IV, издание А. Мартынова . М. 1883, стр. 1–76. 5 Жития святых, август, Москва, 1885, стр. 112–114. Ярославский Толгский монастырь. Ярославль, 1873, стр. 1–4. Епископ Прохор, посвященный в этот сан митрополитом Петром в 1311 г., сконч. 7 сент. 1328 г. и погребен в Ярославском Спасском монастыре (за алтарем Преображенской церкви), где он был архимандритом до 1811 года. 6 Ярославский Толгский мон., 1873, стр. 21–22, 59–60 и 66. На 77 стр. замечено, что на чудотворную икону Толгскую имеются еще две жемчужные с драгоценными камнями ризы. Мы описали ризу под 1-м. 7 Нарышкин род. 11 апр. 1668, ум. 26 ноября 1735 г. и погребен вероятно в Высокопетровском монастыре. Первая жена его Прасковия Онуфриевна Денисьева. Из исповедных ведомостей за 1737 г. видно, что Анастасия Александровна , вторая его жена, 35 лет, имела дом в приходе Николаевской, в Мыльниках, церкви, находившейся близ Воспитательного дома и упраздненной после моровой (1771 г.) язвы. Подробные сведения о построении ею Толгской церкви см. в «Моск. Еп. Ведомостях» 1872, Л» 50, стр. 531–532. Она сконч. 26 янв. 1773 г., но в монастыре Высокопетровском, в центре города, не могла быть похоронена в то время. Из бояр, погребавшихся здесь до 1771 года, известен майор Иван Ив. Нарышкин, женатый на Таракановой и умерший 18 янв. 1758 г. на 27 году от рождения. Тело его положено под Толгскою церковью возле южной стены. 9 Обстоятельства явления сей чудотворной иконы были следующие: священник Покровского храма Василий Данилов, купив новую косу, хотел испытать доброту ее на траве росшей около храма. Когда начал он косить траву, то увидел в траве сияющую икону, «старого великороссийского письма» и, пораженный удивлением, благоговейно перенес ее в дом свой, 2 июля 1739 г., а чрез несколько времени, поставил ее в Покровской деревянной церкви, где дивные исцеления разных больных текли обильным потоком от св. иконы. Нынешний Покровский собор на самом месте явления Ахтырской иконы воздвигнут в 1788 году. Сюда перенесена и явленная икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

На всенощной в градском Тихвинском соборе, начатой в 5 часов вечера, ради трех святителей Московских Петра, Алексия и Ионы, мысль невольно переносилась в первопрестольный град Москву, где нетленно, во благоухании святыни почивают они. На другой день (5-го октября) преосв. Игнатий служил в Новоголутвинском монастыре литургию и благодарственное молебствие по случаю празднования рождения Ее Императорского Высочества Великой Княжны Марии Александровны, посетил училище и благословил учеников, а затем преподав благословение о. архимандриту Тихону, достойно уважаемому и любимому всеми гражданами за его кротость и редкое добродушие, равно и прочим лицам Коломенского духовенства, с поездом железной дороги преосвященный отправился в Москву. 17. Праздник преп. Сергия в Высокопетровском монастыре и посещение мной Троице-Сергиевой Лавры в 1876 г. 56 Сергиевская в Высокопетровском монастыре церковь , построенная Петром Великим, по возвращении его в Москву из укрепленной обители св. Сергия Радонежского, осенявшего его своим покровом (1698 г.), как ни давно существует 57 , но до последнего времени не было в ней иконы явления Божией Матери преп. Сергию. Недостаток сей восполнен ныне к утешению многих боголюбцев. Новая икона, писанная на доске (в 1 арш. 14 верш, длиною и 15 вер. шириною), по узорчатому золотому фону, поставлена в Сергиевской церкви, за день до храмового праздника, на завороте левого придела во имя святителя Алексия, современника и друга Сергиева 58 ; освящена в самый праздник, 25 