Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил храм святого Феодора Новгородского в Александро-Невской лавре 2 января 2018 г. 15:29 2 января 2018 года, в день памяти святого Иоанна Кронштадтского, предпразднство Рождества Христова, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм святого благоверного князя Феодора Новгородского в Александро-Невской лавре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий с братией обители, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и другие священнослужители. За Литургией насельник лавры монах Илия (Максим Вячеславович Васильев) был рукоположен в сан иеродиакона. По окончании богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом. Затем митрополит Варсонофий вручил медали в память 100-летия восстановления Патриаршества и митрополичьи грамоты. Двухэтажная Феодоровская церковь в юго-восточном углу монастырского каре строилась и отделывалась более 25 лет по проекту Пьетро-Антонио Трезини. Верхний храм освятили в 1770 году в честь старшего брата святого Александра Невского, а нижний в честь святителя Иоанна Златоуста. В середине XIX века оба храма были переделаны и освящены заново: верхний в честь святителя Николая Чудотворца, нижний в честь святого князя Феодора. В нижнем храме с 1806 года производились захоронения, он служил усыпальницей для членов грузинской царской фамилии и епископов. Церковь была закрыта в 1931 году. В ней располагались рабочее общежитие, столярный цех, архив и конструкторское бюро. С 1996 года началось возвращение епархии корпусов и зданий лавры. Крупнейшие восстановительные работы были проведены в 2013 году к 300-летию монастыря. Реставрация Феодоровской церкви завершилась в 2017 году. В реставрации интерьеров, длившейся более 10 лет, участвовали специалисты Русского музея, Эрмитажа и Академии художеств. В нижнем храме работы продолжаются. Санкт-Петербургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5092794.ht...

«Строительство подпорной стенки предусмотрено современными требованиями при строительстве противопожарного проезда позади храма, однако специалисты будут решать, можно ли обойтись без подпорной стенки, так как сумма не учтена в смете», – прокомментировал Сергей Кириенко, отвечая на вопросы журналистов. В ходе совещания также был рассмотрен вопрос о застройке Ильинской горы, в том числе и восстановление Казанской церкви на Зеленском съезде. Профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова представила участникам совещания вариант застройки горы, предложенный студентами ННГАСУ. Высоко оценив талант создателя проекта торгового комплекса, Татьяна Виноградова отметила, что данный проект в этой части города не уместен. «Ставить торговый комплекс здесь – это значит разрушать ландшафт, разрушать историю», – сказала Татьяна Павловна. Предложенный студентами проект застройки склона вызвал большой интерес участников совещания. «Главное – осознать, с чем мы выйдем к 4 ноября. Необходимо понимать, в каком виде будет находиться Ильинская гора, поэтому мы не имеем права не обсудить данное предложение», – заявил заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Сергей Обозов. «Эскизное предложение очень интересное. Я думаю, что его необходимо очень внимательно изучить», – отметил мэр города Вадим Булавинов. Среди обсуждавшихся на правлении фонда «Ильинская слобода» вопросов особый интерес вызывает предложение открыть музей Кузьмы Минина и нижегородского ополчения в Ивановской башне Нижегородского кремля. Средства на открытие музея планируется выделить в рамках федеральной программы на 2006 год. Комментируя планы фонда «Ильинская слобода» в развитии градостроительства, епископ Георгий заявил: «Я думаю, что слова, произнесенные в XIX веке о том, что Нижний Новгород – это царственно поставленный град, обретут новую силу. Город будет очень красивым. Нижний Новгород достоин этого, и все для этого здесь есть. Нам нужно только очень постараться». Справка. Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи восстанавливается в рамках проекта " Ильинская слобода " , рассчитанного в среднем на 10 лет. В течение пяти лет планируется выполнить реконструкцию започаинских храмов, восстановление светских памятников займет 7 – 10 лет, и также на 10 лет рассчитана застройка этой территории зданиями, отвечающими концепции сохранения духовно-культурного центра Нижнего Новгорода. Восстановление и благоустройство территории Ильинской (Започаинской) слободы осуществляется в рамках Программы развития Нижнего Новгорода как столицы Поволжья.

