Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон – это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случаеХристос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи – Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся,потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1-е зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках. Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше...» и ирмоса 9-й песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме...» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи. Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят...» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите». У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петьХристос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» [греч. Πσα πνο - Пс 150. 6], в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов (Пс 148-150). 1. Пс 150. 6 наряду с 1-м стихом того же псалма составляет общий прокимен, исполняемый на утрене между изменяемым прокимном и чтением Евангелия. Наиболее раннее упоминание о пении «В. д.» перед утренним Евангелием содержится в «Повествовании о путешествии отцов Иоанна и Софрония» (VII в.) ( Longo A. Il testo integrale d. «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «ρμηνεαι» di Nicone//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). С послеиконоборческого времени такая практика стала нормой в визант. монастырском богослужении, она отмечается во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов . «В. д.» указано также после 8-гласовых воскресных утренних прокимнов и утренних праздничных прокимнов, помещенных в приложении к Типикону Великой ц . ( Mateos. Typicon. P. 170-173, 180-187); на Антипасху «В. д.» здесь использовано как самостоятельный прокимен. Вероятно, в богослужение храма Св. Софии «В. д.» вошло под влиянием традиции монастырского богослужения (Ibid. P. 171). Согласно рукописи Типикона XI в. (Dresd. 104A), «В. д.» кроме утрени входило также в состав паннихис в 1-ю седмицу Великого поста ( Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 334). В ныне действующем Типиконе отмечено, что по исполнении прокимна гласа диакон возглашает:    , иерей отвечает:          , лик поет:  , канонарх (или диакон) и хор поют «В. д.» по чину прокимна, а затем следует диаконский возглас перед чтением Евангелия. «В. д.» исполняется тем же напевом, что и прокимен перед ним (по воскресеньям - на глас недели, в остальные дни - на 4-й глас). 2. Будучи последней строкой хвалитных псалмов, стих Пс 150. 6 может также исполняться в их начале, открывая собой псалмы. Наличие этого дополнительного начального стиха обычно обозначается в уставе как «поем «Всякое дыхание»». Хвалитные псалмы начинаются со «В. д.» в те дни года, когда на утрене поется великое славословие в праздничной редакции, а также в нек-рые др. особые дни (напр., в Великую пятницу). Двукратное исполнение стиха Пс 150. 6 - в начале и в конце псалмов - на утрене с праздничным окончанием подчеркивает всеобъемлющий характер восхваления Господа. Рубрики: Ключевые слова: ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/155580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОСК вырабатываемое пчелами вещество, используемое как основной материал при изготовлении свечей, в т. ч. церковных ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОД в правосл. богослужении торжественная процессия священнослужителей, центральным моментом к-рой является вход через св. врата в алтарь ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГОДОВОЙ НЕПОДВИЖНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ в правосл. Церкви цикл праздников и памятей святых, приуроченных к тем или иным дням года по юлианскому календарю ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа

http://pravenc.ru/rubrics/122646_2.html

1) на благословении хлебов на литии; 2) по пении «Бог Господь»; 3) в конце утрени. Особенности утрени На утрене на полиелее поется величание Божией Матери: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». На утрене поется канон праздника – «Сушу глубородительную землю», творение святого Космы Маиумского . Ирмосы канона положено петь дважды. Тропари поются на 12 32 . Катавасия – праздника. Припев к праздничному канону: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По 3-й песни – седален праздника, по 6-й песни – кондак и икос. На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются 14 припевов праздника, первый из которых: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих». После этого припева поем ирмос: «В законе сени и писаний образ видим, вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем». Эти припев и ирмос являются и задостойником праздника на Литургии. И в конце всенощного бдения, и в конце Литургии бывает особый отпуст праздника Особенности Литургии Во время пения «Блаженны» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона. Входный стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен, глас 3, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Стих: «Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Аллилуиа, глас 8: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Стих: «Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Вместо «Достойно есть» поется задостойник праздника (см. выше). Этот задостойник поется на Литургии вплоть до отдания праздника Сретения. Причастен праздника: «Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Поскольку праздник Сретения периодически выпадает на Пасхальный цикл, совпадая с подготовительными неделями Великого поста, чинопоследование праздничной службы претерпевает дополнительные изменения, связанные с этими совпадениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История формирования чинопоследований и служб ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение «ВОНМЕМ» литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета ВСТРЕЧА АРХИЕРЕЯ чин торжественной встречи епископа при его входе в храм для совершения службы, составляющий особенность архиерейского богослужения «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии

http://pravenc.ru/rubrics/122750_2.html

– Взыде Бог в воскликновении! Господь – во гласе трубне! И эти слова, взятые из псалма царя Давида ( Пс. 46:6 ), как постоянно повторяющийся запев припеваются каждый день на стихирах стиховных, начиная с самого праздника… Прокимен пред чтением Евангелия: – Взыде Бог в воскликновении! Господь – во гласе трубне! На литургии – стих входный с Евангелием, изображающий вход Царя: – Взыде Бог в воскликновении! Господь – во гласе трубне! После Апостола – чтец гласит пред аллилуиа опять всё тот же стих: Взыде Бог! А к этому как бы прорвался третий вид выражения торжества: плеск руками! Гром рукоплесканий! Потрясающие воздух крики, трубы, плеск! У греков и доселе во время проповедей и в храмах аплодируют… А святому Иоанну Златоусту нередко приходилось останавливать восторгавшихся слушателей… Но эти восторги неба отзываются и на земле торжеством людей. Их приглашает Церковь начальными словами того же псалма ( Пс. 46:1 ): – Вси языцы (народы) восплещите руками, воскликните Богу гласом радования… И этот стих так же равно часто повторяется, как и предыдущий «Взыде Бог»: и на стихирах, и на прокимнах, и в песнопениях… Дадим Богу величие… руками восплещим (тропарь 8-й песни 2-го канона)… Торжествуим… и восплещим руками, радующеся (тропарь 9-й песни 2-го канона). Антифоны на литургии только и говорят о восклицании и плескании. И чем более возвышался Господь, тем более изменялось духовное состояние сопровождавших Его небесных «чинов«… Их прежнее недоумение и сомнение, заменившееся скоро радостью, теперь начинает переходить не только в трепетное удивление, но и в страшный ужас. Об этом будет сказано далее. Но уже и из написанного видим, какою «славою многою» пронизан праздник Вознесения. И теперь нам ясно, что мы своим сердцем лишь «краем уха» ощущали эту «торжествующую благодать»… Церковь же в своих песнопениях поднялась неизмеримо выше… Слава ей, славящей преславно своего Царя славы! Слава ее «священному торжеству»! Но для нас велико и даже безмерно велико и меньшее! Если уж сами апостолы не сподобились принять равного участия в славе, как еще не ангелоподобные; если только и их после Пятидесятницы, когда «Дух Святый» «просветил их смысл» и «огненными» «сотворил благодатию» (тропарь 9-й песни 2-го канона); то смеем ли мы на большее?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) «Единородный Сыне». Икона. 1668 г. (ГТГ) По мнению Х. Матеоса, «Е. С.» первоначально служил входным песнопением на литургии, что согласуется с известным по к-польской кафедральной традиции употреблением его в том же качестве (без антифонов) во время процессии из храма Св. Софии в ту или иную стациональную церковь ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142; Idem. Celebration. P. 50-51). Согласно иерусалимскому списку Типикона Великой ц. (Hieros. S. Crucis. 40, X в.), на литургии в воскресенья и непраздничные дни «Е. С.» был припевом к 3-му антифону (Пс 94, включая входный стих - Пс 94. 6а), когда же к 3-му антифону присоединяли особый тропарь, «Е. С.» пели со 2-м антифоном на ξα (  ) или не пели вовсе ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 110, 138, 308; idem. Celebration. P. 50-51). В Порфирия Евхологии (РНБ. Греч. 226, X в.), происходящем из Юж. Италии, «Е. С.» указан на литургии в качестве воскресного входного песнопения в составе 3-го антифона (после Пс 94. 6), причем на ξα Κα νν (      ) должно было повторяться окончание тропаря со слов: ες ν τς ϒας τριδος (        ) (см.: Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " Église Grecque. St.-Pb., 1913. Part. 3. P. 1-11). Как полагал Матеос, такое же повторение окончания тропаря практиковалось и в К-поле. В списке Евхология Порфирия, уже вскоре после его создания, «Е. С.» и стих Пс 94. 6 были вычеркнуты, что, вероятно, свидетельствует об изменении положения «Е. С.», к-рый стали петь не с 3-м, а со 2-м антифоном литургии ( Красносельцев. Рукописи Ватиканской б-ки. Прил. 1. С. 285, прим. 1; Mateos. Celebration. P. 52). С XI в., когда увеличилось число тропарей годового круга, к-рые пелись после 3-го антифона литургии, припевом к последнему стал стих «Спаси ны, Сыне Божий...», а «Е. С.» был окончательно присоединен ко 2-му антифону в качестве заключительного тропаря ( Mateos. Celebration. P. 19, 54, 86; Taft. Great Entrance. P. 88). Эта практика засвидетельствована в ряде памятников XI в. (литургические рукописи, толкование, носящее имя Николая Андидского, см.: Mateos. Celebration. P. 48, 50-52; Taft. 2001. Р. 71) и сохраняется в правосл. богослужебной традиции до наст. времени - «Е. С.» всегда поется в конце 2-го литургийного антифона, вне зависимости от того, какие именно антифоны исполняются: праздничные, вседневные или изобразительные (в первых 2 случаях «Е. С.» должно петься на       в 3-м - на     но на практике и в этом случае «Е. С.» нередко поется на      )

