Отрада, или Утешение, икона Божией Матери Чудотворный список иконы Богородицы «Отрада или Утешение» с 2004 года пребывает в Казачьем храме иконы Божией Матери " Отрада и утешение " на Ходынском поле в Москве . 13 июня он был доставлен в Москву делегацией Ватопедского монастыря во главе с архимандритом Ефремом . Молитвословия Тропарь, глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем,/грешнии и смиреннии,/и припадем, в покаянии зовуще из глубины души:/Владычице, помози, на ны милосердовавши,/потщися, погибаем от множества прегрешений./Не отврати Твоя рабы тщи,//Тя бо и едину надежду имамы. Ин тропарь, глас тот же Яко покров благодатный и спасительный/стяжахом честную Твою икону, Богородице,/на сию убо со умилением взирающе, Тебе вопием:/Владычице, ниспосли нам отраду и утешение,/на Тя бо упование возлагаем, грешнии и смиреннии./На Твое предстательство надеемся, недостойнии./Ускори нас избавити от бед и скорбей/и умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего,//помиловати и спасти души наша. Кондак, глас 8 Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшеся от злых, благодарственная/восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/но, яко имущая державу непобедимую,/от всяких нас бед свободи, да зовем Ти://Радуйся, Невесто Неневестная. См. также Использованные материалы    " Икону Божией Матери «Отрада и Утешение» передадут из Успенского Вышенского монастыря в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга "http://Сайт Вышенского монастыря -    " 3 февраля – празднование иконе Отрада и Утешение (Парамифия, Увещание, Ватопедская) "http://Газета " Колокол " 188 февраль 2018 г. - http://www.hram-feodosy.kiev.ua/colocol/188/1025 Редакция текста от: 08.01.2019 11:38:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/4976.html

Строили достаточно долго, освящение храма состоялось только в 1844 году. Кто был архитектором этого величественного здания - неизвестно. Однако есть данные о том, что он был " устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора " . При этом писали, что " он уступает своему образцу размерами и внутренним украшением " . В соборе устроили три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь Владимирского образа Богородицы и в честь Рождества Иоанна Крестителя. Через тридцать лет пришло время поновлять собор. Тогда его интерьеры украсили настенными росписями. Кроме того, изготовили горнее место " с малым вызолоченным иконостасом: в середине иконостаса, в нише, находилась икона Воскресения Христова, по бокам - Распятие Спасителя и Положение Христа Спасителя во гроб. Все эти иконы представляли ценность тем, что были написаны самим святителем Феофаном Затворником Вышенским, пребывавшем в то время в затворе " , - отмечается в книге " Казанский собор Свято-Успенского Вышенского монастыря " , изданной Рязанской епархией в 2009 году. После Октябрьской революции новые власти закрыли монастырь. В начале 1920-х годов в Казанском соборе прекратились службы, а монастырские постройки стали поочерёдно занимать - сначала лесхоз, затем свиносовхоз, детский дом, дом инвалидов... Правда, в Христорождественском храме богослужения продолжались вплоть до 1938 года, но с конца 1930-х годов в бывшей обители прочно обосновалась областная психиатрическая больница. Казанский храм приспособили под склад. Там хранили всевозможные вещи - телогрейки, сапоги, автомобильные покрышки... Поэтому здание очень скоро пришло в ужасное состояние. В оконных проёмах не осталось ни рам, ни стёкол, кровля в нескольких местах провалилась, а там, где уцелела, поросла травой и даже деревьями. Интерьеры также сильно пострадали: настенные росписи были испорчены, Казанская икона Божией Матери пропала, склеп святителя Феофана вскрыли и осквернили. В 1972 году иерей Георгий Глазунов, игумен Марк Лозинский и двое студентов Московской духовной академии проникли в закрытый Вышенский монастырь, где и пробрались в подклет бывшего Казанского собора.

