Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Гребневская икона Божией Матери в иконостасе Гребневской ц. Фотография. 20-е гг. XX в. (ГНИМА) Рассказ о поднесении образа вел. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы близок к преданию о происхождении Донской иконы, к-рая, согласно сказанию кон. XVII в., была подарена тому же князю донскими казаками (в этом отношении сказание о Г. и. аналогично позднейшему сообщению о перенесении в 1395 г. в Москву Боголюбской иконы Божией Матери , «повторявшему» соответствующий эпизод истории Владимирской иконы Божией Матери ). Возможно, сказание о Г. и. по неизвестным ныне причинам повторяет сказание о Донской иконе, в к-ром получило развитие более раннее предание о связи этого образа с Куликовской битвой. Первоначальный смысл именования иконы «Гребневская», к-рое, как и название Донской иконы, было зафиксировано еще во 2-й пол. XVI в., неизвестен; по аналогии с названием «Донская» к кон. XVII в. оно могло быть истолковано как указание на связь иконы с гребенскими казаками и событиями времени вел. кн. Димитрия Донского. Из сказания известно о принадлежности иконы московскому великокняжескому дому и ее связи с походом на Новгород в 1471 г., поэтому нельзя исключить ее московского или новгородского происхождения. В пользу последней версии свидетельствуют иконографическое сходство чудотворного образа с нек-рыми новгородскими иконами Божией Матери, в т. ч. с вывезенной в Москву при Иоанне IV Гефсиманской (Иерусалимской) иконой Божией Матери , а также встречающиеся в лит-ре сведения об основании ц. Успения на Бору новгородцами и предположение о новгородском происхождении топонима «Лубянка». Однако замечание Н. П. Кондакова о том, что после раскрытия в 1917 г. Г. и. «оказалась прямо итало-критского письма» ( Кондаков. Рус. икона. 1933. Примеч. 1. С. 208),), позволяет предположить, что это могла быть греч. икона, попавшая в Москву после приезда Софьи Палеолог и переданная Иоанном III в храм на Лубянке.

http://pravenc.ru/text/166423.html

Казанская церковь в усадьбе Ярополец. Ок. 1780–1798 гг. Архитекторы В. И. Баженов (?), К. Н. Бланк. Фотография. 2015 г.MO/MO_1197.tif Казанская церковь в усадьбе Ярополец. Ок. 1780–1798 гг. Архитекторы В. И. Баженов (?), К. Н. Бланк. Фотография. 2015 г.MO/MO_1197.tif Эпоха рубежа XVIII и XIX вв. была пронизана духом эксперимента и породила в храмовом зодчестве Подмосковья разнообразие причудливых форм и композиций. Большинство новаторских архитектурных решений было связано с усадебным строительством. Проект Казанской ц. в усадьбе Ярополец Чернышёвых Волоколамского р-на (ок. 1780-1798, архитекторы В. И. Баженов (?), Бланк, заказчик З. Г. Чернышёв) с 2 симметричными купольными объемами храма и усыпальницы, объединенными средним притвором с 4-колонным портиком, ориентированным по оси главного дома, возможно, был выполнен самим заказчиком (ГНИМА. Р-I-12296/79, Р-I-12296/80; Чекмарев. 2001). Необычная 2-купольная композиция храма имеет аналоги в европ. архитектуре: парные римские храмы на Пьяцца-дель-Пополо (1662-1667); алтарный фасад рим. ц. Санта-Мария-Маджоре (1673, архит. К. Райнальди); парные корпуса дворца в Потсдаме и парные кирхи на пл. Жандарменмаркт в Берлине и др.; единственный аналог-реплика в России - ц. Успения в Б. Болдине Нижегородской обл. (1791). Продолжали развиваться разнообразные центрические композиции, но доминирующим типом приходского сельского и усадебного храма постепенно стал симметричный продольный 3-частный. Среди новых необычных типов храмов стали популярными церкви с 2 колокольнями на фасаде. Непривычная для России иконография была связана с образом Троицкого собора Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1776-1790, архит. И. Е. Старов), перестройка которого наподобие базилики св. Петра в Риме с большим тамбурным куполом и 2 колокольнями была архитектурным манифестом имп. Екатерины II, зримо воплотившим преемственность замыслов Петра I ( Чекмарев. 