Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15: 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблудшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек – не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) – «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например – «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это – парафраз Мф. 5: 16). – А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию? – За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное – ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии. – Таким образом, архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви? – Можно сказать, в V–VII века. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…») поется несколько раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» Входный стих (греч. εσοδικν), в православном богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии. Входный стих исполняется на Пасху (и всю Светлую седмицу), в Господские (не Богородичные!) двунадесятые праздники, когда поются праздничные антифоны. Также в праздник Сретения Господня и в День Святаго Духа. По Уставу должны петься хором. В современной практике, принятой в РПЦ, возглашаются диаконом после «Премудрость прости». И сразу хор поёт тропарь и кондак праздника (в Пасху тропарь, ипакои, кондак). В остальное время хор поёт входный стих «Приидите поклонимся и припадем ко Христу» и припев «Спаси ны Сыне Божий…», а затем тропари и кондаки по Уставу. На Рождество Христово Пс.109:3в — 4; на Крещение Господне Пс.117:26 -27а; на Вход Господень в Иерусалим Пс.117:26 -27а; на Пасху Пс.67:27 ; на Вознесение Господне Пс.46:6 ; на Пятидесятницу Пс.20:14 ; на Преображение Господне Пс.42:3 ; на Воздвижение Честного Креста Пс.98:5 ), к которым припевается тропарь праздника. Особый устав имеют праздник Сретения Господня и День Св. Духа (в понедельник по Пятидесятнице), когда поются изобразительные антифоны, но праздничные В. с. ( Пс.97:2 и Пс.20:14 соответственно). При совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с Неделей ваий исполняется благовещенский В. с. (Пс.95:2в), в других случаях не звучащий. Исполнению В. с. предшествует возглас диакона: “Премудрость. Прости”. Вседневный В. с. исполняется хором, праздничные В. с. обычно возглашает диакон, а хор поет лишь припев — тропарь праздника. Во время исполнения В. с. происходит вход священнослужителей в алтарь. Входный стих (богослужебная заметка) протоиерей Ростислав Ган В журнале “Русский инок”, редактировавшемся архимандритом Виталием (впоследствии архиепископом Северно-Американским), 1 за 1917 г., стр. 16, в отделе “Уставщик” помещен вопрос уставщика Далматоского Успенского монастыря иеродиакона Серафима: “в праздник Сретения Господня на литургии поются блаженны и говорится входное. Поется ли “Придите, поклонимся”? Типикон указывает входное, таже тропарь, Слава и ныне, кондак”. На это отвечает архиепископ Антоний Волынский (Храповицкий, впоследствии митрополит, основатель Русской Зарубежной Церкви) следующим образом 3, стр. 110–111): “Полагаю, что — “Придите, поклонимся” — петь не следует, ибо оно не поется, когда бывает входный стих, что особенно ясно из устава праздника Пятидесятницы, когда путаница бывает на архиерейском служении, именно после входного стиха протодиакона начинают петь — “Придите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа”. — Таким образом, получается очевидная нелепость, которую некоторые архиереи стараются избежать через то, что изменяют это моление следующим образом: — “Спаси ны, Сыне Божий, от Отца ниспославый Утешителя, поющия Ти: Аллилуиа”.

