оп. 3, д. 10, л. 1 об., 2 об. Аврамий Меркурий Кирилл 8 мая 1605 г. оп. 3, д. 10, л. 6 – 7. Аврамий Аврамий Евстратий Федорит 1 июня 1606 г. – 1 ноября 1607 г. оп. 3, д. 7, л. 6 – 16 об. Аврамий Евстратий Ферапонт 1 ноября 1607 г. оп. 3, д. 13, л. 1 Аврамий Феодорит (Безсонов) Ферапонт 1 ноября 1608 г. оп. 3, д. 13, л. 6 об. – 7. Аврамий Евстратий Ферапонт 1 сентября 1609 г. оп. 3, д. 15, л. 7 об. Мисаил Меркурий Паисий 1 сентября 1610 г. – 26 августа 1611 г. ГА АО, ф.191, оп. 1, д. 45, л. 13–15 Мисаил до 1 сентября 1612 г. оп. 3, д. 16, л. 1 Мисаил Меркурий Паисий 1 сентября 1612 г. оп. 3, д. 16, л. 1 Аврамий Меркурий Паисий 29 августа 1613 г. оп. 3, д. 16, л. 7 – 7 об. Аврамий Меркурий Андреян 1 сентября 1613 г. оп. 2, д. 7, л. 1 Аврамий Андреян 1 сентября 1614 г. оп. 2, д. 7, л. 7 об. Аврамий Сергий 1 сентября 1614 г. оп. 2, д. 6, л. 14 об. Аврамий Варлаам 1 сентября 1615 г. оп. 2, д. 6, л. 24 – 24 об.   Так называемые «платяные» книги, фиксирующие обеспечение старцев и других монастырских людей одеждой и обувью, позволяют не только представить, что носили в то время, какие материалы использовались, но и выяснить состав и монашествующих, и мирских монастырских служителей. Так, по данным книги казначея Кирилла 1604/05 г. (см. публикацию, документ 8) количество братии, включая игумена и двух черных священников, не превышало 25 человек. Среди старцев источник называет такие послушания как: келарь, подкеларник, казначей, ключник, крылошанин. Бельцов в монастыре и на монастырских службах, которые получали монастырское платье, было почти в два раза больше – примерно 45 человек. Иногда упоминаются их занятия: церковнослужители, повара, портной, подконюшник, хлебник, коровник, портомойник.   Монастырь, государственная и местные власти в период Смуты Бурные политические события, частая смена верховной власти, вынуждали руководство монастыря регулярно ездить в Москву. В хозяйственных книгах есть сведения о поездках игумена, старцев и слуг в столицу (1601, 1602, 1603, 1605, 1607 и 1614 гг.), но подробности этих визитов освещены очень скупо. Главной целью являлось обычно подтверждение жалованных грамот, их переписка на имя нового царя, а также оплата государственных податей или решение земельных и других споров. Отчёты об этих поездках (в форме приходо-расходных книг) пока не обнаружены, хотя очевидно, что таковые должны быть, так как из казны игуменам выдавали крупные суммы – до 40 рублей (см. публикацию, документ 4). Сопоставление данных хозяйственных книг с другими источниками позволяет иногда пролить свет на некоторые особенности таких поездок. Так в расходной книге казначея сообщается, что 16 или 17 октября 1601 г. игумен Аврамий поехал в Москву (см. публикацию, документ 3). Известна грамота царя Бориса Годунова от 9 марта 1602 г., из которой мы узнаем, что этот игумен подал челобитную о нападении окрестных крестьян на монахов и монастырских служителей, о захвате ими монастырского оброчного острова и имущества .

