В ночь смерти Туберозова карлик привозит разрешение от «запрещения» и протопоп предстает в гробу в полном облачении. Ахилла погружается в себя, называет усопшего «мучеником», потому как понимает, о чем заботился покойный, и произносит всего лишь одну фразу на многолюдных похоронах: «Но возрят нань его же прободоша». Ахилла чрезвычайно уязвлен кончиной Савелия, не выходит из дома и даже обвиняет нового протопопа Иордиона Крацианского в «поважности». Дьякон продает все имущество и, решив построить Савелию собственный монумент, уезжает к Туганову за советом. Но там обнаруживает, что съел деньги вместе с лепешками. Туганов дает ему денег, и Ахилла устанавливает на кладбище пирамиду с херувимами, всем своим видом подтверждающую «возвышенную чувствительность» дьякона. Умирает Николай Афанасьевич , и Ахилла справедливо уверен, что «она» вскоре придет за ним и Захарием. Весной в городе появляется ужасный «черт», который, в числе прочих злодеяний, ворует кресты с кладбища и портит памятник протопопу. Ахилла клянется отомстить, подкарауливает «черта» на кладбище, ловит и всю ночь не выпускает из канавы, сильно замерзнув. «Черт» оказывается переодетым Данилкой, и, чтобы успокоить толпу, Ахилла демонстрирует его горожанам. Пытается защитить его от наказания, но «падает больным» и вскоре, покаявшись протопопу, умирает. Тихий Захария ненадолго переживает Савелия и Ахиллу, и во время Светлого Воскресения «старгородская поповка» нуждается в полном обновлении. Ю. С. Чупринина Запечатленный ангел Повесть (1873) На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека… ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное». Маркуша, «незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Несколько позже тот же благочинный доносил, что крестьяне слободы Поповки Андрей и Иаков Добрицкие оказались оскопленными 1087 . Слобода Поповка, Старобельского уезда, служила, кажется, центром особенно сильного распространения скопческой секты. В 1863 году здесь было открыто целое общество скопцов, что в свое время произвело большое впечатление на всю Харьковскую епархию. Дело началось донесением приходского священника епархиальному начальству от 2 сентября 1863 года о пребывании в Поповке общества скопцов. Начальство поручило местному благочинному прот. Симеону Илларионову произвести точное дознание. Прот. Илларионов в своем донесении от 22 сентября 1863 года так передавал историю происхождения и утверждения скопческой секты в слободе Поповке. Скопчество первоначально, еще в 1827 году, было обнаружено в Беловодске. Благодаря энергическому совместному действованию духовенства и гражданского начальства, скопчество здесь скоро было уничтожено, но, как оказалось потом, не совершенно. Вскоре оно свило себе гнездо в слободе Поповке, находившейся в 15 верстах от Беловодска, и совершенно незаметно, скрытно существовало до 1845 г. Утверждению здесь скопчества не мало способствовала самая местность, где поселились скопцы. Дом, в котором они собирались для молений, находился на возвышенном месте, господствовавшем над всею окрестностью, при чем отсюда были видны все переулки селения. Кроме того, задняя стенка, прилегавшая к оврагу, покрытому рощей и ведущему в степь, имела секретную дверь, в которую сектанты всегда скрывались, при появлении полиции. В 1845 году секта была обнаружена и два главные коновода были сосланы в закавказский край. Через 4 года после того прот. Илларионов, по предварительному соглашению с полицией, успел было захватить на месте более 15 человек скопцов, в том числе их мнимого пророка, старобельского мещанина Сиропятина и сестру его, мнимую скопческую пророчицу. Два временных судебных отделения, производивших следствие, иное упустили из виду, на другое не обратили должного внимания, а главное, прекратив дознание пред Пасхою на 2 недели, дали возможность сектантам опомниться и сговориться.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

