Такаишвили. 1914. Т. 2. С. 238-240). Однако художественно-стилистический анализ позволил Г. Н. Чубинашвили датировать икону не позднее X в., а царя Георгия отождествить с абх.

http://pravenc.ru/text/2564016.html

Церковь св. Архангелов в Никози. X–XI вв. Церковь св. Архангелов в Никози. X–XI вв. Ученица прп. Григория Феврония основала в Мере жен. мон-рь. Возводили и возрождали мон-ри и храмы и др. ученики преподобного: еп. Ишханский Савва (Ишхани), Феодор (Недзви), Христофор (Квирикецминда), прп. Михаил Парехский (Парехи). Прп. Григорий по просьбе царя абхазов Деметре (818-854) основал мон-рь Убиси (близ р. Дзирула), настоятелем к-рого поставил своего ученика Илариона. Всего в Кларджети было основано и возобновлено «двенадцать кларджетских пустыней» (Опиза, Мере, Даба, Парехи, Хандзта, Шатберди, Мидзнадзори, Цкаростави, Баретелта, Берта, Джмерки, Долискана), и «великим архимандритом двенадцати монастырей» стал прп. Григорий Хандзтийский. 2-й этап монастырского строительства не только укрепил в стране Православие, но и благодаря совместным усилиям Церкви и гос-ва заложил основу единой Грузии. Именно в этот период автор Жития прп. Григола Ханцтели Георгий Мерчуле писал, что Грузией считают «обширную страну», где «литургию совершают и все молитвы творят на грузинском языке, только кириелейсон... произносят по-гречески» (Там же. С. 123). Арабы вмешивались и во внутрицерковные дела Грузии. Так, тбилисский эмир Саак отправил своего воспитанника диак. Цкири к блгв. царю Ашоту как кандидата на пустующую после кончины епископа Анчийскую кафедру. Кларджетские пустынники и прп. Григорий неоднократно изобличали Цкири в неблаговидных поступках, однако сместить его с епископской кафедры не удалось. В Анчи был созван Церковный Собор, к-рый отлучил Цкири и лишил его сана епископа. Цкири «отправился в Тбилиси, к эмиру Сааку, господину своему» и был возвращен им на кафедру. Задумав убить прп. Григория и разрушить храм в Хандзте, он внезапно умер по пути в с. Корти. В сер. IX в. в Джавахети (вероятно, в Кумурдо) состоялся Церковный Собор, в к-ром приняли участие епископы Вост. и Юж. Грузии, настоятели мон-рей и священнослужители, а также сын Ашота Великого Гуарам Мампали. В числе других на Соборе обсуждался вопрос о правомерности избрания католикосом свт. Арсения I Великого (860-887), сына самцхийского азнаура Мириана и ученика прп. Григория. Мириан «при поддержке малого числа епископов» возвел сына на престол католикоса, тем самым укрепив свое политическое положение и восстановив против себя епископов Картли, картлийского правителя Гуарама Мампали и ученика прп. Григория, еп. Ацкурского свт. Ефрема Мацкверели. Прп. Григорий убедил свт. Ефрема поддержать Арсения, и благодаря авторитету преподобного кандидатура Арсения была подтверждена ( Мерчуле. Житие. С. 289-291). Деятельность католикоса Арсения была настолько плодотворной, что в источнике он упоминается как «Арсений великий, католикос Картли и Мцхетского престола, венец неувядаемый» (Там же. С. 267).

http://pravenc.ru/text/638558.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010