Мы знаем из известий китайских пилигримов, что в первые столетия по РХ страны: Туркистан, Боразан, Кхотан и т. д. были буддийскими; мы знаем далее, что индо-скифы уже знали буддизм, и что в их царстве произошло неразгаданное для нас культурное сближение самых различных народов; мы знаем далее, что буддизм проник и в восточную Персию, что находящийся еще ныне в монастыре Се-ра при Лхассе волшебный жезл (ваджра) доставлен был из Персии. О таком же распространении буддизма свидетельствуют открытия русских в Турфане (Такла Макан) и открытия Свена Гедина в Баразане. Кроме того, новейшие ученые утверждают, что буддизм известен был и в странах, лежащих на северо-западе Индии. Для нашей цели безусловно важно следующее. 1 . Факт, что в пещерах Турфава найдены фрагменты буддийских писаний на древне-турецком языке и один, написанный сирийскими письменами с прибавлением санскритских толкований. Эти письмена, как увидим ниже, известны были монголам. 2 . Показание, что новейшая система буддизма «Калачакра» происходит из царства Цамбхала. Это царство, не смотря на свое мистическое прикрытие, должно находиться при Яксарте. По преданию и употребляемый ныне в Тибете календарь происходит из Цамбхалы. Основное учение указанной системы, распространение которой приписывается Сиддха Пито, то, что все Будды происходят из перво-Будды, Адибудды: следовательно, есть род монотеизма. Эта система принадлежит XI столетию и не была общепринятою. Замечательно, что способ изменения калачакрских текстов вполне вишнуитский, так как здесь ясно упоминаются аватары Вишну и особенно Калки, последней аватары Вишну. Равно упоминается ислам и его основатель Мухаммед (санскр. Мадхумати). Сидда Те-ло-па считается главным победителем ислама . Нужно упомянуть еще одного святого, который был учеником Сидды Тенки и также составляет украшение махаянической школы; это – Дармакирти. Он был современником тибетского царя Срон-тзан-гам-по (629–650 г. по РХ). По преданию в его время учение Будды светило, как солнце, а после него замечается упадок буддизма. Он происходил из южной Индии, был одним из патриархов Наланды; известен, как автор многочисленных философских и диалектических трудов и великий борец против браминов. Им заканчивается махаяническая школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Но тут иногда дело преувеличивается. У арабов считается правилом, что женщина может иметь детей до пятидесятипятилетнего воз­раста. В очень многих случаях преждевременное исчезновение способности деторождения обусловливается слишком ранним замужеством. У мужчин в странах ислама весьма часто является преждевременная импотенция, и именно, как прямое последствие многоженства. Если последнее составляет необходимость, то почему же в таком случаи оно так редко встречается в низших классах? 68 Приведенные примеры заимствованы из А. v. Kremer, Culturgeschichte des Orients (II. Bd. S. 94 ff). 71 Источники: Melek-Hanum, Wife of Н. Н. Kibrizli-Mehemet-Pascha, Thirty years in the harem. Berlin, 1872. H.Vámbéry, Sittenbilder aus dem Morgenlande, Leipzig, 1876. J. E. Polak, Persien. Das Land und seine Bewohner, Leip­zig, 1865. M. Luttke, Aegyptens neue Zeit. Leipzig, 1873. Ср.Соч. В. и M. Наливкиных, Очерк быта жен­щины оседлого туземного населенья Ферганы. Казань, 1886. Пер. 81 Не излишне упомянуть здесь, что покрывал не знают также и женщины мусульман, живущих под властью китайского правительства; и притом не одни лишь женщины племён, родственных китайскому господствующему населению, как напр. дунганы, но и племен тюркских, каковы таранчи. Пер. 83 Главные источники: N. v. Tornau, Moslemisches Recht, S. 176 ff. A. v. Kremer, Culturgeschichte, I, 510 ff. 85 Zeitschrift der d. morgenl. Gesellsch. XIV. 242 ff: Pischon, Das Sclavenwesen in der Türkei. Melek-Hanum, Thirty years L. S. 174 ff. 86 Vámbéry, Wanderungen und Erlebnisse in Persien. Pest, 1868. Reise in Mittelasien. Leipzig, 1866. Skizzen aus Mittelasien. 1868. 87 В 1882 году, когда было опубликовано сочинение г. Гаури, с покорением под власть России Туркмении, надежда эта об­ратилась уже в культурно-исторический факт, так как туркменские аламаны с тех пор стали немыслимыми, но крайней мире для туркменов, ставших русскими подданными. Пер. 88 Источники: Weil, Geschichte der islamit. Völker und Gesch. der Chalifen. I. v. Hammer, Länderverwaltung unter dem Chalifate.