Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), в Москве на ул. Петровке. Впервые упоминается в Рогожском летописце XV в.: архим. В. м. Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших архим. Митяя летом 1379 г. в К-поль для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. После внезапной смерти Митяя, случившейся в дороге, нек-рые участники посольства выдвинули архим. Иоанна новым кандидатом на митрополичий престол, но окончательный выбор пал на архим. Переяславского Пимена . В летописи архим. Иоанн назван «первым общему житию началником на Москве», т. о., к 70-м гг. XIV в. В. м. имел общежительный устав, архимандритию, играл важную роль в церковно-политической жизни. По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно. В. м. именовался «Петропавловским», «Петровским», «Петра митрополита», «Петровским Высоким», с нач. XVIII в.- «Высоко-Петровским». Именование «Петропавловский», возможно, объясняется типичным для средневековья смешением престолов соименных святых, к-рое усилилось в кон. XVII в. с воцарением Петра I . Топоним «Высокий» связан с местоположением мон-ря на возвышенности либо с преданием о видении Иоанну Калите «высокой горы». Именование В. м. повлияло на топонимику окрестностей, дав название ул. Петровке, воротам Белого города, бульвару, переулку и др.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Москва. Высокопетровский монастырь. Карта и ближайшие объекты Высокопетровский монастырь, 2 класса, в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 году великим князем Дмитрием Донским; в 1505 году при великом князе Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь святого Петра митрополита. Здесь находятся иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 году исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе святого Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме находятся гробницы Нарышкиных, родственников по матери императора Петра I. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Предание, однако, возводит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда московский князь поставил на правом берегу Неглинной Боголюбскую церковь. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Иван Калита ехал вдоль реки и вдруг увидел перед собою высокую гору, покрытую белым сверкающим снегом. Видение исчезло — сперва снег, затем гора. Митрополит Петр так растолковал Калите его смысл: гора — это князь, а снег — он, митрополит Петр; раз снег растаял, то митрополит умрет раньше князя. В память о Петре-митрополите Калита и выстроил храм. Есть, правда, сведения, что монастырь основан был еще при жизни Петра, в 1326 году. Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII века назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. Иоанн сопровождал в Константинополь небезызвестного Михаила-Митяя, избранного в русские митрополиты. В XV-XVII веках Петровский монастырь постепенно расширялся, входил в северную линию монастырей-форпостов столицы. В конце XVI века, после строительства стен Белого города, он оказался в черте Москвы. Обитель пользовалась вниманием знати и царствующих особ: в 1505-1517 годах ее перестраивал великий князь московский Василий, на рубеже XVII-XVIII веков — Петр I и весь род Нарышкиных, чья фамильная усыпальница находилась в Боголюбской церкви. Здесь, в частности, похоронены были Иван и Афанасий Нарышкины, дядья Петра I, убитые во время стрелецкого бунта 1682 года, дед Петра Кирилл Нарышкин. Некогда камни монастырского кладбища хранили память и о других старинных московских родах — Бутурлиных, Нащекиных, Свиньиных.

http://sobory.ru/article/?object=03404

ДК Петлюра vs Высокопетровский монастырь: Что происходит. По пунктам В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры 27 апреля, 2018 В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры, расположенного на улице Петровка в Москве и выселяют ДК Петлюры из подвального помещения монастыря. Наместник монастыря, игумен Петр (Еремеев) рассказал , что происходит на самом деле. «Друзья, мы не против «ДК Петлюры», мы против приватизации подвала, вход в который находится на территории монастыря, посторонними людьми. После чего тут явно не было бы Александра Ляшенко и его арт-проектов. А монастырь получил бы некое чужеродное доходное предприятие на своей территории. Но мы за Александра Ильича и культуру, поэтому добиваемся выделения ему вместо утлого подвала со складом нормальных помещений под галерею и его проекты. А до тех пор мы будем хранить его вещи и обеспечим ему необходимый доступ. Ближе к делу. Начну с главного. Кому же нужен скандал, кто бенефициар? Как и в прежних «сливах» героем раскрутки данного конфликта является руководство ТСЖ — того самого «Доходного дома», радушно пичкающее журналистов информацией о якобы алчных планах монастыря «все захватить». Как это было и сегодня. Многие из жильцов уже разобрались в корыстном интересе своих соседей и дистанцировались. Но интерес других никуда не делся, как и желание повысить ликвидность своего элитного имущества за счёт монастыря. Все последние годы мне и угрожают, и сулят конкретные немалые суммы за уступку или скрытую аренду территории монастыря, примыкающей к дому, под машиноместа с возможностью использовать эту информацию при продаже и сдаче квартир под найм. Наверняка адресат прочитает, поэтому твердо повторю: территория эта предназначена для входа посетителей монастыря с Петровского бульвара, она определена для общественного пользования и такой останется. Никакой элитной парковки на территории монастыря не будет.

http://pravmir.ru/dk-petlyura-vs-vyisoko...

