игумен Киприан (Ященко) Предисловие Дорогие братья и сестры! Книга, которую вы держите в руках, продолжает тему православного воспитания подрастающего поколения России. Возрождение православной традиции, духовно-нравственное становление личности являются сегодня общенациональным делом. Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем великое учение о становлении добродетелей формулируется в творениях святых отцов, начиная с первых веков христианской эры. Это фундаментальные знания, которые имеет Церковь и о которых современный мир, светская наука не подозревают. Лекции о становлении добродетелей, опубликованные в книге, были прочитаны на Высших Богословских Курсах при Московской Духовной Академии в 2012–2013 учебном году. В 2014 году исполняется 15 лет со дня основания Курсов, и за это время создано целое общественное образовательное движение православной интеллигенции. Люди думающие, образованные, в том числе с научными степенями, чиновники и предприниматели со смирением садятся за парты и изучают свою веру. Слушатели, успешно окончившие Курсы, получают два диплома – Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Высших Богословских Курсов при Московской Православной Духовной Академии. Ныне выпускники ВБК трудятся во многих епархиях, некоторые приняли монашество, рукоположены во священство, но главное – они укрепились в вере и каждый на своем месте приносит пользу Отечеству и своему народу. У читателей книги есть прекрасная возможность познакомиться с лекциями первого проректора Курсов игумена Киприана (Ященко) по православной педагогике, в которых учение святых отцов связывается с теорией воспитания. 10 июля 2013 года автору книги исполняется 60 лет. Я сердечно поздравляю отца Киприана с юбилеем и молитвенно желаю ему помощи Божией и покровительства Царицы Небесной, а также крепости душевных и телесных сил на всех стезях его служения Церкви Христовой и народу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 10. Открытие Высших Богословских Курсов. Об обновленцах и легализации Патриаршей Церкви в документах и дневнике 1924-1925 гг. 31.03.2015 924 Время на чтение 142 минут Портал Богослов.Ru продолжает публикацию материалов историко-богословского наследия митрополита Григория (Чукова), в 1924-1935 гг. бывшего настоятелем Николо-Богоявленского Морского собора в Ленинг раде. Публикуемые дневник и документы протоиерея Николая (Чукова) рассказывают о событиях церковной жизни 1924-1925 гг., его пастырско-педагогической деятельности и трудах по восстановлению высшего богословского образования, преодолению обновленческого раскола и легализации Патриаршей Церкви. С назначением А.И. Рыкова на пост председателя Совнаркома 2 февраля 1924 г. произошла некоторая корректировка церковной политики советской власти. Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) допустила легализацию Синода на условии введения в его состав ряда лиц, " хорошо ведомых ОГПУ " , а в марте поручила ОГПУ ввести в Синод В.Д. Красницкого при условии, что Патриарх Тихон не будет противиться. Е.А.Тучков пообещал Патриарху, что если он введет в состав Синода В.Д. Красницкого, то Синод будет зарегистрирован . 13 марта 1924 года Политбюро ЦК РКП (б), а 21 марта Президиумом ЦИК СССР было принято решение о прекращении следствия и закрытии дела Патриарха. 9 апреля 1924 г. Патриарха приняли А.И. Рыков и М.И. Калинин. Во время встречи Патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличие от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам и обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, Патриарх Тихон указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства. Эти же положения были повторены Патриархом в письмах Е.А. Тучкову.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Исполнившееся 11 (24) июля 1955 г. восьмидесятилетие А. В. Карташева обнимает собою целую эпоху. В его детской памяти врезалось убийство Императора Александра ΙΙ, пережитое им в невозмущенной тишине русской провинциальной глуши. И он же в наши дни своим нестареющим духом откликается – живее, чем многие молодые – на происходящее в мире в исходе второй мировой войны. Но мало того, что эти восемьдесят лет составляют целую эпоху, на протяжении которой жизнь мира изменилась до неузнаваемости. В своем православном восприятии истории Антон Владимирович сообщает этому пестрому содержанию внутреннее единство. И потому его восьмидесятилетие выходит за тесные пределы дружной ученой семьи. Посвящая своему старейшему члену настоящую книжку «Православной Мысли», Совет Богословского Института переживает этот домашний праздник, как событие общественное, на которое не могут не отозваться ни Русская Зарубежная Церковь , ни Русская эмиграция вообще. Прежде всего, чисто внешне, Антон Владимирович есть то звено, которое соединяет наш Богословский Институт с духовной школой русского дореволюционного прошлого. Он ее прошел всю, снизу доверху, от духовного училища до С.