В своих работах «Иван III. Стояние на Угре», «Походы русских войск при Иване III» он показал значение этой великой личности, этого смирителя бурь, разумного самодержца - идеала русского царя, который смог собрать разрозненную Русь воедино, смог дать ей единый строй, единый порядок, единое законодательство; смог возвеличить русскую Церковь, великолепно отстроить Москву и, наконец, освободить от ордынского ига. В своей работе «Конец ордынского ига. Стояние на Угре» Юрий Георгиевич удивительно показал, как русский народ во главе с великим князем смог перемочь, перестоять татарское иго и, явив свою спокойную силу, добиться падения Орды. Юрий Георгиевич Алексеев - великолепный знаток военного искусства Московской Руси и не только, чему посвящен целый ряд его работ. А под конец своей жизни он стал пристально заниматься историей русского флота, круг замкнулся - от практики к теории. Под конец жизни он много сделал для исследования жизни и деятельности замечательного русского флотоводца, святого Русской Церкви - праведного Феодора Ушакова. Как человек Юрий Георгиевич был удивительно гостеприимен и удивительно чуток. Однажды, когда мне было очень тяжело в связи с делом защиты печально известной диссертации Кирилла Александрова, я ему позвонил в неурочное время и спросил можно ли зайти. Он понял всё и сказал: «Заходите». Он смог найти удивительные слова, которые вернули меня в строй. Он всегда был доброжелательным, несмотря на страшные недуги. Несмотря на немощь, он всегда был готов помочь и поддержать. Удивительный отзыв он написал на мою диссертацию. К сожалению, его не удалось толком озвучить, потому что к этому времени Юрий Георгиевич уже скончался. Юрий Георгиевич Алексеев скончался 13 апреля 2017 года в Великий четверг, что весьма значимо. Это действительно один из знаков праведной жизни и праведной кончины. Царствие ему Небесное и вечный покой! И как Ивану III памятником Юрию Георгиевичу, надеюсь, станет вся современная Россия. , доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/pa...

В 1211 г. Всеволод Юрьевич женил сына Георгия на дочери главы черниговских князей Всеволода Чермного. Венчание состоялось в Успенском соборе во Владимире, при огромном стечении народа. Этот брак должен был закрепить недавно заключенный мир с Ольговичами. Очевидно решение на сей счет было принято годом ранее, когда во Владимир из Киева приезжал в качестве посредника митрополит Матфей, с просьбой о заключении мира. Черниговцы возвращали ранее захваченный Переяславль Южный и обязывались Во всем соблюдать интересы великого князя на юге. Этот год принес много перемен. Поскольку старший сын Константин отказывался выполнить отцовскую волю, и намерен был столицей государства непременно сделать Ростов, то еще загодя Всеволод, почувствовавший приближение смерти, вынужден был собрать земский собор, на котором преемником великого князя на владимирском столе был утвержден Юрий. 14 апреля 1212 года, на память Мартина исповедника, папы Римского, скончался Великий князь Всеволод Большое Гнездо, восстановивший величие Владимира и его главенство среди русских земель. На престол вступил двадцатидвухлетний Юрий Всеволодович. Первым шагом молодого государя было помилование рязанских князей и епископа Арсения, уже пять лет томившихся в плену. Все они были прощены и с миром отпущены домой. Однако вслед за мирной акцией в отношении соседей-вассалов последовал поход вместе с Ярославом к Ростову, против старшего брата, настаивавшего на своем старшинстве. Фактически же это была борьба Ростова и Владимира, старого и нового центров Залеской Руси. На сторону старшего брата перешел Святослав и усилившийся Константин вознамерился отобрать у Юрия Владимир. Под стенами Ростова был заключен мир, но он оказался коротким. Вскоре к Ростову отъехал еще один брат - Владимир. На новые переговоры братья съехались к Юрьеву Польскому, где Святослав вернулся под власть Юрия. За это он получил в удел этот город. Константин же наделил Москвой державшего его сторону Владимира. Менее, чем через год Юрий, вместе с братьями Ярославом, Святославом, Иваном и Давыдом Муромским подошел к Ростову. Здесь, на р. Идше, произошла ожесточенная битва, не принесшая победы ни одной стороне, однако войска коалиции, вынуждены были уйти, разорив окрестности. В отместку Константин напал на Кострому и всю ее погромил и выжег, пленив жителей. Тем временем Юрий и Ярослав с войсками пришли к Москве и " вывели " оттуда Владимира. Тому пришлось отправиться на юг - княжить в Переяславль " Русский " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/30/...