http://pravenc.ru/text/189555.html

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды). Ектении, и отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык...». На часах – тропарь и кондак праздника. На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны праздника, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4. Входный стих Пятидесятницы: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя» . Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен , глас 6-й: «Спаси, Господи, люди Твоя...»; стих: «К Тебе, Господи, воззову...». Апостол – Еф., зач. 229. Аллилуиарий, глас 2-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей»; стих: «Не отвержи мене от лица Твоего...». Евангелие – Мф., зач. 75 . Задостойник Пятидесятницы. Причастен праздника: «Дух Твой Благий...». Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». Примечание. В седмицу Пятидесятницы «оставляются же и междочасия часов, и иже в повечериях певаемый канон Пресвятыя Богородицы» (см.: Цветная Триодь, «В понедельник Святаго Духа», «зри»). Примечание. В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет. 1 В богослужебных книгах этот день имеет иное название: «Понедельник Святаго Духа». 2 В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, поста нет. 3 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских песней остается трудноисполнимым, допустимо к канону праздника петь припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 651; Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 308). 4 «Приидите, поклонимся...» не поется, кроме архиерейских богослужений. 5 В остальные дни попразднства Пятидесятницы прокимен и аллилуиарий – праздника (см. на Литургии в сам день праздника Пятидесятницы). 6 Начало «Матфеевых седмиц». «Матфеевы седмицы», то есть зачала из Евангелия от Матфея, начинаясь от Понедельника Святого Духа, читаются до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении (см., напр., статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596).

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-24/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ВСЕЛЕНСКИЕ СУББОТЫ или вселенские родительские субботы, в правосл. традиции - 2 субботы, посвященные поминовению всех без исключения усопших правосл. христиан «ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ» в правосл. богослужении: 1) общий прокимен перед утренним евангельским чтением; 2) стих хвалитных псалмов ВХОДНЫЙ СТИХ в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГИМН 1. Обобщающее название различных литургических песнопений христ. авторов; 2. В зап. христ. традиции - литургическое строфическое песнопение в куплетной форме ГИМНОГРАФИЯ в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения в определенные моменты служб ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/122798_5.html

Замечательные слова и выражения литургического содержания, встречающиеся в этом уставе: Типицы – τ τυπικ – псалмы, которыми начинается последование изобразительных. Панихида в смысле повечерия (лист 29). Сщенник – τ ερτειον – алтарь (29 оборот). В других уставах переводится словом священие. Вьходник – τ εσοδικν – стих входный на литургии и вечерне (лист 30). Седмица обновления – δικαινισμου – пасхальная неделя. Святые дверцы – царские двери, или средние алтарные (47). Подвижет стих высочае, – произнесет стих более сильным и высоким голосом (48). Нареждений монах – ταχθες μοναχς – назначенный, наряженный для известного дела на службе (48 оборот). Новая неделя – неделя Фомина (54 оборот). По единому потиру вина – по одной чаше (51). Глас меднаго – φων το χαλκο – звук медного била (55). Наредь – ν ρδιν, – по порядку, рядом (55). На коупе – ν μφαλ – на пупе (56). Надневнии иереи – μερσιος, чередной священник (56 оборот). Помень ктитором (56 оборот). Проскомидия в смысле диаконика, как известного приалтарного отделения (61 оборот). Поем брьже – χμα – скоро, непротяжно (65). Рогозина – циновка, рогожа, служившая подстилкой под ноги (ibid). Возбудитель – φυπνστης – будильник (66). Полихронисмо – многолетие (107 оборот) Гликизма – топлёное вино с разными сластями (108). Гробница – κοιαητριον – кладбище (158). Стояние – στασιδιον – монашеское место (167). Седалище – то же. Исткмление. Говорится, что 12 малых поклонов делаются легко и равно «исткмления ради» – δι τ σζειν – для уравнения. Не читал ли переводчик δι τ συχζειν – ради утомления (лист 173)? Разломление анафоры – куски просфоры, или антидор. Хранильница – θκη – ковчег, ящик (179), в котором хранится выносной крест. Четвероножец или аналог – стол на четырёх ножках, аналой (179 оборот). Панагурик – πανηγυρικν – книга, в которой заключаются чтения на праздничные дни, торжественник (188 оборот). Полунощник – полунощница (190). Лекани – λεκαν – купель, сосуд, в котором совершалось освящение воды, – старославянское – лохань (191). Отключать двери – отворять, отпирать. Полчасие – μεσρισν – междучасие. Дание – δοσις – приём, отдел, часть. Купельница – купель, λουτρ. Диаклисма – δικλυσμος – ополаскивание рта водой, принятие воды в небольшом количестве. Платьц – κλυμμα – покров над св. дарами. Священное одеяло – священная одежда (205 оборот). Деветница – девятый час (224). Красные двери – ρια πλη – или царские, те которые ведут из церкви в притвор (227 оборот). Икона снетия Господня – снятия со креста и положения во гроб (236). Папрат, папърт – паперть, притвор. IX. Сравнение синодальных уставов 2-й и 3-й редакции в изложении суточной службы и по триоди

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010