Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (ок. 1095/1100 - 10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых). Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) Печать кн. Всеволода Мстиславича. 1117-1136 гг. Прорись. (НГОМЗ) В. М. был старшим сыном киевского кн. Мстислава (Феодора) Владимировича (1125-1132) от брака с Христиной, дочерью швед. кор. Инге (1080-1112), и старшим внуком киевского кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Первые сведения о В. М. относятся к 1117 г.- 17 марта он был оставлен в Новгороде своим отцом Мстиславом, к-рого Владимир Мономах перевел в Белгород под Киев. В 1123 или нач. 1124 г. В. М. женился на дочери Святослава Давидовича, одного из князей черниговского дома, тогда уже инока Киево-Печерского мон-ря (см. Николай Святоша , прп.). От этого брака у В. М. было 2 сыновей - Иоанн, умерший в младенчестве в 1128 г., и Владимир, а также дочь Верхуслава. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Икона. 2-я пол. XVII в. (ГМЗК) Княжение В. М. является важным этапом в становлении новгородской государственности. Стремление Владимира Мономаха и Мстислава Владимировича сделать Новгород, как и Киев, наследственным владением Мстиславичей вело как к усилению попыток контролировать Новгород из Киева, так и, напротив, к политическим уступкам новгородскому боярству. По мнению В. Л. Янина , именно при В. М., а не в результате его изгнания в 1136 г., как традиционно считалось в науке, в Новгороде сформировалось т. н. посадничество нового типа, полномочия к-рого заметно ограничивали княжескую власть. Свидетельством внутриполитической активности В. М. как новгородского князя являются и многочисленные находки преимущественно в Новгороде свинцовых печатей с изображением арх. Гавриила, возвещающего Пресв. Богородице о рождении Спасителя, на лицевой стороне и св.

http://pravenc.ru/text/155468.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил: об Апокалипсисе, антихристе, ИНН и паспортах Афонский старец Гавриил: об Апокалипсисе, антихристе, ИНН и паспортах     Афонский старец Гавриил рассуждает на самые болезненные темы. Старец отталкивается от толкования Апокалипсиса и приходит к поучениям прп. Паисия Святогорца.   Рассуждения старца представляют большой интерес именно как глубинные ориентиры в христианстве. Какие ориентиры монахи выбирают в современной жизни? Как  выделить важное и второстепенное? Именно эти нелегкие вопросы послужили причиной для беседы со старцем.   + Комментарии Всего комментариев: 29 2020/01/09, 03:08:22 Дорогие друзья. Если, как вы пишите, афонские игумены просят украинцев предъявлять им заграпаспорта(а они сей, ас все биометрических, или с биометрических визами) , а при этом твердят что электронный паспорт это печать антихриста - то не разделяются ли их взгляды внутри них самих?!!!! Андрей 2019/06/05, 21:02:40 ИГУМЕНЫ МОНАСТЫРЕЙ АФОНА ПРОСЯТ УКРАИНСКИХ ПАЛОМНИКОВ ПОДТВЕРЖДАТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Киев, 4 июня 2019 г. Отныне все паломники из Украины, которые отправляются на Святую Гору Афон, должны иметь при себе, кроме обычных в таких поездках документов (загранпаспорта и диамонитириона), еще и справку, свидетельствующую об их принадлежности к Украинской Православной Церкви. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. Справка с указанием срока пребывания паломника на Афоне должна быть оформлена на бланке епархиального управления, подписана епархиальным архиереем и заверена печатью. Соответствующий циркуляр Киевской Митрополии был отправлен всем епархиальным преосвященным УПЦ 3 июня 2019 года. «Канцелярия Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви доводит до вашего сведения благословение Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, согласно которому в ответ на просьбу игуменов Святой Горы Афон, клирики, монахи и миряне Украинской Православной Церкви, которые будут совершать паломничество на Святую Гору Афон, обязательно должны иметь справку о принадлежности к Украинской Православной Церкви», – сказано в документе, подписанном управляющим делами УПЦ митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3039

