229 Тот и другой словарь напечатаны К. Калайдовичем в его сочинении «Ио­анн, экзарх Болгарский», прилож. XII и XIII, с. 193–197. Об источниках сведений по разным наукам в Древней Руси см.: Православный собеседник, 1860, ч. 1, с. 228– 229. 232 Главные рукописные источники и краткая характеристика трех редакций па­мятника даны в нашей работе «Литературное наследие Максима Грека », с. 97–100. Л. С. Ковтун в своей указанной выше монографии подвергает самому тщательному анализу – на основании выявленных к данному моменту списков – все три редакции этого замечательного произведения Максима Грека со стороны их содержания и словарного состава, а в конце книги приводит тексты первой и второй редакций по наиболее надежным спискам с указанием разночтений. 233 Выше мы указывали, что в каталоге Патриаршей библиотеки, составленном в 1718 г., пол упоминается «Словарь Снида», напечатанный в четверть листа, ветхий. Вероятно, это тот экземпляр, которым пользовался Максим Грек . К сожале­нию, мы не смогли обнаружить в наших современных книгохранилищах эту замеча­тельную книгу, на которой, возможно, имеются пометки самого Максима Грека . 234 А. И. Иванов . Литературное наследие Максима Грека , с. 99–100. Подробную характеристику «Лексиса» и некоторых других Азбуковников конца XVI в., главным образом, с точки зрения их лексики дает Л. С. Ковтун в своей указанной выше кни­ге (с. 206–254). В конце книги (с.268–294) автор приводит полный текст Азбуковни­ка конца XVI в. по списку ГБЛ, собр. МДА, 173. 235 В. Н. Перетц. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в С.-Петер­бург.– Университетские известия. Киев, 1912, 7, с. 55 – 61. 236 А. П. Карпов. Азбуковники, или алфавиты иностранных речей, по спискам Соловецкой библиотеки. Приложение к «Православному собеседнику». Казань, 1877. 237 Памятником этой редакции можно считать словарь, составленный в конце XVI в. Лаврентием Зизанием (напечатан в кн.: Сахаров. Сказания русского наро­да. СПб., 1896, т. 2). 240 ГБЛ, ф. 178, 2589 (XVII в.), лл. 194 об.– 196 об. (Лексикон славено-росский Памвы Берынды и Азбуковник).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Н.А. Заозерский , профессор МДА по кафедре церковного права   А.П. Голубцов , профессор МДА по кафедре литургики и церковной археологии   М.Д. Муретов , профессор МДА по кафедре Священного Писания Нового Завета   Г.А. Воскресенский , профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы   А.Д. Беляев , профессор МДА по кафедре догматического богословия   В.А. Соколов , профессор МДА по кафедре истории и разбора западных исповеданий   А.П. Шостьин , профессор МДА по кафедре пастырского богословия и педагогики   И.А. Татарский, профессор МДА по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур   А.А. Спасский, профессор МДА по кафедре обшей церковной истории в 1897–1907 гг.   М.М. Тареев , профессор МДА по кафедре нравственного богословия   И.Д. Андреев , профессор МДА по кафедре новой гражданской истории   П.В. Тихомиров , доцент МДА по кафедре истории философии   В.Н. Мышцын , профессор МДА по кафедре Священного Писания Ветхого Завета   П.П. Соколов, и. д. доцента МДА по кафедре психологии в 1889–1906 гг.   Священномученик Илия Громогласов , и. д. доцента МДА по кафедре истории и обличения русского раскола в 1894–1910 гг.   Н.Г. Городенский , доцент МДА по кафедре нравственного богословия (с 1902 г. – теории словесности и истории иностранных литератур)   С.И. Смирнов , и. д. доцента МДА по кафедре истории Русской Церкви в 1896–1906 гг.   Трапезная МДА ЦИА ПСТГУ   Комната с роялем в МДА ЦИА ПСТГУ   Пристань в Костроме. 1900-е гг. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Нижний Новгород. Вид на мост через Волгу Из журн.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Мечеть (начало XX в.) Из жури.: Наше наследие. 1990.   Владикавказ. Кафедральный собор (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990. 5   Владикавказ. Городская управа (начало XX в.) Из журн.: Наше наследие. 1990.   