I. Древние и другие примечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре 1 В 1-й книге Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских, 1874 г. (отд. V, стр. 173 – 233), помещены «Списки настоятелей московского Высокопетровского монастыря с 1379 года», и еще статья с заглавием: «Надгробные памятники того же монастыря», в которой изложены уцелевшие на них надписи. В Петровском монастыре, кроме надгробных, есть много других древних надписей: на крестах, церковных сосудах, иконах, книгах и т. д. Они приведены сполна в предлагаемом сочинении. Из описанных в нем церковных и ризничных вещей, замечательных сами по себе, или только по имеющимся на них надписям, почти все сохранились до настоящего времени, а об остальных, не существующих ныне вещах, потребные сведения заимствованы из старых монастырских описей. Таковы: 1) опись, составленная по указу Петра I от 27 Февраля 1699 г., хранимая в Архиве Министерства Юстиции, 2) «Книга описная, вновь учиненная» в декабре 1774 года. К числу достопримечательных вещей Высокопетровского монастыря принадлежат: Евангелия Евангелие, печатаное в Москве 1628 г., на простой бумаге в десть, обложено объярью лимонного цвета с серебряными травами. На верхней дске в середине чеканный образ Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по углам Евангелисты; на обратной дске средник и наугольники с репьями (листками, цветами), резными по серебру. По листам сделана полууставом надпись: «Лта 7142 (1634), генваря 12 дня, въ царствующемъ граде Москве, въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы 2 далъ книгу, глаголемую напрестольное, печать московская, Москвитинъ Исай Савельевъ сынъ Тележниковъ, по своей душе и по родителехъ своихъ. И сию книгу изъ церкви никому не вынести, ни продать, ни заложить ни попомъ, ни ни какова чина человку. А кто вынесетъ, тово судить Гь (Господь) на ономъ будущемъ суду». По другим листам этой же книги встречается другая чья-то надпись: «Лта 7142 (1634), февраля 2 дн, въ царствующемъ граде Москве, въ Беломъ городе, за Неглиною (ркою), на Петровке, въ Петровской монастыр(ской) 3 древяной храмъ, теплой».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Иов, митрополит Новгородский и Великолуцкий Родился в селе Катунки Балахнинского уезда Нижегородского края. Происходил из духовного сословия. Рано принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1690 года – архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. 28 апреля 1694 года переведен из Высокопетровского монастыря настоятелем Троице-Сергиева монастыря. 6 июня 1697 года патриархом Адрианом († 1700) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. В 1704 году освятил в Санкт-Петербурге первую церковь в крепости. С 1712 года неоднократно просил увольнения на покой, но его просьбы не были удовлетворены. Скончался 3 февраля 1716 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Митрополит Иов принадлежит к числу выдающихся русских иерархов. По условиям того времени, он не получил достаточного начального образования, но был человеком довольно просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения. Он очень любил книги и принимал их, по его выражению, «яко корабли индийския, наполненный тмищными благами и бисеры многоценными, различным индийским камением и адамантами сияющими». Он имел у себя обширную библиотеку. С уважением относился митрополит к ученым и готов был прощать их вольные и невольные слабости. По его ходатайству были возвращены из ссылки греческие ученые братья Лихуды, которые стали первыми учителями образованного митрополитом Иовом в 1706 году Новгородского греко-славянского духовного училища. Для училища было выстроено специальное двухэтажное здание за счет средств Софийского собора. Ученики же, которых насчитывалось до 153 человек, содержались за счет домовой казны митрополита. В деле развития просвещения митрополит Иов был прогрессивен для своего времени. Его епархия являлась образцом для других епархий. Основанное им духовное училище стало центром развития образования не только в Новгородской епархии, но и в других. По рекомендации Священного Синода, многие епархии стали обращаться к митрополиту Иову за учителями из числа воспитанников училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901, г. Тирасполь - 4.11.1937, Сиблаг, Новосибирская обл.), прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Из семьи священника-миссионера. В нач. 20-х гг. служил в Красной Армии. Был увлечен идеями обновленца В. Д. Красницкого . В 1924 г. сблизился с еп. (впосл. архиепископом) Сергиевским Варфоломеем (Ремовым) и отошел от обновленчества. Стал прихожанином Высокопетровского московского муж. мон-ря , где учился в нелегальном духовном учебном заведении, продолжавшем традиции МДА. 17 марта 1926 г. пострижен в мантию, 17 апр. рукоположен во иерея. В постриге получил имя Герман в память схиигум. Смоленской Зосимовой пуст. Германа (Гомзина) , к-рый был духовным наставником Варфоломея (Ремова). В мон-ре нес послушание по организации учебного процесса в тайной «академии». Вскоре Г. стал одним из известных в Москве духовников. Был духовно близок общинам храмов свт. Николая у Соломенной Сторожки и свт. Митрофания Воронежского в Петровском парке, где неоднократно служил. После арестов в 1929 г. священников этих храмов священномучеников Владимира Амбарцумова и Владимира Медведюка часть прихожан перешла под окормление Г. в Высокопетровский мон-рь. Г. последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . После закрытия в 1929 г. последнего из действовавших монастырских храмов - собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери - высокопетровский клир перешел в храм прп. Сергия Радонежского на Б. Дмитровке. Здесь духовническая деятельность Г. достигла расцвета. В 1932 г. он был возведен в сан архимандрита. 28 янв. 1933 г. Г. был арестован вместе с др. молодыми пострижениками Высокопетровского мон-ря и как участник «контрреволюционной организации христианской молодежи» приговорен к 3 годам ИТЛ. Отбывал срок в Сиблаге, близ г. Мариинска, в Западно-Сибирском крае, продолжал в заключении духовно окормлять верующих. Из-за жесткого ограничения числа отправляемых из лагеря писем Г. в одном послании обращался сразу ко мн. духовным чадам, письма разрезали на фрагменты, к-рые раздавали адресатам. В лагере Г. посетила одна из его духовных дочерей - З. С. Черкова, сумевшая передать ему Св. Дары. В заключении Г. узнал о казни архиеп. Варфоломея (Ремова) и написал 2 заупокойных канона, посвященные его памяти.

