В этом отношении лежало у него на совести, что в перемирных грамотах вставлялось условие: беглецов выдавать на обе стороны – и условие это вместе с другими скреплялось крестным целованием, а между тем на деле никогда не исполнялось. «И ты, брат наш, порассуди, – велел сказать царь Сигизмунду-Августу, – чтоб это неисполнение на наших душах не лежало: или вычеркнем условие из грамоты, или уже будем исполнять его, станем выдавать всех беглецов». Король не согласился уничтожить условие; касательно же исполнения его отвечал неопределенно, что он ничего не делает вопреки перемирной грамоте. Король защищался стариною, обычаем против новых требований Иоанновых; Морозов должен был также напомнить ему грозную старину: «Если польется кровь, то она взыщется на тех, которые покою христианского не хотели, а тому образцы были: Александр-король деда государя нашего не хотел писать государем всея Руси, а Бог на чем поставил? Александр-король к этому еще много и своего придал. А ныне тот же бог». Король не исполнил и третьего требования Иоаннова – освободить двух пленных вельмож московских – князей Михайла Голицу и Федора Оболенского-Овчину – за 2000 рублей; вместо денег он просил за них городов и волостей: Чернигова, Мглина, Дрокова, Поповой горы, Себежа и Заволочья, на что, разумеется, Иоанн не мог согласиться. Во время перемирия происходили ссылки между двумя дворами о разных делах. В 1550 году приезжал в Москву посол Станислав Едровский, через которого король велел сказать Иоанну: «Докучают нам подданные наши, жиды, купцы государства нашего, что прежде изначала при предках твоих вольно было всем купцам нашим, христианам и жидам, в Москву и по всей земле твоей с товарами ходить и торговать; а теперь ты жидам не позволяешь с товарами в государство свое въезжать». Иоанн отвечал: «Мы к тебе не раз писали о лихих делах от жидов, как они наших людей от христианства отводили, отравные зелья к нам привозили и пакости многие нашим людям делали; так тебе бы, брату нашему, не годилось и писать об них много, слыша их такие злые дела».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

С.А. Степанцов Некоторые наблюдения над экзегезой «Песней восхождения» у Августина: к вопросу об особенностях августиновского толковательного метода Источник Как известно, Аврелий Августин выступил автором первого на латинском Западе систематического учебника христианской герменевтики – трактата «О христианском учении» 1 . Метод толкования Священного Писания , описанный им главным образом во второй и третьей книгах этого сочинения, представляет собой, с одной стороны, сложный синтез античных и раннехристианских герменевтических идей, а с другой – отражение проповеднической практики самого Августина. Даже на примере только толкований 406–407 годов, которыми нам больше всего приходилось специально заниматься 2 , особенно толкований на «Песни восхождения», можно было бы показать, что теория Августина в целом соответствует его практике. Почти все процедуры толкования, описанные во второй и третьей книге трактата «О христианском учении», применяются в толковании на ту или иную «Песнь восхождения», на Первое Послание или Евангелие Иоанна. При этом проступают сильные и слабые (с точки зрения современного историко-критического метода) стороны этого метода. Так, Августин принимает во внимание разночтения, образовавшиеся в разных переводах на латинский. Примером этого может служить то, что он приводит оба варианта перевода греческого ρημικος в Пс.119:4 , именно: uastatoribus и desolatoriis; и хотя разницы в смысле эти варианты не дают (как показывает и сам проповедник – En. ps. 119.5, CSEL 95/3, p. 46), привести их он все-таки считает нужным. Любопытно заметить, что оба латинских эквивалента соответствуют одному и тому же греческому слову, которое само не соответствует слову, теперь читающемуся в еврейском (масоретском) тексте, где речь идет об углях дроковых. Бывает, что толкователь не только учитывает разночтения, но и использует их для построения толкования. Это можно наблюдать в случае с вариантами 1Ин.3:4 peccatum/peccata и λει–soluit/μ μολογε–non confitetur, которые мы рассматривали в другом исследовании 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Расходились торжественно и даже картинно по расчищенным дорожкам, уклончивые извивы которых плохо согласовались со скорбной размеренностью их шага. Александр Александрович вел под руку Тоню. За ними следовали Крюгеры. Тоне очень