Скачать epub pdf Хиротонисан: 18.09.1821, еп. Орловский и Севский; с 22.05.1828 еп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический; с 31.12.1832 архиепископ; с 9.05.1837 архиеп. Херсонской и Таврический; с 1.03.1848 архиеп. Тверской и Кашинский; с 15.02.1857 на покое; умер: 8.09.1858. Гавриил (в миру Василий Феодорович Розанов) – архиепископ, бывший Тверской; сын сельского священника Костромской епархии, родился 26 января 1781 г. После обучения сначала в Костромской, а потом в Троице-Лаврской семинариях Розанов был назначен учителем пиитики в Костромскую семинарию, где скоро занял место префекта. В 1811 г. Розанов приехал в Петербург, где ректором Академии был товарищ его по семинарии архимандрит Филарет Дроздов , и представился митрополиту Амвросию «с поднесением слабых своих опытов труда на поприще наук». Митрополит предложил Розанову постричься и предназначал его в бакалавры по кафедре философии в Академии, но оставил это намерение вследствие противодействия своего постоянного антагониста, архиепископа Феофилакта Русанова . Постриженный 15 октября 1811 г. в монашество с именем Гавриила, Розанов был назначен префектом Вологодской семинарии и архимандритом Спасо-Каменного монастыря. Назначенный в 1814 г. ректором семинарии и настоятелем Спасо-Прилуцкого монастыря, Гавриил в 1819 г. был вызван «на чреду» в Петербург и определен законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. Получив в 1820 г. настоятельство в первоклассном Ярославском Толгском монастыре, с исправлением должности ректора семинарии, Гавриил 18 сентября 1821 г. в Москве был посвящен во епископа Орловского. 22 мая 1828 г. был переведен в Екатеринославскую епархию, обнимавшую в то время, кроме Екатеринославской губернии, губернию Таврическую и восточную часть Херсонской. В 1829 г. он получил орден Анны 1-й степени, а 31 декабря 1832 г. был возведен в сан архиепископа. В 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на Екатеринославскую и Херсонскую, и Гавриил, «как пастырь опытный», был 9 мая 1837 г. назначен архиепископом Херсонским и Таврическим, причем к его епархии были присоединены и уезды Одесский, Ананьевский и Тираспольский, принадлежавшие к Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Rozano...

Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Фото священника Димитрия Агеева и Андрея Рыбакова ЖМП 2 февраль 2013 /  Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Монашество - сердце Церкви Полвека в монашестве, тридцать два года отшельнической жизни... Это редкий духовный опыт для наших современников. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) приоткрывает завесу жизни монаха-затворника, делится переживаниями, наполняющими душу монаха вдали от суетного многообразия мира. Его советы о духовной жизни и молитве просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов. — Отец Гавриил, вы часто вспоминаете в своих беседах древних отцов-пустынников. С чем связано ваше внимание к ним? — Вы наверняка знаете, святые отцы-пустынники беседовали с приходившими к ним паломниками не по книгам. В Патерике мы видим, что их ответы — это экспромт, импровизация. И это очень важно. Люди приходили к отцу-пустыннику, который старался ответить на все вопросы, и, надо сказать, вопросы всегда были личные и никогда — общие. Отцы делились собственным духовным опытом, который они получили от своих духовных отцов, и опыт этот предавался от одного к другому. А затем, из того, что они говорили, сложились апофтегмы, или изречения, в которых была заложена простая и понятная мудрость, потому что отцы-пустынники не говорили о теологических проблемах и не толковали Святое Писание. Они учили справляться с обычными человеческими страстями и промыслами. И важно, что это не было просто теорией, они исходили из собственного опыта. И сегодня эти очень древние тексты, переведенные, изданные, читают простые христиане и находят в них помощь, просветление. — Позвольте задать вам как монаху-отшельнику вопрос: в чем суть вашей жизни в затворничестве, как складывалась ваша жизнь в отсутствие постоянного общения с людьми? — Монахи редко говорят о себе, они предпочитают цитировать святых отцов. Я тоже очень редко говорю о своем опыте. Я живу отшельником в горной монашеской келии уже 32 года, но мне кажется, что я еще слишком молод для того, чтобы рассказывать о своем опыте... Но я могу рассказать вам одну историю. Как-то я посмотрел французский документальный фильм «Свет пустыни». В нем рассказывалось о монастыре святого Макария Великого, это монастырь Коптской Церкви. В конце фильма съемочная группа посетила очень-очень старого монаха-отшельника, одного из основателей монастыря, мне кажется, его звали Абуна Мина, ему более 90 лет. Ему задали вопрос: «Что же вы нашли здесь, живя такой жизнью?» На что этот человек, с лицом, которое не пощадили песок, холод, зной, ответил с прекрасной улыбкой на лице: «Удивительную близость Бога». И это воистину так! И он может так говорить, но если бы это были мои слова, то люди бы мне не поверили. Но я очень стремлюсь именно к тому, что он сказал.