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Такая шаткость в представлениях об учении Корана не имела бы особого значения, если бы Коран не служил священным законодательным кодексом для огромного числа мусульман (до 14 мил.), живущих в разных частях нашего отечества и естественно близких по духу мусульманам других стран мира (около 200 млн.). Кроме того, в настоящее время среди мусульман есть лица, стремящиеся показать христианскому миру, что ислам нисколько не противоречит современному европейскому прогрессу и что в будущем эта религия предназначена к более широкому распространению на земном шаре. Что–же тогда произойдет с так называемой цивилизацией, которая до сего времени была христианской?.. Такое стремление передовых мусульман не согласуется со взглядами лучших европейских мыслителей и не подтверждается историей взаимных отношений христиан и мусульман в разных частях света. Не говоря о временах давно прошедших, когда мусульмане смело и торжественно объявляли священную войну против христиан, достаточно сказать, что старинная борьба между исламом и христианством, несмотря на широкое развитие международных сношений во всех частях света, не только не окончилась, но и не близится к концу, как об этом было печатно заявлено недавно скончавшимся нашим синологом В. П. Васильевым («О движении мусульманства в Китае»). В подтверждение этого, можно сослаться на печатные издания мусульманских авторов (на разных европейских и азиатских языках), в которых вражда ислама к христианству не скрывается, а высказывается решительно в применении к панисламским стремлениям передовых представителей современного мусульманства. Стремления эти ясно обнаружились во время последней греко–турецкой войны, когда даже среди Туркестанских мусульман появлялись турецкие иллюстрации с изображениями победоносно развевающегося знамени луны и попранного знамени креста. Стоит также упомянуть при этом о воинственной брошюре нашего соседа, афганского властителя Абдуррахман–хана (изд. в рус. пер. в 1899 г.), а равно и о высказанном в Турции некоторыми влиятельными мусульманами сочувствие китайцам за истребление китайских христиан. Наши русские публицисты–мусульмане подходят к этому вопросу осторожнее: они стараются пока уверять русскую читающую публику, что Коран не внушает своим последователям вражды к христианам, и в то же время пользуются случаем поддерживать связь мусульман российских с мусульманами других государств. Есть, кроме того, взгляды на Коран, не согласующиеся с историей и современною действительностью и высказываемые не мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Baum, Wilhelm; Winkler, Dietmar. The Church of the East: A Concise History. London, New York: Routledge Curson, 2003. Вильгельм Баум и Дитмар Винклер. Церковь Востока: краткая история. Несмотря на сравнительно небольшой объем (215 страниц), эта работа представляет собой очень качественное в научном плане изложение истории Церкви Востока, в котором учитываются все современные исследования по данной теме. Авторы делят историю Церкви Востока на пять основных периодов: сасанидский, арабский, монгольский, османский и современный. Анализируя историю христологического исповедания Церкви Востока, авторы отвергают его зависимость от несторианства. «Как бы мы не относились к учению Нестория, – пишет Винклер, – термин " несторианский " в значении " еретический " по отношению к Церкви Востока несправедлив. Христианство в Персии началось не с Нестория, и разделение с Церковью Римской империи, произошедшее в V веке и названное по имени Нестория, не было догматическим» (с. 30). В работе авторы избегают спорных тем и используют наиболее достоверные и принятые в исторической науке толкования событий. Приблизительно пятую часть книги занимает глава, посвященная языку и литературе Церкви Востока. Отдельные разделы этой главы (написанные профильными специалистами) посвящены арамейским, среднеперсидским, согдийским, тюркским, уйгурским и китайским письменным памятникам. В книге имеется большая структурированная библиография – отдельно представлены общие источники, обзорные работы и работы по темам каждой из глав. Все это делает данную книгу лучшим пособием для изучения истории Церкви Востока. Wilmshurst, David. The Ecclesiastical Organisation of the Church of the East, 1318-1913. Luvanium [Leuven]: Peeters, 2000. Дэвид Уилмшерст. Церковные структуры Церкви Востока в 1318-1913 гг. Объемное (ок. 900 страниц) исследование уже упомянутого Д. Уилмшерста посвящено истории, историографии, исторической социологии и исторической георграфии Церкви Востока наиболее «темного» и малоизученного периода – от обращения ильхана Олджейту из христианства в ислам до начала Первой мировой войны.