http://sobory.ru/article/?object=06942

13 июня 1873 г. П. переведен на Тамбовскую кафедру. Граждане Вологды собрали капитал на учреждение в Вологодской ДС стипендии имени П. 1 янв. 1874 г. вологодское купечество через городского голову А. Е. Волкова, направленного в Тамбов, поднесло епископу список иконы «Всемилостивый Спас», «с адресом». А. К. Галкин В Тамбове П. прежде всего занялся переустройством семинарского и училищного общежития. В 1875 г. для общежития был куплен дом на ул. Большой (ныне Советская). Попечением П. был начат процесс приобретения нового здания для Шацкого духовного уч-ща и Липецкого духовного уч-ща (см. подробнее: Покровский. 1899). При П. в 1875 г. жен. община г. Козлова (ныне Мичуринск), существовавшая с 1858 г., была преобразована в общежительный мон-рь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. П. инициировал устройство епархиального свечного завода. В период управления П. была благоустроена Вышенская мужская пуст. ( Вышенский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ), в к-рой пребывал на покое бывш. епископ Тамбовский свт. Феофан Затворник (Говоров), а настоятелем был архим. Аркадий (Честонов). В 1874 г. в обители началось строительство теплого каменного собора Рождества Христова; возведены 2-этажный корпус для больных насельников и для «неусыпаемого чтения» Псалтири, а вне ограды - 3 странноприимных дома, в т. ч. каменный. По ходатайству архиерея в 1876 г. Синод разрешил принимать в г. Тамбове ежегодно с 1 июля на один месяц чудотворную Вышенскую Казанскую икону Божией Матери (см. Казанская икона Божией Матери ) из Вышенской пуст. в память об избавлении в 1871 г. Тамбова и окрестностей от эпидемии азиатской холеры по молитвам жителей перед этим чудотворным образом (Повествование о чудотворной иконе Божией Матери «Казанская-Вышенская». Рязань, 2003. С. 21, 27-32). П. переписывался и лично встречался со свт. Феофаном (Говоровым) (см. письма 404 от 17 сент. 1876 г. и 442 от 22 дек. 1885 г.// Феофан Затворник, свт. Собр. писем. М., 1898. Вып. 3). 11 мая 1875 г. П. открыл Тамбовское Казанское Богородичное миссионерское братство, организовавшее миссионерскую работу в епархии, стал его главным покровителем. В 1877 г. в Тамбовском жен. епархиальном уч-ще, а затем в Тамбовской семинарии были учреждены стипендии имени П.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

