статью " ACCESSUS AD ALTARE " ) (состоящее из: а) умовения рук священником; б) неск. прошений; в) общего покаянного чина, заимствованного из рим. мессы (первые слова: «Исповедую пред Богом» - перевод лат. «Confiteor...»); г) восхождения священника и диакона на ступень св. престола при пении псалмов 99 и 42 и чтении особой молитвы; д) чтения 2 молитв св. Григора Нарекаци); 4) приготовление евхаристических хлеба и вина. Последняя часть 4) является заимствованием из визант. евхаристического чина, ее порядок: а) завеса алтаря, если есть, закрывается; приготовление даров происходит на жертвеннике или на самом св. престоле; во время приготовления даров хор поет гимн; б) священник возлагает на дискос хлеб и вливает в потир вино, при этом читаются слова: «В воспоминание...» - слова, аналогичные тем, что звучат на визант. проскомидии; в) священник читает надписанную именем свт. Иоанна Златоуста и совпадающую с визант. молитвой протесиса молитву «Боже, Боже наш, пославший в пищу»; г) дары покрывают покровом при чтении псалма 92; д) священник благословляет дары со словами из Евангелия от Луки (1. 35); е) приносится кадило, и священник читает взятую из визант. литургии молитву «Кадило Тебе приношу»; ж) совершается каждение, хор поет гимн на каждение; завеса открывается. Порядок литургии оглашенных ( (?) · . P. 154-169; СДЛ. Т. 2. С. 181-196; Raes. P. 74, 78; Taft. The Armenian. P. 188): 1) начальный возглас «Благословенно Царство» (как в визант. литургии); 2) ([жамамут] - изменяемое входное песнопение: ср. Входной стих , Интроит ; по воскресеньям - визант. тропарь «Единородный Сыне»); 3) призыв диакона к молитве и славословие священника; 4) преподание священником мира; 5) главопреклонение; 6) молитва священника (=визант. молитве 1-го антифона ); 7) пение хором псалма и гимна, обозначаемых термином (полуденный), в это время - 8) чтение священником 2 молитв (=визант. молитвы 2-го и 3-го антифонов) и 9) чтение священником молитвы (=визант. молитва малого входа ); 10) священник вручает Евангелие диакону, диакон, как правило, обходит с Евангелием вокруг престола (аналог малого входа); 11) возглас диакона: «(?)(?)»; 12) пение хором Трисвятого (с изменяемыми, в зависимости от праздника, вставками: «Явившийся нам», «Воскресший из мертвых» и проч., восходящими к сделанной в 471 г.

http://pravenc.ru/text/76130.html

Праздник в православном богослужении Сведения о диахронических изменениях, связанных с богослужением Введения во храм Пресвятой Богородицы, отличаются показательной мозаичностью. В древнейшей рукописи Типикона Великой Церкви (IX–X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на данный праздник, помечена лишь память события. Та же кодификация содержится и в Канонаре X–XI столетий. Следовательно, служба на Введение пелась в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии, куда утром в день праздника из храма Святой Софии направлялась лития с участием патриарха. На утрене (на Пс. 50) и на малом входе литургии полагался тропарь 4-го гласа «Днесь благоволения Божия предображение». Кроме того, указаны чтения на литургии: прокимен 3-го гласа (Лк. 1: 46–47), Евр. 9: 1–7, аллилуиарий (4-го плагального, то есть 8-го, гласа), Лк. 1: 39–50, 56; причастен – Пс. 115: 4. В Студийских типиконахпраздничный цикл Введения состоит уже из трех или четырех дней: предпразднства – 20 ноября, собственно праздника – 21 ноября, попразднства – 22 (или 22–23) ноября. Отдание в Уставах рассматриваемого типа не выделяется. Порядок изложения служб Введенского цикла в многочисленных редакциях Студийского типикона (Студийско-Алексиевской, Мессинской, Николо-Казолянской и др.) имеет, безусловно, константное ядро и вариативные звенья. Так, в Евергетидской кодификации кроме обычных уставных замечаний даны указания о совпадении дней Введения с воскресеньем: краткие – для 20, 22 и 23 ноября (только о литургии), подробные – для 21 ноября (на утрене полиелея нет, поются степенные антифоны гласа, прокимен и Евангелие воскресное, Евангелие праздника отменяется; на литургии исключается входной стих). По Иерусалимскому уставу празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы образует шестидневный цикл. Предпразднство составляет по-прежнему один день (20 ноября), когда поются три последования: предпразднства, преподобного Григория и святителя Прокла. Попразднство увеличено до четырех дней, включая отдание в последний день – 25 ноября.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/457...