http://pravoslavie.ru/12769.html

Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1856 году нижегородское купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора на Нижегородской ярмарке к нижегородскому епископу Антонию, он же, в свою очередь, к губернатору А.Н. Муравьеву. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет. Работы начались 19 сентября 1867 г. В 1869-70 гг. были возведены стены храма и сделано перекрытие. Высота собора достигает ок. 80 м. Внутренние работы продолжались до 1880 г. Кроме написанных московским иконописцем Ф.А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря. Постоянного прихода у храма не было - его составляли приезжавшие на ярмарку купцы. Поэтому основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Престолы собора – св. Александра Невского, свт. Николая и равноап. Марии Магдалины. В выступающем западном притворе, на хорах большого собора - зимняя отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского. Храм являлся местом встречи почетных гостей города - Августейшей фамилии, православных иерархов. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страдающие параличом и другими заболеваниями. В 1929 году храм был закрыт, ценности изъяты, а зимой следующего года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, находившиеся до последнего времени в Нижегородской Свято-Троицкой Высоковской церкви. Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 1920-х годов, предусматривал снос собора и возведение на его месте маяка с большевистским идолом - памятником Ленину. По воле Божией этот проект не был осуществлен, его выполнение ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, были размещены подсобные помещения, а также различные конторы, в подвалах находились склады.

http://sobory.ru/article/?object=01787

Нижний Новгород. Церковь Николая Чудотворца ( " Верхнепосадская " ). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Николаевская верхнепосадская церковь на улице Большой Покровской (с 1850-х гг. она же – Тихвинская). О первоначальной деревянной церкви во имя Святителя Николая в Сотной грамоте сказано, что она была «устроена на подклетех, и с папертью». В 1740–1741 гг., при архиепископе Иоанне I (Дубинском) вместо деревянной, сгоревшей в один из пожаров церкви, построена была каменная «тщанием прихожан и доброхотных жертвователей, при участии асессора ст. Меженина». Но церковь была мала и не вмещала всех прихожан. В первой четверти XIX в., при архиепископе Вениамине II (Краснопевкове), богатый откупщик А.И. Костромин, обратившийся из раскола в православие, после свершившегося над ним чуда – исцеления от тяжкой болезни от копии Боголюбской иконы Божией Матери в Никольской церкви, – почти совершенно перестроил храм. Стены были надстроены, и на них поставлен был высокий купол, а внутри на целый ярус увеличен иконостас. В 1857 г. на средства прихожан – генерала С.И. Махотина с супругой и купцов Щукиных – была построена трапезная. Главный престол стал в честь Тихвинской иконы Божией Матери, св. Николаю был посвящен правый придел, левый – преподобному Алексию, человеку Божию. Усердием прихожан-жертвователей стены церкви были отделаны под мрамор и весь иконостас был вызолочен. Иконостас был старинный, искусной резьбы, с иконами «греческого письма высокой работы». Кроме украшения храма, купец А.И. Костромин пожертвовал средства на устройство каменных причтовых домов. При церкви имелась часовня в память спасения Царской Семьи в 1888 г. при крушении царского поезда. 10 октября 1913 г. при церкви была открыта богадельня – приют им. Факеевых и Бодростиных в ознаменование 300-летия Дома Романовых. Богадельня-приют помещалась в доме с флигелем, имела свой капитал и призревала 15 пожилых женщин «из мещан, цеховых и крестьян».