http://bogoslov.ru/article/6168370

После принятия закона CAATSA и особенно после сентябрьской санкции Вашингтона в связи с поставками российского оружия китайские банки стали ещё более осторожными. Когда организация или физическое лицо Российской Федерации включено в чёрные списки (так называемый лист SDN - Specially Designated Nationals List), китайским банкам всё понятно: они либо отказывают фигуранту листа SDN, либо закрывают все его счета и разрывают подписанные с ним соглашения. Именно так поступили китайские кредитные организации Bank of China, ICBC, China Construction Bank с физическим лицом по имени Олег Дерипаска и его структурой En+ Group. 14 сентября о сложностях работы с китайскими банками упомянул представитель ЦБ РФ в Китае Владимир Данилов: «Коммерческие банки КНР зачастую ссылаются на санкции стран ЕС и США в качестве причины отказа в обслуживании платежей клиентов российских банков, которые не имеют оснований… Несмотря на широкую корреспондентскую сеть, плавный рост расчетов в национальных валютах и достижение двустороннего финансового сотрудничества… есть проблемы, связанные с расширенной интерпретацией рядом китайских банков ограничительных мер третьих стран в отношении РФ». 27-28 сентября в Шэньчжэне проходило заседание подкомиссии по сотрудничеству в финансовой сфере между РФ и КНР. Газета «Коммерсант» от 24.10.2018) сообщила некоторые подробности. Стороны, пишет газета, обсуждали «барьеры, препятствующие своевременному проведению межбанковских платежей и открытию корреспондентских счетов». Представители РФ в ходе заседания «настойчиво поднимали вопрос о том, что китайские банки блокируют или затягивают операции российских компаний». Однако «представители Народного банка Китая (аналог российского ЦБ, но не имеющий надзорных функций) в ответ на это оказались лишь «готовы продолжать» передавать коммерческим банкам КНР информацию " о характере действующих санкционных ограничений " ». Между тем паниковать не стоит. Надо трезво понимать, что Китай не пойдёт ради России на жертвы. Ведь потери от вторичных санкций могут оказаться неизмеримо больше тех выгод, которые Китай получит от безоглядного сотрудничества. А вот на сотрудничество с РФ без рисков вторичных санкций прагматичный Пекин всегда готов. Например, китайские банки не стали бы оглядываться на США, если бы российские физические и юридические лица открывали у них счета не в долларах, а в юанях и рублях и сделки также проводили бы в национальных валютах двух стран.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/ss...

Храповицкого 272 , «Политический переворот в Китае около половины XVII в.» О. М. Ковалевского 273 , «Известие о китайском, ныне маньчжуро-китайском государстве» архимандрита Софрония (Грибовского) 274 ,. «Падение минской и начало маньчжурской в Китае царских династий или жизнь изменника Лиджичина» И. И. Каменского 275 , «Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин» В. П. Васильева 276 и некоторые другие. Данная проблематика привлекла внимание членов Российской Духовной Миссии не случайно: именно здесь находились корни многих проблем, с которыми сталкивалась империя и в XVIII, и в XIX вв., а в китайском обществе еще жива была память о бедах, обрушившихся на страну в те годы. И в наши дни этот период рассматривается в науке как один из самых сложных, ему посвящается огромное число исследований как в Китае, так и за рубежом. В своей исследовательской работе члены Миссии опирались на труды цинских придворных историографов – лучший, наиболее информативный источник, которым располагали в то время специалисты по истории Китая. К числу наиболее ярких трудов по ранней истории династии Цин относятся упомянутые выше сочинения безвременно ушедшего студента 12-й миссии В. В. Горского (1819–1847); два из них составили основу первого тома «Трудов членов Российской духовной миссии». Остановимся на одном из них – «О происхождении родоначальника ныне царствующей в Китае династии Цин и имени народа маньчжу», которая, по нашему мнению, воплотила в себе некоторые важные особенности, присущие отечественному китаеведению XIX в. Поставленные автором в этой статье проблемы – одни из центральных в ранней истории империи Цин. За 150 лет, прошедших со времени публикации труда В. В. Горского, они не утратили своей актуальности и по-прежнему вызывают острые дискуссии в мировой синологии. Весьма примечателен избранный автором метод решения поставленных проблем – он делает это на основе критического анализа