Службы Светлой седмицы совершаются по образцу служб первого дня Пасхи. Каждый день, как мы говорили, поются воскресные песнопения разных гласов. На литургии поются праздничные антифоны, произносится входной стих, вместо «Трисвятого» поется «Елицы во Христа крестистеся», задостойник – «Светися светися, новый Иерусалиме» и все остальное, как в первый день Пасхи, кроме Евангелия и Апостола. Евангелие и Апостол для каждого дня седмицы особые, Евангелие читается только на одном языке. В Светлую пятницу к пасхальной службе присоединяется Служба в честь обновления храма Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы. В синаксарии этого дня излагается история праздника. Первый храм был построен византийским императором Львом Великим в память о чудесном исцелении слепого от лесного источника, который указала Льву Сама Богородица. Император Юстиниан воссоздал первый храм, но постройка была разрушена землетрясениями. Храм был восстановлен императором Василием Македонянином и его сыном Львом Мудрым. Источник прославился многими чудесными исцелениями, в числе которых разрешение неплодства царицы Зои, ставшей матерью императора Константина Порфирогенита. Это служба местного характера и в Типиконе она не помещается. Составил службу Никита Каллист Ксанфопул, живший в XIV веке. Об этой службе в Цветной Триоди сказано: «Не обретохом бо в типице (в Типиконе) сицеваго (такого) последования, но положися любве ради Пресвятыя Богородицы». То есть хотя последования этой службы в Типиконе и нет, она совершается ради любви к Пресвятой Богородице. Сейчас в этот день освящается вода, в некоторых местах совершаются крестные ходы на источники. В Светлую Субботу после Божественной литургии Царские врата закрываются. С 9го часа 52 начинается второй период празднования Пасхи, менее торжественный, продолжающийся четыре с половиною седмицы, до Отдания Пасхи и праздника Вознесения. Особенности богослужения от Фоминой недели до Отдания Пасхи Службы этого периода начинаются троекратным пением или чтением тропаря Пасхи «Христос воскресе».

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

На благословении хлебов, на «Бог Господь...» и в конце утрени, тропарь праздника (гл. 1-й): «Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение». На полиелее величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень». Прокимен: «Помяну имя Твое...», Евангелие от Лк., зач. 8. На «Слава» – «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же, «Помилуй мя, Боже...». Канон праздника: «Сушу глубородительную землю», творение св. Космы Маиумского . Ирмосы по дважды, тропари – на 12. Катавасия – праздника. Припев к праздничному канону поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». По 3-й песни – седален, по 6-й песни – канон и икос. Кондак: «Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже: но умири во бранех жительство, Едине Человеколюбче». На 9-й песни «Честнейшую...» не поем, но поем припевы праздника (их всего 14). (После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний...»; после каждых следующих четырех – читается тропарь песни.) В заключение на катавасию поются первый припев и ирмос, которые являются Задостойником на литургии (до отдания). Припев: «Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих». Ирмос: «В законе сени и писаний (в тени и букве закона – А. И.) образ видим, вернии: всяк мужеский пол ложесна разверзая, свят (посвящается – А. И.) Богу. Тем перворожденное Слово Отца Безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем». На литургии – входной стих: «Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою». Прокимен: «Величит душа Моя...». Апостол к Евр., зач. 316. Евангелие от Лк., зач. 7. Причастен: «Чашу спасения прииму...». Богослужение Сретения, кроме совпадения с воскресным днем, может иметь еще свои особенности, в зависимости от совпадения с днями подготовительных Недель Великого поста. Это происходит по той причине, что начало Постной Триоди (Недели мытаря и фарисея), в зависимости от дня празднования Пасхи, бывает между 11 января и 15 февраля и праздник Сретения (2 февраля) иногда празднуется уже во время пения Постной Триоди. В таком случае праздничная служба соединяется в эти воскресные дни с Постной Триодью. «Покаяния отверзи...» во все воскресные дни в таком случае не поется, но вместо «Покаяния...» следует петь: «Молитвами Богородицы...», «И ныне» – то же и «Помилуй мя, Боже...». А псалом 136, «На реках Вавилонских...», следует петь в Недели – блудного, мясопустную и сыропустную 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

