7. С. 246-263; 9. С. 303-308; 10. С. 322-345; 11. С. 367-381; Богданов Д. Ф. Описание документов Черниева мон-ря и Вышенской пуст.//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Т. 28. С. 95-106; Книга окладная мон-рям и церквам и часовням Шацкого города и Кадома//Там же. 1895. Т. 39. С. 146-224; Описание мон-рей Щацкой провинции//Там же. Т. 40. С. 59; Пискарев П. И. Список мон-рей Тамбовского края//Там же. 1896. Т. 42. С. 34; Кондратов А. Игум. Тихон, подвижник Вышенский//ДЧ. 1899. 12. С. 599-609; Архим. Аркадий, настоятель Вышенской пустыни//Тамбовские ЕВ. 1908. 45. С. 1971-1981; 47. С. 2074-2079; 49. С. 2208-2220; 1909. 1. С. 1-8; 5. С. 237-248; 6. С. 293-302; 15. С. 631-641; 17. С. 769-773; 19. С. 851-898; Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 819-823; Цветаев А., прот. Воспоминания об избавлении г. Тамбова от холерной эпидемии в 1871 г. по молитвам граждан пред чудотв. Вышенской иконой Божией Матери. Тамбов, 1916; Кученкова В. А. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993; Чудотворные иконы Матери Божией. Коломна, 1993. С. 438; Общежительная Вышенская Успенская пуст.//Вышенский паломник. Рязань, 1996. Май. С. 21-23; Июль. С. 74-76; Архим. Аркадий - настоятель Вышенской пуст.//Там же. 1997. 2. С. 64-66; 3. С. 75-77; 4. С. 98-100; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1998. С. 222-223; Сказание о чудотворной иконе Казанской Божией Матери, находящейся в Вышенской пуст. Шацкого у. Тамбовской епархии: Изд. кон. XIX в. Тамбов, 2000п; Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003; Свято-Успенский Вышенский мон-рь//Рязанский церк. вестн. 2004. 6. С. 62-67; Икона Божией Матери Казанская Вышенская: Повествование, акафист//Свято-Успенский Вышенский мон-рь. [Рязань], 2008. С. 4-34. Согласно «Сказанию...», жителю с. Ивановского Тихону, 6 лет страдавшему «неизлечимым недугом расслабления» и непрестанно молившемуся об исцелении, когда тот уже отчаялся, во сне явилась «Благообразная Девица» и повелела: «Поди в село Жадовку, на поляну, находящуюся за источником Самородки.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Сохранились рукописи и печатные книги с владельческими записями царского духовника. В «Описи книгам в степенных монастырях» среди книг Иосифо-Волоколамского мон-ря указаны «два Торжественника во весь год писменые, в десть. Отданы благовещенскому протопопу Стефану» (ЧОИДР. 1848. Кн. 6. С. 38). В 1650 г. В. купил Евангелие Толковое повседневное (Читатели изданий Моск. типографии в сер. XVII в./Публ. док-тов и исслед. С. П. Луппова. Л., 1983. С. 111). Известен рукописный сборник, содержащий «Большой Катехизис» Лаврентия Зизания , с владельческой записью В., ему также принадлежал «келейный» сб. Златоуст, содержавший, в частности, сочинения Ермолая-Еразма, прп. Максима Грека и др. древнерус. писателей. В. делал многочисленные вклады в Соловецкий мон-рь (ГММК. Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв. 1238. Л. 260-261), в Опекалову пуст. в Старицком у. Как вкладчик он записан в синодики мон-рей Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы , Борисоглебского на Устье ростовского , Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы ( Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891. Т. 1. С. 170; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1 (6). С. 80), вязниковского в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Вязниковский ист.-худ. музей. Собр. рукописей. 22302/1022. Л. 111). Вкладом В. в храм в Благовещенской вотчине в Касимовском у. стала богослужебная Минея на октябрь (М., 1609). При помощи В. вязниковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы женский мон-рь получил из Посольского приказа 50 р. на строительство каменного храма. Ист.: Письма рус. государей и др. особ царского семейства/Изд. Археогр. комис. М., 1848. Т. 1. С. 305. 388; МДИР. 1875. Т. 1. С. 70-78, 84-119; Белокуров С. А. Деяния моск. церк. Собора 1649 г.//ЧОИДР. 1894. Кн. 4. Отд. 3. С. 29-52; Буганов В. И. Записки современника//ИА. 1957. 4. С. 229; Поздеева И. В. , Ерофеева В. И. , Шитова Г. М. Кириллические издания, XVI в.- 1641 г.: Находки археогр. экспедиций 1971-1993 гг., поступившие в НБ МГУ. М., 2000. С. 94. 88.