-Петербургской Духовной Академии, где, по окончании курса, был и преподавателем: и. д. доцента по кафедре Истории Русской Церкви. Решившись оставить Академию, он поступил в 1905 г. на службу в Петербургскую Публичную Библиотеку и был избран преподавателем Петербургских Высших Женских (Бестужевских) Курсов по кафедре Истории Религий и Церкви. Не только его преподавание на Высших Женских Курсах, но и его работа в Публичной Библиотеке имела характер научный. В свои студенческие годы я очень много слышал об Антоне Владимировиче от знакомых курсисток, ценивших его лекции чрезвычайно высоко. Но познакомился я с ним только по окончании Университета, когда я был одновременно оставлен при Университете для подготовки к профессорскому званию и причислен к Публичной Библиотеке в качестве «вольнотрудящегося» по отделению Богословия. Это было в сентябре 1914 г. Моим первым начальником по службе был Антон Владимирович. Мне было тогда двадцать два года. Я увидел Антона Владимировича за его работою ученого библиотекаря и могу засвидетельствовать, что пополнение библиотеки научно-богословской литературой в размахе старой дореволюционной России было ученой заслугой Антона Владимировича, зорко следившего за специальной библиографией и не отстававшего от движения науки. Всем нам известный богословский «энциклопедизм» Антона Владимировича уже тогда поражал его сотрудников. Опыт беженства, открывший нам заграничные книгохранилища, показал нам, что в последние предреволюционные годы, Богословское Отделение Петербургской Публичной Библиотеки стояло на большей высоте, и его книгохранилища были богаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Скачать epub pdf Краткая биографическая справка Михаил Михайлович Богословский родился в Москве 13 марта 1867 г. Его отец, также, Михаил Михайлович (1826–1893), окончил Московскую духовную семинарию, но священником не стал, поступил на службу в ведомство Московского опекунского совета, затем был бухгалтером Московской сохранной казны и закончил службу в чине действительного статского советника, что давало право на потомственное дворянство. После выхода в отставку, стал управляющим домами Д. А. Олсуфьева в Москве. Мать М. М. Богословского , Мария Серафимовна (1842–1914), не могла вступить в официальный брак с его отцом, в связи с тем, что первый муж оставил ее, не оформив развода. Поэтому, отцу пришлось усыновить собственных детей: сыновей, Михаила и Сергея, и дочь Марию 899 . Учился Богословский в 5-й московской мужской гимназии, которую окончил в 1886 г. с золотой медалью, и в том же году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где его учителями стали три наиболее крупных представителя исторической науки конца XIX – начала XX в. – П. Г. Виноградов, В. И. Герье и В. О. Ключевский . В 1890 г. Богословский окончил университет с дипломом 1-й степени. Его конкурсное сочинение «Писцовые книги, их происхождение, состав и значение в ряду исторических источников истории Московского государства XV, XVI и XVII вв.» было высоко оценено Ключевским и получило золотую медаль факультета. В 1891–1894 гг. он был оставлен при университете, для подготовки к профессорскому званию (без содержания). В этот же период материальные затруднения семьи вынудили его занять место отца по управлению домами Д. А. Олсуфьева (1892–1899 гг.). В 1894–1895 гг. Богословский сдал магистерские экзамены и приступил к подготовке диссертации. С мая 1898 г. он был зачислен приват-доцентом по кафедре русской истории историко-филологического факультета Московского университета. Помимо преподавания в университете, Богословский в 1898/1899 учебном году читал ряд лекций на коллективных уроках бывших слушательниц Московских высших женских курсов (закрытых в 1888– 1900 гг.). Кроме того, в 1901–1908 гг. он преподавал историю в 1-й московской женской гимназии 900 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В синем зале Епархиального Управления 14 сентября прошел торжественный молебен на начало нового учебного года на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах при Отделе религиозного образования и духовного просвещения. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Вот уже семнадцатый год здесь готовят катехизаторов - наставников в вере - и церковных педагогов, столь необходимых нашей Церкви сегодня. Интересные преподаватели, совместная церковная молитва, активное участие в любимых всеми епархиальных выставках, да и просто друзья-единомышленники - все это можно найти, придя в новом учебном году на Свято-Иоанновские курсы. Немного истории В дореволюционной России в духовных училищах и учительских семинариях готовили преподавателей с духовным образованием. В начале девяностых годов прошлого века, когда стали возрождаться церковноприходские воскресные школы, потребность в таких кадрах возникла особенно остро. Тогда, в 1991 году, и появились богословско-педагогические курсы, которые с 1999 года стали именоваться Свято-Иоанновскими, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, прекрасно совмещавшего пастырское и педагогическое служение в качестве законоучителя. Сначала курсы были годичными, затем - двухгодичными, а с 1997 года программа обучения рассчитана на три года. В этом году курсы вновь готовы принять будущих катехизаторов и педагогов. 14 сентября в синем зале Епархиального управления прошел торжественный молебен на начало нового учебного года. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Жизнь курсов Занятия проходят в вечернее время с 17 до 21 часов, два дня в неделю (вторник и пятница) - обязательное посещение и два дня (понедельник и четверг) - факультативы. Читают лекции и проводят занятия 27 преподавателей, из них 12 имеют священный сан и 15 - миряне, преподающие в высших духовных и светских учебных заведениях Санкт-Петербурга. За три года слушатели изучают 18 предметов из четырех тематических разделов: исторического, богословского, педагогического и культурологического.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Закрыть itemscope itemtype="" > На заседании Комитета Украинской Православной Церкви по биоэтике обсудили этические проблемы трансплантологии 22.12.2011 238 21 декабря по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством епископа Макаровского Илария состоялось заседание Комитета по биоэтике и этическим вопросам при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, сообщает Патриархия.Ru. В заседании приняли участие: председатель Синодального отдела УПЦ по вопросам здравоохранения и пастырского окормления медицинских учреждений епископ Дрогобычский Филарет; председатель Синодального отдела УПЦ по благотворительности и социальному служению архидиакон Сергий Косовский; главный редактор «Церковной православной газеты» игумен Лонгин (Чернуха); ректор Высших богословских курсов, представитель УПЦ при общественном совете Минздрава Украины протоиерей Владислав Софийчук; директор Института медицинского и фармацевтического права и биоэтики Академии адвокатуры Украины Радмила Гревцова; сотрудники синодальных отделов Украинской Православной Церкви и представители православной общественности. Также в работе заседания участвовали участие члены экспертного совета Комитета: член Гуманитарного совета при президенте Украины, председатель рабочей группы по вопросам церковно-государственных отношений, доктор социологических наук Николай Шульга; проректор по научно-педагогической работе Национального медицинского университета им. А.Богомольца, член-корреспондент Академии медицинских наук Украины Александр Яворовский; президент Украинской ассоциации по биоэтике, доктор философских наук Светлана Пустовит; председатель Комиссии по вопросам биоэтики при НМУ им. А.Богомольца, доктор медицинских наук Петр Музыченко. На заседании было продолжено рассмотрение этической проблематики развития трансплантологии. В частности, плодотворную дискуссию вызвали доклады профессора П.Музыченко о современном состоянии трансплантологии на Украине и доцента Р.Гревцовой о католической концепции восприятия и юридических аспектах трансплантологии.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/22/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хранить Истину во всей ее полноте Памяти Виктора Николаевича Тростникова 02.10.2017 985 Время на чтение 8 минут 29 сентября преставился ко Господу постоянный автор журнала «Покров» наш любимый вдохновитель, член редакционного совета журнала православный мыслитель Виктор Николаевич Тростников. 1 октября в 10.30 в московском храме Святой Троицы в Серебряниках состоялось отпевание, Виктор Николаевич похоронен в поселке Борисоглеб Ярославской области. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего Виктора, прости ему вся согрешения вольныя и невольныя, даруй Царствие Небесное! Публикуем ответы Виктора Николаевича на вопросы слушателей Высших Богословских Курсов Московской православной духовной академии. Во вступительном слове Виктор Николаевич рассказал о том, что мы живем в эпоху осознания миром своей многополярности. На мировой арене сегодня пять игроков-цивилизаций: православная цивилизация, исламская, дальневосточная, индуистская и, наконец, отживающая западная. Все должны научиться жить в партнерстве и вносить в общецивилизационный процесс свою лепту. Но главный вклад должна сделать Россия. Она, как та вдовица, на которую призрел Господь, должна дать миру единственное и главное, что у нее есть - Истину. Потому что по большому счету человеку не нужны никакие посудомоечные машины, продвинутые ноутбуки и мобильники, - навязываемый нам «рай» протестантской цивилизации. Ему нужна Истина. Виктор Николаевич ответил на вопросы слушателей ВБК МПДА. Симфония и общенародная власть Вопрос: Возможно ли на ваш взгляд партнерство Церкви и государства по типу византийской симфонии? В.Н.: Не только возможно, но я бы даже сказал, что в этом наше спасение. Причем мы должны учесть отрицательный опыт Византии, и предложить нечто даже лучшее, чем юстинианская симфония. Без симфонии нельзя. Это же взаимная выгода. Только Церковь может воспитать полноценных граждан, а церкви необходима защита государства. Эта симфония, которая приписывается Юстиниану, на самом деле первым понята Константином Великим, который крестил Рим. Он первый понял, что Церковь выгодна для государства. Он был великий политик. Его решение христианскую веру сделать государственной идеологией просто даже политически выгодно. А сейчас этого не понимают. Поразительно.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/02/h...

