В. и., во время одного из к-рых местной ЧК были арестованы священнослужители, а икона конфискована. Крестьяне узнали о поругании образа и пошли его выручать, не отступив даже, по свидетельству И. З. Штейнберга, когда по ним открыли огонь из пулемета (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 33-34). С иконы была сорвана риза, в к-рой было 3,5 фунта золота и к-рая была украшена драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Икону спрятали монашествующие Вышенской пуст., сохранившие святыню и успевшие передать ее перед арестом 2 монахиням, жившим в с. Эммануиловка. Те перед смертью передали икону заштатному (т. к. все храмы в округе были закрыты) свящ. Василию Яковлеву, проживавшему в с. Шаморга, в 5 км от пос. Выша. В 1946 г. открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловка, а в 1947 г. свящ. Василий был поставлен служить в нем. Образ перенесли в храм, где он с тех пор и пребывает. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в 50-х гг. XX в. на сбережения жителей окрестных сел. До этого икону дважды украшала фольгой Анисья Ялтуновская, старшая из 3 сестер - подвижниц благочестия, пострадавших за веру в годы репрессий (Воспоминания Варвары Павловны Инструниной, старейшей прихожанки храма в с. Эммануиловка, о судьбе Казанского-Вышенского образа Божией Матери в годы советских гонений на Церковь//Архив НУК ЦИАМ «Древлехранилище»). В Вышенском мон-ре в наст. время пребывает чтимый список К. В. и. (XIX в.), сохраненный в годы гонений и возвращенный в мон-рь. В 2001 г. стараниями архиеп. Евгения (Ждана) и по благословению управляющего Рязанской епархией митр. Симона (Новикова) впервые после долгого периода забвения был совершен крестный ход с К. В. и. вокруг Тамбова по окружной дороге (на расстоянии ок. 100 км). 19 марта 2004 г. по ходатайству еп. Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возродить ежегодные крестные ходы с К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В Петербург прибывают святыни Вышенского монастыря Санкт-Петербург, 25 апреля 2014 г. В Санкт-Петербург прибывают главные святыни Вышенского монастыря - мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, и икона Божией Матери Казанская Вышенская, сообщает ИА " Вода живая " . Первым святыни примет Новодевичий монастырь. Важное церковное событие будет интересно не только верующим, но и тем, кто интересуется духовным и культурным наследием нашего народа, считает настоятельница обители игумения София (Силина). На пресс-конференции, посвященной прибывающим святыням, она напомнила, что в 2015 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения святителя Феофана. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ковчег с его мощами посещает места, где он жил или с которыми был связан. В северной столице святитель прожил 10 лет, был соборным иеромонахом Александро-Невской лавры, преподавателем и ректором духовной академии. " К пустому колодцу народ не идет " , - сказала игумения София, отвечая на вопросы журналистов о прославлении Феофана Затворника для общецерковного почитания в 1988 году. " При канонизации святителя, конечно, учитывалось его огромное народное почитание, духовный дар и образ жизни - полное затворничество в течение 22 лет. Показателен образ жизни святого. Его можно назвать духовным врачом, дарующим духовное здоровье, которого так не хватает нашему обществу " . По ее словам, во время пребывания мощей святителя в Новодевичьем монастыре к ним смогут приложиться и те, кто в силу жизненных обстоятельств не может прийти в монастырь. Разработана программа посещений детских домов, больниц, хосписа 1 и женского СИЗО 5. Для них, и для всех, кто посетит монастырь в эти дни, приготовлены пасхальные дары - складни с изображением вышенских святынь, а также листы с духовно-нравственными поучениями святителя Феофана. " Радостное для нас событие - это возвращение в монастырь иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " . Она прибудет вместе с вышенскими святынями, чтобы занять свое историческое место. Это была главная икона нашего монастыря, и последняя икона, перед которой возносились молитвы уже перед самым закрытием обители в 30-е годы XX века " , - сказала матушка София.