http://sobory.ru/article/?object=33163

В заключение, зная, надо думать, о существовании подписки о невыезде из Нижнего Новгорода, архиепископ Григорий приглашает Заместителя в Москву. «Высоко ценя Вашу мудрость и опытность в церковных делах на протяжении многих лет присутствования в Св. Синоде, мы были бы счастливы иметь Вас в своей среде в ВВЦС и пользоваться Вашими советами, о чем Вас и просим» 283 . В этот же день (9(22) января 1926 года) только что цитированное письмо вместе с другими организационными документами ВВЦС со специальным посланником, епископом Переславльским Дамианом (Воскресенским), направляются в Нижний Новгород и вручаются (10(23) января 1926 года) Заместителю. 12(25) января 1926 года вернувшийся из командировки Преосвященный Дамиан (Воскресенский; хиротонисан в 1918 году во Владимире митрополитом Сергием Страгородским ; первая архиерейская хиротония при Патриархе Тихоне) в своем докладе от того же числа ВВЦСовету – об итогах переговоров с Заместителем (которые приводятся в довольно подробном изложении), в конце концов советует своим собратьям-раскольникам «испросив митрополиту Сергию право на въезд в Москву, просить его пожаловать в ВЦС для совместной работы на благо Св. Православной Церкви. По моему глубокому убеждению [заключает он. – Сост.] без этого неизбежен раскол среди иерархов Русской Православной Церкви, коему, по долгу архиерейской присяги, ни один из иерархов, входящих в состав ВЦС, разумеется, содействовать не может, и я вынужден буду просить ВЦС освободить меня от обязанностей члена оного Совета» 284 . ВВЦС, учтя содержание этого доклада и, очевидно, еще более того – содержание устных комментарий к нему, а также видя, что подавляющее большинство наличного на свободе епископата явно стоит на стороне митрополита Сергия и всемерно сторонится от какого-либо участия в ВВЦС и общения с ним, – приходит к выводу о совершенной неизбежности приглашения в свои ряды Заместителя. Переговоры на эту тему с «соответствующими инстанциями» приводят к благоприятному результату (так как при этой комбинации Тучков ничего решительно не терял), и в итоге 14(27) января 1926 года в Нижний Новгород направляется следующая телеграмма:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но были ли действительно экуменические взгляды митрополита Никодима и архиепископа Василия абсолютно несовместимыми, или же они были скорее взаимодополняющими? На мой взгляд, для митрополита Никодима православные и католики были уже братьями и сёстрами одной Семьи, одного Тела Христова. И, быть может, предчувствуя близкую кончину, митрополит Никодим хотел еще на этой земле увидеть Единую Церковь и потому так спешил. Все необходимое для этого единства нам уже дано в крещении. Но это накладывает на нас и большую ответственность: мы должны умножать в нас любовь Христову, дать возможность взрастать в нас действованию Духа Святого, который нас объединяет. Мы должны вместе углубить нашу веру, дабы мир узрел открывшагося в нас Христа и дабы мир поверил. Владыка Василий (Кривошеин) был всю свою жизнь прежде всего монахом. Одиноким, быть может. Но у него были друзья, которым он доверял. Совершенно очевидно насколько важны и дороги были для него семейные отношения: его мать, его братья, его племянник. Им он всегда говорил все, что думал, но даже с ними он говорил прежде всего как богослов и как человек Церкви. Возможно, он надеялся на такое же братское, дружественное, откровенное, чистосердечное и доверительное понимание своих убеждений со стороны католиков (да и всех остальных инославных христиан), надеялся на понимание взаимного слышания в вере, без которого невозможно единство во Христе. «Церковь и время» N° 4(37), 2006 Перевод с французского Д.А. Агеев Письмо к племяннику Никите, 25 декабря 1956 г.//Церковь Владыки Василия (Кривошеина), Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, Нижний Новгород, 2004, С. 52 Монах Василий (Кривошеин), Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы//Seminarium Kondakovianum. Recueil d " études. Archéologie, Histoire de l " Art. Etudes byzantines. Том VIII. Прага, 1936. С.99-154 ; The Ascetic and Theological Teaching of Gregory Palamas//The Eastern Churches Quarterly 1938, С. 71-84, 138-156, 192-214; Die asketische und theologische Lehre des hl. Gregorius Palamas (1296-1359), Würzburg, 1939 Syméon le Nouveau Théologien, Catéchèses. Introduction, texte critique et notes par Mgr Basile Krivochéine. Traduction par Joseph Paramelle, s.j.. Tome I : Catéchèses 1-5 (=Sources Chrétiennes 96), 1963 ; Tome II : Catéchèses 6-22 (=S.C. 104), 1964 ; Tome III : Catéchèses 23-34 (=S.C. 113), 1965, Paris. Михаил Городецкий, диак., Высокопреосвященнейший Василий, Архиепископ Брюссельский и Бельгийский//Церковь Владыки Василия (Кривошеина), Указ. соч., С. 443. Письмо к матери, 17/30 января 1932 г.//Архиепископ Василий (Кривошеин), Воспоминания. Письма, Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, Нижний Новгород, 1998, С. 498. Смотри: P. Antoine Lambrechts, Pèlerins bénédictins au Mont Athos//Irénikon, 71, 1998, стр.281-289.

