Что касается разверзшегося неба, то здесь надо вспомнить убеждение иудеев того времени, что небо закрыто после смерти последнего из библейских пророков и откроется только с появлением Мессии. Небо открылось — следовательно, Мессия пришел. Изображение Духа Святого как голубя имеет давнюю традицию. Кстати, речь в греческом тексте Евангелия идет не совсем о голубе, а о горлице. Символическое уподобление Духа птице — обычный библейский мотив. Слово «дух» и на еврейском языке ( руах ), и на греческом ( пневма ) означает то же, что «ветер». Ветер же всегда летает как птица. Так, например, в песне Давида — о Господе: И полетел, и понесся на крыльях ветра (2 Цар. 22, 11). Небесный голос провозглашает: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так у всех трех синоптиков. Знатокам Библии эти слова напоминают о знаменитых личностях из истории Израиля. Во-первых, это цари, помазанники из дома Давида, которые точно так же во время церемонии своей интронизации во имя Божие слышали: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7). Второй псалом Давида всегда считался мессианским. Иначе говоря, фраза Ты Сын Мой означает «Ты — Мессия, Христос». Во-вторых, Иисус назван не просто Сыном, но Сыном возлюбленным . Это выражение напоминало тем, кто был знаком с греческим переводом Библии (а таковыми и были в основном читатели нашего Евангелия), выражение возлюбленный сын , появляющееся в истории жертвоприношения Авраамом Исаака. В греческой Библии слово Бога к Аврааму гласит: Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты возлюбил (Быт. 22, 2). И ниже: Ты не пожалел сына твоего возлюбленного для Меня (Быт. 22, 12). Иначе говоря, небесный голос провозглашает не просто «Ты — Мессия», но «Ты — Мессия, который будет принесен в жертву». Не другими будет жертвовать, как ожидавшийся иудейским народом Мессия, а будет сам жертвой за народ. В-третьих, слова в Тебе Мое благоволение  — из пророка Исаии. У него есть великое пророчество об отроке Божием (о слуге или рабе Божием): Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него (Ис. 42, 1). Это тот самый Отрок Господень, о котором Исаия далее скажет: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. …Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 4–7).

http://e-vestnik.ru/church/trudy_arhiman...

Владимир Астахов, атаман казаков поселка Смеловский (Челябинская область): За порядком теперь будем следить бдительней Три поклонных креста, спиленных неизвестными в ночь с 24 на 25 августа, восстановили за трое суток. Просто прошли по домам и сразу же отобрали семерых добровольцев со строительными навыками. На закупку материалов и транспорт ушло около 15 тыс. рублей, которые тоже собрали всем миром. Деньги приносили даже старики. Мы не хотели брать (у них ведь и так пенсия маленькая), но люди настаивали. Всё было сделано быстро и без лишних эмоций, и к восстановленным крестам уже начали приезжать паломники. Вообще в старину поруганные святыни всегда восстанавливались: если в икону стреляли, ее вешали в храме со следами от пули, если рубили шашкой, то со следами от клинка. Пусть совершившие богохульство знают: нашу веру им не сломить. Конечно, около каждого креста казака не поставишь, но теперь мы будем внимательнее следить за порядком в поселке, к примеру проверять на въезде в населенный пункт подозрительных людей. Но прежде всего нас должен защищать закон, иначе правонарушителей не остановить. А что до общественной реакции, все жители поселка возмущены. Ведь кресты установили совсем недавно, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Тогда был большой крестный ход, люди, чтобы поучаствовать в нем, приезжали и с окрестных поселков, и из Магнитогорска. И дело не только в том, что оскорблены наши добрые намерения. В прошлом году вандалы на стене нашего храма рисовали. А вот около двух лет назад в нашем поселке обнаружили массовое захоронение жертв " красного колеса " : это были казаки, убитые во время противостояния времен 1921–1925 годов, в основном женщины, дети и старики, всего 14 человек. Та находка вызвала сильный общественный резонанс. Поэтому у народа возникает вполне устойчивое ощущение: история может повториться. И спокойной жизни это способствовать никак не может. Подготовили Дмитрий Анохин, Антонина Мага, Евгений Мурзин, Алексей Реутский 7 ноября 2012 г. 01:00

http://e-vestnik.ru/interviews/uchastils...

