Также ждут своего изучения и скорейшей публикации лекции ученого по литургике, которые он читал на протяжении почти полувека в разных учебных заведениях: Казанской и Киевской духовных академиях, на Высших Богословских курсах в Ленинграде. К 45-летию преподавательской деятельности Дмитриевского ВБК издали в машинописи часть этого лекционного курса под названием «Наука о православном богослужении» (фрагменты сохранились в: ОР РНБ. Ф. 253. Д. 196, 197, 200, 201). К сожалению, ни в одном из книжных или рукописных собраний России нам не удалось найти полного экземпляра этого курса лекций Алексея Афанасьевича, но из косвенных данных можно говорить о примерной структуре курса. Вероятно, предполагалось издать этот курс в трех частях. Об этом может свидетельствовать следующее. В работе прот. Геннадия Нефедова «Таинства и обряды Православной Церкви» приводится такое библиографическое описание этого курса: Дмитриевский А.А., проф. Наука о православном богослужении. Машинопись. Чтения на Высших Богословских курсах. Вып. 1 – Часы. Вып. 2 – Литургия преждеосвященных Даров. Вып. 3–4 – Полунощница. Утреня. Вып. 5 – Таинство Крещения. Вып. 6 – Чинопоследование таинства Крещения. Чин воцерковления. Таинство Миропомазания. Вып. 7 – Чинопоследование таинства Брака. Обручение. Вып. 8 – Последование обручения. Вып. 9 – Венчание. Молитвы в 8-й день после брака на разрешение венцов. Венчание второбрачных. Вып. 10 –Таинство Покаяния. Вып. 11 – Таинство великой агиасмы. Однако сборник лекций, подаренный автором С. Салавиллю и хранящийся ныне в библиотеке Института византийских исследований (Institut Français d’Etudes Byzantines) в Париже 214 , начинается с 5-го выпуска «Таинство Крещения», а заканчивается 12-м выпуском «Афонский чин всенощного бдения и краткие замечания о суточных службах»; на титульном листе этого сборника указывается, что это – вторая часть курса. Кроме этого, в ОР РНБ сохранились 14 и 15 выпуски названного лекционного курса, что может свидетельствовать о трехчастной структуре издания: 1 часть – 1–4 выпуски (в архиве Дмитриевского сохранился в машинописи только первый выпуск с карандашной пометкой «Гундяева»; ОР РНБ. Ф. 253. Д. 201), 2 часть – 5–12 выпуски (полный экз. – в IFEB, пятый выпуск имеется также в ОР РНБ. Ф. 253. Д. 201), 3 часть – 13 и далее выпуски (14 и 15 выпуски сохранились в ОР РНБ. Ф. 253. Д. 201). Представляется важным издать эти ценнейшие и интереснейшие лекции проф. Дмитриевского, о чем говорил еще в 1929 г. уже упоминавшийся С. Салавилль.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

прот. Владимир Сорокин Указатель имён Абрамович Дмитрий Иванович ; (26 июня/по др. данным – 2 сентября/1873 – 4 марта 1955). Сын священника Волынской епархии. Окончил Волынскую ДС (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. 1897–1898 – профессорский стипендиат. В 1897–1898 слушал лекции на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. С 15 сентября 1898 – и. д. доцента С.-Петербургской ДА, с 14 февраля (утв.10 марта) 1903 магистр богословия («Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике». СПб. 1902) и доцент, с 5 сентября 1905 по 16 августа 1909 экстраординарный профессор по кафедре русского и церковнославянского языка С.-Петербургской ДА (уволен за неблагонадежность и политически вредные влияния в преподавании новой русской литературы); впоследствии преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, Высших педагогических курсах Общества экспериментальной психологии, в Археологическом институте, Петроградском университете, Богословском институте. С 10 декабря 1921 член-корреспондент Академии Наук. 20 июня 1927 арестован ОГПУ по обвинению в принадлежности к подпольной контрреволюционной монархической организации. Осужден сроком на 5 лет. Заключение отбывал на Соловках. В 1939–1941 преподавал в Смоленском педагогическом институте (1939–1941), в послевоенные годы до конца жизни читал историю русского литературного языка в Вильнюсском университете. Сотрудничал с Институтом языкознания АН СССР в подготовке «Словаря древнерусского языка XI–XVII вв.». См.: Михеева Г.