Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРНОСТАЕВ Иван Иванович (11.12.1821, Тамбовская губ.- 30.11.1874, С.-Петербург), архит.-худож., археолог, исследователь древнерус. зодчества. Внук крепостного мастерового, дослужившегося до главного управляющего Выксунскими металлургическими заводами, И. Р. Баташёва; сын Ивана Максимовича Горностаева (1790-1840), предположительно управляющего в имении Шепелева, к концу жизни - сотрудника «Отечественных записок» П. П. Свиньина; племянник А. М. Горностаева и архит. Царскосельского дворцового правления Василия Максимовича Горностаева (1795-1856). Приблизительно с 1826 г. семья жила в С.-Петербурге, где Г. окончил с отличием 3-ю гимназию. В 1842-1846 гг. в качестве вольноприходящего ученика занимался в архитектурном классе АХ под рук. А. П. Брюллова. Награжден серебряными медалями: в 1844 г.- 2-й; в 1845 г.- 1-й; в 1846 г. получил звание неклассного художника и чин 14-го класса. С 1846 по 1851 г. на собственные средства, изучив неск. языков, совершил путешествие по Италии, Греции, Турции, Палестине, Египту, Франции и Германии для ознакомления с памятниками античности и средневековья (в нек-рых местах был первым из рус. архитекторов) и лит-рой по истории зодчества. По возвращении в С.-Петербург в 1851 г. занялся частной практикой. В 1854 г. был удостоен звания академика архитектуры за проект «Почтамт в столичном городе». Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Усть-Медведицком мон-ре в г. Серафимович. 1874-1885 гг. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Усть-Медведицком мон-ре в г. Серафимович. 1874-1885 гг. Г. являлся членом Общества поощрения художеств, Московского архитектурного об-ва, РАО (с 1861), по поручению к-рого производил историко-археологические изыскания, прежде всего церковного зодчества в Новгородской и Псковской губерниях (1858-1859, с П. И. Савваитовым; в 1868 исправлял древние крепостные стены), в ряде зап. губерний (1864, с Д. М. Струковым) (часть рисунков и обмеров хранится в ГНИМА). Был известен как рисовальщик и акварелист: в 1860 г. за поднесенный имп. Марии Александровне альбом рисунков получил в награду бриллиантовый перстень, за «рисунки древних зданий» был удостоен Большой золотой медали на Московской политехнической выставке (1872).

http://pravenc.ru/text/166235.html

В авг.-сент. 1917 г. Г. и., очевидно по инициативе клира и прихожан Гребневского храма, расчищалась Г. О. Чириковым под наблюдением Кондакова и П. П. Покрышкина (акт о расчистке опубл.: Вопросы реставрации. Пг., 1918. Вып. 19. С. 191-192. (Изв. Гос. археол. комис.; 66)). При осмотре иконы 7 авг. на ней был обнаружен слой записи, датированный 1-й пол. XVII в. (временем царя Михаила Феодоровича). К 24 сент. была расчищена древняя живопись, имевшая хорошую сохранность. После завершения реставрации икона атрибутирована как произведение 2-й пол. XVI в., посредственная копия с хорошего оригинала, вероятно большего размера (вывод был сделан на основании того, что поля иконы «резали» изображение). Образ был написан на тонкой доске, дублированной сзади доской из кипариса. «Богоматерь Гребневская». Пелена. 1657 г. (ГИМ) «Богоматерь Гребневская». Пелена. 1657 г. (ГИМ) Чудотворная икона, по-видимому, находилась в Гребневском храме до 30-х гг. XX в. (в этот период храм принадлежал обновленцам). На фотографии того времени (ГНИМА) видно, что икона стояла в правой части местного ряда иконостаса, между образом Спасителя на престоле и храмовой иконой Успения Божией Матери; в качестве кивория Г. и. использовалась надпрестольная сень XVII в. Образ имел скромный оклад, закрывавший лишь фон и поля, и был вставлен в раму с клеймами. Хотя предание связывало создание рамы со сценами Акафиста с именем Иоанна III, судя по фотографии, она была исполнена не ранее XVIII в. Впрочем, размеры сохранившейся пелены Г. и. 1657 г. (86×68 см; ныне в ГИМ, передана в 1886 г. из Гребневской ц.: ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Ед. хр. 53. Л. 75 об.) позволяют предположить, что какая-то рама существовала уже в сер. XVII в. Сведения о судьбе Г. и. после закрытия и разрушения Гребневской церкви на Лубянке в 1933-1935 гг. отсутствуют. Нек-рые произведения из храма попали в собрания ГТГ и ГМЗК «Коломенское», однако, насколько известно, среди них нет иконы, к-рую можно было бы отождествить с чудотворным образом. Исчезновение иконы не позволяет сделать выводы о времени ее создания и проверить сведения о чудесном спасении образа во время пожаров 1617 и 1687 гг. Почитание

