— Должен заметить, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) не входит в зону ответственности Межъепархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, правоохранительными органами и казачеством. Это особая специфика, отдельное делопроизводство и сотрудники.   Вообще же в Московской митрополии ведется активная и плодотворная работа по окормлению сотрудников ФСИН и находящихся в их ведении заключенных отделом по тюремному служению. Ответственные за тюремное служение священники постоянно находятся на связи с сотрудниками исправительных учреждений. По сложившейся традиции в дни святок, Светлой седмицы и в праздник Покрова Пресвятой Богородицы духовенство вместе с волонтерами приходских социальных служб посещает следственные изоляторы, поздравляя заключенных и вручая им собранные прихожанами подарки. Все желающие получают православную литературу, иконы и нательные крестики. В митрополии не обходят вниманием и житейские, бытовые потребности заключенных, регулярно доставляя в следственные изоляторы не только разрешенные законом продукты питания, но и нижнее белье, которое шьют волонтеры, а также другие предметы индивидуального пользования. Не остаются без внимания люди, вернувшиеся из мест лишения свободы и находящиеся под административным надзором, с ними священники Московской митрополии регулярно проводят беседы. Что касается Министерства внутренних дел, Министерства чрезвычайных ситуаций и Росгвардии, то их представители также находятся в зоне военных действий и, естественно, на них тоже распространяется наше пастырское попечение и духовная поддержка. С теми же, кто несет свое служение в Подмосковье, осуществляется плановое взаимодействие в соответствии с регламентом, определяемым совместно командирами подразделений и окормляющими их священнослужителями.   Скажу так: разделительную черту между родами, видами и ведомствами силовых структур провести невозможно, потому что все служат общему делу. Несмотря на специфику пастырской работы в различных силовых структурах, все задачи по духовному окормлению наших воинов и силовиков связаны воедино.

http://e-vestnik.ru/society/protoierey_m...

— рассылка по приходам информационных плакатов для родителей по ОРКСЭ и ОПК; — напоминание родителям с амвона об их праве свободного выбора и содержании модулей ОРКСЭ; — введение должности методиста ОПК в благочинии для методической помощи учителям; — организация курирования приходами митрополии общеобразовательных школ с целью налаживания неформального взаимодействия. В марте минувшего года состоялся семинар-совещание «Взаимодействие благочиний и районных систем образования в организации преподавания основ православной культуры» с участием методистов информационно-методических центров и методистов благочиний. На нем были обсуждены оптимальные формы взаимодействия, определены совместные задачи духовно-нравственного воспитания школьников. В трех благочиниях города — Царскосельском, Приморском и Курортном — организованы курсы повышения квалификации учителей, летние школы по подготовке и методической поддержке педагогов курса ОРКСЭ. Проводятся семинары для священников, на которых рассматриваются, в частности, такие вопросы: «нормативно-правовое обеспечение комплексного учебного курса “Основы религиозных культур и светской этики”, «о преподавании курса ОРКСЭ и выборе модуля», «формы и методы совместной деятельности». Издательство и работа в СМИ Отдел продолжает создавать методическую библиотеку авторских материалов, в том числе разработанных сотрудниками Отдела, в помощь учителям ОРКСЭ, ОПК в разной форме: это печатные брошюры, аудио- и видеофильмы, мультфильмы, презентации, страницы в Интернете. Так, под руководством Отдела в социальной сети «ВКонтакте» продолжает действовать «Воскресная школа онлайн», в которой размещаются материалы в помощь учителям ОРКСЭ, ОПК. На основе публикуемых материалов также выпускаются диски. Отделом разработано несколько презентаций по ОРКСЭ, ОПК, использующихся в качестве обучающих материалов для учителей. В настоящее время Отделом РОиК Санкт-Петербургской митрополии создается серия фильмов для детей о православной культуре и издан сборник рассказов для внеклассного чтения духовно-нравственного содержания для детей в качестве дополнения к школьному курсу ОРКСЭ, ОПК. Эти издания получат одобрение комитета по образованию. Постоянно создаются передачи на радио и ТВ с участием руководства и сотрудников Отдела, особенно часто они проходили в 2012-м и начале 2013 года.

http://e-vestnik.ru/society/a_larchik_pr...

