Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем – мирная ектения и праздничные антифоны: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы). Малый вход с Евангелием совершается как обычно. Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь Пасхи, ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Затем – чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелия (Ин., зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов (Мк. 16:15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке. После чтения Евангелия произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и другие (заупокойной ектении не бывает до вторника Фоминой седмицы). Задостойник – ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...» с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…». Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Перед причащением народа диакон – «Со страхом Божиим...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды). После причащения священник – «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды). Священник: «Всегда, ныне и присно...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды), ектении: «Прости приемше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем», и – по заамвонной молитве – освящается артос по особому чину (см. ниже), и затем хор поет «Христос воскресе» (трижды). Священник: «Благословение Господне на вас...» и затем, после «Аминь», вместо возгласа «Слава Тебе, Христе Боже...» священнослужители поют в алтаре «Христос воскресе...» (до середины), а хор заканчивает. Отпуст – такой же, какой и на утрени (с Крестом, без трисвечника).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

По окончании утрени перед обедней совершался крестный ход в монастыре (по хрьстех идут), при пении тропаря, «общее воскресение». Крестный ход справлялся в этот день и при Феодоре Студите , как видно из его жизнеописания, где рассказывается, что для этой процессии было вынесено множество икон в сопровождении всей монастырской братии, при пении тропаря «пречистому твоему образу» 132 . Таким образом, Феодор Студит воспользовался обычаем тогдашнего устава, чтобы открыто выразить свою ревность о почитании св. икон и протест против иконоборцев. По окончании крестного хода или литии, с возвращением процессии в церковь , начинается литургия. Из особенностей её, или лучше сказать каждой праздничной обедни, следует отметить пение 4-й и 5-й песни праздничного канона (чаще же 3-й и 6-й, что на языке церковном называется τριτκτη 133 . Далее упоминается о входном стихе, т.е. стихе сопровождающем вход священника в алтарь на малом входе 134 . В обыкновенную обедню таким стихом служит: «приидите поклонимся», в праздничные же дни назначается особый стих, применительно к содержанию праздника, например, в неделю ваий: «благословен грядый во имя Господне»... В славянских уставах эти стихи называются: входное, (входный стих, а в греческих – εσοδικν. Много таких стихов применительно к празднику указано в Синайском канонаре. Во вторник страстной недели поётся последование страстей Христовых. Оно состоит из 12 тропарей, исполняемых по три на каждом часе, с особой паремией, чтением апостола и евангелия. Со середы страстной недели отменяется пение на утрене трипеснцев. «Андреева творения», а назначаются трипеснцы Косьмы Майюмского с 8-ю стихами на 3-й песни, 12-ю на 8-й и 14-ю на 9-й. Отсюда видно, что в начале всю неделю были в употреблении каноны Андрея Критского , но затем вытеснены произведениями более позднего, но более известного песнописца, – и, вероятно, не без влияния на эту перемену со стороны иерусалимской практики. В Великий четверг полагается обряд умовения ног перед литургией, между 6-м часом и началом вечерни, согласно с обычаем Великой Церкви, a не Студийского монастыря, в котором этот обряд справлялся после обедни 135 , как принято и в уставах иерусалимских. Подробное изложение этого обряда по студийскому уставу Софийской библиотеки, теперь СПб. духовной Академии, сделано И. И. Срезневским в Памятниках русского письма и языка; а извлечения из статьи об этом по Типографскому уставу см. ниже в описании этой рукописи (приложение III).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Возвратившись в алтарь и стоя у Престола, священнослужители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает: «И сущим во гробех живот даровав». Затем – мирная ектения и пение праздничных антифонов: «Воскликните Господеви вся земля...» (они поются во все дни Светлой седмицы). Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно 206 . Входный стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: «Христос воскресе...», ипакои: «Предварившия утро...», «Слава, и ныне» – кондак: «Аще и во гроб...». Вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся...» 207 . Прокимен: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь». Затем чтение Апостола (Деян., зач. 1) и Евангелия (от Ин., зач. 1). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле, среди всех народов ( Мк. 16, 15 ). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке 208 . После чтения Евангелия произносятся ектении сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы). Задостойник на литургии поется с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...» и ирмос 9-й песни: «Светися, светися, новый Иерусалиме...». Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». Перед причащением народа – диакон: «Со страхом Божиим...». Хор: «Христос воскресе...» (единожды). Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую...». После причащения – священник: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Священник: «Всегда, ныне и присно...». Хор: «Христос воскресе...» (один раз). Ектения: «Прости приимше...», возглас. Затем священник: «С миром изыдем» и заамвонная молитва , после которой освящается артос по особому чину (см. ниже). Затем хор поет трижды: «Христос воскресе...», священник: «Благословение Господне на вас...» и затем, после «Аминь», поет с диаконом в алтаре «Христос воскресе...» (до половины), а хор заканчивает. Отпуст – такой же, как и на утрени, только без трисвечника 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Особенности Литургии Если Рождество выпадает на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста , а если на воскресенье или понедельник – Литургия святителя Василия Великого . Поются праздничные антифоны с особыми припевами и стихами. На малом входевходный стих: «Из чрева прежде денницы родих тя, клястся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен «Вся земля да поклонится тебе…», стих «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостольское чтение – Послание к Галатам, 209-е зачало ( Гал. 4; 4–7 ). После Апостола – Евангелие от Матфея, зачало 3-е ( Мф. 2; 1–12 ). Вместо «Достойно есть» до отдания праздника поем задостойник: ирмос 9-й песни канона «Любити убо нам…» с припевами. Причастен праздника: «Избавление посла Господь людем Своим». По традиции, по отпусте Литургии священнослужители перед иконой праздника поют тропарь, «Слава, и ныне»: кондак праздника и величание. Во время целования креста все окропляются святой водой. Традиция праздника Как известно, миссионеры сознательно наполняли церковным содержанием многие языческие традиции, укорененные в памяти христианизируемых народов. Рождество Христово совпадало по времени с языческой Колядой – праздником наших предков, посвященным зимнему солнцевороту. Древние славяне пытались в этот день «заклясть злых духов», чтобы таким образом избавить себя от приносимого ими вреда. Для этого пелись колядки определенного содержания, которые должны были производить магическое действие на духов. Это языческое действо совершалось на Руси еще некоторое время после Крещения ее народа, а потом было вытеснено собственно церковным обрядом «славления» (прославления) новорожденного Христа. Рождественским утром, одетые волхвами или пастухами дети выходили на улицы и площади славить Христа. Обычно они несли с собою изготовленную из красочных материалов «Вифлеемскую звезду» и вертеп, представляющий собой ящик, сделанный в виде пещеры, где помещались деревянные фигурки и зажженые свечи. Славильщики разыгрывали сцены рождения Христа и исполняли песнопения о воплотившемся Богомладенце. Затем они пели колядки, основным содержанием которых были события Рождественской ночи. За это пение детей-христославов угощали различными явствами и давали деньги. Обычай славления Христа был искоренен безбожными властями СССР с большим трудом. Сейчас он возрождается везде, где жизнь православных приходов уже вошла в нормальное русло.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

