Среди настоятелей почитался игум. Тихон (Ципляковский; † 23 дек. 1896), духовный писатель, возглавлявший обитель с 1884 г. В 1886 г. по состоянию здоровья он переселился в Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , где стал духовником свт. Феофана Затворника (Говорова). В 1886-1888 гг. Л. м. возглавлял архим. Полиевкт (Пясковский), в 1887 г. разобравший и описавший монастырский архив. В 1892 г. в Л. м. поступил иером. Порфирий (Иванов), автор исторического описания обители (1895). В 1905 г. игум. Порфирий был назначен временно исполняющим должность настоятеля, а в 1907 г. утвержден в должности. Во время его настоятельства в Л. м. поступил иером. Филарет (Аплиев), впосл. духовник братии. Ок. 1850 и в 1861-1875 гг. в Л. м. проживал о. Феодосий (Попов; † 1903), впосл. игумен, насельник скита Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. , автор «Записок… о своей жизни», опубликованных писателем С. А. Нилусом ( Нилус С. А. Сила Божия и немощь человеческая. Серг. П., 1992. С. 104-200). Храмы и другие постройки В писцовой книге 1627-1628 гг. упомянута деревянная «клетцки» ц. во имя Св. Троицы с приделом св. прор. Илии, построенная на средства «тое пустыни пустынников и строителев Савелья да Захарья да черново священника Иосифа и всей братьи» и прихожан. В храме стояли «деисусы на тяблех да двои Царские двери с столбцы и с сеньми», имелись чтимые местные иконы Св. Троицы и св. прор. Илии «с венцы», «воздвизальной» деревянный крест, обложенный серебром. Мон-рь окружала деревянная ограда со св. воротами, «а на них деисус на празелени... А под церковью и под кладбищем и под монастырем и под кельями по мере земли вдоль сорок сажен, поперег дватцать пять сажен. А городьба около того монастыря тын стоячей. А питаютца того монастыря братья и белцы Христовым имянем». Каменное строительство в Л. м. началось в 1642 г., когда игум. Манасия заложил Троицкий собор. В 1659 г. татары сожгли посад и слободы Лебедяни, пострадала и обитель. В 1665 г. каменный собор был возведен и 1 июня 1666 г. освящен игум. Дионисием. Царь Алексей Михайлович пожаловал в иконостас собора местные иконы «в древнегреческом стиле, обложенные золоченым чеканным серебром, с такими же цатами и венцами, украшенными цветными камнями, и небольшую аналогийную икону Пресвятой Троицы в таком же дорогом украшении». В кон. XVII в., при игум. Филарете, завершили отделку собора, выполнили росписи. На 1683 г. в храме упоминаются «царские двери с сенью и с столбцы» и запрестольный образ Пресв. Богородицы, к-рые были присланы в Л. м. по указу патриарха.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

Богородицы и свт. Николая Чудотворца) он освятил. 1 окт. 1846 г. в Тамбове он совершил закладку храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (1869). Попечением Н. в тамбовском Казанском мон-ре, являвшемся резиденцией Тамбовских архиереев, были перестроены и расширены ветхое и тесное здание духовной консистории, теплая Иоанно-Предтеченская ц. и келейные корпуса. Епископ также освятил 16 июня 1844 г. главный престол собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1831-1843) в Вышенском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , 22 мая 1846 г.- главный престол 5-купольного собора в честь Казанской иконы Божией Матери (1828-1846) в г. Лебедяни, в 1848 г.- перестроенный приходской 5-престольный храм в честь Вознесения Господня в г. Липецке, 12 сент. 1849 г.- 5-престольный Сторожевский Николаевский храм в г. Козлове (ныне Мичуринск), в 1852 г.- теплый собор во имя св. Илии Пророка в г. Кирсанове и др. При Н. в г. Моршанске был возведен величественный 5-купольный собор во имя Св. Троицы, освященный 24 нояб. 1857 г. уже новым еп. Тамбовским Макарием (Булгаковым) . Н. особо заботился о быте и благоприятных условиях служения тамбовского духовенства. По его ходатайству в епархии были введены т. н. приходские штаты: архиерей приписывал деревни из состоятельных приходов к бедным церквам, наделял храмы землями, переводил многосемейных служителей в лучшие приходы. Выдавал денежное пособие в качестве приданого девушкам, оставшимся без родительского обеспечения. «Никогда сироты духовного звания не пользовались такою благотворительностию и пожизненным обеспечением, как при епископе Николае, который слишком глубоко трогался их судьбою». В 1848 г., во время неурожая, по ходатайству Н. Синодом «разрешена была духовенству ссуда из кошелькой суммы» до 100 р. серебром «на семейство с уплатою без процентов» в течение 5 лет ( Хитров. 1861. С. 229-230; Андриевский. 1911. С. 6). В 1851 г. в купеческом доме на месте бывш. усадьбы купца Байкова Н. основал 2-е тамбовское (впосл. Серафимовское) духовное училище.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