ЖМП 1 январь 2019 /  6 марта 2019 г. 12:55 В очередь на реставрацию Опыт восстановления разрушенных храмов в Смоленской области  Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский.  PDF-bepcuя. — Александр Александрович, насколько реально создание в епархиях собственной программы восстановления храмов? Есть ли такая в Смоленской епархии? — Как таковой программы у нас нет, потому что это предполагает не только сбор информации о состоянии храмов, составление технической документации, но и регулярное финансирование работ по восстановлению. Пока же все зависит от частных благотворителей и от того, вошел ли тот или иной храм в программу Министерства культуры РФ «Культура России», в рамках которой государство финансировало работы по восстановлению ОКН (в 2018 году программа завершена. — Примеч. ред. ). Тем не менее мы вместе с Управлением по культурному наследию Департамента Смоленской области по культуре и туризму составили реестр всех храмов Смоленской области, в том числе и руинированных. То есть все храмы переписаны, определена степень разрушения каждого из них (см. Справку), составлен список приоритетных для реставрации храмов. Первыми в этом списке идут храмы, стоящие в городской черте Смоленска.

http://e-vestnik.ru/interviews/v_ochered...

Сегодня встречи волонтеров с детьми-инвалидами проводятся ежемесячно и включают в себя подвижные и развивающие игры, рисование, лепку, чаепитие. В мероприятиях участвует и священник Богоявленского собора протоиерей Сергий Гаврюшин, который доступно рассказывает особым детям об основах православной веры. «Даже нескольких минут такой встречи вполне достаточно, чтобы убедиться в том, насколько ограничен круг общения детей-инвалидов, как необходимо им человеческое участие, игры и дружба», — отмечает отец Сергий. Еще одно направление работы — помощь детям-отказникам и сиротам грудного возраста Областной клинической больницы им. З.И. Круглой. Дело в том, что этим малышам не хватает гигиенических принадлежностей и предметов ухода. В Богоявленском храме объявили сбор средств, и теперь ежемесячно от прихожан и благотворителей поступает в среднем около 15 тыс. рублей. На эти средства волонтеры закупают подгузники, бутылочки или кремы в детских магазинах и передают администрации больницы. Отчет о поступлениях и расходах публикуется на сайте храма и на странице движения в социальной сети. «Думаю, это направление волонтерской работы — одно из самых значимых, так как позаботиться о малышах некому, — рассказывает руководитель направления волонтерской работы “Богоявленской семьи” Мария Сидорова. — Для нас огромная радость, что Господь посылает нам милосердных людей, благодаря финансовой и материальной поддержке которых мы помогаем этим детям. Это такая огромная душевная радость!» Другим совместным проектом движения и детской больницы стала «Коробка храбрости» в отделениях онкологии, гематологии и аллергоиммунологии. В коробку собираются игрушки для малышей, которые вынужденно проходят через тяжелые медицинские процедуры. «При лечении от злокачественной опухоли, тяжелого заболевания крови или аллергической реакции маленькие пациенты испытывают боль, — рассказывает заведующий отделением Иван Фисюн. — Частые уколы, болезненные перевязки, многочисленные пункции под наркозом, тяжелая химиотерапия, вызывающая тошноту и потерю аппетита, отчужденность от сверстников и семьи — это реальность для каждого больного ребенка. Чтобы лечение приносило не только боль, но и радость, важно поощрять детей за испытания, которые они переживают.

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavn...