Древнее повествование говорит, что когда Узбек принял «бесерменство, наипаче не пощадети нача роду христианскаго». Никто из ханов не перегубил столько князей наших, как Узбек. Понятно, что искренний христианин, каковым был князь Михаил, менее мог быть приятен Узбеку, чем какой-нибудь Юрий, для которого христианство – вещь не очень нужная. К счастию России, исламизм принят Монголо-Татарскою ордою без отмены ясы – Монгольского государственного закона, освящавшего терпимость вер. Порядки правительства оставались прежние. К новому хану князь Михаил должен был явиться, чтобы быть утвержденным от него в правах великого князя. Юрий, еще не быв в Орде, дознал, как пойдут дела при новом хане, и начал наступательные действия против Михаила; пока тот был в Орде, он занял Новгород, где дотоле были наместники Михаила. Михаил жаловался на то в Орде и ему дали ярлык, а Юрия потребовали к ответу в Орду. Юрий оставил много хлопот Михаилу в Новгороде; два года возился великий князь с взволнованным упрямством Новгорода, заставляя уплатить долг оскорбленному великому князю 320 . Юрий, между тем, три года пресмыкался в Орде, дарил вельмож и, наконец, столько успел, что Узбек отдал за него свою сестру и с нею великое княжение. С толпами Татар и воеводою их, Кавгадыем, возвратился он в Россию и потребовал себе не только почестей великого князя, но и земель, принадлежащих Михаилу. «Будь великим князем, если это угодно царю, говорил Михаил Юрию, только оставь меня в моем наследии». Юрий стал жечь села и города Тверские. Михаил собрал на совет епископа и бояр. «Судите меня с племянником, сказал он. Хан утвердил меня на великом княжении; я заплатил дань царю. Теперь отказываюсь от достоинства и не могу смягчить злобы Юрия. Сколько зла наделал он в родовой моей собственности! Он ищет головы моей. Совесть не упрекает меня; но, может быть, я ошибаюсь. Скажите, виновен ли я пред Юрием?» Епископ и бояре единодушно отвечали: «ты прав, государь, во всем пред Юрием; смирение твое изумительно: в наших глазах столько обид вытерпел ты от Юрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1425 г., по смерти в. кн. Василия I, м. Фотий твердо поддержал права на престол десятилетнего сына последнего – Василия II. Права племянника оспаривал кн. Юрий Дмитриевич звенигородский и галичский. Начались военные действия. Наконец, в Москве решено было просить митрополита отправиться в Галич и убедить Юрия заключить мир. Юрий решительно отказался, и Святитель покинул город, не преподав ему и князю благословения. В Галиче открылся великий мор. Юрий поспешил с дороги вернуть митрополита, прося его молитв и соглашаясь исполнить его требования. По молитвам возвратившегося м. Фотия мор прекратился, и Юрий прислал в Москву послов для заключения мира. Найдя по вступлении на митрополичью кафедру имущество в большом разорении, м. Фотий привел все в порядок и умножил его. Имеются основания предполагать, что м. Фотий, по примеру м. Киприана, вел летопись своего времени. Митр. Фотий скончался 1 или 2 июня 1431 г. В духовном завещании он сообщил биографические сведения о себе и писал, что пребывание его на кафедре было временем непрерывных скорбей, слез и рыданий. Святитель Фотий почитался издавна; местное празднование ему в Успенском соборе последовало после 1805 г. В Москве, после кончины святителя Фотия, предположено было представить на его место русского кандидата. Выбор такового задержан был княжескими спорами. Юному Василию Васильевичу пришлось отстаивать лично в Орде свои права на великокняжеский престол, которого домогался его дядя Юрий Дмитриевич Звенигородский. В 1432 г. вел. кн. Василий II избрал кандидатом епископа Рязанского и Муромского Иону, который с 1433 