После этого настоятель с Крестом обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону, и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великого Господина и отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего (имя рек) епископа... и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси». Хор: «Господи, помилуй» (100 раз). Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение – лицом на юг. Диакон возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властях и воинстве ея, рцем вси». Хор – «Господи, помилуй» (100 раз). Четвертое воздвижение – лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленной (находящейся в беде и угнетении), здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Пятое воздвижение – опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и служивших во святей обители сей (или храме сем), отец и братий наших, о здравии, и о спасении, и оставлении грехов им, рцем вси». После пятого воздвижения Креста Господня поется «Слава, и ныне» и кондак: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу». При пении кондака настоятель полагает Крест на аналое. Затем поется «Кресту Твоему...» (трижды с земными поклонами), стихиры на поклонение Кресту и далее все по чину. Если был совершен чин Воздвижения, то сугубая ектения опускается и произносится сразу просительная: «Исполним утреннюю молитву нашу». Если же чин Воздвижения не совершался, тогда после поклонения Кресту и стихир Кресту произносятся обе ектений – сугубая и просительная. На литургии – антифоны праздника. Входной стих: «Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Сразу после входного стиха – тропарь и кондак праздника. Вместо Трисвятого – «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...» (поется только в день праздника). Прокимен, гл. 7: «Возносите Господа Бога...». Апостол (Кор., зач. 125), Евангелие (Ин., зач. 60). Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень» и ирмос: «Таин еси, Богородице, рай...». Причастен: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

