Москва. Высокопетровский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1315 и 1316. Архитектор:М.Захаров (монастырские корпуса), Ф. Иванов. Б.П. Дедушенко, С.А. Гаврилов (реставрация) Ссылки:     Адрес: Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2. Координаты: 55.767293, 37.614348 Проезд:Станция метро " Чеховская " , " Пушкинская " , " Тверская " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Высокопетровский монастырь, 2 класса, в Москве, на Петровке, у бывших Петровских ворот. Первоначально построен в 1380 году великим князем Дмитрием Донским; в 1505 году при великом князе Василии Ивановиче вновь перестроен и назван Петровским на Высоком, в честь святого Петра митрополита. Здесь находятся иконы Божией Матери: чудотворная Казанская в Сергиевском храме, прославившаяся в 1849 году исцелением припадочных больных, и особо чтимая — Толгская в храме ее имени, Боголюбская в храме ее имени и Влахернская (из воскомастики, в серебряной ризе, осыпанной драгоценными камнями) в приделе святого Митрофана Воронежского. В Боголюбском храме находятся гробницы Нарышкиных, родственников по матери императора Петра I. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Петровский мужской монастырь «на Высоком» впервые упоминается в летописях 1377 года. Предание, однако, возводит его историю ко временам Ивана Калиты и митрополита Петра, к 1330-м годам, когда московский князь поставил на правом берегу Неглинной Боголюбскую церковь. Согласно легенде, изложенной в Степенной книге, Иван Калита ехал вдоль реки и вдруг увидел перед собою высокую гору, покрытую белым сверкающим снегом. Видение исчезло — сперва снег, затем гора. Митрополит Петр так растолковал Калите его смысл: гора — это князь, а снег — он, митрополит Петр; раз снег растаял, то митрополит умрет раньше князя. В память о Петре-митрополите Калита и выстроил храм. Есть, правда, сведения, что монастырь основан был еще при жизни Петра, в 1326 году. Отстроенный уже при Дмитрии Донском монастырь вплоть до XVII века назывался еще и Петропавловским. Первым архимандритом его был Иоанн, известный тем, что впервые ввел в Москве общежительный монастырский устав. Иоанн сопровождал в Константинополь небезызвестного Михаила-Митяя, избранного в русские митрополиты.

http://sobory.ru/article/?object=03404

Ираклий Евреинов 14 апр. 1804 перев. из Иосифова, а 28 июля 1811 – в Московский Даниилов мнтрь. Гедеон Фомин в 1811 перев. из Лужецкого монастыря; † 23 дек. 1812. Лаврентий Бакшевский 2 апр. 1813 перев. из Московского Златоустова монастыря, а 26 июня 1816 – в Высокопетровский. Авраам Шумилин 26 июля 1816 перев. из Московского Златоустова, а 20 дек. 1817 – в Спасо-Андрониев мнтрь. Аполлос Алексеевский 20 дек. 1817 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 7 мар. 1821 – в Новый Иерусалим. Афанасий Петриев , с 1821; 23 июня 1823 перев. в Донской мнтрь. Иннокентий Платонов 23 июля 1823 перев. из Новгородского Антониева; в 1828 – в Нижегородский Печерский мнтрь. Никодим , из Златоустова, 15 июля 1828 хирот. в еписк. Орловского. Арсений Нагибин , из Златоустова, 19 февр. 1828–37; перев. в Новый Иерусалим. Филарет Гумилевский , с 1837, а 21 дек. 1841 хирот. в еписк. Рижского (викария Псковской епархии). Евсевий Орлинский , в 1842–45, 5 окт. перев. в Высокопетровский мнтрь. Митрофан Воронцов 5 окт. 1845 перев. из Московского Знаменского монастыря; † 19 нояб. 1850. Иоанникий Холуйский , Чудовский наместн., 31 дек. 1850 перев. из Московского Знаменского монастыря; в июле 1857 от наместничества уволен, а 10 авг. 1859 определён в Высокопетровский. Иннокентий Орлов 7 авг. 1859 перев. из Московского Знаменского монастыря, а 3 июня 1863 – в Спасо-Андрониев. Игнатий Рождественский 25 окт. 1863 перев. из Московского Знаменского монастыря; 7 авг. 1866 хирот. в викария Московской епархии. Никодим Белокуров 10 мар. 1867 перев. из Златоустова; в сент. 1873 перев. в Александро-Невскую Лавру наместником; с 1875 викарий Новгородский. С 1873 управляет викарий Игнатий , еписк. Можайский. 