http://e-vestnik.ru/interviews/shiarhima...

А. Рогозянский Скачать epub pdf Игумен Гавриил и расцвет Валаама Об истории Свято-Преображенского Валаамского монастыря написано много. Большое внимание уделено валаамскому старчеству, а также периоду с 30-х годов XIX века. Напомним, что в тот момент стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) , тогдашнего настоятеля Свято-Троицкой пустыни в Стрельне, под Санкт-Петербургом, и по совместительству инспектора Валаама, а также назначенного по его представлению настоятелем островной обители игумена Дамаскина удалось преодолеть нестроения и возродить пошатнувшийся было порядок и строгий молитвенный дух братии. Однако в тени остается другой интересный отрезок истории Валаамского монастыря: с 1891 по 1903 год. Именно в эти двенадцать лет Валаамский монастырь совершил быстрый скачок вперед, без преувеличения, приобретя значение главного монастыря России. На Северном Афоне возвели несколько новых скитов, мастерские, больницу, гостиницы для богомольцев, был отделан и расписан главный, Спасо-Преображенский собор. Валаамский монастырь получил великолепные подворья в Москве и Петербурге. Число братии возросло с 500 до 1300 человек! Все эти удивительные перемены тесно связаны с именем тогдашнего настоятеля Валаама игумена Гавриила (Гаврилова). Будущий настоятель был исконным воспитанником Валаама. Придя на остров еще в 1866 году совсем молодым человеком, отец Гавриил застал монастырь в пору духовного расцвета и умиротворения, когда в полной мере проявились плоды многоопытного и благодатного управления игумена Дамаскина. Восходя по ступеням монастырской иерархии и долгое время занимаясь хозяйством обители, отец Гавриил в то же время глубоко проникся духом традиции местного старчества и в этом, несомненно, был учеником и продолжателем своего славного предшественника. Когда 20 января 1891 года скончался настоятель игумен Ионафан и на его место пришел отец Гавриил, он был уже крепким и опытным внутренним делателем и руководителем, умевшим не только блюсти заповеданный по уставам порядок, но и творчески применять его к обстоятельствам времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антоний (Амфитеатров). Биография и библиография Основные даты жизни 1815 – рождение 1832 – поступление в Калужскую семинарию 1835 – поступление в Киевскую духовную академию 1839 – бакалавр греческого языка в Киевской академии 1840 – пострижение в монашество, хиротония во иеродиакона и иеромонаха 1841 – инспектор Киевской духовной семинарии 1845 – ректор Киевской семинарии, архимандрит 1848 – издание «Догматического богословия» 1851 – ректор Киевской духовной академии 1858 – епископ Чигиринский 1859 – епископ Смоленский 1866 – епископ Казанский 1867 – архиепископ Казанский 1879 – кончина Первые годы жизни Архиепископ Антоний (в миру – Яков Гаврилович Амфитеатров) родился 15-го октября 1815 года. Он происходил из благочестивой семьи, подарившей Русской Церкви замечательных тружеников, прославившихся на ниве служения Церкви и духовной науке, из которых самым известным является митрополит Киевский Филарет (1778–1857). Благодаря ему фамилия Амфитеатровых получила широкую известность. Отец Якова, Гавриил Егорович Амфитеатров, был братом митрополита Филарета и всегда сопутствовал ему даже в тяжелые дни его жизни. Когда митрополит Филарет, тогда еще архимандрит, должен был уехать в Уфу, Гавриил Егорович нес послушание у него в качестве келейника, затем преподавал в Уфимской семинарии немецкий язык. В Уфе Гавриил Егорович женился на дочери местного священника Григория Несмелова Татьяне. Детей в семье Амфитеатровых было пятеро: три сына – Павел, Яков (Иаков), Сергий, и две дочери – Вера и Александра. Когда Гавриил Амфитеатров принял священный сан, то был назначен священником в город Миасс, где начиналось строительство новой церкви во имя апостолов Петра и Павла. Старший сын священника Гавриила родился на момент закладки, а рождение и крещение Якова пришлось сразу после освящения нового храма Божия. В 1819 году архимандрит Филарет (Амфитеатров) был хиротонисан во епископа Калужского и вызвал своего брата к себе. В 1820 году, когда Якову исполнилось 5 лет, его семья приехала в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