Такие кресты уже поставлены на 10 братских захоронениях Ржевского района. «Просто обратился к директорам заводов, и те бесплатно изготовили. В ближайшее время планируем установить еще три», — объясняет отец Константин. «Здесь покоятся останки 1363 солдат. В лесу до сих пор окопы, блиндажи, землянки, можно найти куски амуниции», — охранник Анатолий невольно становится экскурсоводом. — На территории части в войну был немецкий госпиталь и кладбище. В 2002 году на окраине Ржева создали Немецкое военное кладбище, причем рядом с Мемориальным кладбищем советских воинов. Ветераны и те, кто пережил детьми войну, возражали. Но останки немцев все равно там погребли, собрав со стихийных немецких кладбищ всего района». Безымянные герои В марте этого года председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко передала настоятелю минского храма-памятника в честь Всех святых (см.: ЖМП. 2018. протоиерею Федору Повному капсулу с землей с двух мест Ржевской битвы: с братской могилы у деревни Кокошкино и «высоты-200» возле деревни Полунино.Полунино и «высота-200», которую сегодня венчает православный крест, стали одним из опорных немецких пунктов. Бои за деревню шли 23 дня (1-я Ржевско-Сычевская операция). Полунинский музей воинской славы недавно отметил свой 30-летний юбилей. Уже в наши дни благодаря журналистскому расследованию стало известно о подвиге экипажа танка КВ-1 под командованием старшего лейтенанта Аркадия Пашинина. «При наступлении на Полунино танк Пашинина подорвался на мине, — рассказывает директор музея Фаина Воробьева. — Немцы предложили экипажу сдаться. Но, бросая гранату через люк, чтобы отпугнуть немцев, Пашинин получил тяжелейшее ранение — граната рванула преждевременно. Танк оборонялся еще три дня, немцы боялись подходить к нему днем, наши сразу открывали огонь из пулеметов. Разбить КВ сумели лишь тяжелые орудия, 37-миллиметровые пушки не оставляли на нем даже следа». Фаина Викторона ведет нас к братской могиле, в которой погребено 11 231 человек. «Местные жители похоронили героев чуть дальше того места, где теперь памятник. Там еще табличка стояла с надписью “танкисты”. Мы, когда детьми были, никак не могли понять, о каких танкистах идет речь, — поясняет она. — Когда немцы отступали из Полунино, они сбросили в противотанковый ров пленных красноармейцев и всех оставшихся в Полунино людей и расстреляли. А в деревне Галахово сожгли из огнеметов все 74 дома».

http://e-vestnik.ru/history/rzhevskiy_ru...