12 Лужецкий Рождество-Богородичный, у города Можайска, основан в 1408 г. св. Ферапонтом Белоезерским. Ныне второклассный. [V, 26.] Архимандриты Макарий , с 1506; 4 мар. 1526 хирот. в архиеп. Новгородского. Феодосий , прежде 1532. Кирилл , 1534. Гурий , 1547–51. Макарий , 1564–67. Иона , 1571 и 72. Христофор , 1577.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посему всепокорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство почтить меня уведомлением, не имеется ли со стороны Вашего Высокопреосвященства препятствия к перемещению· помянутой игумении Аполлинарии из Киевской епархии в Тверскую, дабы я мог обратиться затем к Святейшему Синоду с ходатайством об определении ее, Аполлинарии, на игуменскую вакансию в Знаменский, г. Осташкова, монастырь. Поручая себя Вашим святительским молитвам, с глубоким высокопочитанием и совершенною преданностью имею честь быть». 21-го ч. писал я в Москву настоятелю Спасо-Андрониевского монастыря, архимандриту Григорию 138 , в ответ на его письмо от 16-го ч., при котором прислано было мне несколько брошюр разного содержания: «Искренно благодарю Вас за присланные мне брошюры. Особенно интересен Ваш список настоятелей Андрониева монастыря. В нем Вы частью исправляете, частью восполняете список Строева. В Ваш список попал бы и я, если бы не отказался от чести быть Управляющим Спасо-Андрониева монастыря, когда покойный Владыка Филарет, сделавши меня своим вторым викарием, предлагал мне этот монастырь вместо Высокопетровского. Но я предпочел остаться в этом, последнем, как более центральном. Скажите, пожалуйста, будет ли когда-нибудь конец Филаретовским резолюциям? Или этот кладезь неисчерпаем? Спасибо редакции Орловских епархиальных ведомостей за то, что она, воспользовавшись вашим трудом, собрала напечатанные до 1889 г. резолюции покойного Святителя в особую книгу и расположила их по рубрикам Консисторского Устава. Это важное для нас – епархиальных архиереев пособие. Посылаемые Вам вместе с сим, под бандеролем; брошюры – произведения Тверской прессы примите от меня с любовью». На другой день, т. е. 22-го числа, о. архимандрит Григорий, получив мое письмо, пишет мне: «Ваше драгоценное письмо и многополезные для меня книги – произведения Тверской прессы получил я с глубочайшею благодарностью за Ваше Архипастырское доброе внимание ко мне. Из письма было весьма интересно узнать мысль Владыки Филарета дать Вам в управление Спасо-Андрониев монастырь вместо Высокопетровского. Прежде я не слыхал о том ни от кого.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Иоанна Предтечи на Земляном Валу, вечерню и молебен в храме Василия Кесарийского на Тверской. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас). Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и возглавил крестный ход. 8/21 августа. Служил литургию в Высокопетровском монастыре. 11/24 августа. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. 12/25 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 августа. Служил вечерню и всенощную в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры. 15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры и возглавил крестный ход вокруг монастырской ограды. 16/29 августа. Служил вечерню и всенощную в Черниговском храме Гефсиманского скита. 17/30 августа. Служил литургию в Черниговском храме Гефсиманского скита и возглавил крестный ход. 19 августа/1 сентября. Празднование Донской иконы Божией Матери. Служил литургию в Донском монастыре. 23 августа/5 сентября. Служил всенощную в Высокопетровском монастыре. Письменное обращение патриарха в СНК по поводу ареста в Могилеве ксендзов. («Ксендзы служат не нашей Церкви, однако во имя того, что мы служители Единому Богу Христу, я усердно прошу облегчить их участь и дать им возможность исполнять свой священный долг по отношению к пасомым. Не повторяю уже прежних своих писаний о всей несправедливости, жестокости и бесцельности взятия заложников, и особенно из служителей культа».) В этот день в Москве расстреляны епископ Ефрем (Кузнецов) и протоиерей Иоанн Восторгов .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