http://pravenc.ru/text/166423.html

Описание иконы Волоколамская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " О Волоколамском образе Божией Матери известно, что прославление его последовало 3 марта 1677 года, и с тех пор он сделался источником многих чудес. Преподобный Иосиф (скон. 9 сент. 1515 года), основатель известного Иосифова Волоколамского монастыря, привез его из Москвы в свой монастырь, от имени которого чудотворный образ Богоматери и получил наименование Волоколамского. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: " Богоматерь Владимирская-Волокаламская " с приписными свв. князем Михаилом Тверским и пророком Илией . Дерево, левкас, сусальное золото (двойник), темпера. Россия, северные губернии, конец XVII в. Файл 13654.jpg:   Размер: 779x900, 0.7 MPix, 1007 Kb. Дата: 2011-09-26, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (441) , (39) . Описание: Список с Чудотворного Образа Пресвятой Богородицы Волоколамской исполнен для Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря в лето от Рождества Христова 2007. Фомин С.И., Москва. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь, Волоколамский район Московской области. Файл 29711.jpg:   Размер: 708x1024, 0.72 MPix, 241 Kb. Дата: 2017-09-12, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (169) , (15) . Описание: Богоматерь Владимирская Волоколамская. Период создания: Начало XVII в. (?) Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Размер: 31,2х27,6 см. Место создания: Россия, Ярославская обл., г. Ярославль. Номер в Госкаталоге: 27076681. Номер по КП (ГИК): ГИМ 54627/835. Инвентарный номер: И VIII 4828. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный исторический музей " . Файл 35390.jpg:   Размер: 614x689, 0.42 MPix, 172 Kb. Дата: 2021-01-18, анонимно. Рейтинг изображения: 11 (60) , (3) . Описание: Икона Божией Матери «Умиление» с житием. Иосифо-Волоколамский монастырь. с. Теряево. Общий вид. Москва. Фотограф П.К.Остроумов Период создания: 1909 г. Материал, техника: фотобумага, отпечаток коллодионовый (?) Размер: 27,0х20,6 см Место создания: — Номер в Госкаталоге: 33615156 Номер по КП (ГИК): ГНИМА ОФ-1714/316 Инвентарный номер: Р XI-8283/19 Внешняя ссылка: — Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный научно-исследовате[...]