шел траур. На купольных цепях крестов и на розовых монастырских стенах лохматился иней, бородатый, как плесень. В дальнем углу монастырского двора от стены к стене были протянуты веревки с развешенным для сушки стираным бельем – рубашки с тяжелыми, набрякшими рукавами, скатерти персикового цвета, кривые, плохо выжатые простыни. Юра вгляделся в ту сторону и понял, что это то место на монастырской земле, где тогда бушевала вьюга, измененное новыми постройками. Юра шел один, быстрой ходьбой опережая остальных, изредка останавливаясь и их поджидая. В ответ на опустошение, произведенное смертью в этом медленно шагавшем сзади обществе, ему с непреодолимостью, с какою вода, крутя воронки, устремляется в глубину, хотелось мечтать и думать, трудиться над формами, производить красоту. Сейчас, как никогда, ему было ясно, что искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает. Юра с вожделением предвкушал, как он на день-два исчезнет с семейного и университетского горизонта и в свои заупокойные строки по Анне Ивановне вставит все, что ему к той минуте подвернется, все случайное, что ему подсунет жизнь: две-три лучших отличительных черты покойной; образ Тони в трауре; несколько уличных наблюдений по пути назад с кладбища; стираное белье на том месте, где давно когда-то ночью завывала вьюга и он плакал маленьким. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ НАЗРЕВШИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ 1 Лара лежала в полубреду в спальне на кровати Фелицаты Семеновны. Вокруг нее шептались Свентицкие, доктор Дроков, прислуга. Пустой дом Свентицких был погружен во тьму, и только в середине длинной анфилады комнат, в маленькой гостиной, горела на стене тусклая лампа, бросая свет вперед и назад вдоль этого сквозного, в одну линию вытянутого ряда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Судости. В этой сотне был Костянский муж. Троицкий монастырь на берегу р. Косты; 6. Мглинскую – по берегам р. Ипута и притока её Воронусы – с г. Мглином на Судинке; в ней Суражицкий (или Волосавицкий) муж. Благовещенский монастырь близ деревни Суражич, осн. в 1720 г. По соседству, с Мглинской сотней в начале XVIII в. при гетмане Скоропадском образовалась – 7. Новоместкая сотня (ок. 1713 г.) в бассейне р. Ипута и Беседи с притоками – Унечи, Туросны, Выходки и Палужи. Она образовалась на месте старых исчезнувших сотен Попогорской и Бобовицкой, существовавших по изгнании поляков в 1654 г. Центр новой сотни находился в Стародубе; в ней Каташинский (прежде Семигорский) Николаевский муж. монастырь, осн. в 1692 г. на р. Каташинке, и владения Киево-Печерской Лавры, волости – Бобовицкая, Попогорская, Лыщицкая (ранее в 1654 г. были сотни: Попогорская и Бобовицкая); 8. Дроковскую сотню, но ей завладел старо дубский магистрат, превратив в волость Поипутскую или Полесскую и 9. Топальскую сотню, занимавшую побережья реки Снови и её притоков Ирпы, Ревны, Трубежа и Ваги; во главе её село Великая Топаль на р. Топальке. В ней монастыри – Каменный Успенский мужский и Клюсовский Преображенский. (Ал. Лазаревский. Описание Старой Малороссии. Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Киев. 1888 г. т. I, полк Стародубский. 1–470 стр. Тут названы все населенные места Стародубского полка по сотням и волостям. Нужно заметить сведения о населенных местах относятся к 1723 и 1781 гг.). Нежинский полк далеко не весь принадлежал к Черниговской епархий. В конце 30-х годов в Черниговской епархии значатся церкви только двух волостей Нежинского полка, в северо-западной части его. примыкавшей к Черниговскому полку (там же, т. II, Киев. 1893 г. Нежинский полк. стр. 1–507. Тут названы все сотни, волости и населенные места, а также монастыри, бывшие в Нежинском полку, принадлежавшем почти полностью к Киевской епархии). Нежинский полк занимал левый берег Десны, начиная от местечка Салтыковой Девицы до впадения в Десну реки Ивотки и оба берега Сейма, от его устья до впадения реки Клевенки, которая служила восточной границей полка, и наконец оба берега Остра (притока Десны), начиная от местечка Мрина до истока этой речки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Следует отметить, что ересь этого последнего является противоположностью – своеобразной обратной стороной ереси первого. Здесь же приведем извлечение из труда святителя Кирилла «Слово на исход души». О посмертном состоянии душ праведников и грешников При разлучении души с телом предстанут