Ирина Ковалева проводит очередное занятие ЖМП 4 апрель 2011 /  " Счастливая осанка " доступна каждому «Журнал Московской Патриархии» публикует необычное письмо, которое получила редакция. Ирина Ковалева, молодой педагог одной из столичных школ, рассказывает о собственной методике сохранения и выработки правильной осанки. Проблема, поднимаемая автором письма, имеет особую актуальность. Всем известно, как утомляются молящиеся во время продолжительных, особенно великопостных, служб, когда долго приходится стоять на ногах. Ирина неоднократно проводила индивидуальные занятия с монахинями, священниками, а теперь решила поделиться накопленным опытом уже с широкой читательской аудиторией... Здравствуйте, уважаемая редакция «Журнала Московской Патриархии»! Разрешите поздравить вас с наступлением весны и началом Великого поста! Пишет вам Ирина Ковалева, студентка Высших богословских курсов Московской духовной академии, певчая Николо-Перервинского монастыря, храма-часовни в честь иконы «Всех скорбящих Радосте», педагог дополнительного образования ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1804. В течение нескольких лет я разрабатывала образовательную оздоровительную программу «Счастливая осанка». И сегодня эта программа уже помогла многим священнослужителям, монахам, певчим, а также мамам, папам, дедушкам, бабушкам, детям, педагогам и воспитателям... Дело в том, что от многих трудностей можно избавиться, если заботиться о правильной осанке — правильно стоять, сидеть, двигаться, наклоняться. Я довольно продолжительное время занимаюсь этой тематикой и хотела бы поделиться с вами имеющимся опытом. К сожалению, у нас уже не учат специально тому, как правильно держать спину и сохранять правильную осанку, хотя еще столетие назад в дореволюционной России этому уделялось большое внимание. Так, в Институте благородных девиц классная дама сутулым барышням колола булавкой в спину, а в результате у наших предков вырабатывалась привычка держать спину ровной. Важной частью православного этикета было не класть ногу на ногу, не переносить вес тела с одной ноги на другую, не растекаться в кресле при первом же удобном случае. Сейчас эти традиции, увы, почти все позабыты...

http://e-vestnik.ru/analytics/schastliva...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (13.10.1836 (1835?), г. Щигры Курской губ.- 12.11.1894, Москва), прот., д-р богословия, историк Церкви. Жизнь и служение Род. в семье священника. Окончил Курское ДУ, в 1856 г.- Курскую ДС, в 1860 г.- МДА со степенью магистра. Стал последним в истории академии студентом, получавшим (в 1858) стипендию Московского митр. Платона (Левшина) для лучших учеников и имевшим добавление к фамилии - Платонов. Он выделялся среди студентов своего курса и должен был окончить МДА 1-м магистром с оставлением на кафедре психологии. Но в последний момент этому помешал ректор архим. Сергий (Ляпидевский ; впосл. митрополит Московский), несправедливо заподозривший И.-П. в авторстве повестей (Современник. 1860. 3), в к-рых описывались события в МДА весной 1860 г. и неблаговидная роль ректора в них. 3 авг. 1860 г. по рекомендации проф. МДА прот. А. В. Горского И.-П. был приглашен в СПбДА на только что открытую кафедру церковной истории на должность бакалавра. 24 авг. 1863 г. рукоположен во иерея свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским; в 1874 г. возведен в сан протоиерея. 1 сент. 1863 г. назначен на должность законоучителя московского Александровского военного уч-ща. Состоял также законоучителем гимназии Л. И. Поливанова. С 5 сент. 1867 по 9 сент. 1870 г. был членом правления Заиконоспасского ДУ, с 3 мая 1871 по 25 авг. 1872 г.- членом правления МДС. 11 марта 1872 г. по инициативе ректора Московского ун-та С. М. Соловьёва И.-П. был избран экстраординарным профессором ун-та по кафедре церковной истории, 12 мая 1879 г. (1878?) - ординарным профессором. В университетских курсах значительное место отводил историографии христианства. Его опубликованные лекции по истории Церкви сохраняли значение и после смерти И.-П. Пользовался любовью и уважением студентов Московского ун-та и слушателей военного уч-ща за талант педагога и лектора. Помимо обязательных учебных часов устраивал богословские чтения у себя дома, на них присутствовали члены семьи С. М. Соловьёва. Много внимания уделял вопросам жен. образования. В 1865-1866 гг. читал публичные лекции в доме кнг. Голицыной, в 1883-1886 гг. вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории для женщин. Содействовал открытию в 1872 г. Высших жен. курсов при Московском ун-те. Им также была создана специальная б-ка по церковной истории в одном из залов Московской епархиальной б-ки.

http://pravenc.ru/text/200519.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010