...Немножко не сплакнуть и не сгрустнуть нельзя . Но силою представления пересилить можно, и утишить и совсем прогнать скорбь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 7). Я не умею горевать об отходящих, когда уверен, что они отходят ко Господу. Как горевать о них, когда они радуются? (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 66). Источник. Мы обычно думаем, что вот зарыли в землю бедную... сыро, мрачно, тяжело. А ее там нет, она при вас смотрит на плачущих и покачивает головою; чего это плачут, ибо ей там лучше (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 136). Источник. Один старец пришел в город, чтобы продать сделанные им корзины. Распродав их, он сел – так случилось ненамеренно – на пороге дома одного богатого человека, который был при смерти. Около дома старец увидел черных коней и на них черных и страшных всадников, с огненными жезлами в руках. Источник. Всадники доехали до дверей дома, спрыгнули с лошадей и, оставив их у ворот, поспешно вошли один за другим в дом. Умирающий богач, увидев их, воскликнул громким голосом: «Господи! Помоги мне!» А они сказали ему на это: «Теперь-то вспомнил ты о Боге, когда солнце померкло для тебя? Почему же до сего дня не взывал ты Его, доколе светил для тебя день? Но ныне, в этот час, уже нет тебе ни надежды, ни утешения» (106, 527). Источник. Хрисаорий был очень богат, но столько же обладал и пороками: был надменным и гордым, преданным пожеланиям своей плоти, корыстолюбивым и жадным. Но Господь решил положить конец его порокам и поразил телесной болезнью. Хрисаорий был близок к смерти и перед тем, как душе выйти из тела, увидел черных и страшных духов, которые стояли перед ним и готовы были схватить его душу и отвести в адскую темницу. Источник. Он затрепетал, стал просить отсрочки и испуганным голосом звал своего сына, монаха Максима: «Максим, беги, я тебе никогда не делал ничего худого, поддержи меня своею верою». Встревоженный Максим тотчас прибежал; с плачем и трепетом собралось и все семейство. Злых духов, от которых так сильно страдал Хрисаорий, домашние не могли увидеть, но узнали о присутствии их из смущения, бледности и трепета больного. От ужаса он вертелся на постели, стараясь спрятаться от их страшных взоров, но, куда бы он ни повернулся, всюду видел их. Стесненный ими до чрезвычайности, он отчаялся уже в своем освобождении и стал кричать: «Дайте отсрочку хоть до утра! Хоть до утра!» Но во время этого крика душа его была взята из тела. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 269). Источник. ...Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 269–270). Источник. Евангельское учение есть единственный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 270). Источник. ...Пост есть начальное орудие всех добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 270). Источник. Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собою. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 417). Источник. Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 433). ...Сердце, возделанное; скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 442). Источник. ...Все доброе наше от Бога приходит, но только когда ищем (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 215). Источник. В нас ведь Господь положил все добродетели. Они тот час и просятся наружу, как только мы бываем в таком настроении, о коем есть поговорка: ныне он в духе... это то же, что готов на все доброе. А потом поднимается что-то внутри, налетает нечто совне... И человек бывает неузнаваем. Но и это можно стряхнуть, как какую накидку... Источник. Когда живо и сильно ревнование о своем спасении, блюдите сию драгоценность, ибо она дороже всего мира (свт, Феофан, Затв. Вышенский, 84, 104). Источник. Цель трудов монаха – стяжание подвижнических добродетелей, и внешних и внутренних, и телесных и духовных; цель стремления схимы – достижение или построение того, что на основании подвижнических добродетелей может быть достигнуто духово, или построено. Сознание схимницы должно вступить в иную область духовную... а монах еще борется и бьется в обычной среде... Вот все такое – и подобное составляет разницу... но не в существе духа, а в степени... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 110–111). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

