Закрыть itemscope itemtype="" > " Монастырь - остров спасения " 24.10.2009 411 Время на чтение 9 минут 10 октября 2009-го года епископ Зарайский Меркурий был назначен наместником Высоко-Петровского монастыря. Возрождать обитель в центре столицы - задача непростая. " Не монастырь должен " вписываться " в жизнь современной Москвы, а Москва , а точнее - ее жители должны приникнуть к многовековому молитвенному служению и покою монастырей " , - уверен владыка. Дом монаха - Царство Небесное - Владыка Меркурий, что для Вас Ваше новое назначение - быть настоятелем Высоко-Петровского монастыря? Можно ли сказать, что для Вас эта обитель уже стала новым домом или прошло не так много времени? - Быть наместником Высоко-Петровского монастыря - одного из древнейших в Москве - очень почетно и ответственно. В настоящее время практически невозможно отделить жизнь монастыря от деятельности Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. И это тоже в традициях Высоко-Петровского, в котором с 1860-го года по благословению святителя Филарета Московского располагалось Общество любителей духовного просвещения России. В начале ХХ века здесь функционировал филиал Варнавинского общества трезвости, возглавляемый святым мучеником Николаем Варжанским (его память празднуется 5 сентября), с начала 20-х годов ХХ века здесь действовали Высшие богословские курсы, где читали лекции священномученик Илларион Троицкий, отец Павел Флоренский и другие, а позже тайно продолжала существовать Московская духовная академия, которую возглавлял настоятель тогда уже тоже тайно существовавшего Высоко-Петровского монастыря архиепископ Варфоломей (Ремов), расстрелянный в 1935-м году. Очень трепетно понимать, что в эту череду угодников Божиих становятся и имена тех, кто сегодня трудится над восстановлением этой святой обители. А что касается дома... У монаха один дом и одно Отечество вожделенное - Царство Божие. О нем тоскует душа и пытается хоть немного отобразить его во внешнем. Помогают этому и святитель Петр, один из моих любимых святых, и святыни обители, и ее история. Конечно, этому помогают люди, которые находятся рядом и, несмотря на все трудности, оказывают всю возможную поддержку. Я им очень за это благодарен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

фото Мария Темнова 4 октября 2013 г. 16:01 В Высоко-Петровском монастыре состоялась конференция по фандрайзингу В Высоко-Петровском монастыре состоялась I Международная конференция «Фандрайзинг в России: привлечение средств на социальные и религиозные проекты». В мероприятии приняли участие руководители благотворительных фондов, представители бизнеса, вузов, юристы и духовенство. Организаторы конференции разделили ее на две части. Первая содержала выступления и дискуссии о формах и методах благотворительности в современной России, тенденциях ее развития, мотивах благотворителей при решении о поддержке выбранного проекта и условиях успешного достижения планируемых результатов проектов. Вторая часть мероприятия была предоставлена благополучателям. Так, протоиерей Владимир Цуриков, директор Фонда русской истории, декан Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле (США) отметил, что основными «финансистами» проектов Фонда, точно также как и всех приходов в США, являются сами прихожане. Именно от них зависит благосуществование прихода. Поэтому работа с жертвователями - по сути - работа с паствой. «Поскольку воспитывает в прихожанах чувство ответственности за свой храм, за уровень преподавания в семинарии и ее существование», - отметил отец Владимир. Самым важным в этой работе он назвал ежегодное обращение руководства семинарии к православной пастве Америки, которое бывает в начале учебного года и в дни Пасхи. «Для нас ценен каждый доллар, потому что это участие каждого верующего в общем деле. И важны не столько сумма, сколько регулярность пожертвований. Это значит, наша паства помнит о нас»,- подчеркнул священник. Чтобы отмести всякие несправедливые обвинения и подозрения в вопросе расходования средств, ведется строгий учет пожертвований и семинария приглашает для финансового аудита независимую кампанию. «Таким образом, полная прозрачность и отчетность - главный принцип нашей работы»,- заключил отец Владимир. О юридических проблемах, с которыми сталкиваются те, кто собирает пожертвования, рассказала Дарья Милославская, председатель Совета НП «Юристы за гражданское общество», член Общественной палаты РФ.

http://e-vestnik.ru/news/fandrayzing_kon...