имевшихся в его распоряжении источников, а также работ предшественников. По мнению В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– При известии об успехе инсуррекций, из Салара прибыл в Синган-Фу сын упомянутого выше Савуна, Сохупжан, молодой человек 21 года, и принял начальство над восставшими. Успехи инсургентов были так велики, что восстания не могли подавить регулярные китайские войска. Несколько раз китайские войска вступали в открытый бой с инсургентами, но безуспешно. В 1862 году инсургенты даже совершенно разбили 40,000-ю маньчжурскую армию и уничтожили её. – Резня в Синган-Фу подала повод к такой же резне и в других городах северо-западного Китая. Во всех местах, населенных дунганами, усиленно проповедовалась «священная война» против неверных маньчжуров. Началось общее восстание мусульманских подданных Китая против иноверного и нетерпимого правительства. Жестокие наказания и казни, каким китайцы под ничтожными предлогами предавали даже почетных мусульман, думая подавить этим возмущение, еще более ожесточали народ и усиливали мятеж. Предводителями мятежников были духовные лица, которым было удобно поддерживать и усиливать в народе религиозный фанатизм, составляющий самое сильное средство в руках заправителей народными мятежами. Ходжи и ахуны везде входили в близкие сношения с местными ишанами и волновали жителей мусульман, внушая им, что настало время готовиться к борьбе с неверными маньчжурами, борьбе, долженствующей продолжаться или до окончательного их истребления, или же до обращения их в мусульманскую веру. По примеру Саларской общины, все дунганы-мужчины должны были идти на войну, несмотря на лета и физические недостатки. Они должны были отказаться от всего мирского и свое достояние отдать в мечеть. – На эту тему много говорилось и читалось в мечетях до тех пор, пока возбуждение не достигло крайних пределов; тогда достаточно было незначительного повода, чтобы дунганам взяться за оружие. Подобные проповеди столь сильно действовали на сердца слушателей, что не было примера, чтобы кто-нибудь из богатых дунган не отдал всего своего имения в мечеть. Это наблюдалось так строго, что ахуны, ходжи и имамы непременно казнили бы обманщика, как врага Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

«Как патриархальный уклад жизни, так и семейные отношения, в Китае упорядоченные лучше, нежели в какой-либо другой языческой стране», по словам упомянутого миссионера, «свидетельствуют о том, что наставления Конфуция, в этом отношении, не принизились до пустой фразы, но жизнетворным элементом внедрились в народную жизнь» 27 . «24 примера» сыновней почтительности служат классическою книгой китайской морали. В капищах и в школах, в приютах и в чайных, в общественных залах и в частных помещениях они расписаны на стенах с тою целью, чтобы каждый смотрящий на них, по местному выражению, «пощупал свое сердце и погладил живот», т.е., испытал себя: исполняет ли он свой, по отношению к родителям, долг согласно с данными примерами» 28 . «Прочность китайской семьи, по словам Ревилля, «основывается на священном характере отеческой власти. Общепризнанная обязанность сыновнего повиновения достигает в Китае абсолютнаго значения» 29 . В одной китайской драме «Пипа-цзи» (История флейты) отец спрашивает сына об его обязанностях по отношению к родителям и получает следующий ответ: «батюшка, вот в чём состоят обязанности сына: он должен заботиться, чтобы летом и зимой родители пользовались всеми житейскими удобствами; должен каждый вечер сам оправлять постель для родителей; каждое утро при первом крике петуха, обращаться к родителям с почтительнейшими вопросами о здоровье; должен в течение дня многократно спрашивать родителей: не беспокоит ли их холод или жар; сын обязан поддерживать родителей, когда они идут; обязан уважать то, что они уважают, любить то, что они любят, до лошадей и собак включительно; сын при жизни не должен удаляться из дому, в котором они живут» 30 . Подобным же образом молодой индус всецело занят только одним желанием – помочь своему отцу в его делах и предприятиях и все, приобретённое личным трудом, считает не своею, а фамильною собственностью 31 . Сколько возвышенной поэзии, любви и самоотвержения, какая неодолимая нравственная мощь таятся в этом святом чувстве, изливающемся, подчас, в простейших речах несравненной прелести и силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Во второй половине X в. древнерусский князь Святослав разгромил Хазарию. 