2006; Он же. 2007). Одной из первых появилась ц. Св. Троицы в усадьбе Троицкое-Кайнарджи (Фенино; ныне в черте г. Балашиха; 1778-1784, архит. Бланк, заказчик П. А. Румянцев-Задунайский). Продольная 3-частная крестообразная композиция с купольным четвериком со скругленными углами выглядит отголоском барокко. Проект великолепного зап. фасада c двумя 3-ярусными колокольнями, увенчанными фигурами ангелов, был скомпилирован из проекта костела вмц. Екатерины на Невском проспекте в С.-Петербурге (1761, архит. Ж. Б. М. Валлен-Деламот) и ряда др. источников, в т. ч. из трактата Поццо ( Pozzo. 1709). В результате вместо фигур ангелов были сделаны шпили на башнях (ГНИМА. Р-I-12296/8, Р-I-12296/12, Р-I-12296/17).

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В 1920 году монастырь был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919 - 1924 годах в монастыре располагалась колония беспризорников. В 1929 - 1937 годах часть зданий монастыря занимал дом отдыха московского " Электрозавода " им. В. В. Куйбышева. В 1930-40-х годах Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и монастырь. С 1937 года проводилась фиксация монастыря, составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески. В 1939 - 1940 годах в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с декабря 1939 по сентябрь 1940 года. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 году изготовили модель " Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII веков " . В 1930-х  были снесены все постройки монастыря. В конце 1940 года каскад плотин был введен в строй. Библиотека и ризница монастыря, некоторые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Некоторые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

http://drevo-info.ru/articles/13680072.h...

Ремесленников, резчиков, каменщиков и иконописцев из М. К. м. приглашали в др. мон-ри, в т. ч. они работали в тверском в честь Преображения Господня соборе. В XVII в. мастер Мокеев строил церкви в Новоторжском во имя святых князей Бориса и Глеба и Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рях. 1920-2016 гг. В 1920 г. М. К. м. был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 гг. в мон-ре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 гг. часть зданий мон-ря занимал дом отдыха московского «Электрозавода» им. В. В. Куйбышева. В 30-40-х гг. XX в. Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и мон-рь. С 1937 г. проводилась фиксация М. К. м., составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески. Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г. Троицкий собор. Чертеж-реконструкция на XVI в. А. М. Харламовой. Акварель. 1940 г. В 1939-1940 гг. в мон-ре работала экспедиция музея архитектуры Академии архитектуры СССР во главе с П. И. Юкиным. Обмер собора и трапезной (наиболее значимых памятников) проходил с дек. 1939 по сент. 1940 г. В группу сотрудников Академии архитектуры вошли В. А. Каульбарс, А. М. Харламова, И. Г. Шульман, Л. К. Любимов и другие. Реставратор Юкин осуществлял работы по снятию и сохранению фресок. И. И. Леонидов (архитектор-конструктивист, один из наиболее ярких представителей авангардизма) и М. Чалый в 1940 г. изготовили модель «Калязинский монастырь - архитектурный памятник XVI-XVII вв.». В 30-х гг. XX в. были снесены все постройки мон-ря. В кон. 1940 г. каскад плотин был введен в строй. Б-ка и ризница мон-ря, нек-рые скульптурные фрагменты, росписи и чертежи были переданы в фонды Калининского (Тверского) гос. объединенного историко-архитектурного и литературного музея и его Калязинского филиала. Об архитектурном ансамбле дают представление материалы фондов ГНИМА им. А. В. Щусева (макет Троицкого собора, трапезной, данные