перед нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел и с ними – человекоубийца диавол, отец зла, язык которого изощрен, как бритва, по словам пророка: изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми ( Пс. 119:4 ), который подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище ( Пс. 9:30 ); этот змий великий, отступник, ад, расширяющий уста свои, начальник темной власти, имеющий державу смерти, задерживающий, как некоторый судия, душу, представляя и обличая все беззакония и грехи, учиненные ею делом и словом, с сознанием и без сознания; припоминающий все, мною сделанное, от самой юности, даже, до последнего дня, в который взят буду от среды живых. Какой, подумай, страх и трепет обнимет душу в тот день, когда она увидит страшных, жестоких, свирепых, немилосердных и неистовых демонов, предстоящих, как черные эфиопы, один вид которых будет ужаснее всякого мучения? Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и, в смятении и ужасе, будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и, будучи принята святыми Ангелами, и, под кровом их протекая воздушное пространство, и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы, некие заставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуются особенные грехи. Первое мытарство – грехов, совершаемых посредством уст и языка, каковыми являются ложь, божба, клятвопреступление, празднословие, пустословие и шутки, пресыщение чрева, неумеренное употребление вина, безмерный и непристойный смех, бесстыдные и срамные лобзания, любострастные песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

А 3 октября, в Калязинском РДК состоялся концерт «Уж небо осенью дышало», посвященный Дню пожилого человека, отмечаемого 1 октября. Глава Калязинского района Константин Геннадьевич Ильин поздравил старшее поколение района. Совместно с председателем районного Совета ветеранов Ириной Дмитриевной Коровкиной он провёл церемонию чествования активистов ветеранского движения, которые не только сами живут интересной жизнью, но и поддерживают сверстников, разделяя с ними свои увлечения. В продолжение встречи состоялся трогательный концерт с участием детских коллективов, творческие номера которых неизменно достигают души каждого зрителя. Порадовали артисты самых разных возрастов: это и воспитанники детского сада «Звездочка», солисты и творческие коллективы Районного Дома культуры, участники клубных объединений ветеранов района. Гости были не только зрителями, но и стали участниками игры «Угадай мелодия». Вместе с Еленой Мельниковой, методистом Дома культуры, солисткой Ниной Кожиной и баянистом Владимиром Носовым зрители угадывали с нескольких нот, вспоминали, пели известные любимые песни. Все получили массу положительных эмоций, забыв о проблемах и отдохнув душой. В течение октября продолжатся тематические встречи в клубах ветеранов района, где участники общаются, обмениваются знаниями, занимаются творчеством. Перед концертом 3 октября их работы были показаны на выставке в фойе. Это и пейзажи родного города, и натюрморты, всё (вышивка, плетение, рисунки бисером, аппликации и поделки из природных материалов) выполнено в разных техниках, ярко, красочно, с любовью к жизни. 6 октября, в честь Дня Учителя, в РДК чествовали преподавателей района. Грамотами Министерства образования Тверской области и Главы Калязинского района были отмечены педагоги дошкольного, дополнительного образования, предметики, классные руководители, работающие ветераны отрасли. В подарок всем собравшимся концертную программу провел дуэт «Свои», артисты высочайшего профессионального уровня Михаил и Ирина Дроковы являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Изюминкой праздника педагогов стало выступление ещё трёх лауреатов всероссийских и международных конкурсов - студентов Российской Академии Музыки имени Гнесиных по классу гитары. Ими были исполнены произведения высочайшей сложности, которые по достоинству оценило образовательное сообщество. В этот же день в Калязинской школе искусств (КШИ) прошел полуторачасовой концерт учеников профессора Российской Академии Музыки имени Гнесиных Николая Андреевича Комолятова, заслуженного артиста России. Высокое мастерство исполнителей оценили профессионалы - педагоги КШИ, родители учащихся, а сами ученики школы искусств получили дополнительный стимул для развития собственного исполнительского мастерства.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/17/...