сентября 1876 г., перед поздней литургией, которую совершил соборне настоятель монастыря. В этот день священнодействовать у нас предполагал преосвященнейший Игнатий, но по изменившимся обстоятельствам не мог, и уже на другой (воскресный) день изволил служить в Сергиевском храме – в праздник Иоанна Богослова, который вместе с ап. Петром сопровождал Богоматерь, посетившую блаженного Сергия. После литургии и молебна преп. Сергию, с возглашением многолетии Царствующему делу, его преосвященство, зайдя в настоятельские кельи, открыл свое намерение съездить в Троицкую Сергиеву Лавру к 1-му октября (день основания в Лавре духовной академии) и мне предложил тоже самое, на что я согласился тем охотнее, что давно не был в Лавре и сердце влекло туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

На случай соизволения Св. Синода переместить архимандрита Евсевия в Высокопетровский, на вакансию настоятеля Богоявленского монастыря достойные кандидаты суть: первый, третьеклассного Знаменского монастыря архимандрит Митрофан, вторый, третьеклассного же Златоустова монастыря архимандрить Иоанникий. Донося о сем Святейшему Синоду, с приложением послужных списков, благопочтеннейше испрашиваю в разрешение указа. 21 августа 1845. 2 Второклассный Спасо-Андрониев монастырь, по кончине архимандрита Гавриила, имеет нужду в наличном и безотлучном настоятеле, как по местным его обстоятельствам, так особенно потому, что начатая покойным, по Высочайше утвержденному чертежу, пристройка к соборной церкви двух приделов не кончена, и строительные работы продолжаются. По уважению достоинства и службы, кандидатами на сию вакансию представляются: Высокопетровский архимандрит, семинарии 8 ректор Филофей, и Даниловский архимандрит Платон. Вышеизясненной потребности монастыря более соответствует сей второй кандидат; и если бы Св. Синоду благоугодно было его перевести: то Высокопетровскому архимандриту могла бы оказана быть справедливость тем, чтобы дать ему первое место между второклассными архимандритами Московской епархии, которое принадлежит Андрониевскому. На случай открытия вакансии в третьеклассном Даниловом монастыре, кандидатами на оную заслуживают быть представлены: первым Николаевского, что на Перерве, монастыря игумен Пармен, вторым Сретенского монастыря игумен Константин. Представляя сие на благоусмотрение Св. Синода, с приложением послужных списков, благопочтительнейше испрашиваю в разрешение указа. 23 августа 1848. 3 Вместо скончавшегося настоятеля Спасо-Андрониева монастыря архимандрита Платона быть настоятелем сего монастыря способным признается настоятель Богоявленского монастыря архимандрит Иннокентий. По долгому болезненному состоянию покойного архимандрита Платона, в Андрониеве монастыре оказываются значительные ветхости, которых исправление архимандритом Иннокентием совершиться может благонадежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Саратовский историк А.А. Гераклитов в своём труде «История Саратовского края в XVI–XVIII вв...» высказывает об этом событии такое мнение: «Высокопетровский монастырь владел рыбными ловлями около Саратова, и для него был прямой расчёт иметь здесь на месте своего агента в лице приписной обители. Последней было выгодно приобрести патрона в лице богатого столичного монастыря, иметь покровительство в высших московских кругах и выйти из-под юрисдикции астраханских владык, к епархии коих принадлежал Саратов. Освобождение из-под власти астраханских митрополитов имело и материальную выгоду, так как избавляет от обязательных денежных повинностей в пользу архиерейского дома. Приписка