http://pravoslavie.ru/70197.html

Московским, в крестные ходы на праздники К. и. (8 июля и 22 окт.) назначались все храмы Москвы, как в день Богоявления при шествии на р. Москву. В день объявления о начале первой мировой войны, 19 июля 1914 г., в С.-Петербурге состоялся крестный ход во главе со сщмч. Владимиром (Богоявленским), митр. С.-Петербургским, прошедший у Казанского собора. Днем всенародного моления о победе в войне в 1915 г. был назначен день празднования Казанской иконе, 8 июля ( Шавельский Г., протопр. Воспоминания последнего протопресвитера рус. армии и флота. М., 1996р. Т. 1. С. 289). Одним из самых грандиозных крестных ходов, к-рый шел 2 дня и 2 ночи, был возглавлявшийся сщмч. Вениамином (Казанским), митр. Петроградским, ход из Петрограда в Шлиссельбург, где находилась чудотворная Шлиссельбургская Казанская икона. Отдельные дни празднования устанавливались для особо почитаемых в России Казанских икон. В наст. время в общецерковный календарь внесены Казанские иконы: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская (празднуется в один день с Казанской иконой, но сохранившиеся списки отличаются от традиционной для Казанской иконы иконографии - изображение Божией Матери поколенное с сидящим на Ее левой руке Младенцем Христом), Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская (см. в разделах наст. статьи). Казанская икона в XX - нач. XXI в. К нач. XX в. количество храмов в России, освященных в честь Казанской иконы, по статистике, превышало остальные. В Иоанновском девичьем монастыре на Карповке в С.-Петербурге, основанном св. прав. Иоанном Кронштадтским, в верхней ц. Двенадцати апостолов в 1902 г. был устроен придел в честь Казанской иконы ( Шульц С. С., мл. Храмы С.-Петербурга: История и современность: Справ. СПб., 1994. С. 33. 1(39)). Строились полковые храмы в честь Казанской иконы, напр. лейб-гвардии Кавалергардского Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Феодоровны полка в Красном Селе под С.-Петербургом (1905) ( Гужиева Н.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