X Феофановские чтения пройдут в Москве 29 сентября 2016 г. 13:26 11 октября 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоятся юбилейные X Феофановские чтения. В настоящее время ведется активная работа по подготовке второго тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». В связи с этим главной темой настоящей конференции является служение святителя Феофана на Тамбовской и Владимирской земле. Ожидается, что участники чтений в своих докладах коснутся именно этого периода жизни святителя. Тамбовская кафедра стала первой, где святитель Феофан совершал архиерейское служение. Здесь расцвел его талант выдающегося архипастыря-проповедника, получили развитие его основные богословские идеи, здесь же совершился в его душе окончательный поворот к затворнической жизни. Архипастырское служение на Владимирская кафедре стало продолжением его становления как проповедника и богослова. Неоценим и вклад, внесенный святителем в духовное и административное устроение занимаемых им кафедр. Феофановские чтения — главный форум, который объединяет церковных и светских ученых и исследователей, а также представителей общественности и культуры, занимающихся изучением и практическим освоением духовного наследия святителя Феофана, Затворника Вышенского. Главная задача чтений — осмысление духовного подвига и изучение богословского наследия святителя Феофана Затворника. Вместе с тем, одна из важнейших задач чтений — привлечение к совместной работе молодых специалистов, выпускников и учащихся старших курсов духовных академий и семинарий, светских вузов. К участию в чтениях приглашаются исследователи — представители духовных школ и государственных вузов, богословы, специалисты в области отечественной патрологии, филологи, историки, психологи, педагоги, культурологи, архивисты и специалисты в области генеалогии. Чтения будут освещаться в общецерковных и федеральных периодических изданиях и электронных СМИ. Пресс-релиз и программа проведения Феофановских чтений, подготовительные материалы и сведения об их работе будут доступны на сайтах Издательского Совета Русской Православной Церкви  izdatsovet.ru , Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского theophanica.ru. Доклады, сделанные участниками чтений, будут размещены на сайте theophanica.ru . Адрес электронной почты для связи по вопросам подготовки докладов и сообщений, аккредитации: feofan301@list.ru. Тел/8-495-789-90-45, добавочный 241. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4627992.ht...

Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: Буди воля Твоя, Господи! Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 98–99). Источник. Тут все от Господа, от мала до велика, и се есть средство в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 109). Источник. ...Все строит Господь, и наилучшим для нас образом (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 115). Источник. Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною Божия домостроительства и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» Долго он так размышлял, и был ему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии; потому что это душевредно» (106, 38). Источник. В пустыне Никополиса жил отшельник, и ему прислуживал благочестивый мирянин. В это же время в городе, утопая в грехах, жил богач. Когда он умер, сошелся весь город вместе с епископом для погребения тела, которому предшествовали возжженные свечи. Свидетелем пышных похорон стал и мирянин. Как обычно, он понес хлебы в пустыню и увидел, что отшельника съел зверь. Он пал ниц перед Господом, говоря: «Не встану с земли до тех пор, пока Бог не покажет мне, что это значит. Один, утопавший во грехах, похоронен с таким великолепием, а другой, служивший Тебе день и ночь, подвергся такой смерти!» И явился ему Ангел от Господа и сказал: «Грешник, о котором ты говоришь, имел немного добрых дел, принадлежавших веку сему, и получил награду за них здесь, но зато там не обрел никакого упокоения. Отшельник же был украшен всеми добродетелями, но, как человек, имел за собой немного погрешностей и наказание за них понес здесь, чтобы предстать перед Богом чистым». Утешенный этими словами, благочестивый мирянин пошел в свой дом, прославляя Бога за Его судьбы, яко праведны суть (106, 525). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Присоедините к сему и пост... чувствительный для плоти. Это будет хорошим подспорьем для молитвы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 80). Источник. Уголка желаете, чтобы скрыться? Это вам легко делать и дома. А то – уединяйтесь в духе, именно – отвлекайте внимание от всего внешнего и, собравшись внутрь, стойте перед Господом... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 102–103). Источник. Вот и одни, а скучаете! То скучаете, что много разволоки, а когда остались одни, не знаете, как время наполнить. Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие – молитву и богомыслие. Эти же занятия, коль скоро хоть немного исправно идут, не дадут скучать. Ибо от них источается духовное утешение, которого не может дать ничего на земле (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 86, 6–7). Источник. Три благочестивых мужа, стремящихся ко спасению, приняли монашество. Один избрал себе в делание примирять ссорящихся, другой – посещать больных, а третий ушел для безмолвия в пустыню. Первый, заботясь о том, чтобы прекратить распри между людьми, не мог примирить всех ссорящихся. Побежденный унынием, он пришел к тому, который избран своей добродетелью служение больным, но и того нашел малодушествующим, признавшим, что исполнение принятой им добродетели превышает его силы. Договорившись, они пошли повидаться с третьим братом, удалившимся в пустыню. Придя, они поведали ему о своем смущении и просили сказать, что доставило ему уединение. Помолчав немного, брат налил воды в лохань и сказал: «Поглядитесь в воду». Она была возмущена. По прошествии некоторого времени он опять сказал им: «А теперь поглядитесь в воду; она уже устоялась». Взглянув в воду, они увидели в ней свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: «Подобное этому совершается с человеком, когда он находится среди людей. Он не может видеть своих грехов по причине непрестанно возмущающего его отвлечения. Когда он удалится в уединение, особенно в уединение пустыни, тогда он усматривает свои согрешения» (106, 472–473). Источник. Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Относительно наук естественных преосв. Феофан подобным же образом высказывает в одном месте своих писаний: «Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющейся, – великая во всем этом премудрость Божия! Неизследимая!..» 490 . – В своих писаниях преосв. Феофан является и проповедником, так как мы даже и за Вышенский период имеем не только перепечатку и переработку прежних проповедей его, но и одну по крайней мере, новую проповедь, хотя наш проповедник уже не был епархиальным архиереем и жил в епархии, управлявшейся иными архиереями 491 , – и истолкователем источников богословия – Св. Писания и Св. Предания (святоотеческих писаний, богослужебных песнопений и пр.), чем он особенно заявил себя за Вышенский период, как видно из того же перечня 492 и богословом систематиком, причем мы разумеем в особенности его такие сочинения, как: Путь ко спасению, Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, Начертание христианскаго нравоучения и др. и, наконец, вообще духовно-нравственным писателем, причем мы имеем в виду его главным образом письма к разным лицам о религиозно-нравственных предметах. Во всех своих писаниях, которые мы нарочито исчисляли нередко с указанием их характера, содержания, происхождения и пр., святитель Феофан по истине являлся светом миру ( Матф. 5, 14 ), при том сиявшим в особенно благопотребное время, когда, с одной стороны, мгла западничества, с его лжеверием, различного рода заблуждениями и нравственным развращением, сильно облегала умы и сердца наших соотечественников, производя на них свое зловредное, разлагающее влияние, а с другой, и в самом русском обществе древние устои верований, убеждений и строгой нравственности весьма были расшатаны и тьма все более и более застилала духовные очи его современников, чтобы не видеть этих верований и убеждений. Пашковщина, против которой так мужественно восстал Вышенский затворник в известных нам Письмах к о одному лицу в С.-Петербурге, была только одним из болезненных явлений этого духовного состояния нашего тогдашнего общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Научно-исследовательском отделе рукописей РГБ проходит выставка «Труд молитвенный. К 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского» 4 июня 2015 г. 19:15 1 июня 2015 года в Румянцевском зале Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки открылась выставка «Труд молитвенный. К 200-летнему юбилею со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского». В церемонии открытия выставки приняли участие председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент , президент РГБ В.В. Федоров, заведующий Научно-исследовательским отделом рукописей РГБ В.