ДК Петлюра vs Высокопетровский монастырь: Что происходит. По пунктам В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры 27 апреля, 2018 В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры В СМИ появились сообщения о том, что представители Высокопетровского монастыря в Москве опечатали «ДК «Петлюра»» художника Александра Петлюры, расположенного на улице Петровка в Москве и выселяют ДК Петлюры из подвального помещения монастыря. Наместник монастыря, игумен Петр (Еремеев) рассказал , что происходит на самом деле. «Друзья, мы не против «ДК Петлюры», мы против приватизации подвала, вход в который находится на территории монастыря, посторонними людьми. После чего тут явно не было бы Александра Ляшенко и его арт-проектов. А монастырь получил бы некое чужеродное доходное предприятие на своей территории. Но мы за Александра Ильича и культуру, поэтому добиваемся выделения ему вместо утлого подвала со складом нормальных помещений под галерею и его проекты. А до тех пор мы будем хранить его вещи и обеспечим ему необходимый доступ. Ближе к делу. Начну с главного. Кому же нужен скандал, кто бенефициар? Как и в прежних «сливах» героем раскрутки данного конфликта является руководство ТСЖ — того самого «Доходного дома», радушно пичкающее журналистов информацией о якобы алчных планах монастыря «все захватить». Как это было и сегодня. Многие из жильцов уже разобрались в корыстном интересе своих соседей и дистанцировались. Но интерес других никуда не делся, как и желание повысить ликвидность своего элитного имущества за счёт монастыря. Все последние годы мне и угрожают, и сулят конкретные немалые суммы за уступку или скрытую аренду территории монастыря, примыкающей к дому, под машиноместа с возможностью использовать эту информацию при продаже и сдаче квартир под найм. Наверняка адресат прочитает, поэтому твердо повторю: территория эта предназначена для входа посетителей монастыря с Петровского бульвара, она определена для общественного пользования и такой останется. Никакой элитной парковки на территории монастыря не будет.

http://pravmir.ru/dk-petlyura-vs-vyisoko...

Храм Преподобного Сергия в трапезной Высокопетровского монастыря открылся только в 1992 году. 17 июля 1992 года, под Преподобного Сергия, в этом храме была отслужена первая всенощная. Иконостаса еще нет, висят наши пикейные одеяла, к ним прикреплены иконы. Но уже есть подсвечники, большой хор. У нас дома очень много фотографий, на которых видно, как отец Глеб совершает службу, с каким тщанием он помазывает елеем подходящих к нему прихожан. Надо сказать, что отец Глеб всегда очень внимательно благословлял, большим крестом, причем сердился, если человек в данный момент был несобран. В то время всенощные отец Глеб служил в Высокопетровском монастыре, а литургию – в Крапивниках, потому что в монастырском храме еще не было малого освящения. Малое освящение храма Преподобного Сергия Высокопетровского монастыря состоялось в октябре 1992 года, в пятницу перед Димитриевской субботой. Уже был иконостас, Царские врата; правда, еще не все иконы для иконостаса были написаны. На другой день, в родительскую субботу, была совершена первая Божественная литургия. Надо сказать, что на малое освящение храма приезжал Святейший Патриарх Алексий II, и здесь отец Глеб получил первые награды – набедренник и наперсный крест; правда, еще раньше он получил камилавку. Есть очень хорошие фотографии: отец Глеб снимает крест, а Патриарх подает ему другой, и помогает ему отец Владимир Диваков. К Пасхе 1993 года, которую мы уже совершали в Высокопетровском монастыре, отец Глеб указом получил сан протоиерея, и все его называли протоиереем, поминали как протоиерея, а оказывается, в этот сан возводят на архиерейской службе: священник подходит к Святейшему Патриарху или к архиерею, и тот читает молитву и называет его протоиереем. В сан протоиерея отца Глеба возвели в 1994 году, 8 июня, после первой операции. Шестой коридор В 1991 году отец Глеб