До 1812 г. (ц. прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловке) Согласно описанию XIX в., К. В. и. «есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани. Кем и когда сделана сия копия, неизвестно. Несомненно только, что происхождение ея древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита. Самые ранние сведения о ней восходят к началу XIX столетия, а именно к 1812 году. Из уст в уста сохранилось… сказание, проясняющее, каким образом эта икона явилась главной святыней Вышенской обители и стала называться Казанской Вышенской» (Вышенская чудотворная икона Казанской Божией Матери//Тамбовские ЕВ. 1867. 12. С. 544-545). 27 нояб. 1827 г. мон. Миропия возложила на К. В. и. др. свою святыню - серебряный позолоченный крест-мощевик с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского и каплей крови св. Иоанна Крестителя. В дальнейшем крест пребывал на иконе внутри киота. Впосл. К. В. и. была украшена золотым окладом с драгоценными камнями и вложена в серебряный киот. Перед ним горела неугасимая лампада. Очевидцы неоднократно наблюдали, как по ночам от иконы разливается чудный свет, к-рый ярко озаряет весь храм «ярче огней от лампад и свеч» ( Хитров Г. В. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 303). К. В. и. была известна как чудотворная жителям Шацка, Спасска, Сапожка, Моршанска, Елатьмы и др. близлежащих городов. Количество посетителей пустыни так выросло, что Успенский храм, единственный тогда в Вышенском мон-ре, не мог вместить всех богомольцев, прибывавших в обитель. Игум. Тихон в бытность иеромонахом в 1831 г. начал строительство большого летнего собора в честь Казанской иконы Божией Матери на средства жителя г. Моршанска прот. Иоанна Наполинского, к-рый в духовном завещании выделил из своих капиталов 6 тыс. р. Заложен собор по храмоздательной грамоте, данной еп. Тамбовским Евгением (Бажановым; на кафедре с 1829 по 1832). Собор был освящен еп. Тамбовским и Шацким Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г., при настоятеле Герасиме (1844-1862, с 1846 - игумен).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Время основания ее неизвестно; на нынешнем месте существует с 1625 года, до того же времени находилась на 8 верст вверх по реке Выши. Пустынь обстроена и возобновлена игуменом Тихоном (+1844 год). Старинный небольшой каменный храм в честь Успения Божией Матери построен в половине XVIII века. В монастырском Казанском соборе находится чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Эту святую икону получила в благословение от своих родителей инокиня Мирония (Данкова), которая в 1812 году спасаясь от французов, на пути из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь, подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамеривавшегося ее убить; тогда Мирония обратилась с молитвенным воплем перед святою иконой о заступлении Богоматери, и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мирония была благополучно довезена до монастыря; поселившись здесь, она поставила святую икону в своей кельи, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от святой иконы повелению, Вышенской пустыни, где святая икона и находится с 7 марта 1827 года. Ежегодно после Пасхи святая икона носится в Тамбов и другие города губернии. В пустыни погребен подвизавшийся в ней 28 лет и скончавшийся 6 января 1894 года преосвященный Феофан Вышенский затворник. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Обитель основана в XVI-XVII веках, в 25 километрах от города Шацка при впадении в реку Цну реки Выши. Первое письменное свидетельство о Вышенском монастыре относится к 1625 году. В 1724 году обитель была приписана к Свято-Никольско-Чернеевскому монастырю, а с 1764 года вновь обрела самостоятельность, тогда это был мужской монастырь. В первое столетие своего существования он был малочислен и беден. С начала же XIX века, когда монастырь перешел в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом, начинается период возрождения Вышенской пустыни. Приглашенный Владыкой Феофилом из Саровской обители старец Тихон отстроил Вышенский монастырь почти заново.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери. 1831–1843 гг. Фотография. 2005 г. В 1799 г. В. м. был отнесен к Тамбовской епархии. Архиеп. Тамбовский Феофил (Раев) перевел из Саровской пуст. в В. м. строителя иером. Тихона, к-рый застал обветшавшие Никольскую ц. («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню, обвалившиеся кельи. Трудами иером. Тихона были возведены каменные 8 келий, ограда с башнями и кельями в них, 4-ярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 янв. 1818 г. освящена ц. во имя Св. Троицы. Иером. Тихон ввел в В. м. правила, близкие к уставу Саровской пуст. Монахи проживали в кельях по одному, занимались рукоделием, изготовляли крестики из кипариса, шили, вязали рыболовные сети. 7 марта 1827 г. насельница московского в честь Вознесения Господня мон-ря мон. Миропия (Аденкова) передала в В. м. чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней обители, а также серебряный позолоченный крест с частицами мощей ап. Матфея, святителей Василия Великого, Спиридона Тримифунтского. Перед образом горела неугасимая лампада, мн. паломники получали исцеления, к 30-м гг. Успенская ц. не вмещала молящихся. В 1831-1843 гг. на средства прот. И. Наполинского был построен 5-главый собор, главный престол к-рого освящен еп. Тамбовским Николаем (Доброхотовым) 16 июня 1844 г. в честь Казанской иконы Божией Матери, правый придел - 15 авг. 1845 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый придел - 16 авг. 1845 г. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплой Успенской ц., летом - по левую сторону от царских врат Казанского собора. 30 марта 1862 г. еп. Тамбовский свт. Феофан Затворник назначил настоятелем В. м. эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). Святейший Синод разрешил жителям Тамбова, Кирсанова, Моршанска переносить из мон-ря крестным ходом чудотворный образ Вышенской Казанской Божией Матери для служения молебнов с 19 апр. в течение всего лета. В 1891-1892 гг. архим. Аркадий устроил на могиле мон. Миропии (Аденковой) в тамбовском в честь Вознесения Господня мон-ре часовню с неугасимой лампадой.