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Храм посещали верующие из многих соседних населенных пунктов, он стал важным центром противостояния обновленчеству. В документах гос. и партийных органов отмечалось, что с приездом еп. Леонида в Марийскую АССР религ. жизнь населения активизировалась. Это вызвало беспокойство органов госбезопасности. 21 дек. 1937 г. архиерей был арестован, 29 дек. приговорен к расстрелу и 7 янв. 1938 г. казнен в Йошкар-Оле. Марийская епископия прекратила существование. До 1957 г. приходы Марийского края находились под омофором Горьковских архиереев, а затем вошли в состав Казанской епархии. В 1957-1960 гг. в Воскресенской ц. Йошкар-Олы в связи с переименованием Казанской и Чистопольской епархии в Казанскую и Марийскую располагалась 2-я кафедра Казанского архиерея. После закрытия Воскресенской ц. в 1960 г. статус 2-го кафедрального собора получила Богородице-Рождественская ц. с. Семёновка. 11 июня 1993 г. от Казанской и Марийской была отделена Йошкар-Олинская и Марийская епархия . Архиереи Еп. Арсений (Денисов; 25 сент.- 11 окт. 1929), еп. Иоанн (Широков; 4 нояб. 1929 - сент. 1931), еп. Авраамий (Чурилин; 29 сент. 1931 - 8 мая 1935), еп. Сергий (Куминский; 21 мая - 9 июня 1935), еп. Варлаам (Козуля; 9 июня 1935 - 29 января 1937), еп. сщмч. Леонид (Антощенко; март 1937 - 21 дек. 1937). Арх.:ГА Респ. Марий Эл. Ф. 86. Оп. 1. Д. 100; Ф. Р-168. Оп. 1. Д. 1054; Ф. Р-250. Оп. 1. Д. 432, 1165, 1609; Ф. Р-317. Оп. 1. Д. 304; Ф. Р-384. Оп. 1. Д. 86; Оп. 2. Д. 2; Ф. Р-652. Оп. 1. Д. 159; Ф. Р-873. Оп. 1. Д. 14; Ф. П-1. Оп. 1. Д. 217, 302; Оп. 4. Д. 222; ЦАНО. Ф. Р-2626. Оп. 1. Д. 1352, 3220; ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 1, 60; Арх. отд. администрации г. Сарапула. Ф. 64. Оп. 1. Д. 287;ГАСПИ КО. Ф. 6799. Оп. 8. Д. СУ-10292. Т. 1; Архив УФСБ по Респ. Марий Эл. Д. П-1915, П-2251;Архив УФСБ по Архангельской обл. Д. 15504;Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д. П-8611. Ист.: Положение об областных Преосвященных. 12 марта 1934 г. 14//ЖМП, 1931-1935. С. 218-222. Лит: Акты свт. Тихона. С. 933, 957, 964, 975, 978, 992; За Христа пострадавшие.

http://pravenc.ru/text/2562032.html

203 (Фонд Московской Духовной Консистории): Оп. 477. Д. 27. Прошение прихожан с. Всесвятского Московского уезда, о воспрещении их односельцу крестьянину Егору Иванову Салову участвовать в их приходских выборах церковных старост. Март-апрель 1907 г. Оп. 477. Д. 28. Прошение прихожан Георгиевской на Глинках в с. Игнатьеве церкви Богородского уезда Карповской волости об устранении крестьянина Антона Еремина от должности учетчика над церковным старостой. Февраль-июнь 1907 г. Оп. 478. Д. 1. О назначении на должность, увольнении с должности, переводе на другое место. 1907 г. Оп. 478. Д. 100. О снятии сана со священника Петропавловской церкви Рузского уезда. Оп. 480. Д. 1. О рассмотрении прошений разных лиц на должность. Оп. 480. Д. 6. Об увольнении за штат священника Троицкой села Круглина церкви Дмитровского уезда Ильи Садикова и о замещении его места. 1910 г. Оп. 480. Д. 7. Об увольнении за штат священника Спасской г. Дмитрова церкви Николая Соловьева и о замещении его места. 1910 г. Оп. 480. Д. 8. О перемещении священника Богородицерождественского погоста Якотского церкви Дмитровского уезда Александра Русинова на службу в Рязанскую епархию и о замещении его места. 1909–1910 гг. Оп. 480. Д. 9. О замещении священнической вакансии при Николаевской села Лунина церкви Звенигородского уезда. 1910 г. Оп. 480. Д. 11. О замещении священнической вакансии при Богородицерождественской села Ивановского-Богородского церкви Звенигородского уезда. 1910 г. Оп. 480. Д. 12. О замещении священнической вакансии при Успенской села Петровского церкви Звенигородского уезда. 1910 г. Оп. 480. Д. 14. Об увольнении за штат священника Гребневской села Оденцова церкви Звенигородского уезда Симеона Парусникова за штат и о замещении его места. 1909–1910 гг. Оп. 480. Д. 15. О замещении священнической вакансии при Спасской [церкви] села Ильинского-Толбузина Клинского уезда. 1908–1910 гг. Оп. 480. Д. 16. О замещении священнической вакансии при Вознесенской в Теряевой слободе церкви Клинского уезда. 1910 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Циркуляр НКВД 336 всем губотделам управления (по губликвидкому) от 31 июля 1923 г.//ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 344. Инструкция (постановление) НКВД и Наркомпроса 461] о порядке занятия с детьми вне школы (утверждена 22 декабря 1923 г.)//Фиолетов Н.Н. Церковь и государство по советскому праву. II. (Обзор и комментарий законодательства по вопросам отношения церкви и государства за 1923 и начало 1924 г.). М.-Саратов, 1924. С. 45–46. Клочков В.В. Закон и религия: (От государственной религии в России к свободе совести в СССР). М.: Политиздат, 1992. С. 142–143. Проект постановления президиума ВЦИК и СНК о запрещении применения труда несовершеннолетних до 18 лет в местах религиозного культа, 2 сентября 1922 г.//ГАРФ. Ф. А-2306. Оп. 1. Д. 818. Л. 9. Инициативу проявил Витебский губотдел управления, который 29 сентября 1923 г. просил VIII отдел Наркомюста сообщить, возможно ли издание обязательного постановления, запрещающего лицам до 18 лет состоять певчими в религиозных хорах. Такое запрещение, по мнению губотдела управления, согласовывалось с общим правилом о том, что лицам до 18 лет воспрещено быть активными членами обществ, в том числе и религиозных, а «участие малолетних в религиозных хорах является косвенным внедрением в головы несовершеннолетних религиозных учений, что запрещено ст. 121 Уголовного Кодекса РСФСР» (Запрос Витебского губернского отдела управления в VIII отдел Наркомюста, 29 сентября 1923 г.//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 7. Д. 10. Л. 2–3). Постановление СНК РСФСР «О порядке введения всеобщего обязательного обучения в РСФСР» от 22 апреля 1927 г.//Народное образование в СССР …С. 108. В постановлении СНК РСФСР «О создании условий действительной доступности школ I и II ступени для детей рабочих, колхозников, батраков и бедняков и о приёме детей нетрудового населения» от 31 января 1930 г. признавалось, что «враждебные классовые влияния» имеются в школе и в её стенах необходимо проведение классовой линии в форме «энергичной педагогической и общественной деятельности советских учителей», СНК вместе с тем посчитал необходимым указать в постановлении на недопустимость «исключения детей из школы I и II ступени по одному лишь признаку их социального происхождения или отсутствия избирательных прав у родителей или опекунов». Такие факты по букве и смыслу постановления «противоречили задаче социалистического воспитания и перевоспитания всего подрастающего поколения». «Это тем более недопустимо и совершенно неправильно именно в настоящее время, когда обострение классовой борьбы в стране в результате социалистического наступления и успехов советского строительства приводит зачастую к расслоению в семьях, принадлежащих к непролетарским классовым группам. При этом расслоении подрастающая молодёжь нередко противопоставляет себя семье и идейно, а иногда и в бытовом отношении отрывается от семьи, классово и идеологически враждебной пролетариату, находя в школьной обстановке опору революционным взглядам и борьбе с влиянием старой семьи»

http://bogoslov.ru/article/1249526

(Петриев) из Донско­го монастыря Байцова Пожертвовала крест большой серебряный вызолоченный [ЦИАМ. Ф. 203. on. 642. д. 66]. Бантыш-Каменская Пожертвовала три участка земли: свыше 47 десятин, в 28 десятин и 82 десятины при сельце Архангельском, Мыза тож, в 1883 и в 1888 годах [ЦИАМ.Ф. 203, оп.667,д. 152 и Ф. 184, оп. 9, д. 319, л. 105об.; также РГИА. Ф.796.оп. 169. д. 1212] д. 319 , л. 105об.; также РГИА. Ф. 796, оп. Елисавета Дмитриевна, дочь тайного советника Бахметева Пожертвовала для строительства пустыни участок земли из своего имения в даче Бекасова Верейского уезда, «мерою девять десятин с лесом и сенными покосами и со всеми угодьями» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 624. д. 33. л. 2] Мария Семеновна Бахрушины Наталия Ивановна (мать зосимовской монахини Алексии Бахрушиной) завещала в 1862 году пятьсот рублей серебром [ЦИАМ. Ф. 203, 0П.648.Л. 102] Наталия Ивановна и ее сын Василий Алексеевич, московские купцы Брат монахини Алексии, Василий Алексеевич Бахрушин, пожертвовал в 1904 году лавку в Гостином дворе в Москве на углу Ильинки и Хрустального переулка, доход с которой измерялся тысячами рублей в год [ЦИАМ. Ф. 203. оп. 689. д. 155] Богданова Завещала сто рублей, что и получено монастырем в 1898 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 682, д. 395] Анна Артемовна, девица, дочь священника Тульской епархии Булыгины Пожертвовали «участок земли с растущим на нем смешанным лесом и всеми другими угодьями, в количестве 64 десятин 125 кв. саженей, состоящий в даче сельца Архангельского, Александра и Надежда Мыза тож» в 1912 году [ЦИАМ. Ф.203.