http://pravenc.ru/text/155232.html

517       Свод законов Российской империи. СПб., 1892. Т. 1. Ч. 1. Основные государственные законы. Ст. 40. 518       Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. С. 49. Из слова в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича. 520       «Важнейшие памятники достопочтенной древности Восточной и Западной церкви убедительнейшим образом доказывают, что учение о непор. зачатии Преблагословенной Девы ежедневно более и более, вследствие самого искреннего настроения, учительства, рвения, науки и мудрости Церкви блистательно развивалось, объяснялось, усиливалось и у всех народов и наций католического мира чудесным образом распространялось, в самой Церкви как полученное от предков всегда существовало и характером откровенного учения обозначалось»//Цип. по: Разности церквей Восточной и Западной в учении о Пресв. Деве Марии Богородице по поводу латинского догмата о непорочном зачатии. Полемико-догматическое исследование протоиерея Александра Лебедева . Варшава, 1881. С. 8. 521 Максим Козлов, протоиер., Д.П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока. М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 139. 522       «...в Иерусалиме иеромонах Феофан ознакомился с лютеранством, католицизмом, армяно-григорианством и другими христианскими инославными вероисповеданиями из живых примеров. Нужно заметить, что все эти вероисповедания имеют своих ученых представителей, свои алтари и школы, где их последователи находят удовлетворение своим религиозным нуждам. С духовными лицами этих вероисповеданий Феофану приходилось иметь частые беседы и деловые официальные сношения. В Иерусалиме, как в фокусе, все вероисповедания христианской религии сходятся, чтобы там, в этой колыбели христианства, почерпнуть силы и найти оправдания для своих верований. Это – одно из мест, где можно лучше ознакомиться с учением, богослужением и нравственной деятельностью членов разных исповеданий христианства. Феофан значительные познания приобрел здесь и опытность в деле сношения с иноверцами, на деле узнал, в чем заключается сила их пропаганды и слабость, и потому сам мог с успехом противодействовать вредным для Православия стремлениям католицизма и протестантизма и другим подать надежный совет, как и действительно подавал обращавшимся в сем случае за советами и наставлениями» (Крутиков И.А. Святитель Феофан, Затворник и подвижник Вышенской пустыни//Душеполезное чтение. 1897. Ч. 3. Октябрь. С. 223–224).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