200 Что Полонное часто и после этого было опустошаемо татарами, доказательством этого могут служить народные предания, сохранившиеся до сих пор и устах народа: название разных урочищ и могильные курганы, во множестве рассеянные вокруг Полонного. Так в Полонном и по настоящее время есть улица, носящая название татарской. Говорят, что жители её, – так как она, находясь вне крепости, была беззащитною, – почти все пали под мечом бушевавших здесь татар. Затем, по дороге из Любара, с юго-восточной стороны, протекает с полей в местечко ручеёк, называемый Ризанкою. Говорят, что в этом месте, при нападении татар на Полонное, была страшная резня с обеих сторон. Далее, вблизи этого ручейка, проходит малая речка Поповка. Она, говорят, названа так потому, что в ней мученически пострадал от татар один православный священник, которого бросили в эту речку. Потом, под Полонным, по дороге из села Сатрова, находится до 10 курганов или могил, служащих памятником набегов татарских; в них, говорят, зарыты христиане, истреблённые татарами. Наконец, вблизи Воздвиженской церкви находятся небольшой ров, слывущий в народе под именем умывальницы. Говорят, что на этом месте умывались татары. (См. ст. А. Сендульского – «м. Полонное» в Волын. Епарх. Вед. 1882 г. стр. 186–191). 201 В древних актах от 1601 года 7 декабря в донесении возных Луцкому гродскому суду об осмотре ими местностей и сёл Луцкого повета, опустошённых и сожжённых татарами, исчисляются следующие сёла, входившие в состав Полонской волости: Барановцы, Белецкая, Березная, Борисковцы, Бортники, Волыная, Вышнее-Поле, Глезнов, Голубица, Горошкевцы, Давыдовка, Деревичи, Дерки, Евлуховщина, Жежудки, Житинец, Каличинцы Каменка, Кахоновка, Копычинцы, Котелевна, Кустовцы, Лашковцы, Мандроники, Мрилевщизна, Папилая, Новоселцы, Однаковцы, Переваловка, Решев, Решцевка, Свегры, Свиняя, Скарповцы, Стремцы, Траволынь, Хрубовна, Яблоновка. Все эти сёла входили в состав имений князя Януша Острожского – каштеляна Краковского (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

а которые новокрещены живут в одних семьях и дворах, не повелено ль будет потому же их отлучить... Приказали: в вышеписанных казанской, воронежской, нижегородской, астраханской и сибирской губерниях, где татары магометанского закона жительство имеют особыми деревнями, в которых жительства русских и новокрещеных нет, а в тех их татарских деревнях по нынешней ревизии муж. пола душ написано не менее как от 200 до 300 душ в каждой: таких, до строения татарских мечетей, ежели где оных нет, муж правит. сената и св. правит. синода определению, и после того 1756 г. января 26 и марта 8 чисел велено было (затем приводится содержание этих указов, которые мы уже поместили выше, см. стр. 296–299 и 314–319). А в вышеобъявленной деревне Поповке, как переводчик Алкин в прошении своем объявляет, что их татар после пожара из казанской татарской слободы в означенную деревню Поповку переведено до 800 душ, к тому ж и посланный из правит. сената для освидетельства в казанской татарской слободе и в выше писанной деревне Поповке земли, геодезии офицер, в 753 году в сенат доношением объявил, что оная деревня Поповка от русских жилищ расстоянием состоит, а именно: с одной стороны в версте в 240 саж., а с другой стороны в версте и в 40 саж., а в той деревне Поповке в близости ее русских жилищ никого не имеется, а их татар поселено 128 дворов. Того ради в рассуждении такого их татар в той деревне Поповке не малого числа душ, и что как в ней, так и в близости оной св. церквей и русских жительств не находится, в силу вышеписанных прав. сената и св. правит. синода 1744 и 1756 годов определений, в построении в означенной деревне Поповке для моления их татар другой мечети казанской губернской канцелярии дать позволение 31 . Сколько русское правительство ни старалось положить известные условия для построения мечетей, сколько ни желало охранить новокрещен от влияния магометан, последние мало обращали внимания на предписания законов. Они еще с большею наглостью подавали челобитные о построении мечетей и прибегали к обманам (прилагая напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Все это было стройно улажено в ее голове, и она уже готовилась обрадовать этим Ольгу, но только прежде хотела знать на этот счет мнение Марьи Николаевны, которой и открыла весь план свой. Дьяконица, к немалому удивлению бабушки, выслушала это с крайним смущением: как она ни любила Ольгу Федотовну, но женитьба на ней брата не входила в ее соображения. — Ему рано, — отвечала она, — ваше сиятельство; и я хочу, чтоб он в академию шел и профессором был. Профессорство это было во мнении Марьи Николаевны такое величие, что она его не желала сменять для брата ни на какую другую карьеру. Притом же она так давно об этом мечтала, так долго и так неуклонно к этому стремилась, что бабушка сразу поняла, что дело Ольги Федотовны было проиграно. Бедная девушка получила жестокий удар не от врага, а от сердечнейшего друга, и не одна она, но и он. Для быстролетной любви этой началась краткая, но мучительная пауза: ни бабушка, ни дьяконица ничего не говорили Ольге Федотовне, но она все знала, потому что, раз подслушав случайно разговор их, она повторила этот маневр умышленно и, услыхав, что она служит помехою карьере, которую сестра богослова считает для брата наилучшею, решилась поставить дело в такое положение, чтоб этой помехи не существовало. Глава десятая Марья Николаевна, возвращаясь от бабушки вечером после описанного разговора, была страшно перепугана: ей все казалось, что, как только она сошла с крыльца, за ней кто-то следил; какая-то небольшая темная фигурка то исчезала, то показывалась и все неслась стороною, а за нею мелькала какая-то белая нить. Марья Николаевна понять не могла, что это такое, и все ускоряла свой шаг; но чуть только она опустилась в лощинку, за которою тотчас на горе стояла поповка, это темное привидение вдруг понеслось прямо на нее и за самыми ее плечами проговорило: — Вы, Марья Николаевна, не беспокойтесь! Марья Николаевна страшно испугалась, но, услыхав в этом голосе что-то знакомое, тотчас же ободрилась и крикнула: — Ольга Федотовна, это вы? Но, однако, ответа не было, а темная фигурка, легко скользя стороною дороги, опять исчезла в темноте ночи, и только по серому шару, который катился за нею, Марья Николаевна основательно убедилась, что это была она, то есть Ольга Федотовна, так как этот прыгающий серый шар был большой белый пудель Монтроз, принадлежавший Патрикею Семенычу и не ходивший никуда ни за кем, кроме своего хозяина и Ольги Федотовны.

