игумен Киприан (Ященко) Предисловие Дорогие братья и сестры! Книга, которую вы держите в руках, продолжает тему православного воспитания подрастающего поколения России. Возрождение православной традиции, духовно-нравственное становление личности являются сегодня общенациональным делом. Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства, если люди развращены. Между тем великое учение о становлении добродетелей формулируется в творениях святых отцов, начиная с первых веков христианской эры. Это фундаментальные знания, которые имеет Церковь и о которых современный мир, светская наука не подозревают. Лекции о становлении добродетелей, опубликованные в книге, были прочитаны на Высших Богословских Курсах при Московской Духовной Академии в 2012–2013 учебном году. В 2014 году исполняется 15 лет со дня основания Курсов, и за это время создано целое общественное образовательное движение православной интеллигенции. Люди думающие, образованные, в том числе с научными степенями, чиновники и предприниматели со смирением садятся за парты и изучают свою веру. Слушатели, успешно окончившие Курсы, получают два диплома – Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова и Высших Богословских Курсов при Московской Православной Духовной Академии. Ныне выпускники ВБК трудятся во многих епархиях, некоторые приняли монашество, рукоположены во священство, но главное – они укрепились в вере и каждый на своем месте приносит пользу Отечеству и своему народу. У читателей книги есть прекрасная возможность познакомиться с лекциями первого проректора Курсов игумена Киприана (Ященко) по православной педагогике, в которых учение святых отцов связывается с теорией воспитания. 10 июля 2013 года автору книги исполняется 60 лет. Я сердечно поздравляю отца Киприана с юбилеем и молитвенно желаю ему помощи Божией и покровительства Царицы Небесной, а также крепости душевных и телесных сил на всех стезях его служения Церкви Христовой и народу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Исполнившееся 11 (24) июля 1955 г. восьмидесятилетие А. В. Карташева обнимает собою целую эпоху. В его детской памяти врезалось убийство Императора Александра ΙΙ, пережитое им в невозмущенной тишине русской провинциальной глуши. И он же в наши дни своим нестареющим духом откликается – живее, чем многие молодые – на происходящее в мире в исходе второй мировой войны. Но мало того, что эти восемьдесят лет составляют целую эпоху, на протяжении которой жизнь мира изменилась до неузнаваемости. В своем православном восприятии истории Антон Владимирович сообщает этому пестрому содержанию внутреннее единство. И потому его восьмидесятилетие выходит за тесные пределы дружной ученой семьи. Посвящая своему старейшему члену настоящую книжку «Православной Мысли», Совет Богословского Института переживает этот домашний праздник, как событие общественное, на которое не могут не отозваться ни Русская Зарубежная Церковь , ни Русская эмиграция вообще. Прежде всего, чисто внешне, Антон Владимирович есть то звено, которое соединяет наш Богословский Институт с духовной школой русского дореволюционного прошлого. Он ее прошел всю, снизу доверху, от духовного училища до С.-Петербургской Духовной Академии, где, по окончании курса, был и преподавателем: и. д. доцента по кафедре Истории Русской Церкви. Решившись оставить Академию, он поступил в 1905 г. на службу в Петербургскую Публичную Библиотеку и был избран преподавателем Петербургских Высших Женских (Бестужевских) Курсов по кафедре Истории Религий и Церкви. Не только его преподавание на Высших Женских Курсах, но и его работа в Публичной Библиотеке имела характер научный. В свои студенческие годы я очень много слышал об Антоне Владимировиче от знакомых курсисток, ценивших его лекции чрезвычайно высоко. Но познакомился я с ним только по окончании Университета, когда я был одновременно оставлен при Университете для подготовки к профессорскому званию и причислен к Публичной Библиотеке в качестве «вольнотрудящегося» по отделению Богословия. Это было в сентябре 1914 г. Моим первым начальником по службе был Антон Владимирович. Мне было тогда двадцать два года. Я увидел Антона Владимировича за его работою ученого библиотекаря и могу засвидетельствовать, что пополнение библиотеки научно-богословской литературой в размахе старой дореволюционной России было ученой заслугой Антона Владимировича, зорко следившего за специальной библиографией и не отстававшего от движения науки. Всем нам известный богословский «энциклопедизм» Антона Владимировича уже тогда поражал его сотрудников. Опыт беженства, открывший нам заграничные книгохранилища, показал нам, что в последние предреволюционные годы, Богословское Отделение Петербургской Публичной Библиотеки стояло на большей высоте, и его книгохранилища были богаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В синем зале Епархиального Управления 14 сентября прошел торжественный молебен на начало нового учебного года на Свято-Иоанновских богословско-педагогических курсах при Отделе религиозного образования и духовного просвещения. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Вот уже семнадцатый год здесь готовят катехизаторов - наставников в вере - и церковных педагогов, столь необходимых нашей Церкви сегодня. Интересные преподаватели, совместная церковная молитва, активное участие в любимых всеми епархиальных выставках, да и просто друзья-единомышленники - все это можно найти, придя в новом учебном году на Свято-Иоанновские курсы. Немного истории В дореволюционной России в духовных училищах и учительских семинариях готовили преподавателей с духовным образованием. В начале девяностых годов прошлого века, когда стали возрождаться церковноприходские воскресные школы, потребность в таких кадрах возникла особенно остро. Тогда, в 1991 году, и появились богословско-педагогические курсы, которые с 1999 года стали именоваться Свято-Иоанновскими, в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, прекрасно совмещавшего пастырское и педагогическое служение в качестве законоучителя. Сначала курсы были годичными, затем - двухгодичными, а с 1997 года программа обучения рассчитана на три года. В этом году курсы вновь готовы принять будущих катехизаторов и педагогов. 14 сентября в синем зале Епархиального управления прошел торжественный молебен на начало нового учебного года. В день Церковного Новолетия митрополит Владимир обратился к учащим и учащимся с теплыми словами отеческого напутствия и преподал им архипастырское благословение. Жизнь курсов Занятия проходят в вечернее время с 17 до 21 часов, два дня в неделю (вторник и пятница) - обязательное посещение и два дня (понедельник и четверг) - факультативы. Читают лекции и проводят занятия 27 преподавателей, из них 12 имеют священный сан и 15 - миряне, преподающие в высших духовных и светских учебных заведениях Санкт-Петербурга. За три года слушатели изучают 18 предметов из четырех тематических разделов: исторического, богословского, педагогического и культурологического.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

архим. Киприан (Ященко) Часть I. Лекции по педагогике Лекции прочитаны на Высших Богословских Курсах при Московской Православной Духовной Академии в 2009–2010 учебном году Педагогический крест Первая беседа игумена Киприана (Ященко) посвящена педагогической системе, элементами которой являемся мы все – родители, преподаватели и служители Церкви. Каждому из нас предстоит отвечать на Страшном суде за то, как мы воспитывали детей в духе православия, сумели или нет привести их к Богу. Игумен Киприан: Поднимите руки, у кого из вас есть педагогическое образование? Слушатели откликаются на просьбу. – Опускайте. А кто окончил педагогический институт? Среди собравшихся находятся и такие. – Семь человек, замечательно! Поднимите руки, кто из вас занимался когда-нибудь педагогической деятельностью? По-другому поставлю вопрос. Кто из вас никогда не занимался педагогической деятельностью? Появляется много рук. – Видите, сколько обманщиков?! А воспитание собственных детей разве не педагогическая деятельность? Все, кто мучается со своими детьми, уже попадает в разряд педагогов. Сейчас вы учитесь, у нас есть преподаватель и студенты, происходит некое взаимодействие, перемещение знаний из одной головы в другую. Вот это и есть педагогика, в данном случае – дидактика. Для того чтобы у нас возникла концептуальная схема, начнем с «педагогического креста». Нам так будет удобно рассматривать основные элементы педагогической системы. Что такое педагогическая система? Среди вас есть, к примеру, предприниматели. И они понимают, что существуют бизнес-планы, некие схемы, по которым выстраивается их деятельность. То же самое в педагогике. Кто может привести пример педагогической системы? Слушатели выдвигают свои версии: школа, вуз, взаимодействие «начальник-подчиненный». – Конечно, начальник еще как воспитывает! А в масштабах страны – что может быть педагогической системой? – Министерство образования. – Министерство образования – один из важнейших элементов системы образования в России. Каждая семья – малая церковь , даже если она и неполная, это уже педагогическая система. Наши родители, мы с вами являемся ее плодами, с молоком матери мы впитываем некое содержание, которое в нас вкладывают с момента зачатия.