20 Море Джурджана (древней Гиркании, позднее Горгана), области на южном побережье Каспия – Каспийское море. 26 Этноним бурджан применялся арабскими географами к жителям Бургундии, придунайским болгарам и реже – волжским булгарам. Здесь подразумеваются придунайские болгары. 28 Тюрки (араб, ат-турк) впервые упомянуты в китайских и византийских источниках в VI в., когда они создали в Центральной Азии сильную империю кочевников (каганат), состоявшую из множества отдельных племен, постепенно передвигавшихся на запад. По сведениям арабских географов, в X в. тюрки располагались на огромной территории от Китая до Каспия; арабы граничили с тюрками на территории от Исфиджаба (совр. Чимкент в Узбекистане) до Гиркании на юго-восточном побережье Каспия (Бартольд 2002е). 29 Средиземное море, в том числе Мраморное и проливы. Однако в ряде случаев термином «Море Рума» могло обозначаться и Черное море, особенно когда для него не было специального описания и названия. В данном случае возможно именно последнее наименование (Калинина 1988. С. 137). 30 В оригинале: ас-сакалиба. Этноним ас-сакалиба применялся арабскими писателями, как правило, к этническим славянам, хотя были и исключения (Мишин 2002). В данном случае сакалиба называются вместе с бурджанами, после упоминания моря Рума. Это дает основание полагать, что имеется в виду славянское население Европы в целом (Калинина 1988. С. 137). 31 Токуз-огузы (в переводе «девять племен огузов») – наименование крупного тюркского объединения племен, существовавшего как отдельное государство в VII в. в бассейне р. Тола и Орхон. Позднее эти племена перемещались вместе с другими тюрками на запад; впоследствии именовались уйгурами. Арабо-персидские источники упоминают тогузгузов как жителей Приаралья (Бартольд 2002б. С. 568–569; Кляшторный, Султанов 2000. С. 99 и след.; Кычанов 1997. С. 96 и след.). 32 Аланы – народ иранского происхождения, известный, по данным китайских и поздних арабских источников, вблизи Арала; древнегреческие писатели знали алан у Каспия и устья Дона; в эпоху Великого переселения народов этот народ откочевал к Кавказу, где его локализуют арабо-персидские авторы IX–X вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таблица 1. Аннотированная библиография трудов Палладия (Кафарова) , содержит краткие описания и библиографические данные к 42 опубликованным работам Кафарова. Аннотированная библиография трудов Палладия составлена впервые в науке. Таблица 2. Письма и донесения Палладия (Кафарова) содержит краткие аннотации к 156 письмам Палладия, опубликованным в различных изданиях XIX и XX вв. Систематизация эпистолярного наследия учёного предпринята впервые в науке. Таблица 3. Источники, использованные Палладием в работе о китайском исламе, содержит в себе указание китайских источников, использованных учёным при составлении указанной работы. Таблица 4. Китайские источники, использованные и упомянутые Кафаровым в статье о христианстве в Китае. Таблица 5. Источники, использованные Палладием для составления комментариев к «Путешествию Марко Поло». Таблица 6. Китайские источники, использованные и упоминаемые Палладием при составлении комментариев к переводу «Сокровенного сказания монголов». Наименования китайских источников, использованных Палладием в своих работах, в отечественной синологии публикуются впервые. Составление данных таблиц продиктовано необходимостью изучения научного метода Кафарова, а также связано с тем, что Палладий в своих работах не всегда указывал точное название цитируемого китайского источника, что существенно усложняет работу последующих исследователей его творчества. В ходе составления таблиц нами было обнаружено, что количество цитируемых китайских источников составляет десятки – более 35 для работ по исламу; более 35 – по христианству; более 65 – для комментариев к путешествию Марко Поло; около 50 – для перевода «Сокровенного сказания». Таблица 7. Маршрут следования Кафарова из Пекина в Чжанцзякоу в 1847 г. содержит описание пути следования Палладия в момент его первого возвращения из Китая в Россию. Таблицы 8–11 содержат справочную информацию, связанную с деятельностью Палладия или периодом его жизни: Таблица 8. Личный состав РДМ за весь период её существования с 1685 по 1956 гг.; Таблица 9. Императоры династии Цин () (1616–1912); Таблица 10. Императоры и императрицы Российской Империи; Таблица 11. Изменение численности православных китайцев в середине XIX – нач. XX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010