— Да, в память врезалось совещание в столичном департаменте образования ровно год назад, когда ответственные за преподавание ОПК по благочиниям не жалели красок, чтобы описать вопиющие случаи отсутствия взаимопонимания священников и школьных директоров. Каким образом удалось это преодолеть? — Вскоре после упомянутого совещания, на котором, к счастью, присутствовали и глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, и руководитель московского департамента образования Исаак Калина, маятник, образно говоря, качнулся в нашу сторону. Нас наконец-то услышали. Сейчас отношение к присутствию священников на родительских собраниях, где учителя знакомят родителей будущих четвероклассников со всеми шестью модулями, кардинально изменилось. Если всего лишь год назад в спину открытым текстом летело «Теперь эти попы и в классы лезут», сейчас, в начале февраля, школьные администрации уже оборвали телефон с вопросом «Когда вы придете к нам на собрание?» — А на какие сроки намечены собрания? — По всему городу они должны состояться между серединой февраля и началом мая. Но родители вправе определяться с выбором модуля вплоть до 31 августа, в том числе можно и передумать. Де-факто это разрешается сделать даже позднее, в течение учебного года (правда, де-юре соответствующий механизм отсутствует). Кому мешают стереотипы — То, что вас услышали, — хорошо. Но, видимо, структурам викариатств тоже необходимо было перестроиться, чтобы соответствовать запросу чиновников городской системы образования? — Мне кажется, мы делаем максимум, чтобы найти общий язык и с чиновниками, и с директорами, и с завучами, и с самими учителями. В каждом из шести благочиний Центрального викариатства при священнике, ответственном за преподавание ОПК (департаментом образования и его окружными управлениями все они официально признаются общественными методистами), создана группа клириков-помощников. Это одно из их церковных послушаний. Сделано это для того, чтобы на родительских собраниях в каждой школе (а в благочинии по нескольку десятков школ, и иногда подобные мероприятия проходят параллельно) присутствовал представитель духовенства.

http://e-vestnik.ru/science/glavnaya_zad...

Сейчас такая система взаимодействия создана практически повсеместно. В епархиальных отделах трудятся профессионалы, педагоги помогают священникам часто на добровольной основе, создаются родительские сообщества, заинтересованные в развитии ОПК. Результаты их деятельности налицо. Это и стабильно высокий выбор ОПК на основе добровольного решения родителей, и улучшение качества преподавания предмета. Координаторы, представители епархий главным образом помогают школьным учителям в организации посещений храмов, монастырей и других центров православной культуры. Один из примеров такого соработничества школы и Церкви — Москва. Особенно можно отметить работу в Южном административном округе. Это интересный опыт, настоящее достижение, достойное специальной публикации. Такая работа идет и в других регионах. Низкий поклон и благословение всем труженикам на этом поприще.   31 января 2020 г. 12:00 HTML-koд для сайта или блога: Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы» Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-bepcuя.  

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Слегка оробев, Сергей подошел к притопленным кустам. Обнаруженное там неописуемо его удивило: перед ним находилось объемное ростовое изображение Спасителя — деревянная скульптура высотой чуть больше метра. «Сергей испугался и позвонил мне, — вспоминает товарищ Капранова сварщик Алексей Илюшин. — Мол, тут, Леша, такое дело: Иисус стоит в кустах... Я сначала подумал, что друг не в себе. Сразу приехал и тоже остолбенел: что же нам теперь с этой скульптурой делать? Сначала хотели установить на столбе на нашей стоянке. Потом подумали, что могут украсть или разбить, и решили припрятать. Знакомые убедили показать священнику...» Объемный аналог Плащаницы «Прежде всего я подумал, что речь идет о распятии, — признается настоятель алексинского Успенского соборного храма протоиерей Геннадий Степанов. — Потом, поскольку рыбаки упорно твердили о ростовой фигуре, решил, что это сюжет " Спаситель в темнице " . Очень беспокоился, довезут ли в целости и сохранности. А когда увидел, очень обрадовался, и стало ясно: это редчайшее для православных храмов центральной России изображение " Спас во гробе " . Можно сказать: аналог Плащаницы. Только Плащаница — икона плоская, а тут мы имеем дело с объемной». Действительно, на ногах и руках Христа видны потускневшие от времени изображения ран (вероятнее всего, они обозначены краской). Кстати, часть ступней фигуры утрачена: похоже, сколы (достаточно давние) образовались от сильного удара или небрежного обращения. Беглого взгляда на карту достаточно, чтобы убедиться: окский бассейн, из которого теоретически могла по воде прибыть фигура Спасителя, весьма обширен. Так, выше Алексина река протекает через Калугу и принимает в себя левосторонний приток Жиздру, верховья же ее снова пролегают по Тульской земле, а исток и вовсе находится на Орловщине. Но Алексей Илюшин возможность длительного путешествия скульптуры вплавь оценивает скептически: «Позапрошлая осень выдалась очень дождливой. Притоки вышли из берегов, уровень воды в Оке поднялся. Думаю, фигура долго покоилась в надежном схроне недалеко от реки, а с осенним половодьем ее вымыло. Когда я взял ее в руки, стало очевидно: она сильно набухла от воды. А потом уже, после того как оттер от речного ила и песка и вез в машине, ясно чувствовал исходившие от святыни ароматы ладана, воска и церковных свечей. Знакомые из антикварных кругов утверждают: фигуре минимум два века. Я в этом не разбираюсь, но очень рад, что она нашла себе место в Успенском храме. Пусть остается на нашей Алексинской земле!»

