По смерти Андрея тотчас начал добиваться великокняжеского достоинства двоюродный брат его Михаил Ярославич тверской, сын Ярослава, брата Александра Невского. Но ему явился соперник - московский князь Юрий Данилович. Тверские бояре, по повелению своего князя, хотели заступить Юрию путь в Орду и схватить его на дороге, но не успели в этом; Юрий пробрался в Орду иным путем. Пока два соперника тягались в Орде за великое княжение, на Руси во имя их уже происходили усобицы. Князь Иван Данилович отстаивал Переяславль от тверичей. Против него пошел с тверичами бывший его боярин Акинф, который не захотел в Москве быть ниже другого боярина Родиона Нестеровича, прибывшего в Москву из Киева с тысячью семьюстами человек дружины, или детей боярских. Акинф с сыновьями перешел к тверскому князю. Произошла кровопролитная свалка; москвичи одержали верх, и боярин Родион собственноручно убил своего личного врага Акинфа, воткнул голову его на копье и принес своему князю Ивану Даниловичу. В Орде взял верх тверской князь Михаил; Юрий тогда не в состоянии был обещать хану выходу более своего соперника. По возвращении в Русь Михаил (1305) тотчас пошел войною к Москве на Юрия: вероятно, его побуждали к этому и дети убитого Акинфа. Тверской князь не мог взять Москвы и заключил мир с московскими князьями. Но взаимная злоба от этого не улеглась. Не успевши добиться великого княжения, Юрий избирал другие пути к усилению своей власти и своей Москвы. Уже тотчас после смерти отца он захватил Можайск и привел пленным в Москву тамошнего князя Святослава. В 1306 году он удушил рязанского князя Константина, взятого в плен отцом его Даниилом и содержавшегося в Москве в неволе. Московский князь думал вместе с тем присвоить себе и Рязань: но это не удалось ему: молодой рязанский князь Ярослав выпросил у хана ярлык на рязанское княжение. Юрий все-таки не остался в проигрыше и присоединил к Москве Коломну, принадлежавшую до того времени рязанской земле. С братом своим Иваном Юрий всю жизнь жил дружно, но с другими братьями, Александром и Борисом, не поладил до того, что они убежали в Тверь к его непримиримому врагу. Этот враг в 1308 году еще раз покусился на Москву и опять не взял ее. Взаимная злоба еще более усилилась после нового нападения на Москву и, наконец, прорвалась отчаянною борьбою по поводу Новгорода.

http://sedmitza.ru/lib/text/435576/

15 мая 1211 г. он женился на Агафии, дочери тогдашнего киевского князя Всеволода Чермного, сестре Михаила Всеволодовича Черниговского. Погиб 4 марта 1238 г. Поскольку своим отцом Юрий предназначался в наследники великокняжеского стола, в 1212–1216 гг. он оказался в конфликте со своим братом Константином, после смерти которого (февраль 1218 г.) снова стал великим князем владимирским. Юрий раздвинул пределы княжества далеко на восток, основав в 1221 г. на Волге крепость Нижний Новгород, ставшую опорным пунктом в борьбе с волжскими булгарами и в наступлении на мордву. Эту войну предпочитали изображать как борьбу с язычниками. Так, убитый волжскими булгарами купец Авраамий был объявлен мучеником, а его останки при активном содействии Юрия были доставлены в марте 1230 г. во Владимир. Юрий оказывал влияние также на выбор кандидатур на новгородское княжение. Из множества ктиторей Юрия назовем сохранившуюся до настоящего времени церковь Рождества Богородицы в Суздале, возведенную в 1222–1225 гг. После захвата Владимира татарами 7 февраля 1238 г. Юрий пал в битве с ними на реке Сити (ныне зона затопления Рыбинского водохранилища). Юрий Владимирович (Долгорукий), сын Владимира Всеволодовича Мономаха, родился около 1090 г., умер 15 мая 1157 г. Был князем киевским в 1149, 1151, 1155–1157 гг., а до того в течение более чем пятнадцати лет княжил в Ростове и Суздале, куда отец отправил его еще малолетним под опекой тысяцкого Георгия Шимоновича. И князь, и