обмеров построек), туда переданы 150 кв. м фресок Троицкого собора (более 100 фрагментов). Там же - материалы по исследованию, обмерам и изъятию архитектурных фрагментов и фресок (1940). Также часть фресок, снятых со стен Троицкого собора, хранится в собраниях ГИМ, ГРМ, ГНИМА, ТОГК, Калязинского историко-краеведческого музея. Нек-рые иконы вошли в фонд Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке в Москве; трапезная и колокольня 1783-1791 гг.). Большинство храмов этой группы близки к проектам из т. н. Смешанного альбома церквей М. Ф. Казакова, типа ц. св. Иоанна Предтечи в Белозерске (1810; Выголов В. П. Неизв. постройка В. И. Баженова в Белозерске//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства. М., 1983. [Вып. 2]. С. 131-156; Гуляницкий Н. Ф. Собр. чертежей храмов в «Смешанном» альбоме М. Ф. Казакова//М. Ф. Казаков и архитектура классицизма. М., 1996. С. 50-57; Он же. Скорбященская ц. в Москве и особенности храмостроения в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова//Там же. С. 58-68; Шорбан Е. А. Неизв. памятник московской архит. школы кон. XVIII в.- церковь с. Растворово в Калужской губ.//Памятники рус. архитектуры и монумент. искусства. М., 2010. Вып. 8: XII-XX вв. С. 465-483). Одной из первых в этой группе храмов, вероятно, была скромная ц. Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в Щеглятьеве (городской окр. Домодедово; 1779-1783, заказ С. А. Дубенского) с низкими алтарем и трапезной, примыкающими к двусветной ротонде, украшенной пилястрами. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в Щеглятьеве. 1779–1783 гг. Фотография. 2010 г. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в Щеглятьеве. 1779–1783 гг. Фотография. 2010 г. Двусветные ротонды, окруженные неполной круговой колоннадой, развивают образ ц. Вознесения Господня на Гороховом поле в Москве (1788-1793, архит. М. Ф. Казаков (?); ГНИМА. Р-I-12296/69), а также тему проектов из «Смешанного альбома» (ГНИМА. Р-I-12296/22, Р-I-12296/30): ц. Св. Троицы в Константинове Воскресенского р-на (1797, заказчица П. В. Мелиссино) без алтарного выступа, с белокаменными колоннами нижнего яруса ротонды, полуколоннами верхнего и 3-нефной трапезной, и Покровская ц. в Хомутове в черте г. Щёлкова (1800-1856) с низкой полуротондой алтаря. Лапидарная по архитектуре ц. Св. Троицы в Ивашеве Ногинского р-на (1815, заказчица Е.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Популярна была серия образцовых проектов А. Г. Григорьева (ГИМ. 27789/Р-2800, Р-2985, Р-3019, 42949/Р-3062, 42949/Р-2059; ГНИМА. P-I-9821, P-I-1649, P-I-605, P-I-2651, P-I-2762, P-I-2763, P-I-2765), близких к образу Троицкого собора Данилова мон-ря в Москве (1833-1838, архит. Бове), в которых он разрабатывал тему объемного кубического четверика с крупной купольной ротондой наверху (иногда с малыми главами по углам) и низкими дорическими портиками на гладких фасадах, усиливающими титанический масштаб постройки ( Чекмарев. 2014). Часто такой 5-главый четверик включался в 3-частную композицию с длинной трапезной и ярусной колокольней: Успенский собор в Кашире (1829-1832, заказчик купец С. Л. Лепёшкин); Успенская ц. в Подсосине Сергиево-Посадского р-на (1825-1827, заказчица Е. А. Арсеньева; колокольня не сохр.); Вознесенская ц. в Раменье Дмитровского района (1837-1842). Иногда композиция была более центрирована, как в однокупольной ц. арх. Михаила в Михайловском (городской окр. Домодедово; 1816-1822, заказчица гр. А. А. Орлова) в виде 4-столпного четверика с колокольней. С именем А. Г. Григорьева связаны редкие храмы «иже под колоколы»: центрично-осевая ц. Св. Троицы в усадьбе Ершово Одинцовского р-на (1826-1828, архит. Григорьев, заказчик В. Д. Олсуфьев; взорвана в 1941, воссоздана в кон. XX в.) в виде четверика с 2 экседрами под ротондой звонов (ГИМ. 42949/Р-2876, Р-3002, Р-3049, 