Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Первый монастырь Нижнего Новгорода. Основание относится к 1221 году. До революции в обители хранилась чудотворная Корсунская икона Божией Матери. Решением НКВД по Нижегородской губернии был закрыт в 1921 г. Возобновлен в 1993 г. Количество насельников: 14. Настоятель: игумен Александр (Лукин). На территории монастыря располагается Духовная семинария. Монастырь имеет 2 скита и 2 подворья. В одном из скитов - на территории бывшей воинской части в Борском районе - действует Центр духовной реабилитации наркозависимых. Основан великим владимиро-суздальским князем Юрием Всеволодовичем в начале 13 века на высоком живописном берегу Оки. К сожалению, древние постройки не сохранились: монастырь не раз подвергался разрушениям и перестраивался. Основные сооружения монастырского ансамбля относятся к середине и второй половине 17 века. Многие из них являются уникальными памятниками отечественного зодчества. В настоящее время - действующий мужской монастырь. В 1228 году был выжжен мордовским князем Пургасом, в XIV веке восстановлен и приписан к митрополичьему, а затем к патриаршему дому. Сохранившийся ансамбль относится к XVII веку, когда здесь развернулось массовое строительство. В ансамбль монастыря входят: - Благовещенский собор (1647-1649 гг.). Центральная глава имеет луковичное, а боковые – шлемовидное завершения. Изначально центральная глава была покрыта муравленой черепицей, боковые – железом. Архитектура собора имеет особенность – отсутствует пара столбов в шестистолпном по облику храме; необычная форма закомар, напоминающая «бочки» деревянных построек. С запада и с севера примыкает открытая паперть в духе галерей ярославских храмов. Паперть имела фресковую роспись, в самом же соборе находилось множество древних икон. После многочисленных пожаров собор неоднократно ремонтировался, что исказило его архитектуру. В 1870-1872 годах в ходе реставрационных работ Л. Даль вернул зданию первоначальные формы – это была первая в России научная реставрация. Но из-за грунтовых вод центральные стобы вновь просели, что вызвало заметный наклон двух малых глав.

http://sobory.ru/article/?object=00566

Нижний Новгород. Кафедральный собор Александра Невского (Новоярмарочный). Карта и ближайшие объекты В 1856 году нижегородское купечество обратилось с ходатайством о постройке нового собора на Нижегородской ярмарке к нижегородскому епископу Антонию, он же, в свою очередь, к губернатору А.Н. Муравьеву. Необходимые средства (454 тысячи 667 рублей 28 копеек) были собраны за 10 лет. Работы начались 19 сентября 1867 г. В 1869-70 гг. были возведены стены храма и сделано перекрытие. Высота собора достигает ок. 80 м. Внутренние работы продолжались до 1880 г. Кроме написанных московским иконописцем Ф.А. Соколовым икон в храм были привезены иконы из ликвидированного после пожара Макарьевского монастыря. Постоянного прихода у храма не было - его составляли приезжавшие на ярмарку купцы. Поэтому основное помещение было открыто только во время ярмарки, а зимой не отапливалось. Престолы собора – св. Александра Невского, свт. Николая и равноап. Марии Магдалины. В выступающем западном притворе, на хорах большого собора - зимняя отапливаемая церковь Макария Желтоводского и Унженского. Храм являлся местом встречи почетных гостей города - Августейшей фамилии, православных иерархов. В храме находилась чудотворная икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень, к которым прибегали многие страдающие параличом и другими заболеваниями. В 1929 году храм был закрыт, ценности изъяты, а зимой следующего года по решению руководства Волжской флотилии иконостасы и все деревянные украшения собора пустили на дрова для обогрева местных домов. Прихожанам удалось спасти лишь несколько икон, в том числе икону Божией Матери и Животворящий Крест, находившиеся до последнего времени в Нижегородской Свято-Троицкой Высоковской церкви. Проект реконструкции бывшей ярмарочной территории, разработанный в конце 1920-х годов, предусматривал снос собора и возведение на его месте маяка с большевистским идолом - памятником Ленину. По воле Божией этот проект не был осуществлен, его выполнение ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов. В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, были размещены подсобные помещения, а также различные конторы, в подвалах находились склады.