построил неск. смолокуренных заводов, сырья для к-рых хватило более чем на 30 лет. В июне 1850 г. по удостоверению Синода И. был пожалован золотым наперсным крестом и награжден палицей, к-рую 21(12?) июня в козловском во имя Св. Троицы мон-ре на него возложил преосвященный Николай. В марте 1851 г. И. был утвержден благочинным, ведавшим делами Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Чернеевого монастырей, Вышенской в честь Успения Пресв. Богородицы и Саровской пустыней, Темниковской и Кадомской общин (впосл. темниковский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Кадомский монастыри). В 1853 г. И., так же как и др. «видным лицам духовного звания», была объявлена «архипастырская признательность со внесением в послужной список». 26 авг. 1856 г. за рачительное исполнение возложенных обязанностей, совмещенных с настоятельской должностью, И. был «всемилостивейше пожалован» золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества (Личное дело игум. Исаии. Л. 3, 5-6). Еще в 1850 г. И. изготовил для себя кипарисовый гроб. Предчувствуя скорую кончину, в авг. 1856 г. И. испросил 2-месячный отпуск, чтобы попрощаться с родными братьями. 5 сент. того же года И. вместе с иером. Авелем (Ванюковым) прибыл в Оптину пуст. По словам оптинских старцев, «радостно и трогательно было свидание» И. с прп. Антонием и прп. Моисеем. Братья вместе отслужили литургии 8 сент. 1856 г., в день празднования Рождества Пресв. Богородицы, и 14 сент., в день празднования Воздвижения Креста Господня. Насельники с благоговением «смотрели на этот святолепный Собор духовных мужей». На следующий день И. отбыл в Калугу, а затем в Саровскую пуст. (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 387-388). С Великого четверга до Фоминой недели 1858 г. И. ежедневно совершал богослужения, простудился, заболел горячкой. 18 апр. 1858 г. И. был погребен на сев. стороне алтаря Успенского собора. По завещанию И. похоронили рядом со строителем Исаией (Зубковым), т. к. «по любви к нему носил его имя, подражал жизни его, душами они жили нераздельно, теперь и тела их лежат рядом» ( Авель (Ванюков).

http://pravenc.ru/text/674848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫШЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Рязанской и Касимовской епархии), находится в дер. Выша Шацкого р-на Рязанской обл. Первоначально муж. мон-рь, занимал территорию в 8 верстах от наст. местоположения, вверх по р. Выше (к XIX в. сохр. остатки фундаментов построек). Время основания неизвестно, в нач. XVII в. насельников притесняли местные жители. По челобитной строителя игум. Тихона (1625-1661) и по грамоте царицы-инокини Марфы (Романовой) в 1625 г. Успенская ц., кельи и «всякие хоромы» В. м. были перенесены на недоступный для мирян правый берег р. Выши, при ее впадении в р. Цну (по преданию, пущенная братией по течению реки икона Божией Матери пристала именно в том месте). В кон. XVII в. В. м. пострадал от пожара, в 1724 г. был приписан к Чернееву во имя свт. Николая Чудотворца мон-рю . В 1739 г. в В. м. проживали иером. Иосиф и 4 насельника, в 1744 г.- 3 монаха и 1 псаломщик. Указом Рязанской духовной консистории 10 марта 1753 г. для служения в В. м. был переведен иером. Авраамий из Троицкого мон-ря «на устье реки Павловой» (см. ст. Рязанский во имя Св. Троицы мон-рь ). К сер. XVIII в. в В. м. находились деревянные Успенский храм, ц. во имя прп. Сергия Радонежского, кельи. На месте сгоревшей Успенской ц. (ок. 1754) был построен и игум. Василием освящен каменный храм (1761-1762), в к-ром в 90-х гг. XVIII в. устроен левый придел во имя прп. Сергия Радонежского. Во 2-й пол. XVIII в. в В. м. находилась также дубовая колокольня, «рублена осьмериком, крыта тесом», с 4 колоколами. Мон-рь имел небольшие сенокосные угодья и пасеку, денежного жалованья не полагалось. В 1764 г. В. м. стал самостоятельным, заштатным, к 1780 г. в его хозяйстве имелось 5 лошадей, рогатый скот, пасека (5 ульев), 389 четв. земли, сенные покосы (700 копен). Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 р. в год).