http://azbyka.ru/fiction/zahudalyj-rod/

Когда душу начинают преследовать мысли о смерти, не значит ли это всегда, что в ней пробуждается, в ней обновляется религиозная жизнь? Основные проблемы театра Содержание выпускаемой мной книжки и её заглавие «Основные проблемы театра» не вполне соответствуют друг другу. С одной стороны, те размышления, которые я предлагаю читателю, никак не могут претендовать на действительное разрешение всех основных вопросов театра, так как ни в какой мере и степени не затрагивают многих профессионально-театральных проблем. С другой же, они (мои размышления) по своей теоретической ёмкости, по крайней мере, представляют собою нечто гораздо более важное и существенное, чем «вопросы театра», так как касаются и вопросов религиозного  творчества,  и  смысла  изживаемой  нами  эпохи  и  ещё  очень  многого  другого. То, что заглавие моей книжки неточно, я считаю его большим недостатком. Но более точного мне, к сожалению, найти не удалось. «О природе всякого артистизма, о трагическом смысле нашей эпохи и основных формах актерского творчества» было бы, конечно, точнее, но это было бы скорее оглавление, чем заглавие. Является ли неудачное заглавие результатом неудачной композиции книги, судить, конечно, не мне. Но мне хочется думать, что дело обстоит иначе, что композиция моей книги органична. «Основные проблемы театра» отнюдь не три статьи, собранные в одну книгу, но книга, написанная в форме трёх статей, связанных между собой единством темы и общностью построения. В заключение хотелось бы отметить ещё одно обстоятельство: «Основные проблемы театра» не только отвлечённые построения, они в значительной степени результат моего практического участия в режиссуре и моего преподавания «философии театра» в целом ряде театральных студий Москвы. Поповка, лето 1922 Природа актёрской души (О мещанстве, мистицизме и артистизме) Никакому самонаблюдению и самоанализу никогда не постичь, как и когда свершается в душе человека таинственный сев чувств, мыслей и образов, определяющих внутренний строй и жизненный путь каждого из нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860, дер. Поповка Егорьевского у. Рязанской губ. (ныне с. Октябрьское Коломенского р-на Московской обл.) - окт. 1940, там же), старообрядец (принадлежал к филипповскому согласию), иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг. С 14 лет обучался иконописанию на Братском дворе в Москве. Занимался иконописанием, участвовал в полемиках, к-рые проводились в Поповке разными старообрядческими толками и правосл. миссионерами, бывал на старообрядческих соборах в Москве. С 1927 г. Б. жил в Москве, в последние годы - в родной деревне, писал иконы. Похоронен в с. Маливе Коломенского р-на. Б. был владельцем небольшого, но ценного книжного собрания, состав к-рого определялся интересами владельца - начетчика-полемиста. В 1965 и 1967 гг. собрание рукописных книг Б. (уменьшившееся из-за продажи рукописей владельцами в 20-50-х гг.) было приобретено у его наследников ОР ГБЛ (совр. РГБ) (Ф. 628. 29 ед. хр.). Собрание содержит списки (в основном XIX в.) и гектографы старообрядческих полемических сочинений (посланий), направленных как против правосл. Церкви, так и против старообрядцев различных согласий. В фонде находятся рукописи, посвященные истории отдельных старообрядческих согласий: список краткой редакции филипповского «Сказания о начатке и происхождении странников», «Повесть об отце и старце Филиппе» - основателе филипповского согласия, филипповское соч. нач. XIX в. «Показание известное о новопроизшедшем мудровании прежде бывшего нашего благорачителя Алексея Яковлевича», многочисленные списки постановлений старообрядческих соборов в Москве, Н. Новгороде, Самаре, Угличе и др. местах. Значительную часть собрания составляют сочинения старообрядцев-беспоповцев: поморцев А. и С. Денисовых, Т. Андреева, федосеевцев Д. Битюковского и С. С. Гнусина , филипповцев И. Алексеева , С. Горшкова, М. Михайлова и др. Образцы старообрядческого учительного красноречия содержатся в Торжественнике 1-й четв. XIX в. Старообрядческая житийная лит-ра представлена списком Жития Корнилия Выгорецкого, составленного поморцем Т. Петровым. В собрании имеются отдельные богослужебные рукописи, а также рукописи канонического и агиографического содержания.