20. Житие и писания Паисия Величковского . 21. Творения Святителя Тихона Задонского . 22. Сочинения Стефана Яворского , Амвросия Митрополита Новгородского. Толкование Иринея Псковского – все части. 23. Поучительные слова Митрополита Платона 20 томов. Довольно и других сочинений: учительных, исторических, полемических и разного содержания. Все книги издания конца прошлого и начала нынешнего столетия. Нового издания книг мало. Библиотека помещается в хорошем месте и в порядке. 16. Чин церковный и устав монастыря Святое церковное, Божественное служение, в Санаксарском монастыре, совершается по общему церковному чину устава Студийского, вполне, без всякого опущения, подобно как в общежительных пустынях Саровской и Вышенской. В частностях есть не большое различие, от чина сих пустыней, относительно молитвенного правила монашеского. От Первоначальника отца Феодора заповедано, чтоб в церкви святой служение Божественное и чтение было не спешное, внятное, благоговейное. Порядок дневных церковных служб следующий: В будни: вечерня начинается в 4 часа по полудни, продолжаясь час. По окончании вечерни, не расходясь из храма, бывает заупокойная лития среди церкви: служащий иеромонах и клиросные братия выходят на средину и поют стихиру храма, потом начинают литию: – Святый Боже., Пресв. Троице., Отче наш , – со духи праведных скончавшихся и проч. На ектении служащий иеромонах читает вслух заупокойный Синодик; братия тоже берут малые синодики: все, начиная от Настоятеля и до последнего брата, в церкви поминают, читая про себя имена благотворителей обители. По отходе литии, начинается повечерие, на котором, после символа веры , отправляется правило молитвенное монашеское: канон Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, дневной канон октоиха и канон св. Ангелу Хранителю. Ирмосы читаются, а пред каждым стихом канона братия на клиросах по переменно – поют: Иисусе Сладчайший спаси нас грешных; Пресвятая Владычице Богородице спаси нас грешных; Святии Ангелы Хранители наши молите Бога о нас грешных; По шестой песни, очередной служащий читает акафист – Божией Матери, а клиросные делают запевы: радуйся Невеста Неневестная; Аллилуия. – По окончании всех канонов, Служащий читает молитвы: Спасителю, Божией Матери и Св. Ангелу Хранителю. После пропетия «Достойно есть» бывает отпуск; повечерие с канонами продолжается тоже час.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ВЫСОТЫ термин, использованный в рус. Синодальном переводе ВЗ для передачи смысла евр. слова, обозначающего преимущественно место для отправления культа ВЫСОЦКИЙ ЧИН 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря 85-104 104-106 106-108 ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ наряду со Свящ. Синодом коллегиальный орган высшего управления РПЦ, учрежденный Поместным Собором Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 109-111 ВЫШАТИН Михаил Иванович (1667 - 1732), старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец 111-112 112-113 113-115 «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. 119-120 115-119 120-122 122-124 124-126 126-133 ВЭРАТЕК жен. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви 133-134 134-135 135-137 137-139 139-142 142-143 143-144 144-146 ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у. 146-147 147-148 148-164 164-165 ВЯЧЕСЛАВ Иванович Закедский (1879 - 1918) свящ., сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЯЧЕСЛАВ Сергеевич Занков (1892-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 165-166 ВЯЧЕСЛАВ Александрович Инфантов (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 1 и 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ Луканин († 1918) диак., сщмч. (пам. 3 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 166-168 168-169 170-171 171-172 ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель

http://pravenc.ru/vol/x.html

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась И. и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский мон-рь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению И. и Е. как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор РПЦ принял решение «прославить в лике общецерковных святых и включить в месяцеслов Русской Православной Церкви» И. и Е., установив днем их памяти 3(16) мая. На заседании Свящ. Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба И. и Е. Арх.: ГИМ. Увар. 880. Л. 105; ГИМ. Щук. 716. Л. 30; ГМЗ РК. Р-221. Л. 55 об.; РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 1710. Л. 72 об.; Ф. 280. Оп. 3. Д. 191; РГБ ОР. Ф. 173/IV. 96. Л. 40; Ф. 178. 9255. Л. 19. Ист.: Карамзин. ИГР. 1993. Т. 5. С. 317. Примеч. 254; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 2002. С. 442; Макарий (Веретенников), архим. Поминальные синодики//Вышенский паломник. Рязань, 1998. 1. С. 80, 81; Прославление основательниц Зачатьевского мон-ря игум. Иулиании и мон. Евпраксии//ЖМП. 2001. 7. С. 44-47; ПСРЛ. Т. 13. С. 18; Т. 20. С. 198; Минея дополнительная. 2005. Вып. 1. С. 279-281. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 225; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 542-543. С. 138-139; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: История Нижегородской епархии. Памятники церк. древностей. Н. Новг., 1999. С. 407. Примеч. 1; Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242; И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг.//Московская Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры. М., 2008. С. 394-404. А. В. Кузьмин Иконография Изображения И. и Е. существовали до церковного прославления святых. В XIX в. их надгробные плиты покрывали 2 рамы, где «на полотне» были написаны изображения предполагаемых основательниц (Метрика для имп. АХ. 1887 г.- ЦГИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 54. Л. 135-145; ПЭ. Т. 19. С. 721). В нач. XX в. в соборе Рождества Пресв. Богородицы Зачатьевского мон-ря в приделе Казанской иконы Божией Матери на гробнице И. и Е. находились их ростовые образы без нимбов (известны по фотографии нач. XX в., см.: Первый на Москве. 2010. С. 29; в наст. время репродукция с фотографии помещена над ракой с мощами святых).