архимандрит Гавриил Дионисиатский Скачать epub pdf Предисловие ко второму изданию Духовной радости и веселия исполняется сердце у нас, нынешних насельников Дионисиевой обители, ибо с Божией помощью вновь увидело свет одно из сочинений досточтимого и приснопамятного старца Гавриила Дионисиатского, который свыше сорока лет был здесь игуменом. Сбылось давнее желание, столь же наше, сколь и многих боголюбцев, лично знавших старца Гавриила. И то, что святая обитель наша впервые переиздала его творение, составляет для нас не только особое благословение Божие, но и почетное преимущество. Старец Гавриил был, без сомнения, великим мужем и живым воплощением новой эпохи в истории Святой Горы. Он подъял великие труды и всего себя расточил ради блага святоименного сего места, перенес многие скорби и нередко, по собственному признанию, досыта испивал чашу неблагодарности от тех, кого облагодетельствовал. Смиренно полагаем, что о подвижнике этом написано незаслуженно мало, почему и образ его многие представляют себе весьма туманно. Но для того, должно быть, и обходили старца земная слава, почет и признание, чтобы негибнущее воздаяние было ему не от людей, а от всеведущего и правосудного Бога. Находясь в мире сем, отец Гавриил как для братии, так и для многих других являл пример не только «делом, словом, жительством», но и своими писаниями. И хотя со святой кончиной умолкло слово, обилующее полнотой и «солью растворенное», но образ жительства по-прежнему влечет к подражанию, а бесценные книги его навеки останутся источником великой пользы и духовного богатства для всякого, кто захотел бы им приобщиться. Избирая для переиздания в первую очередь «Лавсаик Святой Горы», мы сочли, что творение это ближе всего нам по теме, а потому особенно полезно для нынешнего поколения святогорцев как воздвигающее от сна и зовущее подражать добродетелям описанных здесь отцов в наше время, которому свойственны нерадение о духовном и многопопечительность о земном. Труд старца отличают изящество и ясность изложения, отменное знание и умелое употребление классического языка, а также точность и взвешенность суждений. В нем проявляется глубочайшее благочестие, великая любовь к Святоименной Горе, которая всегда виделась ему как одно целое, как нерушимое братство, благу которого он безраздельно себя посвятил. Столь же ясно усматривается здесь и кроткая снисходительность к чужой немощи, и тот умиротворяющий дух, что по общему признанию всегда сопутствовал его жизни и делам. Не менее очевиден и глубокий патриотизм писателя, кое-кем превратно толкуемый, но совершенно естественный ввиду всех бед и испытаний многострадальной нашей отчизны. Чувство это тем более оправдано, если вспомнить, что он три года провел в заложниках у болгар, претерпел темничное заточение и, наконец, собственными глазами, полными слез, узрел в 1912 году освобождение Святой Горы и греческий флаг, утвержденный на месте турецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архимандрит Симеон (Холмогоров) Скачать epub pdf Вступление ко второму изданию Предлагаемое Боголюбивому читателю жизнеописание в Бозе почившего схиархимандрита Гавриила разыскивалось для переиздания долгое время во многих мировых книгохранилищах и в Париже, и в Вашингтоне; эту книгу искали и на Афоне, и в Финляндии и спрашивали ее у многих книгопродавцев – и только теперь, когда приблизилось пятидесятилетие со дня успения Старца (24 сент. 1915 г.) и наступило 120-тилетие со дня его рождения (14 мар. 1844 г.) удалось неожиданно обрести эту драгоценную и редчайшую книгу. Старец Гавриил, положивший начало своего монашеского пути в Оптиной Пустыни под руководством великого старца Амвросия Оптинского , воплотил в себе и осуществил дух оптинского монашества, иначе говоря, дух древних Восточных аскетов, какими были св. Антоний Великий , Макарий Великий , Иоанн Лествичник и другие, учение которых возобновили в русском монашестве ученики старца Паисия Величковского . Согласно учению этих древних подвижников, надлежало очистить сердце от страстей при содействии молитвы Иисусовой и откровении помыслов старцу – опытному руководителю – и этим путем