начал ходить в Бутырскую тюрьму. Сначала он совершил там молебен с водосвятием – в какой-то комнате, на столе, где сбоку был герб Советского Союза. Потом отец Глеб добился, чтобы в Бутырках ему дали помещение под храм. Старый храм Бутырской тюрьмы после революции был разорен и разделен на два или три этажа. Верхний этаж отдали отцу Глебу, и он начал там служить; еще без алтарной преграды (там, как и в Крапивниках, на стене на фанерных листах висели наши пикейные одеяла с иконами). Первую литургию в Бутырском храме отец Глеб совершил на Светлой седмице 1992 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В центре Москвы при демонтаже часть башенного крана упала и повредила купол церкви 27.11.2012 Столичная полиция проводит проверку по факту повреждения стрелой крана купола церкви в Москве , сообщили в пресс-службе столичного главка МВД. " Сегодня по адресу Петровка 28, по предварительной информации, при демонтаже башенного крана стрела крана повредила купол церкви Сергия Радонежского (на территории Высокопетровского монастыря ) - прим.ИТАР-ТАСС. Пострадавших нет, проводится проверка " , - сказал собеседник агентства. В правоохранительных органах столицы ИТАР-ТАСС сообщили, что в ходе работ часть металлической конструкции оборвалась и упала на территорию Высокопетровского монастыря. На место происшествия прибыли сотрудники правоохранительных органов, которые устанавливают обстоятельства произошедшего. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.11.2012 08:04:26 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/14274.html

Год приговора: 1920 Приговор: 3 года принудительных работ Места заключения Москва, Бутырская тюрьма, карантин, 4 корпус, 33 камера; 6 корпус, 51 камера Год начала: 1920 Дата окончания: 1921.02.28 Освобожден по постановлению Президиума ВЧК «ввиду тяжкого состояния здоровья» По сведениям [Д1] «Медицинское заключение от 5 января 1921г. свидетельствует: «Туберкулез легких, камни в печени, острое малокровие, упадок питания» По сведениям [Д1] освобожден 1 марта 1921г. Рукоположение епископ Дата рукоположения: 1921.07.28 Кто рукоположил: Святейший Патриарх Тихон и др. Служение, епископ Московская епархия Должность: епископ Сергиевский (Загорский), викарий Московской епархии Дата начала: 1921.07.28 Москва, Высокопетровский монастырь Должность: настоятель Год начала: 1923 Год окончания: 1928 Инициатор духовно-просветительской и духовнической деятельности в Высокопетровском монастыре, почитался как аскет и исповедник. Аресты Год ареста: 1928 Обвинение при аресте: «укрывательство шпиона» Освобожден после дачи подписки о сотрудничестве с ОГПУ (от которого, видимо, он затем всячески уклонялся). Примерно к этому же времени относится начало его отношений с «Апостольским администратором в Москве», католическим епископом Пием-Эженом Неве. Рукоположение архиепископ Дата рукоположения: 1934.07.09 Служение, архиепископ Москва, храм Рождества Богородицы в Путинках Должность: настоятель Год начала: 1929 Год окончания: 1935 В 1932г. тайно перешел в католичество (по данным следственного дела). Отношения архиепископа Варфоломея с католиками не были неизвестны НКВД. Места проживания Москва, Зельев пер., 6–1 Год начала: 1929 Год окончания: 1935 Аресты Москва, Высокопетровский монастырь Дата ареста: 1935.02.21 Осуждения Военная Коллегия Верховного Суда СССР Дата приговора: 17.06.1935 Обвинение: «встречи с неофициальным представителем Ватикана в Москве, сообщение ему сведений о преследовании религии в СССР! Статья: ст.58–1 " а«—4—8 через 19–11 УК РСФСР Приговор: высшая мера наказания – расстрел с конфискацией имущества

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