27789; ГНИМА. P-I-2612, P-I-6787, P-I-9820; Фотофонд. V-38835) и центрическая квадратная ц. Воздвижения Креста Господня в Воздвиженском Сергиево-Посадского р-на (проект 1834 Григорьева (?); 1838-1847, архит. Д. Ф. Борисов, заказчица А. И. Муханова). Долго строившаяся монументальная Никольская церковь-колокольня в усадьбе Гребнево Щёлковского р-на (1817-1823, архитекторы И. И. Ольделли, Н. И. Дерюгин; проект А. Н. Воронихина (?); интерьер Жилярди) имеет сложный 8-гранный план с портиками по странам света и круглый ярус звона, увенчанный купольным барабаном с главкой. В др. серии проектов разрабатывался тип 5-главого храма (наподобие Покровского собора в Хотьковском мон-ре) с основой в виде ротонды на четверике, с портиками-лоджиями и длинной трапезной, где 2 малые главы поставлены над боковыми квадратными алтарями четверика, а 2 - над алтарями приделов трапезной: собор Св. Троицы в Подольске (1819-1832, школа Бове); Успенская ц. в Закубежье Сергиево-Посадского района (1833), реплика Хотьковского собора; Воскресенская ц. в Ильинском Погосте Орехово-Зуевского р-на (1822-1833); аналогичны ей, но без пятиглавия, Никольская ц. в Б. Дубне (1839, заказчик А. П. Хметевский), Успенская ц. в дер. Войново-Гора (1835-1838) и Успенская ц. в Красном (ок. 1850, заказчик Л. А. Кознов) Орехово-Зуевского р-на.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Зап. фасад Гребневской ц. с фресковым изображением Гребневской иконы Божией Матери. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГНИМА) Зап. фасад Гребневской ц. с фресковым изображением Гребневской иконы Божией Матери. Фотография. 30-е гг. XX в. (ГНИМА) Несмотря на активизацию почитания Г. и. в нач. XVIII в., оно, по-видимому, имело преимущественно местный, московский характер. В сб. «Солнце пресветлое» Моховиков приводит малоизвестную дату явления иконы - 21 авг. (повторена в Клинцовском иконописном подлиннике XVIII в.) и следующий текст: «...и многа чюдеса творит и в нынешняя роды, потребляя иконоборную ересь, яко паучинныя сети зле растерзая», отмечая, что «назади честныя иконы подпись сия списана подлинно». Списков Г. и. XVIII-XIX вв. известно крайне мало, напр. икона сер.- 2-й пол. XVIII в. из ц. во имя сщмч. Мирона при лейб-гвардии Егерском полку в С.-Петербурге (ГРМ); такая же икона, очевидно выполненная в той же мастерской (находится в частном собр.), является мерным списком чудотворного образа (53,5×40,5 см); на ее нижнем поле помещено клеймо с надписью: «Истинное изображение и мера чюдотворные иконы Пресвятыя Богородицы именуемыя Гребневския которая от многих лет в стране гребневских казаков чюдесы просияваше и в лето 6989 правильно - 1380] благоверному и великому князю Димитрию Иоанновичю Московскому возвращающемуся с победою с брани царя Ордынского Мамая яко многоценный дар от вышереченных казаков поднесенныя иже и ныне приходящым с верою чюдеса изливает». С XVIII в. Г. и. иногда встречается в произведениях с изображениями свода чудотворных икон Божией Матери - на гравюрах ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 484. 218) и на иконах: 1722 г. работы Ивана Дорофеева (частное собр.; Комашко Н. И. Рус. икона XVIII в.: Альб. М., 2006. Кат. 10), кон. XVIII в. из Благовещенской ц. в Череповце (ЧерМО) и сер. XIX в. из частного собр. за рубежом; в 2 последних случаях Г. и. показана в «зеркальном» варианте ( Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 202-203; Bentchev I. , Haustein-Bartsch E. Muttergottesikonen. Recklinghausen, 2000. Taf. 2). Известна литография «Изображение чудотворныя иконы Гребневския Божией Матери», изданная в Москве в 1865 г. (РГБ; опубл.: Москва православная. С. 547), на к-рой икона представлена в сплошном окладе с шитым убрусом и камнями. Как и др. рус. чудотворные иконы Божией Матери, Г. и. была представлена в росписи храма Христа Спасителя.

