Архиепископ Солнечногорский Сергий совершил Литургию на Патриаршем подворье в станице Приазовской 28 марта 2017 г. 19:00 26 марта 2016 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, архиепископ Солнечногорский Сергий , управляющий Патриаршими подворьями за пределами г. Москвы и Московской области, совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы Патриаршего подворья в станице Приазовской Темрюкского района Краснодарского края. Его Высокопреосвященству сослужили: игумен Пантелеимон (Гудин), и.о. настоятеля Патриаршего подворья; протоиерей Кирилл Шевцов, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкино г. Москвы; иерей Роман Хан и иеромонах Амвросий (Иванов), клирики подворья; иеродиакон Ювеналий (Лапшин) и иеродиакон Кирилл (Иванчин). На запричастном проповедовал иеромонах Иоасаф (Перепелкин). Пели два хора: хор мальчиков — воспитанников школы-пансиона при Патриаршем подворье и хор воспитанниц школы-пансиона для девочек. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший владыка приветствовал отца настоятеля, сослужащее духовенство и прихожан храма с воскресным днем, пожелав всем сил душевных и крепости телесной в оставшиеся дни Великого поста, и передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Игумен Пантелеимон (Гудин) сердечно поблагодарил владыку Сергия за совершенное богослужение и преподнес икону Новомучеников и исповедников Кубанских. Затем архиепископ Сергий провел рабочее совещание по вопросам развития Патриаршего подворья в ст. Приазовской, встретился с братией подворья, посетил школы-пансионы для мальчиков и девочек, где проверил условия проживания, а также провел беседы с воспитателями и воспитанниками. Патриаршее подворье при храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в станице Приазовской Темрюкского р-на Краснодарского края В 2001 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был открыт скит Саввино-Сторожевского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» в ст. Приазовской. В том же году начались первые богослужения в храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

А что касается до той укоризны латин, что в словах: «печать дара Духа Святого» нет указания на лице, совершающее таинство; то в обличение тщеты ее довольно припомнить сказанное нами на стр. 164 в примеч. 2 и 3 и текстах, к которым они относятся. 408 Литургия называется у латин миссою, или от миссаг, которое с еврейского или халдейского языка означает приношение, жертва Богу, или же от возглашения: ite missa est, соответствующего нашему: «с миром изыдем». Такое название, как полагают, усвоено было литургии сначала народом, а около пятого века вошло в церковное употребление. Бон. О литург. кн. 1, гл. 1, § 5–6. 409 По обычаю латин, явившемуся у них не ранее седьмого века (Бон. О литург. кн. 1, гл. 14, чл. 3), а утвердившемуся в десятом веке (Иннокент. Начертан. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), священники их могут совершать литургию в одно и то же время и в одной и той же церкви на нескольких престолах, не отделенных один от другого стеною, вопреки свящ. древности (св. Игнат. богонос. Послан. к филадельф. чл. 4, стр. 144. Казань, 1855 г. Евсев. Церк. истор. кн. 10, гл. 4, стр. 566. Спб. 1848 г. Оптат. милевит. Соч. кн. 1, стр. 42. Париж, 1631 г.). В таком случае один из них совершает ее вслух, а все прочие тайно, про себя: от чего литургии первого рода называются у латин миссами гласными (missa cantata), а второго – тайными (missa lecta), которые продолжаются обыкновенно от 15 до 20 минут. По другому обычаю, получившему у латин начало свое в десятом веке (Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 89. Москва, 1842 г.), воспрещенному у них в одиннадцатом (Барон. Летоп. под 940 и 1063 гг.), снова вкравшемуся к ним около тринадцатого века и повлекшему за собою со стороны корыстолюбивого духовенства латинского множество злоупотреблений (Бон. О литург. кн. 1, гл. 15, § 6) и снова воспрещенному, священники латинские имеют право служить несколько литургий (три: одну ночью после утрени, другую на заре после первого часа, а третью днем после третьего часа) в один и тот же день (в праздник Рождества Христова) на одном и том же престоле (Серединск. О богослужен. западн. Церкви, ст. 2, стр. 18. Спб. 1849 г.): чего в древние времена Церкви не бывало (Боскиллот. Истор. тракт. о литург. кн. 2, гл. 4. Паг. Критик. на летоп. Барония, под 313 г. чл. 17. Антверпен, 1705 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский//Там же. Ч. 3. 