его тысяцкий оставались в постоянном контакте с киевским Печерским монастырем. В правление Юрия и его сына Андрея Боголюбского окраинные земли между Окой и Волгой (так называемая Залесская Русь) благодаря интенсивной славянской колонизации, устройству крепостей и городов, заняли одно из важных мест в сознании русского человека. Хотя и с переменным, но в целом все возраставшим успехом Юрий боролся за подчинение себе Новгорода. Его претензии на господство над всей Русью нашли свое выражение в упорной, длившейся почти десять лет борьбе за свои права на Киев против племянника Изяслава Мстиславича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завещание Дмитрия Донского А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) 27 февраля 1425 г. умер великий князь владимирский и московский Василий I Дмитриевич, оставив свой удел, «примыслы» и великое княжество единственному сыну Василию, которому еще не исполнилось и десяти лет (родился он 10 марта 1415 г.). Положение малолетнего великого князя на престоле было непрочным. Живы были его удельные дядья — Юрий, Андрей, Петр и Константин Дмитриевичи. Старший из них, Юрий Дмитриевич, сам претендовал на великое княжение. Князь Юрий считал, что порядок наследования не мог быть установлен Василием I, ибо он определялся духовной их отца — Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич полагал, что, согласно этому завещанию, после смерти Василия великокняжеский престол должен был наследовать именно он, князь Юрий, как старший в роде Ивана Калиты. Однако вопрос был не таким простым, как это казалось князю Юрию. Составляя в 1389 г. завещание, Дмитрий Донской писал в нем: «...благословляю сына своего Василия своею отчиною, великим княжением». Победа, одержанная на Куликовом поле, и успехи объединительного процесса сказались уже в том, что великий князь Дмитрий считал великое княжение «своею отчиною» и не передавал вопрос о его судьбе на усмотрение ордынских царей. Правда, о том, как строить отношения с Ордой, в случае если наследник умрет, он умалчивал. Всего не предусмотреть во время, чреватое всякими неожиданностями, да и нужно было верить в лучшее. Вот ведь сумел сам князь Дмитрий достичь многого. Может быть, с Божьей помощью и князь Василий (если тому даст Бог живота) достигнет не меньшего, а там и Всевышний, может быть, «переменит Орду», и все как-нибудь обойдется. Но «на Бога надейся, а сам не плошай», — гласит мудрая пословица. Поэтому на всякий случай (чего не бывает в эти смутные времена) князь Дмитрий решил обеспечить судьбу своей семьи хотя бы за счет более или менее верного — удела, которым он сам владел «по старине», восходящей к порядкам его деда Ивана Калиты. Поэтому Дмитрий Донской писал: «А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини». У князя Дмитрия к тому времени кроме Василия было еще четверо сыновей — Юрий, Андрей, Петр и болезненный Иван. Вскоре после составления духовной появился на свет и Константин (16 мая 1389 г.). Так что ясности добился великий князь Дмитрий весьма относительной.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

– Наш лагерь расположен в живописном городке Лейзан, высокогорном курорте, где природа благотворно влияет и на тело, и на душу человека. Жить ребята будут в доме, который в начале прошлого века приобрела одна аристократка – доктор Носенко из Санкт-Петербурга – для того, чтобы из всех уголков России сюда могли приезжать дети, больные туберкулезом. Благодаря этой доброй женщине они могли лечиться здесь, дыша целебным горным воздухом. Раньше ни один русский человек, даже живя на Западе, не мог представить своего существования без служения Богу, и благотворительница, заботясь о физическом здоровье детей, не могла не думать и об их духовной жизни. Построив домовую церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона, она завещала