В. Абрамович Д.И. //Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Том 1. СПб. 1995. С. 37–41; Алексеев А. И. Абрамович Д. И. //Православная энциклопедия. Т. I. М. 2000. С. 48–49. 68, 226, 249, 255, 256, 263, 265. Аввакум (Кондратьев Аввакум Петрович); (20 ноября 1620 – 14 апреля 1682). Протопоп, один из основателей старообрядчества, писатель. 360, 367. Августин Аврелий , Августин Блаженный ; (13 ноября 354 – 28 августа 430). С 395 – епископ Иппонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Считая затем возложенную на Комиссию задачу выполненной и полномочия законченными, ее члены постановили: «поручить Правлению бывших Богословских курсов Центрального района созвать с разрешения гражданской власти собрание Совета Высших Богословских курсов по новому „Положению“ из всех преподавателей и представителей от православных церквей Ленинграда по два от каждой (от причта и Приходского Совета по одному), каковому Совету и предоставить на утверждение предложение Комиссии об учебном плане на 1925–1926 годы, преподавателях, слушателях, и содержании Богословских курсов, предоставив ему дальнейшее разрешение вопросов о выборе должностных лиц и управлении Высшими Богословскими курсами». Спланированное Комиссией и разрешенное гражданской властью, собрание состоялось 1 сентября 1925 года. На нем присутствовали семьдесят два человека. Согласно с повесткой дня был заслушан доклад о регистрации высших Богословских курсов, то есть постановление Совета курсов Центрального района от 31 мая 1925 года, и выработанное Комиссией «Положение о Высших Богословских курсах в Ленинграде» с ее предложениями. Приняв «Положение» и проект Комиссии об учебном плане на 1925/26 учебный год, собрание утвердило предложенную Комиссией смету, повысив ее до 450 руб. в месяц и для покрытия ее установило трехкратный сбор в храмах в дни Рождества Христова, Недели Православия и Ваий, а также добровольные ежемесячные пожертвования в размере от 5 рублей. Затем, согласно 10 пункту «Положения» о составе Совета курсов, собрание выделило из своей среды для постоянного участия в его заседаниях двенадцать человек, как представителей православных приходов, шесть человек – в качестве постоянных членов и шесть человек – в качестве кандидатов. Избранными от духовенства оказались: протоиереи Чельцов, Акимов, Стрельников, кандидатами: протоиереи Федотов, Заборовский и Пашкевич; от мирян – Маслов, Добродеев и Доронин, кандидатами: Дмитриков, Лукашеня, Копяткевич. Вновь оформленному Совету, с включением в него наставника курсов, собрание предоставило, согласно «Положению», выбор должностных лиц, что состоялось на заседании Совета курсов 24 сентября. На должность ректора был избран прот. Н. К. Чуков. Патриаршим местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром он был утвержден в этой должности 20 октября 1925 года. Он состоял ректором курсов до их закрытия в 1928 году в августе 13-го; на должность проректора – прот. А. В. Петровский и казначеем – свмч. прот. К. К. Эльб. На том же заседании Совета было зачислено на курсы сорок шесть человек слушателей и слушательниц. Этим и закончились работы по организации Высших Богословских курсов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитрий Иванович (2.09.1873 (по др. сведениям, 26.06), мест. Гулевичи Луцкого у. (по др. данным, с. Куснище Владимирского у.) Волынской губ.- 4.03.1955, Вильнюс), историк рус. лит-ры и языка, чл.