http://pravicon.com/icon-66

Начиная с XVII в. в большинстве районов М. откладывался мощный пласт с сохранными остатками улиц, домов, мастерских, храмов, кладбищ, что позволяет восстановить систему застройки. Она яснее открывается в XVII - кон. XIX в., но и для XV-XVI вв. есть точки отсчета (бревенчатые мостовые Зарядья, Тверской и Моховой улиц, размещение и ориентировка отдельных зданий Обжорного и Лоскутного переулков). Важнейшие объекты для развития археологических знаний о М.- городские мон-ри. Археология 80-х гг. XX в. еще не воспринимала их остатки как заслуживающий внимания объект истории культуры. Так, знаменитое в прошлом кладбище Данилова мон-ря, на котором в XVIII-XIX вв. хоронили в первую очередь братию и священство, выдающихся деятелей Церкви, рус. науки и искусства, военных и купцов, представлялось невозможным восстановить, но археологические работы (2003-2008) по заказу властей монастыря (патриаршего наместника Алексия (Поликарпова), игум. Иннокентия (Ольхового)) позволили организовать поиск наиболее значимых исторических погребений. Были восстановлены список погребенных и общая топография на основе фотоархива А. Т. Лебедева 1927-1928 гг. (ГНИМА им. А. С. Щусева) и других материалов. После этого удалось открыть хорошо сохранившееся погребение архиеп. Никифора Феотокиса (1731-1800), теолога и духовного просветителя, установить место могилы русского писателя Н. В. Гоголя (вскрыта в мае 1931 для перенесения его праха на Новодевичье кладбище) и восстановить подробный план некрополя XVIII-XIX вв. Некрополи синодального периода и отдельные погребения изучали и в др. монастырях М. (см. статьи Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь ; Заиконоспасский в честь Нерукотворного образа Спасителя московский мужской монастырь ; Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Второе направление в археологии синодального периода - архитектурно-реставрационные исследования, к-рые постоянно проводятся во мн. храмах М. по крайней мере с 80-х гг. XX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Ст. Ваганькове) - 90-х гг. XX в. (напр., церкви свт. Николая Чудотворца «Красный Звон», Вознесения Господня «Малое Вознесение», св. Феодора Студита на ул. Б. Никитской, Космы и Дамиана в Старых Панех и мн. др.).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

429 К этому времени в пустыньке был построен храм во имя Живоначальной Троицы, освящен в 1838 году. 431 Василий Лонгинович Лепешкин умер 1 мая 1840 года. Это дает возможность датировать представленное письмо Маргариты начальными числами мая 1840 года. 432 Параскева Петровна Антропова в пустыньке с 1835 года; упоминается в списке 1841 года в возрасте 35 лет. 433 Мариличка и Катя – дочери брата Веры и Маргариты, Ивана Ильича Верховского. Его первая жена Мария Андреевна (урожд. Стрежнева) умерла 6 января 1840 года, оставив двух малолетних дочерей Марию (род. ок. 1835 г.) и Екатерину (род. 16 октября 1839 г.). Впоследствии, с 1853 года, они воспитывались в монастыре у матушки Веры. В 1859 году Мария стала инокиней Магдалиной, и в 1881 году сестры обители единогласно избрали ее очередной (третьей) настоятельницей своего Троице-Одигитриевского монастыря. 434 Ирина Сидоровна Чернецова (из мещан, род. ок. 1802 г.) в пустыньке с 1832 года; пострижена в монашество в Троице- Одигитриевском монастыре 12 апреля 1857 года с именем Зосима. 435 ГНИМА. Коллекция А. Н. Ильина, арх. 3217/1–33. Из материалов о вводе во владение землями в Верейском уезде. Материалы основаны на документах архива Верейского полицейского управления за 1838–1859 годы. 436 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 2–6, 28–29, 3 1 .О пожертвовании земли и денежных средств в пользу Одигитриевской общины. 439 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 179. Завещание дочери генерал- майора Татьяны Леонтьевны Неклюдовой. Из документа видно, что г-жа Неклюдова была прихожанкой храма Положения Ризы Господней в Серпуховской части, в приходе которого жила и Мария Семеновна Бахметева. Это может подсказать форму знакомства г-жи Неклюдовой с Зосимовой пустынью. 440 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624, д. 33, л. 28–29. Прошение грузинской царевны Тамары и Варвары Верховской к митрополиту Московскому Филарету. 443 РГИА. Ф. 797, оп. 11, д. 28461, л. 1–2 (автограф). Письмо митрополита Московского Филарета к обер-прокурору Святейшего Синода графу Н. А. Протасову от 13 июля 1841 года. Письмо опубликовано в сб.: Святитель Филарет митрополит Московский. Мнения, отзывы и письма. М., 1998. С. 75–76. Заботу митрополита Филарета при устроении Троице-Одигитриевского общежития, выразившуюся в частном ходатайстве перед обер-прокурором Н. А. Протасовым помимо официального донесения Синоду, отметил митрополит Иоанн (Снычев) в своей книге «Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского» (Тула, 1994. С. 262–263).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