после своей смерти передать дом Русской Православной Церкви за границей. Долгие годы у прихода не было средств на ремонт и содержание дома, который к концу 1990-х годов уже не представлял никакой ценности. Было решено продать землю, но, к счастью, нашелся прихожанин, сыгравший в судьбе дома огромную роль. С доктором Юрием Поповским мы беседовали всего один вечер, а мне показалась, что прошла вечность. Юрий родился в Бельгии в семье русских эмигрантов. От родителей он унаследовал красивый русский язык, но путь к вере пришлось искать самому. Приехав однажды на каникулы в Лейзан, он открыл для себя иной путь жизни – путь милосердия и помощи страждущим, то есть узкий путь служения Господу, отличного от широкого мирского пути. И помог ему в этом покойный владыка Антоний. А профессии врача Юрий обязан… святому целителю Пантелеимону. Посвятив свою жизнь медицине, Юрий успевает не только лечить людей, больных раком, но и заниматься наукой. Узнав о решении церковного совета снести дом и продать землю, Юрий горячо помолился святому Пантелеимону, и молитва была услышана. Уже на следующий день очень состоятельный пациент вдруг спросил: «Чем я могу вам помочь?». Юрий и его жена Наталья с тремя детьми не отказались от помощи. Они отдали все свои силы для того, чтобы в доме продолжали возноситься молитвы ко Господу и великомученику и целителю Пантелеимону. Когда я рассказала Юрию об идее православного лагеря, он воскликнул: «Как здорово, что именно здесь опять будет звучать молитва!». И вот в этом роскошном доме с домовой церковью, благоустроенными комнатами, рассчитанными на четыре-шесть человек (во время каникул для своей семьи Юрий иногда снимает в доме скромную маленькую комнату), с прекрасно оборудованной кухней, и будут жить приехавшие к нам ребята.

http://pravoslavie.ru/31389.html

Стб. 238-239; Ярославский К., свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 357; Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105; Титов А. А. Св. Иаков, еп. Ростовский, и основанный им мон-рь в Ростове Великом Ярославской губ. Ростов Великий, 18982; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Нояб. С. 174-175; Никодим (Кононов), архим. Рус. святые и подвижники, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1902. 48. С. 747; Голубинский. Канонизация святых. 19032. С. 85, 103; Спасо-Яковлевский Димитриев мон-рь в г. Ростове, Ярославской губ. Ростов, 1913; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й пол. XVI в. М., 1960. С. 157-166; Сазонов С. В. О времени служения Иакова Ростовского//«Минувшее, сливаясь с настоящим...»: Тихомировские чт. Ярославль, 1993. С. 33-35; Уханова Е. В. Житие св. Иакова, еп. Ростовского: Источники и лит-ра//ТОДРЛ. 1993. Т. 47. С. 241-249; Янковская Л. Я. Неизвестная молитва святителю Иакову, епископу Ростовскому//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 172-176; Виденеева А. Е. Серебряная гробница св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря//«Минувших дней связующая нить...»: 5-е Тихомировские чт. Ярославль, 1995. С. 22-25; она же. Новые материалы о ц. св. Иакова Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//Памятники истории, культуры и природы Европ. России: Тез. докл. Н. Новг., 1995. С. 185-186; Вахрина В. И. Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь. М., 20022; Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Троицкого собора Ростовского Яковлевского мон-ря//ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 60-80; он же. Надгробные комплексы ростовских святых в XVII - нач. XX в.: Осн. тенденции формирования//Там же. 2005. Ростов, 2006. С. 443-475; он же. Ростовский митр. Иона (1652-1690) как творец сакральных пространств//Иеротопия: Создание сакральных пространств в Византии и Др. Руси/Сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 740-747; он же.