http://bogoslov.ru/article/510618

В качестве прообраза он взял известный в Нижнем Новгороде с середины XVII столетия храмовый тип «корабль» — со строго осевым расположением алтаря, моленного зала, трапезной и высотной колокольни над главным западным входом. Но решена архитектура храма несколько упрощенно, хотя в убранство фасадов и введены характерные для господствовавшего тогда в художественной жизни России классицизма: рустовка и элементы ордера. В 1815 году храм был освящен в честь Живоначальной Троицы епископом Нижегородским Моисеем (1811–1825). В годы советской власти храм в Высокове практически не закрывался. Богослужение, лишь ненадолго прерванное, возобновилось через два с половиной месяца после закрытия храма, на 40-й день войны, и с тех пор ведется постоянно. В 1942 году городская Троицкая Высоковская церковь была единственной действующей не только в Горьком, но и на окрестные три района: число ее прихожан превышало 5000 человек и неуклонно росло. В годы Великой Отечественной войны она оказывала большую духовную и материальную поддержку русскому народу в борьбе с врагом, внесла на нужды обороны 6 млн рублей. С 1943 и по 1974 годы церковь в селе Высокове была кафедральным собором. В 1943 году при храме жил первый после возрождения епархии епископ Сергий (Гришин), а с ноября 1944 году настоятелем церкви являлся епископ Зиновий (Красовский). Почти два века Высоковский храм остается не только заметным памятником истории, но и центром духовной жизни Нижнего Новгорода, одним из самых любимых нижегородцами. Современное состояние [ править править код ] 18 августа 2006 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения креста и купола храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. 30 мая 2012 года в поселке Высоково состоялось освящение пяти купольных крестов соборной церкви во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. На приходе ведется духовно-просветительская деятельность, проводятся Огласительные беседы пред Таинством Крещения. Регулярно осуществляются паломнические поездки. Богослужения в храме совершаются ежедневно.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Живона...

