Введения (1702) в с. Уваровском, в усадьбе стольника М. Ф. Философова, скорее всего она была возведена московскими мастерами. Уцелел только стройный основной объем летнего храма с выразительным кирпичным и белокаменным декором. Благодаря снимкам М. Г. Каверзнева 1954 г. (ГНИМА. Фототека. Ф. 5. Д. 33197-33204) можно представить его композицию как произведения, типичного для своего времени: алтарь с 3-лопастным абрисом, асимметричная трапезная с юж. приделом, колокольня с нижним квадратным 2-ярусным объемом, равновысоким четверику летнего храма, и 8-гранный ярус звона, равный по высоте восьмерику храма; парные широкие лопатки на фасадах, 3/4-ные колонки с кубоватыми капителями на ребрах восьмериков; карнизы нижних объемов из 3 рядов «пилы», верхних - с рядом из стилизованных полуовальных кистей с «капелькой»; колонки наличников с перехватами и на белокаменных кронштейнах, разорванные фронтоны с белокаменными «луковицами». Над купольными кровлями храма и колокольни помещались массивные глухие восьмерички, несшие главки. Храм в Уваровском послужил прототипом для строительства каменной ц. Преображения (закончена в 1706?, не сохр.) на посаде в Боровске согласно подряду, заключенному в 1703 г. в Москве с мастерами - ярославцем И. К. Ослоповым и костромичом И. В. Ополихиным ( Николаева. 2004. Ч. 1. С. 256; виды храма см.: Лошкарева. 2009. С. 26-27). Наиболее яркой и неординарной по убранству фасада стала ц. Рождества Пресв. Богородицы (1708) в Роще, слободе Пафнутиева мон-ря. Выстроенная в Боровске ц. святых Бориса и Глеба (1704) имеет традиционную для городского зодчества композицию: 2-светный 5-главый четверик и уникальные по рисунку наличники - с 4-ярусными карнизами в основании «очелий». К типу храмов «восьмерик на четверике» относились и церкви вокруг Малоярославца: Никольская (1700) в с. Савинове, Благовещенская (1712) в с. Детчина (обе не сохр.), Никольская (1701, руинирована) в с. Поливанове (ныне дер. Никольское), Покровская (1703, наружный декор утрачен) в с. Кариж (ныне с.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

сб. «Старая Москва». Тогда же, в 1913-1914 гг., Готье-Дюфайе начал работу по фотографированию видов старой Москвы, положившую начало известной коллекции снимков. Впосл. она была передана в Румянцевский музей и названа его именем, большинство негативов хранится в фототеке Музея архитектуры (ГНИМА). После Октябрьской революции 1917 г. деятельность МАО и его комиссий приостановилась. Графиня Уварова эмигрировала. Заседания К. и. с. М. возобновились 14 янв. 1918 г. под председательством Готье-Дюфайе, вскоре также вынужденного эмигрировать из-за репрессий (его жена, Елена Андреевна, содержалась под арестом неск. месяцев). Место председателя занял А. М. Васнецов. 12 апр. 1919 г. по инициативе нового председателя МАО Д. Н. Анучина , а также Васнецова, Миллера и др. москвоведов было принято решение об организации Музея старой Москвы в здании бывш. Английского клуба на Тверской ул. Музей возглавляли: архитектор, реставратор, историк архитектуры Бондаренко, затем П. П. Муратов , с июня 1919 г. его главным хранителем стал Миллер - историк, археолог, секретарь К. и. с. М. с 1918 г., председатель с 1923 г. 12 янв. 1921 г. было утверждено Положение о музее, определяющее его задачи и структуру (подписано Миллером). Согласно Положению, музей основывался Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса в Москве и оставался в его ведении. Музеем управляла комиссия «Старая Москва», в к-рую должны были войти не только лица, знакомые с историей города, но и художники, библиотекари, архитекторы и т. д.; все предметы поступали в музей на пожертвования от частных или юридических лиц. Основу собрания составляли частные коллекции, переданные комиссии еще до революции,- это были коллекции П. А. Бурышкина, Н. С. Кокурина, С. Б. Алмазова, А. С. Андреева, Н. А. Шамина, П. Б. Юргенсона и др. собирателей. Кроме того, в его фонды были переданы материалы из Оружейной палаты , Третьяковской галереи , Румянцевского музея, Строгановского уч-ща, Музейного фонда и Книжного фонда РСФСР.