http://e-vestnik.ru/reports/spasitel_na_...

Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-bepcuя. митрополит Приморский и Владивостокский Владимир 17 мая 2022 г. 14:00 В мае этого года состоится I Всероссийский форум экскурсоводов, чья профессиональная деятельность связана с экскурсиями на объектах культурного наследия, относящихся к памятникам Русской Православной Церкви. Об этом на совещании епархиальных древлехранителей и представителей епархиальных отделов культуры, прошедшем в рамках XXVIII Рождественских чтений, рассказал председатель Патриаршего совета по культуре, митрополит Псковский и Порховский Тихон. Алексей Реутский 28 января 2020 г. 23:30 В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ

http://e-vestnik.ru/tags/kultura_4465/

По словам Игоря Белобородова, депутаты не учли еще две важные поправки: аборты не должны оплачиваться государством. Иначе здравоохранение все больше напоминает детоистребление. Кроме того, необходимо разделить абортивную деятельность и родовспоможение. «Качественное сопровождение беременности не может осуществлять врач, который делает аборты, т.к. у него происходит профессиональная деформация. Это совершенно противоположные сферы деятельности. Одна направлена на сохранение жизни и является выражением призвания врача, а другая - на убийство. Во многих странах мира эти два направления разделены», - отметил демограф. «Во всем мире существует практика отговаривать беременных женщин от абортов и ее эффективность достигает 10%, хорошо что это поняли и в нашей стране», - добавляет председатель правления общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» протоиерей Максим Обухов.  Мамы три, а я один По мнению священника, одобренный депутатами пункт закона о суррогатном материнстве, очевидно, был пролоббирован коммерческими структурами. Он установил приоритет договора купли- продажи над правом материнства. Может возникнуть ситуация, что у ребенка будет три матери: суррогатная (выносившая ребенка), биологическая (кому принадлежит яйцеклетка) и юридическая (заказчик ребенка). У каждого здравомыслящего человека возникает противоречивое чувство: чей это ребенок на самом деле? Потому что матерью считает та женщина, которая его родила. И это не должно ставиться в зависимость от какого-то договора. А получается, что договор отменяет материнство.  «Против суррогатного материнства единогласно выступали специалисты по биоэтике, медики, демографы и юристы. Если сегодня провести опрос населения на эту тему, то подавляющее большинство будет категорически против», - сказал «ЦВ» Игорь Белобородов. Очевидно, что заказчиками этой нездоровой идеи является гомосексуальное сообщество. Суррогатного материнство позволит им иметь детей, а значит они будут считаться такими же родителями как и нормальные семьи.

http://e-vestnik.ru/news/gosduma_razresh...