именно к Высокопетровскому большому монастырю указывает на существование каких-то личных связей между этим монастырём и саратовским. Быть может, кто-либо из пострижеников нашей обители попал в Высокопетровский монастырь и достиг там степеней известных; могло быть и наоборот: московский монах мог сделаться настоятелем провинциальной обители и путём приписки связать её со столицей» 374 . На наш взгляд, с этим мнением нельзя согласиться, поскольку, как правило, братия приписываемого монастыря либо переводилась в другой монастырь, либо основывала свой, новый монастырь. Так, например, известно, что после приписки Троицкого Астраханского монастыря к Троице-Сергиеву Московскому монастырю братия монастырская была выведена и отправлена в другой монастырь 375 . И таких примеров можно привести достаточно много. В приписываемый же монастырь из главного обычно присылались новый настоятель и новая братия, как это и случилось далее с нашим Богородицким монастырём. Естественно, что новая братия не подчинялась Астраханскому владыке и, поскольку находилась в отдалении и от властей Высокопетровского монастыря, со временем стала позволять себе некие, недопустимые с церковно-канонической точки зрения, вольности. Эти вольности, послужившие возникновению острых конфликтов и нестроений в церковной жизни Саратова, не остались не замеченными тогдашним нашим архипастырем – Астраханским митрополитом Сампсоном (правил епархией с 1697 по 1714 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иосиф , из вдовых священ., в 1828–30, 7 апр. перев. в Новоголутвин. Филадельф перев. из Лютикова монастыря в 1830–32. Даниил , из миссии Китайской, определён 21 июня 1832–1837; 13 июня в профессора Казанского университета (Посольский мнтрь, см. Иркутская епархия). Митрофан Воронцов произведён 24 окт. 1837, из вдовых священ., а 29 дек. 1838 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Мефодий в дек. 1838 произведён из казначеев Лужецких; в мае 1839 перев. в Лужецкий мнтрь. Иоанникий Холуйский , 15 июня 1839, Чудовский наместн. (вкупе); 3 дек. 1845 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Филофей Успенский , из ректоров Вифанской семинарии, определён 15 янв. 1846–1847, в июне перев. в Высоко-петровский. Евгений Сахаров-Платонов , из ректоров Вифанской семинария; 22 июня 1847–49, 19 дек. перев. в Высокопетровский. Леонид Краснопевков , из ректоров Вифанской семинарии, произведён 1 янв. 1850, а 31 дек. перев. в Московский Знаменский мнтрь. Евстафий Романовский 8 мар. 1851 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, а 22 февр. 1866 – в Симонов. Никодим Белокуров , из ректоров Вифанской семинарии, определён 21 мая 1866, а 10 мар. 1867 перев. в Богоявленский. Григорий Воинов , из инспекторов Московской семинарии, определён 11 мая 1867, а в сент. 1873 перев. в Высокопетровский. Афанасий , в окт. 1873, из ректоров Пензенской семинарии. 19 Даниилов, на краю Москвы, на Москве реке, основан в начале XIV столетия, но запустел; возобновлён при царе Иоанне Грозном. Ныне третьеклассный. [IV, 5.] Игумены Иоасаф , 1560 (в 1566 бывший). Парфений , 1594. Дионисий , 1598. Иоасаф , 1619, 25, 31 (1618–31). Прохор , 1645–48. Иоанн , 1649–53; † … Кирилл , 1654; † в мор. Гурий , 1655; † в мор. Пахомий , 1656. Парфений , 1663–65, перев. в Боровский Пафнутиев. Варлаам Возниковский , в 1665–73. Ефрем , 1673, 1675. После в Крестовоздвиженском. Леонтий определён 24 янв. 1675; до 1677. Гавриил Домецкий , 1677–80, перев. в Симонов. Тимофей , в 1680–83. Исаия , в 1686–90. Иоасаф , 1690 и 91. Пахомий в янв. 1692 перев. из Кожеозерского монастыря; до 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я уже устал. Позвольте сказать Вам моё почтение и просить ваших молитв и благословения“. 