12. С. 303-357; он же. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский, почивающий в Свято-Троицком мон-ре в г. Белгороде Курской губ. М., 18973, 19116; Лазаревский А. М. Очерки малороссийских фамилий//РА. 1875. 7. С. 249-250; Кулжинский Г. И. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский (1705-1754). Х., 1883; Новицкий Г. Блаженной памяти свт. Иоасафа (Горленко), еп. Белогородского//Курские ЕВ. 1894. 50-52; Чаплыгин И. А. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. СПб., 1895; Титов А., прот. Духовные школы Курско-Белгородской епархии. Курск, 1895; Лебедев А. С. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: Со 2 июня 1748 по 10 дек. 1754 г. Х., 1900; он же. Белогородские архиереи и среда их архипастырской деятельности: По арх. док-там. Х., 1902; Лотоцкий А. Свт. белгородский Иоасаф//Странник. 1905. 9. С. 353-362; Поселянин Е. Н. Рус. церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб., 1905. С. 80-93; Жевахов Н. Д. Свт. Иоасаф Горленко, еп. Белгородский и Обоянский: 1705-1754. К., 1907-1911. 3 т.; он же. Житие свт. Иоасафа, чудотворца Белгородского. СПб., 1910. Нови-Сад, 19292; он же. Чудеса свт. Иоасафа. Пг., 1916. СПб., 1998; он же. Восп. товарища обер-прокурора Свят. Синода. Мюнхен, 1923. СПб., 2007. Т. 1; Док-ты и дела, относящиеся к жизни и деятельности Иоасафа (Горленко), еп. Белгородского и Обоянского: (1748-1754 г.): (Из архива Курской духовной консистории). Курск, 1910-1911. 2 вып.; Маляревский А. И., прот. Свт. Иоасаф, еп. Белгородский и Обоянский. СПб., 1910; он же. Восп. о Белгородских торжествах//Странник. 1912. 7. С. 3-32; Жевахов В. Д. Молитва свт. Иоасафа Белгородского...: (Опыт крат. коммент.). К., 1912 (то же, загл. изм.: Свт. Иоасаф, Белгородский и всея России чудотворец (1705-1754): Его ежечасная молитва. К., 1915); Всероссийское братство свт. Иоасафа, белгородского чудотворца: Его задачи и цели. СПб., 1914; Никодим (Кононов), еп. Свт. и чудотворец Иоасаф, еп. Белоградский: (Его жизнь, прославление и чудеса).

http://pravenc.ru/text/578038.html

ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОАСАФ († ок. 1567), Нижегородский, схим., прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ Стефанович Панов (1859-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 1879-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Крымзин Иван Павлович; 1880-1937), игум., прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 1880-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых) ИОАСАФ (Шахов Николай Иванович; 1870-1938), игум., прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

Преподобный Варлаам был подвижником, жившим в Индии, в пустыне. Он обратил ко Христу царевича Индийского Иоасафа, а Иоасаф обратил своего отца Авенира царя. Один из мудрецов предсказал Авениру, когда он был еще язычником, что сын его Иоасаф сделается христианином. Авенир принял все меры к тому, чтобы этого не случилось; выстроил отдельный дворец для царевича, окружил его молодыми слугами и запретил произносить при нем имя Христово и допускать до него кого-нибудь, запретил также говорить ему о человеческих скорбях. Когда князь вырос, стали учить его персидским наукам. Иоасаф начал задумываться и даже спрашивать своих воспитателей, почему это отец строго запретил ему выходить из дворца и никого не велел допускать к нему. Стал скучать. Отец, видя царевича скучным, спросил его о причине скуки. Царевич отвечал, что скука его происходит от заключения. Авенир позволил сыну выходить куда угодно. Прогуливаясь, царевич увидел одного больного и другого старого человека и спросил, что это за люди. Ему сказали, что болезнь и старость бывает со всеми людьми. «Итак, жизнь человеческая исполнена скорбей и кончается смертью! А что же будет после смерти, – неужели уже не будет никакой жизни, и нет другого мира?» – начал думать Иоасаф и спрашивал о том своих воспитателей. те, как язычники, не могли успокоить его духа. Тогда Сам Господь прислал к нему из пустыни старца Варлаама. Он пришел к царевичу в виде купца, с дорогим камнем, научил его христианской вере и крестил. Иоасаф даже просил Варлаама взять его с собой в пустыню, но тот не взял. По уходе старца, Иоасаф стал вести строгую жизнь. Отец, заметя это, спросил сына о причине перемены жизни. Иоасаф рассказал ему все. Тогда