http://pravenc.ru/text/200159.html

Деревни Ившина Василья Михайлова сына Иездинова крестьяне: Никита Иванов, жена ево Каптелина, сын Иван, жена ево Анна, Борис Никитин, жена ево Наталия, Федор Никитин, жена ево Татьяна, сын Егор, Никита Дмитриев, жена ево Надежда, сестра ево Матрона. Деревни Калистиева вотчины Песочного монастыря крестьяне: Иван Андреев, жена ево Феодора, дети: Василей, жена ево Устиния, Тимофей, жена ево Матрона, дочери ево ж Ивановы девки Васса, Матрона, мать их вдова Гликерия Иванова дочь, Лука Васильев, жена ево Мавра Логинова дочь, Григорей Иванов, жена ево Ирина Андреева дочь. Воскресенского прихода, что Едке, деревни Мездрина Ивана Григорьева сына Карташева крестьяне: Иван Ильин, Дементьян Тимофеев, жена ево Марфа, дочь их Матрона. Того ж приходу деревни Грибина Бориса Екимова сына Синявина крестьяне: Борис Семенов, жена ево Феодора. Вышеписанного Рождественского храма дьячек Андрей Михайлов сын, жена ево Ирина, сестры ево Ульяния, Парасковья, вдова Агафья Иванова дочь, дочь ея Епистимия Иванова дочь. Деревни Богомолки Филипа Перфильева сына Неелова крестьяне: Иван Иванов сын, жена ево Мелания Софронова дочь. А болши того у меня, попа, в вышеписанном приходе исповедавшихся и не исповедавшихся и противящихся святыя церкви раскольников, нет. Поп Дометиян Димитриев руку приложил.   7 1723 г. марта – «Книга записная детям духовным» священников церкви Василия Великого на Едке Дмитрия Иванова и Алексея Кириллова   1723 году марта в день. По указу Преосвященного Павла, епископа Вологодского и Белозерского Вологодского уезду храма Василия Великого, что на Едке попов Дмитрия Иванова, Алексея Кирилова книга записная детям, которые в нынешнем 723 году на исповеди были и по достоинству Святых Таин причащались, а которых поместий, и вотчин, и сел, и деревень, тому значит ниже сего. Николаевского приходу, что на Возиме, поп Аврам Михайлов, сын ево Федор Аврамов, Марья Тихонова. Предтеченского приходу, что на Илатове, поп Петр Борисов, попа Андрея жена Ксения Васильева дочь. Церкви Василия Великого попадья Анна Петрова, дьякон Данило Иванов, жена ево Анна Григорьева дочь, Аврам Димитриев, Петр Данилов, Анисья Иванова, Акилина Константинова, Федор Андронов, попа Кирилла дети: Иван, Андрей Кириловы, Ульяна Федорова, Иван Алексеев, Матрона Андреева, Иван Сергеев, Ефросинья Борисова.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Действительно, па другой день, 9 февраля, в 11 часу утра, во главе с духовенством и чиновниками, все собранные отправились к стенам монастыря. Но ворота монастыря на этот раз оказались запертыми и в монастыре затворилось до 500 раскольников, накануне сбежавшихся из окрестных деревень. По требованию полиции, ворота монастыря, однако, были отперты, после чего весь кортеж вошел в монастырь. Городничий Димитриев от лица всех уполномоченных объявил инокам монастыря и всем собравшимся раскольникам, чтобы они без сопротивления исполнили Высочайшее повеление об обращении монастыря из раскольнического в единоверческий. При этом объявлении и иноки, и собравшийся народ упали на колени и просили оставить монастырь па прежнем положении. Те же из крестьян, которые накануне не были в монастыре и. следовательно, не слушали чтения Высочайшего повеления о монастыре, просили прочитать это повеление снова, а наиболее фанатичные из иноков ходили по толпе между раскольниками, открыто возбуждая их к неповиновению. Так именно действовали иноки Ефрем, Амвросий и Филарет, которые в то время, когда Димитриев и другие чиновники уговаривали народ оказать покорность, ходили по толпе и «безбоязненно подстрекали народ к неповиновению, и приказания начальнического удалиться в свои келии не слушали». Удельный стряпчий Кизо вышел к народу и громко прочитал Высочайшее повеление об обращении монастыря из раскольнического