http://pravenc.ru/text/1841842.html

И. Артамонова (ф. 74). Артамонов бывал в Красном Холме, интересовался местной возможно, что в его фонде найдется что-то примечательное по монастырской тематике. В ИИМК РАН отложился и личный фонд архитектора Н. В. Султанова (ф. 35), в котором имеется серия фотографий «Тверская старина», представленная предметами церковной утвари XVI–XVII вв. из собрания Тверского музея А. К. Жизневского. Можно предположить, что среди этих снимков окажутся фото предметов, некогда принадлежавших Краснохолмскому монастырю, поскольку Жизневский планировал создать «Альбом замечательных предметов Тверской старины», которые не только хранились в музее, но и не входили в его фонды, принадлежа действующим церквям и монастырям, однако представляющих собой несомненный историко-культурный интерес. В Рукописном отделе ИИМК РАН хранятся метрики старинных церквей, среди них и метрика на Никольский собор Антониева В Российском государственном историческом архиве (РГИА) имеется страховая оценка монастырских строений на 1910 В свое время В. П. Выголову удалось обнаружить в фототеках Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева (ГНИМА) и Ленинградского отделения института археологии АН СССР (в настоящее время ИИМК РАН) фотографии 1910–1920 гг., на которых Никольский собор Антониева монастыря изображен до его частичного разрушения, а в отделе графики ГНИМА – подробные обмеры памятника, сделанные студентами Московского архитектурного института в 1947 г. (планы, фасады и разрезы), но, правда, уже после его В Государственном архиве Новгородской области (ГА НО) в фонде Новгородской духовной хранятся «Ведомости окладных и неокладных денежных сборов вотчин Николаевского Антонова монастыря за 1720 а также «Списки монахов, монахинь и служителей монастырей Новгородской за разные годы, к которой до последней трети XVIII в. принадлежал и Николаевский Антониев монастырь. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь упоминается в документах по истории имущественного учета Бежецкого края XVI–XVIII вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

События, совершавшиеся в этот день, или решали судьбу нашего Отечества, или покрывали новой славой русское оружие, склоняя на нашу сторону перевес войны в тяжкой борьбе с нашими врагами. И благочестивые москвичи не забывают каждый год участвовать в крестном ходу 26 августа в Сретенский монастырь. Священные воспоминания невольно овладевают душой при виде этого крестного хода. Сколько московских митрополитов совершали его в продолжение почти пяти веков! Его начал митрополит Киприан и потом совершали святители и чудотворцы Московские митрополиты Иона и Филипп и множество других памятных Москве архипастырей, являлись перед народом – Платон, Августин, Филарет, Иннокентий, Макарий. В 1879 году митрополит Макарий, совершавший в Сретенском монастыре Божественную службу 26 августа, произнес замечательное слово . В прошедшем 1884 году, 23 июня и 26 августа, по при­меру прежних лет, были совершены крестные ходы в Сретенский монастырь из кремлевских соборов и из уже кафедрального собора Христа Спасителя, воздвигнутого в память Отечественной войны 1812 года. По прибытии шествия, сопровождаемого епископом Дмитровским Алексием, викарием Московской епархии, к вратам Сретенского монастыря, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Владимирская» была встречена митрополитом Московским Иоанникием в полном облачении, и затем, при молитвенном пении и колокольном звоне, в предшествии Московского архипастыря, внесена была в соборный храм монастыря и поставлена в алтаре на горнем месте. Затем Божественная литургия отправлена была торжественно митрополитом Иоанникием, после чего крестный ход в прежнем порядке возвратился в Кремль . В том же году, по благословению митрополита Московского Иоанникия, настоятель Сретенского монастыря архимандрит Серафим открыл по воскресным дням с 7 октября духовно-нравственные собеседования с народом, которые начинаются перед вечерней, в 2 часа пополудни, в соборном храме. Общий вид Никольской церкви Сретенского монастыря перед разборкой (фото 1928 г., фототека ГНИМА, кол. IV, нег. 396) Храмовые праздники в обители следующие: 2 февраля – праздник Сретения Господня, 1 апреля – память преподобной Марии Египетской в храме, посвященном ее имени, 23 июня и 26 августа – празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в соборном храме, а также – в неделю Всех святых и 6 декабря. Кроме того, в Сретенский монастырь установлено совершать крестные ходы из Успенского собора Московского Кремля 23 июня и 26 августа. Наконец, в Сретенском монастыре каждую неделю, после поздней литургии, совершаются два молебных пения с акафистами: в среду – Божией Матери и в пятницу – Животворящему Кресту Господню. Начало поздней литургии ежедневно в 9 часов.