354 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание на этот счет содержится в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и, следовательно, поется дневной прокимен. 355 На практике, если читается только одна кафизма, можно прочитать седальны следующим образом: седален праздника по 1-й кафизме; «Слава, и ныне» – седален праздника по 2-й кафизме. 356 Иногда Устав назначает петь на Блаженнах сразу две рядовые песни канона праздника, при этом иногда в таких случаях поются Блаженны на 6 (см., например, 23 ноября, 28 декабря), а иногда – на 8 (например, 10, сентября). 357 Такой входной стих поется на практике, хотя по Уставу следует петь вседневный входный стих («Приидите поклонимся... во святых дивен Сый...»). 358 На основании последования 15 сентября порядок пения тропарей и кондаков в данном случае может быть другим: тропарь праздника (предпразднства), тропарь храма, тропарь 1-го святого, тропарь 2-го святого, кондак праздника (предпразднства), кондак 1-го святого, «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак храма. 359 Прямого указания относительно пения дневного прокимна в период предпразднства в Типиконе нет, хотя косвенное указание имеется в последовании 5 августа (предпразднство Преображения Господня), где говорится о том, что в этот день читаются только рядовые чтения и следовательно, поется дневной прокимен. 360 Накануне самого праздника (в предпразднство) и накануне праздников бденным святым в попразднстве за Божественной Литургией читаются два рядовых Апостола и Евангелия – настоящего дня и грядущего дня под зачало (например, 5 августа). 361 Иногда имеет место отступление от этого правила. В частности, если праздник Богородицы или святого случается в воскресенье, то воскресные песнопения соединяются с песнопениями праздника, (см., например, Типикон, 8 сентября: «аще случится в неделю...»). 362 В этих случаях в Типиконе имеется следующее указание: «Аще изволит настоятель, творим бдение» (см., например, Типикон, 8 ноября, 17 января и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Нужно ли в двунадесятые праздники петь «Приидите, поклонимся» во время малого входа? Прот. Никольский в известном своем «Пособии к изучению устава» пишет: «в великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, неделю Ваий, Пасху, Пасхальную седмицу, Пятидесятницу, день св. Духа. Воздвижение креста диакон произносит «входное», «входный стих»… Певцы поют также «входное», а именно: «Приидите поклонимся» и к этому присоединяют припев второго антифона; именно в седмичные дни поется: «спаси ныя, Сыне Божий, во святых дивен сый»; в недели, в Пасху и Пасхальную седмицу поется: «спаси ны… воскресый из мертвых»; в Рождество Христово:… «рождейся от Девы»..: в Богоявление: «во Иордане крестивыйся»..; в неделю Ваий: «возседый на жребя» и т. д. После входа певцы поют тропарь и кондак праздника. Впрочем, так совершается малый вход только при архиерейском служении в праздники; обычно же «Приидите, поклонимся» не поется, а при возгласе «Премудрость, прости» исполняется певцами «входной стих» и затем поется тропарь и кондак праздника. О пении «приидите, поклонимся» в праздники, имеющие особое «входное», в уставы ясного упоминания собственно нет. Устав указывает петь «Приидите поклонимся» с праздничными припевами в попразднственные дни до отдания праздников. В Типиконе под 15 сентября сказано: «по входе: «спаси ныя, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуйя». Сице поем «и до отдания» (Пособие… изд. 8, стр. 395–396). Дозволяют ли церковные правила читать заупокойные Евангелия и Апостолы на литургиях двунадесятых праздников? По 169 прав. Номоканона при Б. Требнике поминовение усопших в воскресные и праздничные дни не допускается: по уставу же заупокойных Евангелий и Апостолов в воскресные и праздничные дни не положено (Ц. В. 1894 г. Можно ли произносить заупокойную ектению на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные и высокоторжественные дни? Нет. Поминовение усопших в праздничные, высокоторжественные и воскресные дни, согласно уставу и обычаю церковному, должно быть совершаемо только на проскомидии и по освящении св. Даров во время «Достойно есть» (Тин. гл. 59, 169, пр. Номок. при Требнике). (Ц. В. 1893 г. и 1894 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