оп.697.д395] Васильевны, дочери сенатора тайного советника Верховскин Пожертвовал билет сохранной казны в 150 руб в 1853 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66] Пожертвовал землю в количестве 23 десятин 981 кв. сажень, находящуюся в смежности с землею монастыря, в 1863 году [РГИА. Ф. 796. оп. 144. д. 1070] Иван Ильич, (родной племянник старца Зосимы), коллежский асессор Воейкова Пожертвовала билет сохранной казны в 150 руб. в 1853 году [ЦИАМ. Ф. 203. оп. 642. д. 66]

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В нояб. 1926 г. трапезный и сестринский корпуса переданы под частное жилье военному ведомству для размещения семей летчиков военной школы воздушного боя и бомбометания. После 1945 г. территория О. У. м. находилась в ведении Мин-ва обороны РФ. В 2000 г. Оренбургской епархии была передана полуразрушенная водосвятная часовня, перестроенная и освященная как храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 24 мая 2001 г. был зарегистрирован Успенский приход. 31 окт. 2009 г. члены правосл. молодежного движения «Общее дело» навели порядок на кладбище мон-ря и установили деревянный поклонный крест. 7 нояб. 2009 г. здесь отслужили панихиду по почившим сестрам. В 2010 г. территория обители, находившаяся в ведении Мин-ва обороны РФ, была передана Оренбургской епархии. В дек. 2010 г. указом митр. Оренбургского и Саракташского Валентина (Мищука) настоятельницей назначена мон. Флора (Новицкая), 7 янв. 2014 г. возведенная в сан игумении. Решением Синода от 25 дек. 2013 г. О. У. м. был открыт. В здании трапезной на верхнем этаже освящен храм в честь Успения Пресв. Богородицы. В нижнем храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской, устроенном в 2015 г., ежедневно читается неусыпаемая Псалтирь. Отремонтированы кельи, ограда, построены св. ворота, звонница, разбит яблоневый сад. Работает мастерская по пошиву и изготовлению церковного облачения, действуют иконная лавка и хлебный магазин, кондитерский цех и пекарня. 1 сент. 2012 г. открыта воскресная школа. Арх.: ГАРФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1682. Л. 15; Арх. УФСБ по Оренбургской обл. Д. 417, 19090-п.; ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 9. Ведомость о настоятельнице, монашествующих и послушницах оренбургского Успенского жен. мон-ря за 1915 г.; Ф. 174. Оп. 1. Д. 347. Л. 349; Ф. Р-53. Оп. 2. Д. 11. Л. 60; Д. 12. Л. 16; Ф. Р-60. Оп. 1. Д. 4. Л. 68 об., 121 об.; Д. 16. Л. 128 об.; Д. 88. Л. 17; Ф. Р-133. Оп. 1. Д. 2. Л. 300; Ф. Р-617. Оп. 1. Ист.: СУРП. 1866. 14. Стб. 108. Лит.: М. Р. Торжество освящения главного придела в честь Успения Богоматери в Оренбургском жен.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

620 Ср. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 49; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. С. 87–92. Переживание трагичности исторического момента было настолько острым, что и в кругу православной интеллигенции отдельные природные катаклизмы в это время воспринимались как апокалиптические знамения. См. А. Ф. Лосев. Диалектика мифа//Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 560–561, 561 прим. 1, 643. 621 Жиромская В. Б., Киселев И. Н., Поляков Ю. А. Полвека под грифом «секретно»: Всесоюзная перепись населения 1937 года. М., 1996. С. 99–100,102; Жиромская В. Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М., 2001. С. 191, 206. 629 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 912, 930, 953–954. До весны 1944 г. вдовствующей была и Пензенская кафедра (см. Там же. С. 939). Возможно, это говорит в пользу того, что о. Филарет (Волокитин) действительно имел полномочия от митр. Сергия на служение в области и на организацию ходатайств об открытии церквей. 638 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 294. 660 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 7; Д. 12. Л. 8; Д. 14. Лл. 6, 18; Д. 15. Л. 134.; Д. 16. Лл. 78 об., 137 об.; Д. 35. Л. 104; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 149. Л. 302; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 111. Л. 148. 