http://pravoslavie.ru/31444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМОВ Монастырь во имя свт. Василия Великого в Овруче. Проект келейного корпуса. 1909 г. Монастырь во имя свт. Василия Великого в Овруче. Проект келейного корпуса. 1909 г. Владимир Николаевич (9.09.1882, Казань - 17.12.1942, пос. Кратово Раменского р-на Московской обл.), русский архитектор. Учился в Казанской художественной школе (1898-1904), по ее окончании поступил в АХ в С.-Петербурге (мастерская М. Т. Преображенского). Во время учебы проводил обмеры и фотофиксацию собора Рождества Пресв. Богородицы в Свияжске (1906), храмов Пскова и Псковской губ. (1906), церквей на Волыни, включая Почаевскую Успенскую лавру (1907-1909; Фототека ГНИМА). В 1908 г. был приглашен А. В. Щусевым в качестве помощника при воссоздании ц. свт. Василия Великого в Овруче, для которой М. также спроектировал часть деревянных элементов. Одновременно с реконструкцией Василиевского храма рядом с ним по проекту М. были возведены постройки Овручского во имя свт. Василия Великого жен. мон-ря (1909). Проект был опубликован под именем Щусева (Проект келейного корпуса обители свт. Василия Великого в Овруче//Зодчий. СПб., 1909. Л. 58-59), однако воспоминания и архивные документы свидетельствуют об авторстве М. Монастырские здания выполнены в стиле псковских белокаменных палат XIV-XV вв. и образуют единый комплекс, ныне состоящий из ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», звонницы (уничтожена в советское время, воссоздана в 90-х гг. XX в.), келий и хозяйственных построек вокруг внутреннего двора. Уже этот проект, выполненный М. безвозмездно в ученические годы, продемонстрировал лучшие черты его творчества. Используя в качестве образца узнаваемый прототип, М. создал живую и динамичную архитектурную композицию, лишенную сухости или перегруженности форм. По окончании работ в Овруче Щусев рекомендовал М. в помощники В. А. Покровскому для строительства храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе. Для этой церкви М. спроектировал размещенный в подвальном помещении придел во имя прп. Серафима Саровского (престол был перенесен из разобранной временной полковой церкви; придел освящен 27 нояб. 1912), ставший домовым храмом имп. семьи; имп. Николай II в дневниках и переписке неоднократно называл этот придел «наша уютная пещерная церковь» (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Л., 1926. Т. 4. С. 406). Прямоугольный в плане подземный храм был окружен обходной галереей с притвором и имп. молельней. Архитектурные формы храма (цилиндрический свод с распалубками, имитация оконных проемов в виде ниш, обрамленных арками в формах модерна), живопись (копия росписей ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове) и декоративное убранство интерьера являлись стилизацией под искусство XVII в. Для ансамбля Феодоровского храма М. выполнил также неосуществленные проекты часовни равноап. кнг. Ольги и фонаря «в виде звонницы».