29-го ч. получил я письмо из Москвы от нового На- —659— 1882 г. стоятеля Высокопетровского монастыря (бывшего Синодального Ризничего), архимандрита Иосифа, который писал мне от 28-го числа: „Священнейшим долгом поставляю себе прежде всего испрашивать вашего Архипастырского благословения и молитв. Спешу уведомить Вас, что я, по милости моего начальства, получил назначение на новую службу. Покойному Митрополиту Макарию угодно было обратить милостивое внимание на 25-тилетнюю мою службу при Синодальной Ризнице и Библиотеке и назначить меня Настоятелем Высокопетровского монастыря; и вот вчера, 27-го числа, я получил и указ Святейшего Синода о перемещении меня на означенную должность. Насколько радостно и утешительно для меня это назначение, настолько же представляется оно обременительным для меня, ибо я, чистосердечно признаюсь, к этой новой монастырской жизни и ещё более управлять братией, по моей неопытности и немощам, не нахожу себя способным. Одна только надежда на помощь Божию утешает меня, – что сила Божия совершается в немощах. Всепокорнейше прошу, Ваше Высокопреосвященство, не оставьте меня вашими архипастырскими молитвами и отеческими наставлениями в новой моей службе, которой я должен буду только ещё учиться. Братия наша Синодальной 12-ти Апостолов церкви нижайше кланяются Вам и просят вашего архипастырского благословения и молитв.“ На письмо это я отвечал 5-го августа: „Приветствую Вас с новым почётным назначением. Сердечно радуюсь, что ваши многолетние труды по Синодальной Ризнице не остались без должного вознаграждения. Да поможет Вам Господь с таким же усердием и с такой же любовью проходить новое служение, с какими Вы исполняли обязанности прежней должности. На новом вверенном Вам служении, без сомнения, могут встречаться, особенно на первых порах, затруднения и преткновения; но вам не следует при этом смущаться. Находясь в столице, где так много иноческих обителей, Вы всегда можете найти добрый совет и полезное наставление от людей сведущих и опытных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15.       Исидор Никольский хирот. 11 нояб. 1834 из архим. Заиконоспасских, а 5      июня 1837 перев. в Полоцк. 16.       Виталий Щепетев хирот. 27 июня 1837 из архим. Боровского Пафнутиева монастыря, а 14 нояб. 1842 перев. в Кострому. 17.       Иосиф Богословский хирот. 27 дек. 1842 из архим. Заиконоспасских, а 20 нояб. 1849 перев. в Оренбург. 18.       Филофей Успенский хирот. 18 дек. 1849 из архим. Высокопетровских, а 19 авг. 1853 перев. в Кострому. 19.       Алексей Ржаницын хирот. 20 сент. 1853 из архим. Заиконоспасских, а 20 июля 1857 перев. в Тулу. 20.       Евгений Сахаров-Платонов хирот. 6 окт. 1857 из архим. Высокопетровских, а 13 окт. 1858 перев. в Симбирск. 21.       Порфирий Соколовский хирот. 21 нояб. 1858 из архим. Игрицкого Костромского монастыря, а 21 мар. 1859 перев. в еписк. Уфимские. 22.       Леонид Краснопевков хирот. 26 апр. 1859 из архим. Заиконоспасских; до ныне (1868). 14 окт. 1862 учреждено второе Московское викариатство: 1.       Савва Тихомиров , еписк. Можайский, 4 нояб. 1862 хирот. из ректоров Московской духовной акад., а 16 июня 1866 перев. в Полоцк. 2.       Игнатий Рождественский 7 авг. 1866 хирот. из архим. Московского Богоявленского монастыря. Переяславль-Залесская епархия учреждена в 1744; упразднена в 1788 г. Епископы Переяславские и Дмитровские 1.       Арсений Могилянский , архиеп. и архим. Троицкой Сергиевой Лавры, хирот. 