Высоко-Петровский монастырь в 20–30 годы Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 8, 1996 От публикатора. Монахиня Игнатия (Петровская) принадлежит к тому поколению, которое дало Русской Церкви миллионы мучеников, исповедников и праведников, ставших нашей духовной опорой и образцом христианской жизни. Матушка родилась в Москве в семье железнодорожного служащего 19 января (1 февраля) 1903 года, в день памяти преподобного Макария Египетского. В 1920 г., закончив школу, она поступила в 1 МГУ на естественное отделение физико-математического факультета, а затем, после организации в 1923 г. биологического отделения, продолжила обучение там. В феврале 1924 г. Валентина Петровская пришла на говение перед своим днем Ангела в Высоко-Петровский монастырь и неожиданно для себя нашла здесь духовное пристанище, определившее ее жизненный путь. Высоко-Петровский монастырь в это время был одним из центров церковной жизни Москвы. Его настоятелем был епископ (позднее — архиепископ ) Варфоломей (Ремов; †1935) 1 , духовный сын схиигумена Германа (Гомзина; †1923), последнего настоятеля Свято-Смоленской Зосимовой пустыни 2 . После долгих лет запустения монашеская жизнь была возобновлена в Зосимовой пустыни в конце XIX в. О. Герман, назначенный строителем пустыни в 1897 г., видел цель монашества прежде всего в созидании внутреннего человека по образу Христа. К этой цели были направлены все его усилия как настоятеля. Поэтому о. Герман восстанавливает в пустыни старческое окормление братии, наличие которого он считал необходимым условием здоровой духовной жизни. Он сам стал первым старцем-наставником монашествующих, сделавшись для них не столько начальником, сколько отцом. Сам о. Герман был духовным сыном иеросхимонаха Александра (Стрыгина; †1878) 3 , старца Гефсиманского скита, который в свою очередь был учеником старца Леонида Оптинского . Таким образом, по линии духовного родства зосимовские иноки были прямыми потомками оптинских старцев. Позднее вместе с о. Германом окормлял братию и обращавшихся к нему мирян старец иеросхимонах Алексий (Соловьев; †1928) 4 .

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

Кирилл Миловидов Высоко-Петровский монастырь в лицах: издатель и духовник Скачать epub pdf К 700-летию Высоко-Петровского монастыря мы продолжаем знакомить читателей с людьми, которые спасаются посреди шумного мегаполиса. Духовник монастыря игумен Петр (Пиголь) совмещает четыре послушания: преподает богословские предметы, руководит информационно-издательским центром «К Свету», совершает богослужения и является духовником обители. С какими вопросами игумен Петр обращался к прп. Паисию Святогорцу , как решить главную духовную проблему москвичей, почему неофиты со временем остывают и как не остыть самому, и в чем, наконец, состоит «русская идея» – читайте в нашем интервью с духовником Высоко-Петровского монастыря. – С какими проблемами и бедами сегодня приходят москвичи в монастырь, что их больше всего терзает? – Все прегрешения, с которыми человек приходит на исповедь, это, как правило, и источник его проблем – проблем, с которыми он сталкивается, борется и которые он должен решать. Желание и стремление решить ту или иную проблему – главное устремление человека, которое часто мотивирует его движение к Богу. И это правильно, человек действительно должен заботиться о себе. В Евангелии именно отношение к себе дано как критерий правильного отношения к ближнему: «возлюби ближнего как самого себя». Возлюбить себя – это значит желать себе подлинного блага, исходящего от Бога. Напротив, жизнь по греховным страстям и стремление получить в этом какое-то наслаждение – это не любовь к себе, а путь деградации и разрушения своей личности. Это грехи против самого себя. Так вот, если говорить об общей тенденции, то можно наблюдать, что современные люди больше всего поражаются грехом, который прп. Иоанн Лествичник называет «окамененным нечувствием». Это состояние духовного безразличия, или, как выразилась бы молодежь, духовной непрошибаемости. Человек приобретает некий панцирь, которым облекается его душа, и становится малочувствительным к вопросам спасения своей души. Это, конечно, очень опасное состояние. В таком состоянии человек не стремится на исповедь, у него нет интереса к духовным проблемам и вопросам духовной жизни, он все глубже погружается в безразличие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/vys...