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил. Пророчества о коронавирусе и закрытии Церквей Афонский старец Гавриил. Пророчества о коронавирусе и закрытии Церквей     Афонский старец Гавриил раскрывает духовную суть сегодняшних событий. Он приводит пророчества о коронавирусе и закрытии Церквей. Вряд ли можно найти что-то проще и понятнее, чем видение старцу Дионисию из скита Кольцу. Это пророчество, находящее в русле Традиции Патериков, обращает нас к причинам событий, к их духовным истокам. Комментарии Всего комментариев: 5 2020/04/18, 01:32:10 Я предлагаю чин освящения, который может совершаться в субботу перед Пасхой. В воскресенье, в день святой Пасхи, молитвы на освящение изменяются. (смотри в конце) Для самостоятельного " мирского " освящения, на столе надо положить скатерть, расположить на ней Кулич, Пасху, крашеные Яйца, возжечь на них свечи, приготовить святую воду и кропило. Совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Боже, милостив буди мне грешному. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва ко Пресвятой Троице. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=31...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Счастье быть мучеником: Схимонах Гавриил Счастье быть мучеником: Схимонах Гавриил (Седлецкий). День памяти — 10 июля Загудел страшный ветер, засверкали частые молнии, и загремел гром. Паисий не терял присутствия духа, стоял бодро и молился. Гроза усилилась еще более. Молния чрез отверстие проникла в храм и начала гулять по церкви. Паисий прижался к стене, думая, что она не коснется его, но вдруг он почувствовал удар в голову, отчего четки выпали у него из рук... Схимонах Гавриил (в миру Георгий Аркадьевич Седлецкий) родился в 1845 году в городе Дорогобуж Смоленской губернии. Родители его были дворянами и имели возможность отдать мальчика в уездное училище. Но юный Георгий всем сердцем тянулся к монашеской жизни. Любовь к Богу всецело захватила его молодую душу. Тайно от родителей в 15-летнем возрасте он сбежал из дома и поступил в Белобережную пустынь. Старцы этой обители сначала никак не хотели его принимать в обитель, но, видя его неимоверное стремление к монашеству и его рвение, наконец согласились это сделать. Когда же Георгию исполнилось 18 лет, постригли его в рясофор с именем Паисий. Он был племянником преосвященного Поликарпа (Радкевича), епископа Орловского, и его рекомендации и поддержка помогли юному подвижнику осуществить свою мечту — стать монахом. Была у него еще одна мечта — посетить святые места Иерусалима и Святую Гору Афон, которую он вскоре смог осуществить. Прибыв в 1865 году на Афон, он был очарован образом здешней монашеской жизни и решил навсегда остаться в уделе Пресвятой Богородицы. Вот как описывает дальнейшие приключения Паисия его духовный отец иеросхимонах Иероним: «По прибытии его на Афон он сначала пристал к монастырю Хиландарь. Потом обошел некоторые монастыри, скиты и келлии, прося, чтобы где-либо приняли его на жительство, но ему везде отказывали по причине молодости и слабого сложения. Таким образом, он дошел и до нашего монастыря, явился ко мне и просил о принятии в монастырь на всегдашнее жительство.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2614

