После акта продолжалось заседание, на котором я провел вопрос о реорганизации наших курсов в высшие богосл[овские] курсы с програм­мой Бог[ословского] института и трехлетним курсом. Было единогласно принято, избрана комиссия для рассмотрения составленного мною про­екта " Положения " . Только еп. Григорий одиноко высказался против " роскоши " высшего уч[ебного] заведения при острой нужде в псаломщи­ках и диаконах.... Удивляюсь взгляду епископа! 1/14 июня Прошли все праздники. Беседы продолжаю и летом; народу посеща­ет много. Ведут в остальные дни и прочие священники. С завтрашнего дня думаю заняться переработкой сочинения о таргуме для магистер­ской диссертации. И.Г.Троицкий в беседе с Н.А. Никитиной [lviii] одобряет это, рекомендуя сузить и отпечатать в Берлине. Что же, помоги Боже![...]. В пятницу у меня был о.прот. Платонов Н.Ф. опять по вопросу о единении... Долго беседовали. Непременно нужно нашим войти в разго­вор с ними - многое уяснится, многое всплывет... Просил меня пере­дать Пр[еосвященному] Венедикту письмо, извещающее, что в понедельник его по­сетят члены Епарх[иального] управления - Платонов, Раевский, Стефано­вич и Титлинов. " Мы готовы встретить закрытые двери, - говорит Платонов, - но будем пытаться и еще " ... Забирание церквей предпо­лагается и дальше... Предполагая, что письменное сообщение будет ощутительнее (м[ожет] б[ыть] показано прочим Епископам), я решил препроводить Венедикту письмо Платонова при своем письме, которое предварительно по­казал о.о. Петровскому А.В., Чепурину Н.В. и Митроцкому М.В. Кста­ти, о.Петровский на днях по нашему поручению ездил и к Пр[еосвященному] Николаю Клементьеву высказать, что епископы напрасно обратились к духо­венству с рекомендацией уклоняться от к[аких] л[ибо] переговоров с об­новленцами [lix] . В ответ Николай сказал, что: 1) так " завещал " (!) Патриарх; 2) они боятся раскола " правых " , и 3) боялись, что при свидании Пр[еосвященный] Венедикт не окажется в споре на высоте (!)... Письмо, посланное мною вчера - следующее:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Дмитрий Данилов: «Мне отвратительно деление людей на рукопожатных и нерукопожатных» 32 мин., 13.03.2024 За пьесу «Человек из Подольска» он получил «Золотую маску», спектакли по его произведениям ставят в десятках театров России и зарубежья. Дмитрий Данилов — писатель, поэт, драматург. А еще — выпускник Высших богословских курсов при Московской духовной академии. Каких слов старца Зосимы из романа Достоевского он не может принять? Зачем он несколько месяцев подряд выезжал из Москвы в город, как будто бы вовсе лишенный красоты? И что он думает о попытках навязать человеку вину за мерзости, совершенные другими? Дмитрий ДАНИЛОВ «Это были два года ада. Но Бог меня спас» Вы не раз подчеркивали, что писательство у вас никак не связано с религиозными убеждениями. В ваших текстах, действительно, нет дидактики и нажима. При этом многие читатели и критики считают их христианскими по духу. Как бы вы это прокомментировали? Я считаю, что автору не стоит транслировать свои идеи в художественных текстах. Как преподаватель литературных курсов всегда говорю своим студентам: «Если у вас очень много идей скопилось в голове, то пишите философский трактат, а не художественное произведение». А в художественное произведение не надо тащить свои убеждения, свои какие-то великие мысли или религиозные взгляды. Ну, а читатель, понятно, волен считывать свои смыслы и идеи. Это такой нормальный процесс писательско-читательского сотворчества. А как вы пришли к вере? Это как-то связано с семейным воспитанием? Я был крещен в детстве, хотя не могу сказать, что вырос в верующей семье. Но мы с мамой как-то одновременно начали осваивать религиозное поле. Мама работала в издательстве «Мир» корректором в испанской редакции. И ее коллега привезла ей Библию из заграницы, напечатанную в Брюссельском библейском обществе. Обычный наш синодальный перевод. Это был 1984 год, я был школьником, комсомольцем. Так вот, я стал читать эту Библию. Я уже тогда осознавал, что это главная книга человечества для нашей культуры, но не могу сказать, что сразу после прочтения понял: всё, в этой книге истина! Такого оглушительного впечатления она на меня не произвела. У меня все происходило тихо, незаметно и постепенно.