достигнуть сердечной чистоты, привлекающей благодать Духа Святого, дарующего прозорливость и способность передавать ближним непосредственную волю Божию, исцелять недужных, изгонять бесов и другие дары. Это учение, называемое в монашестве «умным деланием,» особенно укрепилось в Оптиной Пустыни, где процветало до самого разгрома этой святой обители куммунистами. Это делание, ведущее к непосредственному Богообщению, является от древних времен и до ныне исключительным достоянием только одного Православия. Таким светильником, горящим и светящим, и был старец Гавриил. Он был на закате «Святой Руси» истинным духовным вождем многочисленных духовных и мирских лиц. В бытность свою в Семиозерной пустыни в Казанской губ., Старец был духовным руководителем большого числа студентов Казанской Духовной Академии, из среды которых вышли многие архиереи. Упомянем некоторых нам известных его учеников: одним из таковых был архиепископ Тихон Сан-францисский, который при пострижении в монашество принял то имя, которое носил Старец до пострижения своего в схиму. Затем, на Дальнем Востоке был известен еп. Иона Хайларский, умерший молодым, но еще при жизни своей почитаемый святым. Он, по преставлении своем, явился мальчику больному ногами и исцелил его, говоря: «Возьми мои ноги, они мне больше не нужны.» Там же в Сибири и в Китае жил архиепископ Мелетий, при пострижении его в монашество старец Гавриил был его восприемником. Сам владыка Мелетий был тоже подвижник и праведник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подарки старца Гавриила Скоро исполнится 10 лет со дня прославления Священным Синодом Грузинской Православной Церкви преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе) 02.11.2022 572 Время на чтение 7 минут 20 декабря 2022 года исполнится 10 лет со дня прославления Священным Синодом Грузинской Православной Церкви преподобного Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе) , исповедника, Христа ради юродивого, чьи пророчества сбываются на наших глазах. Его нетленные мощи были обретены в Грузии 22 февраля 2014 года. А канонизирован он спустя всего 17 лет после своей кончины – уникальный случай в истории Церкви. 25 декабря 2024 года исполнится 10 лет с того дня, как его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви. Переводчик книги «Диадема старца Гавриила», филолог, православный журналист Константин Церцвадзе стал одним из создателей замечательных документальных фильмов «Диадема старца» и «Я жду вас в Самтавро». К сожалению, далеко не все могут приехать в Грузию. А вот раба Божия Лия милостью Божией не раз сподобилась поклониться святым мощам преподобного в монастыре Самтавро. Сразу после смерти старца Гавриила по его молитвам начались чудеса. По словам Этери , она познакомилась со своим духовным отцом 2 ноября 1992 года, а ровно через три года, 2 ноября 1995 года, он умер. «Вы понимаете?», – спросила она о совпадении дат приехавшую в Грузию москвичку Лию в соборе Светитцховели. «Еще как понимаю», – подумала про себя Лия, слушая, как отец Гавриил, знавший о проблемах Этери со зрением, после своей кончины помог ей снять очки. В свои 76 лет Этери до сих пор без очков читает и пишет своим каллиграфическим почерком, который очень нравился грузинскому монаху. Не раз старец Гавриил помогал и Лие. - Лия, преподобный Гавриил жил в Тбилиси в годы атеизма, когда мы с вами не были даже крещены. Как этот святой «принял» Вас в Грузии после своей кончины? - Я с самого детства летала к родственникам в Грузию. Вы правы, что это были годы атеизма. Возможно, поэтому наши пути и не пересеклись с отцом Гавриилом. Монастырь Самтавро находится в получасе езды от Тбилиси – в Мцхете, где преподобного Гавриила помнит едва ли не каждый – и собирающие милостыню у ворот Самтавро женщины, и таксисты, которые паркуются через дорогу от монастыря. Я узнала о старце лет 7-8 назад, и с тех пор для меня отец Гавриил – это великий и любимый святой, который одаривает меня своими безценными подарками и, что удивительно, именно в день своего рождения. Так было и четыре года тому назад, и в этом году. Как говорится: ни в сказке сказать, ни пером описать.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/02/po...