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач) 1 Закарпатский старец схиархимандрит Гавриил (Легач)   9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон схиархимандрит Гавриил (в миру Георгий Васильевич Легач) родился в крестьянской семье в 1901 году в селе Копашнево Хустского уезда Мармарошской губернии, что на Закарпатье (на тот период в составе Австро-Венгрии, позднее – Чехословакии, ныне – Закарпатская область, Украина). Отца звали Василий, а мать – Марией. Получил неплохое домашнее образование. Родной дед научил его читать и писать. При хорошей памяти он за короткое время освоил то, что могло ему дать образование на дому. Следует отметить, что находясь под властью Австро-Венгрии, Православная Церковь в Закарпатской Украине после насильственного введения в 1646 году Ужгородской унии была полностью уничтожена. В крае вплоть до начала ХХ века не существовало ни одного православного прихода, не говоря о монастырях. Их возрождение непосредственно связано с влиянием Святой Горы Афон и в частности Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В последнем, 8 июля 1908 года, принял Святое Православие будущий апостол Закарпатья А. Кабалюк, ныне известный как преподобный Алексий Закарпатский. Приняв Православие и причастившись Св. Таин, он получил тогда из рук архимандрита Свято-Пантелеимонова монастыря Мисаила афонскую икону Божией Матери «Акафистная» со словами «Примите от меня эту икону Божией Матери и отвезите ее в свой край как благословение Святой Горы». На обратной стороне иконы было написано: «Святая Афонская Гора 1908 года июля 8 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы, подобие видом и мерою чудотворной Афонской Зографского монастыря, писана и освящена на Афоне и даруется от игумена русского Афонского Пантелеимонова Монастыря архимандрита Мисаила со всей о Христе братиею нововозсоединившемуся с Святою Восточною кафолическою Православною Церковию во святой обители нашей, отныне духовному сыну нашему, раку Божию Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Унгарии во благословение ему от святыя Горы Афонския - земнаго удела Царицы Небесныя н нашей священной обители во имя святого и славного Великомученика н Целителя Пантелеимона, в благодатную ему помощь от всяких бед, зол и напастей, от всяких врагов видимых и невидимых и во укрепление его в торжественно данном им обещании даже до смерти быть верными н послушным Святой Апостольской Православной Восточной Церкви, ея же Глава есть Всесвятой Господь наш Иисус Христос. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси раба Твоего. Мати Божия, просвети всех заблудших».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=186...

О.Т. Лойко «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор., 9:6) В 1995г. среди громких юбилейных торжеств осталась незамеченной важная для русской философии дата. В 1795г., ровно двести лет назад, родился архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) – автор первой в России истории русской философии. Имя этого подвижника на ниве историко-философских трудов, к сожалению, мало известно современному читателю, в то время как его работы оказали существенное влияние на развитие русской философской школы. Архимандрит Гавриил родился в семье дьячка Московской епархии, окончил семинарию, затем Московскую Духовную академию, где своими дарованиями обратил на себя внимание архиепископа Тверского Филарета (Дроздова) , впоследствии митрополита Московского. В 1820г. окончил академический курс со степенью магистра, был направлен в академию в звании бакалавра философских наук и помощника библиотекаря. Постриженный 23 марта 1821 года митрополитом Филаретом в монашество с посвящением через несколько дней в иеромонахи, в августе 1822 года назначен бакалавром по кафедре священного писания и герменевтики, а 20 октября 1824 года перемещен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию с назначением того же года ее инспектором. 31 мая 1825 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором богословских наук в Орловскую духовную семинарию В августе 1825 года состоялось назначение архимандрита Гавриила настоятелем Зилантова казанского монастыря. Благодаря его стараниям Зилантов монастырь значительно возвысился. Архимандрит Гавриил славился как выдающийся церковный оратор. Среди казанского населения он пользовался любовью и уважением. Беднота особо чтила его за дела благотворения. Во время страшных холерных эпидемий 1830 и 1849 годов, когда зажиточные люди выселялись из города и отсиживались в своих домах, зилантовский архимандрит безбоязненно ходил по домам Адмиралтейской слободы, напутствуя больных и утешая здоровых. Во время жестокого голода 1830 года им была устроена при монастыре бесплатная столовая.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Гавриил Зырянов Икона Акафист          «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»   «Простота от Духа Божия подается.  Человечек сам ничего не приобретет, если Бог не подаст...  А даст, так будешь как дитя… Ребеночек все просто принимает  и живет одним чувством. А мы много знаем, много помним, все это разбивает и рассеивает нас».       Молитва схиархимандрита Гавриила (Зырянова), читаемая в болезни   Гавриил Зырянов о цели христианской жизни     Гавриил Зырянов Икона Акафист     Акафист преподобному Гавриилу (Зырянову),  Седмиезерному Кондак 1 Избранный угодниче Христов и Его Пречистыя Матери неленостный служителю! Теплый о нас молитвенниче к Богу и Его любве образ чудный и совершенный! Приими от нас недостойных подобающую ти похвалу и, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей избавляй, да зовем ти: Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый. Икос 1 Архангелу тезоименитаго и его житию подобника провиде тя всея твари Зиждитель словесы пророческими:- «Се, Мой еси!» Ты же от юности глас сей с Небеси услышав, всем сердцем возлюбил еси Бога возлюбившаго тя, преподобне отче Гаврииле. Сего ради зовем ти: Радуйся, от юности Богом избранный; Радуйся, в гражданство Небесное званный; Радуйся, мира сего красоту ни во чтоже вменивый; Радуйся, ангельское житие измлада возлюбивый; Радуйся, иго Христово верно восприявый; Радуйся, благодать онаго житием оправдавый; Радуйся, издетска образ молитвы слезныя; Радуйся, родителей благочестивых отрасль боголюбезная; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый. Кондак 2 Видев красоту Божественнаго видения, осенившаго тя благодатию Духа Святаго, родителей твоих удивил еси, не их чадом ся называя, но Божиим. Темже усердно последовал еси Своим тя Назвавшему, непрестанно взывая к Нему: Аллилуиа. Икос 2 Разумом богопросвещенным постиг суету и непостоянство мира сего, преподобие Гаврииле, от юности твоея вечных благ возжелал еси и сотворил себе обиталище Святаго Духа. Мы же творим тебе пение сицевое: Радуйся, воздержанию от юности себе обучивый; Радуйся, постом и молитвою стрелы лукаваго до конца отразивый; Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания; Радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания; Радуйся, Христа Бога всем сердцем возлюбивый; Радуйся, яко по заповедем Его право ходивый; Радуйся, бранею праведности облеченный; Радуйся, светом боговедения просвещенный; Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