http://sobory.ru/article/?object=01787

Нижний Новгород. Церковь Вознесения Господня на Ильинке. Храм Вознесения на Ильинке Карта и ближайшие объекты Деревянный храм Вознесения в Ямской слободе Нижнего Новгорода был известен уже в 1621 г. Каменный храм был выстроен после пожра в нач. 18го века. К середине 1го века его здание обветшало и казалось сишком маленьким для богатого прихода. В 1866 году началась постройка новой церкви. В мае 1875 г. новый храм был полностью освящен, а в 1877 г. была достроена колокольня. В 1930-х годах храм был разорен и закрыт, до 2004 г. в нем помещалось фондохранилище библиотеки. Ныне храм открыт и реставрируется, входит в Центральное архиерейское подворье Нижнего Новгорода. Вознесенская церковь значится в сотной грамоте 1621 г., где упоминается о ней, как о церкви приходской Ямской слободы; тогда она была деревянною. В начале XVIII ст. церковь пришла в ветхость и была разобрана. А вместо нее монахом Тихоном, казначеем Патриаршего дома, была построена каменная церковь в честь Вознесения Господня с приделом в честь Божией Матери «Неопалимой Купины», которая и освящена была в 1715 г. Когда же по прошествии слишком целого столетия и эта церковь стала приходить в ветхость и дошла до такого положения, что в ней опасно стало служить, тогда в 1866 г. приступлено было к сооружению новой, и через 10 лет после закладки построена была на средства прихожан величественная пятиглавая церковь византийского стиля, с высокой колокольней. В Вознесенской церкви три расположенные в ряд престола: на правой стороне – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и во имя св. муч. Татианы и на левой стороне – в честь иконы Божией Матери Черниговской и во имя св. Николая. Иконостас в храме нового стиля весь отзолоченный; иконы в нем также новой работы, но многие из икон в нижнем ярусе иконостаса и на столпах из старой церкви. Иконы эти в большинстве украшены дорогими ризами, как сребропозлащенными, так и бархатными, шитыми золотом, жемчугом и каменьями. Воскресенская церковь по богатству внутреннего украшения и церковной утвари занимает одно из первых мест среди других церквей. Из древностей в Вознесенской церкви замечательны: серебряный вызолоченный крест 1646 г.; таковой же крест, украшенный жемчугом и каменьями, 1701 г., и напрестольное Евангелие, печатанное в 1694 г.

http://sobory.ru/article/?object=01814

Нижний Новгород. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь в Петушкове Карта и ближайшие объекты Одна из старейших в Започаинском районе Н. Новгорода, издревле прозванного Петушками. В 1621 г. была соборной небольшого мужского монастыря, имела придел в честь Зосимы и Савватия. Завершалась двумя стройными шатрами, представляя собой запрещенный в XVII в. тип многошатрового рубленого храма. В 1701 г. церковь погорела во время пожара. На следующий год А.Ф. Олисов перестроил церковь уже каменной: главный престол был освящен в честь Спаса, придел - в честь Сергия Радонежского. Храм типа " корабль " с обитыми муравленой черепицей главами и стройной шатровой колокольней. Трапезную и церковь опоясывал фриз, составленный из полихромных изразцов типа " павлинье око " . К середине XIX в. здание обветшало. Клир церкви провел сбор средств с прихожан. В департаменте проектов и смет были заказаны планы-фасады нового храма, которые были высочайше утверждены 11 декабря 1864 г. На следующий год под надзором архитектора Р.Я. Килевейна началось строительство, а в 1869 г. каменный храм с четырехъярусной колокольней был освящен. Его архитектура имела много общего с традиционными формами отечественных храмов. В 1872 г. по проекту Р.Я. Килевейна к колокольне по сторнм пристроили службы и тамбур западного входа, что нарушило цельность художественного образа церкви. В годы советской власти храм лишился верха колокольни и куполов. К празднованию Дня народного единства 4 ноября 2006 года храм был полностью восстановлен в первоночальном виде. Храм остается заметным памятником архитектуры Н. Новгорода XIX в., примером обращения в эпоху господства эклектики и традициям отечественного зодчества. http://www.hist.nnov.ru/architect/zod14.html Сергиевская церковь упоминается в 1621 г., но тогда она была, как свидетельствует Сотная грамота, монастырскою «Сергиева монастыря, что в Петушкове». Церковь эта с приделом во имя преп. Зосима и Савватия Соловецких, будучи деревянною, сгорела в пожаре 1710 г. В 1702 г. тщанием «гостя» Олисова была построена небольшая каменная церковь в честь Нерукотворенного Образа Спасова и преп. Сергия Радонежского, которая потом через полтора столетия пришла в ветхость и была заменена нынешним каменным величественным храмом с высокою колокольнею.