http://pravenc.ru/text/2561684.html

Крюково (Старая Уситва). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1400 - 1600. Год утраты:1942 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Россия, Псковская область, Палкинский район, село Крюково. Координаты: 57.464802, 28.185492 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На правом берегу реки Великой в погосте Старая Уситва Палкинского района Псковской области до 1942 г. стояла церковь Рождества Богородицы, окруженная небольшим кладбищем. В 1942 г. она была разрушена немецкими частями, а в настоящее время на месте церкви возвышается заросший холм высотой до 3 м. Впервые внимание исследователей церковь привлекла в 1910-х гг. в связи с ее намечавшимся ремонтом. В результате оживленной переписки прихода с Археологической комиссией появилось несколько статей, сообщавших о церкви, осмотренной П.П. Покрышкиным, о возможностях ее ремонта и тех небольших археологических работах, которые были произведены для выяснения характера фундамента. Церковь была отнесена к XV—XVI вв. В 1920-х гг. памятник осматривал К.К. Романов, составивший его план. После разрушения церковь была забыта исследователями. Наши поиски в фототеке ГНИМА, архиве и фотоархиве ЛОИА СССР выявили план храма, составленный К.К. Романовым, дело Археологической Комиссии, содержащее важные сведения о церкви, и ее схематический разрез, а также серию фотографий, позволяющих исследовать архитектуру памятника. Впервые о церкви в Уситве сообщает 3-я Псковская летопись под 1471 годом: " В лето 6978... Тако же тоа молнию тоа же сутра зажже церковь в Сушистве деревяноу, святей богородицы, иконы и книги вся вымыкаше, а церковь вся до света згоре " . В том же 1471 г. летопись сообщает о постройке, видимо в камне (употребляется форма " ставити " ), не только церкви на старом месте, но и церкви вновь образованного погоста Новая Уситва на левом берегу Великой: " начаша ставити на сей стороне церковь, а на другой —другую " . Церковь в Старой Уситве неоднократно подвергалась перестройкам и переделкам. В 1684 г. (по сведениям К.К. Романова) с юга был пристроен Никольский придел, позднее перестроенный в формах позднего барокко, как и трапезная храма. Колокольня церкви сооружена в начале XIX в. Во время переделок была изменена первоначальная пофронтонная кровля, для устройства четырехскатной были надложены углы.

http://sobory.ru/article/?object=38980

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Массандре (Ялта, Крым) Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Массандре (Ялта, Крым) Представление о художественном вкусе имп. четы совпадало с творческими устремлениями М., высочайшая благосклонность способствовала тому, что архитектор получил заказ на строительство Никольской ц. для санатория больных туберкулезом нижних чинов и офицеров Российского имп. флота в Массандре близ Ялты. В качестве одного из прототипов М. использовал образ Успенской ц. в Гдове. В окончательном варианте проекта (1914) храм в духе новгородской архитектуры XIV в. расположился на искусственной террасе, его дополняли отдельно стоящая звонница псковского типа, дом священника и сторожка. Во время первой мировой войны санаторий использовался как лазарет, что, с одной стороны, ускорило строительство церкви, с другой - привело к изменениям в проекте: добавили теплую паперть; вместе с тем дом священника так и не был построен. Расцвет творчества М. пришелся на 10-е гг. XX в., революция поломала карьеру М. В отличие от учителей М., Щусева и Покровского, большая часть его проектов осталась лишь на бумаге, а его имя на долгое время было забыто историками архитектуры. М. был одним из первых в России мастеров архитектурной фотосъемки, а эскизы его проектов демонстрируют талант архитектурной графики (фотографии и графика М. хранятся в архиве музея-заповедника «Царское Село» и фототеке ГНИМА). Характерной особенностью храмов, спроектированных М., является наличие подземного яруса с «пещерной» церковью-криптой. Постройки М. демонстрируют стремление не только расширить круг архитектурных прототипов и включить в него популярные среди архитекторов ретроспективизма церкви Центр. и Сев. России, но и учитывать черты местного зодчества. Напр., выполненный М. проект перестройки католич. храма в Вишневце Волынской губ. был сочтен Синодом слишком «католическим» и отвергнут: М. излишне бережно подошел к его архитектурным формам и предложил вост. башни портала использовать в качестве колоколен, возвести над средокрестием аналогичную башню и завершить эти башни узкими фигурными шатрами, напоминавшими шпили (ИИАК. 1912. Вып. 44. С. 68-69).