http://pravenc.ru/text/1237863.html

10) Паисий (Величковский) , старец. Крины сельные, или цветы прекрасные. О Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. – Киев: «Задруга», 1997 (по изд. 1910). 11) Ефрем Святогорец архимандрит, игумен афонского монастыря преподобного Филофея. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 12) Игнатий Брянчанинов (святитель). Аскетические опыты. В 2-х т. – Мн.: Лучи Софии, 2001. 13) Преподобный Силуан Афонский . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 14) Епископ Варнава (Беляев) . Опыт изложения православной аскетики. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2002. 15) Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. 16) Неизвестный афонский исихаст. Трезвенное созерцание. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. 17) Святитель Феофан Затворник Вышенский . Путь к спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. – М.: Лепта-Пресс, 2005. 18) Отец Иоанн Журавский. О внутреннем христианстве. – Мн.: Лучи Софии, 2002. 19) Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный монастырь, 2000. 20) Духовная жизнь по алфавитному патерику. Исихазм как освоение внутреннего мира/Митр. Антилохий (Родович). – М.: Образ, 2004. 21) Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. – М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. 4.5. Апологетический раздел 4.5.1. Один из астрофизических доводов «Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден» ( Иудиф.9:5–7 ). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Тысячелетиями человечество стремится уразуметь свое место и назначение в мире. И в поиске ответов на это фундаментальные вопросы сталкиваются, прежде всего, два вида сознания, основанные на созидательной (позитивной, положительной) духовности или на противоположной ей – разрушительной (негативной, отрицательной) духовности. Причем вторая разновидность духовности нередко маскируется под якобы бездуховность, атеизм, материализм, стремится придать себе видимость научного статуса. При появлении христианства борьба этих двух несовместимых между собой духовностей крайне обострилась. Для оправдания себя профанный (светский) атеистический рассудок, оправдывая свою склонность к якобы бездуховности (одного из бесчисленных проявлений бесовщины), со средних веков приписывает единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви мифическую косность, примитивность, неразумность, враждебность гуманизму, разуму, науке и прогрессу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

19) Устроение домашней жизни и личных отношений у миссионерствующего пастыря в особенности должны быть свободны от укоров, особенно от укоров в вымогательстве, – ибо штунда сама заявит ему: «врачу, исцелися сам». Молодым пастырям подобает проникнуться сознанием, что они приняли на себя иго Христово, а не почетное только звание настоятеля. 20) Необходимо усовершать себя посредством чтения святоотеческих и особенно подвижнических творений. Как много мы теряем, не читая наставлений святителя Феофана, затворника Вышенского , величайшего между современными нам психолога молитвенных и нравственных состояний! (Все труды его весьма доступно изданы в Москве Афонским Пантелеймоновым монастырем). 21) Пастырская молитва о духовных чадах верных и заблудших. «Отче святый, соблюди их во имя Твое, их же дал еси мне, да будут едино» ( Ин.17:11 )! Веседа 4. Миссионерская проповедь в приходе Слово ваше (да бываетъ) всегда во блгти, растворено, вдети, как подобаетъ вамъ комждо вещавати ( Кол.4:6 ). Миссионерство или веропроповедничество в православной церкви есть, с одной стороны, благодатный дар, а с другой стороны – искусство. Благодатный дар стяжавается благочестием и молитвой, а соль миссионерского искусства приобретается изучением и опытом. Каждый веропроповедник должен помнить слова Господни: «никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» ( Ин.6:44 ). Благодатно-молитвенное настроение веропроповедника обычно выражается в ясности духа, кротости и любви к заблудшему. О беседе нашего Господа с фарисеями говорится у евангелиста, что Он «воззрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их» ( Мк.3:5 ). Апостол Павел научает пастырей: «рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:24–25 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью» ( Кол.4:6 ). «Слово мое и проповедь моя, – говорит о себе апостол, – не в препретельных человеческие премудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