в единоверческий. «Слышали ли вы Высочайшую волю и ясно ли поняли, что монастырь должен быть обращен в единоверческий?» – спросил Кизо, обращаясь к народу и понятым. «Слышали и поняли», – отвечал единогласно народ. «А когда вы знаете волю Государя Императора о монастыре, то должны, не препятствуя ее исполнению, немедленно разойтись по домам», – прибавил Кизо. «Нет, не дадим нашу церковь ! Она нашим коштом строена и украшена!» – последовали крики из толпы. «Много и долго», как сказано в «Историческом описании обращения Средне-Никольского, что на Иргизе, раскольничьего монастыря в единоверческий», – исполнители Высочайшей воли старались уговорить народ, – «обольстительно иноками вовлеченный в преступление – противление власти». Но все убеждения не привели ни к чему: народ упорно стоял на своем. Чтобы показать упорствовавшим, каких последствий одни должны ожидать для себя за сопротивление верховной власти, принесли свод законов, и Кизо вслух всех прочитал из XV тома уголовных законов статьи 242, 243, 244 и 248 о сопротивлении власти. Но и это предупреждение не помогло.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

83 К счастью, и в советское время вокруг монастыря не было возведено никаких больших уродливых построек, и в какой-то мере этот священный уголок, овеянный благодатными преданиями, сохранился (хотя отнюдь далеко не неприкосновенный) до наших дней. И сейчас благолепием монастырских зданий и чудесным видом на озеро можно любоваться при подъезде к Ростову. 84 «Господи! Ты один знаешь всю мою скорбь о врученной Тобою мне Св. обители. Помоги мне устроить ее, исполнить достойного благолепия, порядка и удовлетворения насущественных нужд ее!» – записал в дневнике епископ Иосиф 16 мая 1910 года. 85 Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, 1994. С. 47–48. 86 Так, Ростовское общество хоругвеносцев выступило с инициативой создания детской лечебницы в память св. Димитрия. В городе была одна земская больница без специального детского отделения, для обслуживания населения ее было недостаточно, а детская смертность была высока. «Чествуя великого угодника, мы можем сделать во славу его одно из величайших благодеяний ради малых сих», – сказал учредитель Общества Н. А. Успенский (Ярославские епархиальные ведомости. 1909. 2. С. 35). 88 «Пречестному Господину Отцу Феологу в исправителях типографии сущему, в царствующем граде Москве. Пречестнейший Господине, Отче Феологе, о Христе возлюбленный брате, Благодарствую за присланные жития, страдания и чудеса Святого Мученика Димитрия Царевича, но уже из прежде сего, собрав с некоего хронографа, и с Углечской книжицы написах историю о святом Димитрии Царевиче и переписано послах к твоей честности, пожалуйте, прочтете купно с пречестнейшим Отцем Карионом (ему же низко кланяюсь), такожде и с господином Феодором Поликраповичем (и ему такожде челом) и рассмотрите, добре ли будет тако, и аще нечто обрящете требующее исправленья, пожалуйте поисправьте и ко мне паки прислете: прошу, полю и челом бью. Пишемой книги от вашей честности жду. Листы, что в соборном олтаре написаны, преписасте ли? Послание мое к господину Григорию Дмитриевичу Строганову не уничтожилося ли? Чудотворца Ростовского Иакова житие; такжде и Ярославских князей Василия и Константина, не обретесе ли где?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Богородицкий-Казанский-Нижнеломовский Архангельская Богоявленский-Костромской Вологодская Богоявленский-Голутвин-Старый Смоленская Богоявленский за Торгом Казанская Борисоглебский-Новоторжский Пензенская Борисоглебский на Устье-Ростовский Белбажский-Троицкий Костромская Введенский-Богородицкий-Тихвинский Московская Волосов-Николаевский-Царево-Константин. Московская Воскресенский-Новоторжский Тверская Высокопетровский-Московский Ярославская Десятинский-Богород. -Рождественский Евфимиев-Благовещ.