1 июля 1735 г. власти Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове просили Коллегию Экономии описать монастырские ветхости. Таковых оказалось на 1660 руб. 90 коп., о чем Коллегия и донесла Синоду. Но от него резолюции не последовало. Тем временем в большой пожар Москвы, бывший 29 мая 1737 года, сгорело в Коллегии Экономии и дело, и смета по Борисоглебскому монастырю. 20 марта 1739 г. монастырь донес, что ветхости угрожают разрушением. Но и на это не последовало ответа. Чем кончилось – неизвестно 972 . Другой пример: 3 октября 1735 г. Коллегия Экономии просила Синод о разрешении починить кровли Высокопетровского монастыря, но безответно. Между тем, не дождавшись резолюции, власти истратили на материалы до 601 руб. 50 1/2 коп. и просили, чтобы до таковой оброчные деньги с заопределенных вотчин не взыскивались. В виду сего 17 июня 1736 г. Коллегия Экономии писала опять, что чинить нужно и что если Синод не даст резолюции, то уже заготовленные материалы будут проданы. Но 7 июня того же года Синод получил из Сената ведение, что все доходы Коллегии Экономии предназначены на ружников (см. выше), а потому сам обратился за разрешением вопроса о кровлях Высокопетровского монастыря в Сенат. Последний донес об этом Кабинету в виде общего принципиального вопроса, но – как мы знаем – удовлетворительного ответа не получил. Вместе с тем в сентябре 1737 г. Сенат распорядился немедленно и без послабления взыскать вышеупомянутые 601 руб. 50 1/2 коп., так что 26 февраля 1741 г. монастырю пришлось вновь просить денег на ремонт и, конечно, без результата 973 . И таких случаев было много 974 . Естественно, что попытки духовных властей ходатайствовать об отпуске кредита на строение и ремонт были сравнительно немногочисленны. Большей частью их ожидала канцелярская волокита или отказ 975 . Поэтому расход на строительство ложился, особенно до Елизаветинского царствования, на самих владельцев, т.е. вернее на их вотчинных крестьян, которые этим отягощались еще более 976 . Нередко случалось, что духовные власти предпочитали затрачивать на ремонт суммы, подлежащие в уплату оброков в пользу Коллегии Экономии или Канцелярии С. Э. Правления 977 , причем сначала такие растраты им не прощались, что едва ли не отзывалось на крестьянах еще более тягостно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятыя Бцы, что на Убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сна Земсково и протчих Христолюбивых дателей, весу 66 пуд[ов] 27 ф[унтов], лил мастер Константин Михайлов сн Слизов». Над Покровскою церковью Высокопетровского монастыря воздвигнута колокольня в два яруса. Снизу она четырехъярусная: в первом ярусе – св. ворота; во втором церковь Покрова Божией Матери; в третьем висят колокола; четвертый праздный: затем следуют: купол, фонарь и все здание, имеющее в высоту около 20 саженей], довершается большою главою с осьмиконечным крестом. В 1702 году «Мая в 13 день подрядился часовенный мастер Иван Захарьев сделать в Петровский Высокий монастырь часы, весом в 30 пудов железа и работником быть монастырским. По договору довелось ему дать за работу 15 рублев и напредь дано 6 р[ублей], да к тем часам куплено укладу на 8 алтын». Часы долго существовали. В описи 1763 года пишется: «Колокольня, покрытая железом, на ней немецкия часы, восемь колоколов». В другом позднейшем документе читаем: «1777 года маия 31 дня дан сей контракт... Троицкой башни (в Кремле) часовой мастер Николай Ильин сын Коренев в том, что подрядился я исправить состоящия при оном (Высокопетровском) монастыре на колокольне большия немецкия часы за договорную мною цену 17 рублев, и те часы мне исправить самою прочною работою, и быть им в моем смотрении один год; а естли какое в них будет несходство, то поправить я должен, не требуя более денег николикаго числа» и проч. к сему контракту вместо него подписался «колокольной игральной музыки Троицкой башни подмастерье Иван Левонтьев сын Михайлов» 440 . В 1703 году сделаны «часы боевые, сверх церкви Покрова, на колокольне» Высокопетровского монастыря. Мастер – «Воскресенскаго что на Истре, монастыря часовик Иван Захаров». Того же года, «июня в 6 день обменен колокол ветхой на новые четыре колокола; весу в старом было 3 п[уда] 29 ф[унтов], а в новых 3 п[уда] 34 ф[унтов]. Дано с пуда за дело по осми алтын по две деньги, итого 31 алтын 2 деньги» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010