Александре-Невский военный собор в Тифлисе (начало XX в.)   Сионский собор в Тифлисе (начало XX в.)   Гостиница Ориент на Головинском проспекте в Тифлисе (начало XX в.)  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Г. Флоровский, «Пути русского богословия», Париж, 1937. 767 См. очень впечатляющее описание космического порядка в житии св. Стефана Пермского, составленном Епифанием Премудрым. 768 См. гл. 10. 769 230, с. 148. 770 215, с. 222–225. 771 См. гл. 10. 772 102. II, 192. 773 236, стлб. 178 и Приложение 8. 774 249, 21. XII, стлб. 1635; ср. 197, с. 247. Ср, аналогичные ссылки на каноны, осуждающие цезарепапизм, в посланиях митрополита Фотия против избрания Григория Цамблака (1416): 236, стлб. 341–342. 775 Ср. глава 5. 776 Ср. «Акты, относящиеся к Западной России», I, 25, с. 36; 236, стлб. 329. 777 236, стлб. 307–310. 778 Намек на избрание митрополита Климента Смолятича (1147–1155 гг.). 779 236, стлб. 309–314. 780 Широко распространенное мнение, что Григорий Цамблак был племянником Киприана, убедительно опровергнуто (см. гл. 9, прим. 8). 781 В послании, адресованном русским епископам, духовенству и князьям, Фотий говорит, что с тех пор, как Русь крестилась при Владимире, митрополит на Руси был один и что такой порядок церковного управления сохранится до конца времен (236, стлб. 318, 326, 327). 782 236, стлб. 357–360. 783 102, II, 18. 784 Тогда в Литве опять появился особый митрополит — Герасим (1434–1435 гг.). 785 Об этом см., в частности: А. Я. Шпаков, «Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества», I, Киев, 1904, с. 43–48. 786 236, стлб. 525–536. 787 236, стлб. 563–566. Однако кафедры Галиикая и Пере–мышльская были изъяты из его юрисдикции. Папа Пий II в 1358 году передал их митрополиту Григорию Болгарину (ср. 242, с. 147). 788 236, стлб. 623. 789 236, стлб. 684, 689; ср. признание defacto нового положения вещей патриархом Иерусалимским Иоахимом, который в 1464 году просил митрополита Феодосия и «собор Церкви Великой России» посвятить его протосиггела Иосифа в митрополита Кесарии Филипповой. (236. стлб. 925–940). 790 236, стлб. 451, прим. 3, стлб. 683, прим. 2; ср. 210, VI, с. 40. Эта крайняя формула в отношении константинопольской юрисдикции была направлена против назначения патриархатом Спиридона Сатаны на кафедру митрополита Киевского. Спиридон не был признан ни в Москве, ни в Киеве, и умер в монашеском уединении, получив определенную известность в качестве ученого и агиографа. (См.: Шпаков, ук. соч., с. 229–244 и библиография). 791

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Гавриила (Бужинского) (1731), еп. Лаврентия (Горки) (1738), еп. Воронежского Иннокентия (Полянского) (1794), еп. Сильвестра (Страгородского) (1803), архиеп. Псковского Мефодия (Смирнова) (1816), архиеп. Московского Августина (Виноградского) (1823), значительные пожертвования митрополитов Московских Платона (Левшина) и Филарета (Дроздова) и мн. др. После пожара Москвы в 1812 г. в б-ку поступили издания из книжных лавок, а после перевода ее в Троице-Сергиеву лавру - часть б-ки Троицкой ДС (объединившейся с Вифанской ДС). С 1881 по 1910 г. велась работа по изданию печатного систематического каталога (Т. 1-2/Сост. И. Н. Корсунский; Т. 3/Сост. Е. Троицкий; Т. 5/Сост. К. М. Попов). Отдельно были учтены фонды пожертвованных б-к архиеп. Тверского Саввы (Тихомирова) (сост. К. М. Попов. М., 1900 - ок. 3 тыс. названий), архиеп. Арсения (Брянцева) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1902) и еп. Симбирского Никандра (Молчанова) (сост. К. М. Попов. Серг. П., 1904). Рукописное собрание б-ки частично отражено в «Описи рукописей, перенесенных из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку МДА», составленной иером. Иосифом (ЧОИДР. 1881. Кн. 3; отд. изд.: М., 1882), и в «Сведениях о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища ТСЛ в б-ку Троицкой ДС в 1747 г.» архим. Леонида (Кавелина) (ЧОИДР. 