http://pravenc.ru/text/153513.html

Рядом с ним— смиренный священник Захария Бенефактов, детски-наивный и горящий ревностью о Господе дьякон Ахилла Десницын, уязвленный неверным существованием людского сообщества.   Сама неуёмность натуры дьякона Ахиллы— отражение стихийной несдержанности самого автора, также уязвленного злом мира и не всегда умевшего истинно противостать этому злу. Сознавал ли, не сознавал того Лесков, но Ахилла подлинно автобиографический персонаж его: не внешне, но внутренне отразивший характер и в чём-то судьбу самого писателя, не знавшего, как совладать со своею богатырскою силою литературного дара. «То была одна моя несообразность» (4,318),— признаёт Ахилла, охватывая перед смертью единым взором свою жизнь; и то же мог бы сказать и сам Лесков, слепо боровшийся в конце жизни против нераспознанного врага. Но то, что открывается эстетическому чутью художника, не всегда усваивается его рассудком.   Старогородская поповка, как именует главных своих персонажей автор «Соборян», представлена в романе окружённою враждебным, во зле лежащим миром. Правда, упоминаются и сочувствие, и любовь горожан к своим пастырям, но жизнь их, особенно служение отца Савелия, раскрывается в непрекращающейся борьбе с внешними противодействиями и даже агрессивною враждою. Постоянство такого противодействия и вражды даже охлаждает на время рвение отца протоиерея. «Сколь горяч был некогда ко всему трогающему, столь ныне ко всему отношусь равнодушно» (4,66-67),— записывает он в «нотатках» (как сам именует свой дневник). Главное, что угнетает его дух,— состояние умов и душ христианского народа. Запись в его дневнике свидетельствует: «...Занимался чтением Отцов Церкви и историков. Вывел два заключения, и оба желаю признавать ошибочными. Первое из них, что христианство на Руси ещё не проповедано; а второе, что события повторяются и их можно предсказывать. О первом заключении говорил раз с довольно умным коллегом своим, отцом Николаем, и был удивлён, как он это внял и согласился. «Да,— сказал он,— сие бесспорно, что мы во Христа крестимся, но ещё во Христа не облекаемся». Значит, не я один сие вижу, и другие видят, но отчего же им всем это смешно, а моя утроба сим до кровей возмущается» (4,59).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