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня» На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко) 01.02.2019 7134 Вчера в одной из больниц Санкт-Петербурга на 60-м году жизни после тяжелого онкологического заболевания скоропостижно скончалась монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко), профессор кафедры истории педагогики Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, доктор философских наук. Покойная также преподавала в Санкт-Петербургской духовной академии, Самарской духовной семинарии и на Высших богословских курсах в Московской духовной академии. Редакция «Русской народной линии» выражает глубокие соболезнования родным, близким, коллегам покойной. Да упокоит Господь душу новопреставленной монахини Александры в селениях праведных. Вечная память! Монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко) родилась в 1959 году. Окончила философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Список публикаций покойной . Прощание с новопреставленной монахиней Александрой пройдет 2 февраля 2019 года в Храме Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на Долгоозерной улице по адресу: Санкт-Петербург, улица Долгоозерная, дом 17, литера А. Похоронена покойная будет в Свято-Ильинском Заволжском женском монастыре. О личности и творчестве новопреставленной рассказал «Русской народной линии» ее духовный отец и многолетний соратник доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, настоятель Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, член Союза журналистов России архимандрит Георгий (Шестун) : Марина Владимировна Захарченко в миру ушла из этой жизни как монахиня Александра. Она по нескольку раз в год приезжала в Свято-Ильинский Заволжский женский монастырь в селе Подгоры Самарской епархии с нулевых годов и очень мечтала здесь остаться.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/01/et...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТЬЕВ Алексей Алексеевич (1.02.1879, Пермь - 29.08.1937, Томск), прот., исследователь церковного пения, учитель, регент. Род. в семье диакона. Мать И. была дочерью диакона, а его дед Иван Никитич в 50-60-х гг. XIX в. был известным регентом архиерейского хора в Перми. Воспитывался в семье дяди, композитора И. И. Игнатьева, состоявшего в переписке с М. А. Балакиревым . Воспитание в религ. семье наложило отпечаток на дальнейшую жизнь И., его интересы и склонности. В 1896 г. И. поступил в Пермскую ДС, где был регентом семинарского хора. По окончании семинарии с 1900 г. И. служил в Пермской губ. учителем пения в муж. и жен. земских уч-щах при поселке Александровского завода в Соликамском у. (ныне г. Александровск Пермского края), затем женился, был рукоположен во священника и направлен служить в Спасскую ц. с. Скородумского Ирбитского у., где был также законоучителем в земской школе. За труды по народному образованию И. получил благодарность директора народных уч-щ (1903), за церковно-школьную службу - архипастырское благословение (1904), награжден набедренником (1905). В 1906 г. И. поступил в КазДА; 4 года служил настоятелем церкви Казанского уч-ща для слабых детей и законоучителем в школе. В 1909 г. окончил регентский класс муз. уч-ща при Казанском отд-нии ИРМО, где специализировался в области истории и археологии рус. богослужебного пения. Еще раньше И. по рекомендации С. В. Смоленского начал заниматься изучением крюковых рукописей Соловецкого мон-ря, хранившихся в КазДА. За эту работу он получил степень кандидата богословия «с правом при соискании степени магистра богословия не держать устных испытаний». В 1910 г. И. окончил КазДА и был назначен в г. Слободской Вятской губ. законоучителем реального уч-ща и старших классов 3-й жен. гимназии, до 1912 г. был регентом в Никольской ц. В 1912 г. в Казани получил место настоятеля церкви, был законоучителем и преподавателем церковного хорового пения в Родионовском ин-те благородных девиц. Архиеп. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) утвердил И. в должности лектора по литургике на Высших жен. богословских курсах (открытые в 1910 курсы были первым учебным заведением такого рода не только в России, но и в Европе).