661 Об этом мы можем говорить, по крайней мере, до второй половины 1950-х и начала 1960-х гг., когда в рамках преобразований сельского хозяйства, инициированных Н. С. Хрущевым, стали осуществляться масштабные преобразования традиционного сельского уклада. См., например, Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000. С. 168–176. 664 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Лл. 98–99. Отметим, что движение серафимовцев было известно также в 1870-х гг. в Псковской губернии. Трудно сказать, имеет место в данном случае случайное совпадение названия или преемственность этих движений. При этом бросается в глаза типологическое сходство учения и ритуалистики серафимовцев XIX века с движениями нового хлыстовства (см. ниже), широко распространенными в 1920–1940-е гг. См.: Христианство . Энциклопедический словарь. В 3 тт. Т. 2. М., 1995. С. 547–548.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот лейтмотив отдыха в Ильинском присутствует во множестве писем, в дневниковых записях, распоряжениях, деловых бумагах. Во-вторых, можно отметить и тот факт, что повседневная жизнь великокняжеской семьи была погружена в атмосферу культуры — как особого опыта духовного общения. Может быть, поэтому почти каждый вечер великокняжеский дом наполнялся звуками музыки великих композиторов и совместным чтением Библии. Быстротекущие дни оказывались плодотворными для каждого и открывали в душах «культуру чувства природы» в ее первозданном и межличностном выражении. В этом смысле уместно вспомнить Михаила Пришвина, подчеркивавшего, что выращивание культуры чувства природы в человеке есть рай. Именно таким раем и была внутренняя жизнь великокняжеской четы. Жизнь нерукотворной природы Ильинского в богатстве и неповторимости ее оттенков и настроений была подобна драгоценной оправе семейного союза. Благодатная жизнь в Ильинском никогда не отгораживала Великую княгиню Елисавету Феодоровну от повседневных нужд беднейших жителей Москвы. В Ильинском эта ежедневная деятельность становилась менее напряженной. Но и здесь центральным оставалось представление о немыслимости гармонии при наличии резких социальных контрастов, а поэтому Великая княгиня всегда помнила о необходимости оказания максимальной помощи всем в ней нуждающимся. Маерова В. Указ. соч. С. 74.. ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 24. С. 35. ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 150. Там же. Из записок высокопреосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. 1866 г. Московские церковные ведомости. 1911. Marie, Queen of Roumania. The story of My Life. V. I. Ld, 1934. P. 76 Там же. С. 79 Там же. Там же. С. 93 Там же. С. 93–94 Там же. С. 94 Там же. Мария Павловна. Мемуары. М., 2003. С. 7 Там же. С. 8–9 Там же. С. 9 Там же. С. 172 Там же. С. 134 Там же. С. 123 Там же. С. 173 Там же. С. 10 Там же. С. 19 Там же. С. 25 Там же. С. 23 Там же. С. 47 Мария Павловна. Мемуары. М., 2003. С. 19–20. Там же. С. 21 Там же. С. 95 Там же. РГАДА. Ф. 1290. Оп. 9. Ед. хр. 624. Там же. Ед. хр. 174. С. 2. Юсупов Ф. Мемуары. М, 1998. С. 85. Там же. С. 86. Там же. Гавриил Константинович (Великий князь). В мраморном дворце. СПб., 1993. С. 211 ЦИАМ. Ф. 303. Оп. 2. Ед. хр. 255. С. 1–2, 2 об. 3–4. Мария Павловна. Мемуары. М., 2003. С. 22 Давыдов В. Ильинское: Судьба подмосковной усадьбы//Московский журнал. 1991. 12. С. 57 Калужские губернские ведомости. 1898. 80. С. 4 Джунковский В.Ф. Воспоминания. Т. I. M., 1997. С. 426 Волков А.А. Около царской семьи. Париж, 1928. С. 21 Там же. Marie, Queen of Roumania. The story of My Life. V. I. l.d, 1934. P. 214–215 Мария Павловна. Мемуары. М., 2003. С. 39 ГАРФ.Ф. 1115. On. 1–11 Греч А.Н. Венок усадьбам//Памятники Отечества. Вып. 32. М., 1994. С. 7 Там же. С. 8 ГАРФ. Ф. 1115. Оп. 1. Ед. хр. 7. С. 2 Седов Д.А. Один век из истории Звенигорода в фотографиях. М., 2004. С. 97–99 Там же. С. 99 Там же.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Там же. С. 607. Федорченко В. Императорский дом. Выдающиеся сановники. В двух томах. М., 2000. Т. I. С. 253.. Три века Санкт-Петербурга. Т. I. С. 668. ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 18. С. 695. Там же. С. 699.. Там же. С. 665. Там же. С. 668 Там же. С. 674 Таганцев Н.