587 Преосвященный Алексий (Лавров-Платонов ,ум.09.11.1890), профессор Московской Духовной академии, пострижен 9 января 1878 года, 17 марта архимандрит; поставлен епископом Можайским 6 апреля 1878 года, а 22 января 1883 года переведен на Дмитровскую кафедру, на которой пробыл до 9 марта 1885 года; затем – епископ Таврический, потом Литовский; с 20 марта 1886 года архиепископ [Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. С. 65]. 588 РГАДА. Ф. 1192, оп. 4 (1895 г.), д. 11, л. 1. Послужные списки монашествующих Троице-Одигитриевского монастыря 1895 года. 590 Варвара Яковлевна Лепешкина – вдова старшего сына Семена Лонгиновича, Василия Семеновича Лепешкина. 592 РГИА. Ф. 796, оп. 169, д. 1294; ЦИАМ. Ф. 867, оп. 1, д. 70. Об укреплении за Троице-Одигитриевским монастырем дома с землею, жертвуемою почетной гражданкой В. Я. Лепешкиной, в Москве на Плющихе под 124(нов)/181(ст). 593 Не дочь ли Тобольского губернатора Дмитрия Николаевича Бантыш-Каменского, который в 1825 году способствовал отъезду старца Зосимы и его учениц из Туринска? 594 «По духовному завещанию надворной советницы Марии Бахметевой введен во владение родной внук ее (точнее, внук ее родной сестры Анны Семеновны Шереметевой) тит. сов. Василий Иванович Булыгин имением в сельце Архангельском и пустоши Шеламовской 2 июля 1840 года» [ГНИМА. Коллекция А. Н. Ильина, арх. 3217/1 –33. Из материалов о вводе во владение в Верейском уезде]. В 1887 году Е. Д. Бантш-Каменская выкупала землю у его детей: Василия, Михаила, Анны, Наталии, Надежды и Александры Васильевых Булыгиных и вдовы врача Елены Васильевой Федоровой, рожденной Булыгиной. 595 РГИА. Ф. 796, оп. 169, д. 1212. Об укреплении заТроице-Одигитриевой Зосимовой пустынью земли, жертвуемой Е.Д. Бантыш-Каменской в 1888 г. 596 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 667, д. 152. О пожертвовании Троице- Одигитриевскому монастырю от Е. Д. Бантыш-Каменской в 1883 году. 598 РГИА. Ф. 796, оп. 169, д. 1339. Об укреплении за Троице-Одигитриевским монастырем земли, жертвуемой купчихою Н. А. Ломтевою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В 1908 г. в Марфо-Мариинской обители в Москве по эскизам худож. Н. Я. Тамонькина на сев. притворе были выполнены в рельефе из белого камня лики вел. кн. Сергея Александровича и Е. Ф., окруженные крыльями (ктиторские портреты). В росписи собора Покрова Пресв. Богородицы обители худож. Нестеров запечатлел образ ее основательницы. На местной иконе «Праведные Марфа и Мария» 1909 г. в облике св. Марфы, одетой в красные одежды с белым покровом на голове, узнаются портретные черты Е. Ф., деятельность к-рой ассоциировалась с призванием этой святой. На картине «Путь ко Христу» 1912 г. Е. Ф. написана 3-й от Иисуса Христа, в белых одеждах, коленопреклоненно, по евангельскому повествованию о св. женах, поклонившихся воскресшему Спасителю (Мф 28. 9). Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. Ок. 1920 г. (?) Худож. М. В. Нестеров (ЦАК МДА) Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Портрет. Ок. 1920 г. (?) Худож. М. В. Нестеров (ЦАК МДА) На этюде Нестерова «Вел. кн. Елизавета Феодоровна» ок. 1920 г. (ЦАК МДА, в кн.: Духовные светочи России. С. 256, 258. Кат. 235 - датирован 1910-1912) настоятельница изображена у апсиды Покровского храма обители в белом одеянии, с букетиком цветов в правой руке (на обороте паспарту дарственный автограф художника 1920 супруге: «Дарю на память о лучших днях…» - и приписка: «Этюд к картине «Невеста Христова»»). Возможно, это отклик Нестерова на спасение мощей Е. Ф. и прмц. Варвары (Яковлевой) в 1921 г. Иконография напоминает чудо с розами католич. св. Елизаветы Тюрингской. Др. работа, посвященная памяти Е. Ф. и ее келейницы,- «У монастырских ворот» (Нац. худож. музей РБ), создана Нестеровым в 1925 г.: 2 жен. фигуры в черном подобны святым у стен мон-ря. В 1912 г. К. Ф. Юон исполнил портрет Е. Ф. для Елисаветинской жен. гимназии в Б. Казённом пер., где существовала стипендия вел. княгини. Ее парадный портрет, выполненный масляными красками, соответствовал архитектурному пространству зап. части актового зала (альбом фотографий гимназии, сделанных П. В. Орловым, в собрании ГНИМА). Е. Ф. представлена в белом одеянии, в рост на фоне сада, наполненного цветущими лилиями, вверху зеленая гирлянда из растений, закрепленных на ротонде. В 1917 г. портрет был изъят из гимназии и передан в мастерскую Юона (в наст. время местонахождение неизв.). В 1986 г. копийный портрет Е. Ф. работы его ученика И. М. Митрофанова 1917 г. приобретен Гос. лит. музеем И. С. Тургенева в Орле.