25 июня 1744, а 30 мая 1752 уволен на покой в Новгородский Северский Спасский мнтрь. С 22 окт. 1757 митр. Киевский. 2.       Серапион Лятошевич 3 мар. 1753 переименован из викариев (см. ниже), а 29 окт. перев. в Вологду. 3.       Амвросий Зертыс-Каменский хирот. 7 нояб. 1753 из архим. Новоиерусалимских, а 8 мар. 1761 перев. на епархию Крутицкую. 4.       Сильвестр Страгородский хирот. 23 дек. 1761 из архим. Переяславльского Никитского монастыря; 4 февр. 1768 еписк. Крутицкий. 5.       Геннадий Грацинский хирот. 13 апр. 1768 из архим. Заиконоспасских; † 16 авг. 1773. 6.       Антоний Румовский хирот. 2 февр. 1774 из архим. Вяжицкого монастыря; 27 авг. 1776 перев. в Астрахань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Древние и другие примечательные предметы в московском Высокопетровском монастыре 1 В 1-й книге Чтений в Императорском обществе истории и древностей российских, 1874 г. (отд. V, стр. 173 – 233), помещены «Списки настоятелей московского Высокопетровского монастыря с 1379 года», и еще статья с заглавием: «Надгробные памятники того же монастыря», в которой изложены уцелевшие на них надписи. В Петровском монастыре, кроме надгробных, есть много других древних надписей: на крестах, церковных сосудах, иконах, книгах и т. д. Они приведены сполна в предлагаемом сочинении. Из описанных в нем церковных и ризничных вещей, замечательных сами по себе, или только по имеющимся на них надписям, почти все сохранились до настоящего времени, а об остальных, не существующих ныне вещах, потребные сведения заимствованы из старых монастырских описей. Таковы: 1) опись, составленная по указу Петра I от 27 Февраля 1699 г., хранимая в Архиве Министерства Юстиции, 2) «Книга описная, вновь учиненная» в декабре 1774 года. К числу достопримечательных вещей Высокопетровского монастыря принадлежат: Евангелия Евангелие, печатаное в Москве 1628 г., на простой бумаге в десть, обложено объярью лимонного цвета с серебряными травами. На верхней дске в середине чеканный образ Спасителя, сидящего на престоле, с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по углам Евангелисты; на обратной дске средник и наугольники с репьями (листками, цветами), резными по серебру. По листам сделана полууставом надпись: «Лта 7142 (1634), генваря 12 дня, въ царствующемъ граде Москве, въ храмъ Покрова Пресвятыя Богородицы 2 далъ книгу, глаголемую напрестольное, печать московская, Москвитинъ Исай Савельевъ сынъ Тележниковъ, по своей душе и по родителехъ своихъ. И сию книгу изъ церкви никому не вынести, ни продать, ни заложить ни попомъ, ни ни какова чина человку. А кто вынесетъ, тово судить Гь (Господь) на ономъ будущемъ суду». По другим листам этой же книги встречается другая чья-то надпись: «Лта 7142 (1634), февраля 2 дн, въ царствующемъ граде Москве, въ Беломъ городе, за Неглиною (ркою), на Петровке, въ Петровской монастыр(ской) 3 древяной храмъ, теплой».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

V, 94. Мокшанский Казанский Богородицкий. Строит. Никифор определён в авг. 1722, 1726 и 27. V, 136. Наровчатский. Спасский игум. Савватий , в нояб. 1723. V, 533, 534. Петровские два: Николаевской пустыни строит. Палладий в июле 1708 отрешён. V, 463. Пензенский Предтечев. Строит. Феодосий , в февр. 1713; игум. 1715–1719. Мнтрь уничтожен 1724; монахи перев. в Пензенский Спасский. V, 536;.VI, 473. Ломовские три. V, 622; VI, 649. Царицынские два. Троицкого; Игум, Дионисий , в мар., апр. 1678. – Ефрем , в апр., нояб. 1679, 1680. V, 737. Рябкиной пустыни строит. Симон , 1724. VI, 2. Салалейской – строит. Маркелл 