http://pravenc.ru/text/293509.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (13.10.1836 (1835?), г. Щигры Курской губ.- 12.11.1894, Москва), прот., д-р богословия, историк Церкви. Жизнь и служение Род. в семье священника. Окончил Курское ДУ, в 1856 г.- Курскую ДС, в 1860 г.- МДА со степенью магистра. Стал последним в истории академии студентом, получавшим (в 1858) стипендию Московского митр. Платона (Левшина) для лучших учеников и имевшим добавление к фамилии - Платонов. Он выделялся среди студентов своего курса и должен был окончить МДА 1-м магистром с оставлением на кафедре психологии. Но в последний момент этому помешал ректор архим. Сергий (Ляпидевский ; впосл. митрополит Московский), несправедливо заподозривший И.-П. в авторстве повестей (Современник. 1860. 3), в к-рых описывались события в МДА весной 1860 г. и неблаговидная роль ректора в них. 3 авг. 1860 г. по рекомендации проф. МДА прот. А. В. Горского И.-П. был приглашен в СПбДА на только что открытую кафедру церковной истории на должность бакалавра. 24 авг. 1863 г. рукоположен во иерея свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским; в 1874 г. возведен в сан протоиерея. 1 сент. 1863 г. назначен на должность законоучителя московского Александровского военного уч-ща. Состоял также законоучителем гимназии Л. И. Поливанова. С 5 сент. 1867 по 9 сент. 1870 г. был членом правления Заиконоспасского ДУ, с 3 мая 1871 по 25 авг. 1872 г.- членом правления МДС. 11 марта 1872 г. по инициативе ректора Московского ун-та С. М. Соловьёва И.-П. был избран экстраординарным профессором ун-та по кафедре церковной истории, 12 мая 1879 г. (1878?) - ординарным профессором. В университетских курсах значительное место отводил историографии христианства. Его опубликованные лекции по истории Церкви сохраняли значение и после смерти И.-П. Пользовался любовью и уважением студентов Московского ун-та и слушателей военного уч-ща за талант педагога и лектора. Помимо обязательных учебных часов устраивал богословские чтения у себя дома, на них присутствовали члены семьи С. М. Соловьёва. Много внимания уделял вопросам жен. образования. В 1865-1866 гг. читал публичные лекции в доме кнг. Голицыной, в 1883-1886 гг. вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории для женщин. Содействовал открытию в 1872 г. Высших жен. курсов при Московском ун-те. Им также была создана специальная б-ка по церковной истории в одном из залов Московской епархиальной б-ки.

http://pravenc.ru/text/200519.html

поиск:   разделы   рассылка Епископ Игорь Князев В гостях у Лавры... Как лютеранин учился у преподобного Сергия Источник:  Bazniica.info Епископ Северо-Западного Церковного Округа Евангелическо – Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания Игорь Князев учится на Высших богословских курсах при Московской Православной Духовной Академии. Публикуем заметку, где он делится личными студенческими впечателениями и наблюдениями. Колокольню Троице – Сергиевой Лавры видно издалека. Подъезжаем к городу с восточной стороны, останавливаемся у гостиницы. Все, сессия началась. Поселение в гостиницу у меня ассоциируется с началом сессии, наверное, так отложилось в памяти с первого посещения Лавры три года назад. Помню, тогда меня просто поразило отсутствие в номерах телевизоров и даже радио. Я на это никак не рассчитывал, и в первые дни, было тяжело привыкать, что связь с миром только через ноутбук. Но потом как-то привыклось, вроде и потребность в новостях стала меньше, и появилось ощущение того, что пока ты в Лавре, ничего серьезного и важного ни в стране, ни в мире не происходит, а все события начинаются с твоего возвращения домой. Итак, заселение, раскладка вещей и в учебный корпус. Здесь регистрация, получение бейджика, расписание, встреча с одногрупниками и старыми знакомыми. Конечно, шоппинг – экскурсия по книжным магазинам Лавры. Их здесь два, с потрясающим набором книг на все вкусы и запросы, и конечно, по таким ценам, что хочется купить все книги сразу. Помню, как после первой сессии я увозил с собой огромный чемодан книг, некоторые из которых, правда, до сих пор не удалось прочитать. Каждый раз гордо созерцая книжные полки в кабинете, я себе даю обещание, что уж на следующей неделе обязательно прочту. Сейчас запал уже не тот (пятая сессия, все-таки), но все равно пакет увесистый. Вот собственно, и все дела первого дня, все важное начинается завтра, с 8.30, а теперь есть время погулять, спокойно поужинать и почитать конспекты к первому экзамену. Утро первого дня – все началось. Теперь на десять дней ты студент, волнующийся за свои оценки, следящий за настроением преподавателя и с жаром обсуждающий вопросы и истории по теме: " Как предыдущая группа сдавала ему (преподавателю) экзамен! " .