http://pravenc.ru/text/161125.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Книговедение «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы «ВОСКРЕСНЫЙ БЛАГОВЕСТ» издавался в 1903-1917 гг. в С.-Петербурге первоначально в качестве воскресных листков как приложение к еженедельному ж. «Отдых христианина» «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» издавался в 1887-1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье» ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации «ВЫШЕНСКИЙ ПАЛОМНИК» правосл. журнал, выпускаемый братством во имя свт. Феофана Затворника совместно с МДА. Издается в Рязани с 18 июня 1996 г. ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕННАДИЕВСКАЯ БИБЛИЯ первый в истории слав. кириллической письменности полный свод библейских книг Ветхого и Нового Заветов ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец «ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке

http://pravenc.ru/rubrics/1865122_2.html

В 1918 г. с. Высочиновка было переименовано в с. Пролетарское. Мон-рь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у к-рого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны. В Свято-Троицком храме г. Змиёва находится список иконы XIX в. Ист.: ЦДАВО. Ф. 3. Д. 1064; Архив музея Свято-Успенской Святогорской лавры. Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1857. Отд. 4; Спасение потопавших при молитвенном возгласе к Божией Матери//ДЧ. 1867. Ч. 3. 9. Изв. и заметки. С. 47-54; Сказание о чудотворной иконе Пресв. Богородицы Казанско-Высочиновской и сведения об учрежденном в Ее честь Высочиновском Казанском муж. общежит. мон-ре и обретающихся в нем святынях. К., 1888; Зверинский. Т. 1. С. 160; Денисов. С. 890; Бухарев И. Иконы. 1901, 20022. С. 372-374; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 435-436; Высочиновский Казанский мон-рь в Змиевском уезде Харьковской губ.//Православные русские обители. С. 507-508. Е. К. Плыгун Казанская Вышенская икона Божией Матери (К. В. и.), получила название по месту пребывания в Вышенской Успенской муж. пуст. Шацкого у. Тамбовской губ. (ныне Вышенский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь Скопинской и Шацкой епархии Рязанской митрополии). Наиболее ранние сведения о К. В. и. восходят к 1812 г. Во время разорения Москвы французами среди людей, бегущих из горящего города, была послушница московского Зачатьевского мон-ря Мария Ивановна Аденкова (в нек-рых источниках - Данкова). Она покидала Москву с намерением отправиться в Тамбов, чтобы стать насельницей тамбовского в честь Вознесения Господня жен. мон-ря . Торопясь с выездом, Мария, будучи состоятельной вдовой дворянского происхождения, почти все имущество оставила в московской обители. Не рассталась она лишь со своей святыней - Казанской иконой Божией Матери, которой ее благословили родители. Помолившись перед иконой, Мария вышла из кельи, держа образ в руках, и села на подводу.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