Престолов в храме два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе – во имя св. в.-муч. Никиты. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. Николая Чудотворца, приложенная в храм кн. Одоевскими в 1753 г. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание их получается: обязательного оклада с прихожан 720 р. 44 к. и из других разных источников 1,750 руб.; всего в 1847 году получено 2,472 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 3 десят., сенокосной 8 дес. и пахотной 30 дес.; копии с плана и межевых книг на сенокосную и пахотную землю имеются. Приход состоит из села Фоминки и деревень: Осинок (6 верст от церкви), Баландина (7 вер.), Зименок (8 вер.), Мосеевки (5 вер.), Нового Поташа (5 в.), Старого Поташа (6 в.), Волчихи (6 вер.), Плюшкина (5 вер.), Реброва (3 вер.), Огрызкова (2 вер.) 220 , Лисина (5 вер.);. во всех этих селениях по клировым ведомостям за 1897 г. числится 2,696 душ мужеского пола и 3,119 женского. В селе Фоминке имеются две народных школы – земская и церковно-приходская; учащихся в 1897–98 г. в первой было 98, во второй 43. С 1897 года открыта земская школа в дер. Осинках, учащихся было 40. 208 По писцовым книгам 1628–30 гг. дер. Рожково значится за Богд. Бельским и стольником патриарха Филарета Фед. Плещеевым; в ней тогда было 5 дворов крестьянских. 209 По переписным книгам 1678 г. деревни Клоково, Дроково, Березницы, Гончары и Повалиха значатся за Аф. Оболдуевым; в них тогда были – двор помещиков, 1 дв. задворного человека, 12 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в настоящее время в этих деревнях 126 дв.). 210 По переписным книгам 1628 г. в д. Внукове значится 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время здесь 39 дв.). 211 По тем же книгам сельцо Аксаково значится за Афан. Вас. Языковым с падчерицами; по переписным книгам 1678 г. половина сельца Аксакова значится за Яков. Ознобишиным; на этой половине был двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 6 бобыльских.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Мглинская Город Мглин бывшей Черниговской губернии (ныне Брянской области) славился своей драгоценной Святыней, древней иконой Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Этот образ явился пастухам 2 марта 1662 года неподалеку от села Костиничи на земельных угодьях местного помещика при впадении речки Тезна в реку Ипуть. В полдень вдруг появился с неба огненный луч в виде радуги, озаривший своим светом многовековой дуб и окружность возле него саженей на десять. Пастухи в испуге пали на колени, непрестанно молясь Господу и не сводя глаз с происходящего. Вскоре сноп лучей стал невидим. Пастухи решили подойти к дубу и посмотреть, не загорелась ли сухая трава и валежник около древнего дерева. Под вековым дубом они увидели икону Пресвятой Богородицы с Божественным Младенцем, сияющую Небесным светом. Помолясь перед образом и поклонившись, один из пастухов побежал в Костиничи, дабы сообщить о происшедшем. Через короткое время священнослужители прибыли на место явления Святой иконы и отслужили благодарственный молебен. Икона была торжественно перенесена в сельский приходской храм во имя Святого Илии Пророка. По благословению Епархиального Архиерея явленный образ был с Крестным ходом перенесен в Спасо-Преображенский храм уездного города Мглина. По пути из села Костиничи в город Мглин Святую икону внесли в деревянный храм села Высокое и отслужили там благодарственный молебен. Внизу иконы была старинная надпись: «року Божого 1664 март.7, сей образ найден Пресвятой Богородицы яко короля и шел и Голомонеще слеще, межи Дроково и Нивнаго на болоте, молитвами Твоими Едина Чистая и Благословенная». По преданию, жители города Мглина, опасаясь разорения, в сильном страхе при приближении польского войска, обратились к Царице Небесной с горячею молитвою - и на берегу реки Ипуть, где была найдена Святая икона, неприятель потерпел поражение, а король едва не попал в плен. Свято чтимая икона была написана на холсте, наклеенном на доску, к которой была приклеена другая липовая доска. Ежегодно 2 марта, а также 28 июля по ст. ст. для поклонения иконе стекалось во Мглин множество Богомольцев. В богоборческие времена XX столетия, как и по всей Святой Руси, храмы города Мглина подверглись поруганию и закрытию. Те Святыни, которые удалось спасти, прихожане хранили в домах. В 1989 году во Мглине был вновь открыт храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в который прихожане принесли список Мглинской иконы Божией Матери. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Одигитрия Смоленская Мглинская " .