http://sobory.ru/article/?object=01813

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8. Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне, епископе Владимирском. Монастырь был создан как оплот православия, для распространения благой вести о Христе в языческих землях. В 1229 году монастырь подвергся нападению мордовского князя Пургаса. Не сумев завладеть самим городом, Пургас обрушил свой гнев на монастырь – до основания разорил его, предав огню все монастырские строения, бывшие на тот момент деревянными. Так, монастырь опустел более чем на сто лет. В середине XIV b., как гласит предание, Нижний Новгород посетил ближайший помощник князя Дмитрия Донского митрополит Московский и всея Руси Алексий, причисленный впоследствии к лику святых. По летописям известно, что в 1357 году он направлялся в Золотую Орду предстателем за землю Русскую и, согласно легенде, остановился в Нижнем Новгороде на отдых возле источника, близ разрушенной Богородицкой обители, дабы совершить скромную трапезу и утолить жажду. Печальное зрелище разоренного монастыря не оставило святителя Алексия равнодушным, и он дал обет Богу: в случае успешного своего возвращения восстановить здесь обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Из Орды митрополит Алексий был отпущен «с великой честью», так как исцелил от слепоты супругу татарского хана Джанибека Тайдулу, избавив тем самым Русь от нового разорительного набега. Исполнился, как только стало возможным, и данный святителем обет: заботами архипастыря возведена была церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре, а сама обитель стала возрождаться. Белокаменная церковь Благовещения была построена в 1370 и освящена в 1371 году. Простояла она до XVII b. В период своего устроения это был третий каменный храм в Нижнем Новгороде (после Спасского и Архангельского соборов в Нижегородском кремле). В XIV b. монастырь возводился фактически заново.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Русино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1882. Адрес: Россия, Владимирская область, Ковровский район, с. Русино Координаты: 56.2323, 41.0868 Проезд: С трассы М7 Москва-Нижний Новгород-Уфа в Ковровском районе Владимирской области следует на АЗС у деревни Дмитриево свернуть на север по указателю " Дмитриево 1км " , проехать 1км асфальтированной дороги и не въезжая в деревню свернуть влево на щебеночную проселочную дорогу по указателям " Сажино 2, Руси ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С трассы М7 Москва-Нижний Новгород-Уфа в Ковровском районе Владимирской области следует на АЗС у деревни Дмитриево свернуть на север по указателю " Дмитриево 1км " , проехать 1км асфальтированной дороги и не въезжая в деревню свернуть влево на щебеночную проселочную дорогу по указателям " Сажино 2, Русино 5 " . Проехать соответственно Высоково, Сажино, далее через лес до Русино. На выезде из леса Церковь находится слева от дороги в 300-400 метрах, прямого подъезда к ней не существует, с конца деревни двигаться пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Протокол заседания Комиссии по делам культов при Президиуме ВЦИК от 26 июня 1930 г. Гласит: «[Владимирский] Окрфинотдел, согласно предложения Ивановского Облфинотдела от 12/02.-30 г., применил к служителям культа огульное обложение 29-30 г. Из расчета получения ими не менее 2 т.р. В год, при этом фактический доход и возможности уплаты во внимание не принимались. Указанное обложение, как не соответствующее действующему законодательству, признать неправильным и сообщить об этом в НКФ СССР и НКФ РСФСР с направлением копии указанного выше постановления Облфинотделу. При исчислении дохода служителей культа финорган включил в доход натуральные приношения, расценивая стоимость последних по рыночным ценам [а не по твердым]. В части обложения служителей культа Воронцова Вас. Из с. Алачина Ковровского района и Воронцова Павла из с. Русина того же района, … несмотря на то, что их доходность с учетом полученного за требы (по утвержденной общиной расценке) и натуральных приношений (оцененные по рыночным ценам) не превышала у первого 1180 рублей и у второго 600 рублей, налог с них исчисляется из расчета получения дохода в 2 т.р. Указанное обложение [Комиссия постановила] признать неправильным и указать Владимирскому Окрфинотделу на необходимость пересмотра обложения Воронцовых Вас. И Павла, а также пересмотреть обложение и остальных служителей культа округа, руководствуясь при этом циркуляром Президиума ВЦИК 247/с».