206 Примечание: Если служит епископ, то все выходы из алтаря и вход в него на Светлой седмице совершаются не через царские врата, а боковыми, т е. как в обычное время. 207 На литургии антифоны, входной стих: «Елицы...» во все дни Светлой седмицы бывают как на Пасху (см. Типикон, 1-й день Пасхи). 208 О порядке чтений Евангелия на разных языках – см. подробные указания у В. Розанова («Богослужебный Устав») и К. Никольского , а также в Богослужебных указаниях на 1949 г. и на 1950 г., вып. II. Изд. Московской Патриархии. Настоятель по Уставу должен читать Евангелие перед Престолом – лицом к востоку. Диакон – на амвоне также лицом к востоку. Кроме того, по Уставу, положено перед каждым чтением Евангелия ударять один раз в колокол, а по прочтении всего Евангелия – во все колокола (Типикон, гл. 50; К. Никольский . Литургия в день Святой Пасхи, с. 631–632: В. Розанов . Литургия в день Святой Пасхи, с. 656–657). 210 Если совершается соборное служение, то вслед за певцами идут младшие священнослужители, причем первая пара несет артосы, а старшие несут Евангелие (с правой стороны) и икону Воскресения Христова (с левой). Старшие диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилом. 211 Такое окончание литургии бывает во все дни Светлой седмицы. Отпуст священник совершает с Крестом в руках, как и на утрени, и осеняет им народ. 214 Если служит архиерей, то он облачается на кафедре, как перед литургией, диакон читает положенные на облачение молитвы. Священнослужители, облачившись в фелони, в преднесении Креста на блюде, встречают архиерея, как на литургии. Диакон с кадилом, трикирием и дикирием произносит: «Премудрость». Хор поет: «Ангел вопияше...» и «Светися, светися...», после чего возглас на 9-й час. 215 На великой вечерни во все дни Светлой седмицы бывает свой великий прокимен (см. Служебник и Триодь Цветную). 217 В Типиконе, «В понедельник Светлый седмицы на утрени», сказано, что иеромонах облачается только в мантию и епитрахиль: а иерей в фелонь и, таким образом, совершается утреня во всю Светлую седмицу. В практике – на утрени предстоятель облачается в полное облачение – как для совершения литургии. См. С.В. Булгаков . Цит. соч., с. 583.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Эти данные согласуются с другими историческими свидетельствами рассматриваемой эпохи. Тертуллиан говорит о всеобще-христианском обычае при входе в храм знаменовать себя крестным знамением. 321 Св. Амвросий свидетельствует, что новокрещенные входили в храм со словами псалма 42: «вниду к алтарю Бога моего»..., откуда естественно заключать и о произнесении этого псалма священниками при их вшествии в алтарь. 322 Древнее и всегдашнее употребление предуготовительных молитв доказывается примерами из жизни святых, которые не начинали службы, пока не ощущали на себе наития Св. Духа. Наприм. в Дионисиевом послании 8 к Демофилу повествуется, что св. Карп, пред началом литургии молился дотоле, пока не видал особого небесного видения. 323 В «Луге духовном» Иоанна Мосха рассказывается об одном древнем пресвитере, что он после утренних песнопенийсидя при алтаре, не начинал службы, пока не видел Св. Духа осеняющего престол. 324 О торжественном шествии в храм святителей, в сопровождении народа и клира, повествует Ефрем Сирин ( Василия Великого ), Амвросий, Августин и др. 325 Тертуллиан вхождение мирян описывает словами: gravitas honesta, apporitio devota, processio modesta. 326 Вывод из сказанного следующий: входная часть, хотя и не имела однообразной редакции и не составляла общераспространенного литургийного чина, но несомненно существовала в первые века христианства. По крайней мере в некоторых церквах (иерусалимско-сирийской и александрийской) она состояла; из предначинательных молитв, сходных по содержанию с позднейшими и из чтения псалмов; молитва «Господи ниспосли», хотя и не помещена во входной части, но весьма близкая к ней молитва есть в сирско-греческой редакции литургии Иакова пред причащением. Весьма вероятно также предположить, что при осенении себя крестным знамением, священник говорил малое славословие, – быть может также читал покаянный псалом 50, «Боже милостив» и под. как общеупотребительные у христиан молитвы. § 4. Облачение дьякона в «полные (εσταλες) одежды» пред литургией оглашенных и епископа в «блестящие или светлые (λαμπρς) одежды» пред началом евхаристии упоминается в Апостольских Постановлениях. 327 Из многочисленных свидетельств этой эпохи за бытие священных одежд христианских, 328 сошлемся только на Климента Александрийского , Иеронима, 329 Поликарпа (τπταλον Иоанна Богослова, 330 митра Иакова Заведеева), 331 лаодикийского собора 332 и друг. 333 – Вероятность предположения, что епископ при облачении в блестящие (белые) одежды, произносил стих из Исаии (61 гл.): «да возрадуется душа» – доказывается свидетельством Кирилла Иерусалимского о произнесении этого стиха новокрещенными, когда они облачались в светлые одежды. Впрочем отсутствие подобных молитв во всех, даже таких подробных чинопоследованиях, какие представляют Апостольские Постановления и сирско-греческая литургия Иакова, заставляют думать, что это было, как и входная часть, делом частного и личного благоусмотрения священнослужителя, а не общераспространенным чином.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

В воскресный день в Октоихе наряду с песнопениями в честь Креста и Воскресения Христовых положены стихиры и канон Богородице. Т. о., в седмичном круге богослужения сохранился древний принцип совместного прославления Христа и Божией Матери. Сретение Господне иногда считается Б. п. как по содержанию, так и по уставным особенностям - совр. Типикон в случае совпадения с воскресным днем не отменяет службу Октоиха; Сретение не имеет праздничных антифонов на литургии (в поздней греч. практике такие антифоны есть). Нередко в рукописных и печатных иерусалимских Типиконах праздник Сретения Господня упоминается в числе Б. п. в главе о совершении службы этих праздников в воскресный день (так в Типиконах БАН. Арх. Д. 3, 1422-1425 гг., Арх. Д. 20, 1549 г.- Рубан. С. 55). Однако несоответствие устава службы образцу Господского двунадесятого праздника не может свидетельствовать о том, что это праздник Богородичный. Можно сравнить особый устав этого дня с уставом др. недвунадесятых Господских праздников (Обрезания Господня 1 янв., Новолетия 1 сент., Изнесения Древ Честного Креста 1 авг., Перенесения Убруса Господня 16 авг.), к-рые допускают соединение с воскресной службой; на литургии Сретения, как и в Господские праздники, поется входной стих . Но, безусловно, в этот день особенно прославляются и те, кто имел отношение к празднуемому событию,- Пресв. Богородица и прав. Симеон Богоприимец, упоминаемые, в частности, в тропаре и кондаке (1-й обращен к Божией Матери, а 2-й - ко Господу), в литургийных прокимне (песнь Богородицы) и аллилуиарии (песнь Симеона) и мн. др. песнопениях праздника. В Зап. Церкви Б. п. (кроме, возможно, Благовещения) установлены неск. позднее, чем на Востоке, часто под вост. влиянием. 1-й Б. п.- Рождество Св. Марии - был введен в Риме во 2-й пол. VI в. и праздновался 1 янв., в день октавы (зап. аналог визант. отдания) Рождества Христова ( Botte B. La première fête mariale de la liturgie romaine//Ephemerides Liturgicae. R., 1933. 47. P. 425-430); с VII в. в этот день празднуется Обрезание Господне.