К. В. и. зимой пребывала в киоте за правым клиросом теплого Успенского храма, а летом икона в том же киоте помещалась в середине местного образа «Коронование Божией Матери» по левую сторону от царских врат главного иконостаса Казанского собора. Существуют описания мн. чудес и исцелений от К. В. и. по молитвам к Божией Матери частных лиц. Они записаны в документах, хранящихся в архивах Тамбова и Рязани. В 1853 г. в г. Шацке свирепствовала холера. При бессилии медицинских средств решено было обратиться к заступничеству и помощи Царицы Небесной. По просьбе жителей Шацка через городничего Волкова К. В. и. была взята из Вышенской пуст. Ее носили по всем без исключения домам, после чего холера прекратилась в кратчайший срок, что видно из благодарственного письма того же Волкова игумену Вышенской пуст. Герасиму с братией. После этого икона бывала в Шацке довольно часто и всякий раз по просьбе жителей. Такими же чудесами, какими сопровождалось пребывание К. В. и. в Шацке, ознаменовалось и пребывание образа в Моршанске в том же 1853 г., когда к нему приблизилась эпидемия холеры. По просьбе жителей города и местного духовенства икона была принесена в Моршанск на 3 недели, и это «сохранило град и его предградия от смертоносной язвы, облежащей всех жителей, потерявших всякую надежду на спасение в предстоящей и угрожающей всем болезни» (из благодарственного письма моршанцев игум. Герасиму. См.: Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 19). По прекращении холеры жители Моршанска в благодарность Царице Небесной за Ее к ним милость в том же 1853 г. пожертвовали серебряную раму на икону с надписью: «Святой Заступнице и Ходатаице за грешных обитателей города». В дальнейшем жители Моршанска неоднократно брали образ к себе из Вышенской пуст.; затем ходатайствовали перед Святейшим Синодом о том, чтобы «чудотворная икона Казанской Божией Матери, находящаяся в Вышенской Пустыни, была приносима в Моршанск ежегодно». Ходатайство это Синодом было удовлетворено. В 1862 г. последовало формальное разрешение настоятелю Вышенской пуст.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В Тамбове торжественно встретили чудотворную Вышенскую икону Божией Матери 28 мая 2022 г. 17:11 27 мая 2022 года в Вознесенском женском монастыре города Тамбова состоялась встреча чудотворной Вышенской иконы Божией Матери. По традиции святыня была принесена из Успенского Вышенского женского монастыря Рязанской митрополии . В Тамбов чудотворный образ доставили епископ Скопинский и Шацкий Питирим и настоятельница Успенского Вышенского монастыря Скопинской епархии игумения Вера (Ровчан). Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий возглавил торжественную встречу, в которой также приняли участие духовенство, монашествующие, прихожане обителей и храмов Тамбова и области. Далее митрополит Феодосий и епископ Питирим в сослужении духовенства Тамбовской епархии совершили Божественную литургию в Вознесенском соборе. За богослужением молились настоятельница Вознесенского женского монастыря игумения Тавифа (Ковылова) с насельницами. Богослужебные песнопения исполнил женский хор Вознесенской обители. Перед чудотворной иконой Царицы Небесной был совершен молебен. По окончании богослужения глава Тамбовской митрополии поздравил высоких гостей, настоятельницу Вознесенской обители, духовенство и прихожан со знаменательным событием. Архиерей выразил радость, что великая святыня, которая прославилась многими чудесами, вновь посетила Тамбовскую землю и будет пребывать здесь в течение нескольких недель. Митрополит Феодосий также отметил, что ежедневно перед Вышенской иконой Пресвятой Богородицы духовенство Тамбовской епархии будет совершать молебны с чтением акафиста. Вышенскую икону Божией Матери ежегодно приносят в Тамбов в память об избавлении города от азиатской холеры, которая буйствовала в 1871 году. В середине XIX века чудотворная икона являлась главной святыней Вышенской пустыни, относящейся в то время к обширной Тамбовской епархии. После усердных молитв перед образом Царицы Небесной жители Шацка, Моршанска и других городов Тамбовской губернии получали избавление от холеры. Тамбовчане также обратились к настоятелю Вышенской пустыни с просьбой о принесении святыни. Горячая молитва верующих спасла Тамбов от вымирания, и страшная болезнь отступила.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Выша. Успенский Вышенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь Успения Божией Матери явился первым храмом святой обители. Он был освящен в 1762 году. Закрыт в 1923 году. В нем было два придела: правый во имя святителя Николая Чудотворца, левый во имя преподобного Сергия Радонежского. Использовался как корпус для психически больных людей. В 1998 году вновь одним из первых нововосстановленных храмов был освящен великим чином. Церковь в честь Успения Божией Матери была первым храмом в Вышенской пустыни, поэтому и обитель названа Свято-Успенской. Как следует из отводной грамоты старицы Марфы Иоанновны, храм стоял ещё в прежнем монастыре, на другом берегу реки Выши, и был перенесён на новое место в 1625 году. Деревянная церковь сгорела при пожаре, заново она отстроилась уже каменной при игумене Досифее. Строительство завершили в 1761 году, а освятили храм в следующем году. В нём имелось два придела: во имя святителя Николая Мирликийского и во имя преподобного Сергия Радонежского. С XIX века в храме пребывала монастырская святыня - чудотворная Казанская икона Божией Матери. Вскоре после возведения каменной Успенской церкви, в 1774 году она подверглась разграблению отрядами Пугачёва. К концу XIX столетия старинный храм стал слишком тесным для молящихся. Как указывалось в " Историко-статистическом описании Тамбовской епархии " , изданном в начале ХХ века, " церковь эта прочна по зданию, но невзрачна по виду и неправильна по архитектуре " . После освящения нового Христорождественского собора в 1890 году Успенская церковь оставалась " праздной " - вплоть до закрытия Вышенской обители в 1923 году. Захватившие власть большевики передали храм " Детскому городку имени III Интернационала " , и вскоре в нём устроили театр, сняв иконостас и варварски закрасив настенную живопись. Впоследствии здание Успенской церкви использовалось под нужды въехавшей на монастырскую территорию психбольницы. Местные жители рассказывают, что однажды купола храма ободрали, пустив железо на вёдра для кормления свиней.