http://pravicon.com/info-747

Вердерево. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождество-Богородицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1835 и 1884. Адрес: Рязанская область, Скопинский район, с. Вердерево Координаты: 53.876878, 39.655055 Проезд:От Скопина На С-З. Поворот от шоссе М-6 на север 2км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вердерево находится по правую сторону реки Верды, близ дороги, идущей из Пронска на Скопин, ныне село, а прежде город Вердерев, упоминаемый в Воскресенской Летописи, данный великим князем Рязанским Олегом в числе прочих вотчин Солохмиру Мирославичу, по крещении принявшему имя Иоанна. По списку с Ряжских с писцовых книг письма и меры Григория Киреевского с товарищи 1629 – 31 гг. село Вердерево, Милолюб тож, писано за Иваном да за Михайлом Перовыми детьми Вердеревскими – старая их вотчина, а в нем место церковное Рождество Ивана Предтечи да святые мученицы Просковеи нарицаемые Пятницы да святые мученицы Екатерины. По окладным книгам 1676 г. находившаяся в том селе церковь именуется Богородицерождественскою, церковной пашни при ней было 10 четвертей в поле, сенных покосов на 30 копен. В приходе, кроме села, состояли деревни: Выползова, Галинка, Никольская, Дроковская, Ерлинка, Кудашева и Куманова, в коих числилось 6 дворов помещиков, 217 дворов крестьянских, 28 бобыльских и всего, с 3 дворами притча, 254 двора. По окладу 1676 г. с Богородицерождественского прихода дани положено 5 руб. 5 алтын 2 деньги; а с прежней дани было 3 руб. 29 алтын 5 денег. В конце 17 столетия число приходских дворов в селе Вердереве значительно уменьшилось, как видно из досмотра 1710 г. старосты поповского села Лопатина попа Иосифа, в котором показано в селе Вердереве: 2 двора поповых, 2 двора пономарских и 169 дворов крестьянских. Причиною такого сокращения прихода было то, что «из Вердеревского прихода выселились две деревни Никольское да Ерлино, и в них построены церкви». Под 1734 г. показано только 86 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=20295

Дракованова Кулига, урочище. Церковь Николая Чудотворца (деревянная). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1748. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Архангельская область, Красноборский район, урочище Кулига Дракованова Координаты: 61.633159, 45.511636 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменная холодная церковь построена и освящена в 1755-м году, во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Она заключает в себе один престол. Иконостас резной, золоченый, искусной работы, а иконы греческого письма. Теплая деревянная построена на место сгоревшей в 1710-м году, а освящена в 1719-м году и вторично, по украшении стен штукатуркой, нового иконостаса и икон, в 1849-м году. Имеет один престол во имя Николая Мирликийского Чудотворца. В сем храме между святыми иконами замечательна икона Николая Мирликийского Чудотворца. Об ней повествуют: что якобы в давние времена в 18-ти саженях от теплой нынешней церкви на дереве сосне явилась оная икона св. Николая Чудотворца. Она подавала многие исцеления: но чудес письменных не находится. На месте, где явилась икона, первоначально построена была часовня, а потом церковь, но она сгорела, простояв неизвестно долго ли. Ныне же на том месте поставлен крест, куда Святая Церковь имеет благой обычай в день принесения мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, т.е. 9-го мая, ходить с крестным ходом. Здесь отправляется водосвятный молебен пред литургией при многочисленном стечении поклонников. Из межевых документов видно, что церковь Дроковановская существует более 200 лет. Источник: ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 62-62 об. Церкви Архангельской области в 1916 году находились на территории Сольвычегодского уезда и относились к Вологодской епархии. Николаевская Дрокованская - приходская, в Великосельской волости Сольвычегодского уезда. Престол свт. Николая Мирликийского. Часовня в деревне Новошинская. Каменная, 1755 г. Современное расположение: Архангельская обл., Красноборский р., деревня Дрокованова Кулига в верховьях Шокши (приток Северной Двины).

http://sobory.ru/article/?object=37311

   001    002    003   004     005