http://religare.ru/2_92457.html

Скачать epub pdf 25 марта 2019 г. исполнилось 30 лет со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха Русской Православной Церкви второй половины ХХ в. В 1957–58 гг. владыка Иоанн (будучи еще архимандритом) занимал должность ректора Киевской духовной семинарии. К годовщине смерти митрополита Иоанна мы публикуем нескольких его писем киевского периода. Все они были адресованы другому известному иерарху – митрополиту Гурию (Егорову). Эту публикацию необходимо предварить кратким рассказом о совершенно особом жизненном пути митрополита Иоанна 1 . Будущий владыка родился 1(14) января 1909 г. в Петербурге в семье юриста Адмиралтейства Н. А. Вендланда. В крещении он был назван Константином. В 1930 г. К. Вендланд окончил Ленинградский горный институт, получив специальность инженера-геолога. Обучаясь в институте, он также посещал лекции на Богословско-пастырских курсах, которые тогда еще действовали в Ленинграде. Уже в это время в его душе созревает желание принять священный сан и послужить Церкви. Еще будучи студентом, в 1928 г., Константин Вендланд познакомился с архимандритом (впоследствии – митрополит) Гурием (Егоровым, 1891–1965) 2 , который стал его духовным отцом. В начале 1930-х гг. К. Ведланд работал геологом на Ключевском хромитовом руднике на Урале. В 1933 г. он переехал в Ташкент, где работал на кафедре петрографии в Среднеазиатском индустриальном институте. Переезд в Ташкент был связан с тем, что именно здесь поселился после пятилетней ссылки архимандрит Гурий. До 1945 г. К. Вендланд жил в Ташкенте, работая преподавателем в высших учебных заведениях. Архимандрит Гурий создал в Ташкенте православную общину, для которой совершал богослужения на дому. К этой общине принадлежал и Константин Вендланд. 2 сентября 1934 г. архимандрит Гурий тайно постриг его в монашество с именем Иоанн в честь святителя Иоанна Златоуста . В 1936 г. по рекомендации архимандрита Гурия епископ Старорусский Иннокентий (Тихонов) рукоположил о. Иоанна в иеромонаха. С этого времени иеромонах Иоанн тайно совершал богослужения в домовом храме в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Содержание Вместо предисловия Наброски и заметки религиозного, богословского и философского содержания (отчасти – и культурно исторического) Заметки по поводу доклада в заседании Философского общества 2 ноября 1904 г. И. И. Лапшина под заглавием: «Мистическое познание и «вселенское» чувство» О страшном суде, рае и аде Предведение и предопределение Из акафиста Пресвятой Богородице. (Опыты перевода па русский язык) Перевод двух сцен из «Фауста» Гёте Стихотворения Одиссены (рассказ-грёза из далекого будущего) Финал из трагедии: «1796 год» О женщинах и женском вопросе вообще Мысли о современном женском вопросе в связи с ролью женщины в истории     Вместо предисловия Прошло уже почти пять лет со дня кончины профессора Бориса Михайловича Мелиоранского (род. 19 октября 1870 г., умер 1 августа 1906 г.). Недолгий век судил ему Бог на земле, непродолжительна была его ученая и преподавательская деятельность, – (первая научная работа его была напечатана в 1896 г., а лекции он начал читать в СПБ. университете в октябре 1897 г.), – но мы едва ли преувеличим, если скажем, что он оставил по себе яркий след в богословской науке, а память о нем жива у всех слушавших его лекции в СПБ. университете и на Высших женских курсах. Живейший интерес вызывали его лекции и доклады (в Философском обществе и в Христианском содружестве молодежи), в которых Б. М. Мелиоранский развивал и научно обосновывал свой совершенно самостоятельный взгляд на значение в философском отношении умозрительной деятельности семи вселенских соборов и отцов церкви этой эпохи. Он первый подметил и правильно оценил такие факты в умозрительной борьбе их с ересями, которые до него не обращали на себя внимания, и философская значительность которых оставалась поэтому непонятой и неоцененной по достоинству ни у нас ни на западе. Гарнак и его богословская школа в Германии последней четверти столетия, – во всяком случае наиболее внимательно, серьезно и объективно относившаяся к православию (или – «восточному католицизму», как его называет Гарнак), – факты эти как-то оставляла без внимания, можно сказать – не замечала, не чуяла их, хотя очень тщательно и очень проницательно в разных отношениях изучала все те первоисточники, в которых рассеяны, среди других, и эти факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010