http://pravenc.ru/text/149547.html

В следующий день после праздника крещения Господня празднуется Собор св. Иоанна Крестителя. Следующие за праздником крещения, или Богоявления, суббота и неделя (воскресение) именуются субботою и неделею по Просвещении. В них читаются особые Апостол и Евангелие, имеющие отношение к празднику Богоявления. 2 февраля – великий праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме Иерусалимском праведным Симеоном и Анною Пророчицею ( Лк. 2:22–39 ). Это было в 40-й день по рождестве Христовом. По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужеского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы об очищении своем, для представления младенца Богу и для законного искупления (выкупа); ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу ( Исх. 13:12–13 ; Лев. 12:1–8 ; Числ. 3:13–18; 15–16 ). В жертву Богу приносили агнца и горлицу, а в случае бедности – двух горлиц или птенцов голубиных, пречистая Дева, хотя и не имела нужды в очищении, однако явилась в храм, чтобы исполнить все по закону, в жертву очистительную она по своей бедности могла принести только двух горлиц, в храме Иерусалимском встретили младенца Иисуса праведный Симеон, которому было обещано от Святого Духа не видети смерти прежде, даже не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». И Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, которые с верою ожидали Его. Праздник Сретения Господня принадлежит к числу дванадесятых праздников, но дванадесятых не Господних, а Богородичных. Ибо, если праздник Сретения Господня случится в неделю (воскресение), то служба воскресная не отменяется для службы праздника Сретения, а поется с нею вместе, как бывает в дванадесятые Богородичные праздники. Праздник Сретения и называется иногда праздником Сретения Пресвятой Богородицы. Но в этот праздник, подобно как в праздник Господень, положены: 1) на литургии на малом входевходной стих, как в дванадесятый Господень праздник. После входного стиха поется тропарь и кондак праздника. Но в этот день не положены праздничные антифоны, а указаны Изобразительны с Блаженными. 2) После служб положен особый отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– если святой имеет Блаженны – 4 тропаря из 3-й песни канона предпразднества и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – 4 тропаря из 3-й песни и 4 из 6-й песни канона предпразднства. В попразднство: – если святой имеет Блаженны – на 8: 4 тропаря из рядовой песни канона праздника и 4 из 6-й песни канона святого. – если святой не имеет Блаженн – тропари из рядовой песни канона праздника на 6 356 . Входной стих: В попразднство Господского праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий...» (после слов «Сыне Божий» добавляется припев 2-го антифона праздника). В попразднство Богородичного праздника: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны Сыне Божий, молитвами Богородицы поющия Ти: Аллилуйя» 357 . Тропари и кондаки по входе: Если служба совершается одному святому (малому или шестеричному), то порядок пения тропарей и кондаков такой же, как и в случае празднования памяти полиелейного святого в период пред- или попразднства (см. пункт «О бденном или полиелейном святом, если случится в период предпразднства или попразднства двунадесятого праздника в седмичный день»). Если случится память двух святых в период пред или попразднства, то порядок пения тропарей и кондаков будет следующий: В Господском храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). – в предпразднство или попразднство Богородичного праздника: тропарь храма, тропарь праздника (предпразднства), тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства). В Богородичном храме: – в предпразднство или попразднство Господского праздника: тропарь праздника (предпразднства) и тропарь храма, тропарь 1-го святого; тропарь 2-го святого; кондак храма; кондак 1-го святого; «Слава» – кондак 2-го святого; «И ныне» – кондак праздника (предпразднства) 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010