http://sobory.ru/article/?object=02678

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) февраля Священномученик Онисим (Пылаев) , епископ Тульский Священномученик Онисим родился 5 сентября 1872 года в деревне Марково Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 году Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в крепостной церкви в городе Карсе. В 1904 году он был рукоположен во священника и назначен священником 4-го стрелкового полка. В 1904 году началась война России с Японией, и 4-й стрелковый полк должен был отправляться на фронт в действующую армию. Отец Михаил отрицательно относился к начавшейся войне, считал, что для народа непонятны смысл и задачи войны и уже поэтому последствия ее могут оказаться тяжелыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство отозвало его с фронта, назначив священником 37-го Екатеринбургского полка. Но когда началась война 1914 года, он вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой – солдатами – всю войну. Был возведен в сан протоиерея. В январе 1918 года отец Михаил приехал в Нижний Новгород; начиналась гражданская война, и его мобилизовали в Красную армию, где он был сначала письмоводителем 1-й бригады, а затем казначеем Нижегородской дивизии, которая сначала была отправлена на Южный фронт, а затем на Северный; здесь он пробыл до августа 1919 года. В 1919 году отец Михаил был назначен председателем ликвидационной комиссии 11-й Нижегородской стрелковой дивизии и выбыл к месту ее формирования в Нижний Новгород. По окончании дел, связанных с роспуском дивизии, он поступил на службу в военную губернскую коллегию в качестве управделами. В 1920 году протоиерей Михаил подал прошение Нижегородскому архиепископу Евдокиму (Мещерскому), в котором писал: «Получив приглашение от приходского совета Свято-Троицкой Верхне-Посадской церкви занять место священника Верхне-Посадской церкви, оставшееся вакантным после смерти протоиерея Николая Фаминского, я согласился, а потому прошу Ваше Высокопреосвященство, если с Вашей стороны не встречается препятствий, назначить меня на указанное место» . Отец Михаил объяснил далее в прошении, что поскольку он и живет в районе этого прихода, и ему часто приходилось служить в этой церкви, то и с приходом он немного знаком.

http://fond.ru/kalendar/235/onisim/

1827 г. Мое учение под руководством Михаила Васильевича было очень непродолжительно. Начав 1 декабря 1826 года со второй половины азбуки, где содержатся все славянские слова, которые обыкновенно печатаются сокращенно – под титлами, где затем показаны славянские цифры, означаемые буквами алфавита и где, наконец, изъяснены строчные и надстрочные знаки препинания и ударения, в роде следующих: оксия, вария, камора, краткая, звательца, титла, слово-титло, апострофы, кавыка, ерок, запятая и проч., я скоро прошел часослов, а к весне следующего 1827 года окончил и Псалтирь. Затем мне следовало приступить к упражнению в искусстве чистописания: но я не знаю, по каким соображениям, вероятно, экономическим, меня не оставили уже у Михаила Васильевича, который писал очень красиво, а перевели к зятю Василию Александровичу на Пустыньку, как обыкновенно называли уединенную местность, где находилась помянутая выше единоверческая церковь , при которой зять мой был пономарем. У зятя, в продолжение двух-трех летних месяцев, я оказал довольно порядочные успехи в чистописании. Между тем, приближалось время поступить мне в школу. Но прежде, чем оставить родной кров, я изложу здесь краткие сведения о моей родине и ее окрестностях. Село Горицы, где я родился, находится от уездного города Шуи в расстоянии 17 верст по почтовому Костромскому тракту; расположено на правом берегу реки Тезы. Название свое получило от гористого местоположения. Местность очень красивая. Дома моей матушки и ее брата занимали в селе едва ли не самое лучшее местоположение. Они стояли особняком. Мимо нашего дома с левой стороны проходила из села Иванова большая купеческая дорога в Нижний Новгород; а с правой стороны дома моего дяди лежал довольно глубокий овраг, отделявший оный от обширной поляны. С восточной стороны, перед окнами, под горой протекала река, а за ней раскинуто версты на две большое село Дунилово. Вблизи нашего дома, к северу, над рекой, на высокой горе красуются два каменных храма, обнесенные обширной каменной оградой. Из двух церквей одна зимняя, теплая, а другая летняя, холодная.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