г. назывался «нареченным в святейшую митрополию русскую». В том же году вел. кн. литовский Свидригайло, преемник Витовта, послал в Константинополь ставиться в митрополиты епископа смоленского Герасима, что и было осуществлено. Герасим считал себя не только митрополитом Литвы, но и «на русскую землю». Таковым он упоминается в псковских и в третьей новгородской летописях. В 1434 г. Герасим, пребывавший в Смоленске, поставил Евфимия архиепископом новгородским. Известно, что Герасим и Свидригайло намеревались принять участие в намечавшемся соединении церквей, что видно из письма последнего к папе Евгению IV. Но вскоре Свидригайло заподозрил Герасима в тайных сношениях с Сигизмундом, сыном Витовта. Герасим был схвачен вблизи Смоленска, сослан в Витебск и в июле 1435 года сожжен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

филологии сербский извод жития св. Георгия, ограничивается краткими комментариями и отсылает при этом читателя к исследованиям А.И. Кирпичникова и А.Н. Веселовского. Сказания, песни и поверья о св. Георгии распространены во всех христианских странах, в особенности на Кавказе и в Великороссии. В Малороссии св. Георгий входит изредка в народные рассказы и песни, и только в народных поверьях, преимущественно в дневнике, св. Георгий занимаете видное место. Образ св. Георгия воина, поражающего змия, отразился в народной поэзии в представлении св. Юрка в виде казака, с копьем и саблей, расправляющегося с пьяным бесом (Весел., стр. 150). В галицко-русской колядке: Сам святый Юрий коником играв, Коником играв, шабельков звивав. (Голов., т. III, стр. 20). Другое обычное представление св. Георгия в малорусских народных рассказах в виде старика. В винницком уезде, подольской губернии, рассказывают, что один путник, ехавший накануне Юрьева дня ночью под лесом, заметил в лесу огонек. Он поехал на огонь и вскоре увидел человека, убеленного сединами; перед ним горит свеча, а вокруг него волков видимо- невидимо» (Чуб., т. I, стр. 171). Во всей России, в частности в Малороссии, Юрий – покровитель животных, в особенности рогатого скота (Чуб., т. I, стр. 51 – 52). В харьковской губ. народ постит 23 апреля, «щоб Егорий скотину спас от звиря» (Харьковск. Сборник, вып. I, 1887 г., стр. 76). В особенную близость к Юрию поставляются волки: «Свитый Юрий звиря пасе»; волк – «Юрова собака» (Номис. стр. 10). Юрий назначает, какую крестьянскую корову съесть волку (Чуб., т. II, стр. 7). На Юрьев день впервые выгоняют в поле скот, совершив моления, иногда гонят его освященной вербой (Терещ., быть рус. нар., т. VI, стр. 29). Подобного рода обычаи и поверья встречаются у болгар, греков и кавказских горцев (Веселов., Зап. Акад, н., т. 37. стр. 6 и др.). Юрьев день не только пастушеский, но и земледельческий праздник, что объясняется сельскохозяйственными условиями: около Юрьева дня, во второй половине апреля, крестьяне сеют овес и гречку, и вообще это время есть начало, а осенний Юрий конец всем полевым работам.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Юрий Георгиев 8 декабря 2023, 11:19 Юрий 7 декабря 2023, 14:25 ВЕРНО, подавляющее большинство руководителей будущего Белого движения не просто не приветствовали февральскую революцию, а были против! Упомянутый вами Кутепов издал распоряжение в первые дни смуты расстреливать революционных офицеров, а с солдатами проводить разъяснительную работу. По воспоминаниям уже в эмиграции одному из офицеров задали вопрос, были ли они монархистами, на что тот ответил: " За всех я не могу сказать, но не монархистов я не встречал " . И. 7 декабря 2023, 14:58 Юрий Георгиев, Отрицая белый террор, Вы оказываете медвежью услугу, все легко проверяется в наше время. Не удивляйтесь, что в теорию " пушистости " белых, благородство их целей, безобидность методов, в т.