54 Т. е.: «просвети, Господи, верующих, чтобы они не только видели святое Твое Евангелие вносимым, но и уразумели Твои Божественные слова, когда услышат их чтение». 55 В великие праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Неделю ваий, Пасху, все дни пасхальной недели, в Троицын день, в Духов день, и на Воздвижение Креста, диакон произносит «входное»«входный стих праздника». «Входное» заимствуется из пророческих псалмов, иметь отношение к празднуемому событию и составляет как бы приветствие, с которым Церковь обращается, или заставляет верующих обращаться к Сыну Божию. 56 Стих: «приидите, поклонимся» также называется «входное». Припев антифона, присоединяемый к нему, разнообразится, смотря по празднуемому событию. Так, в Рождество Христово поется: «Спаси нас, Сын Божий, родившийся от Девы».... в Богоявление Господне: «Спаси нас, Сын Божий, во Иордане крестившийся»..., в Вознесение: «Спаси нас, Сын Божий, во славе вознесшийся»... и т. п. Во всех этих припевах слово «аллилуия» значит: «хвалите Бога». 57 «Кондаком» называется церковная песнь, в которой выражается сущность празднуемого, или воспоминаемого, священного события, а также изображаются главные черты жизни и деятельности прославляемого святого. Кондаки и другие песнопения, которые поются во время входа с Евангелием, имеют связь с чтением Евангелия и Апостола, возвещающими благую весть о нашем спасении. И так как Евангелие, несенное во время малого входа, означает Самого Господа Иисуса Христа, то после явления Евангелия на этом входе прекращаются антифоны, содержащие пророчества и поются песнопения Нового Завета, в которых славятся Богоматерь, Угодники Божии и Сам Господь Иисус Христос. При входе поются тропари и кондаки, или храмовые: в честь Господа, Пресвятой Богородицы и святых, или дневные, т. е. дней недели; или святым рядовым; или за упокой; или, наконец, заключительные. 58 На Воздвижение Креста и в 3-е воскресенье великого поста, когда бывает поклонение Животворящему Кресту Христову вместо: «Святый Боже» поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», а в Рождество Христово, в Богоявление, в Лазареву и Страстную субботы, в Пасху, во все дни Светлой недели и в Пятидесятницу – «Елицы во Христа крестистеся»..., т. е: «те, которые во имя Христа крестились, во имя Христа и оделись».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

924 Традиционный взгляд в качестве адресата Евр. чаще всего рассматривает Иерусалим, тогда как предположения о Риме обрели сторонников лишь в сравнительно недавнее время. – См. Brown R. P. 684, 699. Еп. Кассиан отстаивает в данном вопросе иерусалимский адресат. См. Безобразов С. С. 38–43. 928 См. Безобразов С. С. 45 слл. Эта цитируемая статья еп. Кассиана написана им еще в бытность Сергеем Сергеевичем Безобразовым и издана в далеком 1930 году в ставшем библиографической редкостью одном из первых номеров «Православной мысли». Совсем недавно, наконец, она была, кажется, переиздана. 933 Правда, читаемый по-церковно-славянски, этот Апостол является одним из самых ярких примеров малопонятности языка, на котором в Церкви читается Священное Писание. 935 Входный стих – краткая фраза из Псалма, произносимая диаконом только в Господские двунадесятые праздники в один из самых торжественных моментов богослужения – на Малом входе после «Премудрость, прости». 936 Эбиониты (евр. «эвьоним» – «бедные»), – секта, возникшая после разрушения иерусалимского Храма в 70 н.э. и связанная с иудео-христианской общиной в Иерусалиме. Вели аскетический общинный образ жизни подобно ессеям, следовали иудейским обрядам, верили в то, что Иисус был Мессией Израиля, но считали Его не Богом, а таким же человеком, как все остальные люди. 937 Адопционизм – термин, означающий христологическую ересь эпохи Вселенских соборов, но в данном случае, подразумевающий идею как таковую: Иисус есть Сын Божий, и плоть человеческую Он принял (adoptio – принимать) на определенное время ради исполнения Своей божественной миссии. 942 А также (в других сокращениях) в первое воскресенье Великого поста – Неделю Торжества Православия, в чем тоже легко увидеть очевидный смысл. 943 В отпусте Таинства Елеосвящения Иаков поминается как «апостол первый архиерей Иерусалимский, брат Божий». 944 В переводе ЕК, изданном Библейским обществом в 1997 году, в Иак. 1, 1 содержится досаднейшая опечатка, на которую обратил внимание проф. А.