I. Старая часовня Спасо-Андрониев (Андроников) монастырь основан на высоком берегу Яузы св. митрополитом Алексием около 1360 г., не без содействия преп. Сергия, любимый ученик которого преп. Андроник, испрошенный у него св. Алексием для устроения обетного монастыря, был потом первым игуменом новой обители. Преподобный Сергий посещал ее: он, спустя не долгое время по ее устроении, приходил взглянуть на новую общежительную тогда, Спасскую обитель и призвал на нее Божие благословение, в молитвенном духе воскликнув: «Господи! призри с небеси и виждь и посети место сие, его же благоизволи создатися во славу святаго Твоего имени» (Степенная кн.1:460). В другой раз, говорит предание, великий подвижник зашел сюда поклониться нерукотворенному образу Спаса (этот образ, принесенный святителем Алексием из Царьграда, был поставлен в новоосвященной им монастырской церкви), пред отправлением в дальний путь и при прощании долго беседовал с Андроником и братиею монастыря, под открытым небом, может быть под густою тенью здешних кленов и вязов, современных началу Москвы (Спасо-Андроников, соч. Н. Иванчива-Писарева. М. 1842, стр. 13. 46. 104). Впоследствии на месте их разлуки (в полверсте от Спасо-Андрониева мон.) поставлена часовня: это на пути во Владимир, а такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как богоносный отец наш Сергий отправлялся в Нижний Новгород для умирения князя Бориса, именно в 1365 г. (Русские святые, соч. архиеп. Филарета, июнь, 1863, стр. 79. Историч. опис. нашего мон. М. 1865, стр. 9–10 1 ). Места прощания, разлуки, расставания нередко в старые годы означались водружением креста, или сооружением часовни, которая называема была прощею (от глагола прощать). Такие прощи находились при выезде из Москвы у городских ворот, следственно при местах расставания и прощания, как показывают и названия московских урочищ: старыя прощи (у Всесвятских ворот Белаго города при церкви Похвалы Богородицы), новыя прощи (у Арбатских ворот при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Великово. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1808 и 1810. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, с. Великово Координаты: 56.2414, 41.2783 Проезд:Из райцентра Ковров выезд на юг в сторону трассы М7 Москва-Нижний Новгород. Через 10км в пос. Мелехово поворот на запад с указателем " Великово " , 2км. Асфальтированный проезд. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Ковровском районе в 16 км южнее районного центра находится старинное село Великово. Чтобы отличить его от другого некогда ковровского Великова на Тальше (ныне это село не существует, находясь в составе посёлка Краснознаменский Камешковского района), издавна к его названию прибавляли «в Медушах» или «при речке Нерехте». На самом высоком месте села возвышается Благовещенская церковь. Происхождение названия села неизвестно. Очевидно, это был довольно крупный, «великий» населённый пункт. Есть предположение, что деревянная церковь в Великом существовала ещё в XVI веке. Во времена Смуты этот храм был сожжён и возобновлён к 1628 году. Именно тогда он упоминается в книгах патриаршего приказа впервые: «церковь Благовещенье Пречистые Богородицы в селе Великом в вотчине вдовы княгини Овдотьи князь Петровские жены Ростовского Бахтеярова». В 1643 г. князь И.К. Юсупов выстроил новую Благовещенскую церковь. Следующее упоминание о великовском храме датируется 1653 годом и находится также в писцовых книгах по Владимирскому уезду: «церковь Благовещения Пресв. Богородицы да в приделе Николы чудотворца, да Леонтия ростовского чудотворца, да Ильи пророка». Тогда же упоминается поп Михайло Флоров и приход в 94 двора. К 1688 г. церковь в селе Великово была в честь Воскресения Христова. Но менее, чем через 100 лет (не позднее 1770 г.) вновь появился Благовещенский храм (время упразднения Воскресенской церкви неизвестно). Эта деревянная церковь с приделом в честь святителя и чудотворца Николая простояла до момента постройки каменного храма в самом начале XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=03509

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010