http://foma.ru/dmitrij-danilov-mne-otvra...

Ф. 802. Оп. 16. Д. 97. Л. 217 об.–218). 139 Фаустов А. И. – студент Ленинградского Богословского института. 320 Федицына Мария Николаевна; (около 1903 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 358 Федоров Василий. Ок. 1907 – эконом Олонецкого ЕЖУ; 9 февраля 1910 назначен диаконом Верховского прихода Олонецких уезда и губернии с рукоположением в сан священника по выдержании испытания (рукоположен 21 марта 1910). С 1911 – эконом Олонецкой ДС; с 4 января 1913 – священник Вешкельского прихода Петрозаводского уезда. 127, 130, 136, 137 Федоров К. Ф. – казначей, с 1 февраля 1921 – помощник казначея Петроградского Богословского института. 237 Федоров Константин Михайлович; (1882 – 1978). Окончил С.-Петербургскую учительскую семинарию и регентские классы Придворной певческой капеллы (1906). Преподаватель пения в средних школах. Регент. С 1946 преподаватель церковного пения Ленинградских ДА и ДС. С 21 марта 1958 – почетный регент. См.: Бронский В. К. И. Федорову – 90 лет//ЖМП. 1973. 1. С. 24–25. 478 Федоров Михаил Иванович; (12 июля 1887 – ?). Окончил Николаевскую купеческую школу (1903), служил в Волжско-Камском коммерческом банке (1905–1908), в обществе страхования жизни (1910–1914), в строительной конторе А. К. Пурышевой (1914–1917). С 1918 – на 1-м государственном колбасном заводе. Чтец и секретарь приходского совета Троицкого подворья, к которому был приписан после рукоположения. В 1919 был слушателем пастырско-благовестнических курсов. Священник. 237, 245 Федосеев Л. – член Приходского совета Успенской церкви, что на Сенной площади. 216 Федосеев Ф. В. – уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Ленинграду и Ленинградской области. 437 Федотов Василий Алексеевич; (1877 – 24 сентября 1937) – протоиерей. Служил в Знаменской церкви Ленинграда. Арестован 22 августа 1937. Расстрелян в Ленинграде. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. С. 243. 350, 351, 357, 366 Федченков Сергей Афанасьевич; (ок. 1886 – 8 октября 1946). Окончил Тамбовскую ДС (1908) и С.-Петербургскую ДА (1912), к.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—28— и не могут прервать с прошлым. Протесты против этого прошлого уже раздаются, но они слабы (см. пятую главу первого отдела нашей книги), и чем менее, на мой взгляд, оснований предвещать им скорое торжество, тем настойчивее определяется желание, чтобы в нашем отечестве, в котором философия только еще зарождается, не создавалось таких стойких в своей односторонности философских традиций, от которых, как показывает наглядный и осязательный пример, при всем сознании их крайностей, и при всем желании, весьма нелегко освобождаться. 2 . В Париже я посещал лекции в Сорбонне и au Collège a France. Сорбонна это тоже, что философский факультет в Берлине или историко-филологический у нас. Но Collège de France это – совершенно своеобразное учреждение для чтения высших специальных курсов по всем отраслям знания, всего больше посещаемое преподавателями средних и даже высших учебных заведений Парижа (о так называемом «Парижском университете» см. мою книгу: «Западная действительность и русские идеалы», стр. 103 и след.) В Сорбонне, так же как и в Берлине, значительное внимание уделяется практическим занятиям профессора со студентами. Но здесь, «практические упражнения» разнохарактернее и пожалуй систематичнее. В Берлине они сводятся исключительно к чтению и разбору авторов. Здесь, сверх этого, они состоят еще в составлении письменных домашних работ, – как положительного, так и историко-критического характера. Затем тогда как в Берлине из классных практических упражнений профессор обыкновенно делает как бы пролегомены к своему курсу, здесь он связан в выборе авторов для чтения министерскою программою, которая, в свою очередь, рассчитана, по-видимому, на то, чтобы ознакомить студентов с творениями таких философов, которые являются наиболее типичными выразителями здравых общечеловеческих верований и идеалов (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант, Кузен: вот приблизительный состав авторов, назначенных для классного чтения). Нельзя не заметит, что в обоих, только что указанных, отношениях преимущество остается на стороне Сорбонны. Если мотивом практических упражнений служит стремление

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