http://pravenc.ru/text/166423.html

123 Описание Тобольского наместничества (составлено в 1790 г.). Новосибирск, 1982. С. 150–153: «Город Туринск основан был в 1600 году и в просторечии долго назывался Епанчин (по имени бывшего татарского князька Епанчи). Населен город купцами, мещанами, крестьянами, отчасти чиновными служилыми людьми и малым числом польских конфедератов, калмыками, бухарцами, пребывающими в православной вере греческого исповедания. Жителей в городе около трех с половиной тысяч человек. Купечество города промышляло торговлей шелковыми и другими разными товарами, которые покупались или выменивались на мягкую рухлядь во время Ирбитской ярмарки, что в 65 верстах от Туринска. Ремесла и рукоделия в городе – портное, сапожное, чеботное, малярное, серебряное, медное, кузнечное, плотничное, иконописное, кирпичное, кожевенное – и все не в великом количестве. Город расположен на правом берегу реки Туры, частью на низком месте, частью на увале. Река Тура с восточной стороны окружает город; с северной – речка Ялымка [Ялымовка, Ялышка]; с западной – ров, через который мост к Верхотурской большой дороге; с юга – пахотная земля, разделенная речкой Лахомовкой. Город делится этой речкой на городскую и ямскую части. В восточной стороне увал же вышел от речки 12-ти сажен, на котором состоит заштатный мужской монастырь, где каменная с колокольней церковь , ограда монастырская и келии деревянные, и сие по увалу от городского строения отделяется глубокою рытвиною, которая прошла и под увалом, и низким местом оканчивается у реки». Все эти подробности расположения монастыря в городе Туринске хорошо видны на генеральном плане 1797 года (РГВИА) и на гравюре 1733 года по рисунку М. И. Махаева (ГНИМА) – см. в кн.: Градостроительство Московского государства XVI– XVII веков. Подред. Н. Ф. Гуляницкого. М., 1994. С. 105. 124 Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. 9–10. С. 208, 214. 125 ТФ ГАТО. Ф. 156 (1825 г.), д. 279, л. 33, 3 5 –3 6 . Денежные обязательства, подписанные 14 марта 1821 г. О земельных вопросах, решаемых в Синоде, см.: РГИА. Ф. 797, оп. 2, д. 7918, л. 2 5 –4 4 , 5 5 –5 7 , 7 2 –8 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Интерьер Казанского собора. Сер. XIX в. Худож. Л. Премацци (ГЭ) Интерьер Казанского собора. Сер. XIX в. Худож. Л. Премацци (ГЭ) В день освящения собора гр. Строганов преподнес дарохранительницу на главный престол в виде небольшого храма в стиле ампир с 16 колоннами, выполненную в 1805-1809 гг. из уральских самоцветов по проекту Воронихина (ГНИМА), художники Д. И. Евреинов, П. Иванов, скульптор П. П. Соколов (ныне на главном престоле собора, на хранении в ГМИР). Строганов подарил также потир и дискос, украшенные платиной (Евреинов, ГМИР). В 1826 г. по завещанию канцлера гр. Н. П. Румянцева в собор был вложен золотой литургический набор. В 1883-1890 гг. на средства прихожан по рисунку архит. Н. В. Набокова ювелир А. Я. Соколов (он же в 1892 реставрировал серебряную облицовку иконостасов) изготовил гробницу для соборной плащаницы, семисвечник и чеканные хоругви, серебряное облачение престола, к-рые были украшены пожертвованными имп. Александром III крестом из ляпис-лазури в золотом сиянии на лицевой стороне и поддерживающими верхнюю доску 8 колоннами из калганской яшмы. На престоле были написаны тексты из Пс 44 и 46, молитвы и синодик (престол не сохр.) (Краткие сведения об устройстве среброкованной одежды на главный престол Казанского собора в С.