http://sobory.ru/article/?object=06943

Этим летом мне довелось побывать в Рязанской области, в Выше, в монастыре, который известен каждому воцерковленному человеку через святителя Феофана Затворника. Посетила я и село Эммануиловку — оно находится в двух километрах от Выши. Тут я пообщалась с удивительным священником, настоятелем местного храма во имя преподобного Сергия Радонежского протоиереем Георгием Глазуновым, которому 73 года. Он согласился рассказать о себе. А еще — о том, как сподобил его Господь стать участником обретения мощей святителя Феофана… Но обо всем по порядку. Вера в жизни отца Георгия была всегда. Он рассказал, что с детства посещал Никольский храм города Шацка — туда он ходил с дедом. Жили они в селе Новософьино, что в 15 километрах от Шацка. —Конечно же, ходили пешком, — опережает мой вопрос батюшка. — Отстоишь Литургию и назад, еще 15 километров. Народу тогда очень много в храме было, руки не поднять. Люди не боялись, богослужения посещали… Книг в то время было не сыскать, но у моих бабушки и дедушки были и горячая вера, и хорошее собрание православной литературы. Я много читал и так подпитывал свой духовный настрой. —Отец Георгий, а как же Вы оказались в Эммануиловке? —Однажды в детстве я с дедом пришел в Засечное (так раньше называлась Эммануиловка. — Авт. ). Был праздник Казанской Вышенской иконы Божией Матери. Это чудотворная икона, перед которой молился святитель Феофан Затворник, она находилась как раз в Сергиевском храме. И мне так к сердцу пришлись это место и этот приход, что я никогда их не забывал. А в 1972 году после окончания Московской духовной семинарии и после двухлетнего обучения в Московской Духовной Академии меня назначили настоятелем именно Сергиевского храма села Эммануиловка. Служу здесь уже 42 года! — Расскажите, пожалуйста, как произошло обретение мощей святителя Феофана? —Святитель Феофан был погребен в правом приделе храма Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. После революции в монастырских постройках размещалась психиатрическая больница. В Казанском храме администрация больницы устроила склад.

http://pravoslavie.ru/75075.html

Первое письменное свидетельство об обители датировано 1625 годом. Тогда грамотой " великой старицы инокини Марфы Иоанновны " - матери первого русского царя из династии Романовых, Михаила Феодоровича, - разрешался перевод Вышенского монастыря на новое место. До того времени пустынь, которая, вероятно, возникла в XVI или в начале XVII века, располагались от указанного места в восьми верстах вверх по течению Выши, на её левом берегу. Челобитная о переводе монастыря не сохранилась, поэтому о том, что сподвигло монахов покинуть обжитую территорию, можно только догадываться. Одной из причин, очевидно, было быстрое течение Выши, подмывавшей берег у стен обители. Возможно, что инокам приходилось терпеть от окрестных жителей - мордвы, тогда ещё пребывавшей в язычестве. Существует предание, согласно которому монахи опустили в воду икону Божией Матери, чтобы Она указала место для монастыря. Там, где прибилась к берегу икона, и построили новую Вышенскую пустынь. А прежняя ещё до начала ХХ века ясно обозначалась могильными холмиками. Первым строителем монастыря на новом месте стал иеромонах Тихон, упомянутый в грамоте инокини Марфы. О нём практически ничего не известно, кроме того, что он был настоятелем обители 36 лет, до 1661 года. Затем в течение 59 лет (до 1720 года) пустынью управлял игумен Герасим, при котором монастырь значительно увеличил свои земельные владения. В конце его настоятельства Вышенская обитель по каким-то причинам оскудела - в 1722 году в ней числилось всего четыре человека. В связи с этим в 1724 году пустынь приписали к находившемуся поблизости Свято-Николо-Чернеевскому монастырю. До середины XVIII века состояние обители было довольно скромным. Известно, что в то время в ней стояли две деревянные церкви и жили всего четыре насельника. Как сказано в документах, " а угодий и доходов не имеется и не бывает " . В 1761 году, при игумене Досифее, в монастыре возвели каменную Успенскую церковь, взамен сгоревшей деревянной, а в 1764 году Вышенская обитель снова получила самостоятельность.