См.: Айвазов И. Г.//Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 340–341; Голубцов С. , протодиакон. Московская духовная академия в начале XX века. Профессура и сотрудники. М. 1999. С. 7–8; [Некролог]//ЖМП 1965. 4. С. 45. 194,216, 219 Акимов Василий Александрович; (30 января 1864 – 6 мая 1942). Окончил Орловскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1888), к. б. 11 декабря назначен и 25 декабря 1888 рукоположен во священника (во диакона 18 декабря) к церкви «Убежища» под покровительством принцессы Ольденбургской в Петербурге, с 31 августа 1891 – священник Покровско-Коломенской церкви, 15 сентября 1898–1932 – ее настоятель (с 6 мая 1902 – протоиерей). С 12–15 апреля 1896 – член Училищного Совета при Св. Синоде. Член делегации к Святейшему Патриарху Тихону по вопросу восстановления митрополита Вениамина в правах настоятеля Александро-Невской лавры. Член Комиссии по выработке положения о Высших Богословских курсах (1925), с 21 сентября 1925 – член Совета Высших Богословских курсов. В 1935 году выслан в Астрахань, где и скончался. См.: Санкт-Петербургский мартиролог. СПб. 2002. С. 36. 197, 209, 216, 217, 220, 221, 222, 223, 225, 231, 232, 233, 236, 237, 251, 266, 345, 349, 350, 351, 357, 366 Аксаков Иван Сергеевич; (26 сентября 1823–27 января 1886). Русский публицист, славянофил. 61 Аксаков Константин Сергеевич; (29 марта 1817–7 декабря 1860). Русский литератор историк, славянофил. 61 Аксенов Леонид Дмитриевич; (июнь 1876–1940-е годы?). Родился в мещанской семье. Окончил юридический факультет Юрьевского университета. Служил в ведомстве министерства юстиции, затем делопроизводитель Главного управления по делам местного хозяйства Министерства путей сообщения, член Совета по делам отчуждения недвижимости, помощник обер-секретаря Правительствующего Сената. Служил также в синодальной типографии. В июле 1917 – ноябре 1918 – юрисконсульт правления Владикавказской железной дороги. В декабре 1918–1923 работал учителем в школах 31, 29 и 197 в Петрограде и читал лекции в институте им. Толмачева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился в с. Федоровское Никольской вол. Юрьевского у. Владимирской губ. Сын священника. Окончил Владимирскую ДС (1899), Санкт-Петербургскую ДА (1903), к. б. и Археологический институт (1903). 16 августа 1903 – 15 августа 1904 – профессорский стипендиат С.-Петербургской ДА. Командирован для занятий в Константинопольский Археологический институт. С 10 октября 1905 и. о. доцента, с 28 августа 1910 – доцент, с 7 февраля 1911 – экстраординарный профессор кафедры литургики С.-Петербургской ДА. 8 июля 1910 – магистр богословия. Член Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора 1917–1918. С 24 августа 1920 – профессор кафедры литургики в Петроградском Богословском институте. 15 ноября 1919 – 15 ноября 1921 – сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда. Работал в Академии Материальной культуры. Научный архивист Балтийского судостроительного завода. Арестован в мае 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценноетей», оправдан по суду. На Высших Богословских курсах составил отзыв на магистерскую работу прот. В. Рыбакова и отзыв на кандидатское сочинение Н. Д. Успенского . Вновь арестован по делу «евлогиевцев» и Тройкой ПП ОГПУ ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Арестован 26 апреля 1937 и 23 августа 1937 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Тобольске. См.: Карабинова О. И. Жизнь И. А. Карабинова . Пярну. 1977. Машинопись в библиотеке Санкт-Петербургской ДА; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 503; Ленинградский мартиролог 1937–1938. СПб. 2002. Т. 5. С. 86. 