http://pravenc.ru/text/161125.html

     В Санкт-Петербург прибывают святыни Вышенского монастыря - мощи святителя Феофана, Затворника Вышенского, и икона Божией Матери Казанская Вышенская. Об этом событии шла речь 23 апреля в пресс-центре " Интерфакс - Северо-Запад " . Первым святыни примет Новодевичий монастырь. Важное церковное событие будет интересно не только верующим, но и тем, кто интересуется духовным и культурным наследием нашего народа, считает настоятельница обители игумения София (Силина).      Она напомнила, что в 2015 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения святителя Феофана. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ковчег с его мощами посещает места, где он жил или с которыми был связан. В северной столице святитель прожил 10 лет, был соборным иеромонахом Александро-Невской лавры, преподавателем и ректором духовной академии. " К пустому колодцу народ не идет " , - сказала матушка София, отвечая на вопросы журналистов о прославлении Феофана Затворника для общецерковного почитания в 1988 году. " При канонизации святителя, конечно, учитывалось его огромное народное почитание, духовный дар и образ жизни - полное затворничество в течение 22 лет. Показателен образ жизни святого. Его можно назвать духовным врачом, дарующим духовное здоровье, которого так не хватает нашему обществу " , - отметила игумения София. По ее словам, во время пребывания мощей святителя в Новодевичьем монастыре к ним смогут приложиться и те, кто в силу жизненных обстоятельств не может прийти в монастырь. Разработана программа посещений детских домов, больниц, хосписа 1 и женского СИЗО 5. Для них, и для всех, кто посетит монастырь в эти дни, приготовлены пасхальные дары - складни с изображением вышенских святынь, а также листы с духовно-нравственными поучениями святителя Феофана. " Радостное для нас событие - это возвращение в монастырь иконы Божией Матери " Отрада и Утешение " . Она прибудет вместе с вышенскими святынями, чтобы занять свое историческое место. Это была главная икона нашего монастыря, и последняя икона, перед которой возносились молитвы уже перед самым закрытием обители в 30-е годы XX века " , - сказала матушка София.

http://pravoslavie.ru/70289.html

Трехъярусный резной позолоченный иконостас Знаменского храма венчало изображение Вознесения Христова. В правом и левом приделах находились одноярусные с позолотой иконостасы, в алтаре придела свт. Димитрия Ростовского на горнем месте располагалось деревянное распятие с предстоящими, на престоле - серебряный ковчег в форме кувуклии. На зап. стене трапезной в 3 рамах находились выполненные схим. Марией мозаики с видами старого Иерусалима и горы Голгофы, с подробным изображением сцен страданий и Воскресения Спасителя. В мон-ре, пользовавшемся особым расположением свт. Тихона Задонского, хранился живописный портрет архипастыря. На нем святитель изображен незадолго до кончины, облаченным в мантию, с благословляющей десницей и архиерейским жезлом в левой руке. Портрет был подарен святителем Матроне Солнцевой. В 1861 г. еп. Феофан (Говоров), посетивший Знаменскую обитель после торжественного открытия мощей свт. Тихона Задонского, прислал игум. Павлине написанный им Казанский образ Божией Матери в позолоченном окладе - точную копию Вышенской иконы. Среди святынь Е. м. был бронзовый ковчег 1885 г., в к-ром хранились икона Воскресения Христова, написанная в Иерусалиме на части стропила храма над Гробом Господним, икона вмч. Георгия, вырезанная на обломке каменной плиты с гробницы святого, частицы древа Креста Господня и камня Гроба Господня, частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, святых Дионисия Ареопагита, Агафангела, Харалампия, архидиак. Лаврентия, великомучеников Димитрия Солунского, Феодора Тирона и Пантелеимона, мучеников Нестора, Антипы, Конона, Василиска, Феодота Анкирского, мучениц Варвары и Марины, равноап. Марии Магдалины, преподобных Саввы Освященного, Евфимия Великого, Моисея Угрина, Дионисия и Нила Афонских, Агапита Печерского, Иоанна Пустынника (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 462-466). В 1912 г. в мон-рь была пожертвована икона новопрославленного св. Иоасафа, еп. Белгородского, с частицей его облачения. Особенности богослужения

http://pravenc.ru/text/189787.html

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита. Царь Иван Грозный повелел устроить на месте обретения иконы храм в ее честь, куда и поместили Казанскую икону Божией Матери; здесь же был основан женский монастырь. Память чудесного обретения иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани Русская Церковь отмечает 8/21 июля. Небольшая икона, обретенная на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. Особенно большое значение получила эта икона в Смутное время (1605–1612), вызванное иноземной польско-литовской интервенцией. В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, Патриарх Ермоген призвал всех русских «положить души свои за Дом Пречистой». На призыв Первосвятителя в Нижнем Новгороде было составлено ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Дмитрию. И Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство. Несмотря на огромные трудности с оружием и продовольствием, русское войско в октябре 1612 года подошло к Москве. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились ко Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана, Кремль был взят. В память освобождения Москвы установлено было совершать 22 октября/4 ноября празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица. Из множества икон Богоматери, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе: существуют Казанские иконы Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Коробейниковская, Нижнеломовская, Пензенская, Песчанская, Тамбовская, Тобольская, Чимеевская, Ярославская и многие другие.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010