http://isihazm.ru/?id=1607&c_pid=1

Поучение в день Благовещения Пресвятой Богородицы Послан бысть Архангел Гавриил от Бога во град Галилейский, ему же имя Назарет, к Деве обреченней мужеви, ему же имя Иосиф, от дому Давыдова: и имя Деве, Мариам ( Лук. 1:26, 27 ). Ныне у нас праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот самый день, как говорится в нынешнем Евангелии, св. Архангел Гавриил послан был от Бога к Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей, что Она зачнет во чреве Своем от Духа Святого и родит Сына, истинного Господа, на радость и спасение роду человеческому. Радуясь нынешнему празднику, будем благодарить и прославлять Господа, благоволившего воплотиться нашего ради спасения от Пресвятой Девы Марии; будем благодарить и прославлять и Пресвятую Деву Марию, родившую нам Бога – Слово, и достигать своего спасения св. верою в Бога и добрыми делами. Но нынешнее Евангелие дает мне повод, братие христиане, обратить ваше внимание еще и на то, где жила Пресвятая Дева Мария в то время, когда св. Архангел Гавриил принес Ей от Бога радостную весть. Из Евангелия видно, что Она в это время жила в городе Назарете, в доме обручника своего, праведного Иосифа, т. е. жила в семье, как и мы живем со своими семьями. Говоря об этом, я хочу сказать, что Пресвятая Дева Мария, как семьянинка, служит примером семейной жизни для всех замужних женщин и научает их, как они должны устроятъ счастье семейное и приобретать себе и своей семье благодать и благословение Господне. Итак, посмотрим на ту Богом любимую семью, в которой жила Пресвятая Дева Мария. Что за дивная была эта семья? Глава этой семьи: праведный Иосиф – бедный плотник. И как он сам, так и вся его семья отличалась высоким благочестием, а вошедшая в семью его Пресвятая Дева Мария, своим глубочайшим смирением, кротостью и чистотою, сияла как свет небесный и привлекала Господню благодать и благословение на всю семью. Она любила заниматься чтением святых книг, молитвою и богомыслием. Как член семьи, она разделяла с Иосифом и труды семейной жизни, занималась полезным домашним рукоделием и почитала Иосифа как своего обручника и хранителя. От того в этой семье всегда был Божий мир и Божия благодать. И в эту-то, говорю, благословенную семью, к богоизбранной Деве Марии, по повелению Господнему, явился св. Архангел Гавриил и возвестил ей великую радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Преподобный Гавриил Ургебадзе в воспоминаниях келейницы Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь». 19 марта, 2015 Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь». Отрывок из нового русского перевода книги «Диадема старца», посвященной одному из самых известных грузинских подвижников XX века архимандриту Гавриилу Ургебадзе. Портал Православие.Ru публикует его с согласия переводчика и составителей книги. Преподобный Гавриил Ургебадзе Отец Гавриил притягивал всех своей христианской жертвенной любовью. Смирением и послушанием всех вел к Царствию Небесному. «Для смиренного любое испытание пройдет мимо. Господь даёт смиренному благодать, без смирения никто не войдет в Царствие Небесное!» — учил старец. Он устраивал нам такие «экзамены» смирения и послушания, что мы зачастую лишь спустя годы догадывались о его замысле. Старец любил повторять: «Господь требует от нас и сердце и добрые дела. Что доброго сделали ближнему, то сделали мне, учит Господь». Один священнослужитель задал вопрос старцу: — А что такое пост? — Сейчас объясню, — ответил старец и напомнил ему все его грехи, содеянные с детства. От стыда священнослужитель не знал, куда деться, и стал плакать. Старец внезапно развеселился и предложил ему немного поесть. — Как же я могу сейчас есть, мне так плохо! — ответил он. — Вот это и есть пост. Когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде. Перед Великим постом батюшка, как правило, коленопреклоненно молился о прощении грехов на амвоне Преображенского храма. Если он кого-то гневно обличал, а тот до вечера не приходил за прощением, то сам шел к нему и просил прощения. Когда я была его келейницей, мирские страсти во мне исчезали. Я чувствовала, что во мне усиливались разумные помыслы и чувство сострадания. Он удивительным образом руководил мною. Иногда у меня было ощущение такой легкости, будто я витаю в воздухе. Тогда батюшка начинал смирять меня. А когда я чувствовала тяжесть на душе, будто весь мир повисал на моих плечах и я погибала, он с юмором утешал меня:

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-gavriil-u...

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Гавриил (Лепихин) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Журналисты газеты «Монастырского вестника» города Елабуги познакомились с игуменом Гавриилом (Лепихиным), первым настоятелем Спасского собора после протоиерея Павела (Дернова), который был расстрелян в годы революции. Долгое время храм не слышал святых возгласов Божественной литургии, лики подвижников не глядели на входящих в церковь людей, а стены были исписаны бессмысленными каракулями… К счастью, колокольный звон снова плывёт над Россией. А игумен Гавриил трудится над восстановлением одного из крупнейших в Поволжье храмов Спасского собора. Недавно священнослужитель отметил 25-летие служения в священном сане. Отец Гавриил, чем Вам запомнился первый выпуск нашего обновлённого «Монастырского вестника»? Запомнилась статья про православный внешний вид. Как раз недавно мы провели заседание на эту тему, было выдвинуто много предложений. К примеру, хочется организовать телемосты с другими молодёжными движениями, провести где-нибудь показ одежды, альбомы с фотографиями сделать, может, даже премию придумать для молодых модельеров… Надо этот вопрос развивать, и мы активно работаем. Планируем сделать большие стенды у входов в храмы, где будет наглядно рассказано о дресс-коде для верующих. Получается, вы связаны с елабужским молодёжным движением «Аксиос»? Мы постоянно встречаемся. Молодёжь мне активно помогает в нелёгком деле окормления детского дома. Помимо этого, у нас много совместных мероприятий. К примеру, недавно выезжали в Лекарево на уборку территории заброшенного храма. И пообщались, и поработали, и плов поели! А как проходило Ваше детство? Какими были первые Ваши шаги в вере? В моё время мало кто задумывался о Боге. Нам просто не давали об этом думать. Был запрет, и если комсорг или парторг видел, к примеру, у молодого человека крестик на шее, то запросто могли заставить снять его. Говорить о Боге было вроде как «не модно». Но мне повезло: моим крёстным отцом был священник в четвёртом поколении, и я часто находился в их семье. Хотя меня самого в священство никто не готовил, я не думал, и не подозревал, что стану священнослужителем. Наверное, огромную роль в моём приходе к вере сыграла бабушка: водила меня в церковь на исповедь , Причастие . Во всяком случае, до семи лет я ходил в храм достаточно регулярно. Это я до сих пор хорошо помню.

http://azbyka.ru/way/igumen-gavriil-lepi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010