Ф. Молчанов. В приветственном слове митрополит Климент рассказал о духовном пути святителя Феофана и основных вехах его творчества, коснулся вопросов восприятия наследия святителя в современном обществе. Он также отметил вклад руководства и сотрудников Российской государственной библиотеки и, в первую очередь, Научно-исследовательского отдела рукописей в сохранение и изучение книг из библиотеки святителя Феофана, документов, связанных его с жизнью и деятельностью. В.В. Федоров в свою очередь отметил важность и необходимость тесного сотрудничества Русской Православной Церкви и российской культуры, прежде всего, таких ее учреждений, как федеральные книжные хранилища России. В.Ф. Молчанов рассказал об истории и современном состоянии сотрудничества Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ с Издательским Советом Русской Православной Церкви, подробно остановившись на работе в рамках проекта подготовки полного собрания творений святителя Феофана Затворника. Затем главный архивист Отдела, эксперт Научно-редакционного совета по подготовке полного собрания творений святителя Феофана Д.А. Чудинов провел обстоятельную экскурсию по выставке. В экспозиции выставки, в витринах и стендах, расположенных в Румянцевском зале НИОР РГБ, представлены автографы святителя Феофана Затворника, его биографические и творческие документы, повествующие о различных периодах служения и творческой деятельности святителя: о его служении в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме (1847-1853), пребывании на должности ректора Петрозаводской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии (1856-1859), на Тамбовской и Владимирской епископских кафедрах (1859-1866), напряженной писательской работе в затворе — в Успенском Вышенском монастыре Тамбовской (ныне Скопинской) епархии (1866-1894). Ряд материалов, представленных на выставке, посвящен воспоминаниям о святителе Феофане, а также научным работам выпускников дореволюционной Московской духовной академии, занимавшихся богословским анализом его творений. В рамках выставки представлены уникальные экспонаты — книги, принадлежавшие святителю Феофану Затворнику, с дарственными надписями от различных лиц. Выставка продлится до 6 июня. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4109068.ht...

И еще опасаться надо мечтательных надежд: о, теперь у меня пойдет все... так и так... чудо, как хорошо. Такие мечтания всегда оканчиваются посрамлением... Остерегаясь всего сего, так тецыте да постигнете (6, с. 60). 24. От самоцена самомнение и неурядицы внутри. Мерзок Господу всяк высокосердый «Неурядица внутри». Вы верно определили, что она от самоцена. От самоцена самомнение; ради самомнения благодать отходит, ибо мерзок Господу всяк высокосердый. А без благодати что мы?! Вот и неурядица. Она бич вразумляющий и не говоря говорит: остановись, куда ты заносишься, ничтожная тварь?! А вы еще спрашиваете: неужели смирению можно выучиться только чрез падения?! Слава Богу, что есть такие вразумительные отступления благодати! Если и при них самодовольничаем и высимся, что было бы без них (6, с. 80). Неурядица внутри всегда от беспорядочности помышлений. Держите их на привязи, а чтобы успеть в этом... блюдите память Божию и память о смерти. Бог всюду есть и все видит... и видит все внутреннее ваше. Сходите с сею мыслию в сердце и блюдите движения, там бывающие, – одни принимайте, другие отревайте (6, с. 80). 25. Самомнение – первый враг в жизни духовной Поопаситесь самомнения. Оно – первый враг. Исправность наша пред Богом, еще только преднамеренная, уже порождает мысль о некоей особенности нашей пред другими и даже пред собою прошедшим, тем паче когда успеем сделать что-либо на сем пути. Как только немного постоим мы в сей исправности, она кажется чем-то дивным – и мы начинаем мечтать о себе как о лицах совершенных, совершающих дивные дела. А это враг подущает, чтобы возбудить самомнение. Кто поддастся и впадет в сие самомнение, от того тотчас отходит благодать и оставляет его одного. Тогда враг схватывает его как беспомощную добычу (9, с. 168). 26. О борьбе с сомнениями Считайте себя таким лицом, как то, которое испытывает внушения на какое-либо греховное дело или похоть злую. И научайтесь так же действовать в отношении к сомнениям, как тот действует в отношении к похотям. Первый прием для испытывающего злые влечения есть не считать внушения своим, а всеянным, положить разделение между собою и этим всеянным и, признав его чуждым, отнестись к нему не как к своему детищу, а как к вражескому порождению. Отсюда тотчас в душе не ослабляется только, но совсем отходит от нее понуждение делать по внушению испытываемому. Обычно полагают: своя природа требует – как не удовлетворить? Но кто сразу признал в родившемся пожелании чуждое детище, тому не это положение приходит на ум, а совсем другое. С вопросами обращается он к желанию и подвергает его анализу и критике. Этот самый простой прием рассеивает искушение: оно, как дым от ветра, исчезает. Вот это именно следует и вам делать при каждом сомнении (8, с. 206–207). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., " ДАРЪ " , 2008. - 640 с. I8BN 978-5-485-00165-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ 1. Священное Писание у нас еще не тронуто (не растолковано) Трудитесь: Священное Писание у нас совсем не тронуто. Иностранные толковники, как они есть, негожи. Надо самим обдумывать и переделывать. Я и хотел бы заниматься этим предметом и занимаюсь... Но, увы! как тяжело... То не так, другое не этак, и бросишь. Опять возьмешься и опять бросишь. И плохо... Но (1, с. 129). 2. О переводе Библии с еврейского О еврейском тексте вам кривотолк говорят. Другое дело – справиться ученому или переводчику, а другое дело – весь текст издать с еврейского. Ради нескольких текстов творить ее не следует. Настоящий перевод еще не издан – а ненастоящий уже печатается... Печатаемый читается, читаемый усвояется... Синод после издает свой... С еврейского ему издать никак нельзя – и выйдет разница... В книгах разница еще ничего, а в головах разница – великое дело. Ведь раскол будет и еще более... Куда они там смотрят (7, с. 20)? 3. Уподобление Слова Божия зеркалу Слово Божие уподобляется зеркалу. Как, смотрясь в зеркало, всякий видит, где какое пятно или порошинка на лице или на платье, так и душа, читая Слово Божие и там исчисленные заповеди рассматривая, не может не видеть, исправна ли она в тех заповедях или не исправна; совесть, просвещена будучи при сем словом живого Бога, тотчас скажет это ей нелицемерно (9, с. 127–128). 4. Совет о преподавании Закона Божия Ветхий Завет надо передать прежде, а потом Новый. Ветхий – приготовление к Новому. Что не заставляете заучивать, не худо. Пусть рассказывает, но надо чаще заставлять повторять рассказ, чтобы утвердился в памяти. Надо и память упражнять. Пусть заучивает какие-либо изречения Писания. Тут лучше из Нового Завета. Псалмы, какие попроще, можно заставить учить. Пусть выучит молитвы утренние и на сон. Рассказывайте, как Бог виден в природе (8, с. 26–27). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., " ДАРЪ " , 2008. - 640 с. I8BN 978-5-485-00165-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Перед тем как начать изложение данной темы, Вышенский затворник рассуждает о возможности наблюдения за душой. С одной стороны, человек, который находится во власти греха, не может осуществлять постоянное наблюдение за своей душой и тем самым не улавливает её деятельность. Но, с другой стороны, как говорит святитель Феофан, «кто Божественной благодатью воцарен внутри себя, тот держит своё внутреннее в своей власти, а потому видит, куда что направляется». 398 Поэтому тот, кто стяжает благодать Святого Духа, может совершенствоваться в своём самопознании. При этом важно понимать, что постороннему человеку невозможно осуществить познание чужой души. Вышенский затворник прямо говорит, что «это сделать практически невозможно». 399 Таким образом, от каждого человека зависит то, насколько глубоко он сможет познать свою душу. 400 Стоит отметить, что благодатное соединение с Богом не уничтожает самостоятельность души 3. Хотя она и при касается неким особым образом к Богу и проникается Его силой, но от этого не перестаёт быть душою, т. е. «существом разумно свободным, подобно тому, как раскалённое железо или уголь, проникаясь огнём, не перестают быть железом и углём». 401 Душа, находящаяся между телом и духом 402 – как высшей части души человека, есть действительная, живая, духовная сила. 403 Под духом святитель Феофан понимает ту высшую силу души, которую вдунул Бог в лицо человека при его сотворении. 404 Из земли вышла душа всех земных существ и душа человека, схожая в низших своих проявлениях с душой животных, возвышена духом «над всякою не человеческою душою». 405 Поэтому внутри себя мы замечаем то, что есть у животных, и то, что свойственно душе человека, а высшей степени духу. 406 Кроме этого, дух несравненно выше души человека, 407 её качеств и свойств. Если душа направлена на устройство временного, земного быта, её чувства и состояния держатся на видимом, то высшие области это предмет духа, который может передавать душе знания о небесном. 408 Также дух это орган богообщения, «это сила Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010