Авенир начал всячески стараться отвлечь сына от Христа, – подсылал своих мудрецов, окружил его молодыми людьми и красивыми девицами. Но Иоасаф победил все искушения и молился, чтобы Господь обратил к истинной вере и самого его отца. Авенир, наконец, крестился. После крещения он передал власть Иосафу, а сам начал проводить жизнь в посте и молитве и скоро умер. По смерти отца Иоасаф передал свой власть благочестивому вельможе Варахии, а сам ушел в пустыню и нашел там Варлаама. Долго жили они вместе. Варлаам прожил в пустыне 70 лет и умер столетним старцем. Иоасаф похоронил его. И сам скончался, прожив 35 лет в пустыне. Варахия, по внушению Божию, взял мощи их обоих и перенес в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

По рассказу Вальсамона (XII в.), некоторые на этом соборе говорили, что в постановлении предыдущего (вышеупомянутого) собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не может имет места. Но так как тот собор не указал, на какое время пост перенесен, между тем как из упоминания собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. В свое патриаршество Вальсамон писал окружные и частные послания с увещанием соблюдать этот пост.    Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем.     μνημειον или μνημα (от μμνημαι — помнить) — памятник, особенно могильный, поэт. — гроб, Н 3. — могила, могильный склеп     ταφος (θαπτω — хоронить) — могила, склеп, курган.    Со смертью Богородицы Гефсимания, место Ее погребения, стала домом (точнее с греч.: участком, имением) Ее и освятилась.     κταομαι — приобретать; прошедшее соверш. и буд. 3-е — владеть, иметь; прош. соверш. прич., др.-слав.: «стяжавше».     ταξαρχος — начальник полка, отряда, центурии.    Это ангельское приветствие, по преданию, непрестанно воспевали ангелы при погребении Богоматери в слух верным.    Теперь более, теснее еще, чем в момент Благовещения; посему «с Тобою» впереди «Господь».     βαβα — о! ба!, междометие удивления.    греч. «чистая» γν, так и др.-слав.     μεθστημι — переставлять, переменять, изменять, удалять, переселять, умирать (Иосиф Флавий I в.), аор. II.     γηθεν — от (с) земли; поэт. Престол Божий переставлен с земли на небо.    Девство вознесло так высоко Пресвятую Богородицу.     κομησις — сон, почивание, о смерти (благочестивых) уже LXX (Сир 46:19; 48 13, ср Ин 11 11); Ерма I в., Ипполит, Ориген III в., собор Антиохийский, Евсевий, Златоуст IV в., о кончине Богоматери Модест Иерус Андрей Крит VII в.    С дальнейшими четырьмя всех 9 чинов ангельских, перечисляемых с поэтической свободой в порядке, по Дионисию Ареопагиту, где порядок такой: серафимы, херувимы, престолы (для Бога), господства (κυριτητες — господство над низшими ангелами и дают силу владеть собой), силы (через которых Бог творит чудеса), власти (ξουσαι — власть над диаволом), начала (управляют вселенной, царствами и обществами человеческими — ρχα), архангелы и ангелы, в греч. без «и» везде, исключая «херувимы и серафимы».    как высшие из чинов, хотя, по библейским описаниям, херувимы могут быть названы более страшными.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так же как Христос, во-первых, очистил наш грех, во-вторых, просветил нас Своим примером, и в-третьих, усовершил нас, дав способность следовать по Своим следам, так и человек должен пройти три пути, благодаря которым он очищается от скверны греха, просвещается словом Христова учения и, наконец, становится совершенным благодаря Евхаристии и созерцанию (T. IX. P. 296–300, 358а, 388а). Эти три пути так же как у Псевдо-Дионисия, занимают центральное место в сотериологии Бонавентуры: “Путь очищения, состоящий в освобождении от греха, путь просвещения, состоящий в подражании Христу, и путь соединения, состоящий в принятии Жениха” (О тр. пути. P. 12). Это не суть три последовательные стадии духовной жизни, но скорее три духовных действия или упражнения, направленные на стяжание трех христианских совершенств: внутреннего спокойствия самосознания, совершенного следования за Христом и расцвета благодати в мистическом соединении с Богом. Эти три пути требуются на всех уровнях духовной жизни; они различаются скорее не по времени, но по своим целям и по основанным на них силам и проявлениям духа. “Укол совести” является побудительным мотивом на пути очищения, “луч ума” — на пути просвещения, а “искра мудрости” — на пути соединения (О тр. пути. P. 3). На каждом из трех