1751 перев. из Саровского. VI, 459. Тумовской (Тумолской) пустыни: Строит. Ефрем , 1717–21. – Алексий , 1731. VI, 706. Четверосвятский. VI, 839 Яский. VI, 1005. Саратовский Предтечев. Воскресенского единоверческого архим. Платон , 1838–40. Троицкого острога, Спасо-Преображенского строит. Никон , 1718. Саратовского Богородицкого: Игум. Филарет , в июле 1658, в сент. 1659, авг. в 1661, 1662, в авг. 1665, в мар. 1666. – Гурий , в мар, авг., 1679, в нояб. 1680. Архим. Иосиф , в янв. 1686. То-ж приписанного к Высокопетровскому в 1691 (sic): Строит. Антоний , в нояб. 1699. – Лаврентий , 1704. В этом году монахи выведены. Ломовской Предтечевы пустыни строит. Иларион , 1721. Верхнеломовского уезда. Петропавловской пустыни: Строит. Иов , 1721–27. – Алексий , 1732. Наровчатского Дмитриевского: Иг-нья Анисия , 1728–1737. – Зиновия , 1740–49. Нижеломовского Успенского, что на Сололенской горе, строит. Гурий , 1728–31. Саранского Богородицкого: Строит. Феодорит , в мар. 1679. – Авраамий . 1705. – Павел , 1723 и 24. Саранского Богородицкого, приписанного к Высокопетровскому иг-нья Иулиания , 1734–38. Саранского иг-нья Анисия Хлопова . 2 янв. 1668. Новодевича иг-нья Ираида , в апр. 1671. V, 136. Наровчатского, Троицкой Скановой пустыни: Строит. Моисей , в дек. 1689. Игум. Сергий , 1712–16. Строит. Герасим , 1728 и 29. Архим. Исаакий 1774 перев. из Нижеломовского и † ... Игум. Филарет , 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если «нет», надо четко объяснить почему – тогда у церкви будет возможность оспорить решение в суде. Если «да» – в течение трех (самое большее – шести) месяцев объект можно оприходовать. Заявление можно подавать сколько угодно раз. И везде подчеркивается «безвозмездность передачи», пусть даже прежний владелец вложился по полной. Причем РПЦ относится к грядущему перераспределению имущества как хозяин, которому возвращают утраченные вещи. «Когда закон будет принят, – говорит «НИ» инокиня Ксения (Чернега), руководитель юридического отдела Московской патриархии, – церковь сможет претендовать на то имущество и ту площадь, которое сейчас находится у музеев. Но как мы это сделаем? Будем писать заявления с просьбой передать РПЦ то или иное имущество. А дальше Росимущество будет решать, удовлетворять нашу просьбу или нет. Передачи могут осуществлять как на правительственном уровне, так и на региональном и муниципальном – все зависит от того, что именно попросит себе вернуть церковь. Но главное – это, конечно, высвобождение религиозного имущества». Однако самый мощный момент законопроекта – в нем наконец-то разъясняется, что такое «имущество религиозного назначения». То, которое нужно отдавать задаром. Здравый смысл подсказывает, что это должны быть прежде всего храмы. Возможно, где-то с советских времен еще остались гаражи и конторы в соборах, электроподстанции в колокольнях и еще какие-то дикие вещи на месте алтарей. Спору нет – их надо отдавать. Правда, в Москве этот процесс будет проходить болезненно, поскольку во многих монастырях сегодня расположены музеи и архивы. В их числе – Государственный литературный музей, который уже много лет занимает палаты Высокопетровского монастыря на улице Петровка, 28/2. «Судя по всему, музею придется в экстренном порядке покинуть монастырь, – говорит «НИ» замдиректора литературного музея Елена Михайлова. – В 1994 году Ельцин подписал указ о передаче Русской церкви здания Нарышкинских палат Высокопетровского монастыря, в котором уже не одно десятилетие размещается наша постоянная экспозиция.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010