http://pravenc.ru/text/164729.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (сер. XVII в., слобода Катунки, ныне Нижегородской обл.-3.02.1716, Новгород), митр. Новгородский и Великолуцкий. Из духовного сословия. По преданию, сохранявшемуся в слободе Катунки, «он с малых лет ходил по монастырям и, достигши Сергиевой лавры, там остановился и занялся науками». Принял постриг и был рукоположен во диакона в Троице-Сергиевом мон-ре (впосл. лавра). То, что И. увидел в Троицкой обители во время обширных строительных работ 80-х гг. XVII в., впосл. отразилось в его храмостроительной деятельности. В 1689(1690) г. патриархом Московским и всея Руси Иоакимом И. был назначен настоятелем Высокопетровского во имя святителя Петра, митрополита Московского, монастыря , возведен в сан архимандрита. В период его настоятельства Высокопетровский монастырь - родовая усыпальница Нарышкиных, родственников царя Петра I,- был заново отстроен. 8 мая 1690 г. в присутствии царей Петра I и Иоанна V в обители был освящен обновленный собор во имя свт. Петра, митр. Московского. После богослужения Петр I в покоях И. «жаловал бояр и околничих и думных и ближних людей водкою». В том же году по указу царя в монастыре началось строительство трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского, задуманного по аналогии с одноименным храмом Троице-Сергиева монастыря; одновременно строились корпус братских келий, «новоманерная» надвратная колокольня. В 1691 г. в мон-ре состоялись похороны родственников Петра I - его деда, боярина К. П. Нарышкина, и дяди, кравчего Ф. К. Нарышкина (на обоих погребениях присутствовал патриарх Московский и всея Руси Адриан ). Заботами И. в 1690-1691 гг. к обители были приписаны саратовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь с рыбными ловлями и саранский Богородицкий жен. мон-рь. Высокопетровский архимандрит занимал 10-е место по старшинству («степени») среди настоятелей мон-рей России (5-е среди московских), участвовал в погребении патриарха Иоакима, часто сослужил патриарху Адриану, который посылал его совершать богослужения в приходские храмы Москвы. 22 окт. 1690 г. И. возглавлял крестный ход вокруг Белого города.