Иными словами, каждому нормальному человеку нужно время и соответствующее отношение со стороны других, чтобы осознать, проговорить, пережить и принять то, что называется смертью, независимо от того- умер близкий или умирает он сам. Но времени, возможности и понимания других нет, как нет и культуры такого общения. Между тем, возникшую пустоту в душе никак не заполнить, особенно, если у человека нет религиозного опыта.  Кандидат социологических наук, директор Центра методологии федеративных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин привел данные своего исследования («Сопереживание близости смерти»), согласно которому люди скрывают факт своей неизлечимой болезни и близкой смерти потому, что по их мнению признаться в этом другим стыдно. «Женщина, муж которой был болен раком, не смогла носить это в душе и позвонила своей сестре, чтобы поделиться своим горем. Каково же было ее удивление, когда в ответ она услышала: как хорошо, что ты позвонила, у меня тоже рак, но я боялась сказать тебе об этом»,- рассказал Дмитрий Рогозин. С другой стороны, тяжело болея, люди не спешат ко врачу, чтобы не услышать страшный диагноз и не потерять в оставшееся время радость от жизни, не стать зависимыми от врачей. В отношении вопроса о «плохой» и «хорошей» смерти выступающие не пришли к общему знаменателю. Одни считают, что под «плохой» смертью следует понимать смерть, когда человек мучительно страдает и нет возможности как-то ему помочь. А под «хорошей», когда паллиативная медицина делает все возможное, чтобы умирающий по возможности эти мучения не чувствовал. Другие убеждены, что «хорошая» смерть, когда у больного есть право на эвтаназию. «Мы разве не знаем, что существует суицидальный туризм? Мир сегодня глобален и известно, в каких странах легализована эвтаназия для взрослых (Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Австралия, Израиль и американский штат Орегон- авт.), а также детская эвтаназия. И то, что эвтаназия запрещена в России вовсе не значит, что мы не должны учитывать, что есть и такой ответ: хорошая смерть - это выбор способа ухода от страданий»,- отметила кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина.

http://e-vestnik.ru/news/ob_otnoshenii_k...

В протоколе заседания звучит важное признание: «Проект впечатляющего нового строительства на территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО вызвал единодушное неприятие специалистов». Исключительную обеспокоенность они выразили именно по поводу музея: «Если здание будет построено согласно представленному проекту, то своими габаритами, масштабами, протяженностью фронта, не традиционным для Соловков архитектурным решением неизбежно войдет в недопустимую визуальную конфронтацию с монастырем, радикально трансформирует историческую объемно-пространственную композицию ансамбля, нанесет невосполнимый ущерб уникальному культурному ландшафту острова. Изменение исторических панорам архитектурного ансамбля и Святого озера может нанести ущерб выдающейся универсальной ценности памятника, сохранение которой является особым требованием, предъявляемым к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО». Вердикт экспертов однозначен: «Необходимо переработать архитектурно-градостроительное решение нового здания, то есть предусмотреть уменьшение его наземных объемов, высотности, масштаба и протяженности фронта и придать ему дискретный характер с соблюдением типологически характерной для островной застройки объемно-пространственной композиции и планировочной организации». После переработки проект должен быть вынесен на рассмотрение всего ФНМС. Его эксперты предлагают также «проработать возможность размещения основного экспозиционного комплекса музея-заповедника в другом месте», то есть в уже существующих зданиях, подлежащих реставрации. Специалисты настаивают: «Необходимо откорректировать по рекомендациям ФНМС проект Охранных зон и привести  Генеральный план в соответствие с проектом охранных зон, рекомендациями САР и экспертов». Представители миссии ЮНЕСКО тоже обеспокоены ситуацией на Соловках. По их мнению, которое также было внесено в протокол заседания, «строительство здания нового музея и реализация Генерального плана могут нанести непоправимый ущерб универсальным ценностям Соловецкого архипелага и стать причиной лишения  Соловков статуса «Объекта всемирного наследия».

http://e-vestnik.ru/society/architecture...