-Петербург. СПб., 1886; Новая среброкованная одежда на престол главного алтаря Казанского собора//ЦВ. 1886. 43. С. 680). 10 февр. 1890 г. прот. А. Лебедевым был освящен памятный кипарисовый крест, сделанный в Афонском Пантелеимоновом мон-ре в память спасения имп. Александра III и его семьи при крушении поезда в Борках. В честь того же события архит. Н. Н. Никонов для собора спроектировал Распятие, с предстоящими Богородицей и ап. Иоанном Богословом (худож. В. В. Васильев) (Торжество освящения креста в С.-Петербургском Казанском соборе//Рус. паломник. 1890. 12. С. 143). 11 апр. 1914 г. прот. сщмч. Философом Орнатским с собором духовенства в Антониево-Феодосиевском приделе были освящены серебряный престол стоимостью 6 тыс. р. и мраморный жертвенник (Освящение престола и жертвенника в Казанском соборе//Изв. по С.-Петербургской епархии. 1914. 8. С. 12-13). Церковная жизнь и памятные богослужения

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова с трапезной Антониева Краснохолмского монастыря. Вид юго-восточного фасада. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА Дмитрий Волохов 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Благодаря царским щедротам, в 1587 году было предпринято заготовление материалов на постройку трапезной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В устроении этой церкви принял участие своими деньгами живший в монастыре и постриженный с именем Феодорита, боярин Федор Васильевич Шереметев (сын Василия Андреевича, в монашестве Вассиана, и брат Ивана Васильевича Шереметева). Он пожертвовал: Евангелие напрестольное с серебряным окладом на верхней доске, позолоченным и с литыми изображениями херувимов; богослужебные сосуды. В 1594 году Евангелие и сосуды были отобраны в царскую казну «по известиям» его родного племянника Петра Никитича Шереметева, и только в сентябре 1605 года Лжедмитрий I пожаловал их обратно в монастырь. Около 1592 года строительство церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы было окончено. Она была построена вместо трапезной церкви Димитрия Солунского, тоже с ризными службами. Белый камень для фундамента и извести ломали на Мологе своими монастырскими ломами, клиньями жолнами, которые сделаны были в Устюжине. Церковь была теплая, двухэтажная, длиной с прлукружием для алтаря 14 сажень (около 29 м), шириной 6 сажень (около 13 м), толщина стен 2,5 аршина (около 180 см) Длина собственно храма с алтарем, где могли проходить богослужения, составляла всего 4 сажени (около 8 м 64 см). Остальное пространство занимала трапеза, келарская с двумя хлебными чуланами и паперть. Внизу помещались: хлебня и хлебодарня, под папертью - погреб и палатка, где пекли просфоры, под лестницей - тюрьма. В XIX веке церковь подверглась некоторой перестройке.  Источник: сайт Краснохолмского Николаевского Антониева Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07652

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010