http://pravenc.ru/text/578172.html

Резолюция конференции «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» 1-2 февраля 2006 года в рамках XIV Международные Рождественские образовательные чтения ”Школа и церковь – традиции и реформы образования» в Российском государственном социальном университете   прошла конференция «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» состоялась под председательством   ректора РГСУ, член-корреспондента РАН Василия Ивановича Жукова и епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Кураторами конференции выступили: игумен Феофилакт (Безукладников), благочинный храмов Всехсвятского округа г. Москвы и диакон Валерий Бахтерев, клирик Патриаршего подворья Высокопетровского монастыря, референт Сектора Церковно-приходского образования Синодального отдела Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. В Конференции приняли участие свыше 430 человек: руководители комитетов Совета Федерации ФС РФ, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители министерств, ведомств, федеральных и региональных служб, Генеральной Прокуратуры, священнослужители, монахи и монахини из различных епархий Русской Православной Церкви, педагоги, ученые и практические работники, решающие проблемы беспризорности и безнадзорности в стране. Выступили с докладами и сообщениями 107 человек. В частности, наиболее содержательные аналитические доклады по проблемам, обсуждавшимся на Конференции, представили Преосвященный Питирим, епископ Сыктывкарский и Воркутинский; игуменья   Николая, настоятельница Свято-Николаевского Черноостровского женского монастыря г. Малоярославец, игуменья Олимпиада, настоятельница Покровского Хотьково   ставропигиального женского монастыря, Зубова Людмила Александровна, Президент благотворительного фонда Пансиона «Надежда» для несовершеннолетних и престарелых Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря г. Мурома; Соловьева Ирина Вячеславовна, Секретарь Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы; Священник Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове г. Москвы,   диакон Дмитрий Привезенцев, клирика храма иконы Божьей Матери «Знамения»   в Переяславской Слободе   г. Москвы.

http://pravoslavie.ru/447.html

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 3 Следующим Симбирским архипастырем стал человек кроткий и смиренный, подвижник и аскет, епископ Евгений (Сахаров-Платонов). На время его управления епархией в ней не происходило каких бы то ни было значимых событий, но это скорее его заслуга, чем результат отсутствия деятельности. Родился преосвященный Евгений (в миру Макарий Сахаров) в селе Урене Варнавинского уезда Костромской губернии в семье причетника. Образование получил в Костромской духовной семинарии. В 1838 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. Еще во время учебы ему, как лучшему ученику, владыкой Филаретом (Дроздовым) была утверждена стипендия памяти митрополита Платона (Левшина) с присоединением к фамилии стипендиата второй фамилии – Платонов. Окончив академию, владыка отправился с небольшой группой выпускников в Саровскую пустынь и встретился там с великим подвижником преподобным Серафимом Саровским. Преподобный благословил каждого из группы, пришедшей к нему за благословением пешком из Москвы. Когда очередь дошла до Макария, то преподобный Серафим сам подошел к нему и, провидя в нем будущего благочестивого архипастыря, поклонился ему в ноги и поцеловал руку . 29 августа 1838 года Макарий был пострижен в монашество с именем Евгений, а 4 сентября рукоположен в иеромонаха. С 21 сентября 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 28 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1844 года – профессор академии. 13 февраля 1847 года назначен ректором Вифанской семинарии, а 22 мая определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря. С 20 декабря 1849 года – ректор Московской духовной семинарии и настоятель Московского Высокопетровского монастыря. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной академии. 6 октября 1857 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 октября 1858 года – епископ Симбирский и Сызранский .

http://pravoslavie.ru/31259.html

Закрыть Исихазм как политическое явление Часть 1 26.06.2019 3963 Время на чтение 32 минут 28 Января 2019 г. в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами прошло совещание с представителями епархиальных «военных» отделов в рамках секции «Церковь и Армия» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Участие в совещании приняли 135 человек из 107 епархий Русской Православной Церкви. Ключевой темой форума стали доклады и выступления о значении духовной практики Исихазма в современных условиях . Докладчики отметили уникальность поднятой темы, выразив живую заинтересованность в проработке духовных вопросов пастырского служения в воинских формированиях и развитии святоотеческой традиции умного делания в современных условиях. С докладами выступили: председатель Синодального отдела, Протоиерей Сергий Привалов «Актуальность просвещения военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов вопросам внутреннего духовного делания», духовник Высокопетровского монастыря Москвы Игумен Петр (Пиголь) «Основные особенности Исихазма: методология и практика»; доктор юридических наук, генерал-лейтенант юстиции Алексей Михайлович Величко «Исихазм как политическое явление»; насельник Исихастириона Святителя Иннокентия Иркутского, Каруля (Афон) Игумен Алексий (Просвирин) «О практике современного Исихазма на Святой Горе»; сотрудник военного отдела Рыбинской епархии Протоиерей Игорь Петров «Святоотеческая традиция умного делания в современной пастырской практике»; председатель Отдела Мурманской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, протоиерей Андрей Амелин « Духовно-нравственное и патриотическое воспитание Российского воинства на современном этапе военно-церковного взаимодействия» ; историк Леонид Евгеньевич Болотин «Иисусова Молитва и православно-патриотическое общественное движение со второй половины 1980-х годов и по нынешнее время»; препод аватель воскресной школы Николо-Бирлюковского мужского монастыря Алексей Иванович Сазонов «Съемка серии фильмов популяризирующих Исихазм»; Павел Геннадьевич Фокин «Опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе проектов кинокомпании " Союз Маринс групп " »; а также историк Вячеслав Михайлович Катков и помощник председателя Синодального отдела Борис Михайлович Лукичев.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/27/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010