ч. в вынужденность их действий (ответ на красный террор), верит все меньше и меньше людей. Особенно молодежь, которая вообще мало кому и во что верит без проверки. И. 7 декабря 2023, 14:49 Юрий Георгиев, при всем уважении к мнению Иоанна Шанхайского, клятвопреступления не могло быть, т.к. сначала те, кому клятву приносили, отказались от своей ноши, долга и обязанностей, тем самым освободив бывших под клятвой. Монарху надо было и об этом подумать. Не русский народ стоял над царем и требовал отречения, ему об этом официально сообщили как об акте главы государства, законопослушные граждане это приняли. Царя как царя " убили " (будущие) белые и не вспоминали бы об этом, пойди все гладко по их планам. Как человек бывший царь и его семья стали жертвами гражданской войны (одно из последствий отречения) наряду с сотнями других граждан в том же июле 1918. За их кровь не будете каяться? Юрий 7 декабря 2023, 14:25 И.6 декабря 2023. Какой " костяк " белых имел отношение к свержению Государя? Деникин, Колчак, Юденич, Миллер? Или, может быть, граф Келлер? Из Белых генералов можно назвать разве что Алексеева (хотя по его причастности к заговору есть вопросы - см. С. Ольденбурга или В. Шамбарова). Но если участие Алексеева в заговоре против Государя бросает тень на всё Белое дело, то тогда и участие Брусилова в том же заговоре бросает тень на РККА. Брусилов-то в итоге докатился до сотрудничества с красными. Как это желающих возродить монархию в рядах белых не наблюдалось? А Келлер, Дитерихс, Дроздовский, Унгерн, Кутепов...? А Астраханская и Южная армии, а Земская Рать и Приамурский Земский собор?

http://pravoslavie.ru/157476.html

Кутб Саид. Под сенью Корана. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. Луис Вернард. Ислам и Запад. М. Библейско – богословский инст. св. ап. Андрея. Л.В.С. Ван ден Берг. Основные начала мусульманского права. Максимов Юрий В. Вызов ислама и Православная Церковь . Максимов Юрий В. Религия креста и религия полумесяца. Максимов Юрий В. Православный ответ исламу (на примере одного отступничества) Манукян Юрий Климентович. Современное семейное право Российской Федерации и шариат. Малашенко А.В. Ислам для России. Москва. Моск, центр Карнеги. Малушков Владимир Геннадьевич. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. В.Г.Малушков, К.А.Хромова. [Предисл. М.Степанянц] АН СССР Институт философии. Маудуди Сийид Абул Алла. Путь к благоденствию. Манукян Юрий Климентович. Процессы взаимодействия и противоречия семейного права и шариата в современной России: Автореферат диссертация кандидата юридических наук. Рост. юрид. инст. России. Маргинани Бурхануддин. Хидоя комментарии мусульманского права. М. Волтерсклувер 2010г. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. Мирва Сабохат. Социальные и социально – психологические факторы воспроизводства традиций ислама и шариата в отношении к женщине: Автореферат диссертация кандидата философских наук. Акад. Общество наук при ЦК КПСС Мисроков Замир Хасанович. Адат и шариат в Российской правовой системе: ист. судьбы юрид. плюрализма на Северном Кавказе. Муртаза Мутаххари. Совершенный человек в исламе. Мусульманину об Исламе: обряды и молитвы. Сост. Н.Н.Иутенков; под общей ред. Исмаила Бердиева. Карачаево – Черкесский Республиканский комитет профсоюза работников среднего и малого бизнеса «Консолидация». Мусави Лари, Сайид Муджтаба Рукни. Западная цивилизация глазами мусульманина. Пер. с англ. осущ. в Центре исламоведения исследования «Иршад» под рук. Р.Я.Алиева. Мусави Лари Саййид Муджтаба Рукни. Пророчества. Пер. осущ. в Центре исламоведения исследований «Иршад» под рук. Рафика Алиева.