С. Пережитое. Второй выпуск. Петербург, 1919. С. 5–6.. Там же. С. 8.. Там же. С. 11 Там же.. Проблемы истории архитектуры. СПб., 1998. С. 59.. . Там же. С. 63. ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 18. С. 920.. Тамже. С. 810–811 Там же. С. 836.. Там же. С. 859.. Храм Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. Симферополь, 2002. С. 10. Верная Богу, Царю и Отечеству. СПб., 2005. С. 42–43.. Русский архив. 1911. 12. С. 567–568. Там же. С. 568. Там же. С. 575–579. Там же. С. 582–583 Там же.. ‘Там же. С. 616.. Каратыгин П.П. Императрица Мария Александровна. 1824–1880. СПб., 1881. С. 7.. Там же. С. 11.. Там же. С. 24–28.. Пономарев В.В. Кончина и погребение в Возе Почившей Государыни Императрицы Марии Александровны, великой матери Русской земли. М., 1880. С. 23. Там же. С. 24 Там же.. Фриндман Э.Е. Монумент Марии, или о Бозе почившей Государыне Императрице, матери сирот и родительнице вдов Марии Александровне. Вильно, 1881. С. 9, 25 Там же. С. 25, 35.. ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 19. С. 2549 Там же. С. 2557. Там же. С. 2594. Там же. С. 2608. Там же. С. 2613. Там же. С. 2616.. ссылка пустая Там же. С. 2619 Там же. С. 2622.. Там же. С. 2624 Цит. по: Федорченко В. Императорский дом. Выдающиеся сановники. В 2х тт. М, 2000. Т. I. С. 448 Цит. по: Никольский А.Д. Некоторые обстоятельства бракосочетания Великого князя Сергия Александровича и Великой княгини Елисаветы Феодоровны (по материалам музея Мураново)//Отблеск Нетварного Света. Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений. Отв. ред. И.К. Кучмаева М., 2005. С. 41. Там же.. ГАРФ. Ф. 648. Оп. 1. Ед. хр. 19. С. 2630. Там же. С. 2634.. Там же. С. 2637.. Koehler L. Saint Elisabeth. The New Martyr. NY., 1988. P. 16.. РГИА. Ф. 554. Оп. 1.Д. 1.Л. 2.. Историческая летопись. 1914. 6. С. 694–695..

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

34 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве: (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). М., 1999. С. 224. 36 Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского)//Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. 1. Православная Церковь в России и СССР. Источники, исследования, библиография/Ред. номера С. Л. Фирсов. С. 348. Ср. Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 172–173, 192. 37 См., например, Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 318; Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 102–103, 109. 39 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 12. Л. 12 об., 34–35; Д. 16. Л. 23; Шкаровский М. В. Иосифлянство. С. 59. 41 См. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг. С. 143–147. 42 Термин А. В. Журавского. См. Журавский А. В. Светская и церковная историография о взаимоотношениях правой оппозиции и митрополита Сергия (Страгородского). С. 350. 44 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 15. Л. 92–93, 97–98; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России… С. 995. 45 Учение Православной Церкви не исключает возможности духовной одаренности любого христианина, или личной святости, но отделяет ее от иерархического служения. Как писал видный богослов ХХ в. протоиерей Сергий Булгаков, “иерархия есть единственное харизматическое служение в Церкви, которое имеет пребывающее значение и наличием своим восполняет отсутствие чрезвычайного харизматизма, хотя его и не исключает”. — Цит. по: О вере и нравственности по учению Православной Церкви. С. 217. См. также: Там же. С. 221. 46 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 291. Л. 93, 95–97; ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 16. Л. 104; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 692. Л. 76–77; Демьянов А. И. Истинно-православное христианство. С. 20, 78–79, 86–87; Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской области: (По материалам экспедиции Института истории АН СССР в 1959 г.)//Вопросы истории религии и атеизма. Сборник статей. Т. 8. М., 1960. С. 93–94; Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан. С. 166; Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. М., 1999. С. 248–252.

http://pravmir.ru/evolyutsiya-tserkovnoy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010