http://pravenc.ru/text/189843.html

На средства прихожан и пожертвования купечества при храме содержалась богадельня для нетрудоспособных престарелых женщин. В обновлении храма, ремонте его служебных построек в 1903 г. большую роль сыграл А.П. Бахрушин, выделивший для этого достаточные средства и привлекший профессиональных реставраторов. В 1930-х гг. храм уничтожили, несколько позже снесли колокольню. Фотографии начала 1930-х гг. из собрания ГНИМА имени А.В. Щусева, выполненные специалистами из реставрационных мастерских Москвы, зафиксировали процесс уничтожения одного из красивейших приходских храмов города. Сначала были сняты кресты, разобраны купола и затем весь храм. Фрагментарно сохранилось основание церковной ограды по Большому Николоворобьинскому переулку. Большая часть земли, где был расположен храм, теперь – сквер. В новом здании, построенном на месте культового сооружения, ныне размещается Министерство юстиции Российской Федерации. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца, что на Гостиной горе известна с 1625 г. В 1657 г. была деревянной. В 1658 г. прихожанами были стрельцы приказа А. Лопухина. Каменная церковь строилась по прошению стольника и полковника Степана Матвеевича Стрекалова с 27 мая 1690 г. На построение из казны было выдано 550 руб. для памяти царевича Алексея Петровича. Освящение было 17 июля 1693 г. В 1697 г. стрелецким полковником здесь был Воробин, по имени которого теперь и называется местность этой церкви. В 1722 г. показан придел Иоанна Воина. В 1733 г. В. В. Расторгуевым был устроен придел Василия Великого, впоследствии переименованный в Петра, Алексея и Ионы. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=34398