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В 1304 г. скончался великий князь Андрей, и Владимирское великое княжение досталось Михаилу Тверскому, оказавшемуся теперь старшим. Но лишь только князь Михаил съездил к хану за ярлыком, как с притязаниями на великое княжение выступил племянник Михаила Юрий, сын покойного Московского князя Даниила. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая будет тянуться более полутора веков. Эта жестокая борьба приводила к непрерывным разорениям Тверского княжества татарами, которых призывал в помощь себе князь Юрий. Это был, по выражению историков и летописцев, «век плача Руси, терзаемой врагами и разоряемой братоубийственной враждой». В 1313 г. хан Узбек, а вслед за ним и вся Орда приняли ислам , и эпоха веротерпимости кончилась. Положение Тверского княжества стало еще более тяжелым после женитьбы Московского князя Юрия на сестре хана Узбека Кончаке. В 1317 г. муж Анны, князь Михаил, не желая ссор и разногласий в семье, уступает племяннику великое княжение: «Брате! аще дал тебе царь великое княжение, то и аз отступаюся тебе, княжи на великом княжении, а в мою отчину не вступайся». Но не таков был Юрий, чтобы уступить, ему хотелось добить родственника. Собрав большую рать, он вторгся в тверскую землю и в течение трех месяцев опустошал ее. Тогда Михаил, не выдержав, вышел навстречу врагу. В 40 верстах от Твери Юрий был разбит и бежал, бросив рать. Михаил захватил в плен князей и бояр союзных войск, а также супругу Юрия Кончаку, освободил полоны и вступил в переговоры с татарами. Казалось бы, должен был восстановиться мир, но неожиданно в Твери скоропостижно скончалась Кончака. Юрий сразу же отправился в Орду с доносом на князя Михаила, якобы отравившего сестру хана. Хан разгневался на Михаила и приказал уморить голодом его сына Константина, бывшего заложником в Орде. Но приближенные советовали: «сына уморим, отец не явится». Решили послать в Тверь войско. Тверскому княжеству грозило страшное разорение, и Михаил решил отправиться в Орду лично, чтобы спасти город и его жителей. Зная, что супруг отправляется на верную смерть, княгиня Анна все же благословляет его в этот путь. Летописи сохранили слова, сказанные княгиней при расставании: «Не бойся мучения, пребудь верен Господу до смерти... Молю тебя, господин мой, когда предстанешь перед нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злокозненным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на него добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа…, тогда и я буду блаженна тебе ради во всех российских женах...».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Так договорами начал юридически закрепляться новый порядок престолонаследия. Умирая, Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской мог сделать уже неслыханное до тех пор завещание: он благословляет своего старшего сына Василия Великим Княжением, которое зовёт своей отчиной. Притом Великому Князю Василию был определён удел, почти равный уделам его братьев, взятым вместе, и выражена надежда, что сыновья перестанут давать выход в Орду. Василий Дмитриевич был продолжателем дела отца. Он присоединял к Москве удельные княжества, с оставшимися же ещё удельными князьями заключал договоры о том, что они должны ему подчиняться и не искать Великого Княжения. С Рязанским Великим Князем договор был заключён от имени всех князей Московского Княжества. В нем Московские князья делятся на младших и меньших братьев Великого Князя. Младшими называются следующие по старшинству за Великим Князем Василием Дмитриевичем его брат Юрий и их двоюродный дядя, князь Владимир Андреевич, а меньшими – остальные. Рязанский Великий Князь приравнивался