путей главные составляющие духовного делания суть размышление, молитва и созерцание. На пути очищения Бонавентура уделяет основное внимание искоренению последствий первородного и личного грехов для достижения внутреннего спокойствия. Путь просвещения более позитивен по характеру, поскольку благодаря свету ума человек ведется к познанию и подражанию Тому, Кто есть воплощенная Истина. Это “путь прогресса, характеризуемый подражанием Христу” (Кратк. изл. P. 258b), на котором размышление, молитва и созерцание направлены на более глубокое осознание и понимание Боговоплощения и всего Божественного Домостроительства нашего спасения. Наконец, путь соединения отмечен большей активностью Божественной благодати и пассивностью человеческой природы. Этого пути достигают немногие из-за необычного характера благодати соединения и недостаточного совершенства души (О соверш. жизни. P. 120b). Только тот человек, чьи силы ума и воли очищены, кто отрешился от твари (О Еванг. соверш. P. 129b), кто стал смиренным, простым и нищим (Шестодн. P. 430b), кто постоянен и ревностен в молитве (Путев. P. 297a; О подр. Христу. P. 502b), достигает высшего соединения с Богом, которое происходит в созерцании, соответствующем этому этапу пути соединения.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

744 Ориген. Бесед. 2 на книг. Левит: твор. т. 2, стр. 191. Париж, 1733 г. Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 42, стр. 14. 746 В древности, как и ныне бывает в православной Церкви, больные исповедывались пред Елеосвящением. Св. Григор. двоеслов. твор. т. 3, ч. 1, стр. 536. 540: Париж, 1705 г. 748 Св. Златоуст. Слов. 3 о священстве: христ. чтен. 1831 г. ч. 42, стр. 14. Ныне учители латинские соглашаются с тем, что и священники могут освящать елей для таинственного помазания больных. Перрон. Богосл. чтен. т. 2, стр. 418. Брюссель, 1848 г. 749 Аркуд. О соглас. восточн. церкв. с западн. в соверш. семи таинств, стр. 464 и след. Париж, 1672 г. По тому же самому священник латинский, пришедши освятить больного Елеем, начинает с того, что возбуждает в нем надежду жизни вечной, потом, священнодействуя, молится об истреблении в нем всякой диавольской силы, а уходя, оставляет при нем святую воду и крест, для укрепления его в предсмертных мучениях. Серединск. О богослуж. западн. церкв. ст. 4, стр. 141–142. Спб. 1856 г. 754 Фейер. в богослов. догматическ., ссылаясь на собор. тридентский; а другие из латин, хотя одинаково учат о благодати Елеосвящения, но слова: молитва веры спасет болящего изъясняют об исцелении только тела, а слова: воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему об уврачевании души и об уничтожении останков, грехов. Арнуд. О соглас. восточн. церкв. с западн. в соверш. 7 таин. стр. 464, Париж, 1672 г. 763 Бл. Августин, твор. т. 5, ч. 2, стр. 309. Антверпен, 1700 г. «(Латины) говорят, что не должно совершать Елеосвящения над болящим, а только над умирающими, так как оно отпускает грехи, дабы кто-нибудь, оживши, снова не начал грешить. О безумие! Брат Божий говорит: молитва веры спасет болящаго и воздвигнет его Господь, а латины говорят, – что он умрет. Смотри, ведь зависящее (слово) всегда относится к речению последующему; – аще грехи сотворил есть, отпустятся ему, – очевидно, чтобы исцелился и восстал. Это показывает и Спаситель, сказавший расслабленному: отпущаются тебе греси твои. Востани и ходи. И: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет ( Ин. 5:14 ). А они умствуют вопреки Спасителю и Его апостолам, и говорят, что (елей) нужно преподавать не тем, которые могут восстать, а умирающим. Священное Евангелие говорит: мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху ( Мк. 6:13 ); а, они говорят, что его нужно преподавать не для того, чтобы (больные) исцелились, но чтобы были неизлечимыми и умирали». Бл. Симеон. солунск. Разговор. о св. священнод. и таинств. церковных, гл. 250: писан. св. отцов и учит. церковн., относящ. к истолкован. правосл. богослужения, ч. 2) стр. 365–366. Спб. 1856 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