“Благоговейный путь” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 13 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Слово о духовном восхождении 1 От публикатора. В Высоко-Петровском монастыре в период служения в нем бывших насельников Зосимовой пустыни прихожане искали и находили не только слово утешения и умилительное пение, но и подлинную духовную жизнь, активную и увлекательную. Отцы умели предложить каждому захватывающее путешествие вглубь его собственного сердца, наполнявшее жизнь их духовных детей непреходящим содержанием. Приобретя новое, скрытое от посторонних глаз качество, эта жизнь, по выражению очевидца, уподоблялась огню , который осолял бытие жителей столицы (ср. Мк 9:49). Как вели зосимовцы по пути духовной жизни, видно из проповедей человека, трудами которого ее огонь был зажжен в Высоко-Петровском монастыре. Слово по пострижении монахини Евгении Монахиня Евгения (Екатерина Васильевна Протопопова; 1902–†ок. 1995), сестра Павлы Васильевны, сохранившей для нас публикуемые документы 2 , родилась в семье московского священника Василия Павловича Протопопова. Епископ Варфоломей был давним другом их семьи и духовным отцом Екатерины и Павлы Протопоповых. Иноческая жизнь будущей монахини Евгении началась в Борисо-Глебской женской Аносиной пустыни, куда она поступила по благословению своего духовного отца после окончания Московского епархиального училища 3 . В Аносиной пустыни она была пострижена в рясофор без изменения имени (очевидно, зимой 1924 г. 4 ). Вот что вспоминает о послушаниях инокини Екатерины 1925–1928 гг. схимонахиня Анна (Теплякова): “Власти все чаще и наглее беспокоили нас Все дела с местными властями вела инокиня Екатерина Протопопова Несмотря на свою молодость, благодаря своему природному уму и находчивости, она умела отстаивать перед коммунистами интересы монастыря. Наиболее серьезные вопросы разрешала мать-казначея” 5 . После закрытия обители летом 1928 г. инокиня Екатерина перебирается в Москву и становится прихожанкой Высоко-Петровского монастыря, продолжая окормляться у епископа Варфоломея. Теплые отношения, основанные на общности духовных устремлений, возникают у нее с паствой архимандрита Агафона (Лебедева), ориентированной на монашество. В конце 1920-х гг. епископ Варфоломей постригает ее в мантию. Если постриг был совершен до конца мая — начала июня 1929 г., то он происходил в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря, если позже, то — в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке, куда зосимовцы и их духовные чада перешли в 1929 г. после закрытия храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери и где находились до 1933 г. После ареста и гибели духовного отца монахиня Евгения — служащая Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где она несла послушание у мощей святителя Алексия, митрополита Московского. В эти годы монахиня Евгения обращалась за духовным руководством к архимандриту Сергию (Савельеву; 6 . Служащей Елоховского собора она оставалась до самой своей смерти.

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

Что же касается отношений с Русской Православной Церковью, то мы предоставляем помещения для проведения конференций во время работы Рождественских чтений, организуем выставки икон, находящихся в хранилищах музея, однако совместные мероприятия с Высоко-Петровским монастырем еще не проводились. Епископ Меркурий: Марина Семеновна, я думаю, что нужно начать работу в этом направлении. М.С. Гомозкова: Могу только приветствовать такое предложение. — Монастыри на Руси традиционно играли роль духовных и культурно-просветительских центров. Какие задачи сегодня стоят перед Высоко-Петровской обителью? Епископ Меркурий: Монастырь — прежде всего духовный центр, а потому возрождение монашеской жизни в обители является основной задачей. Ведется реставрация монастырских зданий. Предполагается создание библиотеки и монастырского музея. На территории монастыря находится Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, который принимает самое активное участие в просветительской деятельности. Надеюсь, что освященная веками традиция русского монашества будет достойно воспринята и продолжена в стенах обители. — Сегодня в СМИ можно встретить негативную оценку взаимодействия Церкви и музейных работников. Как бы вы охарактеризовали ситуацию в целом, и как складываются отношения музея с Высоко-Петровским монастырем? М.С. Гомозкова: Мы всегда говорили о том, что делаем общее дело, а потому видим друг в друге союзников и помощников. Зачем вбивается клин в наши отношения — непонятно. Мы с самых первых дней возрождения Высоко-Петровского монастыря оказывали обители свою помощь не только словом, но и делом. Когда поступило распоряжение Президента о возвращении монастырского комплекса Церкви, Литературный музей часть из них предоставил сразу же, хотя нам пришлось во многом потесниться. Мы видели нужды монастыря, а потому старались сделать все, что от нас зависело. Епископ Меркурий: Задачи возрождения монастыря и сохранения Литературного музея не должны противоречить друг другу и, уж тем более, не должны наносить ущерб. У нас общие интересы в деле духовно-нравственного воспитания, и потому мы стараемся оказывать друг другу необходимое содействие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210524...