-кор. АН СССР с 1921 г. (до 1925 г. Рос. АН). Род. в семье священника. Окончил Мелецкое ДУ, Волынскую ДС, затем СПбДА. В 1897 г. А. присуждена степень канд. богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний. Научную деятельность А. начал под руководством акад. А. А. Шахматова . В 1898 г. советом СПбДА избран исполняющим должность доцента по кафедре рус. и церковнослав. языка и истории рус. лит-ры. В 1903 г. защитил дис. на степень магистра богословия «Исследования о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике». В 1905 г. избран экстраординарным профессором. 14 авг. 1909 г. распоряжением Святейшего Синода уволен из СПбДА за «неблагонадежность» и политически вредные направления в преподавании новой рус. лит-ры. В 1909-1919 гг. преподавал историю рус. лит-ры и языка, церковнослав. языка и палеографию на Высших жен. (Бестужевских) курсах, Высших педагогических курсах Об-ва экспериментальной педагогики и др. До 1917 г. награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени и Станислава 2-й и 3-й степени. В 1910-1927 гг. являлся сотрудником Рукописного отд-ния имп. Публичной б-ки, в 1917-1918 гг. руководил Богословским отд-нием Публичной б-ки. А. занимался археографическими разысканиями, описанием, публикацией и комментированием памятников древней и новой рус. лит-ры. Им были созданы образцовые описания рукописей Софийской б-ки, собрания И. В. Помяловского и др. С 1919 г. А. проф. Петроградского ун-та, с 1920 г. проф. Археологического ин-та. В советское время принимал участие в научной деятельности НИИ сравнительного изучения языка и лит-ры Запада и Востока при ЛГУ, НИИ книговедения, Историко-филологического отд-ния АН УССР и др. 20 июня 1927 г. арестован ГПУ по обвинению в принадлежности к подпольной контрреволюционной монархической орг-ции. 5-летний срок заключения отбывал в СЛОН. В 1939-1941 гг. преподавал в Смоленском педагогическом ин-те. В послевоенные годы в должности профессора читал курс истории рус. лит. языка в Вильнюсском ун-те. Принимал участие в подготовке «Словаря древнерусского языка XI-XVII вв.» и исторической хрестоматии укр. языка. А.- выдающийся знаток древнерус. книжности, в совершенстве владевший приемами источниковедческого анализа. Ему принадлежат ок. 200 статей, исследований, курсов лекций, описаний, заметок по древней и новой рус. лит-ре, церковнослав. языку, источниковедению и палеографии.

http://pravenc.ru/text/62474.html

Богословские курсы при церквах 2-го Благочиннического округа и такие же курсы при церквах Центрального района, просуществовав при своих организаторах и заведующих – прот. В. А. Акимове, К. К. Эльбе и Н. К. Чукове тяжелые годы, носили характер среднего богословского учебного заведения и оказались стоящими рядом с Пастырским училищем – заведением того же самого типа. Наличие последнего, стремящегося удовлетворить нужды среднего богословского образования, предоставляли достаточное основание как для расширения программы курсов, введением новых дисциплин, так и для углубления преподавания, т. е. для превращения их в курсы высшего типа. 31 мая 1925 года с докладом подобного рода и вошел в Совет Богословских курсов Центрального района их заведующий – прот. Николай Чуков. Совет, на котором, кроме преподавателей, присутствовали представители приходских общин от мирян и духовенства, преосвященные епископы: Венедикт (Плотников), Иннокентий (Тихонов), Григорий (Лебедев), Николай (Клементьев); протоиереи: Акимов, Кедринский, Лебедев, Рыбаков, Эльб, Федотов, священник Зинкевич; миряне: Рукин, Ярцев, Комаров, Мироносицкий, – признал желательным реорганизацию Богословских курсов в высшее богословское учебное заведение. Для достижения этого им была выделена из своей среды Комиссия в составе: преосв. Венедикта, протоиереев – Акимова, Чукова, Кедринского, Петровского, Чепурина, Лебедева, Рыбакова, Эльба, мирян Рукина и Ярцева с поручением выработать «Положение о высших Богословских курсах», обсудить его на Совете курсов Центрального района и разослать для рассмотрения в Приходские Советы. 