Закрыть Собор Архангела Гавриила 00:00 26.07.2017 479 Время на чтение 18 минут По материалам статьи из т. 10 «Православной энциклопедии» Гавриил [греч. Γαβριλ, Γαβριλιος - муж Божий или сила Божия], один из архангелов, составляющих 8-й чин ангельских сил (см. статьи Ангелология, Архангел). Согласно Евангелию от Луки, Г. возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, свящ. Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя - Пресв. Богородице (Лк 1. 26-38). Г., как и арх. Михаил (Откр 12. 7), назван в НЗ по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1. 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Г. выражение «ангел Господень» (Лк 1. 11; Мф 1. 20 слл.; 2. 13; ср.: Лк 2. 9; Деян 5. 19; 8. 26; 12. 7), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями (ср.: Быт 16. 7-14; 21. 17-18; Исх 3; Суд 6. 11-24; 13. 2-23; Иер 1. 4-10; см. ст. Ангел Господень). В ВЗ Г. упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Большая часть сведений о Г. содержится в апокрифической лит-ре. В ангелологии эфиоп. версии Еноха книги Г.- один из высших ангелов, его функции разнообразны: «Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особая функция - молитва за живущих на земле: он «просит и молится за живущих на земле и умоляет во имя Господа духов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «...и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит Г. в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, к-рые соединились с женами и породили исполинов (Там же. 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, к-рые прельстили людей (Там же. 54).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

История С-петербургской епархии. (Продолжение). Высокопреосвященный митрополит Гавриил 1 Высокопреосвященный Гавриил был первым митрополитом с.-петербургским и управлял петербургской епархией долее всех, бывших после него (1770–1801 г.), митрополитов, исключая нынешнего, высокопреосвященнейшего митрополита Исидора. Гавриил родился в Москве 18-го мая 1730 г. и при крещении назван Петром. Отец его, также Петр, был сперва иподиаконом синодальным, а после – священником Космодамианской церкви, что в Китае-городе, в Москве. Достаточно, по тогдашнему времени, обеспеченный жалованьем (300 р.) и отличаясь доброю нравственностью, иподиакон Петр дал хорошее воспитание сыну еще дома. На 12-м году, он, по фамилии Петров, отдан был в московскую славяно-греко-латинскую академию. Через 12 лет он окончил в ней курс, с «отличным успехом» и, сохраняя о ней благодарное воспоминание, он, в 1775 и 1783 годах, пожертвовал, на содержание воспитанников ее, по 1000 р. По окончании курса Петров два года жил у отца без места; любя уединение и храм божий, он избегал брака, но не желал принять и монашества, поэтому уклонялся от должности наставника академии, обязывавшей тогда к принятию иноческого сана. В 1754 г. он был сделан «справщиком» или старшим корректором в Московскую Синодальную типографию. В 1758 г. он переведен был в Лаврскую или Троицкую семинарию учителем риторики. Архимандрит Лавры, Гедеон Криновский , бывший тогда в Петербурге придворным проповедником и членом Синода, располагал Петрова к монашеству. Он отказался; между тем и Гедеон решился достигнуть своего; последовал второй указ о пострижении Петрова, и Гедеон объявил ему, что «не станут внимать его отговоркам», так как Петров объявил, что отказывается по уважению к иноческому сану. Видя в требовании начальства перст Божий, Петров принял монашество и 28-го июня 1758 г., на 29 году жизни, был пострижен в монахи в Петербурге, на Троицком подворье; 30-го июля посвящен в иеродиаконы, 1-го июля, в домовой церкви Новгородского архиепископа Димитрия Сеченова, на Карповке – в иеромонахи. В монашестве он назван Гавриилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010