Железная связка исповеди с причащением приводит к тому, что опасная духовная путаница, о которой говорит протоиерей Владимир, стала нормой, а дисциплина обязательной исповеди перед причащением зачастую доводится до закономерного абсурда. К примеру, в моем родном городе в храме недалеко от дома чаша на Пасху не выносилась вовсе — именно из-за большого числа потенциальных исповедников. Очевидно, исповедь, совершенная за несколько дней до праздника, была не в счет. Другой пример: во многих храмах дети, достигнув семилетнего возраста, непременно должны вставать со взрослыми в очередь к аналою; я знал случаи, когда подобная дисциплина заставляла детей отпадать от евхаристии и, как следствие, от Церкви. Рассказывают, что на удаленных приходах, где совершает служение один священник, его жена и дети, которые не могут исповедоваться мужу и отцу, фактически оказываются отлученными от Церкви. «Благодарю Бога, что Он почти всегда дает мне переживать исповедь как катастрофу», — писал отец Александр Ельчанинов. Это глубокое и искреннее понимание, но едва ли психически здоровый человек может переживать исповедь подобным образом, совершая ее еженедельно. Исповедь должна созреть, она не может совершаться «по требованию», как условие для чего-либо, и человек должен ее совершать, не ощущая чьего-то дыхания в затылок. Защита привычного «конвейерного метода» есть унижение великого таинства перерождения души, необходимость в котором созревает в каждом христианине в свое время. Если у меня за воскресное утро была одна исповедь, которая стала перерождением человека, я чувствую себя счастливым человеком. У нас не принято отказывать в исповеди, однако я вообще не считаю, что исповедь сама по себе непременно служит духовной пользе. Любому священнику знакома категория людей, которые готовы занять место в очереди, едва увидев священника у аналоя. Если мы принимаем в воскресенье исповедь у человека, который был на исповеди в пятницу и в среду, делаем ли мы добро или потакаем эгоизму? Едва ли кто-то из этих людей думает о том, что, будучи увлеченным собой, он, возможно, отнимает исповедь у кого-то, кто стоит сзади и кто в ней действительно нуждается.

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_ispo...

19 сентября 2013 г. 15:53 Куранты Александро-Невской Лавры вновь обрели свой голос Куранты на Южной башне Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавре вновь обрели  звон. Мелодию перезвона создают 11 колоколов. Как сообщил ЦВ автор проекта возрождения колокольных звонов Лавры Андрей Дьячков в архивных документах за 1793 год упоминается, что в Лавре были установлены часы с боем. Однако те колокола не сохранились. Идея вновь вернуть курантам свой голос появилась, когда по благословению правящего архиерея решили заменить все колокола на северной звоннице Свято-Троицкого собора обители (там сейчас находится 13 новых колоколов).   «Летом мы отреставрировали циферблат часов и пока он вполне вписывается в архитектурный ансамбль Лавры, правда со временем его тоже придется заменить. Сделали автоматический часовой механизм. Звон создают те самые 11 старинных колоколов, которые прежде были на северной звоннице», - говорит Андрей Дьячков. Куранты бьют каждые 15 минут. Первую четверть — два колокола, 30 минут — четыре, три четверти — шесть, полный час играют все колокола, а потом 600 килограммовый колокол отбивает нужное число ударов. По словам Андрея Дьячкова, сейчас идет сбор средств на главный лаврский благовест. Только разместиться он не на северной звоннице, а также на южной. Потому что весить он будет столько же, сколько и его предшественник - 13 тонн и северная звонница с уже имеющмися там колоколами может его не выдержать. 19 сентября 2013 г. 15:53 HTML-koд для сайта или блога: Куранты Александро-Невской Лавры вновь обрели свой голос Куранты на Южной башне Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавре вновь обрели  звон. Мелодию перезвона создают 11 колоколов. Как сообщил ЦВ автор проекта возрождения колокольных звонов Лавры Андрей Дьячков в архивных документах за 1793 год упоминается, что в Лавре были установлены часы с боем. Однако те колокола не сохранились. Идея вновь вернуть курантам свой голос появилась, когда по благословению правящего архиерея решили заменить все колокола на северной звоннице Свято-Троицкого собора обители (там сейчас находится 13 новых колоколов). e-mail: @

http://e-vestnik.ru/news/kuranti_aleksan...