Летом 1944 г. Липецк и его окрестности с целью обследования памятников, числившихся на гос. охране, посетила экспедиция Московского архитектурного ин-та в составе архитекторов Н. П. Кукина, С. В. Васильева и Г. Л. Яковлевой. По словам ученых, «кладка стен сохранилась, но есть трещины, очевидно, совсем недавно разворочали пол и часть стены снизу, вероятно в поисках чего-то, рядом стоит сундук, а в развороченной части стены - ниша. Где стоял сундук, по-видимому, замурованный. Металлические связи и решетки окон сохранились. Железная кровля сохранилась только на главе, на остальной части церкви не сохранилось ни покрытия, ни перекрытий. Каменная лестница, ведущая к церкви и от нее, разрушена. Иконостаса, росписей нет. Охранная доска установлена» (ГНИМА. Л. 7-8). После 1945 г. храм был отремонтирован, в нем разместили морг, затем склад. 31 марта 1949 г. Липецкий горсовет подтвердил статус памятника как церкви. В кон. 50-х гг. XX в. храм, лишенный кровли, стоял полуразрушенным. В 1967-1968 гг. церковь окружили забором и положили временную кровлю, но в здании оставались пустые оконные и дверные проемы, сквозные дыры в стенах. В поисках кладов вандалы разбили стены, вывернули плиты пола. В 1977-1980 гг. без утвержденного проекта на низком профессиональном уровне, проводились работы по консервации храма. При этом некрополь вокруг церкви был уничтожен. 20 июля 1990 г. в здании храма была размещена экспозиция краеведческого музея, посвященная истории металла и металлообработки. Липецкое областное краеведческое об-во, поддержанное руководством ОАО «НЛМК», в кон. 1995 г. обратилось к Воронежскому митр. Мефодию (Немцову) с просьбой открыть в церкви приход. 18 июня 1996 г. распоряжением Госкомитета РФ по управлению госимуществом храм был возвращен РПЦ. 28 авг. 1996 г., в праздник Успения Пресв. Богородицы, после 60-летнего перерыва в храме состоялось первое богослужение. 30 июля 2003 г. по инициативе Липецкого еп. Никона (Васина) и по решению Синода Успенский приход был преобразован в муж. мон-рь. Государственная регистрация Л. м. как местной религ. орг-ции произведена 21 нояб. 2003 г., изменение устава - 14 окт. 2014 г.

http://pravenc.ru/text/2110532.html

Крестовоздвиженский собор был очень популярен среди москвичей. В нижней церкви Успения Пресвятой Богородицы нашел последний приют канцлер при двух императрицах граф М.И. Воронцов, скончавшийся в 1770 г. Над его прахом установили великолепное, редкое по красоте мраморное надгробие, изготовленное в Италии. Сохранились изображения нескольких белокаменных надгробных плит с плохо читаемыми надписями, которые некогда были вставлены во внешние стены Крестовоздвиженского собора. Тяжелый урон был нанесен храму во время Отечественной войны 1812 г. Перед приходом французов архимандрит монастыря Парфений сумел вывезти главные ценности монастырской ризницы в Вологду. Появившиеся в монастыре завоеватели осквернили нижнюю церковь Успения Пресвятой Богородицы, превратив ее в конюшню, в иконостас вбивали гвозди для развешивания сбруи, сожгли на дрова несколько икон. Оставшихся в монастыре монахов и монастырского казначея французы пытали, стараясь выяснить, где спрятаны ценности. Были вскрыты полы, под которыми французы искали сокровища. В 1814 г. Крестовоздвиженский монастырь упразднили. Соборный храм стал приходским. В 1820 г. на территории обители были построены дома для семей священников Успенского собора Московского Кремля. В 1848 г. разобрали обветшавшую надвратную колокольню с церковь святого Никиты. В следующем году по проекту архитектора П.П. Буренина была построена величественная четырехъярусная колокольня, которая соединялась с Крестовоздвиженской церковью с помощью крытой паперти, окружавшей западную часть здания. Формы новых сооружений удачно сочетались со зданием церкви. В Крестовоздвиженской церкви венчался с Е.А. Болтиной писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1931 г. был репрессирован священник церкви отец Александр Сидоров. В 1934 г. собор уничтожили в связи со строительством метрополитена. Часть монастырских владений сохранились на углу Воздвиженки и Крестовоздвиженского собора; на месте собора находятся подсобные сооружения метрополитена, на месте монастырской ограды – вход в подземный переход через Воздвиженку. Надгробие М.И. Воронцова было вывезено накануне сноса собора и хранится в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры (ГНИМА) имени А.В. Щусева.

http://sobory.ru/article/?object=34439

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010