ЦВ 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г. 14:40 " Святая Русь " : воплощение национальной идеи В Третьяковской галерее открылась выставка шедевров древнерусского искуства Символично, что экспозиция, открытие которой приурочено ко дню памяти просветителей славян, сама стала одним из самых мощных просветительских проектов за последнее время. Посетитель со всей ясностью может здесь ощутить, что Святая Русь не просто устоявшееся словосочетание или идеализированный лик прошлого, а живая традиция, наша национальная сущность, которая по-разному воплощалась в каждую историческую эпоху. В прошлом году эти экспонаты, собранные из 25 российских музеев, библиотек и архивов, выставлялись в Лувре в рамках проведения Года России во Франции. Увидев ее поразительный успех у посетителей, главы двух государств Дмитрий Медведев и Николя Саркози договорились об экспонировании этой выставки и в России. «Если в Лувре древнерусские памятники составили своего рода энциклопедию, с помощью которой европейцы в хронологическом порядке могли ознакомиться с малоизвестной для них древнерусской культурой, то для России нам нужно было совершенно по-иному организовать экспозицию. Русского посетителя, в массе своей уже знакомого с собственной культурой и историей, здесь ждет просвещение особого рода: радость нового узнавания знакомых или хотя бы подсознательно близких по духу явлений», — рассказала «Церковному вестнику» генеральный директор Государственнной Третьяковской галереи Ирина Лебедева. «На выставке собраны вместе произведения разных эпох и стилей. Раньше они никогда не попадали в одно музейное пространство, и в этом уникальность выставки», — пояснила она. Накануне открытия выставку посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с супругой Президента России Светланой Медведевой. Почетные гости высоко оценили уровень экспозиции. Показывая Предстоятелю Церкви экспозицию, музейные работники неожиданно для самих себя сделали интересное и важное открытие. «Патриарх подтвердил, что находящаяся на выставке грамота Константинопольского собора об установлении Московского Патриархата, датируемая 1590 годом, не просто музейный раритет, а до сих пор действующий юридический документ», — рассказала Ирина Лебедева.

http://e-vestnik.ru/culture/svyataya_rus...

Входивший в авторскую творческую группу член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Дмитрий Сладков называет ленту антисоветской и добавляет: «Что весьма уместно в наше время». Действительно, даже взрослого зрителя картина захватывает с первых минут – не только сюжетом, но и множеством мастерски зашифрованных отсылок, скрытых цитат, тонких аллегорий и полунамеков. Так, отца Симы НКВДшники при аресте грубо запихивают в оказавшийся автозаком хлебный фургон, и посвященным сразу ясно: эта «контора» ничем не лучше бандитской «Черной кошки» Горбуна-Карпуши. Маленькое население детдома – тщательно выписанная калька советского общества с честным, но не очень далеким «обычным коммунистом» Иваном Андреевичем, молча сносящей тяготы пенсионеркой Тетей Лизой и учительницей-воспитательницей-надзирательницей Ольгой Семеновной (Наталья Грачева), олицетворяющей «гражданскую» (но от этого не менее, если не более) мерзкую компоненту советского госаппарата. Пожалуй, одна только эта фигура чересчур ходульна. Создается впечатление, что по молодости Ольгу Семеновну несправедливо не приняли в школу милиции, отчего она вынужденно пошла по педагогической стезе и очень сильно переживает из-за отсутствия у бедра нагана. Другая аллегория – число воспитанниц: их вместе с Симой оказывается ровно дюжина. Ближайшая подруга героини Рита – потомок «бывших» - живет в своем мирке и, думая, что творит благо, выдает Симин секрет – нательный крестик, что та бережно хранит у сердца. Есть в этом маленьком детском коллективе и прямые «стукачи», и равнодушные наблюдатели, и самозабвенные вредины. Но в основном, увы – серое послушное большинство, которое администрация высокопарно именует будущими пионерками. Картина советского прошлого нарисована столь блистательно, что даже не верится, что наши родители десятилетиями мирились со всеми этими «радостями». Но задумываться некогда: похищенный крестик летит в печку, странным образом проскакивает сквозь жаровни, его обнаруживают... Лишившаяся святыни, близкая к отчаянию девочка практически загнана в угол. Она решается на поступки, которых по зрелом размышлении никогда бы не совершила, и оказывается на больничной койке.

http://e-vestnik.ru/reviews/neobyknovenn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010