194, 236, 237, 240, 247, 265, 273, 276, 356 Каретникова Елизавета Васильевна; (ок. 1883 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Каринский Михаил Иванович; (4 ноября 1840 – 20 июля 1917). В 1858 окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1862 – московскую духовную академию. С 15 мая 1869 – профессор по кафедре метафизики, а с 13 мая 1874 по 1894 – профессор по кафедре истории философии Санкт-Петербургской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Обрезание у обитателей нижнего Конго является по-видимому первым условием приобретения гражданских и религиозных прав. Участие в мистериях соединяется с приобретением новых и высших прав. Замечательна идея, выраженная в мистериях Конго. Человек посвящаемый в мистерии умирает для низшего типа жизни и воскресает для жизни высшей. Форма выражения этой идеи груба, но самая идея раскрыта весьма ясно. Обыкновенно представляют, что в элевзинских мистериях дело шло о вере в будущую жизнь, о бессмертии. Но необходимо принять, что и в греческих мистериях дело шло не только о посмертном существовании, но и новой высшей форме существования здесь на земле, благодаря вступлению в ближайшую связь с божеством и осуществлению высших религиозных требований. Нам думается, что нкимба по своему характеру приближается к элевзинским мистериям, а ндембо – к дионисиево-вакхическим. Распространено мнение, что в элевзинских мистериях учение преподавалось исключительно посредством драматических представлений, и что руководители не преподавали никаких, так сказать, богословских курсов. Основывают это на терминах: ποπτεα εροφντης? говорящих о созерцании и показывании, а не об обучении. Но эти термины выражают только одну сторону дела. Мы имеем несомненные свидетельства о существовании тайного учения и тайных толкований в элевзисе. —719— Так Павзаний в своем описании Эллады, именно Аркадии, говоря об одном храме сообщает: в каменном шкафе было писание для посвященных, читавшееся во время большого праздника Деметры (элевзинские мистерии суть мистерии Деметры). Павзаний нередко говорит по поводу различных обычаев, что о них существует у посвященных священное сказание, но что он не может его сообщить. Так, о причине, почему посвященные в мистерии не употребляют в пищу бобов, он ссылается на священное сказание. 4084 В нкимба дело по-видимому главным образом заключалось в обучении. Совместное участие мужчин и женщин в ндембо заставляет подозревать оргиастический характер мистерий. Вместе с тем можно считать справедливым предположение Жонга о магическом и мистическом характере этих мистерий. Таковы и мистерии Диониса. Они носили оргиастический характер, а вкушение самого Диониса – хотя бы под формою быка – и усвоение его в себя имело мистический и магический характер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– К вам приезжают со всей России? – Да, приезжают учителя со всей России, и даже их зарубежные коллеги. Например, приезжали педагоги из Греции, Норвегии и Швейцарии. – Каким образом происходит обучение на курсах? – Схема обучения складывается из объективных и субъективных факторов. Учителя не могут обучаться на очной ежедневной основе, поэтому они приезжают к нам в период рождественских и летних каникул. Учителя сначала прослушивают десятидневный первоначальных курс по основам православной культуры. Тот, кто прошел первый курс по ОПК и заинтересовался, может продолжить обучение на Высших богословских курсах в течение 3,5 лет. Эти слушатели приезжают каждые полгода на десятидневные лекционные сессии, в конце обучения пишут диплом, который должны защитить. Наша гимназия как раз служит экспериментальной площадкой, где лучшие дипломные работы апробируются в качестве дополнительных учебных пособий. – Кто преподает на курсах? – Преподают профессора, преподаватели и выпускники МДАиС, Свято-Тихоновского университета, а также светские специалисты. Если называть конкретные имена, то это архимандрит Платон (Игумнов), отец Вадим Леонов, В.Н. Духанин, Г.В. Бежанидзе и другие. Приглашаются выдающиеся личности, и общение с ними помогает учителям понять, что они не одиноки. Ведь в школах зачастую верующие учителя чувствуют себя " белыми воронами " . А приезжая сюда, они видят множество близких себе по духу людей и понимают, что не они " белые вороны " , а, скорее, те, кто не веруют в Бога. Очень важно, что, приезжая сюда, педагоги имеют возможность обмениваться опытом. Они делятся этим опытом и с нами. – Дипломы они получают с печатью академии и подписью ректора академии? – Да. И академии, и МГОПУ имени М.А. Шолохова. – Каким образом можно попасть на эти курсы? – Вся информация есть на сайте Высших богословских курсов. Перед сессией информацию о курсах дает и радиостанция " Радонеж " . С иеромонахом Никодимом (Шматько) беседовал священник Димитрий Выдумкин Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ

http://religare.ru/2_69050.html