1 апр. 1920 г. К. м. был зарегистрирован как сельскохозяйственная артель, в 1931 г. окончательно закрыт. Нек-рые инокини уехали, другие были арестованы. Убранство храмов полностью утрачено. В монастыре размещалась детская колония, затем - школа агрономов (по др. сведениям, техникум молочного животноводства). Никольский храм, в котором крестился свт. Тихон, разрушен в 30-х гг. (?) ХХ в. До 1937 г. продолжались богослужения в короцкой Покровской ц. 27 сент. 1937 г. был арестован свящ. Михаил Зимнёв вместе со старостой Д. И. Яшориным по обвинению в контрреволюционной деятельности и в кон. окт. того же года расстрелян в Ленинграде. Тогда же арестовали бывш. монастырского диак. Поликарпа Соловьёва и 2 монахинь. С нояб. 1937 г. на территории К. м. была организована психиатрическая больница Ленинградского облздравотдела. Первоначально больных разместили в деревянных корпусах. Была проведена капитальная реконструкция монастырских зданий, прежде всего главного корпуса, куда переселили пациентов; построены здания пищеблока, насосной станции, устроено подсобное хозяйство. В 1941 г. больных эвакуировали в психиатрические больницы в Кострому и в помещения бывш. Вышенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В зданиях К. м. располагался военный госпиталь. После Великой Отечественной войны, 26 июня 1946 г., Валдайскую психиатрическую больницу открыли вновь, передав в ведение Новгородского облздравотдела. Персонал поселили в 16 сохранившихся монастырских деревянных домах. В 1945-1950 гг. в 2 зданиях находился противотуберкулезный санаторий. После назначения в 1955 г. нового главного врача А. А. Соколова, особенно в 1967-1971 гг., на монастырских землях строили новые корпуса мастерских, клуб, типовой лечебный корпус на 240 коек (1970), 3 жилых дома и др. (пос. Короцко). К 2015 г. областная психиатрическая больница 1 имеет 300 коек. Ансамбль К. м. претерпел значительные утраты. Храмы монастыря лишены завершений и потеряли значение архитектурных доминант. Территория К. м. застроена типовыми кирпичными, а также деревянными строениями. Обе главные церкви перестроены внутри, особенно соборная, и в них устроены межэтажные перекрытия. Закрашена или сбита настенная живопись обеих церквей. В 2009 г. проведено любительское раскрытие незначительных фрагментов живописи во Владимирском соборе («Христос и апостолы», «Притча о 10 девах»). Монастырское кладбище за алтарем собора уничтожено, частично уцелело 1 надгробие благотворительницы. Снесены часовни и почти все деревянные строения обители. Разрушены св. ворота, 3 башни ограды. К 2015 г. в Варваринско-Всехсвятской ц., используемой под больничный склад, совершали единичные богослужения.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

С XI в. цикл И. П. встречается на иконах. Это либо изображения «Рождества Пресв. Богородицы» или «Введения во храм Пресв. Богородицы» на отдельных иконах, диптихах или минейных иконах (мон-рь вмц. Екатерины на Синае: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; кон. XI - нач. XII в.); либо повествовательные циклы на иконах-эпистилиях темплонов (мон-рь вмц. Екатерины: «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы»; XII в.; Ватопедский мон-рь, XII в., включена также сцену «Обручение Марии с Иосифом»); либо изображение протоевангельских событий в качестве житийных клейм, окружающих расположенный в среднике образ Богоматери. На фрагментарно сохранившейся серебряной чеканной груз. иконе с клеймами (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Зарзмы представлены сцены: «Отвержение даров Иоакима и Анны», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии с Иосифом»; на чеканной иконе «Богоматерь Умиление» (1-я четв. XI в., ГМИГ) из Шемокмеди с евангельскими сценами и житием Марии 5 протоевангельских сюжетов расположены на нижнем поле под средником: «Отвержение даров», «Благовестие прав. Анне», «Благовестие прав. Иоакиму», «Рождество Пресв. Богородицы», «Обручение Марии»; на боковых створках живописного складня из Убиси (XIV в., ГМИГ) представлены сцены от «Зачатия Пресв. Богородицы» до «Встречи Марии и Елисаветы». На резной стеатитовой иконе Божией Матери «Одигитрия» в рост с 10 житийными сценами (XII в., часть диптиха - Гос. музеи Берлина) изображены: «Зачатие Пресв. Богородицы», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение во храм Пресв. Богородицы», «Вручение Марии Иосифу», «Благовещение», «Испытание водой обличения», «Встреча Марии и Елисаветы», «Сретение», «Смертное Благовещение», «Успение Пресв. Богородицы». Две последние композиции относятся к циклу «Успение Пресв. Богородицы», к-рый и в монументальных Богородичных циклах часто присоединяется к рассказу И. П. (ц. Богоматери Перивлепты в Охриде, Македония, 1295).

http://pravenc.ru/text/200365.html

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010