А. Алексеев и к которой епископ Кассиан не имеет ни малейшего отношения: «Иаков, брат Бога и Господа Иисуса Христа». В недавно изданном «Новом Завете на греческом и русском языках» (РБО. М. 2002) дается исправленный вариант перевода ЕК: «Иаков, раб dou=loj. Бога и Господа Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   На Литургии поются антифоны праздника. Входный стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию нóгу Его, яко свято есть». После входа (входного стиха) — тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (поется только в день праздника). Задостойник: припев «Величай, душе моя, пречестный Крест Господень» и ирмос «Тайн еси, Богородице, рай».    Праздник Воздвижения Креста Господня — единственный Господский праздник, который не имеет в Служебнике особого отпуста. Отпуст в конце всенощного бдения и Литургии праздника обычно бывает такой же, как седмичный в среду и пятницу, только без упоминания седмичных и празднуемых святых (святых Минеи). В практике принято начало отпуста праздника Воздвижения произносить так же, как и отпуста воскресного дня: «Воскресый из мертвых, Христос», так как служба посвящена не только Кресту, но и воспоминанию Воскресения Христова (пение воскресной песни «Воскресение Христово видевше» на утрене и прочее).    В день праздника Воздвижения установлен строгий пост, подобно тому как бывает пост по средам и пятницам (рыба не разрешается). Этот пост установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для напоминания о том, что почитание Креста состоит также в умерщвлении плоти (см. Типикон, последование 14 сентября и гл. 33).    Животворящий Крест, вынесенный на середину храма в праздник Воздвижения, лежит на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения, после отпуста Литургии священник уносит Крест в алтарь и полагает его на Престол при пении тропаря и кондака праздника (чин тот же, что и 2 августа — см. Типикон, последование 2 августа).    В попразднство на Литургии после входа поется «Приидите, поклонимся», в конце — с праздничным припевом «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуиа». ПРАЗДНИК ВОЗДВИЖЕНИЯ КАК ГРАНЬ МЕЖДУ ЛЕТНИМ И ЗИМНИМ ПЕРИОДАМИ УСТАВА    Устав чтения кафизм, пения тропарей, называемых «Непорочны», и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительными являются два периода: летний и зимний, разделенные между собой праздником Воздвижения Креста Господня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

    «Ветхий денми» (Дан. 7:9), Который дал в древности на Синае закон Моисею, Сам Закона Творец — от Бога Бог Слово, безначальное Слово Отчее, ради нас по бесконечному Своему милосердию воплотившись, будучи осмодневен, не возгнушался плотского обрезания и теперь приносится как сорокадневный Младенец в храм Материю, исполняя закон и «законныя клятвы свобождая». Сам будучи Законоположником, Он явился и Исполнителем закона, «начало изъявляя новыя благодати». ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА    Праздник Сретения Господня по своему богослужению принадлежит к числу двунадесятых праздников, но не Господских, а Богородичных, потому что если этот праздник случится в Неделю, то служба воскресенья не отменяется, а поется вместе со службой праздника — как и в Богородичные праздники (Типикон — 2 февраля, «аще в Неделю»). Праздник Сретения называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы, а в Западной Церкви называется «Очищением» Пресвятой Девы.    По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, на Литургии на малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника (см. Служебник; этот отпуст праздника отменяется и заменяется воскресным, если праздник попадает на воскресенье).    На всенощном бдении читаются три паремии. Первая паремия (Исх. 12:51, 13:1-3, 10-16; Лев. 12) — об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения. Вторая паремия (Ис. 6 гл.) — о видении пророка Исайи, в котором прикосновение горящего угля к его устам прообразовало духовное очищение от грехов. Третья паремия (Ис. 19:1-21) — о созерцании пророком Исайей Египта, куда «приидет Господь, и сотрясутся рукотворенная Египетская от Лица Его, и ведом будет Господь египтяном», что вскоре после Сретения Господня действительно исполнилось, когда Господь с Марией, Материю Своей, и Иосифом бежал от Ирода в Египет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010