76 Слова «без форменной Исповеди» нехороши. Лучше бы так: без Таинства Исповеди, или без словесного исповедания грехов своих пред священником в Таинстве Покаяния. Без этого одно внутреннее раскаяние не только не полно, но и бесплодно; оно – пустоцвет. Благодать потеряна чрез грех; кающийся ищет возвращения ее. Когда священник произносит разрешение от всех грехов, то снова отверзается в нас дверь для входа благодати, которая тут же и исходит, и во многих случаях очень ощутительно. У многих тут же зарождается и настоящая внутренняя жизнь, и внутрь-пребывание пред лицем Господа, зачавшись в этот момент, уже потом не прекращается (10, с. 106, сноска 1). 77 Надобно приразумевать: пока мы не впадаем в смертные грехи и не болим беспечностью и нерадением о богоугождении и спасении. Ибо в этом случае Господь отходит и стоит уже вне и толцет, чтоб опять войти (10, с. 106, сноска 2). 78 Этого мало. Господь Сам говорит об этом сильнее: Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. ( Ин. 6, 53, 56 ). (Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.) 79 Слова «без специального сочетания» нехороши. Лучше так: без этого сочетания чрез богоучрежденное Таинство Тела и Крови. Равно не точно и «символическое общение»: тут не символ общения. Лучше бы и здесь сказать: общение чрез Таинство Тела и Крови Господних. Отказываться от Причащения, ссылаясь на присущее уже общение с Господом, могут только теоретики, а не практики. Кто самым делом достиг непрерывного общения с Господом и ощущает Его, тот сильнее еще, чем прежде, стремится к Таинству Причащения – и причащается, как только есть возможность. И это не потому только, что Причащение полезно или сладостно, а потому, что оно есть условие, без которого нет духовной жизни, ибо Господь Сам сказал: иначе живота не имате в себе (10, с. 107–108, сноска 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

    «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» “Действо льсти”     «И сего ради послет им Бог действо льсти (заблуждения, обмана), во еже веровати им лжи»  (2 Сол. 2:2).    Что это такое? Разве может Бог желать людям зла и намеренно вводить их в заблуждение, чтобы они верили лжи?    Конечно, нет! Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити»  (1 Тим. 2:4). Но вместе с тем, Бог дал человеку свободную волю, дабы он мог сам свободно избирать для себя путь добра или путь зла. И, желая человеку спасения, Бог данной ему при сотворении свободы, этого величайшего дара Божия, ни при каких обстоятельствах от него не отнимает.    Чья же тогда вина, если, по предречению Слова Божия, должно наступить время, «когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням»  (2 Тим. 4:3—4)?    Вот почему тогда, как учит Слово Божие, «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь»  (2 Тим. 3:12—13).    Кто же тогда, кроме самого человека, будет виноват в том, что среди людей, вместо истины восторжествует ложь?    Прекрасно объясняет вышеприведенные нами слова 2-го послания к Солунянам наш духоносный и высокоученый толкователь Священного Писания святитель Феофан Вышенский:     «Это — страшное нравственное наказание Божие!» «Послет», — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтобы не потерпели они от него насилия изнутри; ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых. Когда же они наконец совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтобы отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злаго духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать «действо льсти», влечь ко лжи, - и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и во вне — пристанут видимо к Антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри» («Толкование посланий святаго Апостола Павла к Филиппийцам и Солунянам», Епископа Феофана, стр. 517).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010