1883. Кн. 4; 1884. Кн. 3-4; 1885. Кн. 1). После закрытия МДА в 1919 г. б-ка функционировала в качестве Сергиевского филиала Румянцевской (впосл. ГБЛ, ныне РГБ), в 1933 г. ее фонды (500 тыс. т.) были переданы в ГБЛ (см.: Феофилакт (Моисеев). Библиотека МДА). После открытия МДА в 1946 г. б-ка комплектовалась за счет частных пожертвований и текущих покупок (исключением явилась передача комплекта «Патрологии» Ж. Миня из б-ки Тартуского ун-та). С 1987 г. из резервного фонда ГБЛ в б-ку МДА стала передаваться дореволюционная богословская лит-ра. В наст. время фонд б-ки МДА составляет более 220 тыс. экз. II. СПбДА с момента основания (1725) имела б-ку, к-рая комплектовалась из монастырских сумм (Александро-Невской лавры) и за счет пожертвований б-к Феофана (Прокоповича) (1741), проф.

http://pravenc.ru/text/149151.html

625 (Комиссар – звание должностного лица, заведующего продуктовыми припасами, помощник эконома МДА) 626 (Эконом –имеется в виду Аркадий (Силантьев Алексей, 1852–?) – иеромонах. Из крестьян с. Юрловая Сурена Козловского уезда Тамбовской губернии. Получил домашнее образование. 19.06.1872 г. послушник Чернеева монастыря. 20.02.1874 г. перемещен в Тамбовский архиерейский дом. 15.12.1883 г. пострижен в монашество. 22.04.1886 г. рукоположен во иеродиакона. 08.07.1889 г. рукоположен во иеромонаха. 01.07.1890 г. перемещен в Калужский архиерейский дом. С 18.10.1890 г. – и. д. эконома Калужского архиерейского дома, с 09.01.1892 г. эконом. С 16.02.1893 г. член строительного Комитета по сооружению каменной домовой церкви при Архиерейском доме в г. Калуге и с 20.09.1893 г. член строительного Комитета по перестройке храма в Лаврентиевом монастыре в Калуге. 02.03.1894 г. избран Правлением МДА на должность эконома МДА, допущен к исполнению обязанностей. 17.03.1894 г. принят в Московскую епархию, утвержден в должности эконома МДА. 16.02.1897 г. уволен, согласно прошению, от должности эконома МДА. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5339. Личное дело служащего МДА Аркадия (Силантьева).) 627 (...студенты IV курса Альбов, Грибановский, III курса Овсиевский... – АльбовВ ениамин Павлович (05.10.1871–?) – выпускник МДА. Сын псаломщика с. Пуреха Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Окончил НижегородскуюДС (1893), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1897). 09.10.1898 г. определен учителем географии и арифметики в параллельные классы Черниговского ДУ. О нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 65. Личноедело студента МДА В.П. Альбова. Грибановский – имеется в виду Анастасий (Грибановский) , окончивший МДА в 1897 г.; см. Примеч. к л. 7. Овсиевский Владимир Павлович (15.07.1874–?) – выпускник МДА. Сын священника с. Андрияшевка Лохвицкого уезда Полтавской губернии. Окончил ПолтавскуюДС (1894), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1898); магистрант LIII курса. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2754. Личное дело студента МДА В.П. Овсиевского.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

О напечатании представленной Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским рукописи строителя Глинской Богородицкой пустыни Филарета под заглавием «Поучение к новопостриженному монаху». Циркулярный указ о рассылке указанного сочинения по всем епархиям. 1823 г.//ЦГИА, ф. 796. оп. 104, д. 1000. Прошения игумена Филарета к императору Aлekcahдpy I По копии с именного Высочайшего Указа о прибавке в Глинской Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии 13 монашеских вакансий с тем, чтобы поступающие получали содержание от самой пустыни. Устав означенной пустыни, составленный настоятелем. 16 авг. 1821 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936. По прошению Курской епархии Глинской пустыни строителя иеромонаха Филарета о возвращении во владение оной пустыни лесной дачи и об исходатайствовании денежного пособия на уплату долгов. 1819–1824 гг.//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829. Прошения строителя Филарета к императору Hukoлaю I По предложению Синодального обер-прокурора о наделении землей Глинской Богородицкой пустыни Курской епархии с приложением «записки» братии. 