http://azbyka.ru/vhodnyj-stih

Под словом: «Входное» разумеется во 1-х, пение: «Приидите поклонимся». В апостоле читаем: Входное: Приидите поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий. Во 2-х, – входным стих праздника двунадесятого Господня, который стих, обыкновенно, произносит диакон во входе с Евангелием в алтарь. 607 В богослужебных книгах назначено певцам возглашать входное. В Типиконе читаем, в последованиях на 14-е сентября и на дни Пасхи и Вознесения: «Мы же входное возглашаем». В Часослове, изданном в Киеве в 1742 году, читаем о Пасхе: «И бывает Вход. Возглашает диакон или иерей: «Премудрость, прости». Мы же входное: «В церквах благословите Господа» (лист 114). В Чиновнике же, в литургии св. Иоан. Злат. сказано: «Протодиакон возглашает: “Премудрость, прости” и приглашает входной стих праздника». Обыкновенно и при служении иерея диакон (а не певцы) возглашает входный стих. Входные стихи печатаются в Минее, Триоди, также и в Типиконе, в последованиях на самые праздники. При архиерейском служении, для торжественного шествия архиерея со средины храма в алтарь, и при возглашении входного стиха в великие Господни праздники, «поется: «Приидите поклонимся». В Чиновнике сказано: «В Господские же праздники, егда поются антифоны, протодиакон возглашает: «Премудрость, прости». И потом возглашает и входный стих праздника. Тогда архиерей поет со служащими: «Приидите, поклонимся» и прочая по чину, якоже всегда на литургиях поется» (Чиновн., лит. св. Иоан. Злат.). Обыкновенно при служения священническом (а не архиерейском) не поется: «Приидите, поклонимся», когда возглашается особый входный стих, а поются тропарь и кондак праздника, как и указано в Типиконе, в последованиях великих Господних праздников. При архиерейском служении Вход с Евангелием бывает, по указанию «Чиновника», таким образом: при пении «Блаженн» протодиакон и диаконы, равно архимандриты, игумены, или протопресвитеры, бывшие в алтаре и произносившие возгласы, приходят к архиерею, одни правою, другие левою стороною, и все вместе, равно и архимандриты, стоящие на средине храма при архиерее, покланяются ему и затем, кроме архимандритов, кои входят в алтарь с архиереем, идут в алтарь северными и южными дверьми (Чиновн., см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения…». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся…» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6-я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…») . По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык…» (так до отдания). По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Среди этих отличительных особенностей можно выделить одну существенную и несколько (шесть) второстепенных. Существенной особенностью является возможность/невозможность соединения службы праздника с воскресным богослужением Октоиха. Если Господский праздник полностью отменяет все воскресные песнопения, то Богородичный праздник такой силы не имеет и его служба соединяется с воскресными песнопениями (образец – Маркова глава 8 сентября). Именно по этой причине праздник Сретения Господня относят к категории Богородичных двунадесятых праздников. Теперь представим эту, а также другие особенности в виде таблицы. Господские праздники Богородичные Соединение с воскресной службой Октоиха Отменяет воскресную службу Октоиха Соединяется с воскресной службой Октоиха Кафисма на великой вечерне – если праздник со вторника по субботу, то кафисмы на вечерне нет;– в неделю поется вся 1-я кафисма;– в понедельник поется 1-й антифон 1-й кафисмы Всегда есть кафисма, причем в седмичные дни – 1-й антифон 1-й кафисмы,в неделю – вся 1-я кафисма. Антифоны на литургии Праздничные антифоны Изобразительные антифоны (1) Входный стих Особый Обычный «Приидите, поклонимся и припадем…»(исключение – праздник Сретения Господня, имеющий особый входный стих (2) Вводная фраза на отпусте Есть(кроме Воздвижения Креста Господня) Нет(кроме Сретения Господня) Прокимен на вечерне следующего дня (накануне 1-го дня попразднства) Великий прокимен, один из двух: «Кто Бог велий яко Бог наш…» или «Бог наш на небеси и на земли…» (кроме Недели ваий) Нет великого прокимена, поется прокимен дня Чтение Апостола и Евангелия в отдание праздника Чтения праздникане читаются (только рядовые чтения) Апостол и Евангелие праздника читается (после чтений дня) Примечания к таблице: (1) Нужно учесть, что такая особенность характерна только для нашего Типикона, тогда как в современном греческом Уставе даются антифоны и на все Богородичные двунадесятые праздники. (2) Еще одно исключение встречается в службе праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, но только в одной Марковой главе: если праздник совпадает с Неделей ваий, то произносится входный стих Благовещения «Благовестите день от дне спасение Бога нашего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения…». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся…» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…»; «В четверток 6-я седмицы… Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи…», «Последование литургии…») . По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык…» (так до отдания). По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст краткий праздничный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Примечание. До отдания праздника Богоявления в седмичные дни великий отпуст начинается словами: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна, нашего ради спасения...». На часах – тропарь и кондак праздника. Литургия свт. Иоанна Златоуста. Примечание. «В сей день Литургия бывает порану, труда ради бденнаго» (Типикон, 6 января). На Литургии праздничные антифоны. Входное (входный стих): «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам». Примечание. Входный стих на Литургии, по Уставу, должен петься, но обычно он возглашается диаконом. Входный стих является особенностью богослужения Господских двунадесятых праздников, а также служб Пасхи, Светлой седмицы, Сретения Господня и Понедельника Святого Духа. На Литургии этих дней перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости», как и перед пением «Приидите, поклонимся...» (ср.: Типикон, гл. 50-я: «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...»; «В четверток 6-я седмицы... Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»; Триодь Цветная, «Во святую и великую Неделю Пасхи...», «Последование литургии...») . По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу», и ирмос 9-й песни: «Недоумеет всяк язык...» (так до отдания).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