19 июня 1925 года на заседании Комиссии обсуждался подготовленный к этому времени прот. Чуковым проект «Положения о Высших Богословских курсах», составленный применительно к «Положению о Богословском институте». Принятый Комиссией с некоторыми изменениями, он был одобрен Советом курсов, постановив «возбудить ходатайство пред гражданскою властью об утверждении „Положения“». Последняя в лице Межведомственной Комиссии при Административном Отделе Ленинградского Губисполкома, заслушав «Положение» на заседании от 2 сентября 1925 года вернула его в Правление Курсов с заключением: «по изменении 3 и 5 параграфов и опущении упоминания о вольнослушателях, зарегистрировать». Неправленое, согласно сделанным указаниям, «Положение» 10 сентября было передано в Административный Отдел Ленинградского Губисполкома. 11 сентября оно было зарегистрировано им, а 14 – Исполкомом Центрального городского района.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вихрь революционных событий, охвативших нашу страну, к сожалению, не обошел стороной и духовное образование. Уже через год после Октябрьского переворота Санкт-Петербургская академия была закрыта. Но, к счастью, усилиями профессоров и преподавателей ее традиции продолжали сохраняться благодаря открытому в 1920 году Петроградскому богословскому институту. А когда институт в такой форме существовать уже не мог, в 1925 году были созданы Высшие богословские курсы. Мой отец, приснопамятный протоиерей Михаил, учился на этих Высших богословских курсах и закончил их в 1928 году, когда курсы были закрыты. И он делился со мной, особенно когда я сам стал студентом, своими воспоминаниями о том, какими замечательными были лекции, каким замечательным был дух на этих курсах. По сути дела, лучшие профессора Санкт-Петербургской духовной академии переместились из этих стен, где уже невозможно было вести профессиональную деятельность, на Высшие богословские курсы и обеспечили передачу знаний следующему, послереволюционному поколению духовенства. Свой вклад в сохранение богословского образования вносило и основанное в 1918 году Богословско-пастырское училище для подготовки священно- и церковнослужителей. Примечательно, что даже в это непростое время, время испытаний, к чтению лекций привлекались не только преподаватели бывшей духовной академии, но и университетская профессура. Однако в 1928 году и Богословско-пастырское училище, и Высшие богословские курсы были закрыты по решению властей. Нашему народу, Церкви нашей предстояло пережить страшные 1930-е годы репрессий и тяжелейшее время Великой Отечественной войны. Активная позиция Церкви, стремившейся поддерживать воинов на фронте, несколько смягчила отношение власти. В 1946 году усилиями Святейшего Патриарха Алексия I и выдающегося иерарха и исповедника митрополита Григория (Чукова), являвшегося в то время председателем Учебного комитета при Священном Синоде, Санкт-Петербургские духовные школы были возрождены. Хотел бы сказать несколько слов о владыке митрополите Григории. Я застал владыку, будучи еще совсем молодым человеком. Он пользовался огромным авторитетом в Ленинградской митрополии и вообще в Церкви, и сохранил особый интерес к богословскому образованию — видимо, с тех самых пор, когда он трудился над созданием богословской школы в послереволюционном Петербурге. Рассказывали такой случай. Владыка прекрасно владел греческим и латинским языками — такое образование давала дореволюционная академия. И вот однажды, посещая одну из лекций (а владыка ходил по аудиториям и слушал лекции), он своеобразно откликнулся на один очень деликатный эпизод. Преподаватель, читавший лекцию, попытался что-то написать по-гречески на доске, но запутался и не смог. Тогда владыка Григорий встал, вытер доску тряпкой и четко написал по-гречески то, что хотел написать преподаватель. Все это свидетельствует о том, каким было образование в школах, которые формировали, в том числе, корпус нашего высшего духовенства.

http://patriarchia.ru/db/text/5927716.ht...