1837//ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202. Жизнеописание игумена Филарета и отзывы о нем Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни Филарета (Рукопись второй половины XIX b., писана скорописью двумя почерками на 89 л.л)//ГБЛ, ф. 214. ОПТ-292. По просьбе дворян и других обитателей г. Путивля о введении в Глинской Богородицкой пустыни устава Афонской горы. 4 февраля 1821 г.//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7889. Письма иеромонаха Макария (Иванова) , Леонида (Наголкина) и других к разным лицам//ГБЛ, ф. 214. ОПТ-384, л. 25. О переписке игумена Филарета и Макария (Глухарева)//ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003, 1, л. 26, 27. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским – Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ГБЛ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 85 об. Житие старца Плошанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Владимира Тимофеевича). Рукопись второй половины XIX b. 182 л.//ГБЛ, ф. 214. ОПТ-284. (Автор повести – монахиня Борисоглебского монастыря Ангелина).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

К биографии преосвященного Илиодора, епископа Курского и Белоградского//Курские епархиальные ведомости. 1892. 4. С. 52–57. Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. 45. С. 59. Извлечения из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по ведомству православного исповедания за 1866 г. СПб., 1867. С. 36. Церковные ведомости: 1888. 46. С. 1264–1267; 49. С. 1380–1387; 50. С. 1411–1416; 1892. 46; 1893. 28. С. 1027–1029; 38. С. 310; 1905. 25. С. 1035–1039. Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии. Бийск, 1843. Архиепископ Евгений (Казанцев) как архиепископ Тобольский Сулоцкий Александр , прот.//Странник. 1872. Май. С.123–131. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. II. 1878. С. 1547. Архивные документы Прошения и письма находящегося на пребывании в Глинской пустыни архимандрита Макария о дозволении ему переместиться в Иркутскую епархию для проповедования слова Божия языческим народам//ЦГИА, ф. 796, оп. 110, д. 417. Макарий (Глухарев), архим. Портрет. Литография Э. Мамонова. На паспарту//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 113, ед. хр. 3. Письмо начальника Алтайской миссии архимандрита Макария к Николаю I. «Писано в 1837 г.»//ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-445–1. Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М.Я. Глухарева). Черновой автограф чернилами и карандашом. 142 л. (не ранее 1886 г.)//ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1. Письма иеромонаха Макария (Иванова) , Леонида (Наголкина) и других к разным лицам//ОР ГБЛ, ф. 214. ОПТ-348, л. 58 об. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Софии) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 3 об., 61, 127. Труды архимандрита Макария Переводы с еврейского языка на русский Священных Ветхозаветных книг – больших и малых пророков, Иова, Песни Песней, Екклезиаста, Притчей Соломоновых, Пятикнижия Моисеева, Судей Израилевых, 4 книг Царств, Книги Руфь, Первой и Второй Паралипоменон, Второй книги Ездры, книги Неемии, Есфири, Первой и Второй книг Маккиавейских//Православное обозрение. 1860– 1867. Есть и отдельное издание: М., 1863 и 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

а) Ильи Абурруса, Латинская уния в Сирии. Стр. 138–140. б) Георгия Чанишвили, Отношение Грузинской церкви к Армянской. Стр. 223–225. 91 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 59 курса МДА Димитрия Лебедева, Из истории православной пасхалии. Основание и эпакта, «Журналы собраний Совета МДА» за 1904 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. Стр. 7–11. 92–93. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 60 курса МДА в «Журналах собраний Совета МДА» за 1905 год. Сергиев Посад, 1906: а) Григория Божовича, Савва Неманич, первый архиепископ и просветитель Сербии. Стр. 162–163. б) Николая Драганчула, Положение христиан в римской империи при императоре Коммоде по мученическим актам того времени. Стр. 170–171. 