«В основном эти методики, конечно, сопряжены с гуманитарными науками, — рассказывает отец Сергий. — Что же касается точных, мы делаем ставку на курсе соотнесения принципиальных законов естествознания с Шестодневом, включенном в учебную сетку 9-го класса. Хребтом же разработанной в нашей гимназии системы является постоянное взаимодействие педагогов с духовником на методических семинарах. Там мы, если можно так выразиться, распредмечиваем сознание учителя, чтобы немного приподнять его над рамками его узкой специализации, помогаем ему взглянуть на гимназический процесс обучения несколько шире. Как результат — формируется уникальная среда, где через обучение достигается постоянное сопровождение ученика учителем в умственной, речевой и поведенческой сферах. Не будет большим преувеличением сказать: подобным воспитывающим образованием в средней школе не занимаются нигде более, кроме как в православных учреждениях». Эпилог . Задание на дом Нынешний этап развития института духовничества в православных школах уникален. Преодолев наивные представления 1990-х годов, эти учебные заведения, несмотря на продолжающиеся финансово-экономические эксперименты над ними со стороны государства, прочно заняли свое место в системе общего среднего образования России. Оптимальный же формат духовного попечительства по-прежнему остается предметом поиска на местах. Именно поэтому от личности духовника благополучие школы в широком смысле зависит в первую очередь. Возможно, у следующих поколений профессиональных православных педагогов какие-то из описанных выше практик, методов и опытов духовничества вызовут улыбку. Но без промахов нет успехов, а не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Узловой смысл переживаемого момента в православном образовании — отнюдь не наказание виновных, а высвечивание передовых, самых позитивных и перспективных практик. Именно в этом — сегодняшнее «домашнее задание» для духовных попечителей. 22 октября 2015 г. 15:26 HTML-koд для сайта или блога: Духовник для гимназистки В разговорах о проблемах православных гимназий обычно охотнее обсуждаются дефицит бюджетных средств, нехватка ­помещений и качество образования.

http://e-vestnik.ru/analytics/shkolnyy_d...

— А помощь старикам, рассказы о Православии в детских садах, воскресная школа? — Мы всем этим, конечно же, в меру сил занимаемся. Но город наш маленький, а община напоминает скорее приход большого села. Формализовать приходскую деятельность необходимости нет. Все и так знают, кому нужна поддержка, к кому можно обратиться с той или иной просьбой. Слава Богу, помещения дома причта при храме обеспечены всем необходимым. Здесь даже можно предоставить временный кров оказавшемуся в кризисной ситуации прихожанину, паломникам или просто нуждающемуся человеку. — Сколько детей занимается в воскресной школе? — Увы, в этом году группу мы набрать не смогли: русских в городе всё меньше. Правда, к счастью, сейчас богослужения посещают несколько девочек. Заметно, что веру Христову они принимают всем сердцем. По крайней мере в храм их не родители (сами неверующие) побуждают ходить, а собственное устремление. Но их очень мало, чтобы претендовать на полноценную воскресную школу. — Но ведь ваш храм действует уже полтора десятка лет. Неужели за эти годы не удалось воспитать пусть небольшое, но всё же заметное ядро молодых семей, у которых появились бы собственные дети? — Как я уже замечал, почти все из подрастающего поколения уезжают. Есть и еще одна неприятная тенденция, с которой справиться пока не удается. Юные христианки выходят замуж за местных мусульман и принимают ислам. С одной стороны, это, конечно, говорит о том, что православная вера в их сердцах не пустила глубоких корней. С другой стороны, если посмотреть на проблему житейским взглядом — а за кого еще в Тырныаузе из молодых мужчин им выходить? — А воскресная школа для взрослых? — Каждый богослужебный день для нас и есть школа. Мы стараемся всем приходом проживать каждый дарованный Господом день, каждый христианский праздник. Тем живем и спасаемся. Возьмем для примера воскресенье. Богослужение, как правило, начинается в семь часов с утреннего молитвенного правила. Это очень удобно, тем более с учетом небольших расстояний Тырныауза: каждый член общины проснулся, в своем доме привел себя в порядок и пришел в храм для молитвенного общения. Затем обязательно вместе читаем правило к причащению. Литургия заканчивается обычно в половине первого, после нее — совместная трапеза. Летом в хорошую погоду выбираемся на природу. Стараемся найти живописное место в горах, тем более до них в буквальном смысле рукой подать. Беседуем, радуемся жизни, во всем ищем Бога.

http://e-vestnik.ru/interviews/ieromonah...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010