Нынешняя экспедиция посвящена 286-й годовщине со дня рождения святителя Иоана Тобольского. Ее участники уже подводят некоторые итоги своих " благотворных деяний " . Во многих поселках работают школы по изучению традиционной национальной культуры. Колледж русской культуры в Сургуте в этом году сделал первый выпуск своих учеников. Восстановлена церковь Сургутского района. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010618/16.htm   21 ИЮНЯ ОТОШЕЛ КО ГОСПОДУ МИТРОПОЛИТ НИЖЕГОРОДСКИЙ НИКОЛАЙ Нижний Новгород, 23 июня 2001 г. Русская Православная Церковь проводила в последний путь митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Тысячи нижегородцев весь прошедший день, ночь и сегодня с утра до полудня прощались в Староярморочном кафедральном соборе с телом усопшего владыки. Отпевал покойного митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. В траурной церемонии участвовали полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и губернатор Нижегородской области Иван Скляров. На поминальном обеде присутствовало свыше 1,5 тысяч человек. Временно Нижегородской епархией будет управлять архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений (Ждан). ИТАР-ТАСС/Православие.Ru   Москва, 21 июня 2001 г. В ночь на 21 июня на 77-м году жизни преставился митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Как сообщил " Православию.Ru " клирик Нижегородской епархии иерей Андрей Милкин, " митрополит Николай еще недавно принимал участие в богословско-философском симпозиуме в Нижнем Новгороде, откуда сразу отправился в Москву на торжества по случаю 11-летия интронизации Святейшего Патриарха Алексия " . В Москве в связи с простудой владыка был госпитализирован в кремлевскую больницу. 20 июня митрополит Николай вернулся в Нижний Новгород. В ночь на 21 июня здоровье владыки резко ухудшилось, вследствие чего он скончался в реанимации. Похороны состоятся в субботу, 23 июня. Высокопреосвященнейший митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (в миру - Кутепов Николай Васильевич) родился 4 октября 1924 г. на хуторе Кутепове Больше-Калмыкского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина.

http://pravoslavie.ru/7468.html

Телефон: (831) 430-07-97 , 430-09-17 (наместник), 437-00-68 (бухгалтерия), 430-09-12 (швейные мастерские); Подробнее... Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь [ править править код ] Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел. В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём. Адрес: 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б Телефон: (83161) 9-11-08 , 9-50-64, 9-11-08 Подробнее... Вознесенский Печерский мужской монастырь [ править править код ] Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился. Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь». Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108; Телефон: (831) 436-17-15 , 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии); Подробнее... Высоковский Успенский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Торгу (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Иоанна Предтечи — один из древнейших православных храмов Нижнего Новгорода, упоминаемый с XV века. Каменный храм освящён в 1683 году, повторно 4 ноября 2005 года. По имени храма близлежащая башня Кремля называется Ивановской. Церковь располагается на площади Народного единства. Содержание История [ править править код ] Деревянная клетская церковь Рождества Иоанна Предтечи на Нижнепосадском торге известна с XV века. В начале XVII века церковь имела трапезную и паперть. В 1676 году купец Гавриил Степанович Дранишников, вернувшийся после многолетней службы из Астрахани, испросил благословение митрополита Филарета на строительство каменного храма «своею казною». Строительство храма должно было подтвердить приверженность Дранишникова православию, так как за время отсутствия его жена Анна и сын стали старообрядцами и бежали в Керженские скиты. 24 августа 1679 года Гаврила Дранишников скончался, но храм был достроен его братом Лаврентием, как завещал Дранишников, с южным приделом в честь мученицы Анны в память «ушедшей в раскол» жены. Середина 1930-х, фото М. Дмитриева Храм типа «корабль» был поставлен на высоком кирпичном подхрамье, в котором размещались лавки, сдаваемые причтом купцам в наем. В 1814 году к северной стороне трапезной пристроили духовской придел. В ходе градостроительных преобразований 1834 — 1839 годов, было указано очистить прилегающие к Кремлю земли от всевозможных строений, «а теплой придел Предтечинской на Нижнем Посаде церкви и все имеющиеся под оной лавки сломить», что нарушило древнюю дренажную систему, и подземные родники стали постепенно размывать фундаменты. Ремонтные работы в храме в 1830—1840-х годах выполнялись архитекторами А. Л. Леером, И. Е. Ефимовым, Г. И. Кизеветтером. В 1855 году к церкви пристроили шатровую часовню Александра Невского и сторожку. В 1870 году была перестроена колокольня. В 1881 — 1885 годах вновь потребовались крупные восстановительные работы. В 1899 году после разрыва внутри храма железной связи переложен алтарь. Храм Рождества Иоанна Предтечи во времена Советского Союза

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Рождес...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010