1 По преданию, этот дом принадлежал Иосифу Аримафейскому (См. «Жизнь И. Христа» проф. Скворцова). 3 Возлёг – это значит: сел в полулежащем положении. Так в древности садились за стол во время обедов. Стол становился посреди комнаты, устланной войлоками и коврами, а около стола приготавливались места для возлежания или сидение, которые и назывались ложами. Обедающие, опираясь на ложе левою рукою, правою брали пищу. 4 Руководством при составлении этого очерка служили: а) «Изъяснен. Литург.» Дмитриевского, б) «Истор. обзор песноп.» Филарета и др. соч. 5 Известно, например, что ап. Иоанн Богослов употреблял при богослужении – золотой венец, вроде нашей митры. Такое же увясло употреблял и ап. Иаков, первый епископ Иерусалимский. От сего последнего остались и, впоследствии подарены были Константинопольскому патриарху Игнатию Феодосием, патриархом Иерусалимским: Подир – верхняя одежда ветхозаветного первосвященника, с отверстием для головы, без рукавов и со звонцами, похожая на наш саккос и нарамник, или омофор. Сама Матерь Божия собственными руками устроила омофор и подарила его св. Лазарю, воскрешенному Христом, когда тот был епископом на острове Кипре. Апостолом Павлом оставлена была в Троаде та самая фелонь, в которой он священнодействовал («Изъяснен. Литург.» Дмитриевск. 43). 6 Блаж. Августин утвержд., что в Коринфе Евхаристия совершалась post coenam sive convivium, что и было там причиною беспорядков и злоупотреблений. Он же думает, что именно ап. Павел отменил этот обычай совершения Евхаристии после вечерни в то время когда пришел в Коринф сам по обещанию своему, с целью устроить тамошние дела (Ep. 118 ad Иап., с 6–7. Катанский. «Очерк истор. литург. Прав. Церкви»), 8 Фиест – Θυστης – мифологическая личность, считающаяся между потомками Тантала. О нем говорят, что ему был предложен за трапезою собственный его убитый сын от враждовавшего против него брата Атрея (Гамера Илиада, 2, 106. Эсхил. 1253. Эврип. Ор. 1608). 9 После этой беседы, изъясняющей вкратце весь ход Божественной литургии, другие беседы, изъясняющие все части её, сделаются более понятными. Το же должно сказать и по отношению к ранее помещенному нами общему обзору всенощного бдения. Вообще, при распределении литургического материала мы руководились, помимо других соображений, педагогическими интересами. Свящ. Гр. Дьяченко.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Так как тело Христово напитано кровью Христовою (на литургии, на которой было освящение даров), то диакон, подходя для получения Св. Даров, говорит: «Преподаждь мне, Владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И священник, давая ему частицу Святых Таин, говорит: «такому-то священнодиакону преподается честное и снятое и. пречистое тело и кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и жизнь вечную (Служебн., Иъзявл. о некоторых исправлениях в служении преждеосв. литургии), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Чиновн., литург. преждеосв. Даров). Подобно сему говорит священник, когда и сам берет частицу Святых Таин (Там же). По причащении, взяв губу, отирает руку, глаголя: «Слава Тебе, Боже», трижды. И, целовав губу, положит на место (Чиновн., Литург. Преждеосв. даров и Служебн., Иъзявл. о некоторых исправлениях). Если на службе преждеосвященной литургии причащается только священник без диакона, то, по причащении Святых Таин, священник не пиет из Чаши, но пиет по окончании литургии, когда потребляет Святые Тайны. Ибо, хотя вино и освящено вложением частиц Святых Таин, но оно не пресущсетвлено в божественную кровь; над ним не читались здесь, как в литургиях св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого , слова освящения (Служебн., Изъявление о некоторых исправлениях в служении литургии преждеосвященной). Но если на литургии священник и диакон приобщаются, то диакон в это время из Чаши не пиет (а пиет по заамвонной молитве, по потреблении оставшихся частиц Святых Таин) (Там же). Священник же по приобщении Святых Таин берет святой Потир с покровцем обеими руками, пиет из него, ничего не произнося. Затем уста о Потир вытирает покровцем и ставит Потир на престол. И, взяв анафору (антидор), умывает руки и уста и читает благодарные молитвы 779 (Там же). диакон (если же при литургии преждеосвященных Даров не бывает диакона, то священник) полагает с дискоса частицы в Потир с великим вниманием, ничего не произнося (Служебн., Изъявление о некоторых исправл. служ. преждеосв. литург. и Чиновн., лит. преждеосв. Даров). И, целовав святый дискос, полагает близ святого Потира. Потом, взяв покровец, покрывает святой Потир; на святый же дискос полагает звездицу и покровцы и аер (воздух) и покланяется трижды (Чиновн., Лит. Преждеосв. даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010