http://sobory.ru/article/?object=06940

В летнее время окружающий воздух пропитан благоуханием смолы и всегда полон таинственного шума могучего, векового бора. Внутренняя жизнь иноков течет по уставам древнего пустынножительства, с целодневными стояниями в храме, со столповым пением и псалмодическим чтением. Обитель строго общежительная и ни один насельник ее не имеет копейки собственности. Славу и драгоценность ее составляет чудотворная икона Казанской Божией Матери, глубокочтимая и ежегодно, по просьбе и желанию верующих, обносимая по всей Тамбовской епархии для поклонения. Русский народ любит пустынь и в летнее время целыми массами стекается сюда. Недаром, еще служа в Тамбове, Преосв. Феофан заметил, полюбил ее и по его выражению «краше Выши нет ничего на свете». Поселившись же в обители и близко ознакомившись со внутренними распорядками ее, он пишет: «Мне здесь крепко хорошо. Порядки здесь истинно-монашеские. Из братии есть лютые подвижники... Образчик – 80-летний старик – никогда не присядет в церкви и ворчит на других за это. Служб у нас соберется часов на десять. Начинаются с 3 ч. утра. Последняя бывает в 7 часов вечера. Пение саровское (столповое)» 51 . Строй иноческой жизни каждой обители по убеждению святителя прежде всего держится настоятелем ее; в частности и в особенности он говорил это про тогдашнего и (настоящего) Вышенского архимандрита о. Аркадия. «У нас по монастырю так тихо, что дивиться подобает. Это дело нашего аввы. Он очень молитвенен... и, кажется, приял дар непрестанной молитвы. Спаси его, Господи, и дни его жизни преумножи» 52 . Близь монастырской ограды виден двухэтажный флигель. В нижнем каменном помещается монастырская просфорня и две братских келлии. В верхнем деревянном – комнаты-келлии затворника. Вот более, чем скромная внутренняя обстановка их. Стены деревянные, без обоев, несколько потемневшие от времени. Мебель из самого простого дерева и довольно подержанная, каждый экземпляр которой при описи по смерти владыки оценен в один или несколько рублей. Шкаф с угольником сосновый – 1 р., комод – 2 р., железная складная кровать – 1 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ключница усмехнулась, отмыкая при этом замок на дверях собора. – Ну, заходите, заходите. Вот там – мощи Святителя, а там – наша чудотворная икона Матери Божией Казанская Вышенская. Поклонитесь, помолитесь, но не очень задерживайтесь, мне ещё ехать в скит надо. Он тут неподалеку на Быковой горе находится. Сейчас машина должна подойти. – Простите, а как Вас зовут, – теперь уже я решилась подать свой голос. – Меня-то – сестра Евгения. А зачем это? – Вы, матушка, нам навстречу пошли, будем Вас молитвенно поминать за доброту. Монахиня растроганно улыбнулась. Видно, ей и самой уже поднадоело нас воспитывать и держать напускную строгость. Понятно, что у восстанавливаемого монастыря много проблем. На момент нашего приезда на территории ещё оставались корпуса психиатрической больницы, шли реставрационные и строительные работы. В таких условиях со всякими людьми приходится сталкиваться насельницам. А тут мы все из себя такие внезапные приехали. Кто знает, чем дышим? Поняв, что перед ней – не просто любопытные светские туристы, матушка разговорилась с нами. Поведали ей в двух словах о себе, а мать Евгения кратенько рассказала про обитель. Мол, известно о ней давно. В летописях упоминаема с 1625 года. Раньше монастырь был мужским, служил форпостом для распространения православия среди местных язычников – мордвы. С XIX века Выша стала центром духовного просвещения во многом благодаря поселившемуся здесь Святителю Феофану. После революции монастырь был разграблен и ликвидирован. Богоборцы скинули с колоколен и продали колокола, сожгли богатейшую библиотеку. Страшно было узнать, что монастырское кладбище использовалось под огороды! Здания монастыря частично заняли «Детский городок имени III Интернационала» и дом инвалидов. Успенскую церковь приспособили под театр. Позже тут поочередно размещались детский сад, лесхоз, свиносовхоз, а с 1938 – областная психиатрическая больница… И только в 1990 году некоторые монастырские здания вернули церкви. Возрождаемую обитель решено было открыть как женскую. В 2000 году администрация больницы наконец- то передала монастырю корпус, где проживал Святитель Феофан. В нём с 2010 года открыт музей. Сами мощи святого были перенесены в монастырь 29 июня в 2002 году при участии Патриарха Алексия II. Восстанавливается Вышенская пустынь постепенно стараниями сестёр, насельников, трудников и всех сочувствующих этому благому делу людей.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010