Уже в эмиграции в 1925 г. С. С. Безобразов в одной из своих статей так оценивал послереволюционную деятельность высшей духовной школы на берегах Невы: «Петроградский Богословский институт не был простым воспроизведением старой духовной академии. Богословский институт имел благословение Патриарха Тихона. Он пользовался отеческим попечением приснопамятного священномученика Петроградского митрополита Вениамина. Но построение его началось снизу. Оно вышло из недр приходских организаций. В числе слушателей было много женщин, выделявшихся особенным рвением и успехами. Большинство профессоров принадлежали к профессорам Академии, но много было и новых. Были среди профессоров видные представители приходского священства. Были работники университетские (Б. А. Тураев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, С. С. Безобразов и др.). К весне 1923 года Богословскому институту удалось сделать первый выпуск. Этот выпуск был единственным. Тою же весною 1923 года Институт прекратил свое существование. Послушный указаниям св. Патриарха Тихона и верный заветам своего архипастыря митрополита Вениамина, институт оказался с политической стороны неуязвимым даже для советской власти. Она его задушила, возложив на него непосильное бремя финансовых тягот. Судьба его решилась в 1923 г. Ее неизбежность была ясна уже к концу лета 1922 г.» . Действительно, несмотря на репрессии 1922 г. и давление обновленцев, занятия в Богословском институте продолжались еще несколько месяцев. К 1 февраля 1923 г. на трех курсах насчитывалось 66 студентов и 52 вольнослушателя, из них 55 мужчин и 63 женщины; на первом курсе учились 35, на втором – 52 и на третьем – 31 человек. Наставников и членов Совета было 19: 13 профессоров и 6 преподавателей. 20 февраля состоялся первый выпуск – полный курс института окончили 26 человек (из них 9 женщин), в том числе сщмч. иерей Владимир Лозина-Лозинский, иеромонахи Варлаам (Сацердотский) и Макарий (Звездов-Макаров). Диплом 1-й степени получили 18 выпускников, а 2-й степени – восемь. Через несколько месяцев двое выпускников подготовили кандидатские диссертации: иеромонах Макарий (Звездов-Макаров) на тему «Толкование Евангелия у Л. Н. Толстого пред судом Православного вселенского предания и Православной богословской науки» и И. Д. Дмитриков на тему «Брак по древнему русскому церковному праву (Опыт изучения вселенских и местных начал и их взаимоотношений в русско-византийском брачном праве)». 22 декабря 1923 г. управляющий Петроградской епархией епископ Лужский Мануил (Лемешевский) обратился к Святейшему Патриарху Тихону с представлением об удостоении их степени кандидата богословия, и 24 декабря это представление Первосвятитель утвердил . Несколько выпускников в дальнейшем представили и защитили кандидатские работы на Высших Богословских курсах.

http://sedmitza.ru/lib/text/10312287/

Семеновского полка, настоятель. Соч.: Законы жизни. I книга – Закон Божий и законы человеческие. II книга – Христос – основной закон. 68, 183, 201 Егоров Николай Михайлович; (1885 – ?). Родился в Санкт-Петербурге в семье владельца артели ломовых извозчиков. Окончил Высшую техническую школу в Кливленде. Профессор института инженеров путей сообщения. Преподавал на математическом факультете Петроградского университета и на Высших педагогических курсах. Помощник директора педагогического музея. С 1919 состоял в Александро-Невском братстве. Член правления Общества православных приходов Петрограда и губ. Арестован в июне 1922 в ходе судебного процесса по обвинению Петроградских священнослужителей и мирян в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 272, 273 Егорова Наталья – слушательница Высших Богословских курсов. 364 Егорова Татьяна Прокофьевна ; (ок. 1872 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357, 367 Ежов Николай Иванович ; (1895 – 4 февраля 1940) – советский партийный и государственный деятель, в 1936–1938 нарком Внутренних дел. 390 Екатерина, св. вмц; (? – нач. IV в.) 242 Елачич Николай Александрович; (1872 – 12 марта 1938). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Работал в Государственном казначействе. Секретарь правления Общества православных приходов Петрограда. Арестован в апреле 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 приговорен к высшей мере наказания с заменой на 5 лет лишения свободы. Освобожден в ноябре 1923. Работал тапером в кинотеатрах Ленинграда. Вновь арестован в 1930. Приговорен 10 февраля 1932 по делу «Преображенского собора» к заключению в лагерь сроком на 5 лет. Позднее расстрелян. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 605; 1998. Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел... Письма к жене из заключения... Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12 . Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Ленинград. 1926 г. [Магистерская диссертация.] (Рукопись, стр. VII + 273 + XV.) 13 . Лекции по Христианской педагогике с дидактикой Закона Божия, читанные студентам Петроградского Богословского института в 1920–1922 г.г. Саратов. 1942 г. (Рукопись, 259 лист, 516 стр.). 14 . Лекции по церковному учительству, читанные на Высших Богословских курсах в Ленинграде в 1927/28 г.г. Саратов. 1941 г. (Рукопись, стр. 82 +137.). 15 . «Мои воспоминания». Часть I. (1870–1889 г.г.). Детство и годы учения. Ленинград. 1932 г. (Рукопись, стр. 66). 16 . «Мои воспоминания». Часть II (1889–1895 г.г.). На службе в Духовном училище и Духовной академии. Ленинград. 1934 г. (Рукопись, стр. 19 + 36.) 17 . «Мои воспоминания». Часть III. Церковно-школьная деятельность (1895–1911 г.г.) Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 56 + 79+ 12+ 16.) 18 . «Мои воспоминания». Часть IV. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918 г.г.) Саратов. 1937 г. (Рукопись, стр. 104 + XX.) 19 . «Мои воспоминания». Часть V. Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период (1918–1922 г.г.). Саратов. 1938 г. (Рукопись, стр. 282.) 20 . «Мои воспоминания». Часть VI. Церковно-просветительная деятельность в Ленинградский период (1924–1935 г.г.). Саратов. 1939 г. (Рукопись, стр. 533.) 21 . «Процесс Петроградских церковников 1922 года». (Дневник участника.) Петроград. 1922 г. (Рукопись, стр. 128 + 68 + 16.) 22 . «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.). Исторический очерк, с приложением «Положений», инструкций и списков личного состава. Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 65 + 39.) 23 . Слова и речи при разного рода случаях, произнесенные с 1898 по 1934 гг. Часть первая – общего характера. Часть вторая – церковного характера. Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. VII + 132 + IV + 156.) 24 . Слова и речи, сказанные в разных учебных заведениях и на Педагогических курсах с 1896 по 1928 гг. Саратов.1940 г. (Рукопись, стр. 164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Официально председателем собраний был назначен еп. Сергий (Страгородский) , но по некоторой неофициальной договоренности председателем был «тот, кто был наиболее сведущ в обсуждаемой теме». Чаще всего председательствовал (1901–1903) А.В. Карташев , и именно участие в работе Религиозно-философского общества сблизило его с кружком Д.С. Мережковского 58 . А. Карташев , архим. А. Грановский и В. Успенский, бывшие на собраниях представителями православной Духовной Академии, в результате отошли от Церкви. Еп. А. Грановский вышел из Церкви, участвуя в обновленческом расколе «Живоцерковников», В. Успенский связал свою жизнь с педагогикой. В жизни же А.В. Карташева все сложилось иначе: после отпадения в движение Мережковских он стал обер-прокурором, а затем и министром исповедания Святейшего Синода, в иммиграции вернулся к работе в Церкви и связал свою жизнь с Церковным образованием, воспитав целые поколения священства и богословов. 1.1.6 Высшие Женские Бестужевские курсы После небольшого перерыва в преподавания в Академии А.В. Карташев продолжает свою педагогическую деятельность и с 1906/1907 учебного года становится преподавателем на Высших Женских Бестужевских курсах 59 . Структурно Бестужевские курсы Историко-филологического факультета подразделялись на 7 групп: философия 60 , история, классическая филология, русская филология, славянская филология, романо-германская филология и сравнительное языкознание, история и теория искусств. Историческая группа состояла из разных кафедр, среди которых была и кафедра «История религий и Церкви» (кафедр) 61 . Именно на ней А.В. Карташев занимал должность профессора кафедры и читал лекции по истории Русской Церкви 62 . Преподавание на Бесстужевских курсах давало ему возможность не ограничиваться церковной цензурой, работать свободно от Церковного начальства, формировать курс вне учения Церкви, совмещать преподавательскую деятельность с активной общественной деятельностью 63 . После ухода из Академии А.В.Карташев по-прежнему пользовался книгами из ее библиотеки 64 , а иногда даже «посещал и защиты диссертаций, проводившиеся в академических стенах» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010