-Плотинский Костромская Заиконоспасский-Московский Новгородская Зверин-Покровский Знаменский-Тобольский Владимирская Знаменский-Богород.-Рождественский Ивановский-Предтечевский на Кулижках Тверская Иоанно-Предтечевский или Иванский Московская Иосифов-Волоколамский Новгородская Крестный-Ставрос-Кийостровский Лужецкий-Рождество-Богородицкий Новгородская Макариев-Желтоводский-Троицкий Московская Николаевский-Вяжищский Новгородская Николаевский-Греческий Тобольская Отрочь-Успенский Курская Предтечев-Вяземский Псково-Печерский-Успенский Московская Ризположенский-Евфосиниевский-Суздальский Рождественский на Рву или на Трубе Псковская Солотчинский-Рождество-Богородицкий Спасо-Авраамиев-Богородицкий Московская Спасо-Андрониев Архангельская Спасо-Евфимиев-Суздальский Московская Спасо-Преображенский-Астраханский Нижегородская Спасо-Преображенский-Казанский Новгородская Спасо-Прилуцкий-Димитриев Московская Спасо-Яковлевский-Димитриев Тверская Спасский-Преображенский-Рязанский Смоленская Сретенский-Кашинский Псковская Старо-Вознесенский Владимирская Сырков-Владимирский-Сретенский Тихвинский-Богородицкий-Успенский Московская Трифонов-Успенский-Вятский Рязанская Троице-Сергиева пустынь Троицкий-Данилов-Переяславский Смоленская Успенский-Княгинин Московская Феодоровский-Переяславский Владимирская Астраханская Казанская Вологодская Ярославская Рязанская Тверская Псковская Новгородская Новгородская Вятская С.-Петербургская Владимирская Владимирская Владимирская 1786 год Благовещенский-Назарет-Богородицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ещё одной щедрой благотворительницей Спасо-Яковлевской обители была графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848), в монашестве Агния. Единственная наследница богатейшего графа Алексея Орлова, единственная настоящая любовь своего отца, она всю жизнь не выходила замуж; будучи фрейлиной императрицы, при дворе появлялась только для исполнения своих обязанностей, а остальное время проводила как монахиня - ни с кем не общаясь, посещая богослужения, вычитывая келейные правила. Её подвиг - исключительный пример пожертвования собой ради горячо любимого отца. Всю жизнь одна из самых завидных невест России посвятила отмаливанию души своего родителя, участника убийства императора Петра III. Она много благотворила при жизни, а в своём завещании не забыла ни один храм Российской империи. Всё своё многомиллионное состояние она завещала Церкви. Графиня Анна долгое время пользовалась советами иеромонаха Яковлевской обители Амфилохия. Именно он стал для неё духовным руководителем после кончины графа Алексея Орлова. Тогда графиня Анна пережила самый сильный стресс в своей жизни: узнав о кончине отца, она восемь часов находилась в обмороке. К началу ХХ столетия Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь процветал, слава о его святынях простиралась по всей России. Размеренный ход жизни обители был нарушен революционными потрясениями. Только за первое десятилетие деятельности советского правительства монастырь пережил национализацию капитала, строений и территорий, многократное изъятие церковных ценностей, вскрытие мощей святых, изгнание монашествующих и устройство тюрьмы. В 1929 году обитель была упразднена. В дальнейшем в корпусах расположился детский дом, затем детский сад и квартиры горожан, а в храмах были устроены сначала военные, а затем продуктовые склады. В 1988 году храмы обители стали филиалом Ростовского музея-заповедника. В 1991 году Спасо-Яковлевский монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. В настоящее время это самый значительный мужской монастырь не только Ростова, но и всей Ярославской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=00226

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010