Успешное окончание бакалавриата дает право на поступление в магистратуру Академии. Магистратура [ править править код ] К вступительным экзаменам в магистратуру допускаются лица мужского пола, православного вероисповедания, имеющие бакалаврское образование. В магистратуре читаются лекции и спецкурсы, проводятся семинары и практические занятия. Самостоятельная работа студентов имеет своей основной целью приобретение не только знаний, но и навыков, умений, компетенций, опыта в области освоения и применения богословских знаний в церковном служении и церковной жизни выпускника магистратуры. Обучение в магистратуре заканчивается написанием и защитой магистерской диссертации. Период обучения в магистратуре – 2 года. Аспирантура [ править править код ] Аспирантура является подразделением МДА, осуществляющим подготовку научно-педагогических и научно-богословских кадров в системе послевузовского профессионального духовного образования Русской Православной Церкви по специальностям в соответствии с действующей в МДА номенклатурой специальностей. Основными целями подготовки в Аспирантуре являются: проведение научно-богословских исследований; сдача кандидатских экзаменов; написание диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. Срок обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной - 4 года. Регентская школа [ править править код ] Регентская школа – специальное православное учебное заведение, готовящее руководителей церковных хоров для Русской Православной Церкви. В Регентскую школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование. Иконопиская школа [ править править код ] Иконописная школа – специальное православное учебное заведение, готовящее иконописцев и вышивальщиц для Русской Православной Церкви. В Иконописную школу принимаются лица мужского и женского пола, православного вероисповедания, имеющие полное среднее образование. Центр дополнительного образования [ править править код ] Также при академии действует Центр дополнительного образования, который является продолжением Высших богословских курсов, образованных в 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II для предоставления мирянам дополнительного образования по направлению «Теология». Другое [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

В Академиях с 1872/73 по 1883/84 учебные годы естественно-научная апологетика была обязательным предметом для всех отделений: богословского, церковно-исторического и церковно-практического 3 . С 1884/85 по 1900/01 учебные годы естественно-научная апологетика читалась на 1-м курсе МДА в объеме трех уроков в неделю и также являлась обязательной дисциплиной 4 . Дальнейшее развитие естественно-научной апологетики неразрывно связано с именем богослова, профессора МДА Сергея Сергеевича Глаголева (1865– 1937) 5 . С. С. Глаголев родился в семье священника в г. Крапивны (ныне село в Щекинском районе Тульской области). В 1885 г. окончил Тульскую духовную семинарию, а в 1889 г. – МДА со степенью кандидата богословия, при которой был оставлен профессорским стипендиатом, продолжая образование также в Московском и Берлинском университетах. С 1890 по 1892 г. он нес преподавательское служение в Вологодской духовной семинарии, читая там курсы библейской и церковной истории. С августа 1892 г. был назначен исполняющим обязанности на должность доцента МДА, где ему было поручено преподавать Введение в круг богословских наук. В 1894 г. С. С. Глаголев защитил магистерскую диссертацию «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» 6 , а также получил должность экстраординарного профессора. В 1901 г., после завершения научной командировки в Европу, (Германия и Франция) проф. Глаголев защитил докторскую диссертацию: «Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» 7 . В это время он являлся также и профессором Московских высших женских курсов (одним из преемников которых стал Московский педагогический государственный университет, МПГУ), читая там лекции по богословию, истории религий и древней философии. В 1902 г. С. С. Глаголев стал ординарным профессором МДА, в 1910 г., в связи с введением нового Устава, – ординарным профессором кафедры Основного богословия и членом Правления МДА. В 1912–1913 гг. он читал в МДА курсы Систематической философии и Логики. В 1917 г. С. С. Глаголев был удостоен звания заслуженного профессора Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010