К погосту в 1629 гг. относились обширные земли по обоим берегам Тезы. Приход погоста был достаточно крупным – селения вдоль обоих берегов Тезы. После польско-литовского нашествия, по-преданию, исчезли целые деревни, ранее относящиеся ранее к Телешовскому погосту – Деревеньки, Белькашево, Ивлево. Вероятно, их сравняли с землей и более не восстанавливали. После появления собственной приходской церкви в селе Сергеево (в 5 км вниз по Тезе) в середине 18 в. от Ильинского погоста отошли деревни Федотово, Векино и Боняково. В 1887 г. к приходу относились деревни в пределах 6 верст от погоста - Василево, Дуброво, Сметанки, Семейкино, Поповка, Новино, Косячево, Марково и Мирково. В приходе числилось 139 двора окрестных деревень 492 мужчин, 590 женщин. Название погоста на протяжении веков менялось, в зависимости от главного на тот момент храмового престола. Погост именовался и Сергиевским, и Воскресенским, и Ильинским. Исторически, вероятно, более древним престолом был Ильинский. В 18 в. Воскресенский придел был упразднен и главным храмом погоста стал Ильинский. Логичной причиной исчезновения Воскресенского придела на погосте называют строительство Воскресенской церкви в соседнем селе Сергеево. Село получило название Воскресенское-Сергеево и соседство с населенным пунктом Воскресенский-Сергиевский-Ильинский погост могло вносить путаницу (есть версия о намеренном переносе Воскресенского престола в Сергеево). В 17-18 вв. церковная жизнь погоста была относительно стабильной - не было состоятельных вкладчиков, потомки Собакиных, владевшие селом, постепенно мельчали, теряли интерес к храму и усадьбе, урезали церковные земли, храмы ветшали. В 1750-60 гг. в Телешово призошло зверское убийство помещицы Натальи Порфирьевны Кашинцевой (урожденной Собакиной) – семь крестьян зарезали ее ножами в бане, мужа спас дворовый человек (вынес на себе на псарню, воспользовавшись темнотой и неразберихой). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми при постройке в с. Телешове барского дома с прудом и садом. В. Борисов уже в 1847 г. отмечал: “место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло и близ него выросла березовая роща” (возможно, сейчас на месте пруда Собакиных небольшая заболоченная впадина посредине поля, слева от автомобильной дороги Шуя – Ковров). В конце 18 в. церковными землями владели крестьяне Хрущевы и Собакины, затем помещики Кругликовы (являлись церковными благотворителями).

http://sobory.ru/article/?object=06286

И вот посевная началась... - Выехали на посевную 27 апреля, - рассказывает О. В. Разживин. - В сложившейся ситуации, главная задача была - организовать работу так, чтобы не было срывов. С этой задачей мы справились, не смотря даже и на то, что сломался трактор, приобретенный после пожара, который работал с посевным комплексом. При недостатке двух тракторов - работа организована круглосуточно в две смены по 12 часов. Сеется в день не менее 110 га площадей. Вся площадь посева у нас - 1800 га. При таких темпах должны уложиться в оптимальные сроки. Сейчас ведем ремонт трактора, надеемся, что через пару дней он войдет в строй. Конечно, все это сложности - следствие пожара. Но, предыдущие годы хорошей работы, создали хозяйству запас прочности, который помог нам справиться с кризисом. К тому же нам очень сильно помогли хозяйства Вологодского и Кирилловского района, которые без всяких просьб откликнулись на нашу беду. Я искренне благодарю: Александра Валентиновича Баушева председателя СХПК «ПЗ Майский», Андрея Александровича Клёкова, председателя СХПК «Ильюшинский», Татьяну Николаевну Мешалкину, председателя колхоза «Коминтерн-2» (Кирилловский район), Алексея Васильевича Смирнова, главу крестьянского хозяйства. Особые слова благодарности председатель высказал механизаторам, которые, понимая сложившуюся ситуацию, без всяких сомнений или недовольств согласились работать в две смены. - Все работают отлично. У меня нет никаких претензий к механизаторами, только благодарность. И вот мы едем на поле у деревни Поповка. Там идет сев ячменя. Особенность обработки почвы в Новленском - отказ от вспашки. При этом зябь поднимается на 100 % площадей. Часть зяби , по словам О. В. Разживина, обрабатывается чизельным плугом или тяжелым стерневым культиватором. После этого культиватора весной посевные комплексы выезжают в поле без дополнительной подработки почвы, благодаря этому снижаются затраты. И, видимо, неслучайно именно «Новленский» стал лидером по урожайности зерновых среди хозяйств района в прошлом году.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/11/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010