к младшим братьям. К ним же был приравнен и Тверской Великий Князь. Василий Дмитриевич заключил договоры и со своими родными «меньшими» братьями, по которым они обязывались после его смерти признать Великим Князем его старшего сына. Младший брат Великого Князя, Юрий Дмитриевич, не захотел, однако, признать нового порядка престолонаследия и решил добиваться Великого Княжения после брата. Когда Великий Князь Василий Дмитриевич в 1425 году скончался, оставив наследником десятилетнего сына, тоже Василия, митрополит Фотий известил об этом князя Юрия, оставшегося старшим в Великокняжеской семье, и пригласил прибыть в Москву. Юрий не пожелал подчиниться племяннику и пошел с войском на Москву. По поручению вдовы Василия Дмитриевича и московских бояр для переговоров с Юрием к нему в Галич выехал митрополит Фотий. Юрий не хотел отказаться от своих притязаний, и святой Фотий, не благословив ни Юрия, ни жителей Галича, выехал из него. По отъезде Митрополита в Галиче начался сильный мор, и Юрий был теперь ус­тупчивее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Время последних встреч с Юрием Поликарповичем как раз пришлось на период создания поэмы «Сошествие во ад», на самый разгар работы над нею. Ему, видимо, было интересно проверить на мне, как на священнике, – какое впечатление поэма может вообще произвести на церковнослужителей, не противоречит ли канонам Церкви, не нарушает ли их. Не все духовенство восприняло его новые поэмы о Христе, и Юрий Поликарпович болезненно это переживал. Ныне покойный, праведной жизни протоиерей отец Димитрий Дудко говорил, что это неприятие от непонимания, не надо мешать поэту идти своим путем познания Бога. Иногда бывало так – позвонишь ему, спросишь о времени приезда, а в ответ услышишь: «Приезжай, бороду за пазуху. Жду». Значит, уже есть что-то новое. И вот входишь в насквозь прокуренную комнату редакции, сам поэт курил очень много, признаваясь, что это ему все-таки мешает писать, курили и многие приходящие, отчего дым стоял коромыслом. На редакционном столе порядок, ничего лишнего, самые необходимые рукописи аккуратно сложены, а остальные сложены в шкаф. Юрий Поликарпович усаживает меня за соседний стол, значит, сегодня нет сотрудника редакции, занимается с посетителями – их немного, отвечает на звонки. Я терпеливо дожидаюсь, наблюдая за неспешной его работой, когда же наконец речь снова зайдет о поэме. И вот в кабинете никого нет. Кузнецов начинает читать новые, только что написанные строки. И я, пораженный в одном месте мощью поэтического образа, не удерживаюсь от восклицания: «Это гениально!» Юрий Поликарпович и бровью не поводит, но, с едва уловимой улыбкой, подняв указательный палец, приглушенно-таинственно молвит: «На уровне!» А таким уровнем для него была вся мировая поэзия, к которой он частенько предъявлял свой гамбургский счет. Однажды я дерзнул его поправить: «А где же у вас, Юрий Поликарпович, в поэме пророк Иоанн Креститель?» – увы, великий святой не был помянут в ней в сонме других святых. «Как нет?!» – Кузнецов даже как-то слегка опешил, удивился и задумался. И за считанные дни он восполняет этот пробел. В другой раз показал ему в Житиях святых отрывок, где говорится о подвиге святого великомученика Меркурия, римского воина, пострадавшего за веру Христову. Этот святой на поле боя поразил копьем императора Юлиана Отступника, гонителя христиан. Юрия Поликарповича поразило здесь то, что этот святой, изображенный на иконе, исчезает из нее на время боя, совершает подвиг и возвращается в икону, но уже с окровавленным копьем. Чистая поэзия и в кузнецовском ключе! И в кратча й шие сроки поэма уже дополнена новыми строками.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010