http://pravenc.ru/text/2561684.html

В 1922 году из храма было вывезено 17 пудов 8 фунтов золотых и серебряных. Пострадал и настоятель храма, протоиерей Виктор Кедров. В том же 1922 году он был осуждён на I процессе московского духовенства и мирян и приговорён к пяти годам лишения свободы. 1929 год – храм впервые попытались закрыть, о чём отрапортовал журнал «Деревенский безбожник»: «В Москве, по Каляевской улице, закрывается церковь Николы». Несмотря на это сообщение, церковь устояла и ещё семь лет действовала. В 1930 году Моссовет планировал снос церкви Святителя Николая на Каляевской улице для освобождения площадки по запросу Химико-технологического института. 1934 год – храм попал в руки обновленцам, которые перешли сюда после закрытия принадлежавшего им храма святых Петра и Павла на Басманной улице во главе со своим лидером – «митрополитом» Александром Введенским. 1936 год – Никольский храм был закрыт и приспособлен для конторских нужд Треста строительства набережных. В этом же году Моссовет распорядился устроить в храме Центральный антирелигиозный музей. В 1936 – 1937 годах здание церкви было перестроено под Центральный антирелигиозный музей, который ранее размещался в Страстном монастыре, предназначенном под снос. При перестройке восточная часть церкви вошла в новое пятиэтажное здание, алтарные выступы храма и приделов сохранялись в уровне подвала. К трапезной с приделами и колокольне пристроены современные объемы лестниц. Внутри пятиэтажной части комплекса сохранились некоторые части старого храмового здания (например, пол, выложенный метлахской плиткой) и даже несущие элементы (два столпа). Проект перестройки был выполнен архитекторами архитектурно-планировочной мастерской 3 Отдела проектирования Моссовета. Предположительно, автором проекта был архитектор, инженер-строитель Соколов Константин Михайлович, чья подпись имеется на чертежах. Внутренние помещения были разделены новым перекрытием на два этажа. По проекту виден характер работ и степень сохранности стен церкви в реконструируемом здании. Тогда же были выполнены проекты проведения водопровода, канализации, отопления и вентиляции реконструированного здания Центрального антирелигиозного музея. В ГНИМА им. А.В.Щусева сохранились обмерные чертежи окон храма с наличниками в виде затейливых завитков, включенных в дореволюционную подборку уникальных архитектурных деталей. В фототеке музея имеется большая подборка фотографий 1920-х гг., зафиксировавших как детали фасадов, так и виды интерьера храма.

http://sobory.ru/article/?object=27237

Судя по тексту обращения инициатором духового отопления в Воскресенской церкви был церковный староста Павел Александрович Коврайский (титулярный советник). Вероятно он был местным землевладельцем и жил в собственном доме в Москве по С. Петербургскому шоссе (Ленинградский проспект, 21). Консистория приводит сведения клировой ведомости о постройке храма в 1778 г. подполковником П.И. Полибиным «зданием каменная с таковою ж в ней ветхой колокольней». МАО просила Консисторию доставить в Общество фотографию внешнего вида церкви села Мерзлова. В архивном деле этой фотографии нет. Так же ее нет в делах Императорской археологическо комиссии в СПб. Возможно, что существующий отпечаток этой фотографии представлен в собрании фототеки ГНИМА им. А.В. Щусева (общий вид церкви с северо-западной стороны). На ней показа объем церкви с трапезной и трехъярусной колокольней. Грань колокольни к сожалению закрыта деревом. В своем отношении от 5 ноября 1908 г. МАО уведомило Консисторию, что «к устройству духового отопления в селе Мерзлом со стороны Общества препятствий не встречается». В августе 1912 г. причт Воскресенской церкви села Мерзлова священник Платон Преображенский и псаломщик Николай Преображенский докладывали в консисторию об отведении для участка земли «вне селения» под новое приходское кладбище, что и было разрешено губернскими властями в декабре 1912 г. В начале XX столетия церковь Обновления храма Воскресения Христова в селе Мерзлово входило в состав IV благочиннического округа церквей Клинского уезда Московской епархии. Из страховой карточки Воскресенской церкви села Мерзлова 1910 г. следует, что страховались здания: церкви, церковного сарая, дома священника с сараем. В 1911 г. ветхие дом священника и сарай были разобраны и выстроены вновь, поэтому была увеличена страховая премия на новые строения. В страховую карточку Знаменской церкви села Рыгина входили постройки самой церкви и деревянной сторожки. Сохранилось описание Воскресенской церкви в селе Мерзлове 4-го округа Клинского уезда Московской епархии, выполненное для Хозяйственного управления Св.

http://sobory.ru/article/?object=20969

В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича , возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху. Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).

http://pravenc.ru/text/2578610.html

  001     002    003    004    005    006