94–95. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 61 курса МДА в «Извлечении из Журналов собраний Совета МДА» за 1906 г. Сергиев Посад, 1907: а) Петра Соколова, Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Стр. 170–171. б) Николая Чернявского, Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Стр. 181–184. 96–97. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 64 курса МДА в «Журналах собраний Совета МДА» за 1909 год. Сергиев Посад, 1910: а) Ардалиона Вещезерского, Третий вселенский собор. Стр. 158–159. б) Михаила Чубарова, История анти-иудейской полемики в древнейшее время. Стр. 293–295. 98–101. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 65 курса МДА в «Журналах —110— собраний Совета МДА» за 1910 год. Сергиев Посад, 1911: а) Свящ. Алексея Вьюкова, Догматические воззрения Оригена по его сочинению «О началах». Стр. 103–107 (2-й отзыв). б) Леонида Дмитревского, Блаженный Иероним, как пастырь и учитель о пастырстве. Стр. 121 (2-й отзыв). в) Свящ. Василия Соколова , Леонтий Византийский . (Его жизнь и литературные труды). Стр. 216–220 (1-й отзыв). г) Евгения Рождественского, Св. царица Феодора. Стр. 370 (2-й отзыв). 102 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 65 курса МДА Димитрия Вышеславова, Церковные историки Сократ и Созомен по их сравнительной ценности для изучения церковно-исторических событий IV и первой половины V века. «Журналы собраний Совета МДА» за 1911 год. Сергиев Посад, 1912. Стр. 158–160 (1-й отзыв).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

842 Каптерев Николай Федорович (1847–1917), профессор МДА. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1872). Магистр богословия, доцент по кафедре всеобщей гражданской истории МДА (1874), экстраординарный профессор (1883). Доктор церковной истории (1891), ординарный профессор (1896), член Правления (1896), заслуженный ординарный профессор (1897). Член-корреспондент ИСПбАН (1910). Член Государственной думы IV созыва (1912–1917), прогрессист. Магистерская диссертация «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» (М., 1874), лекторская диссертация «Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством» (М., 1891). 843 Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), профессор МДА, доктор церковной истории (1907). Окончил МДА (1890), преподавал в Подольской ДС, а также в Подольском епархиальном женском училище (1891–1893); и. д. доцента по кафедре новой гражданской истории МДА (1893–1896). Магистр богословия (1896), доцент по кафедре церковной истории. Экстраординарный профессор по кафедре церковной истории (1897). В 1898–1903 гг. редактор «Богословского вестника». Член Правления МДА (1912–1915). В 1915 г. вышел в отставку. Автор «Истории догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени)» (2-е изд., Сергиев Посад, 1914) и др. Об А.А. Спасском см.: Лебедев Д. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: К характеристике его ученой деятельности как историка древней Церкви. Сергиев Посад, 1916. 844 Казанский Петр Иванович (1838(40)–1913), профессор МДА, доктор богословия (1892), автор трудов по библеистике и педагогике. Окончил МДА со степенью бакалавра (1864). Преподаватель в Ярославской ДС (1864–1865), а затем в Вифанской ДС (1865–1867). Преподавал в МДА педагогику (1867–1886) и нравственное богословие (1869–1892); ординарный профессор по кафедре истории философии (1892–1897). В 1897 г. вышел в отставку. См.: Казанский П.И. /Исторический вестник. 1913, 2. С. 727–728. 845 Голубинский Дмитрий Федорович (1832–1903), профессор МДА, автор трудов по естественно-научной апологетике. По окончании МДА преподавал в ней физику и геометрию, затем естественно-научную апологетику (1869–1903). См.: Памяти профессора Димитрия Феодоровича Голубинского († 23 ноября 1903 г.): Сб. статей. Сергиев Посад, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010