В дни великих праздников после «Премудрость, прости» диакон произносит так называемый входный стих, представляющий собой стих из 3-го праздничного антифона. В частности, на Рождество произносится входный стих: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей во век по чину Мелхиседекову» ( Пс.109:3–4 ). На Богоявление: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» ( Пс.113:3 ). На Пасху: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс.67:27 ). На Вознесение: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне» ( Пс.46:6 ). На Пятидесятницу: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя» ( Пс.20:14 ). Затем клирики входят в алтарь через царские врата под пение стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: аллилуйя. Царские врата с надвратной сенью. XVII в. (Ярославский музей-заповедник) Царские врата первоначального типа (с низкими створками) Монастырь Феодоры Солунской, Фесалонники Так этот стих исполняется за воскресной службой и в пасхальный период. В дни памяти святых «воскресый из мертвых» заменяется на «во святых дивен Сый», в Богородичные праздники – на «молитвами Богородицы» 662 , в Господские праздники – на «от Девы рождейся», «во Иордане крестивыйся» и т. д. (в зависимости от темы праздника). В Пятидесятницу вся вторая часть стиха заменяется на «Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: аллилуйя». В рассматриваемом стихе следует обратить внимание на слово «поклонимся». Этот глагол указывает на одну из древнейших форм богопочитания, выражаемую в преклонении колен. Глагол часто употребляется в богослужебных текстах не только в своем буквальном, но и в переносном смысле («поклоняться Богу» в смысле «почитать Бога»). Многие богослужения начинаются с многократно повторяемого призыва: «Приидите, поклонимся…» Что такое поклонение? Это прежде всего ответ человека на присутствие Бога в его жизни, на явление Бога или на Его благодеяния. Размышляя о значении богопоклонения, протопресвитер Александр Шмеман пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Накануне Богородичных Д. п. на великой вечерне поется «Блажен муж» (1-й антифон 1-й кафизмы Псалтири), тогда как накануне Господских Д. п. кафизмы нет (за исключением совпадения праздника с воскресеньем или с понедельником - в первом случае, включая и Господские и Богородичные праздники, всегда должна исполняться 1-я кафизма целиком; во втором - поется 1-й антифон 1-й кафизмы, в т. ч. и на Господские праздники). На утрене на 9-й песни канона не поются песнь Богородицы (кроме случаев совпадения Богородичных праздников с воскресеньем) и песнь прор. Захарии (см. ст. Библейские песни ), к-рая заменяется особыми праздничными припевами (кроме праздников Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы, для к-рых в офиц. богослужебных книгах нет припевов, хотя в певч. книгах они встречаются). На нек-рые Господские Д. п. (Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Преображение) после 50-го псалма утрени вместо обычных поются особые припевы. На литургии в дни Господских Д. п. поются соответствующие праздничные антифоны , в дни Богородичных - изобразительны (в студийской традиции, сохранявшейся на Руси до XVII в., на Богородичные праздники и в др. торжественные дни, не имевшие праздничных антифонов, должны были петь вседневные антифоны , в совр. греч. традиции Богородичные Д. п., как и Господские, имеют свои праздничные антифоны); следов., на Господские праздники на малом входе литургии возглашается особый входный стих , а на Богородичные поется обычный стих Пс 94. 6a (этот же стих на Богородичные праздники бытует и в греч. традиции, к-рая, т. о., непоследовательно сочетает праздничные антифоны со вседневным стихом). В день Сретения на литургии поются изобразительны, но после входа возглашается особый входный стих. На все Д. п. литургийное «Достойно есть» заменяется задостойником (ирмосом 9-й песни канона утрени, перед к-рым исполняется праздничный припев, если он есть). Дневные апостольское и евангельское чтения, как правило, перенесены на предыдущий день. Практически все Д.

http://pravenc.ru/text/двунадесятого ...

Стих 3: Гора Сион сия, в нейже вселился еси. Припев. Стих 4: Бог же, Царь наш, прежде века содела спасение посреде земли. Припев. Слава: И ныне: Единородный Сыне: Антифон 3-й (избранные стихи из Пс. 95, 98 ), глас 1: Стих 1: Господь воцарися, да гневаются людие 117 . Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы [православным христианом] на сопротивныя 118 даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство 119 . Стих 2: Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Тропарь. Стих 3: Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми. Тропарь. Стих 4: Поклонитеся Господеви во дворе святем Его. Тропарь. Входе Евангелием. Стих 5, входный: Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Тропарь. Слава: И ныне: кондак праздника, глас 4: Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству 120 щедроты Твоя даруй, Христе Боже. Возвесели нас силою Твоею, победы дая нам 121 на сопостаты, пособие имущим Твое 122 оружие мира, непобедимую победу 123 . Вместо Трисвятого тропарь Кресту, глас 6: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим (трижды). Слава: И ныне: ...и святое Воскресение Твое славим. И снова весь тропарь. Прокимен Апостола, глас 7: Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие. Апостол к Коринфянам, зач. 125( 1Кор.1:18–24 ) Братие, слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам – сила Божия есть. Писано бо есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу. Где премудр? где книжник? где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего? Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих. Понеже и иудее знамения просят, и еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята – иудеем убо соблазн, еллином же безумие; самем же званным – иудеем же и еллином – Христа, Божию Силу и Божию Премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010