Экспозиция охватывает три десятилетия скрытной жизни подпольных общин ЖМП 10 октябрь 2015 /  9 декабря 2015 г. 14:25 Тайное и явленное ПЕРВАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ВЫСОКО-ПЕТРОВСКОГО МОНАСТЫРЯ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОДПОЛЬНЫХ ОБЩИНАХ, ДЕЙСТВОВАВШИХ В ОБИТЕЛИ В 1920-1950-Е ГОДЫ Смыслы. Скит над городом «Мы не хотели рассказывать ни об истории Церкви в этот период, ни о политике советской власти в ее отношении, — говорит организатор и соавтор (вместе с руководителем Научно-издательского центра " Индрик " Константином Вахом) экспозиции старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории Российской академии наук Алексей Беглов. — Наша выставка скорее о внутренней жизни монастыря того времени, о том, как строились и развивались тайные общины, какие духовные узы связывали их членов, в соответствии с какими принципами они сохраняли аскетическую традицию. Высоко-Петровский монастырь не был первым, где после революции возникли подобные объединения православных христиан. Известно как минимум о двух петроградских обителях, где тайные монашеские общины существовали уже в 1922 году. Но опыт Высоко-Петровского монастыря, где такие сообщества начинают складываться с 1924–1926 годов, уникален по двум причинам. Во-первых, сейчас уже хорошо известны детали их устроения, благодаря тому, что советское время сумели пережить некоторые их члены, успевшие передать ценнейшие сведения современному поколению исследователей. Во-вторых, тайные общины Высоко-Петровского монастыря беспрецедентны по величине. Число тайных пострижеников одновременно достигало двухсот ­человек». Только синодик самого известного духовника Петровской обители — отца Игнатия (Лебедева) — насчитывал около четырех сотен имен духовных чад. Небольшая по площади (всего лишь один из залов верхней анфилады Нарышкинских палат, освобожденных недавно съехавшим отсюда Государственным литературным музеем), экспозиция тем не менее вместила несколько уникальных экспонатов. Прежде всего это мемориальное наследие двух из четырех канонизированных отцов Высоко-Петровского монастыря — преподобномучеников Феодора (Богоявленского) и Игнатия (Лебедева).

http://e-vestnik.ru/history/podpolnye_mo...

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском Тень царя Петра Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском За свою история эта местность сменила несколько имен, причем некоторых из них покрыты тайной. Первая загадка – происхождение названия старинного села Петровского. Прежде близ этой территории простирались владения Высоко-Петровского монастыря и они могли оставить имя Петровское всей местности, от которой потом отделялись крылья-части с добавочными местными именами: Петровско-Разумовское, Петровское-Зыково. Другая версия, что имя соседнего с монастырскими владениями села Петровского – самостоятельное, и известно только с конца XVII века. Эти земли, меняя владельцев, издревле принадлежали членам государева двора и лицам, приближенным к государю. В далекой седой древности, в середине XIV века, на этих обширных землях находилось маленькое село Семчино (Семцинское) с какой-то местной церковью. Князь Иван Иванович, сын Ивана Калиты, завещал его своей жене. Попало оно и на страницы духовной грамоты Иоанна Грозного 1572 года. Что произошло дальше, неизвестно, только вскоре, через каких-то 10–15 лет, Семчино значится пустошью, да еще и приписанной к селу Топоркову, которым владел боярин Василий Иванович Шуйский, ставший царем в период Смутного времени. Владение кочевало из рук в руки, пока не попало к Ивану Шуйскому, брату государя, и при нем стало значиться деревней Семчино, то есть поселением без собственной церкви. Затем Семчино перешло к его племяннику князю Семену Васильевичу Прозоровскому и стало вновь именоваться селом, следовательно, местная церковь уже была в нем отстроена и, вероятно, освящена во имя архангела Михаила. Однако князь С. В. Прозоровский ушел в монастырь и перед тем разделил свое владение между сыновьями. Так Семчино ушло к А. С. Прозоровскому, но после его смерти наследники решили это владение продать, так как делить его на еще более мелкие участки было невыгодно. По легенде, Семчино выкупил сам царь Алексей Михайлович и подарил его тестю, боярину Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Легенда родилась из того факта, что государь любил заниматься там соколиной охотой и имел деревянный домик для отдыха. По версии же ученых, в 1676 году боярин К. П. Нарышкин, дед Петра Великого, купил село Семчино у наследников князя Прозоровского и переименовал его в Петровское – в честь внука-царевича, родившегося в 1672 году. (Есть легенда, будто бы Петр I даже родился здесь, в охотничьих угодьях отца.) Оттого появилась вторая загадка: то ли село было названо в честь рождения Петра, то ли получило новое имя после построения в нем памятного храма во имя святых апостолов Петра и Павла, по тезоименитству царевича. Считается, что первый, деревянный, Петропавловский храм был возведен здесь уже в 1678 году, когда село Петровское и упоминается впервые в письменных источниках.

http://pravoslavie.ru/552.html

Е.Г. Балашова Архиепископ Варфоломей (Ремов) и его просветительская и педагогическая деятельность в 1920–1930-х годах Источник Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, pravob@mail.ru Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова) , настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря на запреты со стороны властей на религиозное образование и воспитание, архиепископ Варфоломей и духовники обители вели большую работу по воспитанию молодежи. Письма владыки со словами назиданий бережно сохранялись его духовными чадами. Ключевые слова: Православие, архиепископ Варфоломей (Ремов) , Московская Духовная академия, Высоко-Петровский монастырь, гонения на Церковь , новомученики и исповедники Церкви Русской, молодежь, воспитание. В годы гонений на Церковь в начале ХХ века ее просветительная деятельность не прекращалась. Одним из ярких представителей этого направления был архиепископ Варфоломей (Ремов) , жизнь которого с 20 лет, т.е. со времен студенчества, была неразрывно связана с Московской Духовной академией. О его трудах свидетельствуют документы эпохи: материалы следственных дел 1920–1921, 1933 и 1935 гг.), его письма к духовным чадам, а также воспоминания о владыке клириков и прихожан Высоко-Петровского монастыря. В 1920 году, после закрытия Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, епархиальной властью ему было поручено перенесение в Москву пастырско-богословских курсов. Ввысоко-Петровском монастыре, который владыка возглавлял с 1922 года до ареста в 1935 году, владыка ввел Устав закрытой властями Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, всячески утверждал старческое делание, втайне от властей поддерживал деятельность Академии, а также трудился в деле воспитания молодежи. Сравнительный и критический анализ исторических источников приводит к выводу о серьезной педагогической работе, проводимой Церковью в те годы, а также о том жизненном подвиге в деле просвещения и воспитания верных Православию христиан, который осуществил архиепископ Варфоломей (Ремов) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), в Москве на ул. Петровке. Впервые упоминается в Рогожском летописце XV в.: архим. В. м. Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших архим. Митяя летом 1379 г. в К-поль для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. После внезапной смерти Митяя, случившейся в дороге, нек-рые участники посольства выдвинули архим. Иоанна новым кандидатом на митрополичий престол, но окончательный выбор пал на архим. Переяславского Пимена . В летописи архим. Иоанн назван «первым общему житию началником на Москве», т. о., к 70-м гг. XIV в. В. м. имел общежительный устав, архимандритию, играл важную роль в церковно-политической жизни. По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно. В. м. именовался «Петропавловским», «Петровским», «Петра митрополита», «Петровским Высоким», с нач. XVIII в.- «Высоко-Петровским». Именование «Петропавловский», возможно, объясняется типичным для средневековья смешением престолов соименных святых, к-рое усилилось в кон. XVII в. с воцарением Петра I . Топоним «Высокий» связан с местоположением мон-ря на возвышенности либо с преданием о видении Иоанну Калите «высокой горы». Именование